Предпринимательство (предпринимательская деятельность) определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. К отличительным чертам предпринимательской деятельности относится то, что она осуществляется на свой страх и риск и под имущественную ответственность предпринимателя.
Ни для кого не секрет, что развитие предпринимательской активности в России, как и в любой другой стране, определяется двумя составляющими:
— качеством предпринимательской среды, выражаемым через состояние факторов макро- и микросреды и экономическую политику государства;
— наличием предпринимательского потенциала в обществе и желанием деловых людей воспользоваться существующими условиями. Что сдерживает развитие предпринимательства в России? С.Л. Канн. стр.7-8.
Свобода предпринимательства наравне с частной собственностью рассматривается как основа рыночной экономики, а предприниматель — как главная фигура рынка.
Чтобы оценить исключительное значение предпринимательства для современного общества, полезно обратиться к принципиальным различиям двух противоположных способов ведения хозяйства — рыночного и административно-командного, называемого в зарубежной литературе «принудительно направляемым» или «государственно-принудительным».
Капитализм и Социализм. В Чем Отличие Капитализма от Социализма.
В рыночном хозяйстве функции государства и предпринимательской деятельности разграничены. В сфере государственного регулирования находятся общие условия воспроизводства, экономическая среда деятельности предприятий, но ни как не сама эта деятельность. Главная задача государства — всемерное стимулирование активности в сфере производства, создания благоприятных условий для предпринимательства, а также поддержание занятости населения, социальная опека наиболее уязвимых слоев общества, т.е. обеспечить своим гражданам достойный стандарт жизни. Все это государство может делать лишь за счет поступления в казну налогов, основное бремя которых лежит на предпринимателях. А предприниматель, в свою очередь, делает все возможное для получения максимальной прибыли.
Таким образом, хозяйственная рыночная система ставит человека, как предпринимателя, так и работника, в положение, когда он несет полную ответственность за свои действия за свое благосостояние, что связано с неизбежной долей риска и высокой ответственностью. Так формируется хозяйственный порядок, действующий с наивысшей эффективностью и по мере увеличения общественного «пирога» предлагающий достойный стандарт жизни своим гражданам.
В противоположность этому «принудительно направляемое» хозяйство основывается на государственном планировании производства и потребления, принуждения всех и каждого в отдельности. Подобный порядок исключает из экономической жизни свободную конкуренцию, лишает человека возможности проявить свои способности и предприимчивость, неизбежно ведет к бесхозяйственности и застою. Понятие справедливости в такой системе вырождается в жесткое перераспределение общественного «пирога» и его уравнительное распределение по минимальным стандартам жизни, ибо распределить можно лишь то, что создано. Интересы людей в этом случае сводятся не к приросту общественного «пирога», а к спорам о распределении явно недостаточного «пирога», когда выгода одних должна быть компенсирована невыгодой других. Такую систему немецкий экономист Людвиг Эрхард назвал «смирительной рубашкой» для экономики.
Экономика. Её роль в жизни общества. Видеоурок по обществознанию 8 класс
И, действительно, модель Российской Федерации «принудительно направляемого» хозяйства привела к тому, что десятилетиями искоренялось предпринимательство, а место предпринимателей занимали чиновники. Страна не использовала важнейший ресурс — человеческий потенциал — предпринимательскую способность.
Теперь и наше общество, как и во всем мире, пришло к пониманию роли предпринимательства в здоровой экономике. Предпринимательство перешло не только в ранг законной деятельности, но и получает поддержку государства. В общественном сознании формируется понимание предпринимательства как главного фактора развития экономики.
В странах с высоким предпринимательским потенциалом важную роль обычно играет малый и средний бизнес являющийся питательной средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. Государство оказывает предпринимательству широкую поддержку. В стране, наряду с поддерживающим предпринимательство федеральным органом — Администрацией малого бизнеса, при органах исполнительной власти на местах действуют 19 тыс. региональных комиссий по экономическому развитию. Эти комиссии призваны способствовать развитию бизнеса в конкретном регионе, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос в данной местности.
Оценим теперь предпринимательский потенциал России. Характер предпринимательского потенциала страны обусловлен переходным состоянием российской экономики.
