Бизнес обучение должно быть

В преддверии нового учебного года ректор Института МИРБИС Максим Николаевич Живаев рассказал порталу Mirbis.ru о том, что нового предложит вуз своим слушателям, учащимся и студентам, какие планы ставит перед Институтом руководитель и почему выпускники МИРБИСа гордятся своим образованием.

Версия для печати
24 августа 2017

Любой вуз – это живой организм, особая структура, которая регулярно обновляется. Институт МИРБИС не исключение из этого правила, считает Максим Николаевич Живаев.

Вектор развития – прикладное бизнес-образование

Главное направление всех усилий руководства и сотрудников вуза – сделать образовательные продукты Института МИРБИС полезными для обучающихся. Без преувеличения можно сказать, что от качества нашей работы зависят сотни судеб: знания, получаемые студентами в процессе обучения – это фундамент для всей их последующей жизни.

Изучая тенденции сегодняшнего дня, мы видим, что у бизнеса есть потребность в специалистах-практиках, в людях, которых не нужно доучивать, принимая на работу. Работодатели ясно дают понять: наши будущие сотрудники должны получить не только базовые знания, но и полезные, системные и эффективные навыки, то, что будет являться конкурентным преимуществом выпускников бизнес-университета перед необученными менеджерами.

Рубен Варданян: каким должно быть бизнес образование

Поэтому мы не планируем значительно расширять спектр реализуемых направлений подготовки, но те, что есть сейчас – делаем максимально практико-ориентированными.

Кроме того, с нового учебного года в перечень образовательных продуктов Института МИРБИС входит совершенно новая программа «Практик Бизнес Администрирования» (PBA).
Она создана по инициативе компаний – лидеров отечественного бизнеса, чьи рекомендации учитывались при ее разработке.

В опросах и тестах принимали участие эксперты из корпораций АФК «Система», X5 Retail Group, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», при поддержке госкорпорации Ростех и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

В программе «Практик Бизнес Администрирования» (PBA), впервые в истории отечественного бизнес-образования, запросы работодателя превращены в специализации и обучающие курсы. Поэтому проблем с трудоустройством выпускников не будет.

Расширяем зону дистанционного обучения

С нового учебного года онлайн-обучение будет распространено на многие образовательные продукты Института МИРБИС. Это и программы высшего образования, и МВА, и РВА, и экспресс-образовательные продукты.

Примечательно, что в дистанционном обучении наших слушателей примут участие не только преподаватели вуза, но практикующие бизнесмены, управленцы ведущих корпораций России.

Современные требования к бизнес-образованию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Новые тенденции в сфере бизнеса, потребности в формировании новой сферы бизнес-образования, ожидания бизнеса от новой сферы, соответствие бизнес-образования современным требованиям бизнеса.

4 этапа бизнеса. Обучение бизнесу с нуля. Айрат Халитов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Конькова О.М.

Маркетинговый подход к развитию рынка услуг бизнес-образования в России
Бизнес-образование и его опыт в подготовке управленцев высшей школы
Современное образование в контексте модернизации и инновационного развития промышленности России
Маркетинговый подход к развитию рынка услуг бизнес-образования в России

Социальная трансформация бизнесобразования и новая специфика подготовки топ-менеджеров высшей школы
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные требования к бизнес-образованию»

1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер / Пер. с англ. -М.: Дело, 1991.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 276 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -М.: «ЧеРо», 2005. — 336 с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2006. — 512 с.

5. Каган В.Е. Организационная психология: обучающий тестовый контроль. — М.: Смысл, 1999. — 96 с.

6. Кирхлер Э., Родлер К. Мотивация в организациях//Психология труда и организационная психология; Т. 1 / Пер. с нем. — Х.: Изд. «Гуманитарный центр», 2003. — 144 с.

7. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука, 1988.

8. Краткая философская энциклопедия. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 576 с.

9. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. -М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез», 2001. — 376 с.

10. МакДермотт Я., Ширкор Я. НЛП в бизнесе. Новый руководитель / Пер. с англ. Г. Власова. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. — 192 с.

11. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 784 с.

12. Мескон М.Х., Альберт М., Хендоури Ф. Основы менеджмента. 2-е изд. — М.: Дело, 2004. — 800 с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2006.

14. Schmalen, H. Grundlagen und Probleme der Betriebswirschaft, 10. Auflage, Koeln 1996.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЮ

Московский государственный университет экономики, статистики, информатики, Ярославский филиал, г. Ярославль

* Доцент кафедры Менеджмента, кандидат социологических наук, доцент

Новые тенденции в сфере бизнеса, потребности в формировании новой сферы бизнес-образования, ожидания бизнеса от новой сферы, соответствие бизнес-образования современным требованиям бизнеса.

В условиях динамичной рыночной среды российские предприятия не успевают адекватно реагировать на появляющиеся новые тенденции в сферах бизнеса, кадров, науки, образования.

Среди таких тенденций можно отметить, например:

— переход от крупносерийного производства к мелкосерийному, что позволяет максимально учитывать меняющиеся требования потребителей продукции;

Читайте также:  Открыть свой бизнес в Армении

— организация производства, исключающая складирование сырья и готовой продукции, что открывает возможность снижения себестоимости последней;

— автоматизация канцелярской работы, обострившая проблему занятости массы служащих;

Развитие рыночных отношений в России обусловило формирование принципиально новой для отечественной системы образования сферы -бизнес-образования. Создается качественно новый сегмент в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающий экономические регионы России образовательными услугами в бизнес-образовании.

Потребность в современном бизнес-образовании и его приближении к практике обусловлено тем, что уровень квалификации кадров не успевает за уровнем технических новшеств; теряются новаторские элитные кадры, поскольку не развиты системы мотивации и оплаты труда; управленческие кадры не владеют методами инновационного управления.

В настоящее время для российского бизнеса характерны большие структурные изменения и появление новых сфер предпринимательской деятельности как результата развития научно-технического прогресса и потребительского спроса. Закономерным следствием этих процессов явилась ярко выраженная потребность бизнеса — это обучение предпринимателей и менеджеров новой бизнес-логике и соответствующим ей моделям деятельности. Многие компании начинают понимать, что затраченные на обучение средства вернутся прибылью, поэтому готовы выделять бюджет на обучение сотрудников, предъявляя все более высокий спрос на качество бизнес-образования. В связи с этим бизнес-среда ставит перед бизнес-образованием новые вполне конкретные задачи:

— обеспечение условий получения экономического и менеджерского образования с учетом индивидуальных запросов обучаемых и заказчиков;

— разработка, адаптация, формирование и продвижение современных технологий и механизмов подготовки кадров для рыночной экономики;

— отработка эффективных форм учебного процесса, обеспечивающих достижение высокого качества экономической подготовки, наиболее полного учета потребностей рынка труда.

Но готово ли российское бизнес-образование решать эти задачи, соответствует ли оно запросам реальной экономики? На всю огромную страну существует не более десятка сильных школ, которые хоть как-то соответствуют европейским стандартам [1]. Именно они реализуют программу МВА и Президентскую программу подготовки управленческих кадров. Несомненно, это очень высокий уровень подготовки, но доступный довольно узкому кругу слушателей по причинам ограниченного количества школ и высокой стоимости обучения.

К сожалению, еще господствует мнение, что бизнес-образование — это нечто особое для владельцев бизнеса и топ-менеджеров. Такое представление бизнес-образования сложилось в середине 90-х годов, когда именно этот контингент заполнял аудитории первых российских бизнес-школ. Однако спустя 10 лет качественный состав слушателей бизнес-программ изменился. Сегодня преобладают топ-менеджеры промышленных предприятий и руководители подразделений крупных компаний. Увеличивается доля представителей малого и среднего бизнеса.

Все в большей степени возникает потребность в обучении без отрыва от работы. Не каждый предприниматель, менеджер может покинуть свое рабочее место ради учебы в бизнес-школе. Оптимальным вариантом может стать обучение в режиме оп-Ипе-конференций и общения с преподавателями и со своими коллегами-слушателями через Интернет, обмен опытом и работа над проектами, которые затем могут быть внедрены в практику.

Что хотят получить от современного бизнес-образования российские менеджеры и предприниматели?

В бизнес-образовании следует акцентировать внимание, прежде всего, на следующих областях:

— инновационность и создание компетенций;

— бизнес-идеи, основанные на предоставлении услуг, решении проблем и системной интеграции;

— проектный бизнес, процессы и модели;

— связывание стратегии с проектами;

— новые организационные модели, основанные на сетях, нормах, ответственности;

— клиентоориентированный бизнес [2].

Результатами бизнес-образования должны стать те знания, умения и способности, которые помогают анализировать совокупность экономических данных, делать выводы, видеть, что за этим стоит, прогнозировать ситуацию, понимать, какой алгоритм, в каком случае применять и почему.

Бизнес-образование должно давать знания и навыки, позволяющие развивать стратегическое мышление, способность видеть не только текущие проблемы, но и перспективы, охватить ситуацию в целом, то есть определять стратегию развития компании. Знания и навыки в конкретной предметной области необходимы руководителям для разработки тактических планов по реализации стратегических задач, внесения необходимых корректировок в зависимости от реальной ситуации и контроля над выполнением таких планов.

Бизнес-образование принципиально отличается от всех других видов образования тем, что оно имеет ярко выраженный прикладной характер. Оно дает интеллектуальный предпринимательский инструментарий, с помощью которого решаются конкретные задачи в освоенных сферах бизнеса. В то же время люди, принимающие решения, не могут опираться только на чисто практический опыт, коммуникативные навыки, творческий подход. Новый стиль мышления, ориентированный на принятие конкурентоспособных решений, следует формировать на основе знакомства с новейшими тенденциями в теории менеджмента.

Сегодня в бизнесе ценятся люди, которые умеют мыслить стратегически, способны сохранять психологическое равновесие в кризисных ситуациях, действуют рационально. Бизнес-образование должно способствовать формированию этих качеств у будущих руководителей, крайне важных для того, чтобы грамотно сформировать команду для решения определенных задач и эффективно руководить такой командой.

Формирование перечисленных способностей и умений должно быть встроено в систему, в которой каждый последующий навык на основе новых знаний развивает и закрепляет предыдущий. В основе этой системы должны лежать цели конкретного бизнеса, конкретной компании [3].

Успешные организации ориентированы на найм людей, способных и стремящихся к повышению своих бизнес-квалификаций. Однако наличие бизнес-образования не всегда дает преимущества при трудоустройстве. Для таких работодателей небезразлично, какова специализация бизнес-школ, законченных претендентами, какого уровня освоена учебная программа и как она стыкуется с требованиями к претендентам на конкретную позицию в компании.

Как же добиться максимальной интеграции запросов бизнеса с содержательной частью образовательных программ? Избежать оторванных от реалий бизнеса образовательных программ возможно, если представители бизнеса станут не только заказчиками, партнерами, но и, по возможности,

Читайте также:  Мировой бизнес что сдавать

соавторами в их разработке. Когда речь идет о реализации краткосрочных корпоративных программ, этот процесс находится под непосредственным влиянием заказчика. Что касается программ дипломного уровня, то их корректировка обычно осуществляется организаторами бизнес-образования и преподавателями, исходя из их видения новых требований практики и, как правило, без учета мнений представителей бизнеса. Необходимо участие работодателей в процедурах разработки стандартов бизнес-образования и контроля его качества. Привлечение представителей бизнеса в качестве преподавателей для проведения практических занятий позволит при разработке новых программ учитывать тенденции развития бизнеса.

Инновационное построение современных учебных программ бизнес -образования должно отвечать следующим требованиям:

1. отражение в составе и содержании учебных программ современных потребностей и особенностей развития рыночной экономики в России. Учет сложных процессов формирования и функционирования рынка специалистов, проблем занятости, повышения деловой активности, разнообразия и развития различных форм хозяйствования;

2. учебные программы разрабатываются таким образом, чтобы помочь современному предпринимателю, менеджеру, финансисту действовать в условиях рынка, успешно выполнять предпринимательские проекты, разрешать проблемы и принимать эффективные решения, полнее реализуя свои способности и развивая профессионализм в избранной сфере деятельности;

3. предоставление широкого диапазона возможностей для выбора дисциплин, форм проведения занятий, специализации и самостоятельного регулирования учебной нагрузки. Идеология программ современного бизнес-образования предполагает развитие дистанционного обучения при соответствующем методическом обеспечении;

4. овладение в процессе обучения навыками исследовательской работы;

5. образовательные программы отражают не только потребности современного состояния и развития экономики, но и возможность прогнозирования, организации делового образования с опорой на закономерные тенденции экономического развития.

Таким образом, бизнес-образование, развиваемое с соответствии с требованиями современного российского бизнеса, имеет ряд характерных черт, отличающих его от традиционных экономико-управленческих специальностей и направлений. Это, прежде всего:

— целевая, прагматическая нацеленность на обеспечение развития в регионах предпринимательства, малого и среднего бизнеса, широ-

кие связи с федеральными, региональными и муниципальными властными, деловыми и коммерческими структурами;

— инновационный характер построения и содержания образовательных программ;

— интегрированный, междисциплинарный характер бизнес-образования, включающего экономико-управленческие, правовые дисциплины, а также в области маркетинга, финансов, современного делопроизводства, информатики, психологии.

Бизнес-тренинг: прилетит вдруг волшебник

Я с упорством мазохиста собираю претензии к бизнес-тренингам и бизнес-тренерам. Хочу я сказать, что всё это надумано? Нет. Просто о том, что делать и как себя вести для того, что бы избежать разочарований после бизнес-обучения.

1. Тренеры некомпетентны

«Очень смущали тренеры без реального опыта работы. Не заключив ни одной сделки, они рассказывали о каких-то своих фантазиях. Было забавно. И жаль потраченного времени».

«К кому я, например, бы пошла на тренинг? К человеку, у которого есть реальный бизнес, сделанный с нуля, и имя этого человека мне сразу многое говорит. Сразу и без объяснений. Но такие люди не ведут тренинги».

Что на это можно ответить? Действительно, успешные предприниматели не ведут тренинги. На противопоставлении практиков и тренеров даже сыграли организаторы одной из конференций, разместив на ее лендинге слоган: «Здесь нет бизнес-тренеров». Хочу напомнить несколько вещей.

Сначала историю про то, что лучший тренер женской команды водного поло, выведший команду в олимпийские чемпионы, оказалось, не умел плавать. Кроме того, успешные бизнесмены отнюдь не всегда способны объяснить, как они добились своего успеха, а уж тем более по алгоритмам и шагам разбить переговорные процессы и продажи.

2. Никто не делится уникальными знаниями

«Никто не раскроет действующих схем, нужных людей и прочего. Того, что реально нужно руководству».

«Уникальные знания никто не отдаст. Тренинги одни и те же у большинства. И, общаясь с сотрудниками совершенно разных компаний, слышу одни и те же шаблоны».

Ну, во-первых, «страшных тайн» и секретов в бизнесе практически не существует. Бывают хорошо отработанные и творчески дополненные по ситуации алгоритмы и технологии. Во-вторых, я например, редко делюсь информацией о том, с какими компаниями я работаю. Не всегда имею на это право. А уж о личных консультациях, я ни под какими страхами не расскажу.

А вот как те, кто со мной работает, своего добиваются – примеров достаточно. Могу делиться ими.

3. Низкое качество обучающих программ

«Иногда банальщиной пахнет…»

«Чтобы найти такой тренинг, где будет отдача, нужно хорошо поискать».

Сюда же можно отнести высказывания о необходимости сертификации тренинговых услуг и появления адекватных рейтингов. Но хочу напомнить, что человека невозможно научить. Он может только научиться. Стандартных обучающих программ не существует. Хороший тренер формирует программу под группу. Предварительно сделав диагностику.

Вот только на диагностике, как правило, экономят компании. Под самыми странными предлогами отказываясь ее делать. От «я сам вам расскажу всё» до «не будет тревожить людей раньше времени».

4. Единичные тренинги не дают результата

«Тренинг – это когда развивается какой-нибудь навык. Например, звонки. Менеджер делает звонок – он записывается, и происходит разбор полетов: что, почему правильно и неправильно. После чего он делает следующий звонок – и опять разбор полетов. Потом следующий. Как вы думаете, насколько хватит тренера?»

Вот ту не надо путать тренинги и обучение действием. Звонок (запись) — разбор-звонок – это ежедневная работа начальник отдела продаж. Сколько на моей памяти в компаниях стоит роскошных АТС, которые позволяют это сделать и никто не делает. И даже не слушает. Работы много.

Читайте также:  Чем отличается микробизнес от малого бизнеса

Тренер может сделать 2 вещи – дать, например, алгоритм телефонного звонка, добиться в ходе отработки его правильного использования и может научить начальника отдела продаж отрабатывать этот алгоритм. А ждать, что тренер, взмахнув волшебной палочкой, научил сразу, всех, за один раз и заодно еще и проверил – ну перебор. И да, если в штате обучаемых больше 30 человек (три группы по 10) выгоднее взять в штат тренера, а не запихивать одновременно всех в одну группу, экономя обучении.

5. Много личного негативного опыта

«Раньше много проходил тренингов. После десятого понял, что все тренинги сводятся к одной простой формуле, просто маркетинг их обличает в разные формы, чтоб продавать. С тех пор мало что узнавалось нового на тренингах».

Часто такие заявления делают те, кто хочет «чему-то поучиться», но не ставит конкретной задачи перед тренером. Я сама учусь часто. Но прежде чем выбрать тренинг и тренера, я формулирую себе конкретные задачи, уточняю, есть ли он в программе и только после этого принимаю решение идти или нет.

6. Тренеры не мотивируют на конкретные действия

«Я к тренингам вообще отношусь негативно, потому что единственной их задачей вижу – «волшебный пинок», ну как бы мотивация. Иди и сделай! Я так и сама могу смотивировать сотрудников, проанализировать их ошибки/достижения и направить в нужное русло».

Забавно, что могут сделать, но почему-то не делают. То ли не хватает времени, то ли не срабатывает такая мотивация. Был эпизод в моей жизни, когда начальник отдела продаж делал «разбор полетов» что бы замотивировать сотрудников, а на деле вышибал их из нормального режима работы от полудня до пары суток.

7. Умным тренинги не нужны, а тупым не помогут

«Что касается тренингов для сотрудников: так вот если сотрудники умные / опытные / профессиональные, то им тренинги не нужны. А туповатым они не помогают, и разговаривать с ними после этих тренингов просто невозможно. Они услышали где-то что-то, а применяют бездумно. Любое отклонение в разговоре от пройденного сценария – и они тупят, вызывают только отталкивающий эффект».

Раз в полгода любой суперпрофессиональный отдел продаж начинает колбасить. От выгорания, от сложности рыночной ситуации, от постоянного дедлайна, от начальника, у которого работает принцип Чебурашки «проси два молотка – дадут один». И вот тут тренинг это не только навыки восстановить, но и замотивировать, и стресс снять.

8. Тренинги обучают манипуляциям

«Не люблю и не пойду, потому что все тренинги нацелены на то, чтоб каждый бизнесмен зарабатывал больше, больше, бесконечно больше. Как продавить людей, какие фразы использовать какие каналы добавить. Когда будут в первую очередь говорить про человечность?»

«А все эти продающие фразы и прочее с умным клиентом работать не будут. И вообще, мнение, что продавить можно любого – оно в корне неверное».

А согласна. Не работают «продающие» слова, нет «волшебных» скриптов и я против «дрессуры менеджеров». Но я за то, что менеджеры могут научиться разбираться в клиенте, подбирать для него те фразы, которые именно ему необходимы и не буду раздражать или вызывать ухмылку.

9. У заказчиков тренингов завышены ожидания

«Многие руководители почему-то ждут, что вот я ни хрена не делал год-полтора после назначения, а приглашу-ка я тренера, и он мне за два дня все исправит. Щелкнет тумблером в голове сотрудников, и будет мне +500% к показателям»

Ну, про волшебную палочку уже рассказывала. Больше не буду. И ждать что-то от тренинга если у менеджеров финансовая мотивация внятная отсутствует, если обещал одну сумму, а уже не первый месяц платишь в 2 раза меньше не стоит.

Как отличить ремесленников от мастеров?

Бизнес-тренинги ругают не зря. Рынок отечественного бизнес-образования еще достаточно молодой и стихийный, появляется много некомпетентных или даже непорядочных исполнителей. Зачастую тренеры и заказчики не понимают друг друга. Раскрученность тренера не всегда свидетельствует о его высоких профессиональных качествах.

Дотошно изучите историю тренинговой компании и резюме бизнес-тренера, с которым собираетесь иметь дело. Вдумчиво прочитайте программу тренинга. Найдите отзывы и помните, что все отзывы идеальные — странная картинка. тренер не обязан всем нравиться. Выбирая тренера, посетите его бесплатные мероприятия, найдите его статьи, блог, посмотрите видео с ним. Конкуренция в отрасли растет, продвижение тренеров через бесплатный полезный контент и открытые события – распространенная практика.

Но самое главное – поймите, что тренинги не панацея. Что это один из инструментов в системе подготовки кадров, в системе бизнес-образования.

Не ждите от бизнес-тренинга чуда. Для высокой эффективности бизнес-обучение должно быть прочно и логично встроено в бизнес-процессы вашей компании. Разумнее начинать обучение с руководителей, а программы для руководителей и сотрудников должны обладать преемственностью. Не секрет, что чисто навыковые тренинги полезно повторять. Наконец, не делите ваших сотрудников на «умных» и «тупых»: при таком отношении бизнес-обучение им точно не поможет.

Источник: kursdela.biz

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин