Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом любое решение, вынесенное при рассмотрении спора в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Изъятия из данного правила исключаются, что вытекает из смысла ст. 46 Конституции РФ.
В литературе способы защиты гражданских прав подразделяют на две группы: универсальные, которые могут быть применены для защиты любого субъективного гражданского права, и специальные, предназначенные для защиты определенных видов гражданских прав или для защиты от определенных нарушений.
Порядок защиты имущественных прав и интересов
3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. Если федеральным законом или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка (п. 5 ст. 4 АПК РФ).
Так, ГК РФ содержит положение, согласно которому требование изменить или расторгнуть договор может быть заявлено в суд только после отказа другой стороны на подобное предложение либо неполучения ответа в установленный срок (п. 2 ст. 452).
Урок 4. Порядок защиты прав в арбитражных судах: обращение в арбитражный суд первой инстанции
Административный порядок защиты имущественных прав способы защиты имущественных прав в административном порядке
В некоторых случаях в соответствие с законом применяется смешанный, то есть административно-судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав. В этом случае потерпевший, прежде чем предъявить иск в суд, должен обратиться с жалобой в государственный орган управления.
Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организованных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различаются две основные формы защиты — юрисдикционная и неюрисдикционная.
Общие и специальные способы защиты имущественных прав участников ООО
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и теми судьями, к подсудности которых оно отнесено законом (п. 1 ст. 47 Конституции РФ).
Наряду с Конституцией РФ, ГК РФ, основными нормативными актами, регламентирующими вопросы защиты гражданских прав, являются АПК РФ и ГПК РФ. 8 августа 2022 года принят Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Предметом контроля является выполнение обязательных требований к товарам (работам, услугам), то есть требования, обеспечивающие безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей. Закон регламентирует деятельность контролирующих органов, устанавливает принцип презумпции добросовестности проверяемого лица, заключающийся в том, что для привлечения лица к ответственности недостаточно нарушения обязательных требований, предъявляемых к производимым товарам (работам, услугам). Контролирующий орган должен доказать, что нарушение произошло по вине проверяемого лица. Субъектам предпринимательской деятельности данным законом предоставлены дополнительные гарантии от произвольного вмешательства контролирующих органов.
Досудебное урегулирование спора в арбитражном суде
Административный порядок защиты прав
В соответствии со ст. 32 Патентного закона присвоение авторства, принуждение к соавторству и незаконное разглашение сведений об объекте промышленной собственности влекут за собой уголовную ответственность (ст. 147 УК РФ).
Возражение против выдачи патента по этим основаниям должно быть рассмотрено Апелляционной палатой в течение шести месяцев с даты его поступления. При несогласии с решением Апелляционной палаты по возражению любая из сторон в течение шести месяцев с момента принятия решения вправе подать жалобу в Высшую патентную палату, решение которой является окончательным.
Это интересно: Пенсия Ребенку Инвалиду В 2022 Году В Дагестане
Административный порядок защиты интеллектуальных прав
Первая группа характеризует административный порядок защиты гражданских прав, нарушенных субъектом, состоящим с потерпевшим в отношениях, основанных на равенстве. В качестве примера можно привести административную защиту конкурентных прав. В данном случае защиту осуществляет антимонопольный орган, а субъекты рынка равны между собой.
Важно отметить, что в отличие от способов, которые могут быть использованы в суде для защиты прав в гражданском судопроизводстве, в административном порядке защиты перечень данных способов открытый, поскольку защищающие субъекты могут сами сформулировать меры, «необходимые для устранения нарушения» либо защитить гражданские права в «иных формах» (в значении «иными способами») [7] .
Административный порядок защиты прав
Разрешая перечисленные споры, суды, в частности, учитывают, что нарушением исключительного права патентообладателя (контрафакцией) признается любое несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью продукта, содержащего запатентованный объект промышленной собственности, а также применение способа, охраняемого патентом на изобретение, или введение в хозяйственный оборот либо хранение с этой целью продукта, изготовленного непосредственно способом, охраняемым патентом на изобретение. При этом новый продукт считается полученным запатентованным способом при отсутствии доказательств противного.
Заявитель может подать в Апелляционную палату Патентного ведомства (далее — Апелляционная палата) возражение на решение об отказе в выдаче патента в течение трех месяцев с даты получения решения. Возражение должно быть рассмотрено Апелляционной палатой в течение четырех месяцев с даты его поступления. Решение Апелляционной палаты подлежит утверждению генеральным директором Патентного ведомства. При несогласии заявителя с решением Апелляционной палаты он может в течение шести месяцев с даты его получения обратиться с жалобой в Высшую патентную палату Российской Федерации (далее — Высшая патентная палата). Решение Высшей патентной палаты является окончательным*(490).
Административный порядок защиты имущественных прав способы защиты имущественных прав в административном порядке
щиты вещных прав: истребование собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения, требование об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения.
Порядок защиты прав. Защита гражданских прав может осуществляться судом, в административном порядке, а также самими, сторонами без обращения в судебные или иные государственные органы.
Возможность судебной защиты гражданских прав относится к одному из основных начал гражданского законодательства (п. 1. ст. 1 ГК) и рассматривается в качестве общего правила (п. 1 ст. 11″ ГК) Данное положение основывается на ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие права и законные интересы лица, могут быть обжалованы в суд.
Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом любое решение, вынесенное при рассмотрении спора в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Изъятия из данного правила исключаются, что вытекает из смысла ст. 46 Конституции РФ.
Для защиты отдельных видов гражданских прав или для защиты от определенных нарушений могут быть использованы также
предусмотренных ГК, допускается односторонний отказ от исполнения договора (ст. 523, 715, 821 и др. ГК).
Судебный порядок защиты прав. К органам, осуществляющим судебную защиту гражданских прав, относятся: суд общей юрисдикции (в дальнейшем — суд), арбитражный суд и третейский суд.
Разграничение компетенции между судами и арбитражными судами определяется правилами о подведомственности рассмотрения гражданских дел. Разграничение же компетенции между различными звеньями внутри единой системы судов и арбитражных судов осуществляется в соответствии с установленной подсудностью дел. Подведомственность и подсудность гражданских дел определяются процессуальными законами, в частности, Гражданским процессуальным кодексом и Арбитражным процессуальным кодексом.
Основными критериями разграничения подведомственности споров между судами и арбитражными судами являются характер спорного правоотношения и его субъектный состав.
Арбитражный суд разрешает экономические споры и иные дела, вытекающие из гражданских, административных и других правоотношений, связанные с предпринимательской деятельностью. Правом на обращение в арбитражный суд обладают, по общему правилу, юридические лица (в том числе иностранные и международные организации), а также граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, в том числе иностранные, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Для защиты государственных и общественных интересов в арбитражный суд могут обращаться также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы.
В отдельных случаях, установленных в законе, в арбитражный суд для разрешения экономических споров могут обращаться организации, не являющиеся юридическими лицами, а также граждане, не имеющие статус предпринимателя. Например, арбитражному суду подведомственны споры об обжаловании организациями и гражданами отказа в государственной регистрации либо уклонения от нее в установленный срок. Для граждан, не являющихся предпринимателями, право на обращение в арбитражный суд по некоторым другим видам споров предусмотрено ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса.
Это интересно: Если алиментоплательщик устроился на полставки имеют ли право снять ограничение спец права
Некоторые аспекты защиты имущественных прав на землю
К моменту принятия нового ЗК РФ в федеральном законодательстве отсутствовали нормы о разрешении земельных споров. Обращение граждан и юридических лиц в судебные органы осуществлялось на основании ст. 46 Конституции РФ, в которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Действующим земельным законодательством в качестве охраны права собственности и иных вещных прав предусматривается рассмотрение земельных споров. Земельными спорами называются споры, возникшие между участниками земельных отношений в связи с действительным или предполагаемым
Способы защиты гражданских прав в административном порядке (стр
Таким образом, органы местного самоуправления наделены широкими полномочиями по защите прав потребителей. В то же время в ряде случаев органы местного самоуправления самостоятельно не могут предпринять активных действий по защите прав потребителей, а должны обращаться к органам исполнительной власти, имеющим соответствующие полномочия.
во-первых, меры фактического характера, применяемые управомоченным лицом при самозащите гражданских прав, в частности, меры охраны его имущества, необходимая оборона; меры, предпринимаемые в состоянии крайней необходимости;
Порядок защиты гражданских прав (по административному праву)
Решения по делам, связанным с нарушениями настоящего Федерального закона, которые затрагивают общественные интересы, подлежат опубликованию в средствах массовой информации не позднее месяца со дня их принятия.
С точки зрения законодателя использование предписания необходимо для принудительного прекращения в полном объеме всей противоправной деятельности, посягающей не только на частные, но и на публичные интересы. Таким образом, предписание выходит за рамки способа защиты нарушенных гражданских прав. Иной подход к оценке предписания неизбежно приведет к неоправданному сужению сферы его применения.
Административный порядок защиты имущественных прав способы защиты имущественных прав в административном порядке
Таким образом, в отличие от реквизиции, конфискация во всех случаях носит безвозмездный характер и применяется в виде санкции за совершенное правонарушение. Государство не отвечает по обязательствам бывших собственников конфискованного имущества, если эти обязательства возникли после принятия государственными органами мер по охране имущества и без согласия указанных органов. по обязательствам, подлежащим удовлетворению, государство отвечает лишь в пределах перешедшего к нему актива имущества.
УК РФ 1996 г. предусматривает конфискацию в виде дополнительной меры уголовного наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений. Она может быть назначена только судом и лишь в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом. Имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, не подлежит конфискации. перечень такого имущества устанавливается уголовно-исполнительным законодательством. УК предусматривает применение конфискации за совершение целого ряда преступлений в сфере экономики, преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, преступлений против государственной власти, а также преступлений против мира и безопасности человечества (см. разделы VIII-X, XII УК). при этом в одних случаях конфискация предусмотрена в виде обязательной дополнительной меры уголовного наказания, в других вопрос решается альтернативно — конфискация может быть, а может и не быть назначена (ср., например, п. 2 и 3 ст. 163 УК).
Это интересно: Сколько платить за 174 кват электроэнергии если в квартире никто не прописан
Защита отношений собственности — важнейшая задача всякой правовой системы. Эта защита осуществляется практически всеми отраслями права.
Так, уголовное право устанавливает уголовную ответственность за преступные посягательства на имущество граждан, юридических лиц и государства; административное право такого рода отношения регулирует своим методом (административного взыскания); трудовым правом, регулирующим, например, материальную ответственность работников за причиненный ущерб работодателю; земельным, семейным и, безусловно, гражданским правом. Однако это понятие в широком смысле выходит за рамки гражданско-правовой науки. Мы же рассматриваем этот вопрос в узком смысле, то есть ведем речь только о гражданско-правовых способах защиты. Каждый в отдельности институт или норма гражданского права играют неодинаковую роль в регулировании гражданско-правовых отношений.
Об утверждении административного регламента департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по предоставлению государственной услуги «Выдача квалификационных аттестатов кадастровых инженеров» (стр
1. Утвердить прилагаемый административный регламент департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по предоставлению государственной услуги «Выдача квалификационных аттестатов кадастровых инженеров».
образец заявления о выдаче нового квалификационного аттестата взамен утраченного (поврежденного или испорченного), а также в случае изменения персональных данных кадастрового инженера, указанных в квалификационном аттестате (далее – новый квалификационный аттестат).
Административная форма защиты нарушенных земельно имущественных прав
Видам ответственности за нарушение земельного законодательства посвящена глава XIII Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с Земельным кодексом РФ, правонарушение в области земельных отношений признают деяние лица, который своими действиями или бездействиями нарушил нормы отрасли, охраняемой общественные отношения, регулируемые земельным, при этом, совершенное виновно и причиняющее вред, государственным, частным или общественным интересам.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2022 г. N 486 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения»
Вопрос 3
В ст. 164-9 Кодекса Украины об административных правонарушениях отмечено, что распространение экземпляров аудиовизуальных произведений или фонограмм, упаковки которых не маркированы контрольными марками или маркированы контрольными марками, которые имеют серию, которая не отвечает носителю этого экземпляра, или номер, который не отвечает данным Единого реестра получателей контрольных марок, влечет за собой наложение штрафа от десяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией этих экземпляров аудиовизуальных произведений или фонограмм. И само действие, совершенное лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из вышеупомянутых правонарушений, влечет за собой наложение штрафа от пятидесяти до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией этих экземпляров аудиовизуальных произведений или фонограмм.
Еще одним видом административной защиты прав на объекты промышленной собственности, что предусмотрено специальным законодательством Украины в сфере интеллектуальной собственности, является обращение потерпевшего в Апелляционную палату Государственной службы интеллектуальной собственности Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины. Средством защиты в данном случае является отрицание, когда заявитель не соглашается с решением Государственной службы интеллектуальной собственности относительно обретения права интеллектуальной собственности на изобретение, торговую марку или другой объект права промышленной собственности, и подает в Апелляционную палату.
Способы защиты гражданских прав в административном порядке
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 24.07.2022) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2022) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
Возможность обратиться к компетентным государственным или общественным органам за защитой материального субъективного права является важнейшей в содержании принадлежащего управомоченному лицу права на защиту. И хотя обеспечительную сторону права нельзя сводить только к применению мер государственного принуждения, следует признать, что подключение управомоченным лицом к реализации своего права аппарата государственного принуждения является важнейшим условием реальности и гарантированности прав организаций и граждан.
Источник: lawcapital.ru
Арбитражный порядок защиты имущественных прав предпринимателей
Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка.[27]
Однако законодатель делает исключение из общего правила о применении досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров: на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность соблюдения такого порядка даже тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или договором для данной категории споров (ст. 50 АПК РФ).
В случае несоблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ).
Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.
22.4. Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
Основные положения о защите прав предпринимателем в процессе проведения проверок является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Указанный закон устанавливает четкие требования к организации и проведению мероприятий по государственному контролю (надзору), в частности, к основаниям, периодичности и продолжительности проверок.
Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:
1) презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
2) соблюдение международных договоров Российской Федерации;
3) открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
4) установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
5) проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);
6) соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
7) периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
8) учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);
9) возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством;
10) признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;
11) устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
12) ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;
13) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;
14) недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепил также некоторые ограничения при проведении мероприятий по контролю. Так, при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
2) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
3) требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
4) требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
5) распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» определяет также права предпринимателей при проведении проверок.
Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать информацию о проводимом мероприятии по государственному контролю (надзору);
3) знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5) на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора).
1. Сформулируйте понятие защиты прав предпринимателей. Как оно соотносится с понятием «охрана прав предпринимателей»?
2. Перечислите способы и формы защиты прав предпринимателей.
3. Охарактеризуйте судебные и внесудебный формы защиты прав предпринимателей
4. Каковы особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)?
5. Перечислите принципы защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).
- Альтернативная медицина
- Астрономия и Космос
- Биология
- Биофизика
- Ботаника
- Ветеринария
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Деловая литература
- Домашние животные
- Домоводство
- Здоровье
- Зоология
- История
- Компьютеры и Интернет
- Кулинария
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Металлургия
- Научная литература — прочее
- Обществознание
- Педагогика
- Политика
- Психология
- Радиоэлектроника
- Религиоведение
- Сад и огород
- Самосовершенствование
- Сделай сам
- Спорт
- Строительство и сопромат
- Технические науки
- Транспорт и авиация
- Учебники
- Физика
- Физическая химия
- Философия
- Химия
- Хиромантия
- Хобби и ремесла
- Шпаргалки
- Эзотерика
- Экология
- Юриспруденция
- Языкознание
Источник: www.plam.ru
Защита прав предпринимателей
Согласно ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Развитие предпринимательства является одной из основ для развития российской экономики в целом, а также укрепления внешнеэкономических связей. В настоящее время государством оказываются меры поддержки предпринимателям. Тем не менее, нельзя отрицать, что к предпринимательской деятельности предъявляется множество законодательно установленных требований, необходимых к соблюдению. Такие требования условно можно разделить на общие, которые предъявляются ко всем предпринимателям, и специальные, которые необходимо соблюдать в зависимости от направления деятельности.
Например, общие требования связаны с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, соблюдением требований к заключению договоров, установленных гражданском законодательством, соблюдению трудового законодательства при найме работников и др.
К специальным требованиям можно отнести необходимость получения лицензий и разрешений на осуществление отдельных видов деятельности (например, производство лекарств, железнодорожные перевозки, монтаж средств обеспечения пожарной безопасности и т.д.), также к таким требованиям относятся требования, связанные с особенностями производства отдельной продукции (например, лекарственных препаратов и медицинских изделий). При этом права самих предпринимателей при осуществлении их деятельности могут быть нарушены, и может потребоваться их защита.
Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер.
Предметом правовой защиты в сфере предпринимательской деятельности являются оспариваемые или нарушенные права и интересы лиц, осуществляющих такую деятельность. Предприниматели обеспечены правом на защиту наравне с другими субъектами правоотношений, их деятельность охраняется нормами конституционного, административного, трудового, гражданского и уголовного законодательства.
Однако полагаем, что помимо непосредственной защиты нарушенных прав, к защите прав предпринимателей можно отнести и превентивные меры, связанные с предварительным анализом рисков, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, претензионной работой, переговорными процессами с контрагентами и партнерами и др.
Условно, защищаемые права предпринимателей возможно разделить на:
- вещные права (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления имуществом, сервитуты);
- обязательственные права (права, возникающие обязательственные права, вытекающие из ситуации, когда одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности;
- неимущественные права (например, деловая репутация, права на интеллектуальную собственность и др.).
Возможности защиты прав предпринимателей также можно условно разделить на защиту прав во внесудебном порядке и защиту посредством обращения в суд.
Внесудебные возможности защиты права фактически весьма разнообразны и не ограничиваются способами защиты прав, установленных ГК РФ. В частности, законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля закреплены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления при проведении проверок, а также возможности проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений с закреплением принципа презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Также при проведении проверок за предпринимателями закрепляется право присутствовать при проверках с получением и ознакомлением со всеми документами, связанными с проведением проверки, а также с правом предоставления пояснений, дополнительных документов. Если проверка проведена незаконно или с нарушениями, то результаты такой проверки мнут быть обжалованы, в том числе с требованиями о возмещении нанесенного вреда.
Также помимо возможности защиты прав предпринимателей путем непосредственного обращения в правоохранительные органы, либо обжалования незаконных решений органов власти в вышестоящий орган, существует такой правовой институт как обращение к уполномоченному по правам предпринимателей на федеральном уровне и на уровне регионов. Уполномоченные по правам предпринимателей обязаны рассматривать их обращения, связанные с бездействием органов власти, незаконным преследованием вымогательством и другими нарушениями.
В судебном порядке предприниматели могут защищать свои права обратившись в арбитражный суд (по экономическим спорам), в суды общей юрисдикции (например, по делам, связанным со спорами с потребителями, а также при обжаловании нормативно-правовых актов в порядке административного судопроизводства). Как правило, до обращения в суд по определённым категориям дел необходимо соблюдение претензионного порядка.
Во всех случаях, связанных с необходимостью защиты прав предпринимателей, важное место занимает своевременная юридическая помощь, которая позволяет значительно снизить все возможные риски и дать возможность выработки наиболее эффективной стратегии защиты.
Юридические услуги
- Правовое сопровождение предпринимательской деятельности
- Абонентское обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- Защита прав предпринимателей при проведении проверок
- Юридический комплаенс деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- Подготовка правовых заключений по вопросам защиты прав предпринимателей
- Представление лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в суде
Источник: brace-lf.com