Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между бизнесом и государством, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики. [3]
Под взаимодействием бизнеса и власти подразумевается система партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзов, организаций работодателей и бизнес-структур в регулировании социально-экономических проблем. Теоретическая концепция механизма государственно-частного партнерства предполагает следующую его трактовку. Это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Российские ученые неоднократно обращались к вопросам взаимодействия государства и бизнеса. Так, Ясин Е.Г. предложил трехсекторную модель взаимодействия власти и бизнеса. Она включает в себя относительно обособленные зоны их взаимодействия: белую, черную и серую. «Белая» зона основана на создании единых правил, стандартов и законодательной базы для всех участников рынка; «серой» зоной обычно обозначаются отношения полулегальные, или полуофициальные, т.е. скрытые, выведенные из-под контроля официальных органов (налоговых, надзорных, судебных и т.п.); «черная» зона представляет собой теневую сторону экономики. [10]
«Бизнес и государство: точки взаимодействия в условиях новой цифровой реальности»
По нашему мнению, данная модель отражает характер сложившихся отношений государства и предпринимательства, но главным образом отражает степень легальности бизнеса, а не глубину реального влияния власти на бизнес.
На наш взгляд более точную классификацию взаимоотношений бизнеса и власти, а также степень регулирования отражают три типа организационных форм государственного регулирования предпринимательства: государственный сектор экономики, саморегулирование и государственно-частное партнерство.
Государственный сектор экономики — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами. [1]
Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики.
Существование государственного сектора экономики в странах с развитой рыночной экономикой – исторический и экономический факт. На предприятиях государственного сектора экономики осуществляется и производство, и распределение, и обмен, и потребление товаров, работ и услуг. Без него невозможно представить себе рыночную экономику.
Учитывая, что производство материальных благ не является функцией государства, то в развитой экономике объем государственного сектора должен стремиться к нулю.[4] Но, тем не менее, государственными предприятиями осуществляется от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже до 1/2 (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. Госсектор в электроэнергетике Японии, Канады, Франции составляет 100%, на железнодорожном транспорте Франции, Италии, Швеции, Испании – 100%. Но здесь стоит отметить, что на долю государственного сектора приходятся в основном предприятия оборонной промышленности, энергетики, добывающие предприятия и пр.[7] Рассматривая предприятия сферы услуг и в частности гостиничные предприятия, стоит отметить, что доля государственных предприятий в общем количестве коллективных средств размещения составляет приблизительно ¼ (Рисунок 2).[8]
Рис.2. Распределение коллективных средств размещения России по формам собственности
Удельный вес государственных предприятий в экономике государств – величина переменная. Она обусловлена качественным состоянием экономики страны, национальными особенностями и спецификой исторического развития каждой страны.
Во многих странах мира существует развитое законодательство, обеспечивающее защиту прав и интересов потребителей. С конца 80-х годов подобное законодательство стало развиваться и в нашей стране. 7 февраля 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял Закон «О защите прав потребителей‘‘.
В соответствии с этим Законом было введено обязательное подтверждение соответствия — сертификация и декларироваиние. Законом установлено, что услуги, на которые законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества потребителя и охрану окружающей среды, а также средства, обеспечивающие эту безопасность, подлежат обязательной сертификации. С 2003 года оязательной сертификации услуг отменена.
Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти (их территориальным органам), осуществляющим контроль за качеством и безопасностью гостиничных услуг, законодательные и нормативные акты предоставляет право в пределах их компетенции: осуществлять контроль за соблюдением требований к безопасности товаров; направлять предписания об устранении нарушений этих требований или о снятии с производства таких товаров, о прекращении их выпуска и реализации.
Одним из условий успешного претворения в жизнь программы экономического и социального развития нашей страны является осуществление мер по улучшению качества услуг.
Введение законодательным путем обязательной сертификации, а также обязательную классификацию гостиниц и иных средств размещения можно рассматривать как попытку государства принять на себя роль посредника в вопросах безопасности и качества продукции. Исторически-сложившийся опыт не привели к существенному изменению положения дел с качеством, и причиной этого, помимо ряда других, было и то, что в условиях тотальной государственной собственности стремление государства встать между изготовителем и потребителем было обречено на неудачу.
Роль государства сегодня сведена к обеспечению не всего набора показателей качества продукции, а только тех из них, которые законодательно находятся под его контролем, то есть показателей безопасности, поскольку эти показатели вышли из сферы непосредственных интересов продавца и не всегда находятся на первом месте при выборе продукции потребителем. Ведь в условиях рыночной экономики изготовитель, чтобы реализовать продукцию, обращает внимание прежде всего на те ее товарные свойства, которые больше всего интересуют потребителя, а это далеко не всегда показатели безопасности. Поэтому основные издержки изготовителя на обеспечение качества продукции идет на достижение именно товарных характеристик, а затраты на обеспечение безопасности продукции он в первую очередь готов минимизировать. Потребитель, со своей стороны, тоже не очень заинтересован оплачивать из своего кармана расходы, скажем, на охрану окружающей среды.
Другой организационной формой взаимодействия государства и бизнеса является государственно-частное партнерство.
По мнению Бараблиной Э.К., государственно-частное партнерство – широко распространенная форма сотрудничества между государством и бизнесом в странах с рыночной экономикой, которая активно используется государством для решения текущих проблем граждан и удовлетворения их растущих потребностей. [2] Подобное определение государственно-частного партнерства можно встретить и в иных источниках. Так портал «Государственно-частное партнерство в России» дает следующее определение, которое, по нашему мнению, является более полным и детализированным: «Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это привлечение органами государственного и (или) муниципального управления частного бизнеса для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной инфраструктуры и предоставлению публичных услуг с использованием таких объектов на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, определяемых контрактом и совокупностью нормативных актов, действующих на момент его подписания». [5]
Такая форма взаимодействия предполагает объединение и совместное использование ресурсов государства и бизнеса. К таким ресурсам относятся административные ресурсы, земельные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, технические ресурсы, управленческие ресурсы, предпринимательская инициатива. Ресурсная база при такой форме взаимодействия отражена на Рисунке 3. [2]
— административные ресурсы — — финансовые ресурсы
— земельные ресурсы — управленческие ресурсы
— финансовые ресурсы — технические ресурсы
— информационные ресурсы — предпринимательская
— законодательная власть инициатива
Рис.3. Ресурсная база взаимодействия
Основными признаками государственно-частного партнерства являются следующие:
1. Сторонами государственно-частного партнерства являются государство и частный бизнес;
2. Взаимодействие сторон осуществляется на определенной юридической основе;
3. Взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
4. Партнеры имеют общие цели, главными из которых являются государственные интересы;
5. Для достижения общих целей объединяются все виды активов;
6. Финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты деятельности распределяются партнерами в заранее оговоренных пропорциях.
Третьей организационной формой взаимодействия бизнеса и государства является саморегулирование, которое реализуется путем создания саморегулируемых организаций.
Саморегулирование — это легитимное регулирование рынков и сфер деятельности самими экономическими агентами, с четко регламентированным участием государства. [6]
На сегодняшний день законодательство определяет две формы саморегулирования: обязательную и добровольную. Обязательное членство в саморегулируемых организациях установлено для следующих сфер деятельности: деятельность арбитражных управляющих; аудиторская деятельность; кредитная кооперация; оценочная деятельность; деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов; инженерные изыскания; архитектурно-строительное проектирование; строительство; деятельность в области энергетического обследования; теплоснабжение. Для остальных сфер предпринимательской деятельности членство в СРО является добровольным, но данная организационная форма взаимодействия власти и бизнеса, так как СРО разрабатывают собственные правила и стандарты профессиональной деятельности, соблюдение которых строго обязательно для всех лиц и компаний, входящих в данную организацию; самостоятельно контролирует соблюдение этих стандартов своими членами и обеспечивает соответствующую имущественную ответственность своих участников перед потребителями оказываемых ими услуг (выпускаемых товаров) или иными лицами. В результате, государство снимает с себя часть своих функций по анализу, контролю и регулированию рынка, передавая их самим участникам. В этом случае также отменяется необходимость выдачи лицензий, что является немаловажным преимуществом СРО.
Для обоснования выбора того или иного способа взаимодействия бизнеса и государства необходимо сбалансировать вопрос нагрузки государства и степень самостоятельности бизнеса в условиях рынка путем сравнения (Табл.1).
Наименование показателя воздействия государства на бизнес
Формы взаимодействия государства и бизнеса
Государственно- частное партнерство
Источник: izron.ru
Современные тенденции и проблемы взаимодействия государственных и предпринимательских структур в России
Взаимодействие государственных и предпринимательских структур в России – это приоритетное направление внутренней экономической политики государства, преследующее цели выстраивания партнерской модели отношений между государством и бизнесом для совместного аккумулирования ресурсов, реализации мероприятий для решения социально-экономических задач.
Значение взаимодействия государственных и предпринимательских структур в России
Актуальность исследования и практического применения инструментов взаимодействия государственных и предпринимательских структур в России обусловлена социально-экономической нестабильностью на фоне обострения геополитических отношений. Экономическая обстановка в стране осложняется:
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
- недостаточной эффективностью формирования инновационной экономики;
- растущей инфляцией и, соответственно, сокращением покупательной способности российского населения;
- отсутствием конкурентоспособных российских продуктов и др.
Это требует обновления мер и мероприятий по развитию экономики. При этом очевидно, что развитие экономики зависит не только от субъектов предпринимательства, но и требует эффективного участия государства, в том числе для создания эффективной инфраструктуры, поддержки малого и среднего предпринимательства, создания комфортных режимов для инвесторов и организаций, занимающихся разработкой и внедрением инноваций на рынок.
Таким образом, одним из важнейших направлений взаимодействия государственных и предпринимательских структур выступает развитие отечественной экономики. Кроме того, приоритетным направлением для сотрудничества общества и государства выступает социальная сфера, где отдельные государственные и муниципальные услуги могут быть переданы на исполнение частным субъектам.
«Современные тенденции и проблемы взаимодействия государственных и предпринимательских структур в России»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Однако прежде чем частные субъекты могут быть привлечены к решению социальных задач, требуется создать условия для их эффективного функционирования на рынке.
Современные тенденции и проблемы взаимодействия государственных и предпринимательских структур в России
Сегодня в качестве основных направлений взаимодействия государственных и предпринимательских структур можно рассмотреть следующие:
- взаимодействие в рамках контрактной деятельности. Это направление предполагает такое государственное регулирование контрактной системы, которая позволяет привлекать к закупкам малые и средние предприятия для повышения конкуренции на рынке закупок, обеспечения роста качества продукта при сокращении затрат на него. Кроме того, указанный инструмент позволяет также оказать поддержку малому и среднему предпринимательству, которое, в свою очередь, решает важнейшие социальные задачи обеспечения сокращения безработицы, внедрения на рынок инноваций и пр.;
- взаимодействие государственных и предпринимательских структур в рамках государственно-частного партнерства. Названное направление предполагает эффективное взаимодействие власти и предпринимательства в экономической, политической, культурной и иных сферах на партнерских началах. Такое партнерство предполагает не только предоставление государством финансовой, информационной и организационной поддержки, но и передачу ряда функций и задач частному сектору.
К числу наиболее востребованных форм государственно-частного партнерства сегодня относятся:
- административные контракты, которые заключается между государством и субъектами предпринимательства для выполнения работ, оказания услуг, поставки продукта для социальных нужд. Выгода участие в осуществлении таких контрактов для субъектов предпринимательства заключается в том, что им передается доля в доходе от соответствующей деятельности;
- арендные договоры, том числе в форме лизинга. Названная договорная конструкция позволяет государственным органам и частным предпринимателям согласовывать условия относительно передачи предпринимателю имущества, составляющего государственную или муниципальную собственность во временное пользование за плату;
- концессионные соглашения. Такие соглашения предполагают, что государство или иное публично-правовое образование на партнерских началах, оставаясь собственником имущества, выступающего предметом соглашения, уполномочивает предпринимателя на реализацию в течение оговоренного срока функций и задач, необходимых для нормального функционирования передаваемого объекта. В соответствии с указанным соглашением субъект частного бизнеса наделяется соответствующими полномочиями, получает право собственности на изготовляемый продукт, но при этом вносит плату за передаваемое в пользование государственное или муниципальное имущество. Частный партнер гарантирует государству или муниципалитету бесперебойную поставку продукта, а, в свою очередь, государство или муниципалитет гарантирует, что в аналогичной сфере экономических отношений таких исключительных прав другим субъектам предоставлено не будет;
- соглашение о разделе продукции. Названная форма взаимодействия государства и частного бизнеса предполагает определенные отличия от традиционного концессионного соглашения: частному партнеру по условиям таких соглашений принадлежит лишь часть продукции, при этом условия и порядок распределения продукции определяются соглашением.
