Юрий Айзеншпис. Зажигающий звезды. Записки и советы пионера шоу-бизнеса. М., Алгоритм, 2005
Книга весьма ценна тем, что отчасти проливает свет на «московский» период жизни Цоя. В ней довольно внушительная глава воспоминаний, посвященная Цою (стр. 254-279). Но большинство «киноманов» ею пренебрегают из за нелюбви к Айзеншпису. А зря. Как раз недостаток книг Житинского (о процессе работы и скудности информации о Москве) отчасти ею компенсируется.
По крайней мере, учитывать ее при работе с мемуарами нужно, как бы поклонники ни относились к Айзеншпису.
Однако в ней есть ляпы: ошибочно написана аннотация («с его легкой руки… засияла звезда Цоя»), а в иллюстрациях вместо обложки «Черного альбома», который продюсировал Айзеншпис — почему-то «Последний герой».
31 March, 2006 в 12:46 Дата регистрации: 5 ***years ***ago
Я купил книгу А. Про Цоя по объему там прилично. Оказывается Цой для А. «друг, учитель и ученик». Т.е. еще одним другом у Цоя стало больше.
Либо я ничего не знаю о Цое, либо в главе о Цое много мягко говоря ошибок.
Еще впечатление. Книга местами явно надиктована. Т.е. А. говорил, за ним записывали, потом добавляли общеизвестные факты. При чем явно видно, что некоторые фразы просто откуда-то украдены. Так книги разных Жириновских составляются. Т.е. там минимум два автора.
Кто второй автор книги можно догадаться по предисловию.
Грубо про Марьяну. Что-то вроде: жадная до денег баба с пролетарским происхождением.
Действительно, пробел о питерском периоде жизни, о котором Айзеншпис не мог знать в подробностях, заполнен отрывками из «канонических» воспоминаний, зато совершенно новый взгляд (местами весьма шокирующий для тех кто привык к традиционной картине, к числу которых относится и Дамер) на жизнь Цоя дают нам те части книги, которые написаны самим Айзеншписом.
Источник: posledniy-geroy.ru
Юрий Айзеншпис — «Виктор Цой и другие. Как зажигают звезды»
(c) Ю. Ш. Айзеншпис, 2005
(c) Эксмо»/»Алгоритм», 2011
384 с. — 3000 экз.
Из аннотации на обороте титульного листа: «Знаменитый музыкальный продюсер Юрий Айзеншпис рассказывает, как с его легкой руки на музыкальном небосклоне ярко засияла звезда Виктора Цоя и многих других легенд авторской песни и рок-музыкантов». И далее: «Его фамилия переводится как «железный стержень»». Что ж, хоть здесь все верно.
В остальной части аннотации правды кот наплакал: да, стараниями Айзеншписа «ярко засияла звезда» Виктора Цоя и группы КИНО, а двумя десятилетиями раньше при его участии как организатора была создана группа СОКОЛ — одна из первых, игравших в Москве биг-бит. А вот певица Линда и группа ТЕХНОЛОГИЯ, с которыми работал Айзеншпис в 90-х годах, к року имеют весьма опосредованное отношение.
И как соотнести с роком и авторской песней такие названия и имена как ДИНАМИТ, Влад Сташевский, Катя Лель, Саша или Дима Билан. Позволю себе высказать предположение: оригинальное название рукописи — «Как зажигают звезды», а добавление имени лидера КИНО и размещение его фотографии на обложке — коммерческий или, правильнее сказать, спекулятивный ход издателей.
В пользу этой догадки говорит и внутренний подзаголовок книги: «Зажигающий звезды. Записки пионера шоу-бизнеса». Именно так назывались мемуары Айзеншписа, выпущенные в 2005 году издательством «Алгоритм». А рецензируемая книга — скорее всего, попросту переиздание, снабженное более броским заголовком.
Книгу можно оценивать на разных уровнях. Мемуары написаны хорошим литературным языком, а потому читаются на одном дыхании; часто нить повествования прерывается вставками-интермедиями, в которых прошлое осмысляется с позиции дня сегодняшнего. Такие вставки помечены датами и выделены курсивом. Я бы даже сказал, прошлое и настоящее вступают в своеобразный диалог, который делает книгу ещё более живой и интересной.
При этом Виктор Цой — не главный герой книги: из 372 страниц текста глава о нем (которая так и называется «Цой, Виктор») занимает 31 страницу, то есть менее чем десятую часть объема. Сама по себе глава написана несколько сумбурно, но в целом дает представление о взаимоотношениях между лидером группы и её продюсером, которые можно назвать идеальными. Юрий Айзеншпис нашел точки соприкосновения между группами КИНО и ЛАСКОВЫЙ МАЙ. Несмотря на принципиальное различие жанров и стилей, которые они исповедовали, публика обеих групп зачастую была общей. По словам автора книги, Виктор Цой вполне нормально воспринимал первых представителей подросткового попа, а во время совместных гастролей в Украине даже пообщался с Юрой Шатуновым в неформальной обстановке.
Наиболее удачными мне показались главы о группе СОКОЛ. Помню, в детстве я очень любил слушать популярные передачи Всесоюзного радио и радиостанции «Юность». В одной из передач — в какой точно, уже не могу вспомнить, — услышал песню в исполнении ВИА СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ. Тогда мне она очень понравилась.
И только теперь, 30 с лишним лет спустя, я узнал, кто именно выступал под вывеской этого ВИА: название СОКОЛ Министерству культуры СССР почему-то пришлось не по вкусу. Что ж, могу с гордостью сказать, что, насколько это было возможно, слышал группу СОКОЛ. Как слышали её и те, кто смотрел мультфильм для взрослых «Фильм, фильм, фильм», снятый в 1967 году: ведь именно СОКОЛ записал музыку, сочиненную Александром Зацепиным к этому мультфильму. Вокальную партию исполнил Леонид Бергер, на тот момент участник группы ОРФЕЙ, который впоследствии, с 1969 по 1972 год, работал в составе ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ, а в 1974 году эмигрировал в Австралию, где продолжил карьеру эстрадного исполнителя.
Айзеншпис с большой теплотой вспоминает об американке Джоанне Стингрей, которая многое сделала для питерского рока. В частности, в 1986 году выпустила двойной виниловый альбом «Red Wave», в котором по стороне отводилось четырем ленинградским группам — АКВАРИУМ, АЛИСА, КИНО и СТРАННЫЕ ИГРЫ, — и отослала по экземпляру Рейгану и Горбачеву. Получив альбом, генсек ЦК КПСС поинтересовался у чиновников от культуры, почему у групп, чьи записи составили «Красную Волну», нет пластинок на родине, и лично распорядился об издании их альбомов на фирме «Мелодия».
Зато рассказ Юрия Айзеншписа о его друге Владимире Матецком выглядит бедным и каким-то вымученным. А ведь Матецкий — не только автор хитов Софии Ротару и Влада Сташевского. В жизни этого талантливого композитора были и другие, не менее интересные события, о которых можно было бы вспомнить: например, в 70-х годах Матецкий играл в блюзовой группе УДАЧНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ, в 1983 году совместно с Юрием Чернавским создал цикл «Банановые Острова», знаковый для отечественного рока, а в первой половине 80-х писал песни для групп ДИАЛОГ и КАРНАВАЛ.
Айзеншпис — мастер портрета и в особенности автопортрета. Он написал о себе, ничего не утаивая и не приукрашивая: не только рассказал о своих достижениях и успехах, но и признал собственные недостатки и слабости, которые ничего, кроме неприятностей, не сулили и трижды приводили его на скамью подсудимых.
Весьма далекий от дипломатии, Юрий Шмильевич всегда был предельно честен как с друзьями, так и с врагами: и первых, и вторых называл поименно. Быть может, поэтому к концу жизни он сохранил хорошие отношения далеко не со всеми своими «подопечными». Маленький элемент боевика вносит эпизод, повествующий о том, как участники группы ТЕХНОЛОГИЯ попытались вовлечь своего (на тот момент уже бывшего) продюсера в бандитскую разборку. Из которой тот, благодаря богатому опыту общения с уголовным миром, вышел безболезненно.
Впрочем, в некоторых случаях Айзеншпис имел полное право на резкость. Например, он отрицательно отзывается о проекте «КИНОпробы». Особенно его возмутила версия песни «Видели Ночь», предложенная молдавской группой ZDOB SI ZDUB. Приятное исключение он сделал лишь для Земфиры, исполнившей «Кукушку».
Иногда Айзеншпис как личность поражает своей парадоксальностью: во-первых, живя в обществе, он всеми фибрами души и тела стремился быть от него свободным, хотя как умный человек прекрасно понимал, что это немыслимо. Во-вторых, хотел жить в Советском Союзе, но — по-европейски. Наконец, в-третьих, несмотря на 18 лет, проведенных в заключении, не озлобился на советскую систему. Напротив, очень высоко оценивал советский спорт, образование, а советское общество считал единой большой семьей.
С позиции человека приземленного и прагматичного Айзеншпис критикует идеологию отечественного рок-движения: «Рокеры якобы считают, что концертов должно быть мало, светиться в «ящике-телевизоре» негоже, клипы снимать пошло, а делать на музыке деньги — это уж совсем некрасиво». И восклицает с интонацией Станиславского: «Не верю!» Продолжу цитату: «Как правило, это хорошая мина при плохом спросе на тех, чьи выступления нигде не ждут, и за которые никто платить не намерен». В чем-то с ним можно поспорить, в чем-то согласиться, — как в итоге, если верить автору мемуаров, согласился Виктор Цой. (Замечу в скобках: сегодня под приведенным высказыванием Айзеншписа подписалось бы подавляющее большинство отечественных рокеров, в том числе и вчерашних «подпольщиков».) Юрий Шмильевич не видит ничего страшного в том, что во время выступления того или иного артиста публика выпивает и закусывает, — с его точки зрения, это вполне нормальная практика. Впрочем, насколько она «нормальная» — вопрос дискуссионный, я сам предпочел бы рассматривать конкретную ситуацию. Да и у каждого рокера индивидуальная реакция на жующую публику.
«На десерт» читателю предлагается приложение к мемуарам, написанное Айзеншписом совместно с К. Львовичем и озаглавленное «Шоу-бизнес в России — опыт бесполезного пособия». Почему пособие «бесполезное»? Оно призвано дать массовому читателю элементарные представления о «кухне» шоубиза в России и на территории бывшего Советского Союза. Тем же, кто хочет заняться продюсированием или пиаром профессионально, этого пособия будет явно недостаточно.
Часто автор книги допускает досадные описки, ошибки и неточности. Так, в 1967 году в стране праздновалось 50-летие Октябрьской революции, а не СССР: Союз Советских Социалистических Республик как единое государство был образован лишь в 1922 году.
Все, кто получал высшее образование и изучал краткий курс эстетики, должны знать, что кино — равно как и архитектура, живопись, графика, скульптура, художественная фотография, дизайн, литература и музыка — это вид, а не жанр искусства. Система наказаний за уголовные преступления называется пенитенциарной, а не пенициарной.
Правильная фамилия ведущего телепрограммы «Взгляд» — Мукусев, а не Макусев. Слова «действие» и «действо» не могут употребляться как взаимозаменяемые. И так далее. Ну, а количество опечаток в книге и вовсе подсчитать невозможно. Но это всё упреки скорее редакторам и корректорам.
Если вам нечем заполнить время, советую ознакомиться с мемуарами ныне покойного Юрия Айзеншписа — «первого продюсера российского шоу-бизнеса» и «последнего завхоза советской эстрады» в одном лице. Не хочется читать — можно разглядывать фотографии. Их в книге очень много. Любителям же КИНО я бы настоятельно рекомендовал прочитать единственную главу о группе: все-таки это правдивая, из первых уст, версия значимого факта биографии их кумиров.
Публикуемые материалы принадлежат их авторам.
К этой статье еще нет комментариев | Оставьте свой отзыв
Другие статьи на нашем сайте
Источник: www.nneformat.ru
Виктор Цой и другие. Как зажигают звезды [Юрий Шмильевич Айзеншпис] (fb2)
Знаменитый музыкальный продюсер Юрий Айзеншпис рассказывает, как с его легкой руки на музыкальном небосклоне России ярко засияла звезда Виктора Цоя и многих других легенд авторской песни и рок-музыкантов. Айзеншписа по праву называют пионером отечественной шоу-индустрии. Его фамилия переводится как «железный стержень». Этот стержень помог ему создать первую рок-группу в СССР в условиях фактического запрета рока, а также пройти почти через 18 лет тюрем и лагерей и не сломаться.
О безвременно ушедшем из жизни Юрии Айзеншписе говорили, что он может «раскрутить» даже медведя, сделав его эстрадной звездой. Говорили, если кто-то перейдет ему дорогу, то очень скоро об этом пожалеет. В общем, говорили об Айзеншписе многое… Но зачем пользоваться слухами, когда существует увлекательное жизнеописание Айзеншписа, принадлежавшее ему самому?
Рекомендации:
эту книгу рекомендовали 0 пользователей.
Прежде чем рекомендовать книгу, хорошо подумайте. Рекомендация — это высшая оценка, которую вы можете выставить книге. 10 по 5-балльной шкале.
(Оглавление)
- Предисловие
- Вместо предисловия
- ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ЖИЗНИ
- Мои родители
- Евреи
- Вперед, в столицу!
- Сталин
- Сладкая селедка
- Люди СССР
- Смена дислокации
- СВИДАНИЕ С КОРОЛЕВОЙ СПОРТА
- Победы и поражения
- СЕКРЕТНЫЙ ОБЪЕКТ
- Друзья детства
- НАВСТРЕЧУ МУЗЫКЕ
- Опьяненный звуками
- Советская власть и рок
- Первая рок-группа СССР
- Вещи и деньги
- Мы — профессионалы!
- ИНСТИТУТ
- Золотой телец
- Преступный бакс
- Заветная контора…
- ПЕРВЫЙ СРОК
- Приемка
- В застенках КГБ
- Стройка века
- Бунтарская зона
- Печорская эпопея
- ВТОРОЙ СРОК
- Такая недолгая свобода
- Преступление и наказание
- Колония Мясорубка
- Тюремный шансон
- СРОК ТРЕТИЙ И ПОСЛЕДНИЙ
- 101-й километр
- Опять за решетку!
- НОВЫЙ МИР ВОКРУГ МЕНЯ
- Жить по-своему
- СНОВА В ШОУ-БИЗНЕСЕ
- Галерея
- Цой. Виктор
- Памяти родителей
- Технология, не помнящая родства
- Друзья — артисты…
- Скандальные Янг Ганс и красавчик Сташевский
- Саша, Лель, Никита и другие
- Враги
- Динамит
- Билан. Дима
- ПРОШЛОЕ
- ШОУ-БИЗНЕС В РОССИИ — ОПЫТ БЕСПОЛЕЗНОГО ПОСОБИЯ
- Иллюстрации
Источник: coollib.com