Прежде чем составлять годовую отчетность, нужно провести инвентаризацию всех активов и обязательств. Расчеты с контрагентами требуют детальной проверки: суммы дебиторской и кредиторской задолженностей на балансе должны быть равны. Дебиторская задолженность относится к имуществу организации, а кредиторская — к финансовым обязательствам.
Что такое акт сверки
Выявить разногласия поможет сверка расчетов с контрагентами, которая оформляется актом сверки взаиморасчетов. В этом документе отражается:
- движение продукции (работ, услуг) и денежных средств между двумя контрагентами за определенный период;
- наличие или отсутствие задолженности одной стороны перед другой на определенную дату.
- он не подтверждает факт уплаты денежных средств другому лицу;
- его использование никак не изменяет финансовое положение сторон.
Как вести папку «Акты сверок»
- Чтобы избежать путаницы, разделите папку на две части. Акты сверок с поставщиками храните в первой, а с покупателями — во второй.
- Акты сверок должны быть заверены обеими сторонами.
- Составляйте акт в двух экземплярах: один останется у вас, а второй нужно отправить контрагенту.
- Удобно, когда документы расположены в алфавитном порядке по наименованию контрагента. Можно использовать буквенные разделители.
- Подшивайте акты сверок с одним контрагентом в хронологическом порядке.
- Проверяйте реквизиты, которые отразили в акте сверки.
Какие реквизиты включить в акт сверки
Единого перечня реквизитов нет, но есть судебная практика: некоторые реквизиты помогут подтвердить факт задолженности.К ним относятся:
Акт сверки взаиморасчетов за 20 минут
- наименование и номер документа,
- наименования сторон сверки расчетов,
- даты составления и подписания акта каждой из сторон,
- период, за который проводится сверка,
- реквизиты договора, по которому проводится сверка,
- ссылки на первичные документы — накладные, акты приема-передачи выполненных работ или оказанных услуг, платежные поручения,
- суммы операций в денежном выражении,
- конечное сальдо,
- подписи сторон и ФИО лиц, подписавших акт.
Подписать акт может руководитель организации, а по доверенности — главный бухгалтер или любой другой сотрудник. Если в акте нет подписи контрагента, сверка не считается проведенной.
Что делать, если есть разногласия
Разногласия возникают, когда те или иные документы отражены в учете одной компании, но не отражены в учете контрагента.
Такое возможно, если:
- бухгалтер контрагента не получил документы;
- проводки по документам в одной компании были сделаны в одном периоде, а в другой ─ периодом раньше или позже.
Если документов нет в учете вашей компании
1. Проверьте, не проведены ли эти документы в другом периоде.
2. Узнайте у ответственного сотрудника компании, который работает с контрагентом,не забыл ли он передать документы по закупке в бухгалтерию.
Акт сверки взаиморасчетов! Как свериться с поставщиками и покупателями
3. Запросите дубликаты необходимых документов у контрагента.
Если документов нет в учете контрагента
Ваша компания — продавец, а покупатель не отразил в сверке ваши документы по отгрузкам на его адрес?
В этом случае убедитесь, что вы отразили выручку и дебиторскую задолженность в соответствии с условиями договора. Затем проверьте, отправлены ли документы контрагенту.
Если вы все сделали правильно, неотраженный документ нужно добавить в акт сверки и подписать его с разногласиями. Если же есть проблемы именно на вашей стороне, сначала решите их. Потом уже или включайте документ, по которому есть расхождения в акт сверки, или соглашайтесь с суммами покупателя.
Ваша компания выполнила работу, но отражения ее закупки нет в акте сверки, который прислал покупатель?
- проверьте дату подписи на акте выполненных работ со стороны заказчика;
- если нет акта, который подписан обеими сторонами, уточните, отправлен ли он заказчику;
- в зависимости от результатов проверки добавьте обороты в акт сверки покупателя и подпишите его с разногласиями, либо согласитесь с цифрами контрагента.
Источник: astral.ru
Акт сверки взаиморасчетов
Акт сверки взаиморасчетов – это бухгалтерский документ, отражающий данные о сличении результатов бухгалтерских проводок по расчетам двух организаций за отчетный период. Ввиду того, что законодательной базой не установлено официальной формы документа, каждая организация вправе разработать бланк самостоятельно и ввести в действие приказом по предприятию.
Ведение и составление
Обработкой данных и внесением полученных сведений в акт сверки занимаются специалисты бухгалтерии. Документ должен быть составлен не менее чем в двух экземплярах, с подписями всех ответственных лиц (главного бухгалтера, руководителя), и заверен печатью. Один акт сверки подшивается в текущую отчетность предприятия, второй – отправляется контрагенту. Результаты бухгалтерского сличения, проведенного инициатором проверки, должны полностью соответствовать данным второй стороны. В ином случае в конце акта в обязательном порядке фиксируются обнаруженные несоответствия или расхождения.
С целью контроля согласования и подписания документа, в его тексте должен быть четко определен период, в течение которого контрагент обязан передать полностью оформленный акт, а также оговорены сроки погашения долга, если таковой имеется. Эта же информация должна быть прописана в основном договоре, в разделе финансовых расчетов. При рассмотрении претензионных дел именно эти сведения суд принимает во внимание.
Следует учитывать, что на основании данных акта сверки расчетов срок исковой давности, который составляет три года, может быть прерван. Подпись должника на документе свидетельствует о признании им образовавшейся задолженности и принятие ответственности за своевременное погашение долга.
При отсутствии у сторон имущественных претензий друг к другу, на актах сличения данных о проведенных расчетах будет достаточно поставить подписи только главных бухгалтеров обоих предприятий. Однако при разрешении разногласий путем судебного разбирательства такой документ не будет иметь юридической силы.
Как правило, проведение периодических сверок применяется при заключении долгосрочных договоров поставок товара или услуг. Целесообразно использовать практику сличения данных и по коммерческим операциям за определенный период.
Сверка взаиморасчетов, в соответствии с российским законодательством, не является обязательной финансовой операцией. Однако для многих бухгалтеров такой метод контроля расходов и доходов позволяет своевременно выявлять несоответствия и корректировать совместную работу.
Источник: mirblankov.ru
Акт сверки взаиморасчетов
Акт сверки взаиморасчетов содержит информацию по взаимным расчетам обоих контрагентов за согласованный период времени или по конкретным договорам, счетам фактурам. Документ составляется в свободной форме специалистами бухгалтерии.
Скачать документ
Пустой бланк и образец в Excel формате
Версия от 8 апреля 2021 года
Скачать бесплатно
Акта сверки взаиморасчетов составляется по взаимному согласию сторон, не имеет обязательного характера. Документ позволяет двум контрагентам удостоверить произведенные друг другу взаиморасчеты. Как правило, основанием для его составления служат счета-фактуры, договора или контракты за согласованный период времени.
Пошаговая инструкция по составлению акта
Составлением документа занимаются специалисты из отдела бухгалтерии. Какой-либо стандартной формы не предусмотрено, поэтому при составлении необходимо руководствоваться основными правилами делопроизводства и включить в него следующую информацию:
- Название акта.
- Дату оформления.
- Название организаций, между которыми производился расчет.
- Документ, согласно которому проводились взаимные финансовые операции.
- Фиксацию факта сверки.
- Таблицу, включающую в себя информацию о расчетах каждого контрагента согласно их бухгалтерскому учету.
- Под таблицей каждое предприятие выписывает информацию по долгам – если нет долгов, необходимо указать, что они отсутствуют. Если долг имеется, выписывается его сумма.
- Если по результату сверки имеются расхождения, они также фиксируются.
- В завершение указываются должности и ФИО руководителей компаний.
Акт считается оформленным после заверения подписями руководителей обоих предприятий.
Источник: blanki.online