Бизнес средства производства которого в государственной собственности

Государственная собственность на средства производства в социалистическом государстве

Определение 1

Государственная собственность на средства производства – это правовой институт, опосредующий совокупность правомочий государства по владению, пользованию и распоряжению оборудованием, инструментами, сырьем, объектами недвижимости и иными объектами, используемыми для производства.

Государства, в которых сложилась социалистическая система государственно-общественного устройства, характеризуются отсутствием других, кроме государственной (или так называемой общественной), форм собственности на средства производства

Экономическую база функционирования такого общества составляет социалистическая система хозяйства, социалистическая собственность на средства производства.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Марксистской теорией средства производства не рассматриваются в качестве капитала, то есть не выступают инструментом эксплуатирующего класса. Средства производства находятся в общественной собственности. По задумкам идеологов социализма, должно было произойти слияние двух основных сил производственного процесса – рабочих и средств производства.

Бизнес-дискуссия «Аппараты в эстетике – это не роскошь, а средства производства»

В социалистической системе хозяйствования провозглашалась собственность на средства производства в форме государственной собственности и форме собственности кооперативов и колхозов (общественной).

При этом практически в социалистических государствах господствовала не собственность общества и населения в целом, но собственность органов публичного управления, возглавляющих их должностных лиц, являющихся представителями правящей партии, то есть фактически собственность на средства производства и общественные блага принадлежала партийному руководству.

В их прямом личном и коллективном распоряжении находились земельные участки, другие национальные природные богатства, основные средства государственных организаций и трудовые ресурсы.

«Государственная собственность на средства производства»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

При этом, как продемонстрировала практика социалистических государств, отсутствие возможности иметь в частной собственности средства производства снижает активность личности как самостоятельной единицы в трудовых, производственных и экономических отношениях, поскольку утрачивается личный интерес. Общественная или государственная собственность как единственная возможная форма собственности превращается в собственность должностных лиц и органов публичного управления, и ее приращение и эффективное использование перестает быть актуальным направлением деятельности отдельной личности.

Государственная собственность на средства производства в современных демократических государствах

Государственная собственность на средства производства является признаком не только социалистической системы общественно-государственного устройства, но используется и правопорядками современных развитых демократических государств.

Коммунизм возможен! Общественная собственность на средства производства (А.А. Царик)

При этом государственная собственность на средства производства в демократически организованных экономиках обычно используется в тех секторах экономики, где не развивается частный капитал, то есть там, где не представляется возможным получить среднюю или выше средней прибыль. В связи с указанным государственная собственность на средства производства обычно является более низкоэффективной, чем собственность иных форм. Сектора экономики, где развитие получает государственная собственность на средства производств, – это обычно сектора с невысокой прибыльностью, но имеющие высокое социальное значение, либо это могут быть сектора, где высокая прибыль появляется в долгосрочной перспективе (это энергетика, транспорт, образование, экология и пр.).

Так, в развитых зарубежных рынках государственная собственность на средства производства обычно развивается в тех отраслях, которые:

  • способны обеспечить развитие экономики в будущем;
  • способны обеспечить высокую прибыль в долгосрочной перспективе;
  • характеризуются высокими предпринимательскими рисками;
  • требуют привлечения значительного объема ресурсов научного характера, проектно-изыскательская характера;
  • требуют высоких первоначальных вложений.

Таким образом, государственная собственность на средства производства в странах с развитой экономикой ориентирована на форсирование развития тех секторов экономики, которые:

  • имеют значение для развития всего общества, но при этом труднодоступны для частного капитала в виду своей высокой первоначальный затратности, низкой прибыльности на период становления и т.п.;
  • имеют важное значение для экономического развития страны, но при этом находятся в упадке и требуют привлечения значительных объемов финансовых, научных, трудовых ресурсов для собственного оздоровления. В частности, когда необходимо национализация важных для экономики, но убыточных предприятий.

Указанное предопределяет то обстоятельство, что границы использования государственной собственности на средства производства в условиях современного развитого рынка являются подвижными и смещаются из одного сектора в другой для обеспечения гармоничного развития производства экономики и достижения приоритетного уровня социально-экономического развития и обеспечения прав личности.

Таким образом, можно говорить о следующих целях использования такого инструмента современного публичного управления как государственная собственность на средства производства:

  • оздоровление приоритетного для экономического развития сектора производства;
  • стабилизация экономического оборота и рынка;
  • инновационное обновление экономики государства и пр.

