Бизнес этика примеры Россия

Уходит в прошлое жесткая дисциплина, послушание, иерархия, карьера, власть, централизация, результат любой ценой, на смену приходят такие ценности, как самоопределение, участие, коллектив, ориентация на потребности клиентов, раскрытие личности, творчество, компетентность.
Актуальность обусловлена еще и тем, что важнейшей составляющей современной экономики России является предпринимательство, основанное на частной собственности и личном интересе. Деятельность предпринимателей проходит в условиях рынка, но цивилизованный рынок невозможен без соблюдения определенных правил, основанных на таких моральных нормах, как деликатность, порядочность, обязательность, уважение к партнеру.

Введение 3
Глава 1. Сущность деловой этики и ее основные принципы 4
Глава 2. Деловая этика и ее развитие в России 8
Глава 2.1 Этика деловых связей и деловых отношений в России 8
Глава 2.2 Деловая этика современного российского общества 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Мировая Бизнес Этика. Россия и Япония — сквозь призму деловых культур

М.Вебер назвал их протестантской этикой. Свободное от работы время протестанты затрачивали опять на работу, которую они считали средством спасения души. Чистый досуг протестанты оценивали как бессмысленную трату времени, как грех перед Богом.

Бережливость, удивительное трудолюбие, отвращение к пустым забавам и развлечениям, аскетизм в быту, осторожность и расчетливость в делах, приверженность строгости и простоте в одежде и питании были этическими нормами старообрядцев. Таким образом, протестанты образовали на базе веры общность, социальную группу, которая оказала влияние на возникновение и развитие капиталистических отношений, на упрочение экономической базы. Этические нормы внедрялись в практику владения и управления промышленностью, торговлей, строительством. Внутри старообрядческих поселений сложилась взаимовыручка и взаимоподдержка – важная этическая норма.

Россия XIX – начала XX вв. характеризуется уже набором традиций, позволяющих ей встать на один уровень с ведущими нациями мира. Мировую известность получили имена Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, Путилова, Алексеева, Чижова и др.

В это время в России существовал механизм, позволяющий «отсекать» от предпринимательства тех, кто не стремился соблюдать принятые во всем мире морально-этические нормы. В каждом городе действовало купеческое общество, имевшее право рекомендовать или не рекомендовать предпринимателя в купеческую гильдию. Это право надо было заслужить добросовестностью и личной честностью.

Каждый вступавший в гильдию объявлял свой капитал, что значительно упрощало работу налоговой государственной службы. Существовал Совестный суд, который навсегда мог лишить купца фактического права заниматься предпринимательской деятельностью. Благодаря этому вырабатывались, прочно входили в обиход такие понятия и правила, как «слово-вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдою, больше барыша будет», и др. Создавались «товарищества на вере», которые объединяли людей без всяких учредительских договоров, одним только купеческим словом.

Мировая бизнес-этика. Как работает хороший сторителлинг?

Характер внутрифирменных отношений в России конца XIX века, как правило, был таков, что служащие очень дорожили работой, уходя только при намерении начать собственное дело. Фирмы, где из-за плохого обращения служащие часто менялись, не пользовались уважением в обществе; их презрительно называли «проходными дворами».

Немалую роль в формировании такого типа отношений сыграло то, что и купцы, и заводчики, и работавшие у них пролетарии были недавними выходцами из крестьян. Нормы нравственности, бытовые привычки в их семьях носили отпечаток норм и обычаев крестьянства, что выразилось в «общинности», «соборности» и совпадении понятий «работники» и «члены семьи». Некоторые исследователи отмечают, что в поведении русских купцов более, чем у представителей других государств, присутствовала «истовость» в поступках, и объясняют это их приверженностью к православной вере. Отчасти это можно признать справедливым, хотя и с той же оговоркой, что и соответствующее утверждение о христианской основе деловой этики, приведенное выше.

И все же предпринимательский слой в начале века был неоднороден. Деловая культура России представляла собой сложное переплетение новых образцов делового поведения и старых стереотипов, обусловленных не только особенностями становления и развития великорусской нации, религии, но и влиянием государства на деловую жизнь.

К тому же новые формы деловых отношений сковывались устарелыми приемами ведения дела еще во многих предприятиях. Ощущалась потребность в самоорганизации предпринимателей, что стало реализовываться через создание ассоциаций, союзов и клубов деловых людей, в частности, с целью наведения порядка в своей среде. Делались шаги и по неформальной регламентации деловых отношений. Среди них — принятие в 1912 году российским деловым сообществом «Семи принципов ведения дел в России», которые можно считать отправной точкой формирования современного этического кодекса российской деловой культуры. Эти семь принципов следующие: уважай власть; будь честен и правдив; уважай право частной собственности; люби и уважай человека; будь верен своему слову; живи по средствам; будь целеустремлен.

Первая мировая война, октябрьский переворот и гражданская война прервали поступательное развитие России, привели к разрухе и ломке общества. Была проведена экспроприация собственности, разгромлен класс предпринимателей, введена командно- бюрократическая система хозяйствования. Вместе с тем в советский период произошла существенная деформация ряда нравственных категорий и норм морали. Осуществлялись массовые беззакония в отношении личности, ее интересы были почти полностью подчинены интересам тогдашнего общества.

В России социалистического периода, строго говоря, об этике бизнеса речь вообще не могла идти, поскольку бизнес – это предпринимательская деятельность, т.е. «дело, занятие, являющееся «источником наживы». Занятие бизнесом преследовалось и влекло за собой наказание, вплоть до смертной казни. Если деловая этика в дореволюционной России опиралась на этические нормы православного христианства, то основой деловой этики социализма, безусловно, служила марксистская этика. Обосновывая относительную самостоятельность морали как формы общественного сознания, она утверждала классовый характер нравственных требований и норм. Отсюда в трудовых отношениях общественное всегда превалировало над личным, дисциплина – над инициативой и т.д.

Следует отметить, что в среде руководителей в период сталинского тоталитарного режима господствовала очень жесткая этика, главным стержнем которой была лояльность к системе. В постсталинский период произошло постепенное замещение целей: бюрократический, технократический аппарат стал ориентироваться на собственные узкие цели личного характера. В итоге декларированная социализмом деловая этика размывалась «двойной моралью». А этика предпринимательства, основанная на православных устоях и духовности воспитания, будучи поставлена вне закона, оказалась утраченной.

Глава 2.2 Деловая этика современного российского общества

После распада Советского Союза Россия оказалась в сложных экономических и социальных условиях. Переход к рынку был связан со значительными социальными потрясениями. Все это отразилось на поведении первых российских бизнесменов — «новых русских». Ситуация, в которой они оказались, во многом напоминала положение второй половины XIX века.

России вновь пришлось ускоренными темпами проходить этап первоначального накопления капитала. Дореволюционные традиции ведения дел были утрачены, а советские не соответствовали условиям рынка. В результате, у российских предпринимателей отсутствовали элементарные нормы ведения дел. Если в советские времена на неотесанность партнеров закрывали глаза, так как они выступали как представители государства, гарантировавшего выполнение даже невыгодных контрактов, то после распада СССР, когда никаких гарантий нельзя было получить, такое поведение российских бизнесменов вызывало недоверие. Нестабильность политической системы, недостаточность законодательной базы, дезорганизация системы управления, задержка платежей также негативно сказались на отношении к «новым русским» со стороны иностранных партнеров.

Читайте также:  Что подарить партнеру по бизнесу на др

В период перестройки система ценностей и этические представления людей начали быстро меняться. Зарождавшаяся этика российского бизнеса оказалась под влиянием сразу двух культур делового поведения, которые существовали в стране при социализме. Первая культура связана с описанной выше традиционной административно-командной системой, господствовавшей с начала 30-х годов. Воззрения, связанные с ней и привносимые в этику бизнеса, зависят от происхождения субъектов – участников предпринимательской деятельности, составивших класс российских бизнесменов. Здесь выделяются следующие варианты.

1. Представители партийной (комсомольской) номенклатуры, а также хозяйственники, занимавшие командное положение в промышленности в 80-е годы. Эти люди во многом придерживаются этических ценностей прежних бюрократических структур.

2. Люди, пришедшие в предпринимательство из «нормальной» жизни. Они в целом характеризуются высоким уровнем интеллекта и достаточно высокими моральными качествами. Их отличительными чертами являются стремление восстановить традиции с учетом принятых в мировой практике норм деловой этики.

Вторая культура – это жесткая деловая культура «теневой», полукриминальной и криминальной экономики. Несмотря на огромную личную опасность частного предпринимательства для человека в советский период, оно все равно существовало, базируясь на недостатках системы, и в последний период социалистического развития сильно влияло на общество. Уже к началу 90-х годов, по некоторым оценкам, в теневом секторе экономики производилось около 20% совокупного общественного продукта и было занято примерно 25-30 млн. человек. Деятели теневой экономики, пополняя ряды легальных бизнесменов, принесли с собой в возрождающийся российский бизнес своеобразные этические требования и моральные нормы из другой, более «жесткой» культуры.

В настоящее время на стыке поведенческих традиций этих групп происходит своеобразный процесс мутации, поиск новых жизнеспособных форм. Соответственно этика нового класса бизнесменов в России представляет собой явление сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, различные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разный экономический базис. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы пришли граждане зарубежных государств, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики. Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплетение восстанавливаемых национальных российских черт с общемировыми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систему мировых этических норм делового поведения.

В настоящее время, отечественные бизнесмены отходят от методов «дикого капитализма» и стремятся вести дела в соответствии с международными нормами. Класс предпринимателей очищается от случайных людей, а многие вчерашние «новые русские» сняли малиновые пиджаки и массивные золотые цепи, осознали необходимость, как в образовании и повышении квалификации, так и соответствии нормам поведения, отвечающим их статусу «делового человека». С конца 90-х в России поступательно идет процесс формирования зрелых форм культуры рыночного общества. Что касается ситуации развития этики российского бизнеса, то отличительной особенностью современного этапа предпринимательства является возрастание роли социально-культурного фактора. Основной подход к формированию деловой культуры базируется на следующих положениях:

деловая этика является одной из основ глобализации экономических процессов. Освоение этических норм бизнеса снимает «культурные» барьеры установления технологических цепочек между компаниями разных стран. Кросс-культурный аспект отношений обеспечивает эффективную кооперационную интеграцию в рамках международного разделения труда только при отсутствии организационных барьеров (например, в виде политических мотивов решений, завышенных таможенных преград) или дискриминационных правил взаимодействия фирм разных стран по отношению к России, которые пытается установить ВТО.

механизм формирования национальной деловой культуры необходимо рассматривать как подстраивание реальной существующей модели и норм на национальном уровне к нормативной деловой культуре. При этом последняя рассматривается как свод абстрактных правил, интегрирующих мировой опыт менеджмента, а не его национальные модели.

Современное применение этики бизнеса отличается гибкостью, недогматичностью и разнообразием. Реальная российская деловая культура — это постоянное совершенствование национальной модели в направлении творческого осмысления российской практики применения свода обобщенных правил менеджмента в хозяйственной деятельности. С одной стороны, это рационализация внутрифирменных процессов в условиях России, с другой, — практика взаимодействия с российскими партнерами и партнерами из стран СНГ, с третьей, — опыт хозяйственных связей с зарубежными партнерами из стран с развитыми рыночными отношениями, с четвертой, — практический опыт хозяйствования, представляющий эволюцию практики управления, начиная с советского периода, и изменение подходов и методов управления, произошедших за последние десятилетия. Вместе с тем, условия глобализации экономики обусловливают творческое наполнение национальных норм корпоративной культуры российской экономики в условиях постоянного сокращения преград межнациональных хозяйственных связей, а также их современных организационных форм: от самоорганизации технологических цепочек производства и реализации на международных рынках до транснациональных компаний.

Источник: www.myunivercity.ru

Честь и совесть предпринимателей в современной России

Моральные нормы формируются в обществе на протяжении многих веков на основе обычаев и традиций. Обычаи и традиции, в свою очередь, основываются на таких основополагающих потребностях человека, как стремление к безопасности, необходимость самовоспроизводства, самовыражения и самореализации. Моральные ценности вполне определенные и четко сформулированые, при этом они содержат в себе такие абстрактные понятия, как добро, справедливость, истина.

Моральные установки усваиваются человеком в детстве. В этот период определяющим становится пример взрослых, так как ребенок обучается, подражая старшим. Мораль — достаточно устойчивое явление, потому что, как и традиции, ее основы передаются из поколения в поколение. Однако, являясь инструментом согласования личных интересов и общественных, мораль может корректироваться в зависимости от потребностей того или иного этапа развития общества и личности.

Морально-этические нормы — объект изучения таких общественных наук, как философия, психология, правоведение, социология, психология. Выделяют несколько основных категорий морали. Это добро, справедливость, счастье, совесть, долг, честь, этика, истина, добродетель, милосердие и другие.

Эти категории определяют моральные принципы — не причинять зла, быть милосердными, поступать по совести. Следование этим принципам — осознанный выбор человека. Только тогда, когда индивид самостоятельно начинает придерживаться моральных принципов, не боясь наказания, но боясь стыда за свои поступки, его можно считать сформировавшейся осознанной личностью.

Этикет как основа поведения в обществе

Этикет — это нормы поведения, принятые в определенном сообществе людей. Этикет основан на морали и этике, характерен для определенного круга людей или для определенной ситуации. С помощью правил этикета человек может корректировать свое поведение в зависимости от того, членом какой социальной группы он является или хочет стать. Неотъемлемыми составляющими этикета являются такие понятия, как уважение к окружающим, культура, вежливость, интеллигентность.

Читайте также:  Производство спортивной одежды как бизнес

Своим происхождением слово «этикет» обязано французскому королю Людовику ХIV. В ХVII веке при его дворе появились карточки («этикетки»), в которых указывались правила поведения на балах и королевских приемах. Таким образом, этикет стал одним из проявлений французского абсолютизма, быстро распространившись по всей Европе.

Однако само явление этикета — гораздо более древнее, чем название. Этикет, как нормы поведения, скорее всего, зародился в глубокой древности. Например, когда при дележке туши добытого животного самые сытные куски отдавали женщинам и детям, или, напротив, мужчинам-добытчикам. А за нарушение установленного порядка члены общины подвергались осуждению.

История этикета

В Древней Греции и Риме, высококультурных цивилизациях, этикет играл большую роль. При этом в Греции больше всего превозносили сдержанность и патриотизм, которые являлись основой таких моральных ценностей, как аскетизм в обыденной жизни и героизм в бою. В Риме же, напротив, предпочитали в повседневной жизни позволять себе роскошь и необузданность.

В средние века законодателем моды в европейском этикете являлась Византия. Европейский этикет в то время был сложным и имел весьма четкую структуру, при этом роскошь и строгие каноны были самыми яркими его проявлениями. При всей зарегулированности поведения высших слоев европейского общества до восточного этикета ему было далеко.

В Японии этикет формировался на протяжении многих веков и учитывал интересы всех сословий. До сих пор японский этикет не вполне понятен европейцам. В основе его лежит требование уважать собеседника и не допускать его унижения или оскорбления. В Китае повседневный этикет имеет массу особенностей, а за всю историю его формирования можно насчитать несколько десятков тысяч различных церемоний, которые предписывались для тех или иных бытовых ситуаций.

Еще одна веха развития этикета — это свод правил вежливого поведения, утвержденный первым президентом США Джорджем Вашингтоном. Правила эти были весьма примитивными, например, не ковырять в зубах вилкой за столом, но при этом и эффективными. Сегодня в США находится знаменитый Институт этикета.

Мировую известность получила исследовательница правил поведения и норм морали – Эмилия Пост, автор бестселлера “Этикет”. Книга многократно переиздавалась и переводилась на многие языки мира. В США этикет занимает значительное место в жизни каждого человека. Нормы поведения должны соблюдаться на общественных мероприятиях, семейных вечеринках, в учебных заведениях и в трудовой деятельности.

Самый известный свод правил в России – «Домострой». Он появился во времена правления Ивана Грозного и представлял собой рекомендации о послушании главе семейства и правителю государства. «Домострой» – образец радикального патриархального этикета. Петр Первый целенаправленно старался изжить в обиходе подданных домостроевский уклад, переориентировав россиян на следование европейским обычаям. В это время проявилась такая яркая черта русского народа, как гибкость и способность впитывать чужую культуру, подстраивая ее под себя и используя ее для своего удобства.

В СССР этикет играл не меньшее значение, чем в дореволюционной России. Со временем, после сложных первых лет нового режима, сформировался особый этикет, сочетающий правила морали и правила поведения в рабочей среде. Трудовой этикет вышел на первый план, а также значительно уровнял права мужчин и женщин, подчиненных и руководителей.

После распада СССР в России нормы морали претерпели существенные изменения. Этикет обновился до неузнаваемости. То, что раньше было категорически запрещено, стало можно делать, и наоборот, то, что являлось нормой жизни, стало отрицаться обществом. С годами, при стабилизации обстановки, общественная мораль в нашей стране обретает классические достаточно консервативные черты.

В зависимости от ситуации, в обществе появляются новые правила этикета. Например, при распространении пандемии коронавируса в мире в 2020 году в этикет вошла норма носить маски как в помещении, так и на улице. Однако после спада эпидемии эта традиция, очевиднее всего, уйдет в прошлое, потому что не является в обычной жизни проявлением какой-либо из добродетелей. В условиях же пандемии ношение маски — это явное проявление добрых намерений не навредить окружающим.

Помимо негласных и общепринятых морально-этических норм существовали и существуют несколько кодексов чести:

• Кодекс офицера. Знаменитый свод правил поведения для российских офицеров, в 1904 году опубликованный ротмистром Валентином Михайловичем Кульчицким.
• Кодекс моряка. Неофициальный свод правил для моряков и морских офицеров. В нем моральные нормы тесно переплетаются с суевериями.
• Кодекс дуэлянта. В России официально появился в 1911 году, состоял из более чем 500 правил. Свод правил для дуэлей собрал и опубликовал историк и дипломат Василий Алексеевич Дурасов. «Дуэльный кодекс» негласно существовал и ранее.
• Кодекс врача. Врачебные моральные нормы — одни из древнейших. Общеизвестный факт соблюдения медиками установленных этических норм — клятва Гиппократа.
• Моральный кодекс строителей коммунизма. Автор – политолог Ф.М. Бурлацкий. Основывался на религиозных заповедях, хотя религия в Советском Союзе была вне закона. В то же время для основы морального кодекса религиозные трактаты подходят как нельзя лучше.

Этим объясняют и то, что моральный кодекс коммунистов состоял из 12 пунктов.

Кодекс деловой этики и чести

Существуют специализированные кодексы этических норм для представителей отдельных профессий: «кодекс таможенника», «кодекс судьи», «кодекс адвоката», «кодекс полицейского», «кодекс брокера», «кодекс врача» и прочие. В сводах правил в данном случае фиксируются требования как профессиональные, так и нравственные.

Соблюдение этических норм гарантирует защиту тех, кто взаимодействует с представителями данных профессий, от злоупотреблений с их стороны. Для самих специалистов соблюдение кодекса чести — гарантия сохранения репутации и доброго имени. А несоблюдение отдельных правил грозит не только проблемами с собственной совестью, но и карательными мерами со стороны профессионального сообщества, вплоть до лишения права заниматься определенной деятельностью. Конечно, это будет негласное решение, но устроиться на работу станет сложнее.

Широко пропагандируемая сегодня идея социального предпринимательства, ориентированного на поддержку общественного благосостояния со стороны бизнеса, не нова для России. Русские купцы придерживались похожих взглядов, оценивая свою деятельность не только с точки зрения материальной выгоды, но и с позиции пользы для окружающих.

Среди купцов было широко распространено меценатство, даже в значительно большей степени, чем в дворянской среде. Во многом данная позиция купцов была связана с религиозными устоями. К своей прибыли они относились как к божественному дару, и чтобы не потерять то, что имеют, должны были справедливо разделить доход с нуждающимися. Социальная ответственность купечества в конце XIX века сформировалась в некий этический кодекс, который соблюдали большинство коммерсантов. В 1912 году российскими предпринимателями были утверждены 7 принципов ведения дел в России.

Читайте также:  Описание отрасли в бизнес проекте

Сегодня предпринимательская этика — это важная составляющая бизнеса всех уровней — от малого до крупного. Соблюдение этических норм вызывает уважение и доверие партнеров и клиентов. Нарушение же моральных норм при ведении бизнеса пусть и приносит сиюминутную прибыль, но в будущем вредит бизнесу и даже ведет к его гибели.

К предпринимателям предъявляются серьезные требования. От них ждут стабильности, честности, авторитета, вежливости, великодушия. Морально-нравственные черты успешного предпринимателя можно свести к единой характеристике, как то — благородство, щедрость и надежность. Противоположными качествами являются — коварство, лживость, грубость, несдержанность, алчность. Предпринимательская этика предполагает проявление в ежедневной деятельности тех качеств, которые основаны на позитивных моральных принципах, и отрицание тех качеств, которые воспринимаются обществом негативно.

Бизнесмен должен сопоставлять собственную выгоду и полезность своей деятельности для общества (в том числе для партнеров, сотрудников, близких людей). Если в обыденном сознании цель предпринимательства — это исключительно прибыль, нажива, то в этике, философской дисциплине, предприниматель рассматривается в качестве проводника всевозможных благ для общества.

Деловая этика — это общепризнанное понятие, ставшее в сознании современных предпринимателей опорной точкой для принятия решений. Надо отметить, что вопрос о создании четко сформулированного этического кодекса для бизнесменов остро встал в 1990-е годы, когда страна резко перешла на новый капиталистический уклад. Сумбурный переход к рыночной системе породил массу вопросов, важнейшим из которых стала моральная сторона потребительских отношений. В сознании людей, выросших в Советском Союзе и пытавшихся вести бизнес в новой России, не складывалось четкое понимание того, что есть деловой мир и как вести в нем дела легально и профессионально. Постепенно это понимание сформировалось, в том числе благодаря тому, что бизнесмены обратились за ответами к этическим нормам, которые помогают сохранить честь и совесть при любых условиях и в любой деятельности.

Сегодня во всех бизнес-объединениях (РССП, ТПП, «Опора России» и других) работают специалисты по деловой этике. В составе «Опоры России» существует Комитет по этике предпринимательской деятельности, взаимоотношениям бизнеса и общества. Комитетом были приняты такие документы, как «Основные положения по улучшению делового климата в области этики предпринимательской деятельности», «12 принципов ведения дел в России». Важно отметить, что этические кодексы прежде всего являются руководствами к действию и их значимость оценивается по эффективности в конкретных ситуациях и для конкретных людей.

Саратовской Торгово-промышленной палатой в феврале 2011 года был принят “Кодекс деловой этики и чести Российского предпринимателя” автор предприниматель Шашко В.А., в 2018 и 2019 годах данный Кодекс был предложен для общего обсуждения в ТПП Российской Федерации и дальнейшего принятия.

В условиях глобализации в международном сообществе предпринимателей ставится вопрос о создании единого свода правил для бизнесменов всего мира. В 1994 году попытка создать общий свод этических правил и норм увенчалась успехом. В Швейцарии был подписан и утвержден этический кодекс, именуемый «Принципами ведения бизнеса», который подписали представители делового сообщества Европы, Азии и США.

Всемирные нормы морали, универсальные для всех людей на планете, являются утопичной идеей. Так же и кодексы предпринимательской деятельности в каждой стране будут отличаться, потому что существуют специфические традиции и обычаи, которые невозможно изменить за один день. А, как мы уже говорили, мораль в первую очередь основывается на традициях. В то же время вполне реально собрать несколько кодексов и составить единый этический закон для облегчения международного делового сотрудничества. Для этого всем странам необходимо тщательно и серьезно подойти к написанию и утверждению свода правил для предпринимателей.

Источник: irsepi.ru

Вячеслав Архангельский: Этика предпринимательства и деловых отношений в России

Об истории вопроса и основных принципах этики российского предпринимателя в интервью нашему изданию рассказывает генеральный директор Свердловского Союза малого и среднего бизнеса, к. э. н., Вячеслав Архангельский.

По словам Вячеслава Архангельского, в развитых странах пик развития этики бизнеса как научной дисциплины пришелся на 80-ые годы прошлого века, то в России эта наука делает по существу только первые шаги.

Практически отсутствуют специалисты и ученые, имеющие профессиональную подготовку, нет отечественной учебно-методической литературы. Программы по деловой этике, относительно недавно стали включаться в учебные планы некоторых российских вузов.

Зачастую этика бизнеса трактуется, как нормативная этика, включающая в себя общие нравственные принципы: честность, порядочность, доверительность, подаваемые в назидательно-поучительной манере. Значительное время уделяется деловому этикету и внешним его атрибутам, таким как соблюдение дресс-кода в одежде, практика ведения переговоров с партнерами и т.п.

В этой связи представляется актуальным рассмотреть проблему формирования практической этики бизнеса, создания корпоративной культуры и кодексов деловой чести для малого и среднего бизнеса с учетом исторических традиций российского предпринимательства и использованием лучшего опыта развитых стран.

На наш взгляд это поможет повысить культуру ведения бизнеса и укрепить имидж российского предпринимателя, что в конечном итоге должно привести к формированию цивилизованных отношений с потребителями товаров и услуг, улучшить их качество.

В современных экономических условиях этот фактор придаст дополнительный импульс эффективному развитию инновационного и производственного бизнеса, повышению социального статуса предпринимателей.

Отправной точкой формирования современного этического кодекса российской деловой культуры можно считать принятие в 1912 году российским деловым сообществом «Семь принципов ведения дел в России», которые сохраняют актуальность и сегодня. В их числе следующие:

1. Уважай власть. Власть — необходимое условие для эффективного ведения дел. Уважай законную власть и ее блюстителей.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость — фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.

3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство — основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны.

4. Люби и уважай человека. Такое отношение со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, побуждая людей проявлять себя во всем блеске.

5. Будь верен своему слову. «единожды солгав, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

6. Живи по средствам. Всегда оценивай свои возможности и выбирай дело по плечу.

7. Будь целеустремлен. Предпринимателю ясная цель нужна как воздух. Не отвлекайся на что-то другое и помни: в стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Источник: www.gosrf.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин