Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:
- подготовка документации для кооперативов и фермеров
- консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
- сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
- внедрение систем управления, бизнес-процессов, ИТ систем (автоматизации, цифровизации) ERP/MRP для компаний от микро- до крупного масштаба (3 — 700 сотрудников, до 250 функциональных ролей (ID), управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), инвестиционного планирования (СИП), электронного документооборота (СЭД, ЭДО);
- консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
- разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту, юридической, иной документациилюбого бизнес-проекта;
Даже если у предпринимателя есть средства на покупку земли, это не всегда можно сделать. Так, земельные участки в государственной или муниципальной собственности зачастую нельзя продавать, но разрешается только взять в аренду. Чтобы понять, что лучше – аренда или покупка земли, рассмотрим особенности:
АРЕНДА ЗЕМЛИ У ГОСУДАРСТВА. Как арендовать земельный участок у государства?
- выкупа земельных участков;
- аренды земельных участков.
Особенности выкупа земельных участков
Отношения, связанные с куплей-продажей земельных участков, регулирует параграф 7 главы 30 Гражданского кодекса РФ «Продажа недвижимости». Кроме того, особенности купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены главой V.1 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ).
1. Объектом купли-продажи могут быть земельные участки, которые прошли государственный кадастровый учет в соответствии с Законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Проблема в том, что не всегда владельцы получали земли по установленным правилам, в результате именно к новому собственнику могут быть предъявлены претензии от предыдущих владельцев.
Примеры мошеннических действий с земельными участками
2. Купить землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, можно только через торги. За плату без проведения торгов можно приобрести участки:
- образованные из земель, которые предоставлены в аренду для комплексного освоения территории;
- на которых расположены здания, сооружения, принадлежащие собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них;
- образованные из участка, который предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства;
- находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим юридическим лицам;
- для крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций;
- образованные из земель, которые предоставлены некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства;
- предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства и переданные в аренду гражданину или юридическому лицу (приобрести может этот гражданин или это юридическое лицо).
Весь список случаев, при которых возможно приобрести земельный участок без торгов, указан в подпунктах 1–10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Как получить земельный участок под бизнес? ЛайфХак (21.12.2017)
3. Могут возникнуть сложности с определением размера земельного участка. В настоящее время размеры определяют при помощи градостроительных регламентов, однако не во всех регионах они утверждены.
4. Не всякую землю можно купить. Так, приобрести государственную (муниципальную) землю, основным видом разрешенного использования которой является строительство зданий (сооружений), можно только в исключительных случаях. Такой земельный участок можно получить только на праве аренды (п. 2 ст.
39.1 ЗК РФ).
Исключения из запрета составляют случаи, когда:
- для приобретения участка не нужно участвовать в торгах (п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ);
- земельный участок продается (ст. 39.18 ЗК РФ): гражданам с торгов для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства на землях населенных пунктов, дачного хозяйства и садоводства или гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности.
5. Собственники земель платят земельный налог. Земельный налог платят организации и граждане, обладающие земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно. Такие правила установлены статьей 388 Налогового кодекса РФ.
Особенности аренды земельного участка
Аренду земли регулирует глава 34 части 2 Гражданского кодекса РФ. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
1. Чтобы получить в аренду земельный участок из публичной собственности, необходимо участвовать в торгах (в форме аукциона). Все основания, по которым участок можно получить в аренду без торгов, указаны в подпунктах 1–33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ. Например, если организация планирует разместить на участке объекты социально-культурного назначения или реализовать масштабный инвестиционный проект. Дополнительные случаи, когда можно получить участки в аренду без торгов, перечислены в пункте 3 статьи 39.6 ЗК РФ.
Также закон дает право получить в аренду без проведения торгов земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства. Это право предоставляется собственнику объекта незавершенного строительства однократно при наличии следующих условий:
- право собственности на участок он приобрел по результатам торгов по продаже объекта, изъятого у предыдущего собственника, так как прекратил действие договор аренды участка;
- уполномоченный орган в течение шести месяцев со дня истечения срока действия договора аренды не заявил в суд требование об изъятии объекта, либо суд отказал в удовлетворении требования, либо объект не был продан с торгов;
- земельный участок не предоставлялся ни одному из предыдущих собственников объекта незавершенного строительства.
Во всех остальных случаях земельные участки предоставляются в аренду исключительно на торгах. Все расходы, связанные с оформлением документов для торгов, несет арендатор.
2. Договор аренды подлежит государственной регистрации. В соответствии со статьей 609 Гражданского кодекса РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.
Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Согласно пункту 2 статьи 26 ЗК РФ договоры аренды земельных участков, заключенные на срок менее года, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Аналогичное правило применяется и в отношении договоров аренды, заключенных на неопределенный срок.
3. Земли, изъятые из оборота, нельзя получить в аренду. Основания отнесения земельных участков к изъятым из оборота установлены в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ. В частности, это земли, занятые находящимися в федеральной собственности объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.
4. У арендатора государственных земель нет преимущественного права аренды. При аренде государственных и муниципальных земель арендатор больше не обладает преимущественным правом аренды при заключении договора на новый срок. Закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ внес изменения в Земельный кодекс РФ и исключил данное право арендатора.
В отношении земельных участков, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц, правила не изменились. Так, если арендатор надлежащим образом исполнял свои обязанности, то по истечении срока договора он имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
5. Индексация арендных платежей. Каждый год выплаты по аренде индексируются в соответствии с инфляцией. Для земель, находящихся в муниципальной собственности, размер индексации утверждают муниципальные власти.
6. Риск расторжения договора аренды. Существует риск досрочного расторжения договора аренды, а также недобросовестного отношения со стороны администрации – собственника земельного участка. По истечении срока аренды участок могут выставить на аукцион, даже если в договоре аренды есть пункт о том, что арендатор имеет право выкупить участок.
Начните поиск недвижимости с Бизнес-навигатором МСП.
«Коробочный» продукт разработан АО «Корпорация «МСП» совместно с Минсельхозом России, АО «МСП Банк», АО «Росагролизинг», АО «Россельхозбанк» и ПАО Сбербанк.
- Портал АО “Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства” corpmsp.ru
- Портал Бизнес-навигатор МСП smbn.ru
- Портал Бизнес-навигатор МСП.Жизненные ситуации mini.msp-case.ru
- Портал Меры поддержки сельхозкооперации agro-coop.ru
Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.
Аренда участка земли под загородную недвижимость
При покупке загородной недвижимости можно столкнуться с таким вариантом оформления земельного участка как аренда. То есть, не право собственности, а именно аренда, причём на продолжительный срок – 49 лет. Что это значит и в чем может быть выгодна аренда участка земли, рассмотрим в статье.
Правовое регулирование
Право на аренду земельного участка сроком на 49 лет установлено Земельным кодексом РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. Это относится к земельным участкам, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
Аренда на продолжительный срок является предоставлением гражданам возможности получения такого участка. Происходит это в связи с большим количеством неиспользованных земель в Российской Федерации.
Для сравнения, в такой развитой стране как Япония иметь загородный участок могут себе позволить лишь очень обеспеченные граждане. В России же положение дел совсем иное. Дачные участки с постройками есть у большинства населения.
Какие участки могут быть оформлены в аренду на 49 лет
Законодательство определяет список таких объектов:
1. Участки для размещения линейных объектов (газопроводы, линии электропередач и т.п.)
Источник: restra.net
Участки с/х назначения в аренду без торгов для КФХ и граждан – с 1 марта 2023 года
1. Основные положения закона о предоставлении с/х земель в аренду без торгов
В июле 2022 года принят федеральный закон, по которому механизм получения фермерами государственных муниципальных сельхозземель в аренду стал существенно проще (ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 316-ФЗ от 14.07.2022).
В ряд государственных законов:
- Земельный кодекс РФ
- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ( № 101-ФЗ от 24.07.2002)
- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-ФЗ от 13.07.2015)
внесены необходимые изменения. Они будут актуализированы с момента вступления в юридическую силу «своего родителя».
На основании положений принятого закона, с 1 марта 2023 года отечественные фермеры (граждане и крестьянско-фермерские хозяйства) смогут получать государственные и муниципальные участки с/х назначения:
- в аренду без торгов
- на срок – до 5 лет
- с возможностью многократного продления аренды ЗУ:
- закон устранил норму об однократном предоставлении права аренды участка:
- аренда ЗУ может быть продлена
- арендатор имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов – фермер сможет продолжить работу на полученной земле по истечении 5 лет аренды
- вне зависимости от уже имеющихся в наличии земельных наделов
- с правом арендатора приоритетного выкупа арендуемого земельного участка (ЗУ) в дальнейшем
- без подтверждения отсутствия у гражданина или крестьянского (фермерского) ЗУ на территориях иных субъектов РФ
1.1. Цели закона
Главными задачами закона правительство считает следующие:
- значительное увеличение объёмов производства крестьянских и фермерских хозяйств
- введение в оборот с/х земель, заброшенных за годы перестройки и реформ, и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса (АПК)
- развитие локальной сельской экономики
- ликвидация проявившейся практики «договорных» торгов по с/х землям, на которых побеждали «нужные люди», строившие в дальнейшем на заброшенной пашне не ферму, а многоквартирный дом для продажи
- предотвращение «серых» сделок и схем, по которым агрохолдинги могли бы перекупать землю у фермеров через третьи лица
Принятия закона фермеры добивались и ожидали несколько лет. Стремились к тому, чтобы дополнительные участки для расширения хозяйств можно было получать без торгов/аукционов. Их усилия во многом оправдались, «лёд тронулся»:
- с 1 марта 2023 года с/х земля станет доступнее
- чтобы получить её без торгов, гражданам, крестьянским (фермерским) хозяйствам больше не придётся преодолевать бюрократические проблемы, связанные с доказательством того, что у них нет земельных участков в других регионах
Закон предоставил возможность малым формам сельского хозяйствования получать землю в упрощённом порядке:
- без конкуренции с крупными с/х производителями, в которой фермерские хозяйства зачастую проигрывают
- без риска потери арендуемого земельного участка после сделанных в него вложений – земля может остаться у фермера насовсем
2. Установленные запреты
Новые правила предоставления с/х земли в аренду без торгов определили принципы обращения с нею. Законом № 316-ФЗ вводятся дополнительные положения и поправки:
- в ЗК РФ:
- в статье 22 – соответствующие замены и дополнения
- статья 9 дополнится пунктом 9
- в статье 10 – поправки в пункте 8
- появится статья 10 1
Законом №316-ФЗ установлены дополнительные ограничения прав арендаторов муниципальных участков с/х назначения – в виде запретов:
- на изменение целевого назначения ЗУ:
- утрачивается возможность строительства жилых комплексов:
- на передачу:
- земельного участка третьим лицам (в том числе в субаренду)
- арендных прав на участок в залог
- на внесение ЗУ в качестве:
- вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества
- паевого взноса в производственный кооператив
Введённые запретительные меры обеспечат достижение главной идеи закона – использование земель непосредственно для с/х производства.
3. Срочные задачи властей и арендаторов государственных/муниципальных ЗУ – до 01.03. 2023
Следствием установленных запретов становится расширение круга обязанностей арендаторов ЗУ, находящихся в собственности муниципалитетов и государства.
Реализацию новых задач необходимо осуществить до 1 марта 2023 года:
- расторгнуть договоры субаренды
- вывести с/х земли из уставных капиталов
- вернуть сельхозземлю из производственных кооперативов
Органам земельного контроля предстоит:
- внести изменения в муниципальные правовые акты (МПА) о предоставлении участков из земель сельхозназначения
- с 01.03. 2023 МПА должны соответствовать новым правилам оборота с/х земель
4. Порядок предоставления ЗУ c/х назначения в аренду без торгов
4.1. Алгоритм
Земельный участок из земель с/х назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется:
- гражданину
- крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности
в порядке, установленном земельным законодательством:
- ЗК РФ (статья 39.18), с учётом особенностей, предусмотренных законом № 316-ФЗ
- законы, определяющие предельные размеры ЗУ с/х назначения:
- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002) – статья 4
- ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве №74 от 11.06.2003 – статья 12 (пункт 6.1 и пункт 7)
- законы субъектов РФ – примеры:
- Закон Ленинградской области № 118-оз от 13.11.2015
- Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 № 888-З № 673-IV:
- статья 16. Предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства
- статья 24. Предоставление земельных участков для отгонного или кочевого животноводства
- статья 29. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий
- статья 31.2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
- Закон Московской области № 252/2017-ОЗ от 27.12.2017
- закон Челябинской области «О земельных отношениях» № 154-ЗО от 31.03 2015:
- статья 5. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
Предоставлением ЗУ, в зависимости от принадлежности земельных с/х участков государству или муниципалитету, занимается соответствующий уполномоченный орган:
- или исполнительный орган государственной власти
- или орган местного самоуправления (ОМС)
Для получения земли в аренду претенденту необходимо обратиться с соответствующим заявлением (пункт 1 статьи 39.18 ЗК РФ):
- заявление гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления ЗУ
- заявление о предоставлении ЗУ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
Поступившие обращения о получении земли рассматриваются в порядке их поступления. В срок, не более 30 дней с даты регистрации заявления, уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:
- о предоставлении ЗУ с/х назначения в аренду на срок до 5 лет
- с дальнейшим заключением договора аренды
- об отказе в предоставлении ЗУ – с указанием оснований
Законом № 316-ФЗ уточняется, что в получении с/х земли, которую просит гражданин или КФХ, может быть отказано – по основаниям, изложенным в статье 39.16 ЗК РФ, а также при наличии хотя бы одной из двух причин, которые дополнительно определил закон:
- несоответствие предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, установленным законом субъекта РФ,
- площади ЗУ, указанного в заявлении
- площади земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учётом ЗУ, указанного в заявлении
- испрашиваемый ЗУ был предоставлен ранее другому лицу (гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству по аналогичному заявлению
4.1. Полный перечень оснований для отказа в предоставлении участка – с 01.03. 2023
- с заявлением о предоставлении ЗУ обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством
- ЗУ уже предоставлен на праве:
- постоянного (бессрочного) пользования
- безвозмездного пользования
- пожизненного наследуемого владения (ПНВ)
- аренды
- ЗУ образован в результате раздела другого участка, предоставленного СНТ или ОНТ
- на участке расположены объекты, принадлежащие гражданам, юрлицам или муниципальному образованию:
- здание
- сооружение
- объект незавершённого строительства
- ЗУ изъят из оборота или ограничен в обороте, и его предоставление не допускается на праве аренды, указанном в заявлении
- ЗУ зарезервирован для муниципальных нужд
- ЗУ расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключён договор о развитии застроенной территории
- испрашиваемый земельный участок:
- расположен в границах территории, в отношении которой заключён договор с другим лицом о её комплексном развитии
- образован из земельного участка, в отношении которого заключён договор с другим лицом о комплексном развитии территории, в границы которой входит ЗУ
- выставлен на аукцион, извещение о проведении которого уже размещено
- на испрашиваемый ЗУ поступило заявление:
- о проведении аукциона по продаже ЗУ
- на право арендовать ЗУ
- в отношении ЗУ, указанного в заявлении, опубликовано и размещено извещение о предоставлении участка:
- для ИЖС
- для ведения ЛПХ
- для ведения гражданами садоводства для собственных нужд
- для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
- ВРИ испрашиваемого ЗУ не соответствует целям, которые указаны в заявлении
- ЗУ расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), но ограничения, установленные для ЗУ, не допускают использование участка в соответствии с заявленными целями
- ЗУ не включён перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, но заявитель просит предоставить ЗУ из такого перечня (подпункт 10 пункта 2 статьи 39.10 ЗК)
- в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории ЗУ предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения
- ЗУ предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой – федеральной или региональной
- предоставление ЗУ не допускается на заявленном виде права аренды
- вид разрешённого использования испрашиваемого участка (ВРИ ЗУ) не установлен
- ЗУ не отнесён к определённой категории земель
- предоставление ЗУ было предварительно согласовано, но срок действия решения не истёк, а с заявлением о предоставлении ЗУ обратилось иное лицо, не указанное в решении о предварительном согласовании
- ЗУ изъят для муниципальных нужд, но указанная в заявлении цель предоставления участка не соответствует целям, для которых участок был изъят
- необходимо уточнение границ ЗУ
- площадь ЗУ более чем на 10% превышает указанную:
- в схеме расположения участка
- в проекте межевания территории
- в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми данный участок образован
- ЗУ включён в перечень муниципального имущества, предусмотренного для развития малого и среднего предпринимательства
- основания, установленные законом № 316-ФЗ:
- площадь ЗУ, указанного в заявлении, или площадь предоставленных участков не соответствует предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления КФХ его деятельности, установленным законом субъекта РФ
- ЗУ уже был предоставлен по заявлению, поступившему ранее
5. Задачи властей в отношении ЗУ, находящихся в общей долевой собственности, – с 1 марта 2025 года
Законом №316-ФЗ предусмотрены новые положения, касающиеся определение расчёта размеров долей в праве общей собственности, выраженных в гектарах или баллах, в новом формате – в виде простой правильной дроби. Они отражены в изменениях статей, корректировок и дополнениях к статьям законов:
- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№101-ФЗ) – в статье 15:
- соответствующие изменения в пункте 2
- появится дополнительный пункт 2.1
- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (№ 218-ФЗ)
- дополнение в статью 38 части 10
- соответствующие замены в части 9.1 статьи 47
Указанное положение применяется для случая, когда на общем собрании участников общей долевой собственности на ЗУ из земель с/х назначения, проведённом до 1 марта 2025 года, не было принято решение об утверждении расчёта размеров долей в виде простой правильной дроби.
Органам местного самоуправления поселения, муниципального или городского округа по месту расположения ЗУ, находящегося в долевой собственности, с даты 01.03.2025 необходимо:
- перевести в простую правильную дробь размеры земельных долей, выраженных в гектарах или балло-гектарах
- своим решением утвердить результаты проведённого определения размеров долей в праве общей собственности на земельный участок
- подать заявление о внесении новых сведений в ЕГРН
Процедура определения долей в дробном формате:
- введена в целях обеспечения разумного баланса частных и публичных интересов
- упрощает при проведении общего собрания участников долевой собственности:
- выдел ЗУ в счет долей
- принятие решений о подсчёте голосов
Полезно знать
- Разрешения и запреты на строительство частных жилых домов и капитальных объектов в границах ООПТ – здесь
- Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Категории, режимы особой охраны – здесь
- Государственные природные заповедники – эталоны природы. Режим охраны. Использование земель и участков на территории заповедников – здесь
- Использование и условия застройки частных земельных участков в границах национальных парков – здесь
- Природные парки – ООПТ с туристическим уклоном и с умеренным режимом использования участков в их границах – здесь
- Государственные природные заказники – компромисс между режимом особой охраны территории и её использованием – здесь
- Государственный фонд данных землеустройства (ГФЗД) – неиссякаемый кладезь достоверных сведений об участках – здесь
- Публично-правовая компания «Роскадастр» – начало эпохи электронного «единого окна» – здесь
- Грантовая поддержка с/х производителей – федеральные/региональные субсидии для КФХ в 2023 году – здесь
- Порядок использования участков в границах памятников природы и их охранных зон – здесь
- ООПТ областного и местного значения – требования режима особой охраны к использованию участков – здесь
Источник: www.zemvopros.ru