Охота за новыми навыками и образовательными программами — естественный элемент стратегии выживания в кризис. Особенно это актуально для микробизнеса, которому приходится перестраиваться очень быстро. Наталья Мосунова рассказала, может ли MBA-образование стать спасением для малого и бизнеса и есть ли альтернатива знаменитой магистерской степени.
Частый вопрос от предпринимателей — нужен ли мне МВА курс?
Короткий ответ — почти наверняка нет, но есть несколько исключений, когда такая серьёзная инвестиция времени и денег может иметь смысл.
Почему MBA-образование нужно не всем
Сама по себе история МВА-курсов — не для собственников средних и мелких бизнесов. С самого начала программы структурировались под менеджеров крупных корпораций. Например, программа гарвардской МВА состоит из таких модулей, как:
- операционная организация бизнеса, управление рисками, клиентоориентированные стратегии, предпринимательство, глобализация, охрана труда и здоровья, инновации;
- менеджмент, маркетинг и продажи, управление социальным бизнесом, стратегия отдела персонала, статистика;
- технологии, информационные системы.
Как видим, далеко не все модули могут быть полезны среднему предпринимателю. Многие инструменты западных школ недоступны в России (например, дешевые кредиты). А некоторые — неприменимы из-за разницы культур и масштабов бизнеса. Ведь то, что может позволить себе Coca-Cola, может не подойти небольшому производителю газированных напитков из Калужской области.
ДИПЛОМ не нужен! Как высшее образование отнимает деньги и успех? | Секрет миллиардера
Почему на MBA-образование возлагают столько надежд
Важным преимуществом МВА-программ стал нетворкинг — возможность познакомиться с успешными людьми из разных отраслей. Гарантии успешности и, что очень важно, однородности участников, обеспечивались за счёт:
а) высокой цены;
б) высокого входного ценза.
Условно, чем выше требования по вступительным тестам, тем престижнее программа и тем больше шансов её окупить. И до какого-то времени программы топовых бизнес-школ действительно меняли жизни участников. Именно истории выпускников гарвардской или чикагской бизнес-школ прошлых десятилетий и создают впечатление магического воздействия МВА на успех.
MBA-образование в России сегодня
За последние 5-10 лет очень многое изменилось, никакой магии вокруг MBA-образования уже нет. Многие провайдеры МВА-программ устанавливают крайне невысокие пороги для поступающих. В итоге в одной группе могут оказаться люди с разным прошлым и с разными ожиданиями.
Однажды я вела курс у группы, в которой были и менеджеры российских и госкомпаний, и «золотые детки», которые пока не начали работать, поэтому родители пытались их занять хоть чем-то, и «жены успешных предпринимателей», воспринимавшие учёбу как часть светской жизни. В общем, пользы от нетворкинга на профильных отраслевых мероприятиях может быть куда больше, чем на курсе MBA.
При очевидной инфляции степени МВА некоторые университеты начали отказываться от этих программ. Например, престижный лондонский King’s College пару лет назад объявил, что не будет заниматься МВА, поскольку польза и окупаемость программ для студентов сомнительны.
Как научиться бизнесу? Нужно ли бизнес образование?
С российскими программами ещё сложнее. Опираться на сертификацию или аттестацию мы не можем, потому что у МВА-программ нет обязательного набора предметов или требований к преподавательскому составу. Если вы интересовались этими программами, то заметили, что среди преподавателей могут быть профессора, бизнесмены, менеджеры известных компаний. Поэтому трудно предсказать, с каким набором навыков выйдет выпускник и как они соотносятся с его бизнесом.
Как получить степень MBA и сколько длится обучение
Полноценная программа МВА рассчитана на два года очного обучения с большим количеством заданий и самостоятельной работы. И это тоже одна из причин, почему решение о получении этой степени должно приниматься с осторожностью. Ведь небольшой бизнес тесно связан с личностью его создателя, и выпадение первого (иногда единственного) лица означает как минимум усложнение коммуникаций и замедление некоторых процессов.
Как относиться к многочисленным мини-МВА и прочим эрзацам продолжительностью от нескольких недель до года?
С осторожностью, но не очень пренебрежительно: почти наверняка программа будет далека от стандартов МВА ведущих университетов, но она может содержать модули, полезные конкретному предпринимателю в конкретной среде.
Программы за пределами России ведутся на английском языке. Для успешного завершения учебы язык должен быть хорошим — существенно выше того, что курсы обычно считают Intermediate, а это нередко означает ещё год-другой подготовки.
Российские университеты предлагают программы на русском языке, и само по себе это неплохо, если организаторы позаботились о переводных материалах или хотя бы указали в описании, что часть литературы будет на иностранном языке.
Некоторые российские программы принимают участников по итогам общей успеваемости в университете и мотивационных писем. Но если вы замахнулись на мировой уровень, то помимо языкового теста (обычно TOEFL), придётся сдать ещё GMAT — стандартизованный тест для определения способности успешно учиться в бизнес-школах. Этот экзамен тестирует навыки вычислений, аналитическое мышление, а также способность обосновывать решения и математическими, и вербальными средствами. Чем престижнее бизнес-школа, тем более высокий балл по GMAT необходимо показать.
Сколько стоит курс MBA
И щепетильный вопрос — стоимость. Смотрим, кто у нас средний студент программы (топ-менеджер 30+, обычно из больших корпораций, хотя бы частично финансирующих обучение), и понимаем, что такая программа не может быть дешёвой. Стоимость одного года в Гарвардской школе бизнеса на 2020 – 2021 год — $73.440. То есть без расходов на жизнь придётся приготовить без малого $150.000. Стоимость одного года в МВА при престижной Высшей Школе Экономики — от 400.000 рублей в год.
В менее известных университетах стоимость может быть ниже. Некоторые университеты стараются снизить цену и привлечь студентов, организовав онлайн-программы (на Coursera, например, можно найти МВА американских университетов по цене $21.000).
В каких случаях МВА-образование может быть полезно
1. Программа совершенно точно адаптирована к месту преподавания и учитывает особенности бизнеса в стране учащегося. Если есть сомнения — пишите и звоните организаторам.
2. Вы как предприниматель переросли небольшие проекты, и вам чего-то не хватает, чтобы перейти на глобальный уровень.
3. Случилось выгорание, и непонятно, куда идти.
Самое главное: во всех этих случаях вы не должны отдавать последние деньги за MBA-образование. Программы, на самом деле, напрямую уже не окупаются. Иногда требуются десятилетия, чтобы разница в доходах после программ оправдала ваши вложения.
Есть ли альтернатива MBA-образованию?
Да. Особенно если вы владеете иностранными языками хотя бы на уровне Intermediate.
Многие учебные платформы, например, та же Coursera, предлагают бесплатные или очень недорогие модули по нужным направлениям от тех же самых бизнес-школ. К сожалению, на английском языке их гораздо больше, чем на русском.
В западном бизнес-сообществе распространяется практика менторства. Это наставничество более опытного предпринимателя в похожей сфере. Такие практики тоже могут оказаться более полезными, чем абстрактная степень МВА. Потому что менторы будут помогать с решением ваших индивидуальных задач. Многие готовы помогать и иностранным коллегам, так что, если хочется международного опыта, менторинг может оказаться лучшим (и бесплатным) вариантом.
Читайте больше полезных материалов в Клубе «Маркетинга с азов» и Телеграм-канале. И давайте обсудим, что вы думаете об MBA-образовании? И если хотите получить степень, то почему?
Dr Наталья Мосунова, преподаватель курса «Право для бизнеса» МВА, USIB; член экзаменационной панели бизнес-школы University of East Anglia, PhD. Бывший корпоративный юрист иностранных компаний
И ещё интересные статьи:
- Как эффективно учиться на тренингах и не бросать начатое обучение
- Как получить максимальный результат от онлайн-обучения
- Сайты для обучения и развлечения
- Техника безопасности при переходе из найма в свой проект
В соцсети нас уже больше 20 тыс. Присоединяйтесь, чтобы получать советы по развитию бизнеса и полезные ссылки
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.