При этом всегда назначением использования как инструмента управления государственной собственности на средства производства является обеспечение стабильного прогрессивного развития экономики страны. Другими словами, государство должно ориентироваться не на извлечение максимально высокой прибыли, а на гармонизацию экономических отношений, на повышение эффективности частного капитала в экономике, на прогрессивное развитие отраслей, имеющих важное значение для общества.

Источник: spravochnick.ru

государственная собственность на средства производства

В отличие от перечисленных выше типов собственности государственная собственность на средства производства не является порождением частной собственности. Она представляет собой право владения, пользования, распоряжения средствами производства, которым обладает государство, а реализует уполномоченный орган государственного управления. Государственная собственность на средства производства включает такие виды, как федеральная собственность и различные виды муниципальной собственности.

государственная собственность

В советской экономике государственная собственность на средства производства применялась в качестве основного типа собственности во всех сферах народного хозяйства – в промышленности, в аграрном секторе, в торговле, банковском деле, страховании и даже в туризме. Впоследствии именно в абсолютном преобладании государственной собственности многие усматривали главную причину крайней неэффективности советской экономики.

Однако, как мы уже знаем, практически во всех странах с рыночно ориентированной экономикой существует так называемый государственный сектор ( public sector ), базирующийся на государственной собственности. Есть такой сектор и в современной российской экономике. На основе государственной собственности действуют государственные унитарные предприятия, собственником которых выступает российское государство как единое целое. При этом уполномоченным органом управления объектами недвижимости (здания, сооружения), находящимися в федеральной собственности, является Министерство по имущественным отношениям Российской Федерации. Уполномоченными органами управления объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности, являются соответствующие муниципальные комитеты по имущественным отношениям.

Коммерческая и некоммерческая деятельность. Другие критерии качественного разграничения субъектов предпринимательского бизнеса

Третьим критерием качественного разграничения субъектов предпринимательского бизнеса является степень их нацеленности на получение прибыли. В соответствие с данным критерием субъекты предпринимательского бизнеса, прежде всего, предпринимательские фирмы подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Читайте также:  Бизнес колледж Тамбов когда день открытых дверей

Коммерческими организациями называются субъекты бизнеса, которые преследует цели извлечения прибыли от своей основной (уставной) деятельности. Полученная прибыль, как правило, подлежит распределению между участниками предпринимательской фирмы. Под некоммерческими организациями понимаются субъекты бизнеса, деятельность которых не имеет в качестве основной (уставной) цели извлечение прибыли. Данный критерий разграничения субъектов предпринимательского бизнеса широко распространен во всех странах с рыночно ориентированной экономикой, применяется он и в России.

Некоммерческая организация

Все многообразие юридических лиц в зависимости от цели осуществляемой деятельности законодательно разделено на две основные группы: коммерческие организации некоммерческие организации При этом не имеет значения, приносит или не приносит данная организация прибыль. Некоммерческая организация не имеет в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли и разделение ее между участниками. Такие организации создаются, как правило, для удовлетворения нематериальных ценностей граждан: благотворительность, социальные, научные, культурные цели, разрешение споров и конфликтов, защита прав и оказание юридической помощи, развитие физической культуры и спорта и т. п.

Некоммерческая организация

Некоммерческими являются, по замыслу, два типа юридических лиц – собственно некоммерческие организации , созданные в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом РФ О некоммерческих организациях, и общественные объединения (в том числе религиозные организации и политические партии), созданные в соответствие с другими законодательными актами России. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей людей, защиты прав, законных интересов людей и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях. Такие же цели должны преследовать, в соответствии с Законом, общественные и религиозные объединения . Разница между ними состоит в особенностях создания таких организаций (некоммерческие организации создаются учредителями, а общественные и иные объединениями – гражданами, добровольно объединившимися на основе общности интересов) и в применяемом виде собственности на средства производства (в первом случае это, как правило, групповая собственность, во втором случае – ассоциативная собственность).

Цели некоммерческих организаций

некоммерческие организации

Предпринимательская деятельность НКО

Предпринимательская деятельность НКО допускается для достижения целей, ради которых создана организация. Это может быть производство товаров и услуг, приносящее прибыль, а также приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав, ценных бумаг, участие в товариществах на вере и хозяйственных обществах в качестве вкладчика.

Деятельность отдельных форм некоммерческих организаций (общественные объединения) может осуществляться без государственной регистрации, однако в этом случае НКО не признается юридическим лицом, а, следовательно, не может приобретать от своего имени имущественные и неимущественные права, вести хозяйственную деятельность и участвовать в судебных процессах. Прошедшие государственную регистрацию некоммерческие организации, обязаны состоять на учете в налоговых органах, иметь счет в банке и самостоятельный баланс.

НКО не ограничены в сроках деятельности, если иное не предусмотрено его учредителями. Хотелось бы подчеркнуть немаловажную деталь. Успех регистрации и открытия новой некоммерческой организации напрямую зависит от уровня подготовки специалистов (юристов), их опыта и профессиональных знаний в области регистрации НКО, т. к. эта процедура весьма сложна и требует повышенного внимания к оформлению документов. Ошибки и упущения могут повлечь за собой весьма серьезные последствия.

некоммерческие организации — субъекты предпринимательского бизнеса

Кроме того, некоммерческие организации обоих видов не воспринимаются многими людьми как субъекты предпринимательского бизнеса, тем более – как предпринимательские фирмы. Тем не менее, данная группа организаций представляет самых настоящих субъектов предпринимательского бизнеса. В основе отнесения некоммерческих организаций к субъектам предпринимательского бизнеса находятся следующие основания : — понятия предпринимательская деятельность и коммерческая деятельность не являются тождественными; предпринимательская деятельность вполне может иметь некоммерческий характер, если она не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели – она может преследовать это в качестве неосновной цели ; — закон (прежде всего Гражданский кодекс Российской Федерации) специально предусматривает право указанных организаций на занятие предпринимательской деятельностью; — предпринимательская деятельность всегда имеет большое разнообразие целей, совокупность которых вовсе не сводится исключительно к прибыли; такими целями являются и укрепление собственности организаций, и усиление их конкурентоспособности, и увеличение размеров доходов, которые вовсе не обязательно являются прибылью (прибыль, как мы помним, выступает лишь частью дохода); — достижение подавляющего большинства вышеперечисленных целей некоммерческих организаций (охрана здоровья, спорт, образование, наука, юридическая помощь, создание культурных ценностей, пр.) невозможно без предпринимательской деятельности созданных для этого организаций в принципе. Учебные заведения, спортивные организации, медицинские учреждения, культурные центры, адвокатские конторы – все они, не ставя, разумеется, извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, по сути, занимаются предпринимательским бизнесом, поскольку любая деятельность, направленная на производство товаров, оказание услуг и выполнение работ в отношении третьих лиц не может быть ни чем иным, кроме предпринимательского бизнеса. Так, скажем, Российский фонд фундаментальных исследований ведет предпринимательскую деятельность, например, занимается продажей патентов на российские научные изобретения за рубежом, и доходы, прежде всего прибыль в виде комиссионных, от нее направляет на осуществление своей основной деятельности – поддержку фундаментальных исследований в науке.

порядок уплаты налога на прибыль НКО

Организационно-правовые формы, в которых обычно создаются такие организации (некоммерческие партнерства, фонды, ассоциации, автономные некоммерческие организации), как правило, не имеют существенных отличий от других субъектов предпринимательского бизнеса в части налогообложения, управленческого и финансового учёта, принципов найма персонала и других элементов предпринимательской деятельности. Исключение составляет лишь порядок уплаты налога на прибыль . Некоммерческие организации, занимающиеся отдельными видами деятельности (наука, культура, образование) имеют возможность существенно уменьшать размер налога на прибыль, а то и вовсе не платить его в случае, если сумеют доказать, что полученная прибыль реинвестируется на развитие уставной деятельности. Именно поэтому во всем мире, и в России тоже порой оказывается чрезвычайно выгодно заниматься именно некоммерческим бизнесом — легче сохранить доходы. В противоположность некоммерческим организациям коммерческие организации (их иногда не вполне корректно также называют коммерческими структурами ) официально провозглашает прибыль одной из основных целей своей предпринимательской деятельности и не претендует на соответствующие льготы.

Читайте также:  Модель организации это подмножество бизнес модели описывающее существующие информационные потоки

Порядок регистрации НКО

Порядок регистрации некоммерческой организации (НКО) регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом особенностей, определенных в статье 13.1 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях». Решение о государственной регистрации или об отказе в регистрации принимает уполномоченный регистрирующий орган (его территориальные органы).

Для государственной регистрации НКО необходимы следующие документы: заявление с подписью уполномоченного лица, с указанием его паспортных данных и контактной информации учредительные документы НКО (3 экземпляра) сведения об учредителях (2 экземпляра) решение о создании НКО и утверждении учредительных документов с указанием состава назначенных или избранных органов (2 экземпляра) сведения о месте нахождения постоянно действующего органа НКО документ об уплате госпошлины документы, подтверждающие правомочия на использование в названии НКО личного имени гражданина, полного наименования юридического лица, символики, защищенной законодательством об охране авторских прав и интеллектуальной собственности (при необходимости) документы, подтверждающие юридический статус учредителя – иностранного лица. Формы всех необходимых документов утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212.

НКО может быть отказано в регистрации по следующим причинам: необходимые документы оформлены с недостоверными сведениями, либо представлены не полностью учредительные документы противоречат действующему законодательству наименование, цели или виды деятельности НКО нарушают требования этики или морали, а также в случае посягательства на законные права и интересы других лиц. лицо, выступившее в качестве учредителя, не может им являться в силу закона. Документы для государственной регистрации НКО необходимо представить в органы Государственной регистрации в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании организации. В соответствии с решением о государственной регистрации, Управление ФНС России вносит в ЕГРЮЛ (Единый Государственный Реестр юридических лиц) сведения о создании НКО. После государственной регистрации НКО необходимо ее поставить на учет в налоговых органах. Датой постановки организации на учет считается дата внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, что подтверждается свидетельством о постановке на налоговый учет выдаваемым налогоплательщику.

Источник: studfile.net

Государственное предприятие: определение, виды, примеры

Значимую роль в экономике РФ играют государственные предприятия. Соответствующего типа организации могут вести деятельность в самых разных сегментах национального хозяйства. Их учреждение и обеспечение работы имеет специфику. В чем она заключается? Какие типы госпредприятий распространены в России?

Государственное предприятие

Что представляют собой государственные предприятия?

Государственное предприятие — субъект экономической деятельности, имущество которого находится в собственности органов власти — на федеральном или региональном уровне. Достаточно близким к нему учреждением по правовому статусу является муниципальное предприятие. Оно, в свою очередь, имеет активы, принадлежащие местным властям.

Государственные и муниципальные предприятия

Государственные и муниципальные предприятия чаще всего относятся к категории унитарных, то есть их имущество не может быть распределено по долям. С точки зрения вида деятельности и те и другие могут не отличаться от частных бизнесов. Работа государственных и муниципальных предприятий может быть полностью коммерциализированной.

Специфика унитарных предприятий

Как мы отметили выше, государственные и унитарные предприятия России по правовой природе чаще всего являются унитарными. В чем специфика данного статуса фирм?

К унитарным предприятиям относятся фирмы, за которыми не закреплено право собственности на какие-либо активы. То имущество, которое используется в коммерческих активностях соответствующего типа организации, может находиться в хозяйственном ведении. Оно полностью принадлежит собственнику предприятия, то есть государству.

Соответствующие активы неделимы и не могут быть, как мы отметили выше, каким-либо образом распределяться. Основные признаки унитарности фирмы:

  • юридическое лицо утверждается посредством выделения некоторого имущества, в то время как хозяйственные общества формируются, как правило, посредством объединения активов нескольких инвесторов;
  • право собственности всегда остается за учредителем фирмы;
  • распоряжение активами унитарного госпредприятия осуществляется исходя из принципа хозяйственного ведения или же оперативного управления.

Основной принцип управления государственным предприятием, относящимся к категории унитарных — наличие единоличного органа, принимающего решение. В то время как в хозяйственных обществах распространен принцип коллегиального принятия ключевых решений.

Для чего создаются унитарные предприятия?

С чем связана необходимость учреждения государством предприятий рассматриваемого типа? Это может связано, к примеру, с невозможностью приватизации тех или иных фирм, в то время как использование их ресурсов в коммерческих целях вполне возможно. В этом случае бизнес ведется в форме унитарного предприятия.

Еще одна возможная причина учреждения фирм рассматриваемого типа — необходимость решения социальных задач. Таких как, например, обеспечение занятости граждан. Бывает, что частные бизнесы не рассматривают вариантов с открытием производств в том или ином регионе в силу того, что это может быть нерентабельно.

Предприятия России

В этом случае государство может учредить в соответствующем субъекте унитарное предприятие. Оно может быть не слишком прибыльным и даже иметь убытки, но сможет обеспечить занятость населения. Возможные долги фирмы вследствие убыточной бизнес-модели могут компенсироваться посредством государственных финансовых механизмов.

Учредительные документы госпредприятий

Государственные и муниципальные предприятия, как и другие юрлица, имеют учредительные документы. Главный из них — решение собственника. Таковым чаще всего выступает компетентный государственный орган. Другой важнейший учредительный документ госпредприятия — устав. Он утверждается тем же органом власти, который выносит решение об учреждении фирмы.

В документах, о которых идет речь, должны быть зафиксированы цели деятельности предприятия.

Государственное предприятие учреждение

Можно отметить, что государственное предприятие будет вправе заниматься только теми коммерческими активностями, что определены на уровне учредительных источников. Но фирма сможет осуществлять, в принципе, любые сделки, что необходимы ей для осуществления деятельности. Государственное предприятие, как и другие коммерческие структуры, может зарегистрировать фирменное название и иные признаки индивидуализации — например, логотип.

Создание госпредприятия и управление бизнесом

Создание госпредприятие осуществляется по инициативе компетентного органа власти — он, в частности, подписывает учредительные документы, о которых мы сказали выше. При этом собственник имущества фирмы, если она создается по принципу хозяйственного ведения, который рассматривается как один из самых распространенных, не отвечает по возникшим у компании обязательствам, не считая субсидиарной ответственности по факту банкротства фирмы, если оно допущено в результате его действий.

Собственник государственного предприятия имеет широкий круг полномочий. Так, он имеет право выносить решения о создании, изменении статуса и ликвидации фирмы, определять цели деятельности государственного предприятия, назначать и освобождать от должности директора фирмы, осуществлять контроль над использованием имущества фирмы, контролировать сделки компании с недвижимостью.

Читайте также:  Какие виды бизнеса есть в США

Производственные предприятия

Кроме того, государственное предприятие в ряде случаев может быть обязано уплачивать собственнику часть прибыли.

Назначение уставного фонда госпредприятия

Полезно будет рассмотреть специфику одного из важнейших элементов госпредприятия — уставного фонда. Данный ресурс также чаще всего формируемый исходя из принципа хозяйственного ведения, должен быть сформирован собственником еще до того как предприятие будет зарегистрировано. Минимальный размер соответствующего фонда должен удовлетворять критериям, прописанным в законодательстве.

Рассматриваемый ресурс госпредприятия является основным инструментом защиты интересов кредиторов. Если величина чистых активов компании будет ниже размера уставного фонда, то он также должен быть сокращен. Однако в этом случае кредиторы получают право запросить у фирмы досрочное исполнение имеющихся обязательств. Если чистые активы предприятия становятся меньше того минимального уровня, что определен в законодательстве, то оно должно быть ликвидировано.

Дочерние структуры госпредприятий

Государственные предприятия России могут учреждать дочерние структуры. Их имущество может быть отнесено исходя из принципа хозяйственного ведения как в сферу компетенции учредителя, так и, собственно, находиться под управлением самой дочерней фирмы. Соответствующая структура, как и основная компания, должна иметь собственный устав. Учредитель дочернего предприятия также должен назначить его директора. Ответственность субъекта, учреждающего дочернюю структуру, реализуется в рамках тех же юридических механизмов, что и в случае с собственником основного предприятия.

Госпредприятия в оперативном управлении

Альтернативой созданию госпредприятия по принципу хозяйственного ведения может быть учреждение фирмы по праву оперативного управления. Оно имеет ряд особенностей. В данном случае формируется не государственное предприятие (учреждение). Статус организуемой фирмы другой — федеральное казенное предприятие. Главным образом такие структуры учреждаются в промышленных сегментах.

То есть представляют собой преимущественно производственные предприятия.

Как создаются госпредприятия в оперативном управлении?

Данного типа структуры создаются в соответствии с решениями правительства РФ. К ним приписывается имущество, которое входит в структуру федеральной собственности. Устав казенного предприятия также утверждается правительством РФ. Рассматриваемого типа структуры могут учреждаться как заново, так и посредством реорганизации госпредприятий иных типов.

В том числе и тех, которые изначально формировались исходя из принципа хозяйственного ведения. Таковым может быть федеральное государственное предприятие. Если оно реорганизуется в казенное — то это не должно сопровождаться сокращениями кадров. Каждый сотрудник получает право перейти на работу на новое предприятие.

Устав казенного госпредприятия

Полезно будет рассмотреть специфику устава казенного госпредприятия. В нем фиксируются: порядок предоставления отчетности, а также указываются ее формы, механизмы ответственности директора за результаты работы фирмы, обязательство по использованию государственных средств по назначению, виды коммерческой деятельности фирмы, а также то, в каком порядке должна распределяться прибыль организации. В уставе организации рассматриваемого типа также отражается фирменное название компании.

Какие в России есть госпредприятия: примеры

Какие в России функционируют известные государственные предприятия?

В числе таковых — ФГУП «Космическая связь», которая находится в подчинении Федерального агентства связи. Данная организация является одним из ведущих поставщиков спутниковых технологий в РФ. География его деятельности не ограничена территорией России — компания широко известна и за рубежом. Данное госпредприятие обладает современной инфраструктурой, задействует волоконно-оптические линии. Ее сервисы представлены организацией телевизионного вещания, предоставления доступа в интернет, предоставления коммуникационных услуг для крупных бизнесов.

Известным государственным предприятием является ФГУП «Гознак». Данная организация осуществляет исследования и разработки в сфере государственных знаков. В компетенции данной компании — производство различных официальных документов, монет, орденов. Госпредприятие находится в подчинении Минфина РФ.

Деятельность государственных предприятий

К федеральным госпредприятиям относится Издательско-торговый центр «Марка». Данная издает и выпускает почтовые марки, различные буклеты, конверты, карточки, бланки, штемпели, открытки, наборы для филателистов.

В государственной собственности находятся

В регионах РФ учреждено большое количество муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность в самых разных сегментах. Данная форма коммерческих активностей также в достаточной мере популярна в России.

Госкорпорации РФ

Наряду с унитарными госпредприятиями, существуют также госкорпорации, а также бизнесы с государственным участием. В чем их специфика? Прежде всего стоит отметить, что госкорпорации — это разновидность некоммерческих учреждений. В то время как деятельность государственных предприятий унитарного типа по сути может не отличаться от активностей частных бизнесов.

Госкорпорации учреждаются высшими органами власти РФ на базе имущественных взносов. Создаются такие организации, как правило, в целях решения социальных задач. Одна из важнейших характеристик госкорпораций в том, что в отношении них осуществляется существенно менее активный контроль со стороны надзорных органов.

Главное отличие госкорпорации от ГУП в том, что она владеет всем тем имуществом, которое ей передается органами власти, на праве собственности. В то время как в государственной собственности находятся все активы унитарных предприятий. Учредители госкорпораций не несут обязательств перед кредиторами соответствующих организаций.

Бизнесы с государственным участием

Еще один тип компаний, присутствующих в экономике РФ — бизнесы с государственным участием. Они чаще всего представлены в виде хозяйственных обществ. Это могут быть производственные предприятия, банки, консалтинговые — в принципе, любые бизнесы. Участие государства в них обеспечивается посредством приобретения с его стороны определенной доли в акциях соответствующих фирм.

Властям может принадлежать контрольный пакет акций, или же, миноритарный. В первом случае фирма, теоретически, может именоваться госпредприятием, но это не совсем корректно с юридической точки зрения. Например, ПАО «Сбербанк» с точки зрения контрольного пакета акций принадлежит государству. Но называть его госпредприятием не вполне корректно, так как по всем признакам данное кредитно-финансовое учреждение следует относить к хозяйственным обществам.

Резюме

Государственные и муниципальные предприятия — организации, которые играют заметную роль в экономике РФ. Они ведут деятельность в самых разных сферах национального хозяйства. Посредством них государство обеспечивает занятость граждан, создает капитализацию в различных сегментах экономики, извлекает прибыль как коммерческий субъект.

Наиболее распространенный тип структур соответствующего типа — унитарное предприятие. Также государство может быть субъектом бизнеса, приобретая долю в хозяйственных обществах. В некоторых случаях власти РФ могут учреждать госкорпорации, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, но не считающиеся коммерческими организациями.

Источник: businessman.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин