Чтобы достичь вершин бизнеса, нам часто нужно сильно изменить свои подходы к нему и делать многие вещи по-новому.
Наверняка Вы уже пробовали какие-то модели бизнеса, и добивались результатов. Но пришло время двигаться вперед, и оставлять стратегии, приносившие меньший доход, чем Вам бы хотелось.
Я, как и многие успешные менеджеры и управленцы, считаю, что самое эффективное решение наши проблем – использовать все лучшее, что есть у других.
Теорию Ограничения Систем (ТОС), создал мировой гуру менеджмента Элияху Голдратт.
Он был физик, но обстоятельства обернулись так, что ему пришлось заниматься бизнесом. Старых правил этого нового для себя мира Элияху не знал, поэтому придумал свою систему. Вернее, даже не придумал, а просто перенес знания из науки на экономику.
В мире бизнеса это был настоящий взрыв. Его система – невероятно проста. За 30 лет своего существования, она доказала свою эффективность и постоянно развивается. Ею сегодня пользуются огромное количество компаний. Это и титаны рынка вроде Nike, Coca-Cola, Microsoft, General Electric, Procter and Gamble, Сбербанк России, Чумак, и небольшие семейные компании…
Как стартовать в бизнес на Амазон, если ограничен бюджет? /16+
В этой статье я постараюсь передать мое видение основ ТОС самым простым языком. Дам несколько техник ее использования в своем бизнесе. И покажу примеры, каких результатов добивался я сам и каких результаты получали мои клиенты у меня в консалтинге.
Аксиома ТОС № 1 – Бизнес Это Система
Вообще, все понимают само понятие «бизнес» по-своему. Но в одном практически все эксперты (и я в том числе) сходятся во мнении, что бизнес – это система, которая состоит из элементов, связанных друг с другом и влияющих друг на друга, которая создает прибыль ее владельцам..
Вообще, что такое элемент? Это все, что влияет на систему, все ее составляющие. Маркетинг, продажи, производство, менеджмент, логистика, правила, процедуры, финансовые ресурсы, навыки, персонал… Заканчивается список Дядей Васей, который подметает территорию у Вашего магазина))) Вы можете даже сейчас определить элементы своего личного бизнеса, используя мою технику «Мозаика бизнеса». Я рекомендую выделять не более 6-8 элементов.
Если мы влияем на один из этих элементов, он автоматически влияет и на другие. «Трогаем» маркетинг – изменяются продажи. Обращаем внимание на навыки – меняется производство, остальные процессы.
Аксиома ТОС № 2 – Всегда имейте цель бизнеса
Цель бизнеса – это средство для измерения прогресса на своем пути. Это итог, к чему Вы должны прийти. Когда мы знаем, к чему идем, проще измерять успех.
Очень хорошее сравнение: если мы едем на машине, нам нужен пункт назначения. Тогда мы знаем, сколько еще ехать, а если просто едем – неизвестно, много или мало мы проехали, движемся правильно или нет.
Цель – это то, с чего мы начинаем работу над улучшением компаний моих клиентов. Я всегда рекомендую клиентам ставить цели в денежном эквиваленте. Чтобы было удобнее измерять результат.
Бизнес партнерство с NL international — ограничение или свобода бизнеса? Мария Азаренок
Аксиома ТОС № 3 – Любой бизнес можно улучшить
Теперь зададимся одним из главных вопросов: что же мешает развитию Вашего бизнеса? Это главный вопрос, который интересует практически всех; уверен, что и Вам он тоже небезразличен.
Правовые ограничения предпринимательской деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Право»
Текст научной работы на тему «Правовые ограничения предпринимательской деятельности в России»
Малютина Оксана Александровна — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Нижегородская академия МВД России
Правовые ограничения предпринимательской деятельности в России
Не должно никому мешать честным образом доставать свой хлеб. 1
Право на занятие предпринимательской деятельностью обусловлено конституционными принципами и реализуется в общедозволительном режиме на основе принципа «разрешено все, что не запрещено».
Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в ряде статей Конституции РФ. Так, согласно пункту 1 статьи 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Второй нормой, закрепляющей идею свободы предпринимательской деятельности, являются правила пункта 1 статьи 8 Конституции РФ о свободе экономической деятельности, а также о единстве экономического пространства и свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств. Перемещение товаров вполне может рассматриваться как разновидность экономической (предпринимательской) деятельности, а положение о свободном перемещении товаров (работ, услуг) служить, таким образом, дополнительным аргументом в подтверждение тезиса свободы предпринимательской деятельности.
Однако право на занятие предпринимательской деятельностью не предоставляет субъекту безграничной свободы. Оно должно осуществляться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере2.
Возможность ограничения свободы предпринимательской деятельности получила отражение в определении Конституционного Суда РФ, отметившего, что в процессе установления правовых основ единого рынка (ст. 71, п. «ж», Конституции РФ), исходя из целей политики Российской Федерации как социального государства, федеральный законодатель вправе предусмотреть и ограничения свободы экономической деятельности, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией РФ, а именно вводиться федеральным законом и носить строго соразмерный характер (принцип пропорциональности) (ч. 1 ст. 7; ч. 3 ст. 55 Конституции РФ)3.
Свобода предпринимательства, равно как и труда вообще, не является ни всеобщей, ни абсолютной. Она может быть ограничена, а в некоторых случаях — должна быть ограничена. Значит, стремиться следует только к тому, чтобы ограничения ее не были «произвольными или незаконными»4.
Потенциальная возможность ограничения позволила О.Н. Ермоловой высказать предположение о возможности формулирования принципа, являющегося противоположным по содержанию принципу свободы предпринимательской деятельности — принципа ограничения свободы предпринимательской деятельности в общегосударственных интересах (приоритета общегосударственных интересов)5.
По мнению Р.А. Даля, такого рода ограничения деятельности субъектов экономических отношений должны иметь целью предупреждение загрязнения окружающей природной среды, недопущение сговора предпринимателей против потребителей и т. п.6
Трудно не согласиться с необходимостью установления особенностей в правовом регулировании тех областей общественных отношений, где охрана и защита публичного интереса имеют приоритетное значение7.
1 Алейников А.В. «Не должно никому мешать честным образом доставать свой хлеб»: к 240-летию Манифеста о свободе предпринимательства Екатерины II // Право и политика. 2015. № 7. C. 991—998.
2 См.: Российское предпринимательское право: учебник / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2011.
3 По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Маслянский хлебоприемный пункт: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 1-П. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.10.2017).
4 Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. С. 113—114.
5 Ермолова О.Н. Реализация принципов свободы и ограничения предпринимательской деятельности в нормативном регулировании и правоприменении // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 4. С. 42—44.
6 Даль Р.А. Введение в экономическую демократию. М., 1991. С. 15.
7 Диденко А.А. Полномочия НОПРИЗ и НОСТРОЙ по запросу сведений (информации) от своих членов для ведения реестров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 5. С. 58—64.
Проанализируем существующие ограничения предпринимательской деятельности, установленные в целях защиты публичных интересов государства и общества.
По степени общности прежде всего следует выделить требования и ограничения, предусмотренные в Конституции РФ: в соответствии с частью 3 статьи 17 осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; часть 2 статьи 34 запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Указанные нормы конкретизированы в федеральном законодательстве (например в ст. 10 ГК РФ, Законе о защите конкуренции и др.).
К общим требованиям и ограничениям следует отнести требования регистрации субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке1 и необходимость получения лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности2.
Частным случаем ограничений следует считать выдачу уполномоченным органом лицензии, предоставляющей право на ввоз или вывоз товара при введении временных ограничений на ввоз/вывоз определенного товара в сфере внешнеторговой деятельности3. Полагаем, что примером частных ограничений стоит считать и необходимость подтверждения соответствия товаров требованиям технических регламентов4 и требование обязательного членства в саморегулируемой организации для определенных сфер предпринимательской деятельности5, поскольку данные ограничения обусловлены определенным товаром, требующим подтверждения соответствия уровня его безопасности, или видом предпринимательской деятельности.
Анализ законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, позволяет выделить ограничения соответствующего права в зависимости от источника их установления. В соответствии с выбранным основанием классификации можно выделить:
1) ограничения, установленные законом (например, обязательность государственной регистрации (ст. 23 и 51 ГК РФ)6, необходимость получения лицензии для управления многоквартирными домами, предусмотренная п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании»);
2) ограничения, установленные учредительными документами (ч. 4 ст. 50 ГК РФ предполагает, что некоммерческая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность для достижения уставных целей);
3) ограничения, установленные в процессе правоприменения органом исполнительной власти (административное приостановление деятельности в соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ);
4) ограничения, установленные саморегулируемыми организациями (ч. 2 ст. 20 ФЗ «О несостоятельности»7 устанавливает дополнительные требования к кандидатуре арбитражных управляющих).
Полагаем, что из приведенного перечня источников, устанавливающих ограничения предпринимательской деятельности, отдельно стоит отметить роль государства, поскольку именно принудительная сила государства устанавливает большинство ограничений, закрепляя их соответствующей нормой права. И в то же время вопрос о допустимой степени вмешательства государства в отношения саморегулирования в настоящее время должен решаться с учетом оценки эффективности правового регулирования исследуемых отношений8.
С учетом этого же критерия следует рассматривать оправданность введения императивных норм, устанавливающих требование обязательного членства в саморегулируемых организациях и национальных объединениях саморегулируемых организаций. Установив обязательное участие определенных субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях, законодатель тем самым ввел особые правовые ограничения для занятия предпринимательской либо профессиональной деятельностью. По мнению Г.Д. Отнюковой, ведение экономической деятельности в условиях обязательного членства хозяйствующих субъектов в саморегулируемых организациях следует отнести к специальному (особому) режиму предпринимательства9.
В зависимости от воли субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, допустимо предположить существование добровольного (осознанного) ограничения предпринимательской
1 О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц: федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33, ч. I, ст. 3431.
2 О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 19, ст. 2716
3 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50, ст. 4850.
4 См., например: Технический регламент на табачную продукцию: федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52, ч. 1, ст. 6223.
5 См.: О саморегулируемых организациях: федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 49, ст. 6076.
6 Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2017.
7 О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // Российская газета. 2002. 2 ноября.
8 См.: Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2017.
9 См.: О режимах предпринимательской деятельности // Предпринимательское право: учебник для бакалавров / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2014.
С. 70—71.
деятельности и принудительного ограничения права на осуществление рассматриваемого вида деятельности. Так, определяя сферу деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, субъект, обладающий соответствующим правом, сознательно выбирает вид деятельности, осуществление которого возможно только после соблюдения соответствующих процедур (например, при строительстве зданий необходимо не только пройти регистрацию в установленном порядке, но и получить лицензию, вступить в саморегулируемую организацию в соответствующем регионе). Аналогично следует квалифицировать как принятие на себя добровольного ограничения на занятие предпринимательской деятельности поступление на государственную службу1.
Также выделяются виды требований и ограничений в зависимости от обязанных субъектов:
— обязательные для всех субъектов предпринимательской деятельности (например, пройти процедуру государственной регистрации, соблюдать экологические, противопожарные правила, осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация; соответствует этим целями и др.);
— обязательные только для определенных субъектов предпринимательства (для предпринимателей, занимающих доминирующее положение на рынке, субъектов естественных монополий, унитарных предприятий);
— обязательные только для индивидуальных предпринимателей (например, запрет заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, обязанность платить налог на доходы физических лиц);
— обязательные для субъектов, занимающихся определенными видами деятельности, — кредитных организаций, страховщиков, инвестиционных институтов (например, требования к кредитным организациям о минимальном размере уставного капитала, о выполнении ими обязательных экономических нормативов, банковских резервных требований, о страховании вкладов граждан в установленном порядке и др.)2.
Предусмотренные нормами права требования и запреты на осуществление предпринимательской деятельности неизбежно ограничивают свободу предпринимательской и иной экономической деятельности для защиты интересов других лиц и общества в целом.
Ряд ограничений вытекает из существа обязательственных отношений субъектов предпринимательской деятельности. Так, не допускается отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы (п. 3 ст. 426 ГК РФ). При этом цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующих категорий3.
Обязанность субъекта предпринимательства заключить договор предусмотрена и в других случаях: хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, запрещено отказываться или уклоняться от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции).
Согласно пункту 2 статьи 310 ГК РФ в случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства могут быть предоставлены договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательскую деятельность, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.
Проведенный анализ нормативного правового регулирования предпринимательской деятельности позволяет разделить все существующие ограничения рассмотренного права на три уровня:
1) ограничения общего характера, основанные на присутствии «публичного интереса» (регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование предпринимательской деятельности и т. д.);
2) ограничения доступа к определенной экономической деятельности, основанные на объекте предполагаемой деятельности (ограничения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан, безопасность отдельных категорий граждан и т. д.;
3) ограничения доступа к предпринимательской деятельности по субъективным критериям (ограничение занятия предпринимательской деятельностью лицам, занимающим определенные должности, ограничение занятия предпринимательской деятельностью лицу, признанному банкротом и т. д.).
1 О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31, ст. 3215; Кодекс судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.) // Бюллетень актов по судебной системе. 2013. № 2.
2 См.: Российское предпринимательское право: учебник / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М., 2014.
С. 70—71.
3 См.: Гражданское право: учебник: в 2 т. / под общей ред. М.В. Карпычева, А.М. Хужина. М., 2016.
Т. 1. С. 363.
Следует отметить, что, несмотря на то, что ограничение конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью, базирующееся на общих конституционных нормах ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), ввиду особенностей реализации права, его тесной связи с социально-экономическим развитием государства на отдельном историческом этапе может ограничиваться в большем объеме, нежели иные закрепленные в Конституции РФ права.
Рассмотренные ограничения основаны на определенных нормативных правовых актах и носят юридический характер. Однако, не следует исключать и существование фактических ограничений предпринимательской деятельности. Это могут быть недостатки правоприменения, противозаконные действия (бездействие) граждан и государственных органов, конфликт законных интересов сторон и т. д.
Источник: cyberleninka.ru
Ограничение занятия предпринимательской деятельностью
По каким основаниям возможно ограничение занятие предпринимательской деятельностью? Дайте ссылку на соответствующие акты, пожалуйста.
01 июня 2019, 21:32 , Эмиль, г. Санкт-Петербург
Ответы юристов
Роман Куняшев
Юрист, д. Ташкент
Общаться в чате
Доброе время суток Эмиль!
Ваш вопрос очень обширный.
Право на осуществление предпринимательской деятельности реализуется в общедозволительном режиме на основе принципа: разрешено все, что не запрещено законом.
Запреты формулируются непосредственно в Конституции РФ (в силу ч. 2 ст. 34 Конституции не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию) и в других законах. При этом неукоснительно должен соблюдаться принцип ст. 55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Запреты и ограничения для предпринимателей в целях защиты публичных интересов государства и общества устанавливаются путем предъявления к ним требований*(152).
Запреты могут быть:
1) абсолютными (предпринимательская деятельность невозможна, поскольку запрещена законом) и относительными (ограничения). В последнем случае запрещено заниматься предпринимательской деятельностью без специального разрешения, государственной регистрации, но регистрация, получение лицензии любым субъектом, соответствующим установленным требованиям (например, лицензионным требованиям и условиям), делают ее легитимной
Абсолютным запретом является, например, запрет деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ), на ограничение конкуренции, запрещено злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
При наличии таких запретов органы государственной исполнительной власти не имеют права разрешать подобную деятельность, а, напротив, обязаны пресекать ее.
Право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Перечни таких товаров, а также организации, имеющие исключительные права на их экспорт и (или) импорт, устанавливаются федеральными законами. В отношении всех других хозяйствующих субъектов, которым исключительные права не предоставляются, действует абсолютный запрет на экспорт и (или) импорт соответствующих товаров.
Лицо, обладающее исключительным правом на экспорт (импорт) отдельных товаров, действует на основе лицензии. Сделки, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными (ст. 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).
Большинство запретов в предпринимательском праве конструируются как ограничения: нельзя заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации, лицензии, иного разрешения, но можно, получив соответствующее разрешение.
Можно выделить также:
— запреты на совмещение различных видов деятельности. Например, осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещение с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (ст. 10 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»*(153)). Виды деятельности, совмещаемой с деятельностью фондовой биржи, указаны в ст. 11 этого Закона);
— запреты, установленные для индивидуальных предпринимателей. Такие запреты следуют из анализа норм, предусматривающих соответствующие виды деятельности, которыми могут заниматься только юридические лица. Например, бюро кредитных историй может быть только коммерческая организация (п. 6 ст. 3 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях»*(154)).
Фондовой биржей может быть только юридическое лицо в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества (п. 2 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг);
— запрет на совмещение предпринимательской и государственно-властной деятельности (п. 3 ст. 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
2) установленными законом (так, нельзя продавать товары без сертификата соответствия или зарегистрированной в установленном порядке декларации о соответствии товара требованиям безопасности, предусмотренным техническими регламентами) и (или) учредительными документами. Например, учредители хозяйственного товарищества, общества могут предусмотреть в учредительных документах возможность этих организаций заниматься строго определенными видами предпринимательской деятельности. Следовательно, пока не будут внесены изменения в учредительный договор, товарищество совершает только те сделки, занимается теми видами деятельности, которые соответствуют указаниям на этот счет, содержащимся в учредительном договоре. Все остальные виды деятельности для товарищества им же самим ограничены;
3) установленными в процессе правоприменения органом исполнительной власти (например, приостановление лицензии федеральным органом исполнительной власти в области связи означает для предпринимателя запрет заниматься лицензируемым видом деятельности на период приостановления действия лицензии (до 6 месяцев) или решением суда.
В связи с принятием Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ»*(155) внесены изменения в более чем 20 законов, которые предусматривали возможность приостановления деятельности предпринимателей на основе акта ненормативного характера (предписания). В КоАП РФ введена новая мера ответственности — административное приостановление деятельности.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и проч.
Дела об административных правонарушениях, влекущих приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов. Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до 90 суток.
По решению суда может быть приостановлена:
— предпринимательская деятельность полностью или частично. Например, нарушение юридическим лицом правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, влечет либо наложение штрафа с конфискацией веществ, инструментов или оборудования или без таковой, или административное приостановление деятельности с конфискацией этого имущества или без таковой. При этом преследуется цель пресечения всей цепочки неправомерной деятельности: производства, переработки, изготовления, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, хранения, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения веществ, инструментов, оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
Частично предпринимательская деятельность юридического лица приостанавливается, например, при временном прекращении деятельности филиалов и других структурных подразделений юридического лица;
— эксплуатация отдельных объектов (агрегатов, зданий, сооружений).
Предусматривается также приостановление деятельности некоммерческих организаций (например, образовательных учреждений) при наличии соответствующего правонарушения.
С уважением, юрист по гражданским делам, Роман Куняшев
Источник: pravoved.ru