ЛЕКЦИЯ № 17. Социальные институты
1. Понятие социального института
Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.
Термин «социальный институт» как в социологии, так и обиходном языке или в других гуманитарных науках выступает в нескольких значениях. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным:
1) определенная группа лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни;
2) определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами от имени всей группы;
3) совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп;
4) иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы.
#22 Социальные институты
Например, когда мы говорим, что школа – это социальный институт, то под этим мы можем понимать группу людей, работающих в школе. В другом значении – организационные формы функций, выполняемые школой; в третьем значении важнейшим для школы как института будут учреждения и средства, которыми она располагает, чтобы выполнять функции, порученные ей группой, и наконец в четвертом значении институтом мы назовем социальную роль учителя. Следовательно, мы можем говорить о различных способах определения социальных институтов: материальных, формальных и функциональных. Во всех этих подходах мы можем, однако, выделить определенные общие элементы, которые и образуют основной компонент социального института.
2. Виды социальных институтов
Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:
1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);
2) потребности в безопасности и порядке (государство);
3) потребности в добывании средств существования (производство);
4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);
5) потребности в решении духовных проблем (институт религии). Следовательно, социальные институты классифицируются по общественным сферам:
1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Экономические социальные институты обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Эти институты складываются на материальном базисе общества;
2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти. Политические институты (государство, партии, общественные организации, суд, армия, парламент, полиция) в концентрированной форме выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения;
Что такое социальный институт | Обществознание ЕГЭ 10 класс Умскул
3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;
4) институты образования и культуры. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;
5) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношение к священным предметам и силам. Религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами (влияние ислама на все стороны общественной жизни в некоторых странах Ближнего Востока).
3. Функции социальных институтов
Социальные институты выполняют следующие функции или задачи в общественной жизни:
1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;
2) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желательных действий и осуществляют репрессии по отношению к нежелательным действиям;
3) обеспечивают устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;
4) осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.
4. Базовые характеристики социальных институтов
Принимая во внимание теорию социальных фактов Э. Дюрк-гейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, социологи вывели целый ряд базовых социальных характеристик, которыми социальные институты должны обладать:
1) институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собою нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. В этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностями внешней реальности – даже деревьями, столами и телефонами, – каждая из которых находится вне индивида;
2) институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем независимо от его сознания, и дано ему в его ощущениях;
3) институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. В противном случае могут наступить негативные санкции;
4) институты обладают моральным авторитетом. Институты провозглашают свое право на легитимацию – т. е. они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степени наказания, налагаемого на нарушителя.
Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому.
5. Развитие социальных институтов и институциализация
Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институциализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость – это, пожалуй, самый верный критерий зрелости и надежности общества. Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах: во-первых, возникновение новых социальных институтов; во-вторых, совершенствование уже сложившихся социальных институтов.
Становление и формирование института в том виде, как мы его наблюдаем (и принимаем участие в его функционировании), занимает достаточно длительный исторический период. Такой процесс называется в социологии институциализацией. Другими словами, институциализация представляет собой процесс, посредством которого определенные виды социальной практики становятся достаточно регулярными и продолжительными, чтобы быть описанными в качестве институтов.
Важнейшими предпосылками институциализации – формирования и становления нового института – являются:
1) возникновение определенных общественных потребностей в новых видах и типах социальной практики и соответствующих им социально-экономических и политических условий;
2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними норм и правил поведения;
3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий (а значит, представлений о рисунках новых ролей – своих и соотносимых с ними).
Завершением этого процесса институциализации является складывающийся новый вид общественной практики. Благодаря этому, формируется новый набор ролей, а также формальных и неформальных санкций для реализации социального контроля за соответствующими типами поведения. Следовательно, инсти-туциализация представляет собой процесс, посредством которого социальная практика становится достаточно регулярной и продолжительной, чтобы быть описанной в качестве института.
Источник: www.libma.ru
Предпринимательство как социально-экономический феномен
1. Специфика социологического подхода к изучению экономики. Экономика как социальный институт. Экономика является объектом исследования социологии и экономических наук. Сравним два подхода к изучению экономики.
В экономических науках. | В социологии | |
Основные категории | прибыль, рентабельность, добавленная стоимость, окупаемость расходов, рента, кредит и т.п. | экономическое поведение разных социальных классов и групп, хозяйственная мотивация, труд, модели занятости, экономическая культура и т.п. |
Цель | обеспечение эффективного ведения хозяйства, т.е. достижение максимально возможного результата в производстве и реализации продукции при минимальных расходах ресурсов | сам человек, его нужды, интересы, образ жизни |
Изучаются | отношения, которые овеществлены в потоках материальных, финансовых, информационных ресурсов, в готовой продукции и услугах. При этом человек в экономических отношениях также является одним из видов ресурсов | социальное в сфере экономики, т.е. людей, которые принимают участие в экономической жизни, объединяясь в группы, организации, социальные институты |
Социология экономики является, прежде всего, социологической наукой и, в отличие от экономической теории, ориентируется непосредственно на человеческое поведение и социальные связи как таковые. Экономические явления и процессы исследуются как результат социальной деятельности людей, а развитие экономики – как социальный процесс. Исходя из такой точки зрения, экономика трактуется как такая подсистема общества, которая интегрально связана с обществом и его культурой, особенностями государственной политики, правовых отношений, морали, религии, социальной структуры.
Социология изучает социально-экономические отношения, возникающие в экономической сфере, интегрально связанной с обществом в целом, его культурой, особенностями государственной политики, правовых отношений, морали, религии, социальной структуры.
Экономика – это социальный институт, организующий производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.
Различают 2 основных вида экономических институтов:
1. институт производства.
2. институт бизнеса.
Очевидно, что эти социальные институты имеют сложную структуру, т.е. включают в себя другие социальные институты (например, собственность, торговлю или банки).
Функции экономических институтов:
Явные функции:
· контроль в области отношений производства, распределения и обмена. В случае ослабления контролирующей функции возможны нечестные действия, недоплаты, мошенничество, рейдерство и т.д.
· интеграция всех агентов экономических обменов в единую сеть на основе взаимозависимости и взаимной ответственности. Эта система охватывает все общество, создает условия для его нормального функционирования.
Среди латентных функций экономических институтов можно назвать следующую: экономические институты являются основой социальной стратификации.
К дисфункциям можно отнести: изменение окружающей среды – нарушение экологии, изменение природного ландшафта, загрязнение почвы.
Экономика современных стран есть результат социальных перемен и технологических революций, происходивших на протяжении многих веков.
Технологические революции, которые преобразовали производство и изменили социальную жизнь:
I. Сельскохозяйственная революция. Первоначально люди занимались охотой и собирательством. Четкой экономической системы еще не существовало, скорее производство и потребление было составной частью жизни семьи.
Факторы, превратившие экономику в самостоятельный социальный институт:
1. сельскохозяйственная технология. 5000 лет назад люди стали использовать животных, чтобы обрабатывать плугом землю, эффективность деятельности при этом повысилась в 50 раз по сравнению с охотой и собирательством;
2. оседлый образ жизни;
3. профессиональная специализация;
4. появление городов;
5. появление торговли.
II. Индустриальная революция, связанная с развитием промышленности (середина ХVIII в.). Индустриализация изменила экономику по пяти фундаментальным направлениям.
1. Новые источники энергии. Создан паровой двигатель, который вскоре стали использовать для привидения в действие тяжелых машин.
2. Сосредоточение трудовых ресурсов на фабриках. Труд перестал быть домашним феноменом, он превращается в фабричное занятие: люди стали работать в специализированных и обезличенных местах, где установлены машины.
3. Обрабатывающая промышленность и массовое производство. До индустриальной революции большинство людей производили или собирали сырье, например, зерно, древесину или шерсть. В индустриальной экономике акцент сместился на изготовление из него различных товаров, например, одежды или мебели, чем и занимается большинство людей.
4. Разделение труда. Ремесленники и земледельцы всю свою работу от начала и до конца делали сами. На фабрике рабочий постоянно выполнял одну определенную операцию, внося лишь незначительный вклад в каждое готовое изделие. Подобная специализация существенно повысила производительность труда.
5. Наемный труд. Вместо того чтобы работать на самих себя, люди, трудившиеся на фабриках, превратились в наемных рабочих, продававших свой труд нанимателям, нередко заботившимся о людях меньше, чем о машинах.
III. Информационная революция, начавшаясяв середине ХХ в. в США. Создается постиндустриальная экономика – система производства, основанную на обслуживании и высокой технологии. Движущей силой этих перемен послужил третий технологический прорыв – появление компьютеров. В данный период происходят следующие изменения:
1. От материальных продуктов – к идеям. Если период индустриальной эры характеризовался производством товаров, то постиндустриальный этап работа заключается в манипулировании символами. Рабочая сила в это время – программисты, писатели, финансовые аналитики, рекламисты, архитекторы, издатели и консультанты по самым разным вопросам.
2. От физического труда – к умственному. Если индустриальная революция потребовала умения справляться с физическим трудом, то информационная – общей грамотности: умения правильно говорить и писать, компьютерной грамотности.
3. Новые информационные технологии стирают грань между работой и домом. Промышленное производство собирает рабочих на фабриках, расположенных вблизи источников энергии, а компьютерные технологии позволяют людям работать практически где угодно. Персональные компьютеры, факсы, мобильные телефоны могут превратить дом, автомобиль, самолет в так называемый «виртуальный офис».
Технологические революции отражают изменение соотношения между тремя секторами экономики:
Первичныйсектор – это сырьевая отрасль экономики (сельскохозяйственное производство, рыболовство, ведение лесного хозяйства и горнодобывающая промышленность и т.д.). Этот сектор в современном обществе преобладает в странах с низким уровнем дохода.
Вторичный сектор – отрасли экономики, перерабатывающие сырье в создаваемые товары. Это нефтепереработка и металлообрабатывающая промышленность (изготовление орудий труда, автомобилей). Данный сектор преобладает в странах со средним уровнем дохода.
Третичный сектор – отрасль экономики, связанная не с товарами, а с услугами. Сегодня в США примерно 72 % рабочей силы – люди, занятые в сфере обслуживания (торговля, туризм, образование, здравоохранение, страхование, банки, реклама и т.д.). Этот сектор в современном обществе преобладает в странах с высоким уровнем дохода.
Экономические системы:
Капитализм – это экономическая система, при которой природные ресурсы и средства производства товаров и услуг находятся в частной собственности.
Социализм – это экономическая система, в которой природные ресурсы и средства производства товаров и услуг являются общественной собственностью. Существует в КНР и примерно 20 государствах Азии, Африки и Латинской Америки.
Особенности этих систем покажем с помощью таблицы.
капитализм | социализм |
Право частной собственности | Коллективное владение собственностью |
Стремление к личной выгоде | Стремление к достижению коллективных целей |
Конкуренция и суверенитет потребителя | Государственный контроль над экономикой |
Преимущества экономических систем:
Экономическая эффективность. В конце 1980-х гг. данные о ВВП на душу населения в разных капиталистических странах в среднем составляло $13500, а в СССР и странах Восточной Европы – примерно $5000. Иными словами, капиталистическая экономика почти в 2,7 раза эффективнее социалистической.
Экономическое равенство. В середине 1970-х гг. в капиталистических станах доходы 5 % самых богатых граждан превышали доходы 5 % самых бедных в 10 раз, а в социалистических – в 5.
Таким образом, капиталистическая система обеспечивает более высокий уровень жизни, но способствует большему экономическому расслоению. Или другими словами, по своему экономическому положению граждане социалистических стран меньше отличаются друг от друга, чем капиталистических, но общий уровень жизни в соцстранах ниже.
Личная свобода. Капитализм делает ставку на свободу достижения личного интереса человека. Социализм, наоборот, акцентирует свободу от основных потребностей. Равенство – это цель, требующая вмешательства государства в экономику, оборачивающегося для граждан ограничением личного выбора.
До сих пор ни одной системе не удалось предложить гражданам и политической свободы, и экономического равенства одновременно.
2. Экономическое поведение. При изучении экономического поведения социология акцентирует внимание на факторах, условиях, социальных институтах, ситуациях, а также на социальных субъектах, которые реализуют свои конкретные экономические интересы.
Экономическое поведение – система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению экономических ценностей (ресурсов) и, во-вторых, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли от их обращения).
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru