Цитировать:
Савельева О.В. Проблемы и перспективы обучения предпринимательству в России // Лидерство и менеджмент. – 2017. – Том 4. – № 1. – С. 17-24. – doi: 10.18334/lim.4.1.37590.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29752245
Цитирований: 4 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
Статья посвящена о необходимости внедрения в учебный процесс обучение предпринимательству как направлению подготовки бакалавров и магистров в России. Возможными вариантами решения данного вопроса могут стать разработка рядом ВУЗов Российской Федерации самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов в соответствии с п. 10 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; введение профиля подготовки у бакалавров, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика» (как более массовый уровень высшего профессионального образования) или разработка и внедрение в Российской Федерации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Предпринимательство». Наиболее оптимальным вариантом решения сложившейся ситуации может стать введение профиля подготовки у бакалавров, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика» (как более массовый уровень высшего профессионального образования).
Сергей Гуриев | Бизнес-образование в Европе, США, России и странах СНГ
Ключевые слова: предпринимательство, профессиональные компетенции, обучение предпринимательской деятельности, общепрофессиональные компетенции, профессиональный стандарт
JEL-классификация: L26, I28, I25, O15, J88
Похожие статьи:
Подробнее об авторе:
Савельева Ольга Вячеславовна
доцент кафедры экономики предпринимательской деятельности, кандидат экономических наук, доцент
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
ORCID: 0000-0003-4587-9525
SPIN (elibrary.ru): 7767-0941
Смотрите также:
Методы машинного обучения при выборе стратегии предприятия (Кричевский М.Л.) // Вопросы инновационной экономики. № 1 / 2019
Источник: 1economic.ru
Бизнес-образование в России: возможности и перспективы
Нынешний экономический кризис в России остро поставил вопрос развития современного бизнес-образования в стране. Спад в экономике заставлял реформировать эту систему многие страны. В частности — США в 1988 году.
Бизнес-образование, как минимум, включает в себя такие дисциплины, как маркетинг, финансы, управление производством и кадрами. Оставим пока в стороне самую разрекламированную в мире систему MBA (Master of business administration — Магистр делового администрирования или мастер делового администрирования) — квалификационную степень магистра в менеджменте (управлении).
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БИЗНЕСМЕНА. Какое образование лучше для бизнеса? Марина Могилко
Тем более, что, несмотря на широкое распространение, до сих пор нет единого стандарта ее квалификации, что приводит к серьезной неразберихе при оценке различных программ. Период обучения в зависимости от начальной подготовки и конкретной программы занимает от двух до пяти лет. Стоимость диплома MBA колеблется от 100 с лишним тысяч долларов в США до 500 тысяч рублей в России.
В нашей стране по программам MBA работают более 100 университетов и высших школ. Однако, уровень знаний, которые они дают, подчас оставляет желать лучшего. В погоне за прибылью некоторые жертвуют качеством образования, за деньги гарантируя соискателю получение диплома.
Поэтому, одним из важнейших шагов на пути создания эффективной системы бизнес-образования в России должна стать разработка четких критериев. А также — системы их жестокого соблюдения. Вплоть до лишения лицензий. Кажется, иностранные бизнес-школы, которые сейчас практически заняли ведущее место в бизнес-образовании России, компенсируют наши временные «трудности роста».
К сожалению, это далеко не так. Несмотря на мощнейшую рекламу и привлекательные лозунги сделать вас «бизнесменом мира», они зачастую не соответствуют этим обещаниям. В первую очередь, в них не учитывается специфика ведения бизнеса в различных странах, особенно — в России. А это практически делает бесполезными большую часть с трудом полученных «дорогостоящих» знаний.
Поэтому единственный путь развития бизнес-образования в России — создание своих программ и по-настоящему национальной школы. Подобные попытки с большим или меньшим успехом делаются во многих ВУЗах страны. А все возможности у нас для этого есть. Надо только активно вовлечь в этот процесс государство и дать зеленую дорогу инвестициями частного бизнеса.
Досужие рассуждения представителей западных школ об отсутствии у нас квалифицированных преподавателей и специалистов — не что иное, как недобросовестная конкуренция. Напомним, что уникальный советский опыт долгосрочного экономического планирования в той или иной степени внедрен в большинстве стран мира. А в Японии считается единственно правильным.
Не стоит забывать, что наш Виктор Геращенко, который много лет возглавлял Центробанк СССР и России, повсеместно в мире признавался одним из лучших финансистов. Курсы, основанные только на иностранном материале, в России уже не пользуются спросом.
Бизнесмены, отвечающие за выживание и развитие предприятий в условиях кризиса, не могут себе позволить тратить время, силы и деньги на изучение предметов, которые не приносят немедленную пользу в повседневной работе. Говоря о современном бизнес-образовании в России, в первую очередь необходимо сделать его комплексным и многоуровневым.
Разным людям, ставящим перед собой отличные по уровню сложности задачи, нужны различные знания: от азов бухгалтерского учета до тактики и стратегии развития бизнес проектов на мировых рынках. Сегодня в России самые популярными являются программы по анализу реальных бизнес-проблем. Такие курсы состоят из 3-4-дневных интенсивных учебных курсов, разделенных на 3 до 4 недели.
Это дает возможность немедленно проверять полученные знания и навыки на практике. Можно ли получить бизнес-образование самостоятельно или дистанционно? Конечно, можно. Но, желательно — под руководством опытных преподавателей, которые помогут вам подобрать нужную литературу и спланируют необходимые именно для вас дисциплины и их объем.
А также помогут с проверкой приобретенных знаний. В последнее время все большую популярность приобретает коучинг (от английского coaching — тренировка). Это метод, когда «тренер» помогает «студенту» получить необходимые знания и навыки для достижения поставленной жизненной или профессиональной цели. Пока в российском обществе проблемы бизнес-образования не обсуждаются так широко, как вопросы общего среднего или высшего образования. Однако уже сейчас очевидно, что состояние бизнес-образования во многом определит успех экономических реформ в стране. Валерий Агеев, журналист-международник
Количество просмотров: 1840
Комментарии
На данный момент нет комментария к этому материалу.
Чтобы оставить комментарии, вы должны быть авторизованы.
Код для вставки:
of your page —>
Прокомментировать с помощью
Материалы по теме:
- 05 марта, 20:42
Суд разрешил Карлосу Гону выйти под залог - 20 февраля, 00:50
Большинство россиян заявили о невозможности честного бизнеса в России - 13 ноября, 21:28
Больше половины россиян хотели бы иметь свой бизнес - 10 сентября, 11:56
Глава Alibaba Джек Ма собрался на пенсию - 02 августа, 16:06
WhatsApp введет плату для бизнеса за общение с клиентами
- 28 апреля, 22:25
Как исключить семь ошибок менеджеров, чтобы стать лидером продаж - 16 апреля, 15:34
Не учите менеджеров облизывать клиентов! - 15 апреля, 14:49
Вильгельм Майбах: «Саморазвитие и упорство рождают победы» - 20 февраля, 01:16
Как развить стратегическое мышление и навыки стратегического планирования - 10 февраля, 23:08
«Волшебный пинок», или «hard» и «soft» для бизнес-команды
- Дискуссия «Имидж современного руководителя»
- Учим английский с англичанином
- Учим ораторскому искусству
- Brainer года-2011
- Дискуссионный клуб Brainity на Facebook
Источник: www.brainity.moscow
Обучение предпринимательству: проблемы и перспективы
Актуальность и проблематика выбранного направления исследования: отсутствие упорядоченных представлений о предпринимательстве не дает возможности полноценно развивать предпринимательское образование на системном уровне. Ключевым результатом любой программы обучения предпринимательству должна явиться совокупная предпринимательская компетентность, приобретаемая выпускниками в процессе освоения программы и необходимых им для успешной профессиональной карьеры в предпринимательстве. Однако в современном российском бизнесе практически не встречается формализованного описания профессиональных функций предпринимателей, их трудовых действий, а также знаний и умений, необходимых им для выполнения данных функций и действий. Исключение составляют документы, описывающие типовые процедуры работы высших звеньев корпоративного менеджмента — регламенты проведения общих собраний акционеров и заседаний советов директоров. Но документов, которые содержали бы критерии оценки предпринимательской квалификации и процедуры такой оценки, в настоящее время нет.
В противоположность компетенциям нанимаемых работников, которые устанавливаются работодателями, компетенции для профессионального исполнения предпринимательских функций формируются непосредственно самими предпринимателями. Подробная формализация важна не только для действующих предпринимателей, но и для образовательных организаций, которые могли бы руководствоваться ею в процессе установления структуры и определения контента программ обучения предпринимательству.
Согласно исследованию «Карта активности высших учебных заведений 2016-2018» на образовательных пространствах высшего и среднего профессионального образования отсутствуют специализированные программы по формированию профессиональной, общепрофессиональной и общекультурной предпринимательской компетентности. Даже те учебные заведения, в названии которых присутствуют слова «предпринимательство» или «бизнес», не имеют в арсенале образовательных программ, которые была бы нацелены на обучение предпринимательской профессии – в лучшем случае обучение предпринимательству искусственно подверстывается к задачам подготовки специалистов в других профессиях (менеджмент, экономика, инноватика). Чаще всего, обучение предпринимательству в России сводится к разрозненным курсам по бизнес–планированию, стартапам, бухгалтерскому учету в малом бизнесе и т.п.
Главная причина такого положения состоит в том, что при организации СПО, бакалавриата и магистратуры отсутствуют базовые стандарты обучения предпринимательству. Попытки компенсировать это посредством введения «предпринимательской составляющей» в образовательные программы по другим направлениям («менеджмент», «инноватика») приводят лишь к искусственному вкраплению предпринимательской тематики в подготовку людей к другому типу профессиональной деятельности.