Этика – это область философии, которая приобрела статус самостоятельной отрасли и изучает мораль, нравственные основы отношений, специфическую форму общественного сознания и жизнедеятельности человека.
Мораль в свою очередь определяют как одну из форм общественного сознания и способ духовного существования личности, рычаг развития социума. Мораль не просто регулирует жизнедеятельность, но и позволяет каждому человеку найти собственный уникальный путь.
В структуре этики можно выделить:
- теоретическое направление, которое занимается логическим обобщением всех закономерностей морали и нравственности, изучает историю морали, классифицирует этические учения;
- прикладное направление, которое занимается изучением моральных поведенческих норм в контексте конкретных жизненных ситуаций.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Прикладная этика
В рамках прикладной этики выделяют:
Биоэтика и медицинская этика / История и философия науки: философия наук о живой природе (ТГУ)
- нормативную этику, которая исследует феномены справедливости, долга, добра, совести, ценностные категории, принципы и нормы, регулирующие нравственное поведение человека;
- профессиональную этику, основой которой является деонтология или учение об образцовом поведении в зависимости от профессии человека. Этика может быть медицинской, научной, педагогической и пр.;
- этикет или комплекс внешних правил, а также форм поведения, которые формируются на основе базовых ценностей и норм, которые приняты в обществе или профессиональной группе.
Предмет этики
Этика относится к сфере философского знания и исследует мораль во всех ипостасях. Автором термина «этика» является Аристотель. Он говорил, что этика изучает благо, добродетель, которая дает возможность достичь этого блага. Первоначально этика и мораль обозначали один и тот же термин.
По мере обособления этики за данным термином закрепился определенный смысл:
- этика является соответствующей ветвью знаний;
- мораль и нравственность употребляются как синонимы и становятся предметом исследования этики.
«Этика как наука»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В связи с этим этику описывают как науку о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, ее специфических функциях, нормах и ценностях. Основоположником философско-этического учения наряду с Аристотелем считаются Сократ и Конфуций.
Современная этика имеет некоторую нигилистическую окраску, но и расширяет многие этические понятия. Понятие «добро» переходит не только на отношения с природой, но и становится частью научной сферы. При этом формируется биоцентрическая этика и биоэтика. В связи со становлением феминизма этику стали трактовать с гендерных позиций. В связи с этим в современной этике гуманность и человечность группируются по признакам женственности и мужественности.
2.1. Основные принципы биоэтики
Несмотря на тот факт, что этику часто рассматривают в качестве нравственной философии, которая содержит описание путей достойного поведения, она также становится системой знаний о природе и происхождении морали.
Задачи этики. Метаэтика. Биоэтика
В связи с этим перед этикой стоит две актуальные задачи:
- нравственно-воспитательная;
- познавательно-просветительская.
Следствием стало обособление двух дисциплин: нормативной этики и теоретической этики, которая направлена на исследование морали. Предметом и объектом теоретической этики является происхождение и историческое развитие, а также закономерности функционирования, социальные и другие аспекты морали.
В основе теоретической этики лежат знания, идеи, концепции со стороны научного познания морали. Этика не является единственной наукой, предметной областью которой становится мораль. Мораль изучается социологией и социальной психологией. Психология личности занимается изучением физиологической основы морали.
Логика и лингвистика исследуют мораль, формы, правила нормативно – этической логики. Подобные науки также внесли существенный вклад в развитие этики. Результаты их исследований положены в основу теоретической этики, обобщены и использованы ей. Таким образом, этику можно назвать комплексной дисциплиной и областью знаний, которая имеет колоссальное практическое значение.
Существует такая область знаний, как метаэтика. Она является направлением аналитической этики, внутри которой проводится анализ самой этики, как научной дисциплины. Предмет и задачи метаэтики как науки представляют собой исследование вопросов о предмете, структуре, назначении этики в словарях, справочниках, учебниках.
В свою очередь нормативная этика ищет принципы и регуляцию поведения человека, устанавливающего критерии оценки нравственности и добра, а также правила, которые могли бы выступать в роли обобщающего принципа, образца для всех случаев в жизни людей.
Определение 2
Цель нормативной этики – это поддержание внутри общества базовых нравственных ценностей, формирование адекватных норм поведения при возникновении стандартных жизненных ситуаций. Этот раздел этики ведет к правильному применению аргументов, доводов, доказательств.
Положения морали становятся видом разумных рассуждений, которые могут превратиться в спектр внутренних чувств, мотивирующих поведение личности. Для того, чтобы эти постулаты приобрели статус нормативных положений, в этике были сформированы такие направления как: утилитаризм, деонтология и пр.
Определение 3
Деонтология – это учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики.
Еще одно направление этики – биоэтика. Биоэтика представляет собой учение о нравственной стороне деятельности человека в сфере медицины и биологии. Биоэтика рассматривает все этические проблемы взаимоотношений между врачом и пациентом, а также нравственную сторону различных неоднозначных ситуаций, которые возникают в процессе медицинской деятельности.
Источник: spravochnick.ru
67.Научная этика, биоэтика
Научная этика — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведет к административному разбирательству. Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями.
В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах. Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования.
Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать чёткую селекцию уже известного в науке и новых результатов.
В различных научных сообществах может устанавливаться различная жёсткость санкций за нарушение этических принципов науки. Снижение «качества знания» при нарушении этики науки ведёт к макулатурной науке, идеологизации науки, и коммерциализации науки (когда основной целью является гонка за финансированием).
Одним из рычагов контроля за выполнением научной этики является анонимное рецензирование научных статей, проектов и отчетов. Научная этика — это не только административные правила, но так же и совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.
Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа: Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.Универсализм — оценка любой научной идеиилигипотезыдолжна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности.
Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремится к получению какой-то личной выгоды. Организованный скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами. Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации.
68.Роль ценностей в науке, объективность в научном творчестве.
Отчуждение науки от мира человеческих ценностей Одним из парадоксов современного кризиса науки является растущая диспропорция между ростом практической (технической) и политической мощи науки, глубиной ее проникновения в тайны мироздания и падением ее значения для мировосприятия человека, для выстраивания им своего образа мира. Современная наука фактически не способствует преодолению кризиса идентичности, переживаемого современным человечеством.
Поле деятельности человека все более теряет связь с полем его непосредственного переживания и мировосприятия Можно сделать вывод, что чем более возрастает цивилизационная сила науки как способность утилизации своих достижений, тем глубже становится разрыв между наукой и миром человеческих ценностей. Такое отношение к науке Ортега-и-Гассет рассматривал как парадокс цивилизации мира с одновременной варваризацией его обитателей..
К вопросу об объективизме: Американский социолог И.Митрофф показал на конкретном материале проведенных им исследований, что в коммуникациях сообщества в ряде конкретных ситуаций эффективными оказываются регуляторы, альтернативные тем,которые обозначил Мертон. Принцип унивсализма, который предполагает оценку научных результатов в соответствии с объективными, внеличностными критериями, в реальной практике не соблюдается. Оценки учеными результатов своих коллег всегда личностны, эмоционально окрашены. К своим собственным идеям исследователь чаще всего не относится критически, как это предполагает мертоновский принцип организованного скептицизма, а отстаивает их, даже когда сообщество скептически относится к полученным результатам. Открытость исследований, полагаемая принципом коллективизма часто нарушается режимом секретности.
Источник: studfile.net
Биомедицинская этика. Понятие биоэтики. Медицинское право
Биомедицинская этика — это общее понятие, включающее многообразие многовекового врачебного нравственного опыта от этики врача Гиппократа до ее современной формы — биоэтики.
Биомедицинская этика — это профессиональная этика всех, кто работает в медицине и здравоохранении. Биомедицинская этика изучает отношения между людьми в системе здравоохранения, а также систему норм, ценностей и обязательств, которую принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку.
Исследования ценностного сознания различных культурных сообществ свидетельствуют, что существует фундаментальное единство главных моральных ценностей человечества, а разнообразие культур влияет на отличия лишь в деталях. Согласно современным исследованиям «индивиды и культуры не очень глубоко различаются в отношении того, что они считают конечными этическими ценностями».
Это было подтверждено и фундаментальным исследованием Совета Европы, проведенным для выработки рекомендаций по вопросам биоэтики. Его результатом явился сборник норм и правил международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддистской морали — книга «Медицина и права человека» (1992 г.).
Это издание свидетельствует об общности подходов стран Центральной и Восточной Европы к этическим проблемам медицины и здравоохранения. К непреходящим этическим ценностям относятся: милосердие, забота, справедливость, сочувствие, спасение жизни. Именно эти ценности являются определяющими и для профессиональной медицинской морали. Независимо от того, на каком континенте работает врач или в какой стране живет пациент, несмотря на существующие временные и пространственные границы, вопреки культурно-национальным различиям между людьми, ценности жизни и милосердия принимаются всеми врачами и пациентами. Именно поэтому биомедицинская этика является не неким независимым образованием, но формой прикладной этики, для которой характерно приложение, использование классических нормативно-этических теорий к практическим моральным проблемам медицины и здравоохранения.
В силу этого предмет биомедицинской этики — это вопросы: как реализовывать ценности милосердия, заботы, справедливости, сочувствия, спасения жизни, добра и любви в практике врача; как в сложных ситуациях клинической или исследовательской работы поступать врачу морально; каким надо быть, чтобы быть врачом?
Па протяжении всей истории медицины важную задачу профессиональной этики врачи видели в умении реализовать и применить моральные ценности в конкретной медицинской практике. Так появляются понятия «моральные нормы», «нравственные принципы». Испытав на практике их регулирующую силу, медицинское сообщество считало нужным периодически формулировать на их основе обязанности врача и рекомендации по их исполнению.
Таким образом, биомедицинская этика — это прикладная этика, которая на основе моральных принципов решает задачи установления таких отношений с пациентом, которые обеспечивали бы веру в лечение, доверие к врачу пациента и общества.
Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное па заботу, помощь, поддержку, безусловно, является основной чертой врачебной профессии. Гиппократ справедливо отмечал непосредственную зависимость между человеколюбием и результативностью профессионалыюй медицинекой деятельности. Человеколюбие не только служит основополагающим критерием выбора профессии, но и непосредственно влияет на успех лечения, в значительной степени определяя меру врачебного искусства. «Где любовь к людям, — писал Гиппократ, — там и любовь к своему искусству». Умение подчинить себя интересам больного, милосердие и самоотверженность — это не только и не просто заслуживающие уважения свойства личности врача, а свидетельство его профессионализма.
Принципы профессиональной врачебной этики, сформулированные Гиппократом, значительно отличались от влиятельных в античной культуре нравственных обычаев, которые культивировали естественные свойства и индивидуальные потребности человека. Особенности нравственного поведения врача Гиппократ видел прежде всего в том, что оно не должно быть ориентировано на личное индивидуальное благо и поиск путей достижения этого блага (материального, чувственного и т.п.). Деятельность врача, и с точки зрения его внутренних устремлений, и с точки зрения его внешних поступков, должна мотивироваться интересами и благом пациента. «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, не праведного и пагубного», — писал Гиппократ.
Различия между моральными правилами поведения врача и повседневной практикой человеческих отношений сохраняются и сегодня. Одними из задач биомедицинской этики являются объяснение и обоснование того, почему именно эти правила получают статус основных, какова природа и причина их обязательности. Итак, предмет изучения биомедицинской этики — система морально-нравственных отношений между субъектами медицинской деятельности в взаимоотношениях «врач — пациент», «врач — врач», «врач — общество», включая и внутреннюю нравственную самооценку врача, т.е. отношения «Я — Я».
Биомедицинская этика и медицинское право
Биомедицинская этика и медицинское право — две основные формы современного регулирования медицинской деятельности. Они, безусловно, связаны между собой. Что их отличает и что объединяет? Почему врачу недостаточно руководствоваться только одним способом регулирования медицинской деятельности: только медицинским правом либо только биомедицинской этикой ?
Профессиональная этика — традиционная составляющая врачевания. Понятие же «медицинское право» явление современной культуры, ставшее возможным в условиях утверждения в европейской культуре идеологии «прав человека» и связанного с ней «охранительного» (субъектного) права, призванного охранять личные неимущественные права человека. В России оно начало формироваться в начале 90-х гг. XX в., после принятия в 1993 г. Федерального закона РФ «Основы законодательства об охране здоровья граждан». С 2011 г. медицинская деятельность в России регулируется Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Число нормативно-правовых документов, регулирующих медицинскую деятельность, растет. Вместе с этим встает и вопрос о соотношении биомедицинской этики и медицинского нрава, который непосредственно связан с принципиальными различиями, существующими между моралью и правом.
Мораль и право
- Моральные нормы существуют, как правило, в идеальной форме, т.е. в пространстве сознания и совести каждого человека, «в сердце человеческом». Они прививаются человеку в раннем возрасте, когда он не умеет еще даже писать. При этом нормы права, напротив, легитимны только в письменной форме законодательных доку менто в, са нкцион и руем ы х государством, за конодател ьной властью, судеб и ы м и решениями. При этом многие люди могут благополучно существовать, не зная их содержания и сути.
- Моральные нормы носят всеобщий характер. Библейский Декалог (десять моральных заповедей, данных на горе Синай Моисею Богом) принят многими народами за основу социальной жизни. Правовые нормы носят частный, детализированный характер, что выражается в особенностях и отличиях национальных законодательств разных государств.
- Моральные нормы максимально устойчивы, тогда как правовые, напротив, изменчивы. Временные параметры существования библейского Декалога — свыше 3000 лет. Замена правовых норм на противоположные, но регулирующие одну и ту же деятельность, может происходить в течение одного-двух десятилетий, соответствуя смене идеологий политических партий и приоритетов государственных администраций. Б качестве примера можно привести неоднократные (четыре раза) и прямо противоположные изменения российского законодательства (запрет и разрешение) в сфере искусственного прерывания беременности в XX в.
- Принципиальные отличия прослеживаются по результатам нарушения моральных и правовых норм. Нарушение моральных норм имеет своим следствием изменение общественного мнения и существует в форме негативного общественного воздействия. Нарушение моральных требований влечет потерю уважения и доверия к врачу. Как правило, потеря социального доверия к врачу имеет такую силу, что без каких- либо принудительных санкций врач лишается возможности полноценно работать по профессии. Какими бы глубокими познаниями он ни обладал, врач, не признающий и нарушающий моральные нормы в силу равнодушия или агрессивности или просто своей недоброжелательности, лишается доверия. Такой врач неизбежно останется без пациентов и медицинской практики, для этого даже не нужно будет никакого правового или силового воздействия со стороны государства. Нарушения врачом норм нрава влечет возможность применения к нему различных форм государственного принуждения и наказаний в диапазоне от административных взысканий, штрафов вплоть до многолетнего ограничения свободы.
Вопрос о различии морали и права как форм регулирования медицинской деятельности следует отличать от современной проблемы содержательного соответствия норм права и принципов морали.
Впервые в XX в. на проблему соответствия и несоответствия права и морали обратил внимание немецкий психиатр и философ К. Ясперс. Он утверждал, что человечество в XX в. впервые столкнулось с явлением, названным им «феноменом преступной государственности». Ясперс определил этот феномен как юридическое воплощение морального зла.
Так, в 1939 г. в фашистской Германии «Программа эвтаназии» санкционировала убийство психически неполноценных людей. В рамках данной программы осуществлено попрание незыблемых многовековых моральных заповедей, в частности, заповеди «не убий», и в ранг юридического закона было возведено убийство неполноценных больных людей. Ясперс впервые фиксирует внимание на возможность и реальность аморального содержания юридических законов.
Практика регулирования человеческих отношений свидетельствует, что мораль и право, в частности, нормы и принципы биомедицинской этики (БМЭ) и медицинского права (МП) находятся между собой в сложных отношениях, систематизация которых необходима для четкой согласованности между собой требований закона, ведомственных приказов и инструкций, с одной стороны, и требованиями профессиональной этики и морали — с другой.
Все многообразие соотношений требований права и морали можно свести к двум основным формам: содействию и противодействию, или «единству и противоположности». В начале XX в. теоретик права П. И. Новгородцев (1886—1924) обосновывал идею о непосредственной «жизненной» связи «юридических и нравственных норм», которые «вносят мир и порядок во взаимные отношения людей и противопоставляют эгоизму частных стремлений интересы общего блага и требования справедливости».
К примерам содействия и содержательного единства норм морали и МП можно отнести соответствие основного принципа профессиональной врачебной этики «не навреди» таким действующим нормам, как статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) о «причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности» (ст. 113), о «незаконном производстве аборта» (ст.
123), о «заражении ВИЧ-инфекцией» (ст. 122), о «незаконном занятии частной медицинской практикой» (ст. 235), о «нарушении санитарно-эпидемиологических правил» (ст. 236), о «причинении смерти по неосторожности» (ст. 109).
Помимо этого очевидна связь морального принципа «не лжесвидетельствуй» с нормами Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» о праве пациента на информацию о состоянии своего здоровья: «Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи» (ст. 22).
Примером единства морали и права служит и новый правовой принцип «приоритета человека» над интересами общества и науки.
Данная международная норма о приоритете интересов человека над интересами общества и науки обнаруживает, что эта юридическая норма основана на моральном законе христианской этики: «Ибо весь закон в одном слове заключается: “люби ближнего твоего как самого себя”» (Гал. 5:14).
То, что принципы морали служат основанием принятия конкретных юридических законов, наиболее ярко проявляется в законодательном запрете эвтаназии в России: ст. 71 «Клятва врача», ст. 45 «Запрет эвтаназии» Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российско Федерации».
Влияние БМЭ на МП проявляется в рассмотрении принципов БМЭ как критерия корректности принимаемых законов, приводящих к их изменению содержания и даже смене. В качестве примера такого влияния можно привести легализацию в ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» права врача отказаться от производства абортов. Это произошло под влиянием общественных дискуссий в 2010—2011 гг. в Государственной Думе и этической позиции, закрепленной в и. 6 Декларации Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) «О медицинских абортах» (Осло, 1983 г.), согласно которой в том случае, «если личные убеждения не позволяют врачу сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге».
Однако помимо единства можно увидеть и отличия правовых норм от моральных ценностей (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Формы взаимоотношений этики и права
Общество — это сложный организм, который нуждается в систематическом совершенствовании правового регулирования разнообразных интересов и отношений его членов.
Совершенствования и приведения в соответствие с существующими традиционными для общества моральными нормами требуют в настоящее время следующие положения российского законодательства:
- принцип презумпции согласия в трансплантологии (в США, например, законодательно действует противоположный принцип: презумпция несогласия, означающий, что без юридически оформленного согласия человека после его смерти врач не имеет права производить забор органов и (или) тканей, что исключает любую форму проявления насилия);
- неограниченное допущение искусственного прерывания беременности;
- непризнание права на жизнь не родившегося человека;
- допущение клонирования (терапевтического);
- допущение использования методов ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) для несупружеских пар и одиноких людей;
- допущение суррогатного материнства за материальное вознаграждение;
- отсутствие запрета на использование эмбрионов человека для извлечения стволовых клеток.
Ситуации несоответствия юридических и этическим норм характерны не только для российского законодательства. Так, например, Кодекс медицинской этики Американской медицинской ассоциации в ч. 1.02 «Отношения закона и этики» отдельно рассматривает этот вопрос и предписывает, что «этические обязательства, как правило, важнее правовых» и в случае, «если врачи убеждены, что закон несправедлив, они должны работать, чтобы изменить закон».
История свидетельствует, что задолго до возникновения правового регулирования отношений медика с пациентом они регулировались личными нравами врача и обычаями. Обычаи были непосредственно связаны с неписаными моральными мотивами оказания медицинской помощи.
Мораль как социальный регулятор медицинской деятельности представляет собой правила поведения, которые устанавливаются в обществе применительно к медицине в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости. Нормы морали обеспечиваются и охраняются внутренними убеждениями людей и силой общественного мнения. Весьма долгое время нормы морали были основным, а нередко и единственным регулятором взаимоотношений врачей и их пациентов, а также определяющим мотивом профессиональной деятельности медиков. И сегодня существует мнение о ведущей роли моральных ценностей в оценке профессиональных поступков медиков.
Противопоставление морали и права или преуменьшение роли одного из них представляется необоснованным, так как норма морали — это идеальное основание, образец, эталон поведения, в то время как норма права — правило поведения, служащее достижению такого образца. Например, уголовная норма о неоказании помощи больному (ст. 124 УК РФ) служит высокому идеалу милосердного медицинского работника. Ценности морали, их внешнее достижение обеспечиваются правовыми средствами: запретами, дозволениями, требованиями и др. (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Поступки врача в координатах морали и права
Для доказательства этого утверждения приведем суждение русского философа Н. А. Бердяева: «“Добро” не знает другого способа победы над “злом”, как через закон и норму».
Необходимо отметить, что соотношение норм права и морали в структуре социальной регуляции медицинской деятельности должно существовать в непротиворечивом взаимодействии. Это определяет, что этическая экспертиза — это обязательное основание разработки новых законопроектов, принятия и действия законов, регулирующих медицинскую деятельность.
БМЭ и МП — две основные формы регулирования отношений в системе здравоохранения. Гармоничное соотношение БМЭ и МП — одно из условий обеспечения нравственного здоровья общества.
Источник: farmf.ru