Сущность бизнес-элиты выявляется в рамках анализа поэтапного процесса восстановления структур частного бизнеса в постсоветской России. Многие ученые отмечают, что на всех этапах становления частного бизнеса происходил процесс его соединения с институтами власти [1] [2] [3] . Так, во второй половине 1980-х гг. становления кооперативов и частных коммерческих банков, способствовала готовность государственных предприятий сдавать в аренду кооперативам свои производственные площади и размещать свои финансовые средства в частных банках.
Во время ваучерной приватизации в начале 1990-х гг. от государственных органов во многом зависело определение списков предприятий, подлежащих приватизации, и выбор ее форм. Приватизацию в форме залоговых аукционов можно считать правовым оформлением крупного олигархического бизнеса. По сути это был теневой сговор между банковскими дельцами и представителями государственной власти. Первые якобы давали деньги под залог собственности крупных государственных компаний, вторые оформляли эту сделку в форме президентских указов и правительственных постановлений. Но те и другие хорошо знали, что наиболее рентабельные предприятия останутся в руках частных собственников. Было и еще одно важное обстоятельство этой сделки: государственное имущество оценивалось не по рыночной, а по остаточной стоимости 1 .
«Мнения сторон»: современная политическая и бизнес-элита
В 2005 г. когда прошло более 10 лет после проведения залоговых аукционов, по данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 64% россиян были убеждены, что приватизация проходила с нарушениями законов, а 51% полагали, что итоги приватизации необходимо пересмотреть». Хотя приватизация формально и имела правовую основу, но тем не менее в народе ее продолжают называть «грабительской».
Например, при приватизации «Сибнефть» была оценена в 196 млн долл. США а продана Газпрому за 13 млрд долл США, 51% акций «Норильского никеля» были проданы за 170 млн долл. США при годовой выручке около 3 млрд долл США. [4] [5] [6] Таких примеров можно привести множество. В руках небольшой группы людей оказалась основная часть экономических ресурсов страны.
Поэтому новые бизнес-структуры не могли унаследовать от дореволюционного предпринимательства ни капиталы, ни их деловые навыки, ни морально-нравственные ценности [7] . В то же время некоторые исторические особенности исторического развития наложили свой отпечаток на процесс формирования бизнес-структур в постсоветской России. Например, хорошо известно, что и в царской России, при ее централизованной бюрократической системе частные предприниматели испытывали большую зависимость от государства. В Советском Союзе вообще практически вся экономическая деятельность осуществлялась на основе государственной собственности.
В новой России крупный олигархический капитал возник на руинах экономики некогда мощной индустриальной державы — Советского Союза. Советская экономика была представлена крупными научно- производственными объединениями, что, несомненно, в рыночных условиях способствовало формированию вертикально-интегрированных холдингов.
Сервис для людей. Бизнес-элита в России: идеальное и реальность
Весьма специфичен был состав бизнес-элиты, появившейся на развалинах советской экономики. Основным источником ее формирования стала партийная и административная номенклатура, директорский корпус «новой волны» и криминальный мир. Общим для всех этих разнородных групп было то, что никто из них прежде профессионально и легально не мог заниматься частным бизнесом. Не случайно этих людей стали называть «новые русские» [8] .
Состав этой элиты способствовал слиянию государственной власти и бизнеса. Партийный или административный номенклатурщик в советское время всегда претендовал на руководство экономикой: он распределял финансовые средства и материальные ресурсы, во многом определял судьбу руководящих кадров предприятий.
В изменившихся условиях он получил возможность конвертировать свою власть в личную собственность. Из своих государственных кабинетов бюрократы распределяли бюджетные средства, подписывали разрешительные документы на приватизацию, требуя денежную компенсацию за свои услуги. Директора государственных предприятий предоставляли возможность кооперативам использовать государственное оборудование, сырье, энергию но государственным ценам, получая за это свою долю в прибылях. Подобная практика дала им возможность в период ваучерной приватизации выкупать государственную собственность и становиться реальными хозяевами предприятий.
Государственные чиновники активно перемещались в частные товарные биржи и коммерческие банки, компании, хозяева которых
получили возможность «делать деньги» из воздуха. Массово возникали «финансовые пирамиды», которые быстро рушились.
Частный бизнес и особенно крупные корпорации в России за 15 лет развивались рекордно быстрыми темпами. К середине 1990-х г. олигархические структуры в России сложились в воспроизводящую себя систему:
- • произошло слияние государственной власти и частного бизнеса, причем как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях;
- • в экономическом плане после разгосударствления собственности олигархия получила наиболее прибыльные компании и тем самым обрела значительную финансовую и экономическую мощь, которую она использовала как инструмент для своих коррупционных операций;
- • в политическом плане представители крупного олигархического бизнеса стали доминировать в ближайшем окружении Президента РФ, в его Администрации и Правительстве РФ, создали мощные лоббирующие структуры в ведущих политических партиях, Федеральном Собрании, органах власти на уровне российских регионов и муниципальных образований;
- • в идеологическом плане олигархия прибрала к своим рукам крупные издания и СМИ, опиралась на концепции, разработанные научными и консультативными центрами, которые в конечном итоге превратились в организаторов широких пиар — компаний, начатых по инициативе олигархии;
- • на международном уровне верхушка российской олигархии установила прочные связи с политической элитой Запада, зарубежными неправительственными организациями, которые активно поддерживали олигархический режим извне.
Многочисленные социологические опросы, проведенные в последние годы среди различных социальных групп россиян, убедительно свидетельствуют, что подавляющая часть россиян выражает свое явно отрицательное отношение к олигархам. Нередко высказывается мнение, что такое отношение общества к бизнес-элите обусловлено тем, что в нашей стране существует традиционная зависть к богатым и удачливым.
Но подобное объяснение нам представляется слишком упрощенным. Конечно, общеизвестны исторические традиции православной культуры, осуждающей стяжательство, поклонение золотому тельцу, стремление к личному обогащению и т.н. Но очевидна разница между примитивной завистью и приверженностью к социальной справедливости, которая более характерна для россиян. Заметим, что православие признает частной собственностью только то, что создано собственным трудом. Российскому обществу трудно признать олигархическую собственность, как справедливо доставшуюся [9] .
Рис. 2.1. Причины негативного отношения российского общества к представителям олигархической бизнес-элиты
Многие исследователи отмечают, что в последнее десятилетие происходят определенные сдвиги в структуре бизнес-элиты РФ 2 . С одной стороны, нейтрализованы самые одиозные олигархи (Березовский, Гусинский, Ходорковский и др.), а другая часть бизнес-элиты стала более дружественной по отношению к власти. В целом на современном этапе развития крупные российские корпорации все более уверенно превращаются в транснациональные корпорации.
Многие из них имеют не только филиалы и дочерние фирмы за рубежом, но и концентрируют за рубежом значительную часть их предпринимательской деятельности в зарубежной сфере. Хотя передел собственности продолжается, но сегодня его основными инструментами уже не являются различные формы разгосударствления. Открыто или подспудно наиболее активные топ-менеджеры становятся владельцами контрольных пакетов акций крупных компаний. Передел собственности интенсивно происходит и на фондовых рынках.
В то же время сохраняются силовые методы передела собственности путем принудительных слияний и просто захватов предприятий. Широкое распространение получил «рейдеровский бизнес», когда гринмэйлеры (акционеры-миноритарии) вначале занимаются шантажированием компании (срывают собрания акционеров), пишут жалобы, инициируют проверки для того, чтобы затем обанкротить компанию, а в конечном итоге — захватить ее. В этих действиях подкупают судей, сотрудников правоохранительных органов, т.е. рейдерство использует коррупцию [10] . Сегодня этот бизнес в России измеряется миллиардами долларов и наносит колоссальный ущерб отечественной экономике. Такая форма насильственных поглощений возмущает не только российскую общественность, но и «либералов» российского правительства, в частности, Германа Грефа, который в феврале 2006 г. вынужден был заявить: «На рынке появились гринмэйлеры, которые стали миллиардерами на незаконном отъеме собственности. Вместо того, чтобы находиться в местах не столь отдаленных, они у нас находятся на высших местах в рейтинге журнала «Forbes». 2
Российская бизнес-элита в своем становлении и развитии прошла следующие этапы:
- 1. Комсомольско-элитный, характеризующийся выделением из номенклатуры группы бизнесменов, занимающихся коммерческой деятельностью.
- 2. Приватизационный, на котором в результате латентной и открытой приватизации банковской сферы и распределительной системы формируется бизнес-элита.
- 3. Финансово-промышленный, характеризующийся созданием крупных финансово-промышленных групп.
- 4. Финансово-олигархический, в рамках которого происходит слияние государства и крупного капитала.
- 5. Посткризисный этан, характеризующийся структурированием бизнес-элиты.
- 6. Государственно-кориоративный, в рамках которого государство регламентирует деятельность бизнес-элиты [11] .
Элита в ходе трансформации не оставалась одной и той же группой. Она менялась: и структурно, и функционально, и идеологически. Эта трансформация обусловливала отсутствие сформированного группового самосознания. Каждая часть элиты пыталась влиять на центры власти, которые также находились в динамике; каждая пыталась стать самостоятельным центром власти в сфере своих, определенных законом, полномочий.
Многофакторный характер причин появления бизнес-элиты в России и разнообразие ее разновидностей обусловливает множественность направлений, форм и методов воздействия на бизнес-структуры. Процессы, связанные с рождением олигархических структур, их развитием и масштабами, зависят прежде всего от характера политической власти. Сильная и стабильная государственная власть способна не допустить трансформацию политических структур в такое государство, которое отражает преимущественно узкокориоративные интересы олигархического бизнеса и коррумпированного чиновничества.
Эффективное государственное воздействие на бизнес-элиту должно осуществляться прежде всего через социально-экономическую политику государства. Для этого необходимо обеспечить: прозрачность принимаемых исполнительной властью решений, исключающих теневые сделки чиновничества с бизнесом (условия тендеров, аукционов, приватизации государственных предприятий и т.и.); равноудаленносгь власти и бизнеса — особо важный принцип, реализация которого должна находиться под постоянным контролем гражданского общества.
- [1] См. официальный портал ВЦИОМ. — http://wciom.ru/
- [2] Там же.
- [3] См., например: Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. Экономикосоциологическое исследование. М.: РГГУ, 2000; Волков В. Силовое предпринимательство. СПб; М., 2000: Барсукова С.Ю. Неформальная экономика. М.: ГУ-ВШЭ,2004; Есипов В.М. Теневая экономика: учебн. пособие. М., 1997; Тимофеев Л.М.Институциональная коррупция. Очерки теории. М.: РГГУ, 2000; Латов В.В., Ковалев С.И. Теневая экономика: учебн. пособие. М., 2006; Суслов И.В. Политэкономия плутократизма. М., 2005.
- [4] Бубнов Д.И. Эволюция российских олигархических структур // Экономика и управление в современных российских условиях. М.: Перспектива, 2008.
- [5] Smartmoney. 2006. 17 апр. Р. 67.
- [6] Там же, Р. 67.
- [7] См. более подробно: Влияние культурных факторов на стратегическую компетенцию предприятия; под ред. проф. И.Ю Беляевой, проф. Пфау В. М.: Финакаде-мия, 2009; Уткин Э.А. Этика бизнеса. М.: Теис, 2003.
- [8] См. более подробно: Бубнов Д.И. Социально-экономические особенности российской олигархии. Варна.Болгария, Национальный технический университет:
- [9] См. подробнее материалы XXIV Международной научно-практической конференции «Наука и современность», 2013, Новосибирск, 12 сентября 2013 г. См., например Бутова Т.В., Панина О.В. Взаимодействие власти и бизнеса вуправлении регионами. М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2013
- [10] Жданов АЛО. Реструктуризация бизнеса путем слияний и поглощений. М.: Финансовая академия, 2008. ‘ Известия, 2007. 13 февр.
- [11] Бутова Т.В., Новиков В.С. Содержание понятия «взаимодействие властных структур ибизнеса» в современной управленческой науке// Система государственного и муниципального управления: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов поматериалам Седьмой Всероссийской (третьей международной) научно-практическойконференции 4 декабря, 2013 г. — М.: Изд.Московск.гумманит. университета, 2013
Источник: bstudy.net
РОЛЬ БИЗНЕС-ЭЛИТЫ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕТекст научной статьи по специальности «Политологические науки»
Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Якубов Алексей Альбертович
Статья посвящена бизнес-элите в политическом процессе в современном мире . Рассмотрены основные аспекты в образовании элит, место политических элит в современном мире . Проводится сравнение влияния элит на политическую систему и остальную часть общества.
iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Якубов Алексей Альбертович
Исследования клубов элит в различных социогуманитарных науках
Теоретические подходы к изучению эффективности деятельности политической элиты
Историческая эволюция политической элиты США
Кто управляет? Классики элитологии о властвующих элитах городских общностей
Вариантность социологии элит
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
THE ROLE OF THE BUSINESS ELITE IN THE POLITICAL PROCESS IN THE MODERN WORLD
The article is devoted to the business elite in the political process in the modern world. The main aspects in the education of elites. The place of political elites in the modern world. Comparison of the influence of elites on the political system and the rest of society.
Текст научной работы на тему «РОЛЬ БИЗНЕС-ЭЛИТЫ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
Якубов Алексей Альбертович
Понявина Мария Борисовна
Yakubov Alexey Albertovich
Financial University under the Government of the
1st year undergraduate student
Ponyavina Maria Borisovna
РОЛЬ БИЗНЕС-ЭЛИТЫ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
THE ROLE OF THE BUSINESS ELITE IN THE POLITICAL PROCESS IN THE MODERN WORLD
Аннотация (на рус). Статья посвящена бизнес-элите в политическом процессе в современном мире. Рассмотрены основные аспекты в образовании элит, место политических элит в современном мире. Проводится сравнение влияния элит на политическую систему и остальную часть общества.
Abstract (in Eng). The article is devoted to the business elite in the political process in the modern world. The main aspects in the education of elites. The place ofpolitical elites in the modern world. Comparison of the influence of elites on the political system and the rest of society.
Ключевые слова: бизнес-элита, политическое представительство, теории происхождения элит, современный мир, политический процесс.
Keywords: business elite, political representation, theories of the origin of elites, modern world, political process.
В настоящем времени бизнес-элита представляет собой группу людей, корпораций, любого другого вида организаций, которые управляют и при наличии экономических ресурсов оказывают существенное влияние на принятие общегосударственных решений.
Социальный класс и элита взаимосвязаны. Ученые отмечают, что один из главных аспектов в формировании элит задается социально-классовыми моделями. Исторически наиболее влиятельные точки зрения в социологических исследованиях были представлены марксизмом и функционализмом. Социология Макса Вебера создала прочную теоретическую основу для понимания связи между социальными слоями и политическим действием в современных обществах. Под влиянием идей Маркса, Вебер создал теорию социальной стратификации, утверждая, что власть может принимать различные формы в
социальном взаимодействии [9].
Бизнес-элиты постоянно контролируют ресурсы власти над массами. Элиты обладают властью над государством и обладают политической властью. В современных демократиях политические власти должны представлять интересы граждан [5]. Политики часто имеют дело с «мандатом» должности и интересами людей, которые ее представляют. В настоящее время эти интересы выражаются опросами общественного мнения [8].
Политическим элитам приходится иметь дело с институтами власти и «формировать» политическую систему. Таким образом, контролируется ли общество небольшой группой инсайдеров? Можно отметить парадокс политических элит между политическим представительством и максимизацией собственных интересов [7].
Социальные науки разработали широкий
спектр теоретических основ, а также эмпирических методов для изучения эволюции современных обществ. Используя категории социальной стратификации, многие ученые изучали динамику голосования и массового электората, а также деятельность политических партий. Касаясь взаимосвязи между демократической консолидацией и социальными изменениями, еще один политик утверждал, что стабильность в демократиях определяется поведением политических элит и неполитических элит [1].
Главный вопрос, касающейся связи между демократической консолидацией и социальными изменениями, заключается в том, как общество определяет свою структуру власти. Большинство социологов считают, что власть может быть изучена либо как коллективная власть, которая представляет собой способность эффективно действовать в достижении своих общих целей, либо как способность группы (элиты) внутри сообщества быть успешной в конфликтах со своими соперниками [7].
Теоретической отправной точкой для исследования элит и структуры власти является то, что в современных обществах основой власти, авторитета и конфликта являются человеческие организации [2].
Пять теорий пытались объяснить и проанализировать структуру власти в политической социологии: плюрализм, теория государственной автономии, теория элит, марксизм и теория классового господства.
Плюрализм считает, что в современных обществах существует широкий круг групп и индивидов, которые концентрируют власть. И наоборот, теория государственной автономии утверждает, что государство является главной организацией, обладающей политической властью [1].
Теория элит утверждает, что глобальные и локальные общества находятся под контролем крупных организаций, таких как, государство и/или крупные предприятия, и поэтому их лидеры постоянно принимают решения касательного своего будущего.
Следуя теории исторического материализма, марксизм классифицирует общества по понятию социального класса: каждый индивид имеет «положение» в средствах произ-
Теория классового господства анализирует структуру власти относительно с различных позиций господства каждой группы в социальном порядке [3].
В отличие от государственной автономии и марксистских теорий, теория классового господства не фокусируется только на одной организационной основе власти.
С одной стороны, была власть или правящая элита, которая состояла из руководителей организаций высокого уровня, а, с другой стороны, остальные члены не занимались правлением [8].
Культурная гегемония — это измерение, которая определяется главным образом системой социальных отношений и выражением локальных ценностей, которые объективировались на протяжении всей истории. После определения потенциальной элиты эти четыре измерения важны для проведения как сетевого, так и контент-анализа, поскольку позволяют исследователю выявить механизмы социальной дифференциации и дифференциации элиты (специфика элиты). Эта модель не претендует на универсальность. Цель состоит в том, чтобы разработать стратегию использования элитарных теорий на местном уровне в каждом обществе.
«Элита» и «лидерство» — это два понятия, которые помогают нам идентифицировать и анализировать тех, кто играет центральную роль в процессе выработки национальной политики. Как ни банальны эти слова в лексиконе современной политической науки и средств массовой информации, они часто используются двусмысленно и взаимозаменяемо [9].
В настоящее время во многих странах мира в центре внимания политических и экономических движений находится бизнес-элита.
Эта категория включает в себя 3 уровня бизнеса: — малого; -среднего; -крупного.
На сегодняшний день применимо 2 подхода для обозначения термина «элита». Из первого подхода вытекает, что личность, которая принадлежит элите, обладает наиболее развитым интеллектом, наибольшей компетентностью в
сравнении с остальными членами общества.
Второй подход «власти» — определяет существование у индивида реальной власти и влияния.
Если провести анализ современного мира, то можно сказать, что на сегодняшний день более актуальным является второй подход и, таким образом, понятие «элита» перетекает в понятие «власть» [6].
Бизнес-элита — определенная группа предпринимателей, обладающая бизнесом. Она управляет своим бизнесом, проводит маркетинговый мониторинг ситуации на рынках, узнает о конкуренции и спросе. Исходя из данной точки зрения, бизнес-элита схожа с экономической элитой [3].
Принято считать, что члены «элиты»- индивиды, которые имеют занятость в частной экономической деятельности, которая направлена на получение личного дохода. Данная деятельность исходит от личного имени индивида, от его имущественной и финансо-
вой ответственности [4].
В будущем взаимосвязь политики и бизнес-элиты будет только усиливаться, потому что в рамках концепции развития, бизнес-элита рассматривается как институционализированная правовая социально-политическая система общности [2].
Таким образом, бизнес-элита будет иметь огромное влияние на политические настроения. Эта группа деловых людей часто берет на себя финансовый риск, потому как вводит на рынок новые идеи, услуги, продукции и виды работ. Они оказывают существенное влияние на принятие решений общегосударственного плана. Не вся бизнес-элита придерживается политического настроения, и их бизнес имеет так же крупные объемы. Эти корпорации оказывают большое влияние на экономику своей страны.
1. Домхофф К.У. Кто сейчас управляет Америкой? / К.У. Домхофф М.: Prenlice-Hall,1967. — 325.
2. Звеньева А.М. Голубая элита России / А.М. Звеньева. — М.: Алгоритм, 2017. — 240 с.
3. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах / Н.Б. Ермасова. — М.: Эксмо, 2018. — 516 с.
4. Крицкая А.А. Элитологические и кадровые аспекты взаимодействия власти и бизнеса / А.А. Крицкая. — М.: Москва, 2016.
5. Мокроусова И.О. Друзья Путина. Новая бизнес-элита России / И.О. Мокроусова. — М.: Эксмо, 2018. — 240 с.
6. Минз, Г. П. Деньги и власть. История бизнеса / Г.П. Минз. — М.: Аналитика, 2010. — 256 с.
7. Овакимян М.А. Стратегия социально-экономического развития современного муниципального образования / М.А. Овакимян, А.В. Буров. — М.: Эксмо, 2019. — 305 с.
8. Рогов И.И. Политические системы империй в контексте исследований зарубежной социологии государства: обзор дискуссии первого десятилетия XXI века// И.И. Рогов // Ученые записки СКАГС. -2013. № 4. — С.36.
9. Бесплатная электронная Интернет-библиотека по всем областям знаний. — Режим доступа: http:// www.uhlib.ru/
1. Domhoff K.U. Kto sej^as upravlyaet Amerikoj? / K.U. Domhoff M.: РгепНсе-Ш1Д967. — 325.
2. Zven’eva A.M. Golubaya elita Rossii / A.M. Zven’eva. — M.: Algoritm, 2017. — 240 с.
3. Ermasova N.B. Gosudarstvennye i munidpal’nye finansy: teoriya i praktika v Rossii i v zarubezhnyh stranah / N.B. Ermasova. — M.: Eksmo, 2018. — 516 с.
4. Krkkaya A.A. Elitologkheskie i kadrovye aspekty vzaimodejstviya vlasti i biznesa / A.A. Krkkaya. -M.: Moskva, 2016.
5. Mokrousova I.O. Druz’ya Putina. Novaya biznes-elita Rossii / I.O. Mokrousova. — M.: Eksmo, 2018. -240 с.
6. Minz, G. P. Den’gi i vlast’. Istoriya biznesa / G.P. Minz. — M.: Analitika, 2010. — 256 с.
7. Ovakimyan M.A. Strategiya social’no-ekonomicheskogo razvitiya sovremennogo munitipal’nogo obrazovaniya / M.A. Ovakimyan, A.V. Burov. — M.: Eksmo, 2019. — 305 с.
8. Rogov I.I. Politicheskie sistemy imperij v kontekste issledovanij zarubezhnoj sociologii gosudarstva: obzor diskussii pervogo desyatiletiya XXI veka// I.I. Rogov // Uchenye zapiski SKAGS. — 2013. № 4. — S.36.
Источник: cyberleninka.ru
Бизнес-элиты и власть
Механизм взаимодействия государства и бизнеса формировался на протяжении всего развития общества. В результате этого взаимодействия появились определенные устоявшиеся модели, позволяющие классифицировать отношения бизнеса и власти. В данной главе будут рассмотрены различные модели, а также будет определена суть бизнес-элит. Необходимо сделать важное замечание о том, что бизнес-элита является составляющей экономических элит и в данном исследовании под более широким понятием «экономическая элита» будет подразумеваться бизнес-элита.
Так, Ольга Крыштановская определяет бизнес-элиту следующим образом:
«Бизнес-элита — это верхушка крупных предпринимателей, которые благодаря своему финансовому могуществу и наличию экономических ресурсов оказывают существенное влияние на политику страны». Там же, С.45. Важное дополнение заключается в том, что именно «верхушка» может влиять на политические процессы. А «верхушка», в свою очередь, представлена руководящими постами и их окружением.
Бизнес-элита при увеличении своего влияния на политический процесс может задействовать различные стратегии. Они могут быть направлены на получение материальных благ для бизнеса или же на выход на политическую арену, который в дальнейшем сможет стать инструментом для монополизации экономической сферы. Н. Зубаревич выделяет следующие стратегии бизнес-элит:
- · «приручение» и электоральная поддержка действующего губернатора»;
- · консолидация ресурсов нескольких компании? для избрания нового губернатора;
- · выдвижение «своего» кандидата и создание «региона-корпорации» (корпоративной «вотчины»);
- · поддержка губернатора, способного гарантировать раздел зон влияния в регионе». Н.Зубаревич. Пришел, увидел, победил? Крупный бизнес и региональная власть. Pro et Contra. 2002. С.113.
Выбор стратегии отношений зависит от амбиций и возможностей бизнеса. Взаимодействие бизнеса и власти, построенное на партнерских отношениях, может гарантировать развитие региона и привлечение в него новых активов. Но чаще всего, такая модель не может быть достаточно уравновешенной, в связи с чем происходит захват бизнесом власти или властью бизнеса.
Такое уточнение показывает неоднозначность взаимодействия бизнеса и власти, которая в модели Зубаревич представлена превосходством сил бизнеса. Также можно сделать вывод о том, что активность бизнеса напрямую зависит от силы власти. Соответственно, чем слабее власть, тем активнее бизнес реализует свои интересы и наоборот.
Р.Туровский предлагает модели взаимодействия власти и бизнеса, в которых нет превалирования бизнеса: 1.Функциональная модель — власть и бизнес автономны. 2.Партнерская модель основана на взаимовыгодных отношениях. 3.Модель государственного патронажа — власть контролирует бизнес. 4. Симбиотическая модель — соединение власти и бизнеса в один мощный аппарат.
5. Конфликтная модель характеризуется неустойчивостью отношений, в которых обе стороны обладают значительными амбициями. Р. Туровский. Региональные модели взаимодействия между деловыми и властными элитами: современные процессы и их социально-политические последствия. Итоговый аналитический доклад: сайт «Политком.ру»
Такое разделение ролей представляется более справедливым по отношению к власти из-за наличия партнерских отношений. В рамках исследования республик наиболее вероятными являются симбиотическая модель отношений, в которой власть и бизнес сращиваются в единое целое и патронажная. Там же.
Еще одна классификация взаимодействия представлена О.Бычковой и В. Гельманом:
- · Государство — хищник (сильная власть и слабый бизнес) — власть не заинтересована в мнении бизнеса и берет под свой контроль основные экономические ресурсы.
- · Политика невмешательства (слабая власть и слабый бизнес) — ни одна из сторон не может доминировать, поэтому они сосуществуют без противоречий.
- · Взаимные заложники (сильная власть и сильный бизнес) — противоположная ситуация, в которой бизнес и власть вынуждены искать компромиссы для эффективного взаимодействия. В этом случае участие бизнеса во власти и власти в бизнеса является достаточно активным, но ни одна из сторон в силу развитости другой не может «перетянуть канат». В регионах с такой моделью наблюдается высокий уровень экономического развития.
- · Поиск ренты и захват государства (слабая власть и сильный бизнес) — явное доминирование бизнеса и его активное участие в политической жизни. О.Бычкова, В.Гельман. Экономические акторы и локальные режимы в крупных городах России. Неприкосновенный запас, 2010.
Таким образом, выделяются различные модели взаимодействия власти и бизнеса. Выбор модели зависит от возможностей обеих сторон. Применительно к данному исследованию при помощи представленных классификаций можно определить модель взаимодействия власти и бизнеса, и на ее основе установить уровень интеграции политических и экономических элит в республиках.
Источник: vuzlit.com