Если вы владеете иностранными языками и вам нравится общаться на них, можно использовать это преимущество в поиске работы. Разбираем, какие языки сейчас наиболее востребованы и как зарабатывают репетиторы и переводчики.
⏱ Время прочтения — 7 минут
Что дает знание иностранного языка?
Возможностей для изучения и практики иностранных языков сейчас множество: можно постигать их в школе, на онлайн-курсах, практиковаться онлайн с носителями из других стран. Это, с одной стороны, просто интересно, а с другой, может помочь вашей карьере.
Анастасия Носачева, эксперт сервиса «Готовое резюме»:
«Знание иностранного языка повышает вариативность и ценность резюме. Часто работодатели готовы доплачивать сотрудникам за знание иностранных языков.
Английский, турецкий и китайский языки сейчас наиболее востребованы на рынке труда. Также перспективны для трудоустройства: испанский, немецкий, арабский, японский языки.
Топ 11 прибыльных идей для бизнеса в 2022
При этом есть множество профессий, где иностранный язык не требуется, например: юрист (не международник), бухгалтер, водитель, агроном и многие другие.
Часто знание языка требуется для позиций: программист, маркетолог, web-дизайнер, журналист, инвестиционный брокер, стюардесса, менеджер по туризму и другие.
Если вы знаете иностранные языки и это актуально для вашей профессиональной сферы или в компании, куда вы откликнетесь, указывайте это в резюме и сопроводительных письмах. Прикрепите дипломы и сертификаты о прохождении курсов или подтверждении уровня владения языком. Если документов нет, можно указать навык в дополнительных разделах резюме: «Обо мне», «Ключевые навыки», а также в описании опыта работы».
Вот лишь несколько актуальных вакансий, на которые ищут кандидатов со знанием иностранного языка:
1 | Project Manager | Тамбов | от 100 000 руб. до вычета налогов |
2 | Программист 1C | Воронеж | от 90 000 руб. до вычета налогов |
3 | Специалист поддержки со знанием французского языка | Москва, удаленно | от 1 000 EUR до вычета налогов |
4 | Менеджер по продажам со знанием английского языка | Москва, удаленно | от 1 000 USD до вычета налогов |
5 | Лингвист-аналитик (арабский язык) | Москва | от 80 000 руб. на руки |
6 | Менеджер по закупкам со знанием китайского языка | Екатеринбург | от 80 000 руб. на руки |
7 | Бортпроводник | Нижний Новгород | от 80 000 руб. до вычета налогов |
8 | Аудитор | Омск, удаленно | от 80 000 руб. до вычета налогов |
9 | Официант | Санкт-Петербург | от 70 000 до 100 000 руб. на руки |
10 | Специалист технической поддержки клиентов | Санкт-Петербург | от 70 000 руб. на руки |
Переводчики и репетиторы иностранных языков
Те, кто знает языки на продвинутом уровне, могут попробовать себя в роли переводчиков или репетиторов. Эти профессии крайне востребованы, они могут быть как подработкой, так и полноценным заработком.
Как открыть школу английского языка. Бизнес маленький город. Бизнес идеи. Бизнес идея
Согласно данным hh.ru, среди переводчиков работодатели ищут чаще всего специалистов с опытом работы от 3 до 6 лет — доля таких вакансий составляет 38%. Без опыта работы могут устроиться 33% переводчиков. Соискатели одинаково востребованы и на постоянную работу (48% вакансий), и на частичную занятость (47% вакансий).
Репетитором иностранных языков можно трудоустроиться, когда опыт работы составляет от 1 до 3 лет. Количество вакансий для них составляет 51%. При этом 30% вакансий размещены для соискателей без опыта работы — и это отличная возможность войти в профессию. Чаще всего репетиторы требуются на частичную занятость — больше половины вакансий предполагают такую организацию работы.
Переводчик Анастасия Автушко и преподаватель Юлия Чусовитина рассказали hh.ru о своем профессиональном пути, о бонусах владения языком и о карьерных планах.
Анастасия Автушко, 37 лет, переводчик
Знает английский, испанский, японский
Я начала работать переводчиком, не имея специального образования. Первые два высших — в сфере юриспруденции и госслужбы. После вуза проработала 3,5 года юристом в Федеральной антимонопольной службе. Решила уходить из профессии, но было непонятно куда.
Примерно в это время мне позвонила подруга и сказала, что у ее знакомой на работе ищут переводчика с письменного английского. У меня был хороший английский язык еще со времен школы. В институте были курсы разговорного английского. Плюс я год обучалась в Японии — там тоже одним из предметов был английский. Решила попробовать себя на эту вакансию.
Прошла два этапа собеседований — и меня взяли. Кстати, мое юридическое образование пригодилось на этой работе — нужны были в том числе юридические переводы.
Языки я любила со школы. Они мне давались довольно легко. Кроме английского я знаю японский и испанский языки. Японский начала учить в вузе за три года до того, как поехала на стажировку в Японию, — его знание было обязательным, чтобы попасть в программу. Когда начала работать переводчиком, появилась возможность выучить испанский с преподавателем, потому что компания работала с испанцами.
В сфере переводов я работаю уже девять лет, и работа всегда находилась. Знание английского открывает много перспектив — появляется возможность работы в иностранных компаниях или на проектах с участием иностранцев. Я, например, работала на проектах по строительству нефтеперерабатывающих установок. Когда на такую работу трудоустраиваются инженеры и строители — знание английского всегда становится преимуществом.
В профессии переводчика наличие опыта срабатывает не везде. Поэтому я решила получить профильное образование. Да и захотелось оказаться в заграничном вузе, почувствовать вновь эту студенческую движуху. Я поступила в Портсмутский университет в Англии в магистратуру по специальности «перевод и переводоведение». В декабре 2020-го получила степень магистра гуманитарных наук.
Работу начала искать только сейчас — решила устроить себе саббатикал и отдохнуть.
Знание языка позволило получить мне очень разнообразный и интересный опыт. Например, в 2017 году в Сочи проводился Международный фестиваль молодежи и студентов. Я участвовала как волонтер и была атташе одной из иностранных делегаций. На фестиваль тогда приехали представители 185 стран. Участников было 20 тысяч.
Вместе с волонтерами и организаторами — около 60 тысяч. Очень весело и интересно. У меня в планах еще когда-нибудь съездить на Олимпиаду.
Юлия Чусовитина, 35 лет, преподаватель английского языка
Знает английский, изучает китайский
Я окончила педагогический вуз по специальности «учитель истории и английского языка». Последние 14 лет преподаю английский, имею высшую преподавательскую категорию.
Получив диплом в Нижнем Тагиле, я переехала в Екатеринбург. Нужно было быстро найти работу — и оказалось, что английский везде востребован, если ты преподаватель. Поэтому я начала работать в школе. После нескольких лет ушла в декрет, переезжала. Сейчас работаю в Алапаевском многопрофильном техникуме.
Эффективный английский
- 23.03.2017
Изучение иностранных языков – одно из наиболее перспективных направлений развития современного образования. В особенности актуальным трендом является поиск новых путей обучения, разработка эффективных современных методик, работающих в режиме онлайн. О перспективах развития специализированной образовательной сети в России, креативных бизнес-идеях, планах и возможностях расширения проекта по интерактивному изучению английского языка «Жажде» рассказал Георгий Соловьев, основатель интерактивной школы SkyEng.
Идея, вложения, начало пути в бизнесе
Идея создания школы SkyEng пришла в 2008 году студенту Георгию Соловьеву. Во время обучения на втором курсе МФТИ он придумал для себя способ изучения английского языка с преподавателем через интернет. В то время такой услуги на рынке не существовало, а Георгию обязательно нужно было выучить язык. Однако преподаватель в Москве стоил 1500 рублей в час, а в его родных Чебоксарах – 150 рублей.
Тогда Георгий настроил преподавателю интернет, купил гарнитуру и веб-камеру. Начались занятия, и такой способ оказался весьма успешным и нашел отклик у других студентов.
Так родилась идея создания школы, в которой образовательные материалы будут в удобном виде выложены на отдельной платформе в интернете, а не пересылаться по скайпу. Также система будет запоминать все ошибки и через некоторое время предлагать проработать их снова, а учебный материал будет подобран индивидуально в зависимости от интересов, целей и уровня языка каждого ученика.
Преимущества такой системы обучения налицо: эффективность, индивидуальный подход, экономичность и сокращенные темпы обучения.
Кроме того, организация такой школы требовала минимум стартовых вливаний – преподаватели и ученики общались в режиме онлайн, поэтому не было нужды тратиться на аренду помещения, организацию специального офиса, производственную логистику. Все затраты были сокращены до необходимого минимума. Проект SkyEng не остался без внимания правительства, и его развитию поспособствовало государственное финансирование.
Георгий Соловьев: «Начальный инвестиционный капитал SkyEng составлял 400 тысяч рублей. В 2013 году школа привлекла дополнительно 330 тысяч долларов инвестиций. На сегодняшний день вся сумма инвестиционного капитала полностью покрывается прибылью».
Корпоративный менеджмент
Изначально команда школы SkyEng состояла из 4 человек – 4 сооснователей, которые пытались претворить идею школы в жизнь. Эти люди отвечали за техническое обеспечение обучения, за продвижение компании, привлечение учеников и так далее. Вся команда состояла из молодых, неопытных в бизнесе ребят, воодушевленных общей идеей.
Разумеется, работать поначалу приходилось слишком много, а получать – слишком мало. Создание эффективной работоспособной команды занимало почти все время основателей школы. Существенно ощущалось отсутствие практического опыта ведения бизнес-деятельности, базовой юридической подготовки, отсутствие налаженной системы менеджмента и маркетинга.
И, конечно же, в самом начале деятельности школы встал вопрос о поиске преподавателей, причем не просто преподавателей, а качественных специалистов, которым могли бы доверять люди.
Георгий Соловьев: «Искали их через объявления на сайтах поиска работы, но с самого начала и по сей день отбор является довольно жестким: из 36 присланных резюме и проведенных собеседований только 1 учитель приглашается работать в SkyEng».
Качество преподавания – до сих пор приоритетный компонент деятельности школы SkyEng, поскольку без этого проект рискует превратиться в одну из современных «новоделок» на один день. Разумеется, создатели интерактивной школы SkyEng нацелены совершенно на другие перспективы.
Система работы компании, прибыль и необходимые вложения
Интерактивная школа SkyEng действует по принципу самостоятельного обучения, выполняемого под лояльным контролем квалифицированного педагога. Методика обучения основана на индивидуальном подходе, комплексной интеграции ученика в языковую среду, постоянном информационном и методическом сопровождении. Каждый ученик может корректировать систему обучения так, чтобы она соответствовала собственным пожеланиям и приоритетам – но в рамках разработанной учебной программы.
Георгий Соловьев: «Система работы простая: мы – школа, у нас есть учителя, которые проводят уроки, и за это мы берем деньги. Соответственно, добавленная стоимость к этим урокам – наша прибыль».
Вкладывать капитал основателям SkyEng приходится в разработку IT-платформы, которая позволяет посекундно контролировать каждое мгновение, которое человек тратит на изучение английского языка. Школа добивается того, чтобы учитель работал четко по методике, чтобы все ошибки, которые система и человек замечают во время урока, он отрабатывал.
Таким образом, оплаченная экспертиза учителя (то, за что ученик платит деньги) не исчезает, а сохраняется в системе. Человек отрабатывает свои ошибки в ходе домашних заданий, в ходе уроков и так далее. Это очень наукоемкое производство: компания сама разрабатывает свою платформу, вкладывая в нее полученную прибыль. То есть 100% своей прибыли SkyEng реинвестирует в свое развитие.
Клиенты, стоимость услуг, обороты
SkyEng – компания, нацеленная на систематическое наращивание экономической эффективности. Создатели интерактивной школы по обучению английскому языку прекрасно понимали финансовые перспективы начинаемого дела. Однако деньги в образовании решают далеко не все. Намного важнее – правильные люди, готовые работать ради общей идеи, не останавливаясь. Естественно, труд таких людей также должен быть оплачен должным образом.
Георгий Соловьев: «Занятия в школе проводятся 24 часа в сутки, каждый урок длится 50 минут. На данный момент в школе занимается 8300 учеников и работает 800 преподавателей из 23 стран мира. С момента основания SkyEng проведено 643 тысячи уроков, около 30 тысяч уроков проводится ежемесячно. Средняя стоимость урока с русскоязычным преподавателем составляет 690 рублей, с носителем английского языка – 1270 рублей».
За 2016 год компания заработала 330 миллионов рублей. По сравнению с 2015 годом, достигнут рост в 3,5 раза. К концу 2016 года SkyEng удалось выйти на 40 миллионов рублей ежемесячной прибыли. Операционная прибыль по итогам года составила 66 миллионов рублей.
Георгий Соловьев: «Поскольку мы давно и устойчиво прибыльные, у нас хорошая маржинальность. Мы растем последние годы уже на больших числах – показываем трехкратный рост, поэтому постоянно получаем предложения и о продаже бизнеса, и об инвестициях. На текущий момент мы пока не приняли ни одно из этих предложений, поскольку видим, что мы сами способны финансировать свой рост и успешно развиваться».
Главные конкуренты на рынке рассматриваемого сегмента – традиционные языковые курсы. Как и на общем рынке онлайн-образования, 90% прибыли находится в офлайн-сегменте. И компания SkyEng считает, что способна победить.
Для того чтобы выигрышно выглядеть на фоне конкурентов, компания активно внедряет ряд систем и программных решений, которые должны способствовать продвижению SkyEng на рынке изучения английского языка.
Георгий Соловьев: «Что касается фишек, то у нас, в первую очередь, это наша уникальная онлайн-платформа, позволяющая контролировать качество образования. Это наша гордость: мы точно знаем, что учитель делал в ту или иную минуту, мы точно знаем, где человек сделал ошибку. Мы развиваем экосистему, которая позволяет людям учить английский во время урока, выполнять домашнее задание и учить новые слова по дороге на работу. Также можно использовать умные субтитры во время просмотра фильмов и сериалов на английском языке – мы создаем для человека такую систему, когда он, занимаясь чем угодно и где угодно, продолжает изучать английский язык. И на данный момент этого просто ни у кого больше нет.
Вторая фишка, почему мы лучше конкурентов, в том, что сейчас модно называть data driven company. Все решения, которые принимаем, строятся на аналитике, мы тестируем каналы привлечения, работу с клиентами, методики обучения и все остальное. Все, что мы делаем, мы делаем путем математически построенных экспериментов.
Поскольку наша отрасль достаточно молодая, то в ней сейчас развиваются все. И больше всего денег в тех проектах, где присутствуют живые преподаватели. Там, где преподавателя нет, а есть только самообучение, экономически эффективных проектов не зафиксировано».
Перспективы и кризис
SkyEng – динамичная молодая компания, которая стремится к постоянному росту. Здесь уделяют внимание не столько росту прибыли, сколько поиску новых увлекательных бизнес-идей, эффективных концепций, перспективных рынков продвижения.
Георгий Соловьев: «Мы постоянно расширяемся, а поскольку наш бизнес онлайновый, то у нас, в принципе, нет целей кучковаться по городам. Сейчас мы проводим эксперименты по выходу на международный рынок и надеемся, что они будут успешными.
Что касается перспектив развития, то мы считаем, что в языке онлайн-образование должно полностью победить офлайн: наши курсы намного эффективнее, чем персональные занятия с преподавателем или в группе. Также нет никакой логистики – клиенты не тратят время на дорогу в языковую школу. Отразился ли на нас кризис? Да, он нам помог: мы стали расти быстрее и во многом как раз за счет наших конкурентов – офлайновых языковых курсов».
SkyEng в цифрах и фактах
Год основания
Срок окупаемости
Стартовый капитал
Годовой оборот за 2016 год
Уровень ежемесячной прибыли
Операционная прибыль за 2016 год
Рост рентабельности
Штат
Количество учеников
Стоимость услуг
690 руб./занятие, с носителем английского языка – 1270 руб./занятие.
Источник: zhazhda.biz
Бизнес-план создания лингвистической компании
Предпосылки создания малого предприятия. Идея создания своей небольшой фирмы, обучающей всех желающих иностранным языкам, возникла у Елены Бобковой после того, как она стала индивидуальным предпринимателем и начала приватную подготовку по английскому языку людей разных возрастов и потребностей. Как оказалось, наиболее часто обращались к ней люди, которых можно подразделить на несколько основных сегментов:
— школьники, которым иностранный язык давался с большими сложностями в обычной общеобразовательной школе (часть из них готовилась к сдаче ЕГЭ);
— школьники, желавшие освоить английский язык в совершенстве. Этому контингенту традиционная школьная программа казалась несовершенной и достаточно узкой. Некоторые учащиеся из этой группы хотели быть более продвинутыми в определенном направлении – литературном, историческом, медицинском и т.д.;
— аспиранты и соискатели, желавшие в ускоренном режиме подготовиться к итоговым экзаменам по иностранному языку. Некоторые лица из данного направления планировали стажировки в англоязычных странах;
— люди, выезжающие за границу в туристических целях, на временную работу, учебу или на постоянное место жительства. Для этих людей мотивировка изучения языка обычно более прагматична – например, иметь определенный запас слов, сдать стандартный экзамен (по типу программы TOEFL), уметь объясниться с окружающими иностранцами.
Елена зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель после трех лет работы в лицее, куда она пришла после окончания факультета иностранных языков педагогического университета. Отличное знание трех иностранных языков со стажировками в странах-носителях языка помогло ей в подработках, так как заработная плата начинающего учителя была весьма скромной.
Сначала к Елене обращались родители некоторых учеников, желавшие улучшить лингвистические знания и навыки своих детей. За установленную почасовую плату в 500 руб. за час Елена вела подготовку на дому. Отзывы о ее работе были благоприятными, что способствовало притоку новых клиентов как из числа школьников, так и из других потребительских сегментов.
Уплотнение графика работы Елены дошло до своих естественных пределов, и тогда ей пришлось изменять технологии своей работы:
— во-первых, повышать плату за один час обучения, — сначала до 800 руб., а затем и 1000 руб. за академический час;
— во-вторых, перейти на технологии группового обучения, для чего пришлось арендовать в лицее и школах классы для коллективных занятий;
— в-третьих, Елене пришлось принимать решение о сокращении штатной нагрузки учителя до 0,5 ставки, так как официальная зарплата была значительно ниже предпринимательского заработка.
Создание юридического лица.
Для повышения прибыли бизнеса и большего охвата желающих изучить иностранные языки по методу Милошевича, Е.Бобковой было принято решение реорганизовать свою предпринимательскую деятельность в более продвинутую организационно-правовую форму и создать малое предприятие с виде общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Юридическое лицо будет иметь ряд преимуществ, — решила Елена. Во-первых, важна имиджевая составляющая – клиентам почти всегда лучше иметь дело с юридическим лицом – это выглядит более солидно.
Во-вторых, если кто-то из преподавателей заболеет или уедет в командировку, то занятия не нужно будет переносить или отменять; другие специалисты смогут подменить коллегу. Это обстоятельство создает стабильность и непрерывность учебного процесса.
В-третьих, сама Елена сможет больше времени уделять организационным и управленческим моментам, подыскивая и принимая на работу лучших специалистов по различным специализациям языковой подготовки (техническим, гуманитарным, искусствоведческим и проч.) и языкам (немецкому, французскому, испанскому, китайскому, португальскому и т.д.). Став главой собственного малого предприятия, Елена сможет не только арендовать помещения для занятий, но и впоследствии приобрести собственные офисные и учебные площади, оборудованные специализированной компьютерной техникой и программным обеспечением.
Присвоив учрежденному предприятию звучное наименование, можно будет сделать его со временем известным брэндом, который станет притягивать клиентов при наличии хорошей деловой репутации. Если бизнес пойдет удачно, его можно будет «клонировать», распространяя в другие районы и города страны.
Зарегистрировать и начать деятельность юридического лица планируется в ноябре 2012 года. Основная направленность бизнеса – оказание образовательных услуг в области изучения иностранных языков.
Официальное название предприятия – Общество с ограниченной ответственностью «Ин-яз страна».
Тип предпринимательской деятельности – образовательная; передача знаний по основам иностранного языка и выработка практических навыков письменной и разговорной речи на одном (или нескольких) из преподаваемых языков.
Юридический адрес: г.Ростов-на-Дону, ул.Октябрьская, д.112, корп.2.
Владелец бизнеса: Бобкова Елена Михайловна.
В организационном плане ООО «Ин-яз страна» будет представлять собой малое предприятие с численностью работающих в 11 единиц (включая 5 человек постоянного персонала и 6 совместителей).
Собственник и генеральный директор компании – Бобкова Е.М. Все организационные, финансовые, кадровые и управленческие вопросы решаются Бобковой Е.М. в единоличном порядке.
Кадровый состав предприятия
Предполагается, что более половины преподавательского состава малого предприятия «Ин-яз страна» в 2012-2013 гг. будут составлять приходящие специалисты, работающие либо на часть ставки (0,25; 0,33; 0,5; 0,75 ставки), либо на принципах почасовой системы оплаты труда.
Специализация преподавательского состава будет подбираться под текущий спрос на подготовку по иностранным языкам. На текущий момент структура преподавателей компании «Ин-яз страна» представлена на диаграмме рис.1.
Рис.1. Специализация преподавателей компании «Ин-яз страна»
При этом основная часть (95%) преподавательского контингента владеет в совершенстве 2-3 языками. Поэтому существует возможность дополнительного преподавания португальского, японского и китайского языка без дополнительного расширения преподавательского состава.
Начиная со второй половины 2012 года на предприятии «Ин-яз страна» будут работать два иностранных преподавателя из Великобритании и Германии. Эти специалисты будут работать с контингентами, изучающими продвинутые курсы языка и желающими приобрести отличные разговорные навыки.
Также на предприятии планируется работа на постоянной основе бухгалтера и менеджера-диспетчера, выполняющих соответствующие профессиональные функции.
Прогнозные оценки и анализ жизненного цикла предлагаемых услуг
Влияние времени года.
Работа на рынке образовательных услуг практически не связана с сезонными колебаниями спроса и предложения. Конъюнктура стабильна, спады наблюдаются в дни школьных летних каникул, а также в период летних отпусков. Имеется также незначительное снижение спроса в январе и начале мая, что связано с длительными праздниками.
Однако не все категории обучающихся прекращают занятия в этот период. Напротив, люди из числа занятых на производстве, более разгружены в праздники и охотно занимаются языковой подготовкой во время продолжительного досуга.
При стабильном портфеле заказов, таким образом, имеется возможность сгладить конъюнктурные колебания за счет переноса занятий в соответствии с пожеланиями обучающихся.
В зависимости от типа запросов по изучению иностранного языка, возрастных и профессиональных контингентов в значительной степени варьируется продолжительность и интенсивность предлагаемых обучающимся курсов.
Для школьников продолжительность обучения варьируется в диапазоне от 6 месяцев до 2 лет. Для студентов и аспирантов традиционными являются курсы длительностью в 1-2 семестра. Для людей, желающих освоить иностранный язык для сдачи экзаменов по стандартам TOEFL, продолжительность обучения составляет от 2 до 5 месяцев в зависимости от уровня базовой подготовки и способностей к усвоению языка у обучающихся. Общая структура по количественным параметрам представлена на рис.2 данные по кварталам 2012 года даны для ИП Бобковой Е.М.).
Рис.2. Динамика изменения структуры обучающихся иностранному языку по кварталам.
Изменения на рынках подготовки иностранному языку в ростовском регионе происходят достаточно активно. Наблюдается в последние два года повышение интереса людей различных категорий к изучению французского, испанского и португальского языка. Вместе с тем преподавателями компании «Ин-яз страна» фиксируется постепенное увеличение численности желающих изучать языки азиатских стран – в первую очередь, Китая и Японии.
В настоящее время на рынках Ростова-на-Дону темпы роста числа заказчиков стабильные. Доля неосвоенного рынка – незначительная; спрос на 5-7% превышает предложение. Вхождение в рынок – достаточно простое, при наличии определенной клиентуры и хорошей деловой репутации – без особых затруднений.
Объем рынка. Малое предприятие «Ин-яз страна» займет долю рынка Ростова-на-Дону, равную 0,4-0,7 % за первые два года своего существования. Интенсивное расширение бизнеса в текущем календарном году не планируется в связи с отработкой необходимых технологий и поддержанием качества предоставляемых продуктов и услуг.
Сегментация рынка. Основные клиентские контингенты и их анализ. Рынок предоставляемых образовательных услуг в Ростове-на-Дону довольно плотно насыщен и характеризуется весьма острой конкуренцией (которая несколько ослабла в период экономического кризиса 2008-2010 гг.).
Основные запросы потребители предъявляют на изучение английского языка – 73%, далее идут испанский – 6%, немецкий и французский – по 5%, китайский – 3%, португальский – 2% и другие языки – всего 6% (см. рис.3).
Рис.3. Распределение обучающихся по желанию изучить иностранный язык на рынке Ростова-на-Дону (по данным компании «Ин-яз страна» — в % от общей численности).
Прямыми конкурентами компании «Ин-яз страна» будут 28 аналогичных предприятий, функционирующих на местном рынке, а также около 1,5 тыс. частных репетиторов, готовящих различных потребителей по иностранным языкам в режиме индивидуальных занятий. Кроме того, значительную конкуренцию компании «Ин-яз страна» будут оказывать официально не зарегистрированные репетиторы и учителя средних образовательных школ, работающие по объявлениям или по частным рекомендациям (то есть по каналам «сарафанного радио»).
Глава компании «Ин-яз страна» Е.Бобкова полагают, что в течение 1-1,5 года сможет отвоевать существенную часть рынка у нелегалов (аутсайдеров), поскольку намерены вести бизнес с твердыми гарантиями, безупречной репутацией и белой бухгалтерией.
Тактика продаж и обслуживания клиентов. Компания «Ин-яз страна» будет предлагать клиентам не только услуги по обучению и совершенствованию навыков разговорного иностранного языка, но и ряд других опций, представляющих собой комплексный продукт.
Во-первых, клиенты на фазе первичного контакта получат квалифицированные консалтинговые услуги, которые помогут определиться обучающимся с продолжительностью, интенсивностью и стоимостью курсов.
Во-вторых, клиенты получат возможность ознакомится с учебными программами, программными продуктами и базовыми знаниями и умениями на выходе из курса обучения. Фактически каждый клиент, школьник (или его родители) уже на стадии знакомства смогут определиться, что и за какие деньги они могут получить. При этом компания дает твердые гарантии, что именно заявленный объем знаний и умений получит клиент.
Более того, в компании имеется специалист, работающий с людьми, имеющих дефекты речи или иные трудности типа дислексий или проблем невосприятия традиционных методов обучения.
И, наконец, клиентам, желающим освоить второй, третий или последующие иностранные языки, будет предоставлена такая возможность на льготных условиях. Для постоянных клиентов будет действовать система скидок при оплате услуг. Для крупных заказчиков предусматривается возможность рассрочки платежей.
Ценовые тенденции. Цены на услуги репетиторов и преподавателей иностранного языка на рынках Ростова-на-Дону варьируются от 400-500 руб. до 2000 руб, за академический час. Конкретная стоимость тарифа определяется в зависимости от квалификации преподавателя (для носителя языка это максимальная сумма), от разновидности языка и конечных кондиций (какой уровень знаний и умений должен иметь клиент на выходе из курса обучения).
Минимальные цены запрашивают преподаватели, действующие на образовательных рынках без государственной лицензии и официальной регистрации. Репетиторы и учителя, работающие на основе частных договоров, работают без уплаты налогов и платежей в пенсионный и другие фонды. Ценовая конкуренция с ними весьма сложна, так как «теневых» преподавателей в настоящее время достаточно много на рынках. Точное их число не известно. Однако, по экспертным оценкам, их не менее 5 тыс. человек
Предполагается, что в ближайшие 1,5-2 года на рынке обучения иностранному языку будут наиболее рельефно проявляться две ценовые тенденции. С одной стороны, из-за возрастания конкуренции и увеличения на рынке доли теневых преподавателей (так называемых рифтеров) цены будут снижаться – ориентировочно на 5-6% процентов в год. С другой стороны, из-за инфляционных процессов номинальный размер расценок будет возрастать на величину потребительской инфляции (т.е. 12-14% в год). Кроме того, активизация налоговых и правоохранительных органов в части борьбы с незаконным предпринимательством может вывести с рынка часть рифтеров, что придаст импульс к повышению цен легальными образовательными учреждениями на 8-12% в год.
Малое предприятие «Ин-яз страна» будет поддерживать конкурентоспособность, удерживая стоимость образовательных услуг в диапазоне цен основных конкурентов минус пять-семь процентов. Это будет возможно при сотрудничестве с внешними преподавателями по схеме аутсорсинга.
Рекламная деятельность. Основной целью рекламной деятельности компании «Ин-яз страна» станет привлечение первичных клиентов. Реализация поставленной цели будет осуществляться посредством следующих каналов и инструментов:
1. Посредством корпоративного сайта компании «Ин-яз страна»;
2. С помощью радиорекламы и бегущей строки на каналах кабельного телевидения;
3. Посредством транзитной рекламы (внутри транспорта);
4. На уличных стендах и перетяжках.
Реклама на стадии образования компании будет распределена следующим образом (по затратам): реклама и PR-материалы на корпоративном сайте – без затрат; радиореклама и бегущая строка – 50%, транзитная реклама – 25%, на уличных стендах и перетяжках – 25%.
Финансовый анализ. Основными источниками денежного капитала для обеспечения начального функционирования компании «Ин-яз страна» станут средства учредителя бизнеса и банковский кредит.
Коммерческому банку, предоставившему компании «Ин-яз страна» первоначальный кредит в 750 тыс. руб. под 22% годовых, в течение первого года будут предоставляться ежемесячные сведения о доходах.
Срок окупаемости данного образовательного бизнеса – 1,5 года. Рентабельность – 28%. Основные финансовые показатели, данные о имеющихся договорах и лицензиях, сведения о сотрудниках компании выносятся в соответствующие приложения бизнес-плана.
Источник: vadim-galkin.ru