В качестве проблемного аспекта взаимодействия государственных и предпринимательских структур можно выделить относительную непрозрачность такого взаимодействия.
Требуется более широкое внедрение инструментов государственно-частного партнерства для решения социально-экономических задач, в том числе посредством использования информационных технологий, облегчающих доступ всех заинтересованных предпринимательских структур к взаимовыгодному сотрудничеству с государством.
Источник: spravochnick.ru
Актуальные проблемы взаимодействия государства и бизнеса в россии
В статье исследуются особенности взаимодействия государства и бизнеса в реализации социально ответственного поведения на региональном уровне. Анализируются выгоды, получаемые государством, бизнесом и обществом от реализации социально ответственного поведения компаний. Доказывается необходимость добровольности следования принципам социальной ответственности бизнеса.
Рассматриваются возможные направления региональной экономической политики, разработанные специалистами Всемирного банка, по стимулированию социально ответственного поведения компаний. Описываются препятствия для развития социальной ответственности бизнеса в условиях российской экономики. Анализируются существующие модели социальной ответственности бизнеса, классифицированные в зависимости от роли государства в регулировании ответственного поведения компаний на открытые и закрытые модели. Даются рекомендации о возможности применения выявленных моделей социальной ответственности бизнеса в условиях российской экономики.
государственное регулирование социальной ответственности бизнеса
модели социальной ответственности бизнеса
региональная политика стимулирования социальной ответственности бизнеса
1. Актуальные вопросы развития социальной ответственности бизнеса. Позиция Комитета Ассоциации Менеджеров по корпоративной ответственности в 2007 году. — М.: Ассоциация менеджеров, 2007. — 40 с.
2. Брэдгард Т. Социальная ответственность бизнеса между государственной политикой и политикой предприятия / Т. Брэдгард // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. — 2005. — №2. — С. 51-70.
3. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / под общ. ред. С. Литовченко. — М.: Ассоциация менеджеров России и Программа развития ООН, 2004. — 80 с.
4. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. И. Беляевой, д-ра экон. наук, проф. М. Эскиндарова. — М.: КНОРУС, 2008. — 504 с.
5. Костин А. Е. Международная концепция корпоративной социальной ответственности: истоки, современное понимание и положение в России — http://www.worldbank.org.
6. Меркулова А. В. Решение исследовательских задач, как фактор интенсификации экономического развития южного региона / А. В. Меркулова, И. В. Черунова, Ч. М. Бадмаев, И. В. Слободчикова, А. С. Любимова // Современные проблемы науки и образования. Приложение «Технические науки». — 2012. — № 6. — С. 59.
7. Официальный сайт Всемирного Банка — http://www.worldbank.org.
8. Официальный сайт ОЭСР — http://www.oecd.org.
9. Moon J. CSR in the UK: an Explicit Model of Business — Society Relations // Habish A., Jonker J., Wegner M., Schmidpeter R. (Eds.) CSR Discovery. Germany: Springer, 2004. — Р. 51-72.
Введение. Осуществляемые в России масштабные экономические реформы, направленные на формирование эффективной рыночной экономической модели, актуализировали вопросы взаимоотношений между субъектами рынка. Особенно важными являются проблемы взаимодействия государства, с одной стороны, и предприятий, — с другой, касающиеся социальной ответственности делового сообщества, компаний и отдельных представителей бизнеса, определения меры этой ответственности и ее содержания.
Для определения направлений взаимодействия государства и бизнеса в реализации принципов социальной ответственности на региональном уровне представляется необходимым определить, какие выгоды от реализации компаниями социально ответственного поведения может получить регион. Очевидно, что одним из немаловажных последствий реализации социальной ответственности бизнеса для региона является преодоление такого фиаско рынка как отрицательные экстерналии, под которыми понимаются внешние эффекты от основной деятельности экономического агента, то есть производства или потребления блага, которые могут оказывать негативное воздействие на третьи лица, не являющиеся продавцами или покупателями благ, в данном случае — на стейкхолдеров. Как известно, рынок не работает эффективно в случаях проявления внешних эффектов при правовой неопределённости.
Следует отметить, что если налоговая и бюджетная сферы сильно централизованы, а в регионах остаются те же обязательства, но меньшие доходы — местные органы власти естественным образом ищут помощи у бизнеса. В России возник уникальный феномен, когда компании обменивают социальные инвестиции на уклонение от налогов [1, 2]. Обмен заключается в том, что компании вносят вклады в местные бюджеты, которые, в отличие от обычных налогов, остаются в регионе, а региональные власти сквозь пальцы смотрят на уклонение от выплаты менее ценных для них официальных налогов.
Особенности российской экономики, включающие многообразие и сложность социально-экономических проблем страны, и ограниченные возможности государственного регулирования и бюджетной сферы создают значительный «спрос» на социальную ответственность бизнеса, которая может оказаться эффективнее традиционных инструментов региональной экономической политики или заполнить ниши, где эти инструменты по тем или иным причинам не действуют.
В то же время нельзя не отметить, что незащищенность прав собственности и слабость институтов гражданского общества снижают эффективность социальной ответственности бизнеса. Ненадежность прав собственности делает бизнес чрезмерно уязвимым к давлению извне, а из-за недостатка социального капитала основным источником такого давления становится государство.
Вышесказанное подтверждает, что для реализации в полной мере потенциала социальной ответственности бизнеса следует сохранять преимущественно негосударственный характер данного института, не рассматривая его в качестве альтернативы модернизации социальной сферы, совершенствованию налогово-бюджетной политики и государственного регулирования и другим ключевым реформам.
Рассмотрим выгоды для регионов от социально ответственного поведения компаний. Прежде всего, социально ответственный бизнес заинтересован в выполнении всех законодательных норм, платит официальную зарплату работникам, то есть не требуется дополнительных затрат на «выколачивание» налогов и других платежей, в частности, отчислений в Пенсионный фонд, что дает возможность решения проблемы пенсионных выплат в будущем.
Кроме того, экологически ответственное поведение компании позволяет сохранить окружающую среду, что косвенным образом снижает расходы региона на здравоохранение. Решение бизнесом социальных проблем местного сообщества, где функционирует компания, также позволяет заместить бюджетные средства корпоративными, и в условиях ограниченного бюджета, особенно в регионах, этот факт является, несомненно, положительным. При этом, естественно, снижается социальная напряженность, что немаловажно при значительной дифференциации доходов в России. Предоставление социально ответственной компанией благоприятных условий для трудоустройства опять же стабилизирует ситуацию.
Также, очевидно, что социальная ответственность бизнеса способствует устойчивому экономическому росту российской экономики за счет снижения издержек на поддержание стабильности политических и экономических институтов. В этой ситуации социальная ответственность бизнеса может стать альтернативой законодательному регулированию и способствовать сохранению устойчивого положения общества и экономики, наиболее благоприятного для роста. При всех очевидных выгодах от социально ответственного поведения бизнеса государство и региональные органы власти практически не стимулируют развитие социальной ответственности бизнеса в российской экономике и даже формально не поддерживают те компании, которые сами внедряют эти принципы. В качестве объяснения данной ситуации можно выдвинуть предположение, что в России законсервирована ситуация противостояния государства и бизнеса из-за опасений того, что бизнес будет претендовать на получение властных полномочий.
Специалисты Всемирного банка предлагают собственную схему участия государства и региональных властей в развитии института социальной ответственности бизнеса, которую можно взять за основу при разработке экономической политики региона по стимулированию социально ответственного поведения компаний [7].
Региональные органы власти должно признать важность социальной ответственности бизнеса и убеждать в этом бизнес, а также публично выражать положительное отношение к компаниям, которые внедряют принципы социальной ответственности бизнеса. Кроме того, государство может участвовать в процессе в качестве инициатора и лидера [6]. При этом могут быть использованы такие средства как различного рода информационные и общественные кампании и мероприятия, например:
- разработка общенационального сайта для информационного сопровождения текущих государственных инициатив и программ в области социальной ответственности бизнеса, а также профильных региональных сайтов, освещающих инициативы регионов;
- поддержка работы компаний-пионеров в области социальной ответственности бизнеса, что обеспечит наглядный пример для других компаний;
- проведение круглых столов для содействия разработке государственной стратегии в отношении социальной ответственности бизнеса, к участию в которых приглашаются представители бизнеса;
- определение круга национальных интересов в области социальной ответственности бизнеса посредством проведения по всей стране серии встреч с лидерами бизнеса и НКО для выработки лучшего понимания масштабов задач и учёта всего богатства идей, опыта и точек зрения. Это поможет создать надежную основу для межотраслевого и межрегионального диалога и сотрудничества [7].
Государство и региональные власти должны поддерживать участие бизнеса и гражданского общества в ключевых инициативах, что может принимать различные формы, включая партнерства, совместный бизнес, центр ресурсов по социальной ответственности бизнеса, финансовые инвестиции в проекты, национальную сеть топ-менеджеров и коалиции по развитию социальной интеграции. Чтобы помочь малому и среднему бизнесу подключиться к процессу развития института социальной ответственности бизнеса, государство может предпринимать следующие шаги: увеличить выгоды для бизнеса от участия в социально ориентированной деятельности (льготное кредитование, поручительство при получении кредитов, льготное налогообложение); учредить и присуждать опознавательный знак социально ответственного предприятия; расширять доступ таких предприятий к ресурсам; улучшать инфраструктуру; разрабатывать и предлагать новые способы вовлеченности.
Также региональные органы власти могут предлагать совет и поддержку бизнесу через госслужбы. Государство может дать бизнесу совет, как развивать социальное и экологическое направления деятельности, а также предложить часть ресурсов и дальнейшую помощь.
Государство может создать свод правил или применить международные своды правил, что может включать в себя разработку форматов документов, пригодных для измерения деятельности компаний в области устойчивого развития. Подразумевается, что государство примет участие в определении ориентиров для добровольных отчетов, оценке международных кодексов поведения и обзоре кодексов поведения компаний. Государство и региональные власти, выступающие в роли ключевого игрока и регулятора, могут также играть роль инициатора диалога между стейкхолдерами. Таким образом, это поможет бизнесу продвигать принципы социальной ответственности, примиряя все вовлеченные стороны и содействуя выработке оптимальных решений.
Государство может развивать нормативную основу для отчётности и присвоения рейтингов. Стандарты отчетности и рейтинги позволяют получить количественную и качественную оценку деятельности компаний в области социальной ответственности и открывают возможности для внутри- и межотраслевого сравнительного анализа. Тем самым они стимулируют конкуренцию, а значит, более активное развитие социально ответственной деятельности. В связи с этим регионы должны предпринимать активное участие в мероприятиях, нацеленных на улучшение методов отчетности и присвоения рейтингов как на национальном, так и на международном уровнях.
Региональные органы власти могут организовывать консультации с бизнесом, неправительственными организациями и другими группами и помощь в создании партнерств, что является одним из важнейших направлений деятельности государства в области стимулирования активности бизнеса в сфере социальной ответственности.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) изучила способы, с помощью которых правительства государств-членов организации влияют на инициативы в области социальной ответственности бизнеса. Были выявлены такие сферы влияния как: законодательные и регулирующие стимулы, налогообложение неправительственных организаций, вклад в экспертизу вопросов соблюдения правовых норм, увещевание и политические действия, связанные с нематериальным капиталом [8].
На сегодняшний день главный вопрос для российской экономики состоит в том, каким образом государству и региональным властям организовать процесс отхода от прямого вмешательства в различные сферы экономической деятельности и взять на себя новую регулирующую роль, чтобы гарантировать работу рынков в интересах общества в целом. Собственно, это вопрос поиска того самого баланса эффективности и справедливости, о котором говорилось выше. Так же еще одна важная проблема состоит в том, что в государственной политике должны более полно учитываться ожидания общества в отношении корпоративного поведения, а также его потребности в мерах безопасности в социальных и экологических вопросах. Эксперты Всемирного банка подчеркивают, что, говоря о влиянии госрегулирования на развитие социальной ответственности бизнеса, нужно иметь в виду несколько важных моментов, а именно — полномочия регулирующих органов (комбинация норм и поощрений), источники права, правоприменительную способность, а также качество и издержки регулирования [7].
Между тем, в России сегодня имеется ряд проблем, связанных с участием государства и НКО в формировании благоприятной среды для реализации социально ответственного поведения. Во-первых, отсутствует официальная государственная политика и стратегия в этой области. Причин для этого несколько. Так, например, российский исследователь А. Е. Костин называет следующие: нежелание центральной бюрократии выстраивать понятные и прозрачные отношения с бизнесом, психологическая неготовность властей разного уровня взаимодействовать в системе социального партнерства, сознательный «эгоизм» бизнеса, относящийся к социальной ответственности как к государственной, а не собственной, корпоративной, прерогативе [5].
В зависимости от сложившейся практики государственного регулирования существуют различные модели социальной ответственности бизнеса (СОБ), которые, в первую очередь, рассматриваются в разрезе дилеммы: самостоятельно ли определяет бизнес меру своего вклада в развитие общества, или официальные и неофициальные институты производят согласование общественных интересов, в последующем трансформируемые в обязательные требования поведения бизнеса. В соответствии с вариантом решения дилеммы модель может считаться открытой (США) или закрытой (Европа). При этом выделяются три основные модели социальной ответственности бизнеса: американская (открытая), европейская (закрытая) и британская (смешанная) [4].
Особенность американской модели социальной ответственности бизнеса состоит в том, что государство делегирует компаниям способ согласования своих интересов с интересами стейкхолдеров, то есть активность в этом направлении инициируется самими компаниями, при этом предусматривается максимальная самостоятельность последних в определении своего общественного вклада. Модель подразумевает законодательное поощрение социальных инвестиций через налоговые льготы и зачеты. Под социальными инвестициями понимаются материальные, технологические, управленческие, финансовые или иные ресурсы компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон [3, 5]. Прямое вмешательство государства в деятельность бизнеса, минимальное и регулируется на основе экономических стимулов. Этическая ответственность компаний в США определяется уровнем поддержки бизнесом местного сообщества.
Европейская модель социальной ответственности бизнеса в гораздо большей степени регулируется государством, основой модели служат законодательно установленные рамки трудовой деятельности, такие, как 35-часовая рабочая неделя, МРОТ, регулирование сверхурочной работы и т.д. Ситуация в области правовой ответственности характеризуется четко и глубоко проработанными правилами ведения бизнеса. В Европе высокий уровень социальной защищенности обеспечивается «принудительно» через высокие налоги. Основными отличительными особенностями европейской модели являются пристальное внимание государства к социальным проектам бизнеса, инициативность бизнеса в создании социальных проектов, а также активное участие государства в развитии социальной ответственности компаний.
Британская модель социальной ответственности бизнеса сочетает элементы первых двух и при этом характеризуется значительной степенью вовлеченности государства и гражданских институтов в процесс согласования общественных интересов, а также поощрения и продвижения лучших практик реализации социально ответственного поведения [9]. Роль британского правительства выражается в политике поддержки компаний, освещающих свою деятельность в социальной и природоохранной сфере и взаимоотношениях с персоналом. Целый ряд законодательных актов устанавливает льготный режим налогообложения для компаний, ведущих свой бизнес социально ответственно и придерживающихся принципов деловой этики, особенно в вопросах использования энергии, вторичной переработки отходов производства и т.п.
В «Докладе о социальных инвестициях в России» за 2004 год отмечается, что общей тенденцией, как для британской, так и для европейской модели социальной ответственности бизнеса, является их очевидная скрытая форма с постепенным движением в сторону открытой модели [3].
Таким образом, каждое государство участвует в стимулировании социально ответственного поведения компаний, исходя из национальных традиций, уровня развития институтов, а также баланса сил участников межсекторного диалога, участвующих в реализации принципов социальной ответственности бизнеса.
Выводы. За основу российской модели социальной ответственности бизнеса, сравнительно недавно начавшей свое формирование, на современном этапе необходимо взять закрытую (европейскую) модель, демонстрирующую определенный положительный опыт. В этой модели государство играет существенную роль в реализации социально ответственного поведения бизнеса, что способствует уменьшению политических рисков, снижению напряженности в обществе, созданию условий для нормального функционирования бизнеса и повышению рейтинга инвестиционной привлекательности российских компаний.
Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки России в рамках ФЦП по гранту № 14.B37.21.0929.
Рецензенты:
Черунова Ирина Викторовна, доктор технических наук, профессор, декан технологического факультета, Минобрнауки России, ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» (ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»), г. Шахты.
Алиева Наталья Зиновьевна, доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой «Физика», Минобрнауки России, ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» (ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»), г. Шахты.
Источник: science-education.ru