Анализируя успешную предпринимательскую деятельность, можно увидеть набор ценностей, который составляет субъективную предпосылку успеха.
Предпринимательство, бизнес — инициативная деятельность социальных субъектов, осуществляемая от своего имени, на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность, направленная на систематическое получение дохода законными способами. Целью предпринимательства является общественно полезная деятельность, приносящая доход и осуществляемая в рамках закона.
Цивилизованный бизнес все больше включает человеческий фактор, предполагает наличие социальных субъектов, способных совершать ответственные действия, получать прибыль, не нанося вреда обществу и природе. Настоящий предприниматель или менеджер — это всегда яркая личность, обладающая нравственными качествами. К таким качествам относятся: честность, ответственность, уважение человеческого достоинства, умение выполнять данные обещания. Важной предпосылкой цивилизованного бизнеса является наличие целостной личности, обладающей чувством собственного достоинства, способной осуществлять нравственный выбор. Предприниматель — это еще мечтатель, творец, способный реализовать свою мечту, человек, который несет людям добро, благополучие и счастье.
Зачем руководителю быть нравственным?
Целостность личности формируется вместе со способностью оперировать категориями этики. Именно личностные ценности (которыми человек не может пожертвовать ни при каких обстоятельствах, не разрушив тем самым свою индивидуальную идентичность) лежат в основе поведения. Эти цели у людей могут быть разными, но в рамках одной культуры они могут совпадать.
Такими общими ценностями для западной цивилизации выступают категории счастья, справедливости, долга, человеческого достоинства, права человека. Благодаря существованию этих общих ценностей возможны социальный порядок и социальное единство. Классическая этика опирается на такие категории, как добро и зло, долг, ответственность, честь, достоинство, смысл жизни, счастье.
Выделяют несколько основных направлений деятельности по юридическому сопровождению фирмы, так или иначе связанных с этикой:
поддержание моральной репутации фирмы, которое включает следование правилам деловой этики, предусмотренным именно для данной формы бизнеса, например этическому кодексу франчайзинга (если фирма — член какой-либо франчайзинговой сети) или отраслевому кодексу профессиональной этики (если это— риелторская фирма), содействие в реализации ею социальной (моральной) ответственности;
обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фирмы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, с акционерами, с владельцами бизнеса;
3) разрешение моральных и этических проблем и конфликтов. Деятельность каждой фирмы регулируют одновременно как ми- нимум три типа кодексов этики:
профессиональные (индивидуальные и/или институциональные);
деловой этики — кодексы данного типа регламентируют взаимоотношения делового сообщества данной страны (региона, территории) или разных стран.
Зачем нужна нравственность.
Нормы этих кодексов могут вступать в противоречие друг с другом. Острые моральные конфликты возникают, когда сталкиваются нормы кодекса корпоративной этики, требующего от сотрудников лояльности, терпимости, подчинения вышестоящему руководству, и кодекса профессиональной этики, требующего принятия решения в соответствии со своей совестью. Сам юрист часто оказывается в ситуациях, когда от него требуют преступить принципы независимости своей профессии и следования только закону и принять точку зрения фирмы, где он работает.
Одно из условий успешного разрешения этических проблем — хорошее знание и прояснение для себя и других сотрудников фирмы различных «правил игры», которые фиксируются теми или иными кодексами.
Фирма может считаться этичной, если она придерживается следующих правил, которые иногда называют «моральным минимумом»:
1) «не навреди»; вред, которого следует избегать, — это вред, причиняемый:
а) людям, персоналу, населению, клиентам, обществу в целом;
б) окружающей среде;
не подрывай свободу и ценности системы свободного предпринимательства; не допускай взяточничества, не участвуй в монополистической практике;
соблюдай честность в выполнении заключенных контрактов (справедливая компенсация за ущерб, правдивость рекламы, обеспечение высокого качества товаров и услуг).
Стандартные элементы кодекса корпоративной этики, как правило, включают:
— преамбулу — вступительное слово директора фирмы;
положения, регламентирующие отношения между фирмой и работниками;
общие положения об этике, ее важности, ее главенстве над правовыми нормами;
положения, регулирующие поведение сотрудников в ситуациях конфликта интересов;
положения, регулирующие отношение фирмы и ее сотрудников к взяткам, подаркам, угощениям;
положения об охране здоровья и безопасности сотрудников;
положения, регламентирующие отношения с клиентами;
положения, регламентирующие отношения с подрядчиками и контрагентами;
положения, демонстрирующие политику фирмы в отношении окружающей среды;
— обязательства перед акционерами и вкладчиками;
— положения, касающиеся контроля за соблюдением этического кодекса и мер по его обеспечению.
В обществе постоянно дискутируется вопрос о целях, функциях и ответственности бизнеса, его взаимоотношениях с государством. Социальные ожидания разных общественных групп в отношении бизнеса со временем меняются, однако можно назвать ряд направлений социальной политики фирмы (социальная политика фирмы — это метод реализации ее социальной ответственности), придерживаясь которых, она должна действовать, чтобы завоевать и поддерживать моральную репутацию в сообществе:
— создание дополнительных и сохранение существующих рабочих мест;
— социальное обеспечение и профессиональное развитие сотрудников;
улучшение экологии, обеспечение жителей экологически
— благоустройство местности, строительство и обустройство мест отдыха, микрорайонов;
— строительство учреждений культуры, школ и детских садов и т.
Организация, реализуя свою социальную ответственность, получает ряд преимуществ: формируется ее более привлекательный образ в обществе; возрастает доверие к ней; увеличивается товарооборот, количество клиентов; появляется возможность получить выгодные заказы и расширить рынки сбыта.
В то же время социально ответственная стратегия предприятия может привести к негативным последствиям: в частности, для поддержания своих доходов организация ‘нередко повышает цены с целью покрытия издержек — средств, которые предназначены для реализации социальных программ, а вследствие повышения цен положение организации в конкурентной борьбе ухудшается.
Обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фирмы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, с акционерами, с владельцами бизнеса.
Этичность корпоративной культуры в целом и поведения персонала, в частности, поощряют и обеспечивают определенные структуры и процедуры в организации, а именно:
процедуры для обеспечения отчетности снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали;
пункты приема информации, например сайт фирмы, куда работники фирмы, потребители, акционеры и представители общественности смогут обращаться и ставить фирму в известность о своих опасениях, требованиях, ожиданиях и представлениях о законных обязанностях фирмы;
механизмы, способные предвосхищать и разрешать возникающие моральные проблемы:
наличие специальных должностных лиц, которые занимаются рассмотрением жалоб;
наличие кодекса этики или документа, содержащего этические стандарты поведения;
— отдел по вопросам этики.
Юридическим отделам фирм часто приходится иметь дело с этическими проблемами. Как уже говорилось выше, при их решении сотрудники должны, во-первых, опираться на имеющийся в этой сфере опыт отечественного и международного делового сообщества и соответствующие нормативные документы, во-вторых, постараться самим не стать их источником.
Основные этические проблемы, с которыми сталкивается юрист в организации, характеризуются следующими особенностями:
а) связаны с ситуациями морального выбора;
б) порождаются различными причинами: организационными, психологическими, экономическими, юридическими — которые иногда заявляют о себе одновременно;
в) как правило, очень остры и болезненны, поэтому требуют не- медленного «опознания» и осторожного обращения при попытках их решить или смягчить;
г) имеют интернациональный характер. К числу таких проблем относятся:
противоречия между личными интересами и интересами организации;
сокрытие фактов и неверная информация в отчетах, при проведении проверок;
выпуск некачественной продукции;
безоговорочное подчинение служащих руководству, «каким бы неэтичным и несправедливым оно не оказалось»;
наличие «любимчиков» — фаворитов;
эксплуатация людей — принесение их в жертву ради выполнения той или иной работы;
невозможность для сотрудников высказать свое недовольство действиями руководства;
воровство на рабочем месте и в коллективе;
служебные разоблачения («стукачество», «горячие линии»);
несвоевременное выполнение сотрудниками своих обязанностей, что приводит к растрате денег и времени организации;
обман сотрудников с целью получения выгоды для организации;
проявление неуважения к сотрудникам со стороны руководителей, прямые оскорбления, дискриминация.
Для решения этических проблем их нужно сформулировать в виде этических дилемм, например:
этично ли использовать ресурсы компании в личных целя;
этично ли заниматься в рабочее время личными делами;
этично ли не замечать, что ваша фирма размещает вредные отходы в опасном виде?
Этические дилеммы эффективнее решаются за счет компромисса, путем сглаживания противоречий и достижения разумного баланса интересов, с помощью убеждения, увещеваний, обращения к голосу совести, разума, здравого смысла, принятым ранее договоренностям и традициям, а также с помощью различных процедур.
Источник: megalektsii.ru
Может ли быть нравственным российский бизнес?
Почему лишь немногие состоятельные граждане, ставшие обладателями солидных капиталов, придерживаются принципа «Делиться надо»?

Коллаж Ларисы Ветлугиной.
Может ли быть нравственным бизнес? Почему лишь немногие состоятельные граждане, ставшие обладателями солидных капиталов, придерживаются принципа «Делиться надо» и направляют часть своих доходов на поддержку социально значимых проектов или на благотворительность? Почему уровень жизни в нашем несомненно богатом государстве все еще далек от желаемого и так велик разрыв между доходами богатейших и беднейших слоев населения? Эти вопросы не перестают волновать наше общество и особенно обостряются в период кризиса.
Однажды мне довелось побывать на заседании «Столыпинского клуба», проходившего в Москве в рамках ежегодного конгресса предпринимателей. На обсуждение почтенной публики, среди которой были видные политики и бизнесмены, религиозные деятели и журналисты, была вынесена тема «Бизнес: репутация и нравственность». Разумеется, мнения высказывались разные, на то он и дискуссионный клуб. Но рефреном звучала мысль: бизнес обязан быть нравственным или другими словами — социально ответственным, иначе он обречен на провал.
Безусловно, все зависит от человека, создавшего собственный бизнес и воплощающего в жизнь свои идеи. Тут нелишне вспомнить девиз российского купечества «Прибыль превыше всего, но честь дороже прибыли!», а также семь принципов ведения бизнеса, которыми руководствовались честные предприниматели на Руси. Звучат они так:
1. Уважай власть!
2. Будь честен и правдив!
3. Уважай право частной собственности!
4. Люби и уважай человека!
5. Будь верен своему слову!
6. Живи по средствам!
7. Будь целеустремленным!
Не правда ли, отличные принципы? Если бы все их соблюдали, мир бы стал другим. Тут же по аналогии вспоминаются и христианские заповеди (не убий, не укради. ), и скопированный с них «Моральный кодекс строителя коммунизма». К сожалению, за долгие века человек не сделался совершенней, а многие пороки приобрели даже более изощренную форму. Но речь сегодня о бизнесе.
В понятии простого обывателя бизнесмен — далеко не самый нравственный человек. Такое восприятие сформировалось в период «дикого капитализма», когда ради обогащения предприимчивые деловые люди, коих стали называть «новыми русскими», использовали все средства: обман покупателей (клиентов, партнеров), финансовые пирамиды, подкуп, коррупцию, недобросовестную конкуренцию, криминал.
Особняком стоят отдельные крупные приватизаторы, ставшие хозяевами заводов, холдингов, финансовых структур. Разве может рядовой гражданин, живущий от зарплаты до зарплаты или на скромную пенсию, уважать таких ловкачей-бизнесменов? Хотя в ходу теперь и такая пословица: «Стыдно заглядывать в чужой карман». Мол, происхождение капитала никого не должно интересовать. Но хорошо, что факты внезапного обогащения все чаще, по разным поводам и причинам, вызывают интерес у правоохранительных органов, и это я считаю обнадеживающим симптомом.
А теперь немного истории. В Москве «златоглавой, белокаменной» сотни храмов, церквей, приютов и других заведений культурного и социального назначения возведены на средства богатых людей. То ли они грехи свои замаливали, то ли это была потребность души, желание оставить свой след на земле? Сейчас это не столь важно. Важнее то, что благодаря их щедрости и возвышенности чувств мы можем любоваться замечательными памятниками архитектуры, пользоваться плодами их труда.
Считается, что до революции в Москве было «сорок сороков» церквей. Трудно сказать, сколько осталось сейчас.
Одни были снесены вихрем преобразований, как ныне восстановленный храм Христа Спасителя, другие пострадали от времени и неразумного использования: превращенные в склады и мастерские, без крестов и колоколен, они постепенно ветшали и разрушались, своим жалким видом взывая к нашей совести. Некоторые из храмов Господних сделали общежитиями (жилья для строителей первых пятилеток катастрофически не хватало), закрасили бесценные фрески и орнаменты белилами, устроили перегородки и перекрытия в молельных залах. К счастью, теперь многие культовые сооружения вернули церкви, в них идут серьезные реставрационные работы. И внешний облик, и внутреннее их убранство меняются на глазах — как за счет прихожан и самой Русской православной церкви, так и благодаря помощи обеспеченных, совестливых людей. В этом я всякий раз убеждалась, побывав в Москве.
Многое делается и в регионах. В нашей республике, например, восстановлен собор Рождества Богородицы в Уфе, Свято-Георгиевский мужской монастырь в Благовещенском районе (он известен как «Святые кустики»), возрождаются храмы и церкви в городах и селах Башкирии. Строятся также новые культовые сооружения — православные и мусульманские.
Они возводятся как на средства местных граждан и организаций, так и на пожертвования прихожан. Но сколько еще заброшенных, разрушенных храмов и монастырей, особенно в глубинке! Увы, на всех и вся богатых спонсоров не хватает. Да и многие из них предпочитают не храмы восстанавливать, заботясь о своей душе и отечественной культуре, а покупать многомиллионные особняки за рубежом, вкладывать деньги в предметы роскоши и собственные увеселения.
А ведь слово «богатый» содержит в себе корень «Бог». Как трактуют религиозные деятели, богатый — это человек, которому Бог даровал богатство. Потому источник всякого богатства — Бог. И оно может так же уйти, как и пришло, если человек не будет соблюдать нравственные принципы.
Как я уже упоминала, один всем известный тезис гласит: «Делиться надо!» Если ты разбогател, чтобы сохранить и преумножить свои накопления, ты обязан определенную часть пожертвовать на благотворительные цели. Это может быть помощь ближнему, людям, попавшим в беду, отчисления на благое дело (строительство или восстановление храма, больницы, приюта и т.д., на социальную акцию), меценатство. Мерилом нравственности будет та доля, которую бизнес выделяет на благотворительность.
Возвращаясь к тому давнему заседанию дискуссионного клуба, отмечу, что
большинство участников сошлось во мнении, что идея обогащения должна быть сопряжена с идеей служения людям, Отечеству, как ни пафосно звучат сейчас эти слова. Может быть, тогда и появятся новые Саввы Морозовы, Третьяковы, Рябушинские, возродится мода на благотворительность, не зарастет опять дорога к Храму. И бизнес не на словах, а на деле будет социально ответственным, направленным на благо людей.
Источник: i-gazeta.com
Может ли быть нравственным бизнес?
В Москве «златоглавой, белокаменной» сотни храмов, церквей, приютов и других заведений культурного и социального назначения возведены на средства богатых людей. То ли они грехи свои замаливали, то ли это была потребность души, желание оставить свой след на земле. Сейчас это не столь важно. Важнее то, что благодаря их щедрости.
В Москве «златоглавой, белокаменной» сотни храмов, церквей, приютов и других заведений культурного и социального назначения возведены на средства богатых людей. То ли они грехи свои замаливали, то ли это была потребность души, желание оставить свой след на земле. Сейчас это не столь важно. Важнее то, что благодаря их щедрости и возвышенности чувств мы можем любоваться замечательными памятниками архитектуры, пользоваться плодами их труда.
Почему же многие современные бизнесмены предпочитают покупать многомиллионные замки и особняки за рубежом, вкладывать деньги в острова, яхты? Ведь богатство может так же уйти, как и пришло.
Читайте нас в
Подписаться на новости
Выбор редакции
Сегодня, 09:00
Уфимцы стали больше тратить онлайн: как рынок логистики справляется с заказами для маркетплейсов
30 Мая , 11:50
Онлайн-приложение, в залог – сапборд: как Фианит-Ломбард меняет представление об отрасли
26 Мая , 11:29
В Башкирии растет спрос на покупку оборудования для бизнеса в интернете
18 Мая , 14:53
В отпуск! Подборка новых российских онлайн-сервисов по поиску билетов, жилья и экскурсий
Спецпроекты
Эл. почта
450077, Уфа, Кирова, 45
Рекламная служба
(347) 250-11-11
Редакция
(347) 250-07-28
Приемная
(347) 250-05-07
Сотрудничество
(347) 250-06-14
Отдел кадров
Вся информация и материалы, размещенные на сайте www.bashinform.ru защищены международным и российским законодательством об авторском праве и смежных правах. 18+ запрещено для детей.
При перепечатке или цитировании ссылка на ИА «Башинформ» обязательна. Для интернет-изданий и социальных сетей прямая активная гиперссылка обязательна. Использование логотипа ИА «Башинформ» в целях, не связанных с ссылкой на агентство при перепечатке или цитировании, допускается только с письменного разрешения АО ИА «Башинформ».
Источник: www.bashinform.ru
