На эффективность программы для корпоративного обучения влияет много факторов, один из которых – учет типа среды обучения. Как определять тип среды обучения конкретной компании? Разбираемся.
Можно купить готовую обучающую программу для своего корпоративного обучения, а можно заказать индивидуальную разработку программы. Каждая компания делает свой выбор. И в том, и в другом случае можно получить высокую эффективность, а можно и не достичь желаемых результатов. На это влияет много факторов, один из которых – учет типа образовательной среды.
4 типа образовательной среды
Светлана Лукьянова, объясняя в своем курсе для методистов теорию образовательной среды по Ясвину, рекомендует опираться на 2 полярных конструкта: Свобода/Зависимость и Активность/Пассивность. Совмещая эти категории можно получить 4 типа образовательной среды.
Как определять тип среды обучения?
Чтобы определить среду корпоративного обучения, нужно выяснить:
- Кто субъект обучения? Субъект ставит цели и создает контент. В качестве субъекта могут выступать сами обучаемые или тот, кто организует для них учебный процесс.
- Как взаимодействуют между собой компания и работники? Какова степень безопасности, принятия и понимания по отношению к сотрудникам?
- Насколько серьезно подходит компания к обучению? Удобно ли сотрудникам обучаться, достаточно ли средств и ресурсов для качественного корпоративного обучения?
- Какой в компании стиль обучения? Кто контролирует его ход? Как эксперт реагирует на выполненные и невыполненные задания? Как обрабатывает вопросы?
Ответы на эти вопросы помогают определить степень активности и свободы сотрудников и на основе этого установить среду обучения. Методисту учитывать среду необходимо для грамотного составления обучающего курса и организации процесса обучения.
КАК ЭТО ВЛИЯЕТ НА ТВОЮ ЖИЗНЬ? Время Изменить Свою Среду. Маргулан Сейсембаев #маргулан #сейсембаев
Преимущества и недостатки каждого типа среды обучения
Может возникнуть вопрос, какая среда обучения лучше. Лучше всего не мыслить подобными категориями, поскольку «лучше» и «хуже» – относительные показатели. Зато знание особенностей среды помогает понять, каким должно быть обучение, чтобы оно было эффективным, и какие требования к эффективности в каждом случае.
Догматическая среда обучения характеризуется авторитарными методами обучения и воспитания. Это жесткая дисциплина, муштра, строгий внешний порядок, слепое преклонение перед традициями и ритуалами. Она формирует пассивность и зависимость. В такой среде высокая исполнительность и приверженность тому, во что здесь верят.
А верить могут во что угодно – в своего лидера, в высокое предназначение, в науку, богатство, борьбу. Важно не во что веришь, а как веришь. В догматической среде развиваются полезные для собственного развития качества – добросовестность, самоограничение, дисциплина, твердая уверенность в правильности своего дела. Самые яркие примеры – армия, монастырь, секта. Однако в такой среде подавляется личность.
Бизнес образование: куда пойти учиться? Обучение предпринимательству в бизнес-школах и институтах
Именно догматический тип среды обучения стал самым распространенным в самых разных учебных заведениях и системах образования организаций в разных странах и в разные эпохи, включая нынешнюю. Надо полагать, что он сформировал и продолжает формировать людей, словно заключенных в своеобразную психологическую тюрьму – безвольных, покладистых, безинициативных и послушных.
Безмятежная среда обучения – это расслабленность и беззаботность, сопровождаемые приветливостью и добротой.
В такой среде каждый сам формирует собственное мировоззрение, работа не служит какой-либо идее, а нужна только для удовлетворения личных потребностей и для обеспечения желательных условий. В такой среде формируется личность, довольная тем, что есть, неспособная напрягаться и бороться.
При встрече с трудностями люди из такой среды самоустраняются от их разрешения, прячась в свой иллюзорный мир. К обучающимся относятся «душевно», но не требовательно, не ставят трудных задач и не рисуют перспектив, а также не стимулируют какое бы то ни было развитие. Приветливость и непритязательность – полезные свойства личности, но отрешенность и жизнь как улитка в своей раковине не способствует развитию бизнеса. Безмятежная среда обучения формирует свободных и пассивных людей.
Карьерная среда обучения ориентирована на внешнюю активность образовательного процесса. В такой среде много видимых атрибутов – лозунги, ярко выраженный этикет, громкие мероприятия, которые активно рекламируются.
Легендарный педагог Януш Корчак описал карьерную среду обучения так: «Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие и раболепие, зависть, злоба, злорадство. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают».
Несмотря на то, что описывал он школу, нетрудно представить такую образовательную среду в компании и даже подобрать несколько примеров. Такая среда способствует развитию активности, но и зависимости.
В ней царит сухая расчетливость и упорство к достижению поставленных целей, что приводит к формированию навыков искусно играть и подбирать маски под обстоятельства, стремлению к росту карьеры за счет хитрости и лицемерия.
Несмотря на такое нелестное описание, многие согласятся с тем, что все эти свойства в сегодняшнем бизнесе способны приводить к успешной карьере.
Творческая среда обучения нацелена внутрь – она отличается высокой внутренней мотивированностью, эмоциональным подъемом, оптимизмом и позитивом. Она не требует твердости духа и сильной воли, поскольку ориентируется на внутреннюю мотивацию.
Это атмосфера свободного творчества и свободного развития, люди с энтузиазмом обучаются и работают не под принуждением, а по собственной доброй воле. Для многих компаний такая обучающая среда – недостижимый идеал, до которого еще следует дорасти.
Сложность в том, что творческая среда обучения предполагает (и формирует) открытость, высокую самооценку, свободу суждений и поступков и ответственность за принятые решения. Такая среда позволяет свободно развивать активную личность. Такая среда может сформироваться только там, где отсутствует авторитарный лидер, уважают каждую точку зрения, никто не игнорирует мнение друг друга и не подавляет волю друг друга. Как только появляется кто-то, кто начинает диктовать «как надо», творческая среда преобразуется в какой-то другой тип. Это самый неустойчивый тип образовательной среды.
Источник: dzen.ru
Деловая среда: корпоративное обучение руководителей
Деловая среда — термин, который характеризует и объединяет всё: деловую активность, знания, команды, компании, отдельных личностей. Сбербанк и Минэкономразвития создают платформу для развития бизнеса, а развитие возможно благодаря обучению и поддержке.
Насколько успешной будет эта платформа среди предпринимателей и бизнесменов? Насколько она сможет поменять текущие стандарты в корпоративном обучении руководителей и сотрудников, заменив традиционные бизнес-тренинги и семинары? — интересные вопросы, ответы на которые мы с вами разберем в этой небольшой заметке.
Деловая среда
[su_note note_color=»#FFFF66″ text_color=»#333333″ radius=»3″ думаю, что не стоит строить иллюзий и думать, что какая-либо платформа сможет решить проблемы предпринимателей — проблемы в большинстве своем решают индивидуально, но вот предоставить знания для решения этих проблем это возможно.[/su_note]
[bctt tweet=»Проблемы бизнеса в большинстве своем решаются индивидуально!» username=»SavkinKS»]
С другой стороны, сам принцип платформы дает возможность говорить не только про различные программы обучения руководителей: корпоративные тренинги и бизнес-семинары, но и предлагать различные сервисы для повышения эффективности бизнеса: CRM-системы, финансовые продукты, инструменты для ведения бизнеса в интернете, т.е. предоставляя решения «под ключ», а учитывая еще и специфику Сбербанка, то здесь возможно добавление различных банковских продуктов.
Корпоративное обучение руководителей
Председатель правления Сбербанка России Герман Греф делает акцент на образование, цитирую:
«Поэтому образование, образование и еще раз образование — это наш приоритет, который нужно поставить во главе угла»
Что позволяет нам с уверенностью сказать, что очень скоро руководители нового формата, с новым подходом к управлению будут обучены, но смогут ли они применить данные знания? — вопрос интересный и не менее важный, чем само обучение.
Возможности Деловой среды
Конечно, платформа «Деловая среда», дочерний проект Сбербанка, обладает большими возможностями в том числе и финансовыми, с другой стороны данная платформа с курсами и образовательными сервисами вынуждена будет конкурировать с бизнес-школами, которые также делают акцент на дистанционное обучение, обладают наработанными базами и технологиями.
Со своей стороны хочу отметить, что дистанционное обучение на мой взгляд является менее эффективным чем очное.
[bctt tweet=»Дистанционное обучение менее эффективное чем очное.» username=»SavkinKS»]
[su_note note_color=»#ADFF2F» text_color=»#333333″ radius=»3″ равносильно виртуальному тренеру в спорте, особенно при обучении плаванию или бегу с препятствиями, я думаю разницу вы уловили.[/su_note]
Хотя такие образовательные проекты, как Coursera, Udemy в настоящий момент содержат сотни обучающих курсов и дают возможность взаимодействовать с тысячами слушателями, что само по себе является отличным инструментом маркетинга в продвижении услуг или продукции компании, в том числе бизнес-школы или тренингового центра.
Источник: www.savkinks.ru
Корпоративная образовательная среда как главный тренд 2020 года
Постоянная необходимость обновлять и расширять набор навыков сотрудников ставит перед компаниями непростую задачу: создать максимально эффективную систему обучения. Еще в прошлом году мы наблюдали, как росла актуальность таких подходов, которые позволяли бы интегрировать обучение в работу, сделать его более персонализированным и, конечно, непрерывным. Несмотря на то, что это довольно сложные задачи, выполнить их вполне реально, если в компании выстроена особая корпоративная образовательная среда — в которой сотрудник четко осознает цели своего обучения и может ставить их самостоятельно, обладает внутренней мотивацией к развитию и в принципе имеет возможность реализовать свои учебные потребности. Такая среда не только приносит бизнесу измеримые результаты, но и соответствует интересам сотрудников, удовлетворяет их потребности в саморазвитии.
Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.
Преимущества корпоративной образовательной среды
Продвинутые, современные компании стараются ставить во главе своих образовательных систем человека. Однако, несмотря на человекоцентричность, главная задача любого корпоративного обучения — это все же рост бизнес-результатов, и с этой точки зрения эффективная образовательная среда экономически выгодна:
Во-первых, гибкое и персонализированное обучение позволяет избежать издержек, связанных с перемещением сотрудников, и сокращает расходы на переобучение, поскольку все варианты обучения различаются по формату, длительности и легко масштабируются.
Во-вторых, в такой среде сотрудники сами инициируют обучение и запрашивают необходимые ресурсы, чем сокращают временные затраты на подбор, запись и обоснование обучения.
В-третьих, создание образовательный среды — это долгосрочное вложение в развитие бренда работодателя. Компании выгодно транслировать, что она обеспечивает сотрудников всеми возможностями для развития. И, как показывают исследования, потенциал роста внутри компании — одна из важнейших составляющих опыта сотрудника (employee experience) и один из решающих факторов выбора работы.
В-четвертых, другие исследования показывают, что организации с более сильной культурой обучения опережают своих конкурентов по ряду важных показателей: например, продуктивность сотрудников в таких компаниях выше на 37%; на 58% выше вероятность того, что сотрудники будут обладать навыками, необходимыми в будущем; на 34% быстрее реакция на потребности клиентов и т. д.
Компоненты продуктивной образовательной среды
- Человекоцентричность , фокус не только на контент, но и на индивидуальный и социальный опыт обучения (social learning).
- Разнообразие, адаптивность и персонализация.
- Прозрачность подходов, методологии и оценки эффективности, открытость и доступность ресурсов.
- Обучение сотрудников навыкам эффективного обучения , развитие навыков целеполагания .
- Максимальная реалистичность и связь с .
- Культура социального, peer-to-peer обучения, вовлеченность руководителей и лидеров команд не только как ведущих образовательного процесса, но и как участников.
- Культура конструктивной обратной связи и рефлексии.
- Регулярная трансляция ценности обучения и развития.
- Создание безопасной среды и обеспечение шанса на ошибку.
- Признание и поощрение успехов и инициативы сотрудников.
- Демонстрация результатов стейкхолдерам.
Если эти элементы характерны для образовательной среды внутри компании, они будут стимулировать собственную мотивацию сотрудников и способствовать созданию хьютагогической среды , т. е. таких условий, в которых сотрудник может осознанно и самостоятельно заниматься своим профессиональным и личностным развитием. К главным мотиваторам к обучению у взрослых людей исследователи (согласно книге «Enhancing Adult Motivation to Learn: A Comprehensive Guide for Teaching All Adults», 3rd edition. Raymond J. Wlodkowski, 2008) относят понимание целей обучения и высокую практическую применимость изучаемого материала, ощущение успеха от обучения, искреннее желание уделять силы и время обучению, а также получение удовольствия от процесса.
Как добиться создания такой среды?
Создание подобной образовательной среды требует вовлеченности не только TP попробуем понять, какие инструменты и форматы могут применяться для создания и поддержания такой образовательной среды. Вот некоторые из них:
Такие инструменты, подходы и форматы позволяют положить начало или поддержать уже сформированную образовательную среду в компании и дать сотрудникам дополнительный импульс для развития, повышения осознанности и вовлеченности. Цель преуспевающей компании — не навязывать обучение, но создавать возможности и поддерживать инициативу сотрудников , когда у них возникает осознанная необходимость в обучении, и создать такую систему корпоративного образования, которая будет актуальна всегда.
Источник: theoryandpractice.ru