Бизнес это институт общества

Институты общества — это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил. Выделяют три фундаментальных института общества, и четвёртый — духовный — включает культуру, науку, религию и образование.

Термин «институт» (лат. institutum — установление, устройство) имеет множество смыслов. Со временем он приобрёл два значения — узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное (совокупность норм права по определённому кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования).

Первое определение понятия «институт общества»

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определённую сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), они углубили наше представление о них как о столпах, на которых покоится общество. Их предназначение — удовлетворять важнейшие (фундаментальные) жизненные потребности общества. Их всего четыре, но ровно четыре и основных социальных института:

Максим Спиридонов | Основатель Нетология и бизнес-клуба Reforma | Анонс | ТЕРРИТОРИЯнеОПРЕДЕЛËННОСТИ

  • институт семьи и брака — потребность в воспроизводстве людей,
  • экономические институты — потребность в добывании средств к существованию,
  • политические институты — потребность в безопасности и социальном порядке,
  • духовные институты — потребность в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, социализация подрастающего поколения.

Итак, первое и наиболее распространённое понимание социального института — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Институты возникли в глубокой древности. Производству учёные насчитывают 2 млн. лет, если за отправную точку брать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет.

С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная и т. д. Государству примерно столько же лет, сколько и образованию, а именно 5-6 тыс. лет. Если с первым все достаточно ясно и ошибиться можно на одну-две тысячи лет, то с образованием дело обстоит сложнее. В данный момент институт представляет собой совокупность людей и социальных организаций. Школы, техникумы, вузы, различные курсы и т. д. плюс Министерство образования и его аппарат, научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования.

Второе определение понятия «институт общества»

Учёные дают второе определение социальному институту как совокупности общественных обычаев, воплощения определённых привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним. Так понимают термины «институция» (установление, обычай, порядок, принятый в обществе) и «институт» (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения) юристы. Отсюда и слово «институционализация», обозначающее закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

ОБУЧЕНИЕ НА БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ// ВСЯ ПРАВДА

Так, институционализация какой-либо науки, например социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов, подготовку профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т. д. По существу институционализация — это упорядоченная система, которую с полным основанием можно считать социальной организацией.

Социальная функция институтов общества

Итак, понятие «социальный институт» не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, работающих в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий. Это вполне зримые объекты — здания, мосты, заводы, персонал, жилые квартиры, оборудование, наглядно показывающие функционирование данного института. К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т. п.

Читайте также:  Как снизить налоги защитить активы и повысить эффективность бизнеса

Социальный институт ещё и гигантская социальная система, охватывающая статусы и роли, социальные нормы и санкции, социальные организации (предприятия, университеты, фирмы, агентства и др.), которые имеют персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики. Социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Источник: www.wikiznanie.ru

Обществознание 09.11.2013 8 класс Урок 14. Предпринимательство Социальный и экономический институт общества, закрепленный и регламентируемый законом, — презентация

Презентация 8 класса по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «Обществознание 09.11.2013 8 класс Урок 14. Предпринимательство Социальный и экономический институт общества, закрепленный и регламентируемый законом,». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Обществознание класс Урок 14

2 Предпринимательство Социальный и экономический институт общества, закрепленный и регламентируемый законом, имеющий четкую организацию и правовую структуру.

3 Бизнес Бизнес – это любая (не запрещенная законом) деятельность нацеленная на получение прибыли.

4 Формы предпринимательства корпорации Формы предпринимательства партнерское Хозяйственное общество, объединение лиц и капиталов для производства товаров или услуг индивидуальное Товарищество, принадлежащее нескольким собственникам Фирмы, предприятия розничной торговли

5 Факторы производства ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – деятельность по организации и управлению производством, которые связаны с новаторством, риском Плата за это ПРИБЫЛЬ

6 Преимущества малых предприятий быстро реагируют на изменения рынка привлекательны для талантливых и энергичных людей не требуют больших затрат

7 Прибыль. Доходы. Это разница между доходами и затратами Это те деньги, которые мы получаем за услуги или реализованный товар.

8 Затраты. Это средства, которые мы вкладываем в какое- Либо производство. Если затраты превышают доходы, то прибыли нет, а есть убыток.

9 Домашнее задание: Параграф 13, в тетради выполнить практикум, выписать и выучить понятия (предпринимательство, бизнес, доходы, затраты).

Источник: www.myshared.ru

Тема 5. Социальные Институты

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.
Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений – финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
Социальные институты:
• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья – роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;
• включают систему санкций – от правовых до морально-этических;
упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Функции социальных институтов: явные (заявлены официально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
Образец задания
C5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.
Ответ: Институт общества – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей. Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества – сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др.

Читайте также:  Бизнес на перекупе авто

Социальные институты.

1) Социальные институты – элементы системного строения общества.

2) Основные функции социальных институтов:

а) служат удовлетворению общественных потребностей;

б) организуют совместную деятельность людей;

в) действуют в соответствии с определенными правилами и нормами;

г) обеспечивают социализацию индивидов.

3) Важнейшие социальные институты:

а) институты воспроизводства человека – семья;

б) институт передачи социального опыта и знаний – школа;

в) институты регулирования общественных отношений (право, политика, мораль, государство);

г) институты удовлетворения материальных потребностей общества (экономика, рынок, бизнес).

4) Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых – суть социальной динамики:

5) Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху.

Тема 6. Многовариантность Общественного Развития. Типология Обществ

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:
– экономические реформы – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);
– социальные реформы – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);
– политические реформы – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
В современных условиях два пути общественного развития – реформа и революция – противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация». Под инновацией (от англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. moderniser – современный) – это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:
1) дописьменные и письменные;
2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
5)

Читайте также:  Депозит для бизнеса это

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества
Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.
Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895).
Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».

Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.
Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.
Термин «цивилизация» (от лат. civis – гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:
– как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);
– как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);
– как синоним культуры (например, А. Тойнби);
– как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.
Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
В современной теории цивилизации выделяются два подхода.

Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889–1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы – западную и восточную.

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация – на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

Образец задания
B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: Революция.

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин