Чем различаются коуч, трекер и тренер, в чем отличие между коучингом в Европе, США и России, каким предпринимателям помогать стоит, а каким — нет и как стимулировать ученых продвигать свои разработки в бизнес, специально для Indicator.Ru рассказывают трекеры направления Phil.Tech Александр Бакеев, Анна Орлова и Григорий Мартишин.
— Расскажите, что такое Phil.Tech и какую роль в нем играет акселератор? Александр Бакеев: Phil.Tech (филтех, технологии для филантропии) — это новое технологическое направление. Его суть — развитие масштабируемых и финансово устойчивых цифровых проектов для социального сектора (некоммерческих организаций, волонтеров, доноров, гражданских активистов и так далее).
В этом году «Рыбаков Фонд» и бизнес-инкубатор Вышки (НИУ «Высшая школа экономики», — прим. Indicator.Ru) запустили одноименную акселерационную программу для стартапов. Заявки в акселератор Phil.Tech подали, если я не ошибаюсь, около 180 команд. Кто-то из них отсеялся, а оставшиеся проекты мы помогали доработать до состояния, когда они становятся интересны меценатам или инвесторам.
Кто такой бизнес-тренер, коуч и ментор? | 18+
— Как происходил отсев стартапов? А.Б.: Несколько проектов из тех, которые я вел, отсеяли. Причины: не делают то, что сами обещают. Есть небольшая доля проектов, про которые мы хотели бы, чтобы они «влились» в Phil.Tech-направление, чтобы они приносили пользу социальному сектору. Но они так и не смогли этого сделать.
Почему? У всех разные причины, однозначно ответить нельзя.
Александр Бакеев
Рыбаков-фонд
Анна Орлова: Изначально проекты были разными. Были те, кто работает в социальной сфере и не готов морально привлекать деньги, зарабатывать. Были те, кто наоборот работает в бизнес-среде и мало вписывался в третий сектор. Были НКО (некоммерческие организации, — прим. Indicator.Ru), которые про бизнес знают мало, но работают на «социалку».
Не все смогли вписаться в требования акселератора, и многие выбыли на первом этапе отсева.
— Как становятся трекерами? Григорий Мартишин: Расскажу про себя, чтобы не теоретизировать. Еще в школе я разрабатывал сайты, а после университета создал коммуникационное агентство, обслуживающее крупные бренды. Года три назад я обратил внимание на молодые социальные проекты, которым не по карману услуги агентств, но которые можно обучить, чтобы они могли все делать сами. Так я занялся консультированием.
Однако не все зависит только от знаний и умений. Самое важное — это внутренние силы, мотивация. Поняв это, я прошел обучение и стал коучем, то есть человеком, который помогает другим людям находить в себе эту мотивацию. Трекером я впервые работал в акселераторе «Капитаны России» в Плехановском университете.
Этот опыт оказался успешным, поэтому я с радостью принял приглашение работать в акселераторе Phil.Tech. Мне очень близка его идея, так как мне интересно все, что связано с технологиями, при этом моя страсть заключается в развитии социальных проектов. Кроме работы в Phil.Tech, я развиваю и консультирую ряд социальных проектов, занимаюсь развитием собственного социального бизнеса.
Быть трекером — значит еженедельно созваниваться, встречаться с основателями проектов, помогать им преодолевать затруднения, приходить к выводам и находить ресурсы для того, чтобы они самостоятельно шли дальше. Чтобы сами себя подталкивали. Но иногда приходится и мне. Это приносит определенные плоды.
Уже несколько человек сказали: «Слушайте, если бы вы с нами не работали, мы бы ничего не сделали». Это помогает чувствовать, что то, что ты делаешь, как минимум очень неплохо, а как максимум очень важно. А.О.: Трекер — это носитель методики развития. Это не эксперт.
Трекер — более широкое понятие, он работает не с каким-то одним направлением (например, экономика или продажи), он помогает команде искать те места, которые тормозят развитие (узкие места), и находить рычаги, которые позволят стремительно вырасти (точки роста). Я с этой методологией познакомилась, занимаясь своим стартапом. Сейчас я работаю с командами, понимаю, что приношу им пользу, а это хорошая мотивация.
Анна Орлова
Рыбаков-фонд
А.Б.: Я сначала стал советником топ-менеджеров по развитию бизнеса и управленческих навыков. Оказалось, что для того, чтобы управлять крупным бизнесом, нужно внутренне измениться. Потом меня пригласили работать со стартапами в инкубаторе Высшей школы экономики, в акселераторе GenerationS и ряде частных акселераторов. Параллельно с этим у меня есть свои компании.
В целом могу сказать, что трекер — это одна из замечательных поддерживающих профессий наравне с психологом, врачом или бизнес-тренером. С той разницей, что она еще очень молодая, поэтому здесь пока не существует таких вещей, как общепринятая методология, стандарты качества. С одним и тем же стартапом два трекера будут работать неодинаково.
Даже если они консультируются у одних и тех же стратегов. И даже если они пользуются одними и теми же инструментами и одним и тем же словарем. Я это замечал абсолютно во всех акселераторах или инкубаторах, которые видел. — Дважды прозвучало слово «коуч». А чем трекер отличается от коуча?
Нельзя ли придумать какой-то аналог названия этой профессии на русском языке?
А.Б.: Можно этим заняться, и сожаление мое будет огромным. Потому что профессия трекера или коуча является международной. И в основном в международной сфере говорят на английском или китайском. И если уж я бы искал правильный перевод на какой-нибудь язык, я бы пытался перевести на китайский.
Но это я. По поводу аналогов — в русском языке есть хорошее слово «тренер», которое в целом имеет схожее значение со словом «коуч». Но оно относится в основном к спорту. Слово «трекер» переводится как «отслеживающий результаты» или «добавляющий мотивацию». Достаточно романтично, не по-деловому.
А.О.: Я где-то слышала определение «бизнес-няня», мне очень понравилось. Во многом похоже. А.Б.: Можно поискать какое-то одно слово, которое превратит «бизнес-няню, сопровождающую развитие», в то, что можно написать на визитке. Г.М.: Конечно, трекеры используют инструменты коучинга. Самый главный коучинговый инструмент — это сильный вопрос.
Коуч задает вопросы, спрашивает. Очень часто у основателей проекта нет ответа на вопрос «С чем вы пришли?». Потому что они могли в чем-то «закопаться» и сами не понимают, что же у них сейчас не так. Это как раз очень важное отличие от коучинга: к коучу человек приходит с каким-то запросом, а задача трекера — направить проект в нужное русло, где такой запрос возникнет.
Григорий Мартишин
Рыбаков-фонд
А.Б.: Разница еще в том, что коучингу лет 30, существует научная база, которая доказывает его полезность и ценность. Среднестатистический коуч, живущий в Нью-Йорке, может спокойно зарабатывать до полумиллиона долларов в год. И понятно, как прийти к этому результату: нужно пройти обучение, получить сертификаты, наработать практику, клиентов.
Рано или поздно стоимость твоего часа приблизится к 2000 долларов. У тебя есть около десяти лет, чтобы добраться до этой вершины понятным способом. У трекера такой базы пока нет, нет конкретного набора навыков, которые от тебя могут ожидать клиенты, поскольку это слишком молодая профессия. — Вопрос «С чем пришли?» — это такая фишка, традиция? Мы видели, как вы работаете с командами, и этот вопрос был задан обеим.
А.О.: Наша задача на каждой встрече — чем-то помочь проекту. Чтобы ему помочь, нужно понимать, «что у него болит». Задавая вопрос «С чем пришли?», можно понять направление, где у проекта сейчас трудности. Он работал неделю над чем-то, у него что-то не получается, например. Если он может сам сформулировать это, он это озвучивает, и дальше мы стараемся как-то с этим поработать.
А.Б.: Я начинаю сессию с разных вопросов. Есть вопрос «С чем пришли?» — и человек сразу начинает думать о чем-то большом. Это работает, когда мы, например, хотим выявить какую-то корневую проблему. Когда я захожу на короткие сессии, то понимаю, что надо сделать прямо сейчас: найти зону ближайшего развития; обозначить нужные инструменты.
В этом случае я начинаю с вопроса «Как дела?»: это погружает человека в текущий день. Есть и другие нюансы: групповые сессии отличаются от индивидуальных. Или, например, сессия строится особым образом, если возможен акционерный конфликт между основателями или этот конфликт уже существует. Много интересных моментов.
— Все-таки тут надо быть и психологом. А.Б.: У меня нет образования психолога, но могу сказать, что навыки психологии, познания в философии и истории — это все необходимо, чтобы работать трекером качественно и эффективно. Все остальные фундаментальные дисциплины можно включать во вторую очередь. Так это работает для меня.
Когда у клиента сложности, неразрешимые никаким образом, когда он поговорил уже с кучей консультантов, а решение все еще не найдено, всегда спасает либо исторический пример, либо что-то из философии. Всегда. Исключений еще не было. — Вы сказали, что «коуч» — профессия уже сложившаяся. Я правильно понимаю, что она сложилась в Европе и в США, а в России школ коучинга нет?
Г.М.: Почему же, есть, причем появились не вчера. Я сам несколько лет назад прошел обучение в одной из известных международных школ — Эриксоновском университете коучинга в Москве. Не сказал бы, что коучинг в России — совсем новая штука. У нас к нему неоднозначное отношение, есть такая проблема. Очень много «коучей», которые на самом деле коучами не являются.
И много разных предубеждений. У нас лучше быть экспертом в каком-то вопросе, но применять инструменты коучинга. Это самый лучший подход.
А.Б.: Есть большая разница между коучингом в Канаде, США и Европе — и в России. Разница в количестве коучей на душу населения. Это первое. А второе — большая разница в способе потребления этой услуги как таковой. То же самое касается трекинга как такового. В нашей стране нет культуры использования помощи.
Тем, кто начинает у нас сейчас заниматься предпринимательством, около 30 лет, они жили с родителями, которым было запрещено заниматься предпринимательством, и бабушкам-дедушкам было запрещено. Поэтому ожидать от этих людей то, что они так же быстро, как ребята из Германии или из США того же поколения, побегут за помощью, не стоит. Они не побегут. Играет роль и то, что для нас попросить помощи — это показать слабость. Особенно у мужчин.
Поэтому нужно быть очень аккуратным, работая с человеком. Многие трекеры пытаются объяснить что-то человеку, когда он об этом не просил, рассказывают очевидные с их точки зрения вещи и полагают, что нужно делать именно так. А у человека есть свой опыт, совершенно противоположный. И он просто не готов этот совет воспринимать.
В этом случае нужны совершенно другие подходы. Нужно организовывать процесс так, чтобы человек сам нашел решение. Тем способом, который ему понятен. Готовое решение, как правило, будет отвергаться. У меня много таких примеров. Г.М.: Есть ведь такая штука: то, что мы сами придумали, для нас ценно.
А то, что нам подсказали, менее ценно. Важно сделать так, чтобы основатели стартапов сами нашли решение. Когда идея родилась сама, гораздо больше шансов, что ее доведут до конца. — Мы много пишем про разработки российских ученых. И параллельно понимаем, что некоторые из них — это темы для стартапов.
Спрашиваем: «Почему вы этим не занимаетесь?» В ответ слышим: «Пытаться понять, как это все делать, долго, за это время лучше что-то фундаментальное открыть». Дайте совет, что на это ответить. Надо ли этих ученых продвигать, надо ли их к вам направлять, еще что-то?
Г.М.: Есть предприниматели, которые умеют воплощать изобретения в реальность: продавать, находить рыночные ниши, аудитории и так далее. А есть те, кто что-то придумывает, создает. Очевидно, нужно знакомить их между собой, проводить такие мероприятия, чтобы предприниматели ставили задачи, а ученые думали, как их решить, и наоборот.
А.Б.: Есть разные сообщества, объединяющие ученых и предпринимателей. Часто они складываются вокруг акселераторов, хакатонов. Ученые, которые действительно хотят коммерциализировать свои исследования, находят такую возможность. Те же, кто говорит, что ему никто не помогает, они себя обманывают и ничего не хотят.
Есть такая проблема: гранты получают одни и те же корпорации, одни и те же компании или люди, потому что другие просто не подаются. Г.М.: Мне кажется, есть еще проблема — низкая инициативность людей. Можно сказать: «У них есть возможность, а они ею не пользуются». А можно посмотреть на это иначе. Ведь те, кто доходит до хакатонов, они уже почти предприниматели.
Те, кто пишет грантовые заявки, тоже. Есть большой пласт умных ребят, и у них нет этих навыков. Не могут написать заявку, попасть в акселератор. При этом они очень крутые специалисты. Таких часто переманивают за границу, дают им лабораторию и говорят: «Делай что хочешь, зарплата большая».
И они счастливы: им дали лабораторию и возможность для творчества, это же классно! А у нас вся система — и государственной политики, и частных инициатив — заточена на то, что надо идти и подавать заявки, принимать участие во всевозможных стартап-мероприятиях. Однако она не подходит тем, у кого нет инициативы, но есть сильная компетенция.
Источник: indicator.ru
Коуч, бизнес-тренер
Школьный учитель профессия зависимая от управления образования, администрации школы, родителей учащихся. Многие преподаватели исходят из того, что профессия учителя изначально несет в себе черты консерватизма. Преподаватели всё чаще стремятся быть бизнес-тренерами, коучами. Эти представители профессии наиболее востребованы, их труд наиболее хорошо оплачивается.
Специалисты в области практической психологии
Материал В области практической психологии работают самые разные специалисты: психологи-тренеры и коучи, психотерапевты и просто энтузиасты. Перечень их основных именований и статусов
• Бизнес-тренер
Проводит тренинги деловой тематики. Это специалист, не всегда имеющий психологическое образование, но имеющий опыт работы в области, полезной бизнесу — например, в области продаж, командообразования и т.п.
• Врач-психотерапевт
Специалист, имеющий не только психологическое, но и медицинское образование.
• Коуч
Как правило, работает индивидуально или в очень малой группе. Тематика чаще деловая, по образованию чаще психолог. Чаще всего выходцы из бизнес-тренеров или психотерапевтов — со всеми вытекающими.
• Организатор тренингов
Человек, который сам тренингов не проводит, но организовывает тренинги других специалистов.
• Практикующий психолог
Специалист, имеющий высшее образование по психологии или прошедший переподготовку по психологии в учебном заведении, имеющем государственную лицензию. Практикующим психологом обычно называют себя те психологи, которые то ли не могут, то ли не хотят определиться в выборе между психологическим обучением или психотерапией. Соответственно, проводит практически все: консультирует, ведет тренинги, занимается как развитием личности, так и психотерапией.
• Преподаватель психологии
Основная работа — преподавание психологии. Не исключает работы с клиентами и проведение тренингов.
• Психолог без образования
Психолог по жизни, не имеющий официального образования. Человек, который, руководствуясь собственным жизненным опытом, готов помогать другим.
• Психотерапевт, терапевт (правильно и так и так)
Специалист с психотерапевтической установкой. Обычно работает индивидуально или в небольшой группе. Как правило, имеет психологическое образование.
• Студент-психолог
Получает высшее психологическое образование.
• Психолог-тренер
Практикующий психолог, занимающийся психологическим обучением или развитием личности в рамках психологии развития. Специалист без психотерапевтической установки.
• Эзотерик
Не имеет психологического образования. Работает, ориентируясь на эзотерические (тайные ), не признанные официальной наукой знания.
• Энтузиаст, основатель собственного направления
Человек, работающий в собственном направлении, пока не признанном официальной наукой.
Специалисты основных областей практической психологии
В каждой области практической психологии — в психотерапии, психологическом обучении, психологии развития, в психодиагностике и других — есть более дробное, детальное именование специальностей.
Специалисты психологического обучения именуют себя как: психолог-тренер, психолог-консультант, коуч, бизнес-тренер.
Специалисты в области психотерапии имеют себя: врач-психотерапевт, психотерапевт, терапевт, практикующий психолог, психоаналитик, гештальт-терапевт.
Коуч
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/kouch
Если вы можете себе позволить, рекомендуем найти своего коуча. Коуч — это психолог, занимающийся сопровождением здоровых и успешных людей. В отличие от психотерапевтов, коуч вас не будет лечить, а в отличие от психолога-консультанта, коуч занимается не разовыми психологическими консультациями, а в качестве личного сопровождающего поддерживает вас на вашем пути развития. Коуч, если и будет вас учить, то в очень в малой степени: коуч скорее помогает разобраться, что вы хотите, и помогает наилучшим для вас образом достичь ваши цели.
Как правило, коуч работает индивидуально или в очень малой группе. Тематика чаще деловая, по образованию чаще психолог. Коучи — чаще всего выходцы из бизнес-тренеров, либо хорошо знакомые с реальностью бизнеса. Если коуч вышел изпсихотерапии, необходимо быть внимательнее: вас могут начать лечить.
Коучинг — что это такое
Автор — Михаил Саприн. Источник — ippli-genesis.ru
Прежде чем начать славословить коучинг, хочется разобраться в объективных причинах его необходимости и в рекламной составляющей его популярности. Как всякий продукт его сначала пиарят, а потом уже продают. Сначала о нем слушают, а уже затем пробуют. Также как и в коучинге, исследовать его проблему будем его же способом — вопросами.
Начнем с простого: почему коучинг появился сейчас и почему его не было раньше?
По поверьям коучинг, как самостоятельно оформленное явление, возник в Америке в 70-х годах прошлого века. Что уже звучит исторично и придает ему оттенок классики.
Но коучинг никогда не станет классикой, потому что он направлен на изменения, он исследует изменения как самостоятельное явление, а поэтому и сам должен изменяться. Он никогда не породит образцов, по которым ему будут учиться. Коучинг создается в настоящем, потому что ориентирован в будущее. А всякое обучение – это обучение прошлому. Так уж оно устроено.
Коучинг настраивает личность под изменения мира. А поскольку изменения приходят всегда первыми, то и коучинг является первым в обучении. Можно научиться только коучингу прошлого, поэтому учить надо тоже в стиле коучинга.
Коучинг – это наука об изменениях. Человека, организации. Своего рода дифференциальное исчисление. Почти вся наука прошлого занималась конечными состояниями, но о том, что происходит с электроном в момент перехода на другую орбиту она молчала. Квантовый скачок является чудом, не поддающимся описанию, потому что его не возможно отследить.
Нам хочется стабильности и мы мыслим только ее категориями.
В современном мире наряду с ценностями стабильности и устойчивости появились новые ценности — изменений, временности, сиюминутности, как рассвет, который длится секунды, а вбирает в себя вечность.
Стало важным жить непохоже, неповторимо, быстро уходить в отрыв, быть всегда разным, неуловимым в своих привязанностях, непредсказуемым и всегда новым.
Река жизни стала многоцветной и люди, населяющие ее берега, стали множественными и меняющимися в такт с ней. Понятие майнстрима ушло, разбившись на множество ручейков. К вечным ценностям покоя прибавились вечные ценности движения.
Изменились и отдых, и работа. Срок работы на одном месте уменьшился в разы. Сравнив трудовые книжки поколений, мы увидим, что старые почти девственно чисты по сравнению с новыми. Династии остались только у олигархов, либо в профессиях непрерывного цикла. Те, кого раньше называли попрыгуничками, стали везунчиками, а те, кто их так называл – ну, вы и сами знаете, где они сейчас…
Праздно шатающиеся стали выглядеть не пошатнувшимися, а устойчивыми. Праздность из осуждаемой превратилась в желанную.
Новые правила возникают раньше, чем отмирают старые. Гораздо чаще стали смены специализации сотрудников внутри компании. Был технарь, стал маркетолог, был начальник департамента, стал финансовый директор. Хорошими людьми не разбрасываются. Дешевле научить своего, чем платить хеадхантерам полугодовой оклад за чужого. Каждый стал и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Хотя изначально имел образование швеца. Как стать жнецом, уж не говоря о дудце?
Чтобы не сойти с ума от однообразия профессии, ее можно поменять. Можно учиться новой профессии на курсах и тренингах, но если ты не готов к ней внутренне, она к тебе не пристанет. Кто поможет? А сам можешь? Кто-то, наверняка, может.
Интернет пестрит статьями о сотнях спасенных коучингом, как доктор Майоров (вымышленный рекламный персонаж) о спасенных деснах и зубах. Так ли это и почему это спасение так дорого и дорогого стоит? Могу ли я помочь в этом сам себе? Или ответственные процедуры лучше все-таки доверять специалисту? Быстрее самому или с коучем?
Выигрывает не тот, кто стал первым, а тот, кто продолжает им быть. Но как им быть, когда приходится делать сразу несколько дел, быть в нескольких ролях. Как личности вместить в себя столько перемен и изменений? Как соответствовать им, чтобы не получить шизофрению, став человеком-оркестром? Сейчас эпоха выборов (не путать с выборами).
Столько возможностей и направлений, что захватывает не только дух, а и другие части нашего естества. Как понять, что это (этот телевизор, эта машина, этот человек, эта работа, эта цель, этот путь и т.д.) — то, что мне нужно? Эпоха отсутствия выбора прошла. Но если мы не сделаем выбор, то его сделают за нас – реклама, родственники, друзья.
Ошибки тоже неповторимы и у каждого наберется немалая коллекция его индивидуальности. Это был короткий ответ на первый вопрос.
Вопрос второй: всем ли коучинг полезен?
Есть ли те счастливцы, которым он может помочь и те горемыки, для которых он не применим?
Кто хочет большего, тот хочет изменений. Коучинг – для тех, кому нужны изменения в себе, для тех, кто хочет получить больше, чем имеет. Тому, кто не хочет терять больше, чем он теряет сейчас, нужна консультация у психотерапевта (Курпатова не трогать – этот жанр особый).
Жизнь требует от нас новых знаний, умений и профессий. И не всегда наши черты личности совпадают с новым делом. А терять его не хочется. Хочется подстроиться под него, стать профессионалом и в нем. Как изменить себя под новое дело, под то, что не давалось раньше, а сейчас без него не обойтись, как стать большим, чем был, чтобы соответствовать новым вызовам жизни?
Как вы догадались, это тоже коучинг.
На кого не действует коучинг?
На того, кто либо все знает и умеет, либо ничего не хочет. Взрослые дети, приведенные мамой за ручку, потеряны для коучинга. Коучинг – забава для самостоятельных людей.
Коучинг – это психотерапия?
Каждый человек теряет и приобретает одновременно. Приобретая одно, он отказывается от другого. Скорость движения по жизни определяет соотношение приобретений и потерь. Чем выше скорость, тем больше КПД.
Коуч учит качать мускулатуру души, а терапевт зашивает душевную рану. Коучинг исследует то, что мешает качать мускулатуру – образ жизни, а терапевт то, что мешает процессу выздоровления – образ жизни. Процедуры применяются похожие, но с разным смыслом. Терапия помогает остановить «болезнь» и выздороветь, коучинг – стать сильнее и мастером спорта.
Естественно, в обоих случаях надо разбираться в причинах и способы могут быть похожи. Но в любом случае, коучинг это не диванчик терапевта. Анализ не болезненных проблем и травм, а ресурсов и возможностей человека.
Как работает коуч?
Коуч – это микс журналиста, берущего интервью и главнокомандующего, расставляющего войска по позициям. Первый задает вопросы по карте, висящей на стене второго. Это карта человека, его истории, целей и дел. Она не простая, в ней нужно уметь ориентироваться. Не зная решения, каждый слеп. Чужие глаза не прибавят зрения слепому.
Искусство задавать вопросы – означает вести человека по его карте до полного прозрения. Вопросы коуча – это предложение посмотреть на части себя, находящиеся во взаимосвязи со всем миром. Предложение распознать в себе движущие силы и тормоза, привычную колею и открывающиеся пути. Коуч направляет взгляд клиента на то важное, что участвует в достижении его цели.
Он понимает ее структуру, знает условия реальности изменений и умеет организовывать процесс обретения новизны. Коуч подобен лучу прожектора: в перекрестье его вопросов можно поймать вечно ускользающий смысл каждого дня и всей жизни в целом. Мы не всегда знаем, как думать о своей проблеме, как ее увидеть так, чтобы она стала «ручной» и управляемой.
Мы часто не знаем, как к ней подойти. Коуч учит думать человека о проблеме, выявляет то, за что ее «можно потрогать» и переводу из состояния «не знаю, за что браться» в состояние «мне все понятно». Коучинг – своеобразный конструктор определенности и счастья. Писать более конкретно и неметафорично не входит в цели текста. Этому посвящены огромные мануалы, с которыми, при наличии немалого терпения (вот и проверка на профпригодность!), можно попробовать ознакомиться самостоятельно.
Кто может быть коучем?
Не всякий. С виду работа непыльная – двое мирно разговаривают, потом один другому платит деньги и уходит окрыленный. Но внутри — сложный анализ в прямом эфире. Тут и сейчас. Испарина, углубленный взгляд. Тихие открытия, поиск по живой душе.
Может тот, кто не любит готовых решений, кому нравится искать самому, находясь в условиях неопределенности и не откладывая на потом. Кому интересен феномен человека и его развития. Тот, кто давно хотел изменить человеческий род к лучшему. Тот, кто ближе к достижителям, чем к избегателям, потому что коучи работают в основном с первыми.
Как понять, что перед вами настоящий коуч?
Хороший коуч в работе незаметен. Чем естественнее беседа, тем ненапряженнее взгляд, чем комфортнее клиенту, тем он профессиональнее. У клиента нет мучительных размышлений, проблемы открываются одна за другой. Изменения происходят органично. Хороший водитель на дороге не заметен. Когда нет проблем с банком, о нем не вспоминает фин. директор. Хирург щадяще делает операцию.
Все остальное – самореклама, чтобы меня заметили. Есть коучи по призванию, есть по образованию. К одним очередь из клиентов, к другим очередь из журналов.
Возможные темы коучинга
«Не могу разобраться со своими целями на работе, вариантов много, а какой мне важнее не могу понять»
«Хочу стать хорошим руководителем. Мне тяжело наказывать людей. Чувствую, что меня не понимают. Когда начинал бизнес, все были в одной упряжке. Когда появилась стабильность, начались трудности с сотрудниками.
Кажется, нужно переориентироваться на новый стиль отношений. Что выбрать конкретно – не знаю»
«Хочу попасть в сборную страны. Не могу разобраться, что мне мешает, данные есть, а чего-то каждый раз не хватает».
«На работе был переговорщиком, назначили с повышением руководителем отдела продаж. Я не умею руководить людьми, я могу с ними только договариваться. Как мне научиться руководить?»
«На фирме произошли большие финансовые потери. Есть шанс за пару месяцев восстановить баланс. Я слишком подавлен потерями, в которых часть моей вины. Мне надо собраться для рывка.» «На работе я на всех срываюсь. Из-за этого ухудшился климат, начались сбои.
Впереди важные заказы. Хочу этот год проработать спокойно.»
«Хочу заработать миллион и доказать, что я чего-то стою. Все для этого есть, но иногда наступает апатия. Что делать?»
«Хочу поменять работу. Я – хороший специалист. Предложений много, но, мне кажется, я исчерпала себя в этой профессии, а к чему-то определенному не тянет. Хочу нового драйва».
Коучинг – вещь полезная, своего рода лаборатория достижений. Он никак не нарушает естественного развития человека. Он ускоряет то, что поддается ускорению, не трогая то, что к этому еще не готово.
Коуч (англ. Coach) — специалист, тренер, проводящий тренировку.
Клиент — человек или организация, заказывающая услуги тренировки каких либо навыков. В терминологии, используемой британскими тренерами, человека, получающего услугу коучинга, также называют игроком.
Сессия — особым образом структурированная беседа тренера с клиентом/игроком.
Формат коучинга — это способ взаимодействия между клиентом и тренером в процессе коучинг-сессии, а также средство такого взаимодействия.
Содержание коучинга
Ключевым элементом в коучинге является осознание, которое становится результатом усиления внимания, концентрации и чёткости. Осознание — это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Ответственность — ещё одна ключевая концепция и цель коучинга.
Индивидуальный коучинг достаточно часто применяется для:
1. развития топ-менеджеров и первых лиц компании;
2. поддержки менеджера в адаптации к новой роли/должности;
3. ускорения развития талантливых сотрудников.
Содержание индивидуального коучинга
1. Постановка целей — «Чего ты хочешь?»
2. Анализ текущей ситуации — «Что происходит?»
3. Наработка вариантов — «Что нужно сделать?»
4. Реализация и контроль — «Что ты будешь делать?»
Самые полезные коучинговые вопросы
• Что еще?
• Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?
• Какие могут быть последствия для тебя и других?
• Какими критериями ты пользуешься?
• Что для тебя в этом самое трудное?
• Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
• Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
• Я не знаю, что делать дальше. А ты?
• В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
• Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
• Что ты будешь делать?
• Когда ты намереваешься это сделать?
• Достигнешь ли ты при этом своей цели?
• Какие возможны препятствия на пути?
• Кому следует знать об этом?
• Какая поддержка тебе нужна?
Источник: proza.ru
Коуч или Тренер?
Тренер — дает вам пошаговые стратегии и инструменты. Его цель, чтобы вы пришли к результату запланированному его тренингом, обрели определенные навыки и умения. Говорит больше, чем слушает.
Коуч — не дает никаких инструментов и рекомендаций. Его цель, чтобы вы раскрыли свой внутренний потенциал, повысили уровень своей осознанности и достигли желаемого вами результата. Слушает больше, чем говорит.
Ментор (наставник) — изучает вашу ситуацию, вникает в суть, дает рекомендации и советы. Его цель, чтобы вы достигли желаемого вами результата, но при этом может предложить вам более амбициозную цель. Слушает и говорит в равной степени.
Ментор коучей — аналогично предыдущему пункту, только работает больше в Коучинговом стиле (задает продвигающие вопросы). Его цель — ваше развитие, как Коуча. Слушает немного больше, чем говорит.
К сожалению, эти методики часто смешивают в одну общую кучу, вводя в заблуждение клиентов. Приглашая на Коучинг, дают Тренинг или Наставничество. А приглашая на Менторинг, устраивают для вас индивидуальный Тренинг.
Мероприятия
Май 22 – Июн 25 весь день
Программа «Трансформационный коучинг» – идеальный вариант для тех, кто смотрит