«Деньги – зло! Стремление заработать – порок! А любой начальный капитал преступен!» — примерно так думает какой-то процент обывателей. Как священник могу утверждать, что и в церковной среде подобное мнение не редкость. А действительно, как христианину относиться к своему стремлению улучшить материальное благосостояние?
Да что там улучшить! В эти короновирусные времена хотя бы свести концы с концами. А чтобы их свести, опять-таки приходится с утра до вечера думать о деньгах. И вообще, может ли христианин заминаться бизнесом?
О том зле, которое может нанести душе человека чрезмерное богатство, сказано в аскетике много. И крайне мало – о том, как духовно губительна нищета. Нищета плодит в человеке пороки ничуть не хуже, чем излишнее богатство.
Много сказано, что христианин не должен гоняться за деньгами, но почти ничего о том, что он, я имею в виду в первую очередь мужчину христианина, обязан достойно содержать свою семью. Насколько у него это получается – вопрос другой, потому что зачастую при всем старании до достойного уровня остается еще далеко. Однако стремиться к этому можно и, на мой взгляд, нужно.
Сетевой маркетинг грех или бизнес.? Максим Каскун
Конечно, в соответствии с христианской этикой. Эта тема как-то в Церкви старательно умалчивается, ее обходят, как какую-то пошлость. Отчасти поэтому многие современные церковные мужчины потрясающе безответственны. Помню, знакомый игумен рассказывал, как мучился с одним охранником. Принял его на работу.
Тот периодически пропадает с поста. Однажды пошел искать, обнаружил в храме за молитвой. На вопрос, почему он оставил пост, получил такой ответ: «Батюшка! Так ведь Литургия идет, как я могу ее пропустить!»
Но вернемся к вопросу о бизнесе. О владельцах заводов, газет, пароходов я здесь рассуждать не возьмусь, потому что совсем с ними не знаком. Да и мне лично гораздо интересней поговорить о представителях так называемого малого бизнеса, которых достаточно много среди наших прихожан. Очень люблю, кстати, с ними общаться, постоянно учусь их способности не опускать руки, преодолевать трудности. О таких людях существует ряд достаточно живучих мифов.
1. Все бизнесмены жадные. Это неправда. Все бизнесмены разные. И даже среди людей нецерковных есть те, кто активно занимается благотворительностью. Например, один мой знакомый, который держит лошадей, предоставляет бесплатно возможность для детей с нарушениями развития покататься верхом. Вообще для детей лошадь – животное лечебное.
И таких примеров много.
2. Миф второй. Любой начальный капитал преступен. Этот фейк как мантру любят повторять от мала до велика. По моим наблюдениям, начальный капитал бизнесменов того уровня, о которых мы говорим, – это, утрированно говоря, квартира, оставшаяся в наследство от бабушки.
3. Деньги на них сыпятся сами собой. Наверное, так же думают и представители всевозможных контролирующих структур. Вот типичная для Саратова история. Администрация обязывает человека вымастить плиткой территорию возле своего магазина, салона, кафе и т.д.
Мысли миллиардера: Кому нельзя давать деньги | Как помогать людям?
А через какое-то время выделяются бюджетные деньги, эту плитку, еще новую, выковыривают, и все закатывают в асфальт, чтобы эти деньги освоить. То, что средства владельца магазина, вложенные в благоустройство, вылетели в трубу – никого не волнует.
Конечно, заниматься бизнесом и не зарабатывать деньги – это абсурд. Но деньги эти приходится именно зарабатывать, своим талантом, энергией, головой, нервами. Да и деньги получается зарабатывать далеко не сразу, а когда ты в своем деле собаку съел, перед этим же вкладываться, во многом отказывать себе и учиться, учиться.
4. Бизнесменов не интересует ничего, кроме денег. Опять-таки неправда. Многие вообще начали свое дело, потому что его любили, хотели посвятить этому жизнь. Заработок – была задача второстепенная. Например, туристический бизнес.
Если в нем думать только о деньгах, то ничего не получится. И в любом деле так.
А вообще бизнесменов интересуют те же вопросы, что и всех остальных. Созидание семьи, воспитание детей, любимая работа и возможность нормально жить. И еще хочется, чтобы от тебя отстали все эти желающие поживиться, и лет хотя бы 5 не было никаких кризисов.
Вот на этих мифах, на мой взгляд, и основано заблуждение о том, что христианское благочестие несовместимо с ведением дел в бизнесе.
Конечно, деньги – это очень мощный инструмент. И Церковь, призывая к осторожности в обращении с этим инструментом, отнюдь не хочет обречь человека на нищенское существование, но говорит, чтобы деньги в системе ценностей занимали свое место. На мой взгляд, нет ничего предосудительного в том, что христианин занимается бизнесом. Главное – чтобы он вел дела в соответствии с христианской этикой.
Пример для подтверждения этих слов – родители преподобного Серафима Саровского, которые были в Курске достаточно преуспевающими купцами, не жалеющими средств на строительство храмов. Их купеческие дела не помешали им воспитать такого сына!
Сейчас многим нашим прихожанам, занимающимся бизнесом, приходится начинать свое дело практически с нуля. Я верю, с Божией помощью вы справитесь. В это трудное время почаще вспоминайте слова блаженного Августина: «Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем».
Источник: dzen.ru
Уничтожать конкурента в бизнесе — грех?
Уничтожать конкурента в бизнесе — грех?
Если да, то бизнес предполагает вести борьбу с конкуренцией, значит вести бизнес грех и быть бизнесменом грех?
Андрей1982
Крещён в Православии
Уничтожать конкурента в бизнесе — грех?
Если да, то бизнес предполагает вести борьбу с конкуренцией, значит вести бизнес грех и быть бизнесменом грех?
Уважаемый, уничтожать конкурента, т.е. добиваться увеличения достатка любой ценой, есть лихоимство.
Конкуренция нужна не для того, чтобы кто-то еще кроме вас обогащался, а для того, чтобы потребитель имел возможность выбора продукции. Соответственно, здоровая конкуренция порождает повышение качества продукции и саморегуляцию её стоимости. Конкурента не нужно уничтожать. Нужно просто продавать качественный товар за адекватную цену. И конкурент либо сам уйдет с рынка, либо повысит качество у себя, чем простимулирует Вас расти дальше.
Монополия — зло. Она заставляет людей покупать некачественный продукт по завышенной цене. А над тем кто предлагает такой продукт, пользуясь отсутствием альтернативы висит грех стяжательства и сребролюбия.
Так что уничтожить конкурента — не грех. Но чести Вам не сделает.
Михаил.79
Санкт-Петербург Православный христианин
Грех- отсутствие совести или её подмена.
Вячеслав1959
Крещён в Православии
Уничтожать конкурента в бизнесе — грех?
Если да, то бизнес предполагает вести борьбу с конкуренцией, значит вести бизнес грех и быть бизнесменом грех?
А нельзя ли бизнес вести без уничтожения конкурента?
Вячеслав1959
Крещён в Православии
Иисус разрушил храм и за три дня создал новый. Если до этого, в старом, Он выгнал торговцев — неужели в новом есть для них место?
Да, бизнес — это грех.
Цель любого бизнеса — получение прибыли. То есть — богатства. Библия отрицает богатство.
7 Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:
8 суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,
9 дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.
Разрушить храм за три дня и создать новый — это о телесной смерти и воскресении.
Андрей1982
Крещён в Православии
Иисус разрушил храм и за три дня создал новый. Если до этого, в старом, Он выгнал торговцев — неужели в новом есть для них место?
Да, бизнес — это грех.
Цель любого бизнеса — получение прибыли. То есть — богатства. Библия отрицает богатство.
7 Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:
8 суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом,
9 дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.
Не тяните за уши.
Если бизнес-грех, то чего ж он тогда базар в Иерусалиме не разогнал? Вспомните почему он выгнал из храма торговцев: «написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников.»
Бизнес тут ни при чем. Грехом было сделать из Храма балаган и филиал базара.
Храма Христос не разрушал. С чего вы взяли? Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.
Тем более вообще говорил «о храме тела своего»
1. Конкуренция вообще не нужна. Само понятие конкуренция — это чисто экономическое понятие.
2.На Западе — может и да. Приведите пример из современной России — когда качество взяло вверх над ценой? И пример — когда борьба с конкурентом — была одержана повышением качества?
3. Не судите. Глупый вывод. Побороть монополию на товар — никому еще не удавалось. Там — где монополия — там большие деньги. Даже если конкурент и прорвется на рынок — снижение стоимости товара (вроде — демпинг) — быстро поставит на место конкурента, а потери из-за этого — возместятся после того, как конкурент уйдет.
4. Любой бизнес — это бизнес. С религией его мешать не надо. Иисус выгнал торговцев, и богатым быть — не надо. Но и искать — что грех, а что нет — также не надо. Быть может в оценке — будет заложена ошибка.
1. А бизнес — это понятие религиозное? Конкуренция — часть здорового рынка. В ней участвует не только бизнесмен, но и потребитель.
2. И я суслика не вижу. А он есть. Борьба с конкурентом при здоровых рыночных отношениях ведется именно так как я описал. Или не ведется вообще.
В общем—да. Нельзя побороть конкурента повышением качества. Так как на каждый товар свой купец. Но, если Вы не заметили, навала дешевых китайских подделок уступила место чуть более дорогим, но более качественным вещам из Китая. А также не из Китая.
Люди предпочитают покупать чуть дороже, но качественней. Конкурента это не уничтожило, но популярность его пошатнулась.
В России нет истории ведения бизнеса. Основная масса бизнесменов родом из 90х и ожидать от них здоровых рыночных отношений глупо.
3. Здесь не бизнес-форум. Поэтому растекаться мыслию по древу не буду. Однако до недавнего времени Газпром думал что является монополистом поставок газа в Украину. А теперь Украина покупает газ у Словакии, а Газпром плюется и ищет зацепок, так как это — российский же газ.
4. Вы то говорите что бизнес — грех, то говорите что не надо искать что есть грех (а то может найтись случайно что богатство и бизнес — не грехи). На параллельной ветке обсуждалось, что богатство — не грех само по себе, но производная от греха сребролюбия и стяжательства. Здоровый бизнес, если он имеет целью обеспечения своей семьи, а не «заработать побольше денег, купить побольше квартир, чтобы сдавать их и заработать побольше денег и т.д.» и не ставит перед собой целью обогатиться любой ценой (Не путем здоровой конкуренции, а методами 90х, например) не возбраняется Библией и, стало быть, Церковью.
Библия не дает конкретного определения «честный бизнес». В то время бизнес был один — торговля. А вот относительно торговли Второзаконие четко определяет что торговать нечестно, используя неверные меры (даже просто иметь их) нельзя. То есть торговать Библия не запрещает. Однако регламентирует что торговать нужно честно.
Бизнес не может быть грехом. Он — инструмент разделения труда. А без разделения труда не может быть цивилизации. Или цивилизация — тоже грех?
Андрей1982
Крещён в Православии
Вы путаете аллегории и реальность.
Это приводит Вас к заблуждениям.
Upd1:
Иисус общался также и с людьми простыми, не только с образованными и влиятельными. Поэтому очень важно было донести суть Учения до простого человека.
— Видишь храм? Вот что такое храм?
— Ну храм — это такое место. в храме живет Бог.
— Верно. Так вот, представь себе — Бог живет в каждом из нас. Наше тело — как маленький храм. Понимаешь? В каждом из нас живет Бог.
Храм тела — это аллегория.
Upd2:
Теперь о бизнесе и грехах.
Само по себе явление «бизнес» и «грех» являются несовместимыми понятиями.
Вы сами себе печете хлеб?
Сами выращиваете мясо? Корм также сами производите? А удобрения где берете? Во что Вы одеты? Сами ли вы сшили свою одежду? Сами ли вы сшили себе обувь?
Где Вы живете? Сами ли носите себе воду?
В конце концов — интернет, в котором Вы сейчас общаетесь, это также чей-то бизнес. Кто-то продал Вам возможность общаться здесь.
Если хоть один из этих пунктов куплен, значит Вы поддержали чей-то бизнес. Поскольку бизнес—это не только торговец, но и покупатель (нельзя купить то чего не продают и продать то, чего не покупают), то Вы — также грешите. Прямо сейчас.
Ну, это если судить по Вашей логике.
Последнее редактирование: 28 Авг 2017
Глеб13
Томск Православный христианин
Сам Серафим Саровский был из семьи купцов. Наверное я не ошибусь, если скажу, что это синоним бизнесмена того времени.
И он применял термин «стяжать» в духовном отношении. Стяжать — это значит приобретать, покупать, увеличивать доход и т.д.
Данные принципы он перенес на уровень духовный, стяжать дух Святой. Он смог перерасти, многим не дано..
Поэтому в стяжании для поддержания жизни, получении прибыли для своей семьи, я лично не вижу ничего плохо.
Плохо, когда это переходить в страсть, страсть наживы, азарт и похоть прибыли.
Многие и некоммерческие организации, у которых в уставе написано: цель не получение прибыли, а благотворительность, творческая или научная деятельность, все равно живут на сборах и пожертвованиях. Можно называть это по-другому, но это тоже привлечение денег и прибыль. Да и в храме мы жертвуем на свечи, покупаем иконы, книги. Это прибыль. Но важнее на что она идет.
Глеб13
Томск Православный христианин
Это не к экономике относится, а к юриспруденции. И я сам юрист и читаю правоведение.
Согласно ст.50 Гражданского кодекса РФ некоммерческие организации это организации, которые не имеют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли. Однако при этом они ее извлекают.
Источник: azbyka.ru
Грех ли быть богатым?
В сознание людей крепко вбивается, что без больших денег, без богатства невозможно быть счастливым человеком, что все можно приобрести только за деньги, а если их нет, то ты неудачник.
И из истории видно, что и Христос, и апостолы были очень бедны, не имели, где главу преклонить. Бедных христиан было гораздо больше. Хотя среди святых были люди и весьма богатые: Авраам, цари Давид, Соломон, императоры, князья… Не богатство само по себе является грехом, а отношение к нему (Грехом является привязанность к богатству).
Первый грех
Первый грех, который обличает Бог, — приобретение богатства за счет удержания заработной платы. Очень много работников, лишены своей законной платы. Бог осуждает тех, кто разбогател, эксплуатируя своих рабочих и приобретая богатства нечестным путем.
Второй грех,- накопление богатства.
Иисус сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше » (Мф. 6,19-21).
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
(Лук.12:16-21)
Третий грех
Третий грех, — Бог осуждает расточительную жизнь богатых. Дорогие украшения, шикарная одежда, изысканная пища и роскошные дома — как они могли тратить свое богатство на себя, когда множество людей испытывало вопиющую нужду? Или возьмем пример из наших дней.
Более половины населения земного шара никогда не слышало о Господе Иисусе Христе. Чем мы в таком мире можем оправдать наши спортивные автомобили, лимузины, быстроходные яхты? Как мы можем расходовать деньги Господа на дорогие гостиницы, первоклассные рестораны, на любые формы потворства своим желаниям?
Ясное учение Священного Писания, вопиющие нужды мира, пример Спасителя и простое чувство сострадания говорят нам, что предосудительно жить в комфорте, роскоши и покое, пока есть хотя бы одна душа, которая не слышала Благой Вести.
Очень много богатых не спасутся. Думаете, что давая мелочь нуждающемуся и нося крестики уже приобрели вечную жизнь? Это ведь большой обман т.к. Изначально сам Бог Отец выдвинули совсем другие условия, при котором человек имеет Вечную жизнь.
Задумайтесь!
Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его; хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе, но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света. (Пс.48:17-20)
Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему.
И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него.
Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей.
И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер? (Еккл.5:14,15)
В Библии сказано:
В Библии сказано: «Нельзя служить одновременно Богу и мамоне». (Матф.6:24)
мамона (μαμωνãς) в переводе с греческого – «имущество, богатство». Для справки нелишним будет упомянуть и о том, что Маммоном у древних сирийцев называлось божество, олицетворявшее земные блага.
Иаков говорит о четырех формах богатства: богатство, одежды, золото и серебро. В библейские времена под богатством в основном имели в виду зерно, масло и другие товары: одежды, золото и серебро. Возможно, когда Иаков говорит: «Богатство ваше сгнило», — он подразумевает, что зерно изъедено червями, а масло прогоркло.
Дело в том, что эти продукты хранились до тех пор, пока не портились. В свое время их можно было бы использовать, чтобы накормить голодных; теперь же они ничего не стоят. «Одежды ваши изъедены молью», — продолжает он.
С одеждой, которую носят постоянно, такого не происходит. Но когда шкафы настолько забиты одеждами, что их одевают очень редко, их повреждает моль. Иаков считает нравственным преступлением накапливать одежду подобным образом, в то время как множество людей во всем мире находится в отчаянной нужде.
Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь, продолжает он. Золото и серебро не ржавеют, но тускнеют и изменяют цвет, а при неблагоприятных условиях хранения, возможно, могут подвергаться действию коррозии. Вместо того, чтобы вложить свои деньги в дело, накормить голодных, одеть нуждающихся, обеспечить лекарствами больных и распространять Благую Весть, богатый сберегал свои деньги на «черный день».
Не богатство является грехом и бедой, а излишняя надежда на него, которая отдаляет человека от Бога. С другой стороны, и богатство может быть орудием на пути ко спасению. Для этого оно должно стать не целью, а средством.
Понуждая себя делиться, отдавать, помогать другим, мы сможем избавиться от сребролюбия и жадности. Мы поймем, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35), что, раздавая, мы можем получить большую радость и удовлетворение, чем копя и собирая ценности, которые нам самим порой приносят очень мало пользы.
Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.
В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.
Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.
(Пс.48:7-14)
Источник: bible-facts.org