Файлы для скачивания:
Что это за документ
Акт сверки является документом организации, составляемым её бухгалтерским отделом. В нём отражается перечень расчётов, произведённых между предприятиями за определенный период времени. В документ включают расчёты за последний календарный год. В нём предприятия определяют схождение дебета с кредитом. В качестве приложения к акту идут документы, на которые в акте оставлены ссылки: договоры, счета фактуры и т.д.
Когда организации производят сверки взаиморасчётов
Существует множество причин составления акта сверки взаиморасчётов между организациями, например:
- по требованию организации-контрагента в случае возникновения между организациями споров по поводу расчётов друг с другом;
- за три месяца до формирования годового финансового отчёта организации в рамках инвентаризации дебиторской и кредиторских задолженностей;
- в случае, если пункт о составлении акта сверки присутствует в заключаемом между контрагентами договоре.
Зачем нужно составлять этот акт
Законом не предусмотрена обязанность предприятий составлять такой акт, однако организации не пренебрегают его составлением. Целью составления акта в первую очередь является определение наличия или отсутствия задолженностей у контрагентов перед друг другом. Законом предусмотрен срок давности обращения в судебные органы по делам о задолженности в три года.
Акт сверки | Бизнес | Налоги ИП | Документы | Бухгалтерия для начинающих | Бухучет простым языком
Если организация три года к ряду после выявления наличия задолженностей перед контрагентом не погасила имеющуюся задолженностью, он, в свою очередь, может обратиться с иском в суд. Акт сверки будет служить основанием для приостановления течения сроков исковой давности по делу о задолженности. Такая норма прописана в статье 203 Гражданского кодекса. Если контрагент и после подписания акта сверки продолжает уклоняться от уплаты задолженности, контрагенту ничего не останется, кроме как обратиться в суд.
Своевременное выявление задолженности поможет сторонам договориться о сроке её погашения. Правильно составленный и подписанный сторонами акт сверки с приложениями к нему в виде договоров, актов сверки и т.д. будут служить доказательствами в суде.
Так как документ является двусторонним, составить его необходимо в двух экземплярах, по одному для каждой из договаривающихся сторон. Экземпляры подписываются уполномоченными на то должностными лицами предприятий с обязательной расшифровкой поставленной подписи. Оба экземпляра после подписания контрагентами имеют равную перед законом юридическую силу. В практике составление акта ложится на плечи кредитора.
Особенности составления документа
Законодательство не предлагает единой формы такого акта, что позволяет контрагентам составить акт в свободной форме с соблюдением общих требованиям к договорам. Бухгалтерский отдел предприятия может составить единую для своей организации форму и пользоваться ей на постоянной основе. В случае отсутствия таковой, для бухгалтера не составит труда составить акт самостоятельно, используя лист бумаги формата А4.
Что такое акт сверки и как его создать? asistent.kz
Краткая инструкция по составлению акта
В преамбуле акта следует указать стандартные для любого подобного документа моменты:
- место и дата составления настоящего акта;
- полное наименования организация, расчёты между которыми будут зафиксированы в акте, с указанием представителей организаций, уполномоченных на его подписание организацией.
Преамбула акта должна выглядеть следующим образом:
Г. Курган 3 апреля 2024 года
ОАО «ДебетПлюс» ОГРН 3456256978123, ИНН 1479853101472 в лице старшего юриста Матвиенко Павла Владимировича, действующего на основании генеральной доверенности от 02.03.2024 г., с одной стороны, и
ООО «КредитМинус» ОГРН 1246789675432 ИНН 446785678923 в лице ген. Директора Наумова Николая Петровича, действующего на основании Устава, с другой стороны, в свою очередь, составили акт сверки взаимных расчётов о том, что их состояние является следящим:
Основная часть акта
Основная часть документа выполняется в виде таблицы, в которой будут указаны:
- наименования операций и документы их сопровождающие;
- документы, по которым проводились расчёты между организациями с указанием присвоенных их номеров и дат их составления;
- списания и поступления (дебет и кредит) по счетам организаций в рамках заключенных между контрагентами соглашениями;
- остаток на счетах организация на начало и конец рассматриваемого периода.
Таблица должна выглядеть следующим образом:
Ниже по документу следует в буквенном формате указать остатки на счетах контрагентов по представленными ими данными. Буквенная форма поможет избежать машинной опечатки, а также недобросовестности контрагентов.
По данным ОАО «ДебетПлюс» задолженность на момент 03.03.2024 г. в пользу ООО «КредитМинус» составляет 200 000 руб. (двести тысяч рублей).
По данным ОАО «КредитМинус» задолженность на момент 03.03.2024 г. в пользу ООО «КредитМинус» составляет 200 000 руб. (двести тысяч рублей).
Составление основной части акта закончено. Далее следует подписание акта контрагентами. Подписывая акт, сторона договора соглашается с указанными в ней значениями дебета и кредита, а также с итоговой суммой возможной задолженности одного предприятия другому. Печати участвующих организаций ставить на бланке не обязательно.
Как показывает практика, лицо, подписывающее акт, также имеет значение для возможных судебных разбирательств в будущем. Подпись руководителя предприятия имеет больший вес, нежели подпись бухгалтера.
В случае несогласия с указанными в акте значениями или расхождениями в значениях кредитор указывает своё несогласия в самом акте. Также следует указать итоговую сумму расхождений и запросить у контрагента первичные документы, указанные им в акте сверки.
Скачать документы:
- Бланк акта сверки взаиморасчётов
- Образец акта сверки взаиморасчётов
Источник: bazanpa.ru
Как правильно составить акт сверки взаиморасчетов?
Контроль – это главное условие для удачного ведения бизнеса. Работая с различными контрагентами, надо хорошо владеть информацией и не забывать время от времени подтверждать слова реальными цифрами. Именно для этого в современном документообороте и существует акт сверки взаиморасчетов.
Описание документа
Отношения между партнерами не могут строиться только на доверии. Помимо чувств, должны присутствовать реальные факты, которые в любой момент смогут подтвердить или опровергнуть разные подозрения. Любая деятельность фактически связана с приобретением или реализацией чего-либо. Одни производят товар или оказывают услуги, а другие покупают их, заключив соответствующее соглашение. И тем, и другим периодически требуется производить ревизию своих расходов.
Для этого они используют акт сверки взаиморасчетов. В каких случаях появляется необходимость составлять такой документ? Причины могут быть самые разные:
- Если одна из сторон предоставляет свой товар без предоплаты или с рассрочкой платежа.
- В случае когда реализуется особо ценная продукция.
- У предприятия имеется большое количество партнеров, каждый из которых поставляет товары в достаточно широком ассортименте.
- В случае длительного и постоянного сотрудничества контрагентов.
- В ситуации, когда обе стороны решают расширить область своих отношений, заключая новые договоренности.
Любая из этих причин может послужить поводом для того, чтобы затребовать у своего партнера акт сверки взаиморасчетов. В этом не должно усматриваться недоверие или предвзятость.
Немаловажные подробности
Каждый бухгалтер знает, что такое акт сверки взаиморасчетов. Это и не удивительно, ведь именно им приходится его составлять. В данной ситуации требуется сотрудник, владеющий определенной информацией. Для составления такого документа приходится поднимать данные с разных счетов:
- по выданным ранее авансам;
- по доходам;
- по взятым на себя обязательствам;
- по имеющимся недостачам.
Доступ к такой информации имеет только работник бухгалтерии. По указанию руководителя он собирает нужные сведения и оформляет их в виде документа определенного образца. Однако ответственность за предоставленные данные несет в итоге главный бухгалтер.
Если между партнерами нет видимых разногласий, то подобный бланк как подтверждение результатов деятельности за конкретный период. Некоторые бухгалтера поступают, таким образом, в случае, когда выясняется, что утеряны первичные документы сделок или им просто лень их искать. Тем не менее это не снимает с них ответственности за предоставляемую информацию.
Порядок действий
Как же следует составлять акт сверки взаиморасчетов? Образец заполнения будет представлять собой последовательное изложение конкретных сведений.
Любой подобный акт должен содержать в себе следующую информацию:
- Название документа.
- Период, за который он составлен.
- Наименование контрагентов.
- Основание сделки (договор, соглашение).
- Даты, номера и конкретные цифры, взятые из первичных документов (платежных поручений, счет-фактур и других). В них содержится информация, которая подтвердит поставку или оплату товара. Такие сведения для удобства восприятия, как правило, собирают в таблицу, разделенную на две части. В этом случае каждая из сторон имеют возможность указать отдельно имеющиеся у нее данные.
- Подписи представителей каждой из сторон.
Документ составляется обязательно в двух экземплярах, чтобы каждая организация могла оставить его у себя. Подпись главного бухгалтера здесь должна быть обязательно. Причем иногда она может быть единственной. Так можно поступать в тех случаях, когда в данных нет расхождений. Чаще всего в качестве подтверждения требуется еще и подпись руководителя предприятия.
Автоматизация бухучета
Некоторые работники интересуются, составляя акт сверки взаиморасчетов, как заполнять его в программе «1С:Бухгалтерия»? Здесь нет особых сложностей. Благодаря компьютеру, работа намного упрощается.
Необходимо просто выполнить несколько последовательных операций:
- Зайти в раздел «Продаж» или «Покупок» (по необходимости). Затем во вкладке «Расчеты с контрагентами» выбрать «Акт сверки».
- Находясь внутри выбранного журнала, нажать кнопку «Создать», а потом зайти на вкладку «Акт сверки с контрагентами». Появится диалоговое окно, которое можно заполнить двумя способами: автоматически или вручную. Специалист выбирает для себя именно тот, который ему нужен.
- Выбрать вкладку «По данным организации», после этого нажать «Заполнить» и конкретизировать запрос клавишей «Заполнить по данным бухучета». На экране появится список всех проведенных операций. Если нужны сведения по всем договорам за указанный период, то нужно просто поставить галочку «Разбить по договорам».
- Сделать пометку «Сверка согласована».
- Найти закладку «Дополнительно» и выбрать из списка лиц, нужных для подписи акта.
Останется только записать этот документ, и можно будет отправлять его на печать.
Правила составления документа
Бухгалтерам часто приходится делать акт сверки взаиморасчетов. Пример составления и заполнения такого бланка строго индивидуален для каждой организации. Учитывая то, что закон не предусматривает для этого какой-то строгой унифицированной формы, работники любого предприятия вынуждены сами формировать ее, руководствуясь общими правилами и требованиями:
- Начинается любой акт «шапкой» с исходной информацией о партнерах.
- Далее идет стандартная фраза, которая используется во всех договорах. В ней говорится о том, что нижеподписавшиеся представители двух сторон составили настоящий акт, подтверждая, что следующее состояние бухучета.
- Вслед за этими словами идет уже известная таблица. Первой строкой в ней стоит «сальдо на начало периода». Далее идут операции, разделенные на «дебет» (выполнение работ или поставка товара) и «кредит» (оплата). Затем следует сальдо на конец данного периода. А заканчивается таблица расчетом задолженности.
- Подпись уполномоченных лиц должна быть подтверждена круглой печатью компании.
Вместо руководителя, акт может подписать и другое лицо. Для этого нужна доверенность, которая даст ему такие полномочия. Кстати, в суде ее отсутствие может поставить под сомнение весь документ.
Источник: businessman.ru