Отношения, регулируемые коммерческим правом. В ГК РФ нашел закрепление принцип единства правового регулирования имущественных и личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников — физических или юридических лиц, включая осуществляющих предпринимательскую деятельность (абз. 1 и 3 п. 1 ст. 2). Таким образом, отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием с точки зрения их содержания также представляют собой имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников и входят в структуру предмета гражданского права, регулируются гражданским законодательством.
Гражданский кодекс РФ определяет понятие предпринимательской деятельности как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2).
Актуальные проблемы коммерческого права
Данное определение содержит четыре признака предпринимательской деятельности. Первые два — ее самостоятельный и рисковый характер — присущи любой деятельности частных лиц. Третий признак является специфическим: направленность предпринимательской деятельности на систематическое извлечение прибыли.
Четвертый — формальный, поскольку связан не с содержательной характеристикой деятельности, а с требованием государственной регистрации лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Отсутствие одного из указанных признаков (кроме формального — п. 4 ст. 23 ГК РФ) исключает возможность квалификации деятельности как предпринимательской, следовательно, на нее не распространяются специальные нормы права. Рассмотрим подробнее указанные признаки.
Во-первых, предпринимательская деятельность является самостоятельной, что указывает на ее волевой источник. Граждане и юридические лица осуществляют ее самостоятельно, т. е. своей властью и в своем интересе. Самостоятельный характер предпринимательской деятельности не исключает общее ее регулирование со стороны государства, например, в целях защиты прав потребителей, обеспечения конкуренции и т. п. Несамостоятельная деятельность не может квалифицироваться как предпринимательская. Например, деятельность учреждения не является предпринимательской, поскольку ее цели и источники финансирования определяются собственником 1 .
Законом гарантируется право на занятие предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом (ст. 8, 34 Конституции РФ, ст. 18, 49 ГК РФ).
Законодатель конструирует право на предпринимательскую деятельность как элемент правоспособности частного лица, обеспечиваемой обязанностью каждого, в том числе государства, воздерживаться от незаконного вмешательства в известную сферу свободы и неприкосновенности частного лица. Незаконное вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя не допускается (ст. 1, 13 ГК РФ). Акты незаконного вмешательства государства в деятельность предпринимателя по его заявлению признаются недействительными, причиненные ими убытки подлежат возмещению (ст. 12, 13, 16 ГК РФ).
4.3. Коммерческие организации
Во-вторых, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Действительно, свобода принятия решений предполагает и несение риска последствий соответствующих действий (бездействия). Деятельность, осуществляемая не на свой риск, не является предпринимательской (например, деятельность казенного учреждения, поскольку при недостаточности у него денежных средств субсидиарную ответственность по его долгам несет собственник соответствующего имущества) (ст. 120 ГК РФ).
Любая деятельность, включая предпринимательскую, направлена на приобретение и использование каких-либо благ, удовлетворяющих потребности человека, в частности прибыли. Однако в силу различных причин этот результат не всегда достижим, что связано с риском.
Коммерческий риск — обычное для деятельности в рыночных условиях явление, связанное с возможностью наступления как благоприятных, так и неблагоприятных имущественных последствий деятельности предпринимателя. Причины таких последствий могут быть различными: объективными или субъективными. Учитывая объективные причины возможных неблагоприятных последствий предпринимательской деятельности (например, стихийные бедствия), предприниматели должны принимать необходимые меры по их устранению или уменьшению: страховать различные коммерческие риски в страховых компаниях, создавать за счет собственной прибыли резервные (страховые) фонды, предназначенные для покрытия непредвиденных расходов. Неблагоприятные последствия предпринимательства могут быть вызваны субъективными причинами (например, нарушением обязательств, влекущим имущественную ответственность предпринимателя).
В-третьих, предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Извлечение прибыли — основная цель деятельности предпринимателя. Отсутствие такой цели не позволяет квалифицировать деятельность лица в качестве предпринимательской.
Например, деятельность некоммерческих организаций специально не направлена на извлечение прибыли, хотя они могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
Извлечение прибыли осуществляется посредством совершения сделок. В сфере предпринимательства каждая сделка является лишь звеном бизнес-плана, имеющего цель достижения конечного результата — прибыли. В принципе для предпринимателя не важна сфера деятельности, каковой может быть торговая, посредническая, строительная, банковская, инвестиционная и любая иная деятельность (абз.
2 п. 1 ст. 49 ГК РФ). Для него главное — цель деятельности, т. е. систематическое извлечение прибыли (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Поэтому деятельность в любой сфере экономики является предпринимательской, если направлена на систематическое извлечение прибыли (разницы между ценой приобретения и ценой продажи).
И чем больше прибыли сулит та или иная сфера деятельности, тем большим вниманием со стороны предпринимателей она пользуется, туда и переливается свободный коммерческий капитал.
В-четвертых, предпринимательская деятельность осуществляется лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя или коммерческой организации. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации запрещается. Доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.
Гражданский кодекс РФ предусматривает последствия осуществления гражданином деятельности, подпадающей под признаки предпринимательской (например, систематическая сдача в аренду квартиры в целях извлечения дохода), без государственной регистрации (п. 4 ст. 23).
В таком случае гражданин не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к подобным сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (например, правило об ответственности предпринимателя за нарушение обязательства независимо от его вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ)).
Соответствующие дела подведомственны судам общей юрисдикции 1 . Таким образом, для квалификации деятельности гражданина как предпринимательской значение имеет установление признака систематичности извлечения прибыли. Не являются предпринимательскими эпизодически совершаемые разовые сделки гражданина, когда он не зарегистрирован в качестве предпринимателя.
Предпринимательская деятельность опосредуется отношениями двоякого рода: предпринимательскими и публичными.
Предпринимательскими считаются имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, возникающие между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием и выступающие предметом гражданско- правового регулирования (абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Среди них выделяются: отношения, в которых обеими сторонами являются предприниматели, и отношения, в которых предприниматель участвует только на одной стороне.
Публичными называются отношения по государственному регулированию и контролю (надзору) в сфере предпринимательства, основанные на власти и подчинении, которые возникают между публичными органами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и служат предметом публично-правового регулирования (например, отношения по налогообложению предпринимателей). Они не являются предпринимательскими. К ним гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ).
Иногда различают понятия частного коммерческого права и публичного коммерческого права 1 . Частное коммерческое право составляют нормы частного права, регулирующие предпринимательские отношения. Публичное коммерческое право — нормы публичного права, регулирующие отношения, возникающие в связи с государственным регулированием и контролем предпринимательской деятельности.
Выделение предпринимательских отношений в структуре предмета гражданского права вызвано потребностью их специального правового регулирования. Однако, поскольку предпринимательские отношения — составная часть предмета гражданского права, на них распространяются не только специальные, но и общие нормы гражданского права. Например, нормы ГК РФ о коммерческих организациях являются специальными, но это не исключает применения к ним общих норм о юридических лицах вообще, когда это не противоречит специальным нормам о коммерческих организациях.
Исходя из выявленных признаков, коммерческое (предпринимательское) право следует определить как совокупность общих и специальных норм гражданского права, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (предпринимательские отношения), основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Система коммерческого права. Из определения следует, что коммерческое право не является самостоятельной отраслью права. Оно представляет собой составную часть гражданского права.
Коммерческое право — функциональная подотрасль гражданского права, которая выделяется в системе гражданского права не по содержанию предмета гражданско-правового регулирования (как предметные подотрасли: вещное, обязательственное, наследственное право, право интеллектуальной собственности) [1] [2] , а по характеру деятельности субъектов гражданского права — лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. При этом коммерческое право как функциональная подотрасль гражданского права представлена через другие его подотрасли. Так, среди норм вещного права (предметной подотрасли гражданского права) содержатся нормы права хозяйственного ведения, являющегося одновременно институтом коммерческого права.
Обязательственное право как предметная подотрасль гражданского права содержит специальные нормы коммерческого права, регулирующие договорные отношения в сфере предпринимательства: о договорах поставки, контрактации, финансирования под уступку денежного требования, финансовой аренде, агентированию, доверительному управлению имуществом, коммерческая концессии и др.
Нормы коммерческого права о наследовании предприятия и прав, связанных с участием в хозяйственных товариществах и обществах, о доверительном управлении наследственным имуществом (предприятием, долей в уставном капитале и т. д.) содержатся среди норм наследственного права, также являющегося предметной подотраслью гражданского права.
Право интеллектуальной собственности как предметная подотрасль гражданского права представлено такими институтами коммерческого права, как патентное право, право на секрет производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
Таким образом, в отличие от предметных подотраслей гражданского права коммерческое право не имеет своего раздела в ГК РФ. Не оформлено оно и в виде отдельного кодекса (подобно семейному праву). Нормы коммерческого права рассредоточены во всех разделах ГК РФ, а также во множестве других нормативных правовых актов.
Принципы коммерческого права — это принципы частного права, проявляющиеся в сфере предпринимательства. Такой подход соответствует представлениям о единстве частноправового регулирования и о коммерческом праве как подотрасли гражданского права, несмотря на особенности правового регулирования предпринимательства.
Выделяются следующие принципы частного права: дозволительная направленность частноправового регулирования; юридическое равенство участников отношений; неприкосновенность собственности; свобода договора; недопустимость произвольного вмешательства в частные дела; беспрепятственное осуществление прав; восстановление нарушенных прав; судебная защита нарушенных прав (ст. 1 ГК РФ) [3] . Каждый из названных принципов частного права проявляет себя в сфере предпринимательства.
Например, принцип свободы договора означает, что предприниматели вправе самостоятельно решать вопросы заключения договора, выбора партнеров по договору, определения его вида и условий, поскольку это не противоречит закону. Законом могут устанавливаться ограничения свободы договора.
Так, в целях обеспечения и защиты прав потребителей не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, выполнить работу, оказать услугу (п. 3 ст. 426 ГК РФ). Имеются ограничения свободы договора в целях обеспечения конкуренции (п. 1 ст.
10 ГК РФ).
Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела проявляется в сфере предпринимательства в том, что частным лицам гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ).
Законом могут быть предусмотрены ограничения и запреты определенных видов деятельности; запрет недобросовестной конкуренции; перечни видов товаров, свободная реализация которых запрещена либо ограничена, и др. Необходимость таких запретов и ограничений не вызывает сомнений.
Это соответствует интересам как общества в целом, так и самих предпринимателей, создавая цивилизованные правила игры на рынке. Благодаря взаимодействию норм публичного и частного права определяется баланс общих и частных интересов. Произвольное же вмешательство в частные дела недопустимо.
Это касается прежде всего органов государственной власти и органов местного самоуправления. Акты незаконного вмешательства данных органов в частные дела признаются судом недействительными (ст. 13 ГК РФ).
- [1] Например, в германском праве выделяется торговое право, входящее в блок частного права, и хозяйственное право, «понятие которого является наиболее гибким, еслине размытым, и употребляется в германской правовой доктрине в широком и в узкомсмысле, конкретизируясь при этом как частное и публичное». См.: Жалинский А., Ре-рихтА. Введение в немецкое право. М., 2001. С. 436. Г. Ф. Шершеневич также разграничивал публичное торговое право, регулирующее отношения между государством и лицами, которые занимаются торговой деятельностью, и частное торговое право, предметом которого служат отношения между частными лицами по поводу торговли. См.:Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. СПб., 1914. Т. 1. С. 10.
- [2] См.: Суханов Е. А. Система частного права // Вестник Московского университета.Сер. 11: Право. 1994. № 4. С. 30, 31.
- [3] См.: Гражданское право: учебник. В 3 т. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого.6-е изд. М., 2005. Т. 1.С. 26.
Источник: studref.com
Гражданские правоотношения
Рабочая тетрадь по Обществу 9 класс Котова Лискова
1) Раскройте смысл понятия
Гражданское право — это отрасль права, включающая совокупность юридических норм
2) Что регулирует гражданское право?
Оно регулирует на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения.
Примеры: покупая продукты в магазине, сдавая одежду в гардероб в общественном месте(театр например)
3) Используя текст учебника, объясните смысл основных принципов гражданского права
Равенство сторон — отсутствие между сторонами властного подчинения и зависимости.
Автономия воли сторон — каждая сторона принимает решения свободно, по доброй воле.
4) Аркадий и Андрей заключили договор аренды дачи, принадлежащей Аркадию по праву собственности.
1 — Кто является субъектом данного правоотношения?
Субъектом является физическое лицо
2 — Объектом данного правоотношения является аренда дачи
3 — Какие права приобрел каждый участник этого правоотношения? Аркадий: Предоставляет дачу в аренду и получает ежемесячную оплату за нее(аренду дачи) Андрей: Получает во временную собственность дачу, производит оплату собственнику за ее использование
5) Найдите в приведенном ниже списке примеры норм гражданского права и обведите цифры, под которыми они указаны.
1 — Для передачи другому лицу прав, удостоверенных ценной бумагой на предъявителя, достаточно вручения ценной бумаги этому лицу. 4 — Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. 5 — Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества. 6 — Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
6) Раскройте смысл понятия.
Сделка — это действия физических и юридических лиц, направленных на установления, изменения или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Проанализируйте ситуацию и установите, какие сделки были совершены:
Александр подарил своему внуку Ивану на день рождения подержанный автомобиль. Перед уходом в армию Иван выписал доверенность на право управления автомобилем своему другу Сергею. Вернувшись, Иван продал автомобиль третьему лицу.
Первая сделка — дарственная (передача транспортного средства родственнику)
Вторая сделка — выписана доверенность другому физическому лицу
Третья сделка — продажа своего авто другому физическому или юридическому лицу.
7) Прочитайте извлечения ищ Гражданского кодекса РФ, ответьте на вопросы и выполните задания.
1 — В каких случая закон предусматривает компенсацию морального вреда?
Ответ: Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
2 — Что, по-твоему, может являться «источником повышенной опасности»?
Общественные места(разного рода мероприятия), транспортное средство, железная дорога, строительные объекты, промышленные предприятия.
3 — В чем, согласно закону, выражается моральный вред?
Ответ: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности
вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности
вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию
в иных случая, предусмотренных законом
4 — Как вы понимаете требования разумности и справедливости при определении размера компенсации морального вреда?
Нужно адекватно оценить сумму моральной компенсации, то есть не завышенный или не заниженный, а лучше обратиться к специалистам.
5 — Как на моральный вред могут повлиять упомянутые в законе «индивидуальные особенности потерпевшего»?
У каждого человека понятие о моральном вреде разное, а так конечно может повлиять.
Примеры: Если человек здоров, то нанесенный вред или травма зависит от обстоятельств и характере травмы.
А если человек болен например гипертоник, то нанесенный физический вред он пострадает больше, а значит может быть больше компенсация.
of your page —>
- Правообладателям
- Карта сайта
Источник: 5urokov.ru
Принцип равенства хозяйствующих субъектов
Принцип равенства уязвим для критики, ибо равенство всех по рождению или по способностям не подтверждается общественной практикой. Люди не равны по природе — это неисправимое неравенство [1] . Естественно, что когда идет речь о правовом принципе равенства, имеется в виду равенство юридическое, а не экономическое.
Социальная справедливость (или социальное равенство) может означать и имущественное равенство всех членов общества, и создание равных стартовых условий для граждан, и защиту незащищенных слоев населения, и недопущение чрезмерного имущественного расслоения общества и т.д. Как правило, данное понятие вступает в определенные противоречия с принципом свободы предпринимательской деятельности. Поэтому необходимо, чтобы законодательно была установлена та модель трактовки социального равенства, которая применяется в данной юрисдикции’.
Одним из основных постулатов правового государства является равенство всех перед законом.
Осуществление принципа равенства перед законом должно основываться на законности, которая предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам [2] [3] .
Не только правоведы, но и ведущие мировые экономисты признают, что причиной глобального финансово-экономического кризиса стало нарушение принципа юридического равенства, лежащего в основе регулирования цивилизованной правовой экономики. Нарушение этого принципа выразилось, в первую очередь, в отсутствии равного доступа к информации, к принятию решений, а также действенных механизмов ответственности за легковесную, непродуманную экономическую политику «сегодняшнего дня» [4] .
Именно на основе универсального принципа юридического равенства реализуются находящиеся в противоречии два фундаментальных начала конституционных основ собственности: свобода и неприкосновенность собственности и социализация собственности («собственность обязывает», социальное государство, социальные права) [5] .
Принцип равенства относим ко всем основным правам человека. Вместе с тем он по-разному проявляется применительно к отдельным правам [6] .
В первом параграфе данной главы был обозначен принцип юридического равенства форм собственности. Названный принцип был заявлен именно так, как это делает большинство авторов работ по предпринимательскому (хозяйственному) праву. Представляется все же более удачным говорить о принципе равенства хозяйствующих субъектов, в первую очередь, как о своеобразном критерии для принятия соответствующих решений органами всех трех ветвей государственной власти. Данный принцип предполагает, в частности, отсутствие привилегий для каких-либо одних хозяйствующих субъектов в ущерб другим.
Принцип равенства хозяйствующих субъектов реализуется в горизонтальных хозяйственных отношениях. В вертикальных хозяйственных отношениях данный принцип неприменим. Однако государство в процессе регулирования экономики обязано обеспечивать надлежащее действие принципа равенства в горизонтальных хозяйственных отношениях и, тем более, не создавать предпосылок к его нарушению органами законодательной, исполнительной и судебной власти.
Принцип равенства хозяйствующих субъектов по своему объему не сводится только к конституционному принципу равенства форм собственности (с. 8 Конституции РФ). Конституционно-правовыми предпосылками (основами) принципа равенства хозяйствующих субъектов являются принцип равенства всех перед законом и судом (ст.
19 Конституции РФ) и принцип равенства форм собственности, который предполагает установление в основном единого правового режима имущества предприятий различных форм собственности и равную правовую защиту их имущества. Однако это не исключает особенностей правового регулирования деятельности предприятий различных форм собственности’. Таким образом, из смысла ст. 8 Конституции РФ вытекает, что речь идет о признании и защите равным образом форм собственности, а не одинаковом их регулировании.
В ст. 19 Конституции закреплен общеправовой принцип формального равенства [7] [8] . Однако существует мнение и о том, что, несмотря на формулировку ст. 19 Конституции РФ, в которой говорится именно о равенстве, нужно учитывать, что это, скорее, философская категория, получившая широкое распространение в праве вследствие распространения идей естественно-правовой школы.
То есть принцип равенства в его конституционно-правовом аспекте, исходя из буквального толкования норм ст. 19 Конституции РФ, должен рассматриваться в виде комплекса двух составляющих: равенство перед законом и судом, а также равноправие (равенство прав, свобод и возможностей их реализации) 1 .
Применительно к экономическим правам, в отличие отличных прав, формальное равенство оказывается недостаточным, более того — оно может обернуться неравенством [9] [6] .
В мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года „О банках и банковской деятельности» [11] в связи с жалобами граждан О.Ю. Веселяшкиной, А.Ю. Веселяшки- на и Н.П. Лазаренко» установлено, что законодатель не вправе ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон и должен предоставлять определенные преимущества экономически слабой и зависимой стороне, чтобы не допустить недобросовестную конкуренцию в сфере банковской деятельности и реально гарантировать в соответствии со статьями 19 и 34 Конституции РФ соблюдение принципа равенства при осуществлении предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Следует обратить внимание на то, что в данном решении Конституционного Суда РФ речь идет о взаимоотношениях профессионального субъекта предпринимательской деятельности — банка — и непрофессионалов — потребителей его услуг.
Касаясь предполагаемого нарушения принципа равенства хозяйствующих субъектов применительно к обществам с ограниченной ответственностью и акционерным обществам, пунктом 3 ст. 6 Федерального закона «Об акционерных обществах» в части, устанавливающей основания наступления ответственности основного общества за убытки, причиненные дочернему обществу, Конституционный Суд РФ в Определении от 8 апреля 2010 г. № 453-0-0 [12] указал, что, поскольку субъекты предпринимательской деятельности равны перед законом, государство не вправе вводить неоправданные льготы или преференции, либо неравный правовой режим функционирования в одинаковых отношениях и ситуациях. Положение ст. 19 (часть 1) Конституции РФ «все равны перед законом» означает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении. Если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе установить для них различный правовой статус.
Исходя из запрета дискриминации, государство обязано различно обращаться с лицами, находящимися в заметно различных ситуациях 1 .
Однако все же представляется, что особенности правового регулирования деятельности различных хозяйствующих субъектов, определяемые их правовым статусом, не дают основания законодательным, исполнительным и судебным органам устанавливать без достаточных к тому законных оснований какие-либо преимущества или, наоборот, какие-либо ограничения для осуществления определенных видов деятельности. Гражданское законодательство, например, совершенно справедливо приравнивает индивидуальных предпринимателей к юридическим лицам, являющимся коммерческими организациями (п. 3 ст. 23 ГК РФ).
Субъекты предпринимательской деятельности, независимо от своих организационно-правовых форм, как при осуществлении такой деятельности, так и при ее государственном регулировании относятся к одной категории субъектов права. Данный вывод является основополагающим для принципа равенства хозяйствующих субъектов, который гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории. Это подтвердил и Конституционный Суд РФ, в частности, применительно к условиям и основаниям ответственности за таможенные правонарушения [13] [14] .
Различия во внутренней организации хозяйствующих субъектов не должны отражаться на отношениях, в которые хозяйствующие субъекты вступают. В противном случае можно говорить о нарушении принципа равенства хозяйствующих субъектов. Иными словами, особенности правового регулирования различных хозяйствующих субъектов не должны давать никаких оснований для нарушения принципа их равенства.
Правовое регулирование как раз и должно учитывать особенности хозяйствующих субъектов и обусловивший их причинный фактор.
При этом, как обоснованно полагает профессор Ю.В. Романец, правовое регулирование, адекватно отражая фактическое неравенство и правильно распределяя юридические обременения и облегчения, должно способствовать реализации нравственного предназначения. Особенности правового статуса и обусловивший их причинный фактор существуют в единстве, рассмотрение их в отрыве друг от друга не имеет юридического и этического значения [15] .
Непонятна, например, логика авторов Закона об особых экономических зонах. Это касается правового положения резидентов особой экономической зоны. Если резидентами технико-внедренческой и туристско-рекреационной особых экономических зон признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), то резидентом промышленно-производственной и портовой особой экономической зоны признается только коммерческая организация. В данном случае явно просматриваются нарушения таких принципов предпринимательского (хозяйственного) права, как принцип свободы предпринимательской деятельности и принцип равенства хозяйствующих субъектов.
То же самое можно сказать относительно Закона о микрофинан- совой деятельности, в соответствии с которым микрофинансовой деятельностью могут заниматься только юридические лица.
Как видим, принципы равенства хозяйствующих субъектов и свободы предпринимательской деятельности настолько взаимосвязаны, что их практически невозможно отделить один от другого в качестве критериев для принимаемых решений органами законодательной, исполнительной и судебной власти, поскольку нарушение одного из них, как правило, является нарушением и другого.
Так, в соответствии со ст. 7 Закона об аудиторской деятельности 2001 года обязательный аудит мог проводиться только аудиторскими организациями. Такая норма выглядела как нарушающая принципы свободы предпринимательской деятельности и равенства хозяйствующих субъектов.
Однако данное положение Закона об аудиторской деятельности 2001 года было признано не противоречащим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона „Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной» 1 . Одним из аргументов такого решения являлось то, что отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публичноправовой характер, поскольку по своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенного круга лиц и государства, то есть в общественном интересе.
Конституционный Суд также отметил, что в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона об аудиторской деятельности аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, в том числе, как это вытекает из Гражданского кодекса РФ, в форме общества, учрежденного одним или несколькими лицами. Вместе с тем согласно переходному положению, закрепленному в п. 1 ст.
22 Закона об аудиторской деятельности, предписание п. 5 ст. 4 о том, что в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов [16] [17] , вступало в силу по истечении двух лет со дня вступления в силу Закона об аудиторской деятельности (то есть 9 сентября 2003 г.). Следовательно, индивидуальный аудитор, осуществляющий деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, учредив такое общество самостоятельно, становится единственным его участником и может проводить обязательный аудит на равных основаниях с другими аудиторскими организациями. Таким образом, Конституционный Суд 1 апреля 2003 г. рекомендовал индивидуальным аудиторам создать и зарегистрировать соответствующие общества и несколько месяцев (до 9 сентября 2003 г.) проводить обязательные аудиторские проверки.
Согласно Закону об аудиторской деятельности 2008 г. индивидуальные аудиторы вправе проводить обязательный аудит с 1 января 2009 года. Вместе с тем в ст. 5 названного Закона установлено существенное исключение. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
Однако необходимо учитывать и то, что категорическое и механическое применение принципа равенства хозяйствующих субъектов невозможно. Принцип равенства хозяйствующих субъектов не носит (и не может носить в силу объективных причин) безусловный характер.
Профессор Ю.В. Романец, например, не без оснований отмечает, что равенство не является самодостаточным принципом права, поскольку подчиняется началу справедливости. Нравственно необходимыми могут быть и равенство, и неравенство, если они справедливы. Справедливость — неотъемлемая часть принципа равенства (неравенства). Следовательно, задача права заключается в том, чтобы сделать юридическое равенство (неравенство) справедливым [18] .
Однако здесь сразу возникают некоторые вопросы. Например, как определить, что справедливо, а что несправедливо? Где искать общую (универсальную) справедливость и кто решает, что справедливо, а что — нет?
И мы обращаемся к роли государства и его законодательных и правоприменительных органов, в первую очередь — судов. Депутаты, государственные служащие, судьи руководствуются действующим законодательством и внутренним правосознанием. А насколько справедливо действующее законодательство?
Позволяет ли внутреннее правосознание законодателей и правоприменителей решать, что справедливо, а что — нет? Решать, что законно, а что — нет, значительно проще. Но интересы общества требуют оценки справедливости принимаемых нормативных актов и правоприменительных решений. Интересы общества требуют максимальной справедливости и того и другого. И мы возвращаемся в область морали.
Здесь уместно будет упомянуть о «взаимодополнительности» права и морали, в процессе которой право и мораль играют взаимообусловленные роли: право создает нормативно-организованную сферу деятельности для осуществления моральных интенций человека, а мораль ориентирует общество на уважительное отношение к правовым ценностям 1 .
Определенным мерилом справедливости равенства хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного регулирования экономики может в некоторой мере служить рациональное хозяйствование в объективном смысле, особенно его нравственная составляющая [19] [20] . Кроме того, представляется перспективным применение принципа партнерства хозяйствующих субъектов [21] .
Принцип равенства хозяйствующих субъектов должен получить свое закрепление в системообразующем нормативном правовом акте по регулированию хозяйственных отношений — предпринимательском (хозяйственном) кодексе. Только в таком случае данный принцип получит свою надлежащую реализацию и в правоприменительной практике.
О равенстве возможностей говорилось и говорится достаточно. Однако перед лицом глобальных проблем, стоящих пред человечеством, наглядным подтверждением коих явились трагические события в Японии в марте 2011 года, впору говорить о равенстве опасностей. Такое равенство, в отличие от равенства возможностей, к глубокому сожалению, не носит декларативный характер. Перед природными и техногенными катастрофами все равны по-настоящему: и крестьянин, и рабочий, и ученый, и олигарх. Предотвратить подобные явления практически невозможно, а вот минимизировать их воздействие можно, в том числе посредством надлежащего государственного регулирования экономики, составляющей общей (главной) целью которого (и одновременно целью хозяйственного права) является обеспечение рационального хозяйствования в объективном смысле.
Источник: ozlib.com