Административное право это отрасль права которая регулирует отношения в сфере 1 бизнеса

Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Всё административное право за 42 минуты

Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

И спользует три основных метода:

1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников. Административное право кодифицировано лишь частично.

Главный н.п.а. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. состоит в большей степени из норм процессуального характера.

КоАП определяет задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Административное право. Лекция 1. Административное право как отрасль права и как наука

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Это требует изложение источников административного права в определенной последовательности по их юридической силе.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Лекция 2. Административно-правовые нормы и их особенности

Понятие административно-правовой нормы и ее структура

Норма права является структурной единицей права. Административно-правовым нормам присущи все характеристики общих норм, составляющих правовую систему. Вместе с тем они имеют ряд отличительных особенностей, что обусловлено спецификой регулируемых административным правом отношений. Свою реализацию административное право находит именно в правовых нормах.

Читайте также:  Схема ведения бизнеса ИП

Административно-правовые нормы — установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:

Административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной власти.

Они имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За нарушение административно-правовых норм наступает административная ответственность. В некоторых случаях может наступать дисциплинарная ответственность.

Иногда административно-правовые нормы регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права. Такое регулирование наблюдается в области земельного, финансового, природоохранного, трудового права и пр. С помощью административных норм может осуществляться и защита норм указанных отраслей права. Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.27 КоАП).

Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в ходе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными.

Административно-правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру:

Гипотезу — условие действия нормы.

Диспозицию — само правило поведения (предписания, запреты и дозволения).

Санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия (поощрения и наказания).

Лекция 3. Административно-правовые отношения и их особенности

Лекция 4. Субъекты административного права

Лекция 6. Государственное управление

Лекция 7. Административное принуждение

Общие положения производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях — особый вид процессуальной деятельности, урегулированная законом процедура рассмотрения определенной группы дел по наложению административных наказаний. Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст. 24.1 КоАП РФ:

— всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела;

— разрешение его в соответствии с законом;

— обеспечение исполнения вынесенного постановления;

— выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Система принципов производства по делам об административных правонарушениях основывается на принципах — основных положениях, руководящих идеях, закрепленных в Конституции РФ, административном и ином законодательстве.

Система принципов:

— принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками административных правоотношений);

— обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо, привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения обстоятельств, смягчающих ответственность);

— гласность производства по делам об административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях осуществляется гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях);

— принцип объективной истины (в ходе рассмотрения дела должны выявляться все обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и др.);

— принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения административных наказаний и др.);

— принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело (независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств);

— принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности);

— принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства и от его имени);

— принцип состязательности (участники производства по делам об административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);

— принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке либо ином избранном им языке общения и пользоваться услугами переводчика).

Лекция 1. Административное право как отрасль права

Читайте также:  Детский дом как бизнес

Источник: lektsia.com

Тест административное право

Тест административное право, слайд №1Тест административное право, слайд №2Тест административное право, слайд №3Тест административное право, слайд №4Тест административное право, слайд №5Тест административное право, слайд №6Тест административное право, слайд №7Тест административное право, слайд №8Тест административное право, слайд №9

Вы можете ознакомиться и скачать Тест административное право. Презентация содержит 9 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

 Тест административное право

Описание слайда:
Тест административное право

Слайд 2

 1. Закончите определение: «Административное право — это отрасль законодательства, которая регулирует отношения в сфере а) бизнеса»; б) управления»; в) культуры».

Описание слайда:

1. Закончите определение: «Административное право — это отрасль законодательства, которая регулирует отношения в сфере а) бизнеса»; б) управления»; в) культуры».

Слайд 3

 3. Какие из перечисленных правонарушений являются административными проступками? а) нанесение тяжких телесных повреждений; б) безбилетный проезд на общественном транс­порте; в) переход улицы в неположенном месте; г) кража личного имущества граждан; д) подкладывание на железнодорожный путь предметов, которые могут помешать движению поезда; е) невыполнение условий сделки; ж) нарушение правил дорожного движения; з) повреждение таксофонов (телефонов-автоматов); и) уклонение от уплаты налогов; к) уклонение от уплаты алиментов; л) мелкое хулиганство; м) злостное хулиганство; н) распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах; о) злостное неповиновение работнику милиции; п) оказание сопротивления работнику милиции при задержании с нанесением ему телесных повреждений; р)контрабанда.

Описание слайда:

3. Какие из перечисленных правонарушений являются административными проступками? а) нанесение тяжких телесных повреждений; б) безбилетный проезд на общественном транс­порте; в) переход улицы в неположенном месте; г) кража личного имущества граждан; д) подкладывание на железнодорожный путь предметов, которые могут помешать движению поезда; е) невыполнение условий сделки; ж) нарушение правил дорожного движения; з) повреждение таксофонов (телефонов-автоматов); и) уклонение от уплаты налогов; к) уклонение от уплаты алиментов; л) мелкое хулиганство; м) злостное хулиганство; н) распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах; о) злостное неповиновение работнику милиции; п) оказание сопротивления работнику милиции при задержании с нанесением ему телесных повреждений; р)контрабанда.

Слайд 4

 4. Какие из перечисленных санкций не являются административными взысканиями? а) предупреждение; б) штраф; в) лишение свободы; г) ссылка; д) возмездное изъятие предметов и орудий пра­вонарушения; е) конфискация орудий правонарушения; ж) лишение специального права (водительских прав и др.); з) конфискация имущества; и) исправительные работы; к) административный арест до 15 суток; л) исключительная мера наказания — смертная казнь.

Описание слайда:

4. Какие из перечисленных санкций не являются административными взысканиями? а) предупреждение; б) штраф; в) лишение свободы; г) ссылка; д) возмездное изъятие предметов и орудий пра­вонарушения; е) конфискация орудий правонарушения; ж) лишение специального права (водительских прав и др.); з) конфискация имущества; и) исправительные работы; к) административный арест до 15 суток; л) исключительная мера наказания — смертная казнь.

Слайд 5

 5. Закончите следующее предложение: «Административный арест применяется в исключительных случаях — за а) мелкое хулиганство»; б) злостное хулиганство»; в) нанесение тяжких телесных повреждений»; г) злостное неповиновение милиционеру»; д) кражу государственного имущества».

Описание слайда:

5. Закончите следующее предложение: «Административный арест применяется в исключительных случаях — за а) мелкое хулиганство»; б) злостное хулиганство»; в) нанесение тяжких телесных повреждений»; г) злостное неповиновение милиционеру»; д) кражу государственного имущества».

Слайд 6

 6. К кому нельзя применять административный арест? а) мастерам спорта по боксу; б) лицам, не достигшим 18 лет; в) руководителям областного масштаба; г) инвалидам первой и второй группы; д) беременным женщинам; е) женщинам, имеющим маленьких детей; ж) женщинам, имеющим мужей-иностранцев.

Описание слайда:

6. К кому нельзя применять административный арест? а) мастерам спорта по боксу; б) лицам, не достигшим 18 лет; в) руководителям областного масштаба; г) инвалидам первой и второй группы; д) беременным женщинам; е) женщинам, имеющим маленьких детей; ж) женщинам, имеющим мужей-иностранцев.

Слайд 7

 7. Какой из административных проступков (правонарушений), до сих пор предусмотренных соответствующим законодательством, противоречит духу прав человека? а) невежливое отношение продавца к покупателю; б) нарушение правил хранения и перевозки огнестрельного оружия; в) проживание без паспорта и прописки; г) стрельба в неположенном месте.

Описание слайда:

7. Какой из административных проступков (правонарушений), до сих пор предусмотренных соответствующим законодательством, противоречит духу прав человека? а) невежливое отношение продавца к покупателю; б) нарушение правил хранения и перевозки огнестрельного оружия; в) проживание без паспорта и прописки; г) стрельба в неположенном месте.

Источник: mypresentation.ru

Административное право как отрасль права

5. Соотношение административного права со смежными отраслями права.

1. Административное право – это одно из важнейших отраслей права. При помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций.

Административное право – это управленческое право (право управления).

Административное право – это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

В предмет административного права входят следующие группы отношений:

1. управленческие отношения

Они встречаются в сфере организации и функционирования органов, осуществляющих хозяйственное, социально-культурное, административное и политическое строительство.

2. отношения, возникающие в связи с обеспечением правовой защиты прав и свобод граждан

Речь идет о так называемой административной юстиции. Она представляет собой систему судебных и иных органов, рассматривающих споры между гражданами и исполнительной власти.

3. административно-принудительные отношения

Возникают в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

4. управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе функционирования субъектов представит., судебной власти и прокуратуры

5. отношения. которые возникают при осуществлении общественными организациями делегированными им государством специальных государственно-властных полномочий.

Для всех указанных отношения характерны является то, что они возникают в области государственного управления и местного самоуправления.

Читайте также:  5 что необходимо для успеха в бизнесе

2. Метод – совокупность приемов и способов.

Выделяют следующие методы:

1. императивный (метод властных предписаний)

2. диспозитивный (взаимодействие сторон)

3. метод дозволения (разреш. вариант поведения)

4. метод запрета

Все указанные методы правового регулирования характерны для административного права.

Суть методов административного регулирования управленческих отношений может быть сведена к следующему:

Установление определенного порядка действий, предписание к действию соответствующих условий, надлежащим образом оформленные в административно-правовой норме.

несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма.

Новый Кодекс об административных правонарушениях устанавливает, что административные взыскания могут быть наложены не позднее 2 месяцев. Превышение срока не позволяет применить к лицу меры административной ответственности.

2. диспозитивный (согласования)

Он проявляется в административном праве при заключении административных договоров и при перераспределении или делегировании полномочий одних органов управления другим.

3. метод дозволения — это предоставление выбора одного из вариантов должного поведения или так называемое управление по усмотрению – это жесткий вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности должностными лицами при решении определенных задач, но они не вправе уклониться от такого выбора.

Например: при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности к нему могут быть применены различные административные взыскания либо он может быть освобожден от ответственности.

4. метод дозволения выражается также в предоставлении возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия. Это мягкий вариант дозволения. Например, гражданин сам решает, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он рассматривает как противоправные.

5. метод запрета – запрещение определенных действий под угрозой применения соответствующих административно-правовых санкций.

Например, запрещено направление жалоб граждан тем должностным лицам, действия которые обжалуются. Нарушение этого запрета влечет привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности.

Во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно независимо от конкретной формы выражения властности.

3. Источники административного права – это органы законодательной и исполнительной власти, содержащие административно-правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в сфере (управленческой деятельности) исполнительной власти.

К ним относятся:

1. Конституция Российской Федерации

2. Федеральный конституционный закон и федеральный закон, Кодекс об административных правонарушениях, федеральный конституционный закон «О правительстве» от 31 декабря 1997 г.

3. Указы Президента

4. Постановления Правительства

5. Ведомственные акты – акты министерств и федеральных ведомств

6. Законодательные и иные акты государственных органов субъектов РФ

7. Административно-правовые договоры и соглашения. Например, между государственными органами РФ и субъектов РФ

8. Локальные акты, инструкции, положения

4. Система административного права – это совокупность административно-правовых институтов и подотраслей.

Административное право состоит из Общей и Особенной части. В Общую часть включены следующие институты:

1. государственное управление

2. исполнительная власть

3. формы государственного управления

4. методы государственного управления

5. институт правовых актов

6. институт государственной службы

7. институт административного принуждения

8. институт административной ответственности

9. институт административного процесса

В Особенную часть входят институты управления в области экономики, социально-культурной сфере, административно-политической сфере.

В административном праве выделяют следующие подотрасли:

1. Служебное право

2. Политическое право

3. Образовательное право и т.д.

5. Предмет административного права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Эти отношения регулируются иными отраслями права. Административное право взаимодействует со следующими отраслями права:

1) конституционным. Оно берет начало в нормах конституционного права, регулирующих принципы организации и деятельности исполнительной власти, права и свободы граждан.

2) гражданским. Нормами гражданского права регулируется правило движения имущества, передача, изъятие в сфере государственного управления, т.е. по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

3) уголовным правом. В определенных случаях отдельные административные правонарушения могут перерастать в преступления и наоборот.

4) финансовым, которые регулируют управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, налогов.

5) трудовым. Деятельность государственных служащих является смежной областью регулирования трудовым и административным правом

6) уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин