Индивидуальному предпринимателю разрешено осуществлять перевозки такси, если ему предоставят разрешение. А также самозанятым — при наличии разрешения и договора с агрегатором такси.
Требования к автомобилям
Транспортное средство должно соответствовать внешним и внутренним особенностям:
- Схема из квадратов контрастного цвета в шахматном порядке на кузове («шашечки»);
- Фонарь оранжевого цвета на крыше;
- Отсутствие на кузове информации о начальном и конечном пункте перевозки, стоимости перевозки;
- Соответствующий цвет (если установлено субъектом);
- Карточка с информацией о перевозчике и водителе в салоне
Содержание карточки: сведения о машине, водителе, перевозчике, номер телефона для приема жалоб и предложений, информация о действующих тарифах.
- Транспортное средство содержит устройство контроля внимания и усталости водителя.
Цвет автомобилей в законе не оговаривается, также разрешено использовать не только отечественные авто и не будут вводиться ограничения по возрасту — ранее собирались внести эти изменения.
Такси 🚖 тариф БИЗНЕС. Заработок по НОВЫМ УСЛОВИЯМ в пятницу.
Совместная ответственность
Теперь в случае аварии служба заказа такси должна будет отвечать наравне с водителем и перевозчиком. Предполагается, что есть основной ответчик, но если он не сможет выполнить обязательства, пострадавший может обратиться ко второй стороне. В случае ДТП с самозанятым агрегатор возьмет на себя компенсацию пострадавшему пассажиру. Страхуется вред жизни, здоровью, имуществу пассажира.
У агрегаторов будут региональные представительства
Служба заказов легкового такси обязана иметь филиал в регионе, если компания выводит на линию более 4 тыс. автомобилей в сутки. Создать такое представительство компания должна в течение 30 дней после достижения этого порога.
Будут созданы региональные реестры трех типов:
- служб заказа такси — в ресурсе будет храниться информация об этих службах, о предоставлении им права на осуществление деятельности, о приостановлении, возобновлении и аннулировании права;
- перевозчиков легковыми такси —сведения о перевозчиках, о приостановлении, возобновлении и аннулировании действия разрешений на перевозку пассажиров;
- легковых такси — сведения о транспортных средствах, соответствующих требованиям, предъявляемым к легковым такси.
Над реестрами будет стоять федеральная государственная информационная система легковых такси. Она будет собирать, обрабатывать, систематизировать и хранить сведения из реестров с предоставлением доступа к сведениям уполномоченным органам.
Информация из этой системы будет общедоступной (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).
С прицелом на долгосрочное сотрудничество, таксопарк Ё-такси. Крупнейшая сеть таксопарков Сибири, мы есть в Томске, Красноярске, Омске, Кемерово, Новокузнецке, Иркутске, Новосибирске, Улан-Удэ.
НОВЫЙ БИЗНЕС ТАКСИ/ПЕРЕЗАГРУЗКА
Изучите наши преимущества и оставляйте заявку: etaxidriver.ru
Источник: dzen.ru
Как будет регулироваться работа такси с 1 сентября 2023 года
Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ вводит новые правила работы на рынке такси. Так, например, он определяет доступ водителей к такой деятельности и устанавливает условия работы для самозанятых. Кроме того, закон регулирует взаимоотношения водителей и агрегаторов такси.
Закон о такси уже вызвал много дискуссий в среде экспертов. Чиновники, представители общественных организаций, которые занимаются вопросами перевозок, и лица из надзорных органов считают грядущие нововведения важными для обеспечения безопасности клиентов и выведения рынка из тени. Сами участники рынка считают, что в законе заложены мины замедленного действия, которые спровоцируют коллапс и создадут массу барьеров как для водителей, так и для клиентов.
- Что изменит закон о такси
- Какие проблемы решает закон о такси
- Почему закон о такси вызывает вопросы у участников рынка
- В каком случае наступает блокировка службы такси
- Подрабатывать в такси станет невыгодно
- Продолжительность работы таксиста
Что изменит закон о такси
Принципы работы такси, которые планируется ввести, расширят его применение и отчасти упростят некоторые процессы, так как минимизируют административные границы, связанные с возможностью осуществления этой деятельности.
По мнению заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Дениса Чегаева, среди ключевых нововведений стоит отметить несколько.
Работа агрегаторов будет подведена под правовую базу
Новые правила будут связывать и затрагивать те секторы рынка таксомоторных перевозок, которые до этого оставались неохваченными. Это агрегаторы или организации, предоставляющие заказы непосредственно для перевозчиков.
Самозанятых допустили до работы в такси
Такая категория работающих, как самозанятые, тоже получила право на осуществление деятельности в области перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Новым законом им разрешено оказывать услуги по перевозке пассажиров и грузов легковым такси без регистрации в качестве ИП. Такой порядок возможен при условии заключения договора со службой заказа легкового такси, которая осуществляет свою деятельность через интернет.
Стоит отметить, что самозанятые будут нести такую же ответственность, как и другие перевозчики — ИП и юридические лица.
Самозанятым запрещено передавать кому бы то ни было автомобиль. В противном случае им могут аннулировать выданное разрешение, и тогда они перестанут быть перевозчиками.
Новый принцип выдачи разрешений
Сегодня требуется получение разрешения на эту деятельность, это требование будет сохранено. Только теперь все разрешения на работу в такси будут выдаваться бесплатно, но для этого придется предоставить определенный перечень необходимых документов. Эксперты обращают внимание на то, что разрешение будет выдаваться в течение 5 суток.
Вести учет путевых листов и ГСМ по правилам — это просто.
Запуск информресурсов
В рамках закона появятся дополнительные региональные реестры служб заказа легкового такси.
В регионах будут функционировать несколько информресурсов:
- Реестр перевозчиков: в нем появятся в том числе сведения об электронном разрешении на перевозку.
- Реестр такси: будет включать данные о транспортных средствах, их владельцах и т.д.
- Реестр служб заказа такси: будет содержать адреса, по которым расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.
Служба заказа такси должна будет проверять сведения о разрешениях в реестре перевозчиков и данные в реестре такси. Заказ попадет перевозчику или водителю в том случае, если:
- информация о разрешении содержится в реестре перевозчиков, документ не аннулирован;
- сведения о транспортном средстве есть в реестре такси.
Номер записи в реестре перевозчиков нужно будет размещать в салоне такси.
Ужесточение требований к службам заказа такси и водителям
Появилось больше требований как к организациям, которые предоставляют заявки, так и к непосредственно субъектам, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров. Эти требования достаточно серьезные. Так, например, запрещено допускать к управлению такси тех, кто соответствует хотя бы одному из критериев:
- на день до перевозки у водителя более трех неуплаченных административных штрафов;
- водителя повторно лишили прав и (или) арестовали за административные нарушения, и это произошло до того, как истек год со дня окончания предыдущего срока такого наказания;
- у водителя неснятая или непогашенная судимость по ст. 328.1 УК РФ либо его преследуют за совершенные деяния;
- водитель не прошел аттестацию на знание местонахождения объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, медицинских и образовательных организаций и т.д.
Для служб заказа такси ответственность регламентирована следующим образом:
- служба несет солидарную ответственность с тем, у кого не было разрешения на перевозку или его аннулировали, приостановили;
- служба полностью отвечает перед пассажиром, например, если фрахтователя надлежаще не уведомили о наименовании перевозчика;
- служба несет субсидиарную ответственность с перевозчиком — физлицом в части возмещения реального ущерба, который не покрыла страховка по ОСАГО или по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика.
Какие проблемы решает закон о такси
По мнению экспертов, закон создает все условия для выхода перевозчиков из тени. На практике сложились незаконные схемы, когда, например, перевозчики передают с разрешением автомобиль другим перевозчикам. Сегодня появляются компании, которые вносят автомобиль в реестр автомобильного транспорта такси и имеют право передать его другим перевозчикам, которые включены в реестр перевозчиков, — в этом случае расписываются все уровни ответственности.
Теперь тот, кто передал автомобиль по закону (исполнитель) обязан обеспечить возможность прохождения предрейсового медицинского контроля, а также следить за техническим состоянием авто в порядке, который определит субъект РФ.
Появляется правовая ответственность агрегатора за передачу заказа нелегальному перевозчику.
Сегодня у служб заказа такси есть техническая возможность в режиме онлайн проверить, находятся ли автомобиль такси и перевозчик в реестрах. Если все соответствует закону, заказ передается.
Законом сформулированы исчерпывающие требования к автомобилю такси: он должен иметь фотографическую композицию в виде «шашечек», фонарь оранжевого цвета на крыше.
Перевозчики нередко жаловались на невыгодность тарифов, они говорили о том, что не могут перевозить по тем тарифам, которые им устанавливает служба заказа такси, потому что эти тарифы не покрывают расходы. Благодаря закону перевозчик получил право разрабатывать тарифы и устанавливать их на перевозку автомобильным транспортом.
По новым правилам за трое суток до определения тарифа он должен быть размещен на сайте службы заказа такси и на сайте перевозчика. Если у них нет сайтов, то на сайте уполномоченного органа.
Предусмотрена возможность применения телемедицины при прохождении медицинского контроля для водителей.
По словам представителя общественного совета по развитию такси в УрФО Владимира Герасименко, закон о такси направлен на легализацию рынка и повышение ответственности за безопасность и комфортность перевозки.
Почему закон о такси вызывает вопросы у участников рынка
На пресс-конференции «Интерфакса», которая прошла в конце марта, своим мнением о предстоящих изменениях поделился директор службы заказа такси «Максим» Максим Шушарин.
По его мнению, в законе есть только две новеллы, которые будут иметь положительный эффект на рынок. Ко всем остальным новшествам возникают серьезные вопросы. Например, для того чтобы самозанятые смогли работать легально, им нужно будет заключать договор с агрегатором. Максим Шушарин задает вопрос: а как быть тем малым городам численностью до 100 000 человек, где агрегаторов нет и куда они никогда не зайдут, так как это экономически невыгодно?
У нас в большинстве малых городов нет пунктов медосмотра вообще, я уж не говорю про круглосуточные. Да они и не нужны, если мы говорим про самозанятых, которым не надо проверять своих наемных работников, он отвечает сам за себя.
Есть бомба замедленного действия, заложенная в этот закон, которая трансформирует отрасль до неузнаваемости.
Перед вторым чтением в закон была введена новелла, которая относит информацию о заказе, переданной лицу без разрешения, к запрещенной к распространению информации. То есть мы приравниваем информацию о заказе к распространению информации о суициде, порнографии и так далее с корреспондирующей обязанностью Роскомнадзора и прокуратуры заблокировать интернет-ресурс агрегатора.
1 сентября мы проснемся в новой реальности и через определенное время у нас не будет ни Яндекс Такси, ни такси «Максим». Потому что у нас не будет механизма для осуществления деятельности агрегатора, не будет интернет-ресурсов, и отрасль вернется в те прекрасные времена, когда мы ловили машину с руки.
В каком случае наступает блокировка службы такси
Изменения делают возможным блокировку службы заказа такси — и это как раз вызывает больше всего беспокойства у агрегаторов и других участников рынка. При этом эксперты предупреждают, что такие радикальные меры возможны, только если последовательно, в течение 30 дней, служба заказа такси целенаправленно передавала заказ нелегальным перевозчикам (не менее 10 заказов в течение этого периода). Но через год агрегатор может снова подать заявление на разрешение на осуществление деятельности.
Подрабатывать в такси станет невыгодно
По новым правилам тем, что подрабатывает в такси, теперь надо будет регистрироваться как перевозчикам легковым такси и получать полис ОСАГО, который, как известно, стоит порядка 60 000 — 70 000 руб. Для обычного автомобилиста он стоит в 10 раз дешевле.
Директор службы заказа такси «Максим» Максим Шушарин обращает внимание на негативные последствия таких требований:
80% перевозчиков самозанятых — это именно подработчики, которые везут на работу и с работы, снимая пиковые нагрузки. И без них наши города просто встанут, потому что такси уже давным-давно стали неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры.
Продолжительность работы таксиста
Минтранс подготовил проект постановления «Об утверждении требований к периоду передачи заказа легкового такси перевозчикам службами заказа легкового такси». Согласно документу, водители такси перестанут получать новые заказы от агрегаторов, после того как отработают 12 часов. Новая заявка станет доступна только по завершении предыдущей поездки.
При этом нельзя работать 12 часов без перерыва — через 5 часов нужно уйти на отдых. Иначе получение заказов будет временно приостановлено.
Агрегаторам, согласно проекту, придется рассчитывать время, после которого они приостановят или прекратят передачу заказов. Расчет будет производиться на основании данных о начале работы, поступающих от водителей такси.
Путевые листы
Для ИП и крупных компаний, коммерческих организаций и государственных (муниципальных) учреждений. Выберите версию для вашей организации
Источник: kontur.ru
«Миллионные расходы»: как законопроект о такси изменит жизнь водителей и агрегаторов
Новая версия законопроекта, регулирующая работу такси, предполагает, что агрегаторы будут давать доступ к базам данных заказов ФСБ, а самозанятые смогут устраиваться на работу водителями. Почему законопроект критикуют агрегаторы и смогут ли водители исполнить новые требования?
В среду, 11 мая, правительство внесло в Госдуму законопроект «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в России и о внесении изменений в отдельные законодательные акты».
Два самых резонансных нововведения законопроекта — это необходимость для агрегаторов предоставлять доступ к базам данных ФСБ и разрешение самозанятым работать таксистами.
Данные для ФСБ
Согласно документу, агрегаторы такси должны предоставить ФСБ «автоматизированный удаленный доступ» к своим данным и информационным системам, которые используются для получения, хранения, обработки и передачи заказов. О каких именно данных идет речь, в документе не говорится. При этом в заключении Минюста к законопроекту указано, что эта норма «представляется трудно реализуемой», писал «Интерфакс».
Требование предоставлять ФСБ доступ к базам данных есть и в законе об организаторах распространения информации (ОРИ) — сайты из реестра ОРИ обязаны предоставлять данные в том числе силовым ведомствам. Среди них «Яндекс» и его сервисы, «2ГИС», Avito, сервисы «Сбера» и другие ресурсы. «Не все агрегаторы такси сейчас входят в реестр ОРИ, поэтому для них создали отдельное регулирование. Какую именно информацию нужно будет передавать в ФСБ — пока непонятно, но вряд ли власти придумают что-то, чего нет в законе об ОРИ», — считает источник, близкий к одному из агрегаторов.
Материал по теме
Сейчас правоохранительные органы должны направлять запрос агрегатору такси и ждать ответа иногда по несколько недель: такая потеря времени может быть критичной, если речь идет о национальной безопасности, объясняет появление новой нормы в законопроекте председатель Общественного совета по развитию такси в регионах России Ирина Зарипова.
Сейчас агрегаторы такси предоставляют данные о поездках в дорожную инспекцию, но предоставлять необходимую информацию органам государственной власти они были обязаны и раньше, как любой бизнес в России, говорит гендиректор «Таксовичкоф» (владеет «Ситимобил») Максим Федоров.
Личная ответственность
Новый законопроект дает право работать в такси самозанятым: по действующим правилам сейчас оказывать услуги перевозок могут только юрлица или индивидуальные предприниматели. Самозанятые смогут заключить договор напрямую с агрегатором такси. В пояснительной записке авторы законопроекта обосновывают актуальность этих мер тем, что одним из факторов развития рынка является рост количества машин и водителей за счет их привлечения «для подработки».
Однако отношения физлица и агрегатора никак не регулируются агрегатором, говорит председатель координационного совета межрегионального профсоюза «Таксист», член общественного совета при Минтрансе Андрей Попков. По его словам, агрегатор может в одностороннем порядке отключить самозанятого. «Если человек останется без работы в один момент, то непонятно, куда ему жаловаться. Он может написать в службу поддержки агрегатора, но там ему могут попросту не отвечать», — сетует Попков. По его словам, самозанятый не сможет пожаловаться в трудовую инспекцию. Кроме того, работа самозанятых в такси противоречит законодательству, так как они не могут работать в сфере лицензионного бизнеса, добавил Попков.
Материал по теме
С ним не согласна исполнительный директор Национального совета такси Наталия Лозинская, которая считает, что для работы в такси самозанятых долгое время создавались искусственные барьеры. В России более 4,2 млн самозанятых, многие из которых работают в такси — сейчас они вынуждены оформлять ИП и только потом переходить на режим самозанятости, что рушит саму идею упрощения легальной работы физическим лицам, считает Лозинская.
«Уже сейчас самозанятых водителей несколько сотен тысяч, такой режим востребован и должен быть учтен в регулировании отрасли. Полагаем, что принятие законопроекта также улучшит условия ведения деятельности для малого и среднего бизнеса», — отметил представитель «Яндекс.Такси».
Что еще изменится
Нововведения коснутся также машин и правил работы такси в разных регионах:
- в такси обязательно должны быть установлены устройства для контроля за вниманием и усталостью водителя, а также таксометр. Власти смогут дополнительно ввести требования, например, к экологическому классу транспортного средства, говорится в пояснительной записке;
- агрегаторы такси будут обязаны открыть филиалы в каждом регионе присутствия, где сервис использует более 5000 машин в сутки, чтобы в случае правонарушений местные власти могли урегулировать конфликт не с головной компанией, а с его локальной «дочкой»;
- вводится ряд запретов, при которых нельзя работать водителем, среди них более трех неуплаченных штрафов за нарушение ПДД, повторный административный арест или лишение прав менее чем через год после окончания аналогичного наказания;
- водитель обязан пройти тестирование на знание города и объектов культурного наследия (если власти примут решение о необходимости проведения такой аттестации);
- власти Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и граничащих с ними субъектов России смогут ограничить максимальное количество машин такси и установить минимальный размер тарифа;
- агрегаторы такси будут нести солидарную (равную) ответственность с таксопарками за ущерб в результате ДТП.
Материал по теме
Почему законопроект критикуют
Главная проблема законопроекта в том, что к самозанятым перевозчикам предъявляются те же обязательные требования, что и к таксопаркам, считает представитель такси «Максим» Павел Стенников. По его словам, соблюсти требование по предрейсовым и послерейсовым медосмотрам для самозанятых невозможно: «В 76% населенных пунктов, где присутствует такси «Максим», медпунктов нет вообще, в других городах нет круглосуточных».
Кроме того, около 80% перевозок на личных автомобилях — это разовые подработки (например, по дороге на работу), а затраты на выполнение требований превысят возможную выручку водителя, считает Стенников. «За пределами Москвы водители работают в основном на личных автомобилях. Кто, как и зачем будет вносить дорогостоящее изменение в конструкцию своего личного автомобиля?» — критикует он необходимость устанавливать гаджеты на машину.
По словам Стенникова, на открытие филиалов в регионах такси «Максим» потребуется около 400 млн рублей. «Это бюрократия и ненужные многомиллионные расходы, сокращение вложений в развитие технологий и качества», — считает он. Источник, близкий к одному из агрегаторов, говорит, что на открытие филиалов агрегаторам может потребоваться несколько десятков миллионов рублей.
У агрегаторов нет возможности вмешиваться в деятельность перевозчиков, поэтому они не должны нести солидарную ответственность за вред пассажирам, добавил Стенников.
Текст законопроекта предлагает очень либеральное регулирование и его основная задача — «вывести из тени несколько миллионов человек, которые подрабатывают в такси, а также создать честные и открытые правила работы всех форм бизнеса такси», считает председатель Общественного совета по развитию такси в регионах России Ирина Зарипова.
Еще одна проблема текущей версии законопроекта — в сроках его реализации, отметил источник Forbes, близкий к одному из агрегаторов. Например, норма об обязательной установке устройств для контроля за водителями вступает в силу в сентябре 2023 года, но для этого правительство должно будет выпустить отдельный порядок оснащения такси такими устройствами.
Материал по теме
«Очевидно, такой документ быстро не выпустят: устройства нужно в Россию завезти и произвести, все комплектующие в них иностранные, и как это делать в санкционных условиях — непонятно», — сетует он. Собеседник Forbes отметил, что в среднем стоимость устройств для наблюдения за состоянием водителя сейчас составляет около 30 000-45 000 рублей. Среди вариантов — видеокамеры и браслеты, при этом браслеты могли бы обойтись дешевле. «Моделей камер для наблюдения на рынке очень мало, поскольку они создавались ради абстрактного будущего и выпускаются ограниченным тиражом несколько сотен в год», — добавил источник, близкий к агрегатору.
Попков из профсоюза «Таксист» указывает, что новый документ освобождает агрегатора такси от ответственности за происшествия во время поездки: «Агрегатор — это, по сути, организатор перевозок, поэтому ни от какой ответственности его нельзя освобождать». Попков добавил, что законопроект надо дорабатывать и обсуждать в специально созданных рабочих группах.
Как писали законопроект о такси
Еще в 2015 году председатель комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев и его первый заместитель Виталий Ефимов внесли на рассмотрение в Госдуму первую версию законопроекта о такси. Согласно документу, машины такси должны были иметь «шашечки» и оранжевый фонарь, а водители обязаны были проходить предрейсовый медосмотр.
Документ приняли в первом чтении только в 2018 году, однако до второго чтения он так и не дошел. Скорректированную версию документа ко второму чтению раскритиковали в Государственно-правовом управлении (ГПУ) администрации президента за предложение запретить работу в такси иностранцам, а также за то, что агрегаторами такси не могли быть филиалы иностранных компаний. При этом ответственность за ущерб здоровью пассажира и его багажа должен был нести водитель.
Уже в 2020 году агрегаторы «Яндекс.Такси», «Ситимобил», Gett и «Везет» (был продан «Яндекс.Такси») подготовили свои поправки к законопроекту о такси, в которых предложили разделить материальную ответственность за ДТП, если водителем был ИП или самозанятый гражданин, который выполнял заказ через их сервис. Они предложили компенсировать до 2 млн рублей за случай причинения вреда. Также они предлагали использовать устройства для контроля за состоянием водителя, но не регулировать цены на поездки и не ограничивать количество машин такси. Новую версию документа Минтранс опубликовал в 2021 году, в нем впервые появился список ограничений для водителей такси, при которых они не могут заниматься этой деятельностью.
Источник: www.forbes.ru