Как известно, бизнес делается в регионах. В связи с активным ростом региональных компаний многие топ-менеджеры, работающие в них, в том числе финансовые директора, стремятся повышать свой профессиональный уровень. Если раньше для получения дополнительного образования, как правило, нужно было периодически покидать свой регион, что не всегда возможно, то теперь многие региональные бизнес-школы стали предлагать программы МВА. Однако топ.менеджеры опасаются, что уровень таких программ пока не полностью соответствует требованиям рынка.
География бизнес-школ в регионах России
К сожалению, пока не все финансовые директора могут обучаться в своих регионах. Наиболее широко бизнес-образование представлено в Екатеринбурге (8 бизнес-школ), Нижнем Новгороде (4 бизнес-школы), Калининграде и Ульяновске (по три бизнес-школы) (см. подверстку на с. 91).
По данным компании BEGIN GROUP, которая проводила исследование «Тенденции спроса на рынке бизнес-образования в регионах России», первые школы бизнеса в регионах России были открыты в 1996 году. Очень большое количество программ появилось в 2005 году, и следует ожидать развития этой тенденции. Можно отметить, что в основном бизнес-школы возникают в городах с активной бизнес-средой (Екатеринбург, Нижний Новгород), в крупных сырьевых центрах (Пермь, Красноярск), а также в городах, где исторически сформировалась хорошая научно-образовательная база (Новосибирск, Томск).
Сергей Гуриев | Бизнес-образование в Европе, США, России и странах СНГ
Ольга Дубовицкая, заведующая кафедрой менед- жмента Урало-Сибирского института бизнеса (Екатеринбург)
Что касается бизнесменов Екатеринбурга, то обучение в Москве, Лондоне и т. д. выбирают в основном очень крупные собственники (например, Тимур Горяев, концерн «Калина»). Остальные – директора, руководители подразделений, топ-менеджеры малого, среднего и иногда крупного бизнеса выбирают, сравнивают, спрашивают знакомых и всетаки предпочитают учиться на родине, в Екатеринбурге. В других регионах ситуация иная, зачастую там действительно негде получить бизнес-образование должного уровня, и многие выбирают Москву.
Рассмотрим, какие преимущества получают финансовые руководители, решившие получать образование в региональной бизнесшколе.
Преимущества регионального образования
Возможность учебы без отрыва от работы. Естественно, выбирая образовательный центр в своем регионе, финансовый директор прежде всего руководствуется принципом удобства – покинуть компанию даже на некоторое время часто проблематично, а при учебе по месту работы таких проблем не возникает.
Михаил Акишин, финансовый директор ООО «Рыбные заводы Олафа Мориса» (Челябинск)
В данный момент я прохожу обучение в ЮжноУральском государственном университете по программе «Мастер делового администрирования». Информацию о программах собирал года три и, взвесив все «за» и «против», решил поступить именно туда. Основными аргументами при принятии решения в пользу этого университета стали время занятий и отсутствие командировок для сдачи сессии. Обучение происходит без отрыва от работы.
Нюансы современного бизнес-образования | БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ
Более низкая стоимость обучения. Стоимость бизнес-образования в регионах в среднем ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Для финансовых директоров, основная задача которых – экономить деньги, это немаловажный аргумент. Так, по словам Дмитрия Зенина, директора Пермского филиала ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ с учетом значительной разницы в цене между центром и регионами целесообразнее выбрать региональную школу, если есть такая возможность.
Согласно исследованию компании BEGIN GROUP (см. таблицу на с. 88), бизнес-образование дороже всего в Екатеринбурге, Сургуте, Перми, Самаре (от 9,2 тыс. долл. США более), а самое доступное – в Новосибирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Ульяновске Тольятти (до 6 тыс. долл. США).
В Москве разброс цен на модульные программы, на которых могут учиться слушатели из регионов, значительно меньше, а стоимость в среднем выше. Большая часть программ (74%) стоит более 10 тыс. долл. США.
Достойный уровень преподавания . Не секрет, что многие топ-менеджеры, предпочитающие получать образование в столице, прежде всего опасаются, что уровень регионального образования недостаточно высок. По словам Алексея Гребенюка , руководителя департамента инвестиций и проектного финансирования компании ProjectLine , бизнес-образование – достаточно новое направление образования в России и, видимо, в регионах оно еще не развито.
Однако проводимые исследования, а также наш опрос представителей компаний и бизнес-школ свидетельствует о том, что уровень регионального бизнес-образования постоянно повышается, причем во многом благодаря тому, что местные школы начинают все активнее привлекать столичных преподавателей, а также практиков из других регионов.
Ольга Дубовицкая, заведующая кафедрой менеджмента Урало-Сибирского института бизнеса (Екатеринбург)
Для регионального бизнес-образования характерен дефицит местных преподавателей. Тех, которые читают у нас, мы формировали самостоятельно – они росли с нами долго и упорно. Они знают, что означает преподавание по программе MBA, что значит работать с руководителями. И либо они занимаются каким-то серьезным бизнес-консалтингом, либо являются руководителями-практиками. Но все равно их мало. Пока мы приглашаем часть преподавателей из Италии, Германии, Голландии, Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Нижнего Новгорода и т. д.
Дмитрий Зенин, директор Пермского филиала ООО «Лизинговая компания «УРАЛСИБ»
Я получал степень МВА в Региональном межотраслевом центре переподготовки кадров (РМЦПК) в Перми. Если бы пришлось выбирать заново, то я бы не изменил своего выбора. Те же преподаватели, которые читают в Москве, приезжали в Пермь. За два года моего обучения порядка 80% преподавателей были из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Челябинска.
Виктор Орехов, начальник отдела маркетинга школы «ЛИНК»
Бывают случаи, когда из региональных центров «ЛИНК» нас просят присылать только московских преподавателей. Но в последнее время это становится редкостью – в большинстве городов мы подготовили отличных преподавателей.
Таблица Средняя стоимость обучения на программах MBA в регионах России *
Средняя стоимость обучения за полный курс, долл. США
* По данным исследования BEGIN GROUP, 2006 г.
** В Сургуте есть программы Урало-Сибирского института бизнеса (Екатеринбург), а также работает бизнес-школа «Институт мировой экономики «Планета», которая не является членом РАБО на данный момент.
Почему выбирают Москву
Несмотря на существование бизнес-школ в регионах, многие местные топ-менеджеры предпочитают получать образование в столице. Доля таких слушателей составляет около четверти от общего числа обучающихся по модульным программам. По данным BEGIN GROUP, из российских регионов больше всего слушателей приезжают в Москву из Екатеринбурга, Владивостока и Казани. В московских бизнес-школах также учатся слушатели из Челябинска, Тюмени, Самары, Перми, Новосибирска, Красноярска, Краснодара. Так почему же представители регионов, в которых есть свои бизнесшколы, стремятся в Москву?
Престиж учебного заведения. Опрошенные нами региональные финансовые директора, говоря о том, почему они предпочитают столичные бизнес-школы региональным, отмечали, что либо пока местные программы не могут конкурировать со столичными, либо у них нет достаточной информации о региональных школах (см. врезку на подложке).
Татьяна Иванищева, проректор по маркетингу Школы бизнеса МИРБИС
Мы достаточно часто общаемся с коллегами из других городов в рамках профессиональных сообществ. Есть действительно сильные программы МВА и сильные школы бизнеса. Но, на наш взгляд, некорректно сравнивать столичные и региональные школы, потому что очевидно, что ресурсы для реализации программы МВА в Москве совершенно другие. И финансовые, и материальные, и человеческие, и технические, и информационные.
Большое значение для развития системы бизнесобразования имеют общественное мнение, в частности позиция средств массовой информации, и главное – качественная информация. Не рекламная, а помогающая составить свое мнение о бизнес-образовании, его роли в профессиональном росте менеджеров, влиянии на развитие карьеры, то есть информация, формирующая потребность в образовании и непрерывном повышении квалификации.
Налаживание деловых связей. По словам Татьяны Иванищевой, проректора по маркетингу Школы бизнеса МИРБИС, один из самых важных критериев выбора программы МВА – установление деловых связей. Для многих региональных топ-менеджеров это имеет решающее значение при выборе программы. Личные связи, устанавливаемые параллельно с профессиональными, способны повысить результативность работы. «Исходя из нашего опыта реализации программы МВА, нередко совместное обучение переходит в совместную работу, – отмечает Татьяна Иванищева. – Поэтому у каждого слушателя есть возможность в течение обучения создать потенциальную команду профессионалов в различных областях, которые способны работать слаженно для реализации общих целей. Очень часто по окончании МВА выпускники привлекают своих бывших товарищей по группе к совместным проектам в бизнесе, поскольку возможности друг друга им хорошо известны».
В заключение следует отметить, что при выборе бизнес-школы нужно руководствоваться целями, ради которых топ-менеджер, в том числе финансовый директор, будет получать образование. Если он планирует продолжить карьеру на Западе, то очевидно, что имеет смысл получать западное образование, а если в столичном бизнесе, то, скорее всего, стоит выбрать московскую бизнес-школу. Виктор Орехов , начальник отдела маркетинга школы «ЛИНК» , отмечает, что Москва дает определенные преимущества для тех, кому важно приобрести деловые связи или изучить конкретную образовательную программу. «Бывает, что в городе просто нет подходящей по уровню школы бизнеса, и тогда обучение в столице также оправданно, – отмечает Виктор Орехов. – Хотя обучение в другом городе – это огромные дополнительные затраты времени. Региональные школы бизнеса вступили в стадию развития, но пока идет только накопление потенциала и до качественного скачка еще пройдет значительное время».
Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления ИБДА АНХ при Правительстве РФ, доктор экон. наук
И в Москве, и в регионах есть и сильные, и достаточно слабые школы. В Москве просто больше бизнес-школ и, соответственно, больше хороших школ, чем в любом другом регионе России. И некоторые немосковские школы, например ИМИСП в СанктПетербурге или лучшие школы в Нижнем Новгороде, Иркутске, Перми, вряд ли уступают столичным грандам.
В Москве шире круг высококлассных преподавателей, владеющих не только теорией управления, но и практическими инструментами ее применения. Бизнес-образование в российских столицах начало развиваться раньше, и у старых московских школ больше опыта.
В перспективе, и очень недалекой, отмеченные различия между элитными столичными и региональными школами бизнеса будут ослабевать.
Каково Ваше мнение о региональном бизнесобразовании?
Сергей Дмитриев , финансовый директор ООО «Алюдеко-К» (Костромская обл.)
Планирую поступать в сентябре этого года в бизнес-школу Москвы. Считаю, что уровень подготовки кадров в нашем регионе не соответствует мировым стандартам образования и проигрывает по сравнению с общеобразовательными учреждениями Москвы и Санкт-Петербурга.
Сергей Клыков , замгендиректора по экономике и финансам ОАО «МЖК «Краснодарский» (Краснодар)
В моем регионе выбора бизнес-школ практически нет. Да и уровень образования несопоставим с московскими бизнес-школами. Если бы я решил получать степень МВА, то скорее выбрал бы московскую школу (из высшего рейтинга), например Высшую школу менеджмента ГУ–ВШЭ, школы при АНХ, МИРБИС и др.
Дмитрий Ефимов , финансовый директор ОАО «Нижфарм» (Нижний Новгород)
Mне известно о существовании нескольких бизнесшкол в нашем регионе. К сожалению, ничего определенного сказать об их уровне не могу, поскольку не имел прямых контактов ни со школами как таковыми, ни с их выпускниками.
Дмитрий Зенин , директор Пермского филиала ООО «Лизинговая компания «УРАЛСИБ»
Различия между московскими и региональными бизнес-школами сегодня нивелируются, так как идет процесс интеграции школ в различного рода неформальные и формальные объединения. Региональное образование имеет уже достаточно высокий уровень.
Региональные бизнес-школы – члены Российской ассоциации бизнес-образования
(по данным сайта www.rabe.ru)
1. НОУ ВУЗ «Институт менеджмента и рынка».
2. Уральский филиал Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.
3. НОУ ДПО «Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Высшая экономическая школа».
4. НОУ ДПО «Урало-Сибирский институт бизнеса».
5. Институт переподготовки кадров Уральского государственного технического университета.
6. Уральский государственный экономический университет.
7. Институт дополнительного образования и профессиональной переподготовки ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ».
8. НОУ СПО «Уральский экономический колледж».
- НОУ «Институт развития бизнеса».
- ФГОУ ДПО «Нижегородский региональный институт управления и экономики АПК».
- Нижегородский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики (НФ ГУ– ВШЭ).
- Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.
- АНО «Калининградский институт международного бизнеса».
- Академия акмеологии, менеджмента и бизнес-образования.
- АНО Институт «Калининградская высшая школа управления».
- ГОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет».
- ГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет».
- Открытая школа бизнеса Ульяновского государственного технического университета.
- ГОУ ВПО «Вятский государственный университет».
- ГОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».
- Красноярский государственный технический университет, Институт управления и бизнес-технологий.
- Государственный университет цветных металлов и золота (ГУЦMиЗ).
- Новосибирский государственный технический университет.
- ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет».
- Пермский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики.
- Региональный межотраслевой центр переподготовки кадров Пермского государственного технического университета.
- НОУ «Институт управления, бизнеса и права».
- Ростовский государственный университет (РГУ).
- Высшая школа бизнеса Томского государственного университета.
- Томский политехнический университет.
- Международный институт финансов, управления и бизнеса Тюменского государственного университета.
- Тюменский государственный нефтегазовый университет (институт повышения квалификации и переподготовки кадров).
Высшая школа делового администрирования Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Алтайский государственный аграрный университет.
Волгоградский государственный университет.
Экономический факультет Воронежского государственного университета (ВГУ).
ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет».
Байкальский институт бизнеса и международного менеджмента ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет».
Казанский государственный финансово-экономический институт.
Обнинск (Калужская обл.)
НОУ ВО «Франко-Российский институт делового администрирования» (ФРИДАС).
НОУ «Институт ЛиДеР».
Карельский региональный институт управления, экономики и права.
Самарский государственный экономический университет.
Экономический факультет Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.
Институт бизнеса и делового администрирования Саратовского государственного технического университета.
Таганрогский государственный радиотехнический университет.
НОУ «Тольяттинская академия управления».
Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного института (Государственный технический университет).
ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»
Источник: ubo.ru
Бизнес-образование в России: состояние и перспективы (содержательно-институциональные аспекты)
В статье рассматривается специфика бизнес-образования как важного элемента современной инфраструктуры бизнеса. Обсуждаются различные схемы построения подготовки менеджеров и текущее положение дел в этой области России. Намечены перспективы развития бизнес-образования в России в контексте проводимых социально-экономических реформ, а также возможные трудности этого развития.
Ключевые слова
Об авторах
ГУ-ВШЭ
Россия
кандидат экономических наук, профессор, ректор
ГУ-ВШЭ
Россия
доктор физико-математических наук, профессор, декан высшей школы менеджмента
Список литературы
1. Высшее образование. Нормативные документы. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002.
2. Денисова Д. Интеллектуальная тусовка // Эксперт, 2003, № 27-28, с. 20-24.
3. Gordon R., Howell J. Higher Education for Business. New York, Columbia University Press, 1959.
4. Pierson F. The Education of American Business: A Study of University College Programs in Business Administration. New York: McGraw-Hill, 1959.
5. Porter L., McKibbin L. Management Education and Development: Drift or Thrust into 21st Century. New York: McGraw-Hill, 1988.
6. Wolf A. Does Education Matter? Myths about Education and Economic Growth. London: Penguin Books, 2002.
Источник: www.vopreco.ru
О перспективах развития рынка бизнес-образования России в новых экономических условиях
Для организаций, «расслабившихся» на волне роста, настало время «собирать камни» и оптимизировать использование своих основных ресурсов. Компания никогда не сможет быть лучше тех людей, которые в ней работают. Именно специалисты и управленцы – ключевой ресурс организации. Оптимизация кадрового ресурса — стратегическая задача, которая стоит перед собственниками.
На наш взгляд, каждое торговое и промышленное предприятие должно сформировать свою антикризисную команду, состоящую из ведущих руководителей и специалистов, и предоставить ей средство для преодоления сложившейся ситуации – бизнес-обучение. Именно оно позволит сотрудникам освоить, с успехом применить на практике эффективные технологии и, что самое главное, достичь необходимого результата — именно этого ждет бизнес от образовательных центров.
В данный момент на рынке бизнес-образования наиболее востребованы темы повышения эффективности, отдачи от использования ресурсов (они к слову актуальны при любой экономической ситуации, просто сейчас их значимость признает все больше собственников). Примеры таких программ: «Эффективные технологии продаж в условиях экономической нестабильности», «Повышение лояльности клиентов», «Оптимизация затрат на маркетинг» и т.д.
Сейчас идет потеря интереса заказчиков к длинным программам. Дело здесь даже не в сумме обучения, а прежде всего в том, что данная форма предполагает полный или частичный отрыв сотрудника от бизнес-процесса на определенное время – что недопустимо в условиях оптимизации штата персонала.
Что такое краткосрочная программа? Это, как правило, 2-дневный тренинг общей продолжительностью 16 академических часов. Преимущества краткосрочных программ в том, что они позволяют обучать персонал, существенно не перестраивая графика их работы – к примеру, в субботу и воскресенье.
Между освоением технологий и их реальным воплощением в практику очень малый промежуток времени – именно это позволяет компании быстро вернуть вложенные средства и получить дополнительную прибыль. Кроме того, краткосрочное аудиторное обучение предполагает посттренинговое сопровождение в течение 2 месяцев – возможность профессиональной консультации с тренером по предметным вопросам. Это повышает эффективность применения материала.
В текущей ситуации происходит падение спроса на услуги бизнес-образования, сокращается штат персонала большинства компаний. Но давайте посмотрим на эту тенденцию с другой стороны – в компании остаются только ключевые сотрудники, имеющие непосредственное отношение к ее основному виду деятельности.
Обучение этой категории персонала было и остается исключительно важным для достижения целей организации и поддержания ее имиджа в глазах клиента. Самые лучшие специалисты и руководители непрерывно обучаются и очень хорошо работают в условиях нестабильности потому, что все их слабые конкуренты уходят с рынка. Услуги консалтинговых компаний – ресурс для того, чтобы сделать сотрудников лучшими в отрасли. Рынок образовательных услуг сокращается, но не исчезает вовсе – заказы будут получать только самые сильные игроки. Если компания будет учитывать постоянно меняющиеся потребности своего клиента, если научится их предугадывать, тогда ее ждет предсказуемый успех в любых экономических условиях.
В данный момент наблюдается уход программ категории «nice to have» — искусство публичного выступления, деловой этикет, «work and life balance», которые набирали популярность в последнее время. Повышение конкуренции наблюдается среди программ по стратегии ведения бизнеса и эффективности.
Поведением человека, прежде всего, управляют эмоции. Даже если вы разложите перед ним рациональные факты по полочкам, покажите в цифрах прибыль от приобретения вашей продукции или услуги, окончательное решение человек будет принимать все равно на основании эмоции. Сейчас мы столкнулись не с финансовым кризисом, а прежде всего с кризисом доверия контрагентов (банков и производителей, продавцов и покупателей) друг другу. Кризис доверия основан на том, что сейчас в обществе не хватает одной очень важной эмоции для принятия обоснованных решений – уверенности в завтрашнем дне.
Цель бизнес-обучения – дать профессионалу эту уверенность, развить у него способность взаимодействовать с клиентом для получения прибыли в любых рыночных условиях.
Многие аналитики задаются вопросом «Кто готов сегодня тратиться на бизнес-образование?» Данный вопрос, на мой взгляд, сформулирован не совсем корректно. Здесь речь идет не об обременительных затратах на обучение, а о выгодных инвестициях, которые позволят компаниям не только удержаться на плаву, но и получить дополнительную прибыль. Инвестировать в обучение и развитие своего ключевого персонала будут готовы все те, кто планирует продолжать свою деятельность в новых экономических условиях.
Бизнес-тренер Компании HUman Resource
Источник: hr-portal.ru