С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительно негативно. С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.
С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые шаги, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Остается весьма заметной доля государства, как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика, будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит и государственного предпринимательства.
Довольно пестрым является и состав формирующегося российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в мелкорозничной торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, (например, в области управления, программного обеспечения). Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. К сожалению, немалая часть нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Криминальные структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами. Рэкет стал почти неотъемлемой частью российского предпринимательства.
Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для выращивания не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная дать нынешним и будущим российским предпринимателям не только современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространенную в развитых странах.
Список использованных источников:
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Бизнес экономика общества как основа социального развития это
- Основы социального государства
- Контрольная
Экономика как основа развития общества
1 вопрос . Реферат на тему: «Экономика как основа развития общества»
Введение
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика (она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда).
Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.
Экономика как основа развития общества
Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения этих целей прежде всего необходима рабочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства.
Средства производства представляют собой совокупность предметов труда, т. е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда, т. е. того, чем или с помощью чего они производятся.
1 вопрос. Реферат на тему: «Экономика как основа развития общества». 3
2 вопрос. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития.
9
3 вопрос. Роль социального государства в формировании социального рыночного хозяйства (уроки развитых стран).
12
4 вопрос. Важнейшие цели и субъекты социальной политики социального государства.
15
5 вопрос. Взаимосвязь социальной политики и экономики. 18
6 вопрос. Социальная структура общества. Элементы гражданского общества.
20
Источник: studbase.com
Экономика как основа развития общества
Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля для достижения следующих целей:
-развития и устойчивой работы отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;
-реального участия граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;
-осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;
Введение
Экономика как основа развития общества.
Сущность социального государства. Правовая основа социального государства.
Роль социального государства в преодолении экономического кризиса.
Заключение
Список использованной литературы
Файлы: 1 файл
Железнодорожный комплекс относится к числу естественных монополий с особым регулированием, управление этой отраслью носит централизованный характер и относится к исключительной компетенции Федерации. В систему Министерства путей сообщения входят железные дороги и их отделения, промышленные, снабженческие, торговые и др. предприятия. Главным оперативным звеном является железная дорога – унитарное государственное предприятие, самостоятельной экономической формы деятельности. В настоящее время в управлении железнодорожным видом транспорта вместо строго административных внедряются начала гражданско-правовых отношений, кроме государственной формы собственности на железной дороге появляется частная.
Управление авиационным транспортом осуществляется специальными федеральными органами, в числе которых Авиационно- космическое агентство. В сфере авиационного транспорта действуют предприятия и организации различных форм собственности, физические и юридические лица. Административные органы исполнительной власти в области авиационного транспорта в отношении нарушителей физических и юридических лиц наделены полномочиями привлечения их к административной ответственности.
Государственное управление морским, речным и автомобильным транспортом осуществляется Министерством транспорта РФ, в составе которого действует Речной регистр, осуществляющий надзор за судами внутреннего и смешанного плавания (река-море). Органами управления в сфере внутреннего транспорта являются также бассейновые (рек, внутренних морей, озер) управления водных путей. Оперативным звеном системы управления водным транспортом являются морские и речные пароходства и порты. В ведении субъектов Федерации и органов местного самоуправления находятся вопросы управления пассажирским городским и междугородним автомобильным транспортом. Одним из важнейших направлений для государства и общества в целом в сфере экономики является финансы и кредит.
Финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы отнесены к ведению Федерации. Основными федеральными органами управления в этой сфере являются Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (в составе Минфина).
Централизованное управление этой сферой осуществляется перечисленными органами через территориальные и местные органы. В субъектах Федерации существуют министерства финансов – в республиках, финансовые управления Минфина РФ – в других субъектах. Минфин РФ осуществляет межотраслевое координирующее управление.
Правовой основой деятельности Минфина РФ является Бюджетный кодекс РФ. Большую роль в осуществлении кредитной политике государства играют банки и банковская система. Государственное управление банковской системой сосредоточено в руках Центрального банка России, который находится в федеральной собственности.
Банк России выполняет функции лицензирования, выпуск денежных знаков (эмиссию), регулирует покупку и продажу иностранной валюты, устанавливает курс рубля, осуществляет надзор за деятельностью банков различных форм собственности и др. Возглавляет Банк России Председатель, назначаемый Государственной думой по представлению Президента РФ.
Основным источником формирования государственного бюджета являются налоги. Управление в налоговой сфере осуществляется Министерством по налогам и сборам и его территориальными органами, обладающие широкими полномочиями в вопросе контроля за налогоплательщиками независимо от форм собственности и привлечения их в случае нарушения к ответственности.
Санкции за неуплату, несвоевременную уплату или уплату не в полном размере являются одними из самых жестких. В 2003 году в МВД были переданы функции ФСНП. Постоянный и разнообразный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой РФ, Федеральным казначейством, Департаментом государственного контроля и аудита. В отдельных случаях для проведения аудиторской проверки могут привлекаться зарубежные специализированные фирмы.
- Правовая основа социального государства
Функционирование правового государства самым тесным образом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это право на участие в реализации власти, право на свободу слова, право на частную жизнь и т. п. В п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. К числу социально-экономических и культурных прав относятся право на труд, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск; право на социальное обеспечение, включая социальное страхование; право на участие в культурной жизни; право на использование достижений культуры. Этот и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и в самом общем виде обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.
Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получает в Конституция Российской Федерации, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т. д. Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документы.
Механизм правового регулирования в социальном государстве включает в себя определение правил игры и контроля за его соблюдением. В условиях структурного кризиса общества (т. е. когда кризис привел к нарушению экономической, социальной, политической, культурной, правовой и других систем) ни разработка законов, ни контроль за ее выполнением не могут быть на должном уровне, так как законодатели сильно политизированы, а исполнители чрезвычайно коррумпированы. Федеральные законы, принимаемые Государственной Думой и Советом Федерации, должны действовать на всей территории Российской Федерации и иметь верховенство над законами, принятыми на региональном уровне, т. е. последние не могут отменять, корректировать федеральные законы. Поэтому они должны разрабатываться в строгом соответствии с Основным и другими законами Российской Федерации и с учетом федеральных налоговых, лицензионные, таможенных, социально-трудовых и других норм.
Правовые основы регулирования рыночных реформ в государстве, нацеленного на решение социальных проблем, призваны:
1. Создать с помощью целенаправленных юридических средств и экономических мер простор и поддержку для инициативной самостоятельной экономической деятельности граждан (физических лиц), коммерческих (хозяйственных товариществ и обществ, производственных коллективов, государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских кооперативов, общественных объединений, фондов, некоммерческих партнерств).
2. Предупредить, ограничить, устранить все, что препятствует экономическому и социальному прогрессу. Правовая основа охватывает и нормативно-правовую базу экономических реформ, и весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих экономическую деятельность. Подготовка и издание новых нормативных актов включает четыре основных блока нормативно-правовых актов.
Первый блок определяет внутреннее отношение в конкретной экономической структуре: порядок учреждения, управление, самоуправление и организация труда в коммерческих и некоммерческих организациях.
Второй блок регулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления — с другой, в том числе и с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления.
Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банками, учреждениями по валютному регулированию и контролю. Четвертый блок регулирует отношения хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др. В регулирование экономических отношений, обеспечение экономических реформ включены все отрасли законодательства — государственное, административное, финансово-налоговое, уголовное и иные. Гражданское законодательство регулирует отношения рыночного, предпринимательского характера. В целом работа по формированию правовых основ и механизмов социального государства, воспитанию культуры социального общежития граждан требует комплексного подхода всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс граждан России.
- Роль социального государства в преодолении экономического кризиса
Именно социальное государство, обладая финансовыми средствами, юридическими возможностями и административным ресурсом, призвано в рамках стратегии социально – экономического развития страны эффективно бороться с негативными последствиями экономического кризиса.
Это особенно важно для России, где государство традиционно выступало гарантом реализации социальной политики. Во многом поэтому оно, являясь практически монополистом в этой сфере, провозгласило себя государством социальным. Однако, Россия пока не соответствует стандартам, присущим социальным государствам, существующим в ведущих европейских странах, как не располагает и четко разработанной стратегией своего социально – экономического развития.
Между тем экономический кризис настоятельно требует от российского государства ответственной и эффективной социально – экономической политики. В этой связи значительный интерес для России представляет опыт деятельности ведущих европейских государств. Обобщая выступления участников конференции, представляется актуальным извлечь ряд необходимых уроков.
Первый урок для России: в ведущих странах Западной Европы значительно пересмотрены неолиберальные принципы в социально – экономической политике и приняты системные антикризисные программы. Цель данных программ – это обрести устойчивую поддержку большинства граждан и успешно вывести свои страны из экономического кризиса. При этом разработчики антикризисных программ учитывали сложившуюся дифференцированную структуру общественного сознания, господствующие в нем установки и ценностные ориентации, интересы социальных и этнических групп.
Реализуя свои программы, правящий класс ведущих стран Западной Европы стремится к тому, чтобы каждый последующий шаг в осуществлении намеченного курса сопровождался определёнными позитивными социально – экономическими сдвигами. Имеющиеся ресурсы социальное государство в этих странах пытается использовать так, чтобы можно было гарантировать выживание групп населения, наиболее пострадавших от кризисных потрясений.
Второй урок для России заключается в том, что правящий класс в ведущих странах Западной Европы укрепил обратную связь с обществом посредством активного открытого диалога с ним по путям выхода своих стран из экономического кризиса. Все антикризисные программы были обнародованы и обсуждены в обществе. Такие институты гражданского общества как общественные структуры бизнеса, профсоюзы, политические партии, средства массовой информации, общественные организации активно включились в процесс обсуждения антикризисных программ.
Данная обратная связь позволила государственной власти в этих странах, с одной стороны, выявить конструктивные предложения граждан и их организаций по совершенствованию антикризисных программ, а с другой — обрести доверие граждан, продуктивно проводить необходимые преобразования.
Третий урок для России состоит в том, что антикризисные программы в ведущих странах Западной Европы учитывают интересы как различных социальных групп и слоев, так и всего общества в целом. Да, социальное государство, с одной стороны, должно быть нацелено на обеспечение благосостояния общества, поддержку ущемленных слоев населения. С другой стороны, социальное государство обязано обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Заботу со стороны государства должны ощущать не только бедные, но и более благополучные группы населения, малый, средний и крупный бизнес, тем более что их роль в выведении страны из кризиса определяющая. Именно социальному государству в современных условиях при осуществлении конкретных шагов по выходу из экономического кризиса, надлежит регулировать социально – трудовые отношения, таким образом, чтобы достичь баланса между интересами отдельных социальных и профессиональных групп и всего общества в целом.
В настоящее время перед Россией стоят две чрезвычайно трудные задачи, во-первых, учесть интересы каждой социальной группы, не нарушая при этом интересы всего российского общества. Во-вторых, определить роль и место каждой социальной группы в системе социального партнёрства.
Следует начать с поддержки малообеспеченных российских граждан, которые составляют ныне свыше 60% всех россиян. Для их поддержки необходимо, во-первых, ввести мораторий на рост цен на искусственно вздутые тарифы по электроэнергии, газу, железнодорожным перевозкам. Данный мораторий необходим и среднему классу – представителям малого и среднего бизнеса, которые в случае роста данных тарифов будут вынуждены поднимать цены на свою продукцию – продовольствие, бытовые услуги и т.д.
Во-вторых, следует ввести мораторий на все коммунальные платежи. Коммунальным службам для покрытия растущих расходов предложить совершенствовать организацию труда, технологию производства и сократить непомерные потери. В качестве компенсации за дополнительные расходы можно было бы также существенно (в разы) повысить коммунальную плату за избыточное (более 50 метров на человека) и так называемое второе жилье.
В-третьих, не уповая более на ипотеку, необходимо срочно начать переход от строительства преимущественно элитного коммерческого жилья к социальному строительству, в рамках которого возводить нормальные экономичные жилища для расселения аварийных домов и для молодых семей, предоставив им право постепенно выкупать по себестоимости полученное жилье. Это, в свою очередь, позволит многочисленным рабочим-строителям сохранить свои рабочие места.
Источник: www.yaneuch.ru