115 ФЗ что нужно знать ИП

Разъяснения о применении новых норм ФЗ 115 в 2022 году

Информационное письмо Росфинмониторинга от 22 сентября 2021 г. № 64

О разъяснении отдельных вопросов по установлению сведений в отношении юридических лиц субъектами Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” за исключением поднадзорных Банку России.

Федеральным законом от 02.07.2021 №355-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширен список сведений, устанавливаемых организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее – организация), при идентификации клиента-юридического лица, его представителя или выгодоприобретателя.

Указанным законом установлены требования о запрете принимать на обслуживание юридических лиц и осуществлять по их поручению операции с денежными средствами или иным имуществом в следующих случаях, если:

Новые изменения в 115-ФЗ 2023 года

  • осуществляемая деятельность лицензируется, а лицензия отсутствует;
  • доменное имя, указатель страницы сайта с использованием которого оказываются услуги в сети «Интернет» включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Единый реестр).

В этой связи Росфинмониторингом подготовлены разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам о применении новых норм Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
(далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

1. Обязана ли организация проводить проверку видов деятельности юридического лица, принимаемого на обслуживание, в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) на предмет наличия лицензируемых видов деятельности или вправе полагаться на представленную юридическим лицом информацию об отсутствии таких видов деятельности?

В связи с тем, что на момент принятия юридического лица на обслуживание у организации отсутствует возможность достоверно установить, какими из указанных в ЕГРЮЛ видами деятельности фактически занимается юридическое лицо, принимаемое на обслуживание, организация может устанавливать сведения об имеющихся лицензиях на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (далее – сведения об имеющихся лицензиях), исходя из определенных целей финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, обусловленных взаимодействием с финансовой организацией.

Сведения об имеющихся лицензиях могут устанавливаться с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.

Одновременно, при возникновении оснований полагать, что юридическое лицо совершает операции, связанные с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, в отношении которой им не были предоставлены сведения об имеющихся лицензиях, организация обязана запросить соответствующие сведения, а в случае их непредставления или представления недостоверных сведений – применить меры, предусмотренные абзацем первым пункта 15 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

115-ФЗ, ЧТО ДЕЛАТЬ ИП , и что НЕ делать. Просто о сложном.

2. Приравнивается ли деятельность юридического лица, которое обязано являться членом саморегулируемой организации, к деятельности, подлежащей лицензированию?

В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Исходя из приведенной нормы, членство в саморегулируемой организации может выступать альтернативным лицензированию механизмом допуска на рынок.

Таким образом, в соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ отсутствует прямая обязанность по установлению при идентификации сведений о членстве юридического лица в саморегулируемой организации, а также о выданных саморегулируемой организацией свидетельствах о допуске к определенному виду работ, а равно обязанность использовать такую информацию для выполнения требования, установленного пунктом 15 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Между тем, проверка членства в саморегулируемой организации, как и иных разрешительных механизмов при осуществлении определенных видов деятельности, может осуществляться организацией в рамках исполнения обязанностей, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, и использоваться при оценке его рисков.

3. Допускается ли использовать информацию о лицензиях юридического лица, представленную независимыми онлайн-сервисами, для установления сведений об имеющихся лицензиях?

Использование организациями дополнительной информации допускается для получения сведений о выданных юридическому лицу лицензиях.

В то же время, проверка достоверности таких сведений должна осуществляться исключительно с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем органов, выдавших лицензии.

4. Установление сведений о лицензиях на право осуществления деятельности должно проводиться в отношении всех заявленных видов деятельности или только в отношении основного вида деятельности?

Абзац третий подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона№ 115-ФЗ не содержит исключений на установление сведений о полученных лицензиях только в отношении основного вида деятельности юридического лица.

Вместе с тем, как указано в ответе на вопрос 1 данного письма, не требуется установление сведений о полученных лицензиях в отношении всех заявленных в ЕГРЮЛ видах деятельности.

5. Если у юридического лица заявлен в ЕГРЮЛ вид деятельности, который предполагает получение лицензии, но в настоящее время юридическое лицо его не осуществляет, есть ли обязанность отказать в приеме на обслуживание такого лица или проведении операции, не связанной с этой деятельностью?
Читайте также:  3 НДФЛ кто сдает ИП

Обслуживание юридического лица непосредственно связано с осуществлением им конкретных видов деятельности.

Таким образом, в случае отсутствия у юридического лица лицензии на занятие видом деятельности, заявленным в ЕГРЮЛ, но не осуществляемым в настоящее время, и операции в связи с осуществлением которого не проводятся, меры, предусмотренные абзацем первым пункта 15 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, не применяются.

6. Если у юридического лица истекает либо истек срок действия лицензии, какие меры необходимо предпринять?

Истечение срока лицензии у юридического лица не влечет безусловный отказ в приеме на обслуживание.

В данном случае организация должна оценить необходимость наличия действующей лицензии у юридического лица для осуществления конкретного вида деятельности, исходя из установленных целей финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации обязаны обновлять информацию о клиентах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

Обновление информации необходимо, в том числе при наличии сведений об истечении срока действия лицензии, предоставленной при идентификации клиента.

Исходя из приведенной нормы, организация должна в установленные сроки обновлять полученную ранее информацию в целях своевременного выявления фактов продолжения осуществления клиентом лицензируемой деятельности после истечения срока или аннулирования ранее выданной клиенту лицензии.

В случае выявления таких фактов, организация обязана в соответствии с абзацем первым пункта 15 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ прекратить проведение операций по поручению такого лица.

7. Какие сведения об имеющихся лицензиях необходимо установить?

Перечень сведений об имеющихся лицензиях, которые подлежат установлению при идентификации, определен в пункте 2.2 приложения № 2 к Требованиям к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.11.2018 № 366.

К таким сведениям относятся: вид, номер, дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия; перечень видов лицензируемой деятельности.

8. Каким образом устанавливается в отношении юридического лица «доменное имя, указатель страницы в сети «Интернет»? Вправе ли организация полагаться на представленную юридическим лицом информацию?

В отсутствие иных достоверных источников информации, организация вправе полагаться на предоставленную юридическим лицом информацию о доменном имени, указателе страницы сайта в сети «Интернет», с использованием которых юридическим лицом оказываются услуги, либо об отсутствии указанных сведений.

9. Каким образом необходимо проводить проверку «доменного имени, указателя страницы в сети «Интернет»?

Обращаем внимание, что запрет приема на обслуживание и проведения операций, предусмотренный абзацем вторым пункта 15 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, связан с наличием доменных имен сайтов, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» только в вышеобозначенном Едином реестре.

доменных имен сайтов и указателей страниц сайтов, используемых юридическим лицом для оказания услуг, в иных реестрах, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», не влечет за собой отказ в приеме на обслуживание и запрет на проведение операций юридического лица.

10. Какой порядок действий в случае, если в период обслуживания юридического лица, его сайт был включен в перечень запрещённых сайтов?

В случае выявления факта включения доменного имени сайта, указателя страницы сайта в Единый реестр после приема юридического лица на обслуживание, организация обязана прекратить проведение операций по поручению такого лица.

Если у Вас остались вопросы напишите нам:

Источник: fkdconsult.ru

Что нужно знать предпринимателю о 115-ФЗ

Вячеслав Лучников, директор по безопасности торгово-промышленной компании В 2001 году вступил в силу Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма». С этого момента банки должны оценивать операции по счетам клиентов, опираясь на требования регулятора и внутренние правила контроля. 115-ФЗ получил в народе название антиотмывочного, поскольку призван бороться с финансовыми схемами и уходом от налогов. Регулирование норм этого закона возложено на банки под угрозой отзыва лицензии.

Спасибо за проявленный интерес к нашему журналу!
Для получения доступа к статьям Вам необходимо зарегистрироваться у нас на сайте или выполнить вход.

Если у Вас оформлена подписка в текущем периоде, то Вы автоматически получите доступ ко всем материалам нашего журнала с начала его издания.

Если Вы не являетесь подписчиком, но хотите ознакомиться с материалами издания, Вы можете воспользоваться ДЕМО-доступом в личном кабинете (активен 24 часа с момента запуска), который даст возможность полноценного ознакомления с шестью номерами журнала. Это позволит Вам оценить качество наших материалов.

Оформите подписку и будьте всегда в курсе Безопасности бизнеса!

Читайте также:  Может ли ИП заключать договор с самозанятым на оказание услуг

Источник: www.sec-company.ru

Правила блокировки расчетного счета ООО по закону 115-ФЗ

Возложение на банки контрольных функций повлекло массовую заморозку расчетных счетов. Финансовые организации оказались меж двух огней. Кредитные учреждения заинтересованы в максимальной активности корпоративных клиентов. Чем больше ООО совершает операций, тем выше вознаграждение за обслуживание. Однако закон 115-ФЗ обязывает банк блокировать сомнительные транзакции.

При возникновении подозрений сотрудники должны отказать в переводе и запросить документальное обоснование. Пренебрежение правилами грозит отзывом лицензии.

Что нужно знать о блокировке банковских счетов в рамках закона 115-ФЗ: общая характеристика, основания и последствия

За что могут заблокировать счет компании

Отсутствие исчерпывающего перечня оснований заморозки операций юристы считают наиболее серьезной проблемой. Не имея четкой инструкции, банки вынуждены принимать меры уже при первых признаках подозрительной активности.

Базисом финансового контроля в 2019 году остается федеральный закон № 115-ФЗ. Нормативный акт требует от кредитных учреждений проверки следующих операций (ст. 6):

Тип поднадзорной активности
Пояснение
Сделки эквивалентом 600 тысяч рублей и болееПроверке подлежат любые операции с наличностью, переводы с участием физических или юридических лиц, зарегистрированных в странах перечня ФАТФ, банковские вклады и сделки с движимым имуществом
Расчеты за недвижимость стоимостью 3 млн рублей и вышеКонтроль банка распространяется на сделки, связанные с переходом прав на капитальный объект
Переводы некоммерческих объединений на сумму в 100 тысяч рублей и болееВо внимание принимается получение денег от иностранных контрагентов, а также аналогичные расходные транзакции
Движение средств от 10 млн рублей по счетам компаний, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного сектора страныПеречень организаций, сделки которых необходимо контролировать банкам, приведен в законах 213-ФЗ и 161-ФЗ
Операции по специальным счетам исполнителей государственного оборонного заказаРечь идет о головных организациях, обеспечивающих поставки по контрактам в рамках закона 275-ФЗ. Контроль первой транзакции по зачислению средств осуществляется, если сумма достигла или превысила 600 тысяч рублей. Повторно переводы проверяются банком при преодолении отметки в 50 млн в отечественной валюте
Получение наличности с карты, эмитированной финансовым учреждением иностранного государстваОбязанность у банка возникает лишь при работе с «пластиком», выпущенным на территории стран из перечня Росфинмониторинга. Доступ к документу имеют только профессиональные участники рынка. Рядовые клиенты с реестром ознакомиться не могут
Операции с участием лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремизму или терроризмуИнформация о людях и фирмах, работа с которыми обязательно привлечет внимание банка, опубликована на сайте Росфинмониторинга (приказ № 191 от 29.07.14)

Случаи, перечисленные в статье 6 закона 115-ФЗ, предполагают проведение проверок в штатном режиме. Банку не нужно выявлять нарушения или признаки сомнительности. Он действует по прямому предписанию нормы. Документальное обоснование запрашивается по факту совершения операции. Неожиданностью решение кредитной организации о приостановке назвать нельзя.

Если транзакция соответствует критериям, указанным в ст. 6, перевод приостановят с вероятностью 100%.

Что нужно знать о блокировке банковских счетов в рамках закона 115-ФЗ: общая характеристика, основания и последствия

Основанием внештатной заморозки является подозрительность активности клиента. Юридическим базисом процедуры становится ст. 7 закона 115-ФЗ. Так, согласно норме причиной блокировки расчетного счета ООО становятся следующие обстоятельства:

  • сомнения в легальности источников средств, используемых компанией или ее контрагентами;
  • невозможность установления бенефициаров фирмы-клиента либо получение данных о недостоверности/неактуальности представленной ранее информации;
  • необходимость обновления сведений об обществе;
  • включение клиента в список Росфинмониторинга;
  • подозрительные транзакции.

Последнее основание дает банку возможность блокировать любые переводы, выходящие за рамки обычной деятельности. Финансовому учреждению не нужно даже доказывать обоснованность сомнений. Никакой ответственности за последствия ограничений кредитная организация не понесет. Если подозрения окажутся беспочвенными, платить клиенту проценты или штрафы за задержку не будут (п.12 ст. 7 закона 115-ФЗ).

Впрочем, откровенные злоупотребления со стороны банков встречаются все реже. Свести к минимуму риск заморозки средств реально. Для этого стоит изучить п. 2 ст. 7 закона 115-ФЗ. Меры предосторожности сводятся к отказу от запутанных и необычных схем. Сократить вероятность блокировки поможет четкое следование уставным целям компании.

Сделки не должны противоречить учредительным документам, порождать подозрения в умышленном выводе капитала или уклонении от уплаты обязательных сборов.

Спровоцировать приостановку может как снижение, так и необоснованное наращивание налоговых отчислений. Этот показатель должен оставаться в пределах 0,5–0,9% от оборота (п. 1 рекомендаций ЦБ РФ № 18-МР).

Примечание: Порядок внутреннего контроля разрабатывается кредитными организациями самостоятельно. Документ не подлежит публикации. Клиентов с ним не знакомят. Это в полной мере соответствует духу закона 115-ФЗ. Отсутствие информации о методах борьбы с нарушениями исключает формирование обходных схем.

Что нужно знать о блокировке банковских счетов в рамках закона 115-ФЗ: общая характеристика, основания и последствия

Механизм и основные этапы «заморозки»

Кредитные организации действуют по единому алгоритму. Основой финансового контроля является все та же статья 7 закона 115-ФЗ. Пошаговые инструкции в открытом доступе не размещают. Их относят к документам служебного пользования.

В общих чертах схема выглядит следующим образом:

  1. Мониторинг. Каждый банк, обслуживающий расчеты, формирует службу безопасности. Сотрудники этого подразделения отслеживают подозрительные операции. Большинство проверок остаются для клиентов незаметными. Они могут проводиться в рамках ежегодного обновления сведений или быть внеплановыми (ч. 3 п. 1 ст. 7 закона 115-ФЗ). О контроле бизнесмены узнают лишь при получении запросов на уточнение данных.
  2. Документирование. Результаты проверок фиксируются сотрудниками банка. Такие материалы носят конфиденциальный характер и не подлежат разглашению. Ограниченный доступ не препятствует отправке информации в Росфинмониторинг.
  3. Заморозка счета. Если в результате контроля выявлены признаки сомнительной активности, принимаются меры. Руководству фирмы банк в письменном виде сообщает, почему заблокировали счет. О необходимости подробного разъяснения причин ЦБ РФ заявил в письме № ИНН-014-12/61 от 12.09.18. У клиентов должна быть реальная возможность развеять подозрения и реабилитироваться. Сделать это можно путем предоставления документов и пояснений. Срок устанавливает сам банк. Обычно ответ ожидают в течение 3–7 рабочих дней.
  4. Уведомление контролирующих служб. Информация о приостановке операций, отказе в их проведении, расторжении договора с клиентом передается в Росфинмониторинг. На извещение п. 13 ст. 7 закона 115-ФЗ отводит 1 рабочий день. Извещения направляются в электронном формате по защищенным каналам.
Читайте также:  Как переводится ИП в ВК

Особого внимания заслуживают принципы обслуживания юридических лиц, прямо либо косвенно принадлежащих клиентам с блокировкой. В эту группу попадают предприятия, бенефициары или собственники которых столкнулись с приостановкой ранее. В виду имеются лица, ограничения, по счетам которых не сняты. При выявлении такой связи банк обязан остановить движения по счету.

Время заморозки составляет 5 рабочих дней. После принятия меры о транзакции уведомляют Росфинмониторг. Если чиновники не выдадут постановления о дополнительном сроке приостановки, ограничения снимают, а операцию выполняют (п.10 ст. 7 закона 115-ФЗ).

Пример: ООО «Букет» владеет 50% ООО «Василек». Компании открыли расчетные счета в разных кредитных учреждениях. Банк учредителя засомневался в легальности

операций и приостановил их до выяснения обстоятельств. Руководство ООО «Букет» не торопится исполнять запрос. Как только о ситуации узнает банк, обслуживающий ООО «Василек», будет реализован механизм приостановки по (п. 10 ст. 7 закона 115-ФЗ).

Документальное обоснование и устные пояснения могут не удовлетворить сотрудников банка. В этом случае в переводе средств отказывают. Решение клиент может обжаловать сначала руководителю обслуживающего учреждения, а затем в межведомственную комиссию. Коллегиальный орган действует на основании указаний ЦБ РФ № 4760-У от 30.03.18. Процедура занимает не более 20 дней.

Если добиться успеха на этом уровне не удалось, остается защищать свои интересы в суде.

Справка: Эффективность административного обжалования оставляет желать лучшего. Согласно данным ЦБ РФ, за 2018 год на рассмотрение поступило чуть более 640 заявлений. При этом около 40% обращений касались ограничений дистанционного управления средствами, что не относится к компетенции комиссии.

Что нужно знать о блокировке банковских счетов в рамках закона 115-ФЗ: общая характеристика, основания и последствия

Последствия блокировки

Заморозка расчетных счетов создает бизнесу немало проблем. Под удар попадают преимущественно субъекты малого и среднего предпринимательства. Именно для этих участников делового оборота характерны многочисленные транзакции на небольшие суммы.

Возникновение сомнений у банка полностью блокирует расчеты с контрагентом. При этом ответственность за просрочку оплаты несет клиент. Если деньги не будут своевременно переведены деловому партнеру, может возникнуть спор о неустойке, пенях и процентах. Переложить убытки на обслуживающую финансовую организацию очень сложно в силу п. 12 ст. 7 закона 115-ФЗ.

Примечание: Судебная практика складывается неоднозначно. Единой позиции еще не сформировалось. Однако в случае необоснованной заморозки счета шанс взыскать с банка компенсацию есть. В качестве примера стоит привести дело А65-23315/2018.

Кроме того, в период приостановки трудности возникнут и с другими платежами. Банки неохотно идут на уступки. Фактически до окончания разбирательства списать со счета согласятся только налоги, а также средства по исполнительным листам и судебным приказам. В редких случаях компании разрешают заплатить сотрудникам заработную плату.

Последствием двукратной в течение года блокировки счета является расторжение договора о расчетно-кассовом обслуживании (п.5.2 ст. 7 закона 115-ФЗ). Денежный остаток предлагают перевести в другой банк. Спорным вопросом в данной ситуации остается комиссия. Вознаграждение за перемещение капитала варьирует от 5 до 20%.

Комиссию устанавливают локальными регламентами. Жестких ограничений ЦБ РФ не ввел. Впрочем, бизнесу удается признавать подобные удержания незаконными (А40-119042/2018).

Самым неприятным последствием блокировки станет удар по деловой репутации ООО. Если предприятие не отстаивало правоту и расторгло договор, открыть другой счет будет сложно. Прежний банк направит информацию о сложившейся ситуации в ЦБ РФ. Напомним, что регулятор формирует «список нежелательных персон».

Лиц, с которыми были прекращены отношения из-за нарушений закона 115-ФЗ, вносят в специальный реестр. Документ рассылается финансовым организациям страны и носит рекомендательный характер. Сведения используют для оценки риска сотрудничества с новыми клиентами. Большинство учреждений откажется работать с подозрительной компанией.

Надежду дает постепенное изменение подхода. Так, процедурным аспектам блокировки посвящены рекомендации ЦБ РФ № 5-МР от 22.02.19. Регулятор отметил, что внесение юридического или физического лица в список не является самостоятельным основанием отказа в открытии счета. Кредитная организация должна четко сформулировать, чем именно ей грозит сотрудничество.

К сожалению, пояснения не признаются прямым предписанием. За пренебрежение ими санкций не установлено.

Таким образом, в 2019 году от блокировки операций по закону 115-ФЗ не застрахованы даже добросовестные компании. Отстаивать деловую репутацию нужно всеми доступными способами. Молчаливый отказ от совершения проблемной транзакции лишь усугубит положение клиента.

Источник: newfranchise.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин