Сергей Сапожников — об управлении парком крытых вагонов
Об особенностях оперирования в сегменте крытых вагонов в интервью рассказывает генеральный директор ООО«РэйлСпецТранс» Сергей Сапожников.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Генеральный директор ООО «РэйлСпецТранс» Сергей Сапожников
Фото: ООО «РэйлСпецТранс»
— Каким объемом парка крытых вагонов располагает «РэйлСпецТранс»? Парк в собственности или в управлении?
— Более 5 тыс. Весь парк в лизинге. Арендованные крытые вагоны у нас отсутствуют.
— Насколько, на ваш взгляд, было выгодно оперирование крытыми вагонами в прошлом году и изменилась ли ситуация?
— Вообще, крытый вагон показывает наименьшую волатильность на рынке, поэтому он достаточно стабилен всегда, и мы довольны теми показателями, которые год от года дает нам оперирование крытыми вагонами.
— Насколько велика маржинальность в этом сегменте?
— Достаточно сложно ответить на этот вопрос, потому что существуют различные лизинговые договоры: кто-то покупал б/у, кто-то покупал новые, кто-то — новые большекубовые, как мы… Но в целом ставка доходности в среднем была около 1,8 тыс. руб. в сутки, что достаточно неплохо.
— Сильно ли вы в этом году пострадали от ситуации, когда ключевая ставка повысилась и обслуживать лизинговые платежи для многих компаний стало сложно или неподъемно?
— Естественно, мы пострадали значительно. Думаю, такой резкий рост ключевой ставки ни один оператор переварить не может. Но крытый вагон ввиду наличия стабильной грузовой базы позволил нам без колоссальных или системных убытков пережить этот период до снижения ключевой ставки.
— Сейчас ситуация нормализовалась?
— Относительно ключевой ставки — да, нормализовалась, она вышла на дофевральский уровень, однако общая ситуация, конечно, постоянно преподносит новые сюрпризы, дает новые вводные, и мы постоянно вынуждены на них мобильно реагировать. Например, у нас на территории недружественных государств задержано более 150 вагонов — и нам еще повезло относительно других операторов.
Рушатся привычные логистические цепочки — это связано прежде всего с экспортом и импортом в Европу и из Европы. С другой стороны, ввиду ограничения оборота контейнеров с выходом международных компаний из России часть грузов перешла на крытые вагоны, и это плюс.
С третьей — ввиду запрета на автоперевозки российских компаний из Европы автоперевозчики достаточно активно сейчас предлагают выгодные условия внутри России, демпингуют. Но, с четвертой стороны, эти перевозчики страдают из-за отсутствия запчастей… И вот так, ежедневно, происходят какие-то изменения, на которые мы вынуждены очень оперативно реагировать. Пока у нас получается. Мы переориентировали наши потоки на Казахстан, Турцию, Азербайджан, Иран и в целом не ощущаем проблем с грузовой базой.
— На Восточный полигон вы не заходите? Проблемы с недостаточной пропускной способностью на нем вас не коснулись?
— У нас, как у всех участников рынка ж/д перевозок, на Восточном полигоне есть сложности с оборотом вагонов из-за его ограниченной пропускной способности. Мы стараемся ограничивать присутствие в этом регионе, но без ущерба для наших клиентов.
— Вы упомянули о демпингующих автоперевозчиках. Вы с ними конкурируете?
— Те грузы, которые перевозит крытый вагон, перевозят еще контейнер и автопоезд. Ввиду запрета на въезд в Европу российских автомобильных компаний они, естественно, начали делать очень интересные предложения внутри России. Но конкуренция особенно остро наблюдалась примерно месяц назад — сейчас ситуация с дефицитом автозапчастей ее в значительной степени выравнивает и снижает профицит.
— Вы работаете на споте или по долгосрочным контрактам?
—В настоящее время у нас практически нет долгосрочных договоров, хотя 90% отправок наших вагонов происходит с путей одних и тех же грузоотправителей из месяца в месяц.
— Сейчас ставка предоставления понижается относительно прошлого года?
— Она повышается и, по нашим прогнозам, будет повышаться. На это влияет достаточно большое количество факторов. Наверное, в первую очередь это связано с тем, что ОАО РЖД подняло на 11% тариф. Растут цены на ремонты. И в принципе цена нового крытого вагона, которая сложилась на рынке, сейчас не позволяет операторам замещать выбывающий парк покупкой нового.
А в период с 2020 до 2025 года выбывает по сроку службы до 20% парка крытых вагонов.
— Насколько серьезно, на ваш взгляд, вырастет ставка до конца года?
— Сейчас, как я и говорил, ситуация преподносит постоянные сюрпризы, поэтому делать прогнозы — неблагодарное дело, но я думаю, что возможен рост ставки до 10% к концу года.
— Намерен ли «РэйлСпецТранс» наращивать свой парк крытых вагонов или сейчас обстановка к этому не располагает?
— В целом стратегия нашей компании была в постоянном увеличении парка, и мы уже сейчас способны оперировать большим количеством, но ситуация на рынке с точки зрения стоимости крытого вагона просто не позволяет этого делать. Это экономически неэффективно. По нашим расчетам, окупаемость крытого вагона при сегодняшних ценах — десять и более лет.
Но мы с большим вниманием смотрим на различные MA есть ли сейчас достаточное предложение на вторичном рынке?
— Сейчас весь рынок находится в режиме standby, когда все смотрят и ждут, что будет. Выходило много статей и интервью с различными игроками о том, что, мол, пришло время крытых вагонов: сейчас контейнеры все уйдут, платформы уйдут — и будем все возить в крытых. Поэтому предложения о продаже, которые были ранее, сократились или приостановились, рынок сейчас наблюдает за этим. У нас есть несколько кейсов, по которым мы постоянно взаимодействуем с нашими партнерами, и надеемся, что в ближайшее время, когда рынок станет более понятным и прогнозируемым, мы эти договоренности реализуем.
— Кто ваши основные конкуренты и за счет чего можно в этом сегменте конкурировать?
— Что касается данного парка, конкуренция есть как внешняя, о которой я уже говорил (контейнеры, платформы, автотранспорт), так и внутренняя — непосредственно операторы, которые оперируют крытым вагоном. Они достаточно известны. Конкуренции хватает.
Наше большое преимущество и большая удача, на мой взгляд,— это то, что мы с акционерами, с нашей командой смогли построить большую компанию: мы третьи в сегменте крытых вагонов, при этом мы сделали это исключительно на новейшем большекубовом парке, и мы сохранили полную оперативность в принятии решений. У нас пока получается не стать, несмотря на размер, «запроцедуренной» компанией, где решения, в том числе по ставке для клиента, изменению логистических цепочек, не надо проводить через советы директоров, собирать комитеты и тратить на эти решения месяцы. Мы готовы их принимать ежеминутно и ежечасно. Это наше большое конкурентное преимущество, которое нам помогает.
— Не опасаетесь ли вы, что если сильно увеличите масштаб своей деятельности и размер парка, то утратите эту небюрократизированность?
— Мы опасаемся. Поэтому ставим себе лимит по парку крытых вагонов примерно в 8–10 тыс. К большему мы пока не готовы. Это оптимальный объем парка для эффективного управления при нашей модели бизнеса.
Предоставлено: ООО «РэйлСпецТранс»
Источник: www.kommersant.ru
Вагон три четверти своей жизни стоит и не приносит прибыли
Подсчитано, что вагон по прямому назначению собственник использует лишь 22% времени всего его жизненного цикла. Об этом на международной научно-технической конференции «Подвижной состав XXI века (идеи, требования, проекты)» рассказал Максим Кузнецов, руководитель группы «Вагонное хозяйство» ВНИИЖТ.
На станциях погрузки и выгрузки вагон стоит 43% времени, еще 35% он стоит на технических станциях. Однако нельзя сказать, что оставшиеся 22% времени жизненного цикла он везет грузы и обеспечивает владельцу прибыль. Вагон, случается, выводят из эксплуатации из-за внеплановых отцепок. Подсчитано, что в минувшем году 841 тыс. грузовых вагонов из 1,2 млн отцепили на внеплановый ремонт, в котором они в совокупности простояли более 116 млн часов.
«Это то время, которое они могли работать, перевозить груз и приносить прибыль», – говорит М. Кузнецов.
Повысить работоспособность вагона возможно, настаивает эксперт. Уже существуют и внедрены в жизнь множество технических решений. Однако подавляющее большинство из них требуют значительных капитальных затрат собственника подвижного состава. М. Кузнецов предлагает еще один вариант повышения работоспособности вагона – оптимизировать саму систему ремонта. Согласно прогнозу, предварительный технико-экономический эффект за год жизни одного вагона превышает 700 тыс. руб.
«Необходимо поддерживать техническое состояние вагона не только при техническом обслуживании на станциях, но и в более благоприятных условиях планово – в межремонтном периоде эксплуатации между деповскими ремонтами», – говорит он.
То есть чтобы избавить вагон от ремонта, надо его ремонтировать чаще, добавляет М. Кузнецов. Участники рынка с таким предложением не согласились.
«То есть Вы предлагаете полностью отказаться от плановой системы ремонтов и переходить на ремонт по состоянию? Нет, Вы предлагает не это – Вы предлагаете еще один межплановый ремонт», – негодуют участники дискуссии.
Большая часть отцепок полувагонов на тележках типа 2 по ГОСТ 9246 с боковыми скользунами зазорного типа происходит из-за неисправностей тонкого гребня, доля отцепок превышает 33%. Отцепки происходят также из-за выщербин обода колеса, завышения или занижения фрикционного клина относительно опорной поверхности надрессорной балки, несоответствия зазоров скользуна. Однако наиболее узкое место – неисправности тонкого гребня, которые выявляются после пробега от 50 тыс. до 130 тыс. км. Чтобы уменьшить число отцепок, предложено уйти на межремонтный ремонт после пробега в 110 км.
«Большинству вагонов уже обточили колеса после пробега до 90 тыс. км. А Вы предлагает еще раз отцепить вагон после 110 тыс. км и еще раз обточить колеса? А какой экономии денег и времени Вы можете говорить, если на плановый ремонт я заеду с уже обточенными колесами?» – спрашивает участник дискуссии.
«Да, такое может быть. Более того, часть неисправностей, из-за которых были произведены отцепки, реально не подтвердились», – подтверждает М. Кузнецов.
Сейчас пока выводы делать рано, добавляет он. Еще нет окончательных выводов о мерах по сокращению отцепок в ТР-2, о количестве отцепок полувагонов в межремонтном периоде, о наличии скрытых отказов полувагонов и категории тяжести их последствий в процессе оптимизации системы ремонта. Это сделают только по завершении подконтрольной эксплуатации полувагонов. Исследования пока продолжаются.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Источник: www.rzd-partner.ru
Сто тысяч экономии на одной грузоперевозке: когда пора переходить на доставку железнодорожным транспортом. Сдача вагонов в аренду как вид бизнеса?
Сто тысяч экономии на одной грузоперевозке: когда пора переходить на доставку железнодорожным транспортом – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
Даже если вы давно пользуетесь услугами грузоперевозочных компаний или экспедиторов, не факт, что вы не переплачиваете. Я в грузоперевозках 15 лет, прошел путь от менеджера-экспедитора до гендиректора, и могу сказать, что за это долгое время рынок так и не стал более прозрачным и понятным для клиентов. Большинство здесь всё так же играет втемную.
Как везти – фурой или по жд?
Перевозку грузов автомобилем чаще выбирают по трём причинам:
- транспортная доступность: автомобиль доставляет груз «от точки до точки». При перевозке по железной дороге груз приходит на станцию, а до места назначения его всё равно везут на автомобиле. Перевозка получается мультимодальной, т. е. значительно дольше и сложнее;
- простота оформления документов: перевозка груза на авто не требует длительных согласований и разрешений от разных структур. Накладные и счета-фактуры оформляются одним днём;
- сроки доставки: скоропортящиеся продукты и материалы легче доставить фурой-рефрижератором, чем оформлять рефрижераторный вагон и надеяться, что груз не испортится при хранении и погрузке. Поэтому основные грузы на жд — это те, которым не принципиален срок доставки: стройматериалы, удобрения, уголь, топливо.
Перевозка груза фурами простая и недорогая с точки зрения организации процесса на небольших дистанциях — до 1500 километров. К примеру, есть 20 тонн скоропортящегося груза, покупатель находится в пределах 700 километров. Загрузили фуру и поехали. Но если речь идет о перевозке крупной партии груза на несколько тысяч километров, то везти автомобилем нереально – очень дорого.
Куда обратиться, чтобы перевезти груз жд транспортом
ОАО «Российские железные дороги» – единственный владелец железных дорог в России, именно эта компания будет основным перевозчиком груза. Но кроме перевозки потребуется еще целый ряд услуг: оформление документов, складское хранение, погрузочно-разгрузочные работы и т.д. Организовать доставку по железной дороге можно разными способами.
- Заказать грузоперевозку в РЖД. У компании есть логистический отдел, который принимает заявки на оформление перевозки, а также предоставляет весь спектр сопутствующих услуг;
- Обратиться в транспортную компанию, которая исполняет роль посредника между железной дорогой и грузоотправителем. Крупные компании имеют лицензию на перевозку разных видов грузов, включая опасный. Компания заплатит железнодорожный тариф за перевозку и аренду вагонов, если их нет в собственности. В остальном набор услуг такой же, как в РЖД.
В чем преимущество
Железнодорожные перевозки выгодно отличаются от автомобильных по двум основным параметрам: безопасностью перевозки и низкой стоимостью.
Вот как комментирует плюсы железнодорожной транспортировки эксперт в этой области Андрей Показаньев: «Перевозка груза по железной дороге – это безопасность, особенно по сравнению с фурой: надо найти водителя незнакомого, положить 20 тонн своего груза. Он может сломаться, сгрузить, увезти в соседнее государство.
С вагонами такого нет. Если находитесь в другом регионе, железная дорога покажет, сколько тонн груза в вагоне. Когда вагон оформляется на станции, РЖД перевешивает этот вагон и предоставляет документы (накладная, оформленная железной дорогой), то есть документ от огромной независимой организации. При этом нет человеческого фактора – вагон не сгрузит с себя пару тонн по дороге, а приедет ровно с тем весом, с каким уезжал».
Как рассчитать стоимость
Стоимость железнодорожной перевозки рассчитывается индивидуально исходя из расстояния, особенностей груза, специальных условий и т.д. По автотранспорту можно рассчитать среднюю стоимость за километр – примерно 50 рублей при условии перевозки на 20-тоннике. При доставке вагонами расчет иной и зависит от многих факторов.
Андрей Показаньев поясняет так: «Есть станции экспортные, а есть не экспортные. В одном городе может быть обе станции, но перевозка груза на неэкспортную будет дороже.
Стоимость также зависит от наличия вагонов в каком-то регионе. Специальных вагонов для перевозки опасных грузов может быть в избытке в Москве, но не хватать в Чите. На фуре, если невыгодно, водитель просто не едет. А железная дорога не может отказаться, поэтому ищет способы компенсировать убытки.
Цена зависит еще и от того, чьими вагонами перевозить. Например, собственник вагона базируется на Алтае, и при перевозке из Барнаула в Москву будет стандартный тариф, а обратно собственник готов отдать вагон за минимальные деньги, лишь бы его перегнали за счет перевозчика обратно на Алтай».
Не останавливайтесь на одном экспедиторе
Повторюсь, крупные операторы работают только с теми компаниями, которые способны обеспечить им стабильную поставку грузов в больших объемах. Тратить время на один-два контейнера они не станут. Поэтому на рынке и появилось огромное число посредников. Когда начнете искать — в первую очередь наткнетесь именно на предложения от экспедиторских компаний. Часто они завышают цены просто потому, что, во-первых, не знают текущих цен конкурентов, а во-вторых, потому что цены других участников цепочки тоже «плавают»: например, цена за аренду одного контейнера.
Совет: начните с выбора уровня сервиса вашего экспедитора. Он бывает от 1PL до 4PL. Цифра зависит от количества услуг, которые готов предоставить посредник. 4PL экспедиторы работают по принципу «мы все сами»: вы не заморачиваетесь деталями грузоотправки, весь процесс от точки A до В на себя берет компания. Иногда 4PL может выйти дешевле, чем если бы вы работали с разными подрядчиками под каждую задачу (от доставки контейнера со склада до таможенного оформления).
Если вам кажется, что вы нашли того самого экспедитора, не торопитесь заключать договор на длительное сотрудничество. Постоянно сравнивайте цены вашего экспедитора с предложениями его конкурентов. Изменения тарифов происходят постоянно, а экспедитор может воспользоваться вашим незнанием. Для регулярных отправок грузов лучше иметь в виду 2-3 проверенных экспедитора и перед конкретным заказом уточнить у каждого ставки. Даже такие крупные игроки, как Coca-Cola, периодически меняют подрядчиков, чтобы избежать накрутки на заказы и, как следствие, убытков.
Совет: если вы представляете крупный бизнес и регулярно совершаете отправки груза в больших объемах, то вы можете найти одного подрядчика и попробовать заключить с ним договор на более выгодных условиях. При длительной дружбе вы можете рассчитывать на скидки. У каждого экспедитора скидочные условия свои: у кого-то от 20 контейнеров в месяц, у другого – от 50. В среднем скидка варьируется от 2 тысяч рублей за контейнер до 5 тысяч рублей (что на самом деле не очень много, так как средняя стоимость переправки одного контейнера, например, до Владивостока – около 120 тысяч). Однако часто все решают личные договоренности.
Бизнес на ЖД перевозках
Использование услуги железнодорожных перевозок грузов позволяет многим компаниям достаточно быстро доставить большое количество разнообразных грузов из одной точки страны в другую и за её пределы.
Такой бизнес начал активно осваиваться частными компаниями. Это и неудивительно, так как с точки зрения вложения денег и эффективности такого рода деятельности, эта ниша весьма привлекательна для инвестора.
Дальше мы рассмотрим, что должна такая компания собой представлять, какие услуги она может оказывать, как сделать бизнес-план ЖД перевозок и достичь успеха на этом рынке.
Особенности направления
Если на пути создания своей компании по международным перевозкам железнодорожным транспортом особо больших сложностей возникнуть не должно, то сделать её успешной и очень прибыльной может быть весьма сложно.
Даже беря во внимание большую востребованность в такой услуге среди многочисленных предпринимателей и простых людей, высокая конкуренция даёт о себе знать. В конечном результате, на плаву новым компаниями остаться бывает очень сложно.
Конечно, если в ваших планах сделать просто покупку нескольких вагонов, после чего их сдавать в аренду и на этом зарабатывать, то это можно сделать без проблем, и такой вариант заработка тоже возможен. Если же вы планируете от этого бизнеса получать большую прибыль, сделать реально крупную компанию по ЖД перевозкам, то придется использовать другие подходы к освоению такой ниши.
Успех в таком бизнесе начинается с перечня предоставляемых услуг клиентам, который должен как минимум быть не меньшим, чем у ваших конкурентов. Более того, ваш подход к клиенту должен быть комплексным (это речь всё о тех же услугах и предоставляемых маршрутах).
Парк вагонов
При работе с каждым клиентом вы должны иметь возможность предоставить нужный подвижной состав поезда, дабы груз можно было доставить до необходимого места быстро в срок и без повреждений. Вы можете обладать собственным парком вагонов или иметь возможность быстро взять в аренду у кого-то. Это важно внести в бизнес план ЖД перевозки.
Чтобы перевозить грузы разного типа, должны использовать и разные подходящие под каждый тип вагоны:
- крытые;
- полувагоны;
- платформы;
- цистерны;
- вагоны-рефрижераторы;
- контейнеры для разного веса.
Важно также брать во внимание, что некоторые виды могут быть востребованы непостоянно. Если вы скупите вагоны всех видов, то некоторые могут долго простаивать. Чтобы такого не допускать хотя бы на начальном этапе создания компании, лучше всего рассматривать сразу возможность только аренды необходимых вагонов.
Работы с грузом
Кроме того, что вы сможете брать в аренду нужные вагоны, также необходимо следить за качественным закреплением груза, на что нужно будет постоянно обращать внимание.
Для клиентов важно давать гарантию максимально быстрой доставки груза и что он не будет поврежден. Чтобы добиться большой скорости, придется поработать над составлением оптимальных схем путей для перевозки.
Это необходимо для того, чтобы это не занимало много времени в будущем.
С недавних пор компании предоставляют своим клиентам возможность самостоятельно отслеживать перемещение вагонов в любое время, используя компьютер, что также влияет положительно на спокойствие человека за свой товар.
Большим плюсом будет для компании, если она сможет страховать груз и оформлять для этого все необходимые бумаги. Если же речь идёт о перевозке груза через границу, то желательно, чтобы компания взяла оформление сопутствующих документов тоже на себя, это позволит повысить рентабельность такого бизнеса.
Персонал
Для предоставления каждому клиенту отдельного подхода необходимо иметь в распоряжении профессиональных сотрудников, от которых напрямую будет зависеть имидж всей компании по перевозке грузов железной дорогой (в виде надежного партнера). А как показывает практика, это весьма сложная проблема. Создавать репутацию можно годами, а из-за оплошности одного сотрудника можно всё это потерять одним махом и потом всё восстановить обратно будет практически невозможно.
Кроме людей, работающие с клиентами, можете рассмотреть также взятие на работу специалистов по подсчетам стоимости перевозок.
Их задача будет заключаться в правильном подсчете перевоза грузов клиентов, чтобы вы имели возможность предоставлять на рынке самые выгодные цены для потенциальных потребителей и при этом смогли ещё и заработать неплохо. (См. также: бизнес план перевозки грузов).
Выбирайте правильный транспорт
Есть ситуации, когда ж/д перевозки лучше заменить автотранспортом. У меня была история, когда клиент захотел отправить несколько машин из Саратова в Тулу железной дорогой. Ему это показалось дешевле и безопаснее. Но железнодорожные перевозки экономически выгодны только при расстояниях от 3 тыс. км. (например, из Москвы в Приморский край).
Такая логистика обойдется в 2-2,5 раза дешевле, чем автотранспорт. Внутри одного региона лучше остановиться на автоперевозках. Сейчас автопарк растет, появляется транспорт с высокой грузоподъемностью и большой проходимостью.
Смотрите, за что вы платите
Да, звучит очевидно, но есть «триггеры», на которые стоит обратить внимание.
Вам могут завысить цену, обосновав это типом вашего груза. Тут вам нужно быть особенно внимательными, потому что операторам нет дела до того, что находится в контейнере. Тарифы рассчитываются исходя из объема и количества тары, а также из расстояния перегона вагонов. Большинство контейнеров универсальны, и в них загружают грузы от бытовой химии до стройматериалов. Измениться тариф может, например, в том случае, если у вас скоропортящиеся продукты и под них нужны контейнеры-рефрижераторы.
Также накрутить ценник могут за охрану груза. На практике никаких особых условий перевозки вы не получите, тем более никто не станет выделять под это дополнительные средства. Это уловкой все еще пользуются, так как раньше, в советское время, определенные виды грузов действительно перевозились под охраной (например, одежда и продукты).
Дело в том, что еще в начале прошлого века, в период голода и гражданской войны, железные дороги находилось на грани развала, а грузы массово расхищались обедневшим населением. Тогда и начали появляться первые военизированные службы. В течение века структура ведомственной охраны ж/д часто менялась, но полностью так и не исчезла.
Сейчас вся охрана груза сводится к тому, что контейнеры ставятся дверь к двери, чтобы их было невозможно вскрыть. Все. Надо сказать, что это действенный метод и краж на железных дорогах в разы меньше, чем на автотрассах.
Совет: подключите к работе грамотных юристов и обговорите с подрядчиком размеры компенсаций при утере груза, если за его охрану с вас берут дополнительные деньги.
Начните свой бизнес с помощью наших идей!:
- Доставка готовых блюд как бизнес-идея: что потребуется для ее реализации
- Поставщики из Китая без посредников — как и где найти + советы
- Как составить бизнес план: инструкция, советы
- Самый актуальный бизнес на сегодняшний день с минимальными вложениями: идеи для России на 2023 год
- Полезный фаст-фуд – бизнес идея ближайшего будущего — SelfHacker
Источник: fintrain.ru