работать с ог ромными об ъёмами инфо рмации различ ных видов.
Развивать навыки анализа сит уации и постановки про блемы, навыки ясн ого и
точного и зложения собственной точки зрения, навык самостоятельного
принятия решения на основе гр уппового анализа необхо димо уж е в
начальной шк оле.
Метод ке йсов является одним из наиболее актуальных. Основные отличия
кейса от учебной задачи состоят в том, что в кейсе зачастую отсутств ует
чёткий набор условий; учащийся сам выбирает наиболее значимы е условия;
алгоритм решения разрабатывается самостоятельно; не существует
однозначног о решения.
В результате испол ьзования этой технолог ии, у учащихся п оявляется оп ыт
принятия решен ий, действий в новой ситуации, решения проблем, умения
работать с текст ом, происходит с оотнесение теоретически х и практических
знаний, овладе ние практически ми навыками.
В силу небольшо го жизненн ого опыта у учащихся младших класс ов
Маркетологи разбирают бизнес-кейсы
использование кейс — методов не н ашло широкого применения в начально й
школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере
конкретной си туации позволяет сформировать у детей 7 — 10 лет высокую
мотивацию к учёбе. А так как отличительной особенностью технологи и
обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она
позволяет развиват ь такие личностные качества младше го школьника как
способность к сотруд ничеству, чувство лидерства и ответственност и за
решение группы, и даже можно го ворить о нача льны х стадиях формирования
основ деловой эт ики.
2. Понятие и н азначение кейсов
В классификации кейсов выделяют такие виды: практич еские кейсы, которые
отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной
задачей которых выступает обучени е; научно — исследовательские кейсы,
ориентирован ные на осуществле ние исслед овательской деятельности.
Учителя начальных классов в своей работе могут использо вать практические
кейсы, отра жающие типовые сит уации, которые наиболее ч асты в жизн и.
«По сути дела , кейс создает практическую, что называется «действующую »
модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может
сводиться к тренин гу обучаемы х, закреплению знаний, умений и навыков
поведения (принятия р ешений) в данной ситуации. Такие кейсы должны
быть максимально наглядными и д етальным и. Главный его смы сл сводится к
познанию ж изни и обретен ию способно сти к оптимальн ой деятельн ости» .
Для учащихся началь ной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство
сопереживания с его главными действ ующими лицам и, чтобы была описана
личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в
процессе принятия решения. И, конечно, кейс должен содержать проблему,
понятную учащемуся младших классов и обязат ельную оценку прин ятого
Кейс – технолог ия
Ключевые навыки для решения бизнес-кейсов и инсайты о кейс-чемпионатах от победителя
Это метод активного проблемн о – ситуаци онного анализа, основанный на
обучении путем решения кон кретных задач — ситуаций (ке йсов).
Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы
и находить и х решение, уч иться работать с информацией.
При этом акцент делается н е н а получе ние готовых знаний, а на их
выработку, на с отворчество учителя и ученика!
Кейс — технолог ия — это ин терактивн ая технология для краткосрочн ого
обучения на основе реальных и ли вымышленных ситуаци й, направле нная не
столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников
новых качеств и умений. Г лавное ее предназначение – р азвивать способность
анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение
работать с информа цией.
Кейс — это техн ология активного обучения на основе р еальных с итуаций.
Преимуществом кей сов является возможность оптималь но сочетать теорию и
практику, что представляется дос таточно важным при подготовке
специалиста.
Возможности ке йс — технологии в о богащающем о бучении
При кейс — технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить
самостоятельно. Это позволяет учащимся , опираясь на собственный опыт,
формулировать выводы, приме нять на практике полученн ые знания,
предлагать собственный (или групповой) взгля д на проблему. В кейсе
проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она
не имеет одноз начного реш ения.
В некоторых случаях н ужно найти не только р ешения, но и сформулиров ать
задачу, так как ф ормулировка ее представлена не явн о.
Создание кейса
Сначала нужно ответить на тр и вопроса:
— Для кого и чег о пишется ке йс?
— Чему должн ы научиться дети?
— Какие уроки они из этого извл екут?
После этого пр оцесс создан ия кейса б удет иметь вид:
— Цель обучения
— Структурирова ние учебного мате риала
— Выбор орган изационных форм, мет одов и сре дств обучен ия
Методы кейс – те хнологии
— метод инцидент ов
— метод разбора деловой к орреспонденции
— игровое пр оектирование
— ситуационно ролевая игра
— метод дискусс ии
— кейс — стадии
Работа ученика с кейсом
I этап — знакомств о с ситуа цией, её особ енностями;
II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий,
которые мог ут реально возде йствовать на сит уацию;
III этап — предло жение конце пций или тем для « мозгового штурма »;
IV этап — анал из последствий п ринятия тог о или иного решения;
V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов
последовательн ости д ействий, у казание на важные проблемы, механизмы их
предотвращения и решения.
Действия учител я в кейс – технологии
— создание кейса или использ ование уже имеющег ося;
— распределени е учеников п о малым гру ппам (4 — 6 человек) ;
— знакомство учащихся с с итуацией, системой о ценивани я р ешений
проблемы, срокам и выполне ния задани й;
— организация работы учащихс я в малых гру ппах, определе ние докладчи ков;
— работа с кейсом ;
— организация презентации решений в м алых группах;
— организация общей диск уссии;
— обобщающее в ыступление уч ителя, его анализ ситуа ции;
— оценивание у чащихся пре подавателем.
Есть 3 возмож ные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе
работы с ке йсом:
1 — Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительны х
вопросов или ( дополнительной) и нформации;
2 — В определе нных условиях учитель б удет сам давать отв ет;
3 — Учител ь может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто — то
работает над п роблемой.
Структура кей са
Кейс – это едины й информацион ный комплекс.
Как правило, кейс со стоит из трех частей: вспомогательная информация,
необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к
Ситуация – случай из реально й жизни
Факты — объект ивная информа ция
Вопросы и за дания для работы с кейсом
Цель работы с кейсом: создать условия для р азвития навыков анализа и
критического мышл ения.
Результаты ра боты с кейсом :
— Учебные – как результаты, связа нные с освоен ием знаний и навыков.
— Умение работы с текстом
— Освоение метод ов анализа
— О бразовательн ые – как р езультаты , образованные самими участниками
взаимодейств ия, реализова нные личные цели обучен ия.
— Появление опы та принятия решен ий, решения п роблем
— Повышение уро вня коммуникат ивных уме ний
— Опыт работы в груп пе
3 . Практическое при менение кейс – технол огии
Цель — совместными ус илиями группы учащихся проанализировать
представлен ную ситуацию , разработ ать вариант ы проблем, найти и х
практическое решение, закончить оценкой предл оженных алгоритм ов и
выбором лучшег о из них.
Задачи – на учиться р аботать с текстом, освоить мет од анализа, приобрести
опыт принятия решений, решения проблем, повысить уровень
коммуникатив ных умений, полу чить опыт работы в групп е.
Вид деятельно сти – сюжетный, исследовательски й.
Форма реализации кейсового задания – групповая работа в соответствии с
предложенн ыми заданиями.
Кейс 1 . Классный час «Чистота – залог здор овья»
Описание сит уации:
Кадры из мультипликаци онного фильма и ли часть стихотворения К.И.
Чуковского «Фе дорино горе ».
Оценка ситуа ции :
Ситуация, в которую попала Федо ра сложная. Но, нередко, это можно
наблюдать и в реальной сегодняшней жизни. Необходимо разобраться,
почему это прои сходит с «Федо рами».
Прогнозирова ние:
На примере жизненной ситуации, н а примерах, увиденных в телепередача х,
акцентировав внимание на антисан итарию и отсутствие экологическо й
культуры, дети делают прогнозирование развития этой ситуаци и либо путей
устранения этой п роблемы.
Возможные ва рианты решения :
Самое лучшее, что можно сделать – это дать Федоре несколько полезных
народных совет ов по уходу за к ухонной утварью, ознакомит ь со средствами
для чистки и мытья посуды. Объяснить ей, что безупречно чистая кухо нная
утварь и пос уда – условие, обеспе чивающее гигие ничность пищи.
Кейс 2 . Классный час «Как уберечь с ебя от беды? »
Описание сит уации:
После прочтения и беседы по содержанию сказк и Ш.Перро «Красная
Шапочка», дети в группах получают пакеты с заданиям и. После обсуждения
в группах, он и должны высказать свои мне ния.
Оцените ситуа цию, в котор ую попала Крас ная Шапочка.
Прогнозирова ние:
Как могла девочк а избежать эт ой ситуации?
Если бы не др овосек, сказка м огла имет ь трагический конец . Почему?
1. Составьте пам ятку безопасног о поведения дет ей в лесу.
2. Что бы вы изме нили в сказке?
3. Чему учит сказ ка?
Один из вариа нтов памятки, р азработан ный учащимися:
1. Не отпускать детей одних в лес.
2.Не разгова ривать с незнакомца ми.
3. Не быть доверчивыми.
4. Никому не со общать своего ад реса и адреса проживания своих
родственников.
4 . Заключени е
Кейс – метод помогает понять, чт о чаще всего не бывает одного единственно
верного решения , вырабатывает уверенность в себе и в своих силах , даёт
возможность научиться отстаивать свою позицию и оценивать по зицию
собеседника, формирует устойчивые навыки рационального поведения и
проектирован ия деятельност и в жизнен ных ситуациях.
Кейс — технологии дают возможности пр еподавателю использовать его
на любой ста дии обуче ния .
Достоинством кейс – метода являетс я его гибкость, вариантность, что
способствует разв итию креативности и преподавателя и учащихся.
Таким образ ом, у обучающи хся появл яется опыт принятия решений,
действий в новой ситуации, решения проблем, умение работать с текстом;
происходит с оотнесение тео ретических и практических з нани й.
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Педагогика — еще материалы к урокам:
- Конспект НОД «Космос» (для детей 6 — 7 лет)
- Инновационные методы в образовании
- Презентация «Организация внутришкольного контроля»
- Логопедическое пособие для детей «Назови сок»
- Конспект развлечения «Литературный вечер ко Дню Матери»
- Урок обучения грамоте «Формирование действий чтения и письма»
Предметы
- Алгебра
- Английский язык
- Биология
- География
- Геометрия
- ИЗО
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Начальная школа
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- ОРКСЭ
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Физкультура
- Химия
- Экология
Похожие материалы
- 11-12-2019, 08:36 Решение заданий 27 части 2 ЕГЭ по обществознанию (алгоритм)
- 25-08-2019, 08:57 Презентация «Решение заданий №19 (задания на клетчатой бумаге)»
- 20-11-2017, 19:32 Презентация «Подготовка к ЕГЭ по математике. Решение заданий В2»
- 4-11-2017, 08:25 Презентация «Решение заданий С3»
- 17-10-2017, 23:32 Подготовка к ЕГЭ по математике «Решение прототипов заданий 3, 6, 12,
- 20-03-2017, 17:34 Презентация «Решение заданий ОГЭ по химии (1 — 15)»
- 9-02-2017, 12:51 Методическая разработка урока «Решение заданий формата С5 по разделу
- 25-12-2016, 12:49 Подготовка к ЕГЭ «Решение заданий части С1»
Источник: uchitelya.com
Бизнес-кейс на Первом Школьном чемпионате по бизнес-кейсам
Школьный чемпионат по решению бизнес-кейсов — первый в своем роде проект, обединяющий 20 школ Петербурга и партнеров, заинтересованных в развитии образования, с использованием современного кейс- метода.
«Case-study на современном уроке»
— Я начал заниматься дополнительно по физике с репетитором, несмотря на то, что по физике у меня была хорошая успеваемость. Месяцы подготовки пролетели незаметно, на календаре уже май. В школе всѐ так же запугивали, что сдать ЕГЭ – далеко не так легко, как кажется. Прозвенел последний звонок.
Мы съездили на природу и, расставаясь на предэкзаменационные выходные, все со страхом думали про грядущий понедельник. В воскресенье я сидел и решал разные тесты, со страхом ожидая предстоящий экзамен. Но ЕГЭ не оправдал «ожиданий страха». И зачем учителям надо было так запугивать нас весь год?
Примеры: кейс 1
Монолог ученика 11 класса
— Учителя начали запугивать нас Единым государственным экзаменом ещѐ в девятом классе. И вот я перешел учиться в 11 класс. С первого же дня учителя, классные руководители, родители призывали нас учиться. Многие всерьѐз принялись за учѐбу. Даже те одноклассники, которые, казалось бы, никогда не уделяли учѐбе должного внимания, стали ходить на курсы и больше времени уделять именно школе.
Примеры: кейс 2
— Елена С. , обучающаяся 11 класса, ответственна, всегда добросовестно выполняет домашние задания. На уроках и при выполнении домашних заданий часто перепроверяет уже сделанное, постоянно исправляет написанное. В ходе устных ответов голос становится тихим, дрожащим. Когда отвечает на вопрос, разминает пальцы рук или теребит волосы. Напугана частыми высказываниями классного руководителя о том, что «ЕГЭ вы не сдадите».
Вопросы для обсуждения
— Выделите общую проблему в предложенных ситуациях.
— Укажите причины, почему учителя запугивают обучающихся тем, что они не сдадут государственную итоговую аттестацию.
— Какие могут быть последствия негативных установок в прогнозировании результатов ГИА обучающихся?
— Как бы вы построили работу по психологической готовности учителя к ГИА?
Ориентир использования данных примеров
— Школьные психологи.
— Классные руководители.
Примеры предметных мини-кейсов
— Ролевая игра. Например: «представьте, что вы находитесь в «Галерее лиц» Ф.М. Достоевского. Каким лицом вы бы хотели в ней быть? Что бы вы ответили другим «экспонатам» Галереи на вопрос: «В чем жизни смысл?».
— Проектный метод. Например, «составьте со своей командой фотоколлаж на тему «Галерея лиц» Ф.М. Достоевского». Подпишите каждый «экспонат» галереи.
— Ситуативный анализ. Например, «представьте себя в качестве Алеши Карамазова. Родион Раскольников пригласил вас на чай. С чего бы вы начали диалог?».
Примеры оригинальных кейсов для школьников
Профориентационное направление: https://spo.mosmetod.ru/ju nior-skills-2017/cases
Как пишется «кейс» с нуля? или
Конструктор создания «кейсов»
1. Формирование дидактических целей кейса:
— определение места кейса в структуре учебной дисциплины;
— формулирование целей и задач;
— выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки учеников.
Конструктор создания «кейсов» 2. Определение проблемной ситуации.
Конструктор создания «кейсов»
2. Определение проблемной ситуации.
3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
Конструктор создания «кейсов»
2. Определение проблемной ситуации.
3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
4. Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.
Алгоритм создания «кейсов»
5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
Алгоритм создания «кейсов»
5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.
Алгоритм создания «кейсов»
5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.
7. Выбор жанра кейса.
Алгоритм создания «кейсов»
5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.
7. Выбор жанра кейса.
8. Написание текста кейса.
Конструктор создания «кейсов»
9. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.
Конструктор создания «кейсов»
9. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.
10. Подготовка окончательного варианта кейса.
Конструктор создания «кейсов»
9. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.
10. Подготовка окончательного варианта кейса. 11. Внедрение кейса в практику обучения (в т.ч.
разрешение на публикацию – если данные компании и т.п.).
Конструктор создания «кейсов»
12. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для
студентов и возможных вопросов для ведения дискуссии и
презентации кейса, описание предполагаемых действий
учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.
РЕЗЮМЕ
Кейс должен:
— быть написан интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно, при необходимости, приводить высказывания героев кейса);
— отличаться «драматизмом» и проблемностью ; выразительно определять «сердцевину» проблемы;
— показывать как положительные примеры, так и отрицательные ;
— соответствовать потребностям выбранного контингента учеников, содержать необходимое и достаточное количество информации.
Требования к формату и структуре кейса:
Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных:
— наличие реально существующей ситуации, на основе которой разработан кейс;
— название компании, название продукции, описание продукции, ее особенности;
— имена и должности главных персонажей; — описание состояния проблемы.
НА ВЫХОДЕ создания «кейсов» получаем:
— Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий;
— Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу
кейса для студентов и записку по преподаванию конкретной ситуации для преподавателя.
ТЕКСТ КЕЙСА «оттачивается» в образовательном процессе:
— убираем из кейса «лишнее»;
— добавляем «интригу» и интересующие факты конкретную аудиторию;
— формируем «нужный» объем;
— добавляем (по возможности) видеоматериалы и атрибутику к кейсу;
— мотивируем «ситуацией успеха», практически необходимыми знаниями, оцениванием и тп.
Текст кейса: «как надо»?
— Десятилетнего Костю воспитывает одна мама. Между сыном и матерью до недавнего времени было полное взаимопонимание. С первого класса учился только на «5». Учительница говорила, что он способный ребенок. Но примерно полгода назад начались из школы звонки и записки о плохом поведении.
На вопросы о причинах происходящего ребенок не отвечает. Из отзывчивого и доброго мальчика он превратился в замкнутого и нервного. В школу идет с большой неохотой, просит маму: «Можно мне остаться дома, я не хочу в школу».
— Запрос матери: «Пожалуйста, помогите разобраться, что происходит с мальчиком?».
Текст кейса: «как надо»?
— ТЕКСТ 2: СОСТАВИМВМЕСТЕ?
ИДЕАЛЬНОГО КЕЙСА НЕТ!
Важно кейс составлять / подбирать:
— под конкретную аудиторию (интересы, возраст, особенности коллективной работы);
— учитывать объем и сложность кейса (чтобы участники не потеряли интереса);
— продумать, как будут представлены результаты / ответы на вопросы кейса и как «просматриваться» при этом оцениваемые умения/знания.
ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ НЕТ!
Скачиваем файлы о кейсах и с кейсами!
АНАЛИЗИРУЕМ!
СОЗДАЕМ СВОИ КЕЙСЫ!
С какими
современными образовательными
методами и технологиями сочетается сase-study?
— Кейс-стади – разновидность проектной технологии (в проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности студентов, тогда как в методе case-study идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса);
— технологии развивающего обучения , включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых;
— достижения технологии «создания успеха» . В нем предусматривается деятельность по активизации студентов, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых.
С какими
современными образовательными
методами и технологиями сочетается сase-study?
— https :// youtu . be/zKZTIyayL 5 s
— СТОРИТЕЛЛИНГ (storytelling) – это способ передачи информации и нахождения смыслов через рассказывание историй . Он используется как в психотерапии, это направление получило название «нарративной психотерапии», так и в публичных выступлениях и в менеджменте, где это обычно называется «оrganizational storytelling».
— Технология ролевых игр и ситуационного мозгового штурма.
С какими
современными образовательными
методами и технологиями сочетается сase-study?
— Попытка использования в учебном процессе сторителлинга (storytelling), (тема: «Мотивация к обучению») / https://youtu.be/oCL9dt3CSW8
СКЕТЧНОУТИНГ
— СКЕТЧНОУТИНГ (sketchnouting)
– это актуальное направление визуализации. Это иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, стрелками и другими элементами, помогающие структурировать, запомнить и осмыслить информацию.
СКЕТЧНОУТИНГ
СКЕТЧНОУТИНГ
• Позволяют лучше запоминать и систематизировать информацию.
• Помогают доносить свои идеи до других.
• Использование на примере конкретной истории
КАРТИРОВАНИЕ (ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ)
• карты разума;
• ментальные карты…
1. Картирование или создание интеллект-карт (Практическое применение компьютерных программ в создании интеллект-карт) / https://youtu.be/p3KSK5UZcHA
2. Картирование как технология обучения (пример использования картирования для обобщения учебного материала) / https://youtu.be/aUeILunUH6Y
КЛАСТЕРИНГ (КЛАСТЕРЫ)
Кейсы и проблемные задания в дидактической практике:
— https : //youtu . be/ — fy 3 edhaWBc
Узнать больше:
— https :// www .4 portfolio . ru/courset vorsam . html
— https : //ra kurs . spb . ru/ 6/0/4/3/? id= 167
— https : //ra kurs . spb . ru/ 6/0/4/3/? id= 117
ВАШИ ВОПРОСЫ
Никишина Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук
Источник: znanio.ru