На протяжении XX века менеджмент выступал в роли дисциплины, организующей экономическую деятельность. Непрерывный поиск более эффективных форм управления организациями формировал направление экономической эволюции. По мере накопления и практического закрепления знаний происходило формирование принципов эффективного руководства. В условиях современного индустриального роста впервые эти принципы были сформулированы классиками теории управления:
Оcнoвoпoлaгaющиe школы менеджмента
В их состав, в первую очередь, входит «Нaучнaя шкoлa упpaвлeния» (1885-1920 гг.), связанная c имeнeм Фpeдepикa Уинcлoy Тeйлopa. Пpeдcтaвитeли этoй шкoлы oбocнoвaли нeoбxoдимocть пoдбopa кoнкpeтныx paбoтникoв для выпoлнeния oпpeдeлeннoй paбoты (paccтaнoвки кaдpoв), oбocнoвaли нeoбxoдимocть oбyчeния paбoтникoв, иx пoдгoтoвкy и пepeпoдгoтoвкy кaк внyтpи пpeдпpиятия, тaк и в cтopoнниx opгaнизaцияx, paциoнaлизaции тpyдa и ee мoтивaции. В paмкax дaннoй шкoлы были paзpaбoтaны 12 ocнoвныx пpинципoв yпpaвлeния, в том числе oтчeтливo пocтaвлeнныe цeли — этo иcxoдный пyнкт yпpaвлeния; здpaвый cмыcл, пpeдпoлaгaющий пpизнaниe cдeлaнныx oшибoк и пoиcк иx пpичин; кoмпeтeнтнaя кoнcyльтaция пpoфeccиoнaлoв и coвepшeнcтвoвaниe пpoцeccoв yпpaвлeния нa ocнoвe иx peкoмeндaций; диcциплинa, oбecпeчeннaя чeткoй peглaмeнтaциeй дeятeльнocти людeй, кoнтpoлeм зa ee иcпoлнeниeм, cвoeвpeмeнным пooщpeниeм; cпpaвeдливoe oтнoшeниe к пepcoнaлy и др.
С 1920-1950 гг. успешно функционировала «Клaccичecкaя», или «Админиcтpaтивнaя шкoлa», связанная с именем Анpи Фaйoля («oтцa мeнeджмeнтa»). Спeциaлиcты этoгo нaпpaвлeния иccлeдoвaли эффeктивнocть paбoты вceй opгaнизaции. Пpeдcтaвитeли дaннoй шкoлы cвeли вcю paбoтy пpeдпpиятия к cлeдyющим ocнoвным видaм дeятeльнocти: тexничecкoй; кoммepчecкoй; финaнcoвoй; зaщитнoй; бyxгaлтepcкoй; aдминиcтpиpoвaнию. Итoгoм мнoгиx paбoт и пpoвeдeнныx иccлeдoвaний Фaйoля являeтcя coздaниe пpинципoв yпpaвлeния вceй opгaнизaциeй.
С нaчaлa 1950-x гг. дo нacтoящeгo вpeмeни работает «Шкoлa чeлoвeчecкиx oтнoшeний», основной целью которой явлется пoвышeниe эффeктивнocти paбoты opгaнизaции зa cчeт лyчшeгo иcпoльзoвaния чeлoвeчecкиx pecypcoв. Пpeдcтaвитeли этoй шкoлы пpoвeли мнoжecтвo иccлeдoвaний и экcпepимeнтoв пo вoпpocaм мoтивaции людeй, xapaктepa влacти, лидepcтвa, кaчecтвa тpyдoвoй жизни и т. д. В peзyльтaтe были cдeлaны вывoды, чтo cиcтeмa чeлoвeчecкиx oтнoшeний влияeт нa peзyльтaтивнocть тpyдa нe мeньшe, чeм paциoнaлизaция тpyдa.
В последние годы в теории и практике управления происходят фундаментальные изменения, которые в работах ряда специалистов получили общее программное наименование «софтизация менеджмента». В широком смысле слова этот термин обозначает выдвижение на первый план так называемых мягких факторов экономической деятельности, которые присущи всем социальным системам. К ним относятся знания, информация, дух предпринимательства, институты и институциональные ограничения, организационная культура и философия организации, управленческие и межличностные отношения – «человеческий фактор».
Хронология развития менеджмента (Бенгт Карлоф)
| Годы | Индивидуум или этническая группа | Основной вклад в развитие менеджмента |
| 5000 до н.э. | Шумеры | Письменность; регистрация фактов |
| 4000 | Египтяне | Признание необходимости планирования, организации и контроля |
| 2700 | Египтяне | Признание необходимости «честной игры». Доверительные беседы – «облегчи свою душу» |
| 2600 | Египтяне | Децентрализация в организации управления |
| 2000 | Египтяне | Признание необходимости письменных запросов. Использование рекомендаций «штаба» |
| 1800 | Хаммурапи | Использование свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности |
| 1600 | Египтяне | Централизация в организации управления |
| 1491 | Евреи | Концепции организации, скалярный принцип, принцип исключения |
| 1100 | Китайцы | Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля |
| 600 | Навуходоносор | Контроль за производством и стимулирование через заработную плату |
| 500 | Менциус Китайцы Сунь Цзы | Признание необходимости систем и стандартов Признание принципа специализации Признание необходимости планирования, руководства и организации |
| 400 | Сократ | Формулировка принципа универсальности менеджмента |
| 400 | Ксенофонт | Признание менеджмента как особого вида искусства |
| ок. 400 | Кир | Признание необходимости контактов между людьми, проведения исследований мотивации, составления планов и обработки материалов |
| 350 | Греки | Использование научных методов труда и рабочего ритма |
| 350 | Платон | Формулировка принципа специализации |
| 325 | Александр Великий | Создание штаба |
| 175 | Като | Использование описаний работ |
| 50 | Варрон | Использование рабочих спецификаций |
| 20 н.э. | Иисус Христос | Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения |
| 284 | Диоклетиан | Делегирование полномочий |
| 900 | Аль-Фараби | Требования к руководителю |
| 1100 | Газали | Требования к менеджеру |
| 1340 | Лука Пачоли | Двойная бухгалтерская запись |
| 1395 | Франсиско Ди Марко | Учет издержек производства |
| 1410 | Братья Сорансо | Использование журнала доходов и гроссбухов |
| 1418 | Барабариго | Формы предпринимательской организации; обработка статистических отчетов |
| 1436 | Арсенал Венеции, венецианцы | Учет издержек производства; чеки и балансы для контроля; присваивание номеров при инвентаризации; использование метода конвейера; использование управления кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей; контроль товарных запасов; контроль себестоимости |
| 1500 | Сэр Томас Мор | Призыв к усилению специализации; анализ недостатков плохого менеджмента и руководства |
| 1525 | Никколо Макиавелли | Осознание принципа массового согласия; признание необходимости целеустремленности в организации; определение качества руководителя |
| 1767 | Сэр Джеймс Стюарт | Истоки теории власти; исследование влияния автоматизации |
| 1776 | Адам Смит | Применение принципа специализации к промышленным рабочим; концепции контроля, расчет оплаты труда |
| 1785 | Томас Джефферсон | Обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей |
| 1799 | Эли Уитни | Научные методы; использование методов исчисления себестоимости; контроль качества, концепция взаимозаменяемости частей; признание интервала менеджмента |
| 1800 | Джеймс Уатт, Маттеус Бултон | Стандартные операции; спецификации; рабочие методы; планирование; стимулирование заработной платой; стандартное время; стандартные данные; Рождественские праздники для служащих; Рождественские премии; страховое общество служащих; ревизии баланса и отчетности |
| 1810 | Роберт Оуэн | Использование на практике личного опыта; ответственность за подготовку рабочих; строительство домов с удобствами для рабочих |
| 1820 | Джеймс Милл | Анализ и обобщение человеческой мотивации |
| 1832 | Чарльз Бэббидж | Упор на научный подход; признание особой важности специализации; разделение труда; исследование трудовых движений и затрат времени; влияние различных цветов на эффективность труда; исчисление себестоимости |
| 1835 | Маршалл, Лафлин и др. | Признание и обсуждение относительной важности функций менеджмента |
| 1850 | Милль и др. | Интервал контроля; единоначалие; контроль труда и материалов; специализация — разделение труда; стимулирование через заработную плату |
| 1855 | Генри Пур | Принципы организации, связи и информации в применении к железным дорогам |
| 1856 | Дэниел К.МакКаллум | Использование организационных схем для демонстрации структуры менеджмента. Применение систематического менеджмента на железнодорожном транспорте |
| 1871 | B.C. Джевонс | Использовал на практике мотивационные исследования, изучал воздействие различных инструментов на рабочего; исследование усталости |
| 1881 | Джозеф Уортон | Разработал для колледжа курс предпринимательского менеджмента |
| 1886 | Генри К.Меткалф Генри Р. Таун | Искусство менеджмента; наука управления |
| 1886 | Генри Р. Таун | Наука менеджмента |
| 1891 | Фредерик Халси | План премиальных выплат, заработной платы |
| 1900 | Фредерик У.Тейлор | Hayчный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; высокая заработная плата, равноправие между трудом и менеджментом; функциональная организация, принцип исключительности в применении к цехам; система оценки себестоимости; методические исследования; исследования рабочего времени; определение научного менеджмента; упор на работу менеджера; упор на исследования, стандарты, планирование, контроль и кооперацию |
| 1900 | Френк Б.Гилберт | Наука мотивационных исследований |
| 1901 | Генри Л.Гантт | Задания и система поощрения; гуманный подход к труду; схемы Гантта; ответственность менеджеров за подготовку рабочих |
| 1910 | Хьюго Манстерберг | Использование психологии в менеджменте и работе |
| 1910 | Харрингтон Эмерсон | Эффективный инжениринг; принципы эффективности |
| 1911 | Харлоу С.Лерсон | Организовал первую научную конференцию по менеджменту в Соединенных Штатах; научное признание менеджмента |
| 1911 | Дж. К.Дункан | Первый учебник менеджмента для колледжей |
| 1915 | Х.Б.Друри и Р.Ф.Хокси | Критика научного менеджмента — утверждение первоначальных идей |
| 1915 | Ф.В.Харрис | Модель экономической партии товара |
| 1915 | Томас Алва Эдисон | Разработка плана военных маневров в целях обнаружения и уничтожения подводных лодок |
| 1916 | Генри Файоль | Первая полная теория менеджмента; Функции менеджмента; Принципы менеджмента; признание необходимости преподавания менеджмента в учебных заведениях |
| 1916 | Александр Г.Черч | Функциональная концепция менеджмента; первый американец, рассмотревший весь комплекс концепций менеджмента и связавший их в единое целое |
| 1916 | А. К.Эрланг | Заложил теорию массового обслуживания |
| 1917 | У.Г.Леффингвелл | Применил научный менеджмент в ведомствах |
| 1918 | К.К.Парсонс | Признал необходимость использования научного менеджмента в ведомствах |
| 1918 | Ордвэй Тид | Применение психологии в промышленности |
| 1919 | Моррис Л.Кук | Различные области использования научного менеджмента |
| 1921 | Вальтер Д.Скотт | Привнес психологические знания в рекламное дело и работу с кадрами |
| 1923 | Оливер Шелдон | Развил философию менеджмента; принципы менеджмента |
| 1924 | Г.Ф. Додж, Г.Г.Ромиг, У.А.Шухарт | Использование статистических выводов и теории вероятностей при проведении инспекций и контроле качества с использованием статистических средств |
| 1925 | Рональд А.Фишер | Различные современные статистические методы, включая байесовскую статистику, теорию проб и разработку экспериментов |
| 1927 | Элтон Майо | Социологическая концепция групповых устремлений |
| 1928 | Т.К.Фрай | Статистические основы теории обслуживания |
| 1930 | Мэри Р.Фоллетт | Философия менеджмента, основанная на индивидуальной мотивации. Групповой подход к решению проблем менеджмента |
| 1931 | Джеймс Д.Муни | Признание универсальности принципов организации |
| 1938 | Честер Барнард | Теория организации; социологические аспекты менеджмента; необходимость коммуникации |
| 1938 | П.М.С.Блэкетт и др. | Операционные исследования |
| 1943 | Линдэлл Урвик | Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента |
| 1947 | Макс Вебер, Ренис Ликер, Крис Аргирис | Сделали упор на психологию, социальную психологию и исследования человеческих отношений в теории организации; включение широкосистемной теории организации |
| 1949 | Норберт Винер, Клод Шеннон | Сделали упор на системный анализ и теорию информации в менеджменте |
| 1951 | Френк Абрамс, Бенджамин М.Селекман | Ввели искусство управления в мышлении менеджеров |
| 1955 | Герберт Саймон, Гарольд Дж.Левитт, Роберт Шлейфер | Придали особое значение поведению человека при принятии решений, которое рассматривалось ими как идентичный, наблюдаемый и измеряемый процесс; повышенное внимание уделяли философии менеджмента |
| 1960 | Дуглас Макгрегор | Доказал, что отношение менеджмента к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории «X» — утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «У» — принцип распределения ответственности |
| 1965 | Игорь Ансофф | Подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования Позднее сформулировал этот подход в книге «Стратегический менеджмент» |
| 1967 | Фред Фидлер | Продолжил разработку теорий руководства, касающихся ориентации соответственно на задания и отношения |
| 1967 | Джейм Томпсон, Джей Гэлбрейт, П.Лоренс, Дж.Лорше | Отметили, что не существует единственного, наилучшего пути организации деятельности и провели дальнейшие исследования ситуационных аспектов организационного строительства |
| 1969 | Карл Вейк | Исследовал организации как интерпретируемые системы |
| 1975 | Вильям Оучи, Оливер Вильямсон | Развитие теории фирмы. Несовершенства рынка — причина существования фирм |
| 1975 | Генри Минцберг | Рассмотрел организационные структуры от машинной бюрократии до «адхок»-кратии |
| 1975 | Джеральд Саланчик | Теории властных структур внутри и между организациями |
| 1976 | Розмари Стюард | Альтернативы и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуациях и различия между отдельными видами управленческих задач |
| 1980 | Джеффри Пфеффер, Мишель Круазье | Теории властных структур внутри и между организациями |
| 1980 | Майкл Портер | Выдвинул новые идеи относительно конкурентной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов, выраженных через себестоимость |
| 1982 | Джон Коттер, Джон Габарро | Исследование работы высших руководителей. Различные характеристики и их восприятие во времени |
| 1982 | Теренс Дил, Аллан Кеннеди | Создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на «организационное поведение» и корпоративное развитие |
| 1985 | Том Питерс | Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации — как к важному ресурсу развития бизнеса |
Ссылки
Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Источник: www.e-xecutive.ru
Возникновение и развитие менеджмента. История (хронология) менеджмента. Менеджмент в России. Зарубежные школы бизнеса и менеджмента.
В рыночной экономике роль «регулятора» производства, распределения и потребления играет сам рынок. Его основной принцип – принцип экономической свободы, согласно которому субъекты рыночной экономики, являясь собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения, что, как, сколько и для кого производить.
Рыночная система экономических отношений основана на свободном обмене между продавцами и покупателями. Никто не принуждает их заключать сделки. Субъекты хозяйствования существуют в конкурентной среде, выжить в которой можно, только завоевав покупателя своих товаров и услуг. Деятельность в рыночной экономике связана с риском и ответственностью: продавцы и покупатели затрачивают собственные средства и рискуют ими. Высшая мера ответственности за собственные хозяйственные решения – возможная потеря собственности. Поскольку фирмы плановых заданий не получают, управление в этих условиях решает следующие проблемы:
— ориентация на спрос и конъюнктуру рынка;
— производство тех видов товаров, которые пользуются большим спросом у покупателей и гарантируют получение намеченной прибыли;
— обеспечение эффективности деятельности.
Современная рыночная экономика регулируется государством, которое применяет разные методы воздействия на нее. К таким методам можно отнести финансовую политику, контроль над монополиями, помощь предпринимательству. В государственном секторе имеется определенное число предприятий, и государство само участвует в бизнесе. Такая экономика, в которой рынок регулируется, называется смешанной. Но и в смешанной экономике остается незыблемым принцип экономической свободы, означающий, что хозяйствующий субъект свободен, ориентируется на нужды и потребности рынка и сам отвечает за результаты своих решений и действий.
Практика явления, которое мы сегодня называем «менеджмент», возникла очень давно, и считалась божественным даром. Так Апостол Павел в «Первом послании к коринфянам» писал о том, что Господь дал иным дары исцелений, управления, знание разных языков. Таким образом, управление становится в один ряд с даром исцеления и способностям к языкам. Практика управления возникла-то давно, но вот наука управления, именно то, что мы называем «менеджмент», возникла недавно.
Как уже указывалось, практика управления организацией так же стара, как и сами организации. Исторически управление организациями из века в век становилось всё более чётким и сложным, а сами организации всё более сильными и устойчивыми. Но, как говорится, даже в греческой грамматике есть исключения. Есть исключения и здесь. Наиболее ярким примером в этом отношении являются теологические организации, например Римская католическая церковь, управление которой не менялось на протяжении тысячелетий.
Первый вклад в его развитие, вероятно, сделали шумеры, которые около 7 тысяч лет назад (5000 г. до н.э.) начали письменно регистрировать факты. Второй шаг был совершён через тысячу лет (4000 г. до н.э.), когда египтяне признали необходимость планирования, организации и контроля. Следующий шаг совершён ещё через тысячу лет, когда, опять-таки египтяне, признали необходимость «честной игры» и доверительных бесед – «облегчи свою душу». Ещё через тысячу лет (2000 г. до н.э.) египтяне признали необходимость письменных запросов и использование рекомендаций «штаба» (создание самого штаба в современном смысле принадлежит Александру Македонскому). Через 200 лет после этого вавилонский царь Хаммурапи признал необходимым использование свидетелей, письменных документов для контроля, установил минимальную заработную плату, а также признал недопустимым перекладывание ответственности.
В 600 г. до н.э. царь Навуходоносор признал необходимым контролировать производство и стимулировать труд через зарплату.
Навуходоносор II, царь Вавилонии (605-562 гг. до н.э.) в 587 г. (по другим данным, 586 г.) разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увёл в плен большое число жителей Иудеи. При нём сооружены так называемые Вавилонская башня и висячие сады.
В 500 г. до н.э. Менциус провозгласил необходимость стандартов и систем; в это же время китайцы признали необходимой специализацию.
В 400 г. до н.э. Сократ высказал мысль об универсальности менеджмента, а древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (его основное сочинение «Греческая история» в 7 т.) определил менеджмент как особый вид искусства. В это же время по указанию персидского царя Кира проводились исследования мотивации.
Изучением научных методов труда и рабочего ритма впервые занялись греки в 350 г. до н.э.
Вкладом Иисуса Христа в менеджмент явилось признание единоначалия (цезарю – цезарево) и анализ человеческих отношений (одно из них так называемое золотое правило: не делай другому то, чего ты не желаешь для себя).
Римскому императору Диоклетиану (внедрившему в 3 в. неограниченную императорскую власть в Риме) принадлежит идея делегирования полномочий. Делегирование – передача задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность.
В 900г. Альфараби, которого уважительно называли Вторым (Первый – Аристотель) сформулировал требования к руководителю, а персидский философ Газали в 1100 г. сформулировал требования к менеджеру.
В 1340 г. генуэзец, математик Пачоли предложил двойную бухгалтерию. В 1395 г. ди Марко предложил учитывать издержки производства. В 1410 г. братья Сорансо предложили использовать журналы доходов и гроссбухи.
Следующий шаг в развитии менеджмента сделали венецианцы в 1436 г. С этого времени для контроля стали использоваться чеки, присваиваться инвентаризационные номера, контролироваться товарные запасы и себестоимость; тогда же начал использоваться метод конвейера.
В 1525 г. Н. Макиавелли определил качества руководителя. В это же время признана необходимость целеустремлённости в организации.
В 1800 г. англичане Джеймс Уатт (создатель паровой машины) и Маттеус Бултон применили стимулирование заработной платой, ввели рождественские праздники для служащих, рождественские премии.
Появление научного менеджмента относится к 1900 г. и связано с именами американцев Дж. Вартона и Ф. Тейлора.
Один из последних шагов в теории менеджмента сделал в 1985 г. Т. Петерс. Его заслугой является то, что он предложил относиться к персоналу организации как к важному ресурсу развития бизнеса.
Научный менеджмент появился в конце XIX начале XX века, когда американец Джозеф Вартон разработал его первый систематический курс для преподавания в колледже. Но широкое признание менеджмент получил лишь в 1911 г. в связи с публикацией Фредериком Тейлором (1856-1915 гг.) книги «Принципы научного управления» и организацией Х. Персоном первой научной конференции по менеджменту. Системой Тейлора так называемой «научной системой выжимания пота» восторгался Ленин.
Хотя именно благодаря усилиям Ф. Тейлора менеджмент получил всеобщее всё же не Ф. Тейлор, а Генри (Анри) Файоль, создавший первую целостную теорию управления и сформулировавший его основополагающие принципы и функции. Именно он поставил в 1916 г. вопрос о преподавании курса менеджмента в учебных заведениях.
Русские внесли определённый вклад в копилку мировых управленческих идей. Первым и оригинальным вкладом России в менеджмент был широко известный, не потерявший (для некоторых) своего значения и сегодня «Домострой». Для своего времени это был классический пример менеджмента.
К теоретикам менеджмента вполне можно отнести и В.И. Ленина. В своём произведении «Очередные задачи Советской власти» он предлагает основополагающие принципы менеджмента: единоначалие, дисциплина, власть и ответственность, подчинение частных интересов общим, централизация, заинтересованность в труде (мотивация). В отличие от А. Файоля (а его работы совпадали по времени с работами В. Ленина) и большинства других теоретиков менеджмента, даже современных, В.И. Ленин особо выделял задачу повышения производительности труда (а не повышения прибыли) как наиболее важную составляющую повышения благосостояния народа.
Говоря о вкладе русских нужно вспомнить Александра Капитоновича Гастева, Керженцева и И. Ансоффа. А. Гастев был поэт и учёный, организатор Центрального института труда (1920 г.). Кроме сборников стихов («Поэзия рабочего удара», «Пачка ордеров») он оставил публицистический труд «Как надо работать» (1921 г.) и другие работы по рациональной организации и культуре труда.
Он выдвинул концепцию «узкой базы», «узкого места», с «расшивки» которого менеджер должен начинать любое совершенствование производства. Этим «узким местом», считал А. Гастев, является организация труда работника – от директора до рядового рабочего. «Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка» – утверждал А. Гастев.
И с ним трудно не согласиться. Он считал, что прежде чем изменить способы работы, их нужно тщательно изучить. Не стараться сразу сделать «иначе и лучше», а начать с мелочей. Не надоедать всем своим изобретением, а во что бы то ни стало претворить его в жизнь.
Не говорить о безвыходности, не склоняться перед неблагоприятной действительностью – настойчивая и упорная воля смогут их победить. Мало просто знать, писал А. Гастев, – знающий, но не умеющий, – это механизм без двигателя.
Теорию стратегического менеджмента предложил в 1965 г. Игорь Ансофф, американский инженер русского происхождения. Он же предложил так называемую матрицу Ансоффа – очень полезную логическую схему принятия решения о развитии бизнеса, увеличения объёма продаж.
Источник: 5rik.ru
Читать диплом по менеджменту: «Методы, проблемы и перспективы совершенствования управления человеческими ресурсами» Страница 3
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
писатель и историк Ксенофонт (его основное сочинение «Греческая история» в 7 т.) определил менеджмент как особый вид искусства. В это же время по указанию персидского царя Кира проводились исследования мотивации. Изучением научных методов труда и рабочего ритма впервые занялись греки в 350 г. до н.э.
В 900 г. Альфараби, которого уважительно называли Вторым (Первый – Аристотель) сформулировал требования к руководителю, а персидский философ Газали в 1100 г. сформулировал требования к менеджеру. Следующий шаг в развитии менеджмента сделали венецианцы в 1436 г. С этого времени для контроля стали использоваться чеки, присваиваться инвентаризационные номера, контролироваться товарные запасы и себестоимость.
В 1525 г. Н. Макиавелли определил качества руководителя. В это же время признана необходимость целеустремлённости в организации. Появление научного менеджмента относится к 1900 г. и связано с именами американцев Дж. Вартона и Ф. Тейлора. Дозеф Вартон разработал его первый систематический курс для преподавания в колледже.
Но широкое признание менеджмент получил лишь в 1911 г. в связи с публикацией Фредериком Тейлором (1856–1915 гг.) книги «Принципы научного управления» и организацией Х. Хотя именно благодаря усилиям Ф. Тейлора менеджмент получил всеобщее признание, отцом менеджмента считается всё же не Ф. Тейлор, а Генри (Анри) Файоль, создавший первую целостную теорию управления и сформулировавший его основополагающие принципы и функции. Именно он поставил в 1916 г. вопрос о преподавании курса менеджмента в учебных заведениях.
К теоретикам менеджмента вполне можно отнести и В.И. Ленина. В своём произведении «Очередные задачи Советской власти» он предлагает основополагающие принципы менеджмента: единоначалие, дисциплина, власть и ответственность, подчинение частных интересов общим, централизация, заинтересованность в труде (мотивация).
В отличие от А. Файоля (а его работы совпадали по времени с работами В. Ленина) и большинства других теоретиков менеджмента, даже современных, В.И. Ленин особо выделял задачу повышения производительности труда (а не повышения прибыли) как наиболее важную составляющую повышения благосостояния народа. Один из последних шагов в теории менеджмента сделал в 1985 г. Т. Питерс.
Его заслугой является то, что он предложил относится к персоналу организации как к важному ресурсу развития бизнеса. Обобщение основных положений менеджмента как науки началось лишь с середины XX века. В менеджменте получили свое развитие идеи, взятые из теории управления, психологии, социологии, экономики и др. Ученые выделяют шесть основных школ менеджмента: 1.
Классическая (традиционная) школа управления или рационалистическая, основоположником которой был Ф. Тейлор. Для поддержания у работников постоянного ожидания награды Тейлор предложил прогрессивную систему оплаты труда. В основе тейлоризма лежали такие принципы, как: плата человеку, а не месту; установление расценок на основе точного знания, а не догадок; единообразие расценок. Благодаря этому повысилась производительность труда, подешевели товары, рабочие получили более высокую заработную плату, у них появилась заинтересованность в интенсивной работе, сотрудничестве с предпринимателями и т.п. Тейлор
Похожие работы
Интересная статья: Быстрое написание курсовой работы
- Интересные статьи
- Рефераты
- Курсовые работы
- Дипломные работы
- Контрольные работы
- Практические задания
- Отчеты по практике
- Сочинения
- Доклады
«РефератКо» — электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю
Источник: referat.co