Источник: azconsult.ru
Нужно ли учиться предпринимателю
Бизнес-образование в России всегда рождало массу споров на самых разных уровнях: от профессиональных сообществ в сфере образования и бизнеса до государственных структур. Главные вопросы, которые стоят перед бизнес-образованием, охватывают все ключевые направления и не меняются уже добрых два десятка лет: для кого оно нужно и насколько велика его реальная ценность.
Ввиду того, что количество людей, готовых начать свой бизнес, в России особо не увеличивается, несмотря на регулярные сокращения в компаниях, а большая часть стартапов, по нашим наблюдениям, не доживает и до трех лет, вопрос о необходимости специализированного бизнес-образования получил дополнительную актуальность. К слову, большинство опрошенных нами владельцев среднего и малого бизнеса (а в опросе поучаствовало 100 бизнесменов) имеют либо экономическое, либо техническое образование. И лишь 26 из них получили управленческое образование в качестве второго высшего.
Бизнес-образование как индустрию с самого момента его появления в начале 60-х годов прошлого века неустанно критиковали все кому не лень. Первоначально эта направленность фактически никак не отличалась от многочисленных образовательных дисциплин в сфере управления. И лишь к концу 70-х начала обретать «плоть и кровь»: в школах, колледжах и университетах США и Великобритании сначала стали организовывать факультативы, затем в виде эксперимента они были добавлены в обязательную программу старших классов. Впрочем, этот эксперимент провалился, и знаменитая своими инновационными идеями школа Kingsway в Манчестере, ставшая первой жертвой эксперимента, первой же от дальнейшего участия в нем отказалась.
Между тем в качестве факультативного курса бизнес-образование развивается и по сей день. Практически каждая частная школа по обе стороны Атлантики в разных формах поддерживает это направление и даже проводит конкурсы среди студентов. Как предмет академического образования бизнес-курсы довольно давно перестали рассматриваться в качестве самостоятельного направления. Обычно под business studies подразумевается некая квинтэссенция управленческих, экономических и финансовых дисциплин, необходимая в первую очередь для развития связей. Вместе с тем на протяжении последних пяти лет владельцы крупного западного бизнеса и самые известные кадровые специалисты в один голос уверяют, что воспитанием «предпринимательской жилки» нужно заниматься уже в подростковом возрасте, когда человек самоопределяется.
Российское академическое бизнес-образование – и вовсе субстанция эфемерная, большинство образовательных курсов на рынке посвящены менеджменту, а не развитию бизнеса. Мода на бизнес-школы как первое дневное образование достаточно давно прошла (остались, пожалуй, лишь бизнес-факультеты крупнейших вузов страны, существующие не без поддержки крупных коммерческих структур).
Все бизнес-направления в качестве второго высшего образования, существующие сейчас на российском рынке, тяготеют либо к менеджменту, либо к экономике. Кружки молодых предпринимателей в некоторых школах все же существуют. Однако это до сих пор скорее единичные случаи, нежели начало становления системы. Кстати, изучение учебных программ таких кружков показало, что большинство из них во многом концентрируются на финансовой грамотности и управлении финансами предприятия. Это логично, но делать деньги из собственных продуктов, к сожалению, не помогает.
Львиная доля «внешних» программ по повышению финансовой грамотности как для образовательных учреждений, так и для малого и среднего бизнеса преследуют сугубо личные цели организаторов, большинство из которых – либо банки, либо микрофинансовые организации, либо управляющие компании. Для них такого рода программы – прямой путь к расширению базы потенциальных клиентов, развитию узнаваемости бренда. И (правда, в меньшей степени) – способ подготовки потенциальных клиентов к особенностям принципов своих клиентских сервисов.
Правда, есть ряд исключений. Наиболее ярким примером такого рода исключений является всероссийская акция «День финансовой грамотности в учебных заведениях», с 2013 года организуемая некоммерческим партнерством «Сапфир» при поддержке Министерства финансов РФ и Экспертной группы по финансовому просвещению.
Эта инициатива охватывает все регионы и ориентирована сугубо на образовательные учреждения. Не стоит переоценивать ее значимость для подрастающих бизнесменов – она в первую очередь дает потенциальным предпринимателям понять, что им нужно знать для эффективного управления собственным бизнесом. Показателен и состав экспертов, которые проводят факультативные занятия в образовательных учреждениях: среди них есть представители и государственных органов, и частных финансовых структур. Никакого брендинга, никаких частно-корпоративных особенностей – только общий план изучения практических особенностей управления финансами.
В последнее время эта идея получила довольно широкое распространение среди муниципалитетов. Думаю, через пару лет в каждом муниципалитете каждого региона будут организованы регулярные бесплатные курсы повышения финансовой грамотности и управления финансами.
В отношении курсов, дающих молодым предпринимателям представление о том, как действительно превратить свою продукцию в деньги и как делать такую продукцию, которую будут покупать, все еще грустнее. Если в США каждый второй курс для молодых бизнесменов имеет целый раздел под условным названием «реализация продукции» (в каждом конкретном случае он называется по-разному), то в российских образовательных программах ничего подобного обнаружить не удалось. Этот немаловажный аспект жизнедеятельности предприятия по обыкновению относится к разделу «продажи». Реально же, по словам большинства бизнесменов, уже имеющих свой прибыльный бизнес, продажи – это продукт выстроенной системы, в том числе и системы связей с потенциальными или фактическими покупателями.
В России есть ряд довольно успешных попыток обучения молодежи именно выстраиванию системы. Самым ярким примером являются деловые игры и краш-тесты, разработанные и внедряемые МСП Банком. По условиям ролевой игры «Я – предприниматель» участники строят бизнес-модель для реально работающего проекта, а после происходит сравнение, так ли поступили его владельцы в жизни (существует даже настольный вариант этой игры).
Краш-тесты – это семинары, на которых реальные проекты разбираются с целью выявления их соответствия существующим программам государственной поддержки, которые реализует МСП Банк. Каждому инициатору проекта предоставляется 5–7 минут для презентации, затем эксперты МСП Банка задают вопросы по проекту (максимум минут десять).
По завершении выступлений экспертное жюри совещается минут десять и дает рекомендации по дальнейшей доработке проектов (если это необходимо), либо по дальнейшему взаимодействию с партнерами банка. По большому счету краш-тесты – это создание удачных примеров использования государственных программ поддержки. Конечно, идея такого теста в первую очередь обслуживает интересы самого МСП Банка. Но в данном случае его интерес – в том, чтобы донести деньги до бизнеса. Что в этом плохого?
Однако даже самые лучшие отечественные примеры обучения бизнесменов обходят одну прописную истину – развитие бизнеса является таким же навыком, как любая профессиональная характеристика, называемая «квалификацией». А навык, как известно, развивается только практически.
У более талантливых людей развитие навыка до приемлемого его бизнесу уровня происходит быстрее, у менее талантливых – медленнее. Но при должном желании все равно происходит. Улучшение навыка развития бизнеса – достаточно дорогой процесс, который может стоить предпринимателю как собственной зарплаты, так и внезапно возникшего долга, но другого пути, к сожалению, нет. Одно дело – прочитать о 100 случаях бизнес-ошибок, другое дело – пройти их самому.
Возможно, авторам программ по бизнес-образованию и компаниям, организующим курсы по развитию предпринимательства, стоит сконцентрироваться на развитии желания у молодежи заниматься бизнесом? Пока этот момент как-то отражает в себе программа игр МСП Банка, но в свете постоянно ухудшающегося экономического состояния страны этого явно недостаточно. Любая программа обучения эффективна только при наличии желания и перспектив реализации полученных знаний. А на фоне падающего потребления перспективы особо не радуют.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
nttt nttttu0412u043eu0439u0434u0438u0442u0435nttt ntttu0438u043bu0438nttt nttttu0437u0430u0440u0435u0433u0438u0441u0442u0440u0438u0440u0443u0439u0442u0435u0441u044c.nttt ntt nt»>’ >
Источник: www.banki.ru
Нужно ли бизнес-образование, чтобы преуспеть в бизнесе. И, если нет, что может его заменить
Управлять бизнесом — дело серьезное. Оно требует специальных знаний и подготовки. Тем не менее, далеко не все люди, получившие бизнес-образование, становятся успешными предпринимателями. И наоборот, многие успешные предприниматели не имеют бизнес-образования (а часто и вовсе никакого образования).
Поэтому однозначно ответить на вопрос о том, нужно ли бизнес-образование, чтобы стать успешным бизнесменом, практически невозможно. Но можно обратиться к опыту преуспевающих предпринимателей и узнать, что они думают на этот счет.
Нужно ли бизнес-образование тому, у кого есть цель?
Например, Йи Ли по образованию — физик. Она приехала в США из Китая, чтобы работать над диссертацией. О том, чтобы организовать свой бизнес, она никогда не думала и полностью посвящала себя науке. Но в какой-то момент, работая над своим проектом, Йи Ли поняла, что ее изыскания могут стать хорошей основой для бизнеса.
Отсутствие бизнес-образования и какого-либо опыта в бизнесе ее не смутили. Она об этом даже не думала. Просто создала свою компанию (у себя в квартире) по производству оборудования для трансформации солнечной энергии в электрическую. Спустя несколько лет Йи Ли — президент одной из самых быстрорастущих компаний Америки, обладательница нескольких наград и успешная предпринимательница.[1]
До основания собственной компании Йи Ли никогда не работала в коммерческих организациях. Она занималась только наукой. Но когда настал момент, она не слишком много рефлексировала на тему, нужно ли бизнес-образование или опыт в предпринимательстве, чтобы добиться успеха. Очевидно, предпринимательница обладала какими-то качествами, которые заменили ей и то и другое.
В одном из интервью Йи Ли поделилась своими соображениями о том, какие свойства человека могут заменить и опыт, и образование. Оказывается, все очень просто.[1, 2]
Не бояться, учиться и не следовать всем правилам
«У меня не было ни бизнес-образования, ни опыта в бизнесе. У меня не было даже простейших знаний в области финансов. Но я об этом тогда даже не думала», — рассказывает Йи Ли. «Определенно, я испытала много трудностей. Но каждый раз, когда я встречалась с очередной сложностью, я думала о своей цели. Если есть цель, не думайте о том, насколько трудно ее достичь. Просто ищите решение.
А если мне в какой-то области не хватает знаний, я найду книгу по теме или пройду онлайн-обучение. Я самоучка. Все, что я знаю, я выучила сама.»[2]
Ответ на вопрос, нужно ли бизнес-образование, Йи Ли не считает очевидным. Предпринимательница даже предполагает, что в некоторых ситуациях оно может оказаться вредным.
«Мыслить надо нестандартно. Вам не нужно следовать старым книжным принципам. Образование позволяет использовать чужой опыт. Но он не всегда подходит именно вам», — считает Йи Ли. «Учитесь у других, но постарайтесь создать что-то уникальное, характерное только вам.»[2]
Делать то, что любишь, и быть экономным
По мнению предпринимательницы, чтобы преуспеть, нужно делать то, что любишь. «Я хочу быть ученым. Я действительно люблю физику. Я изучала сверхпроводимость и полупроводники. Один из моих проектов касался изучению альтернативных источников энергии. Тогда я и поняла, в чем моя страсть.
Я абсолютно убеждена, чтобы преуспеть в бизнесе, надо быть страстным человеком. И делать то, что ты действительно хочешь делать. Ты должен делать это не из-за денег. А из любви к своему делу. Иначе не справиться со всеми препятствиями, которы встретятся у тебя на пути.»[1, 2]
Но при всей страстности, нельзя отрываться от земли. «Бизнес надо вести экономно», — считает Йи Ли. И любовь к своему делу как раз большой помощник в этом. «Мы все еще стартап и не можем платить людям, как большие компании. Но мои сотрудники твердо верят в то, чем занимаются. Я ищу людей, которые действительно хотят развиваться. Они здесь не только ради зарплаты.
Они страстно любят свою работу и разделяют наши общие мечты. Вот каких людей я ищу.»[1, 2]
- Daum K. This Scientist and Entrepreneur Proves You Don’t Need to Study Business to Succeed in It. Inc. Oct 25, 2019.
- Daum K. YPO podcast — Episode 65: Yi Li (Renogy).
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Источник: businessrevisor.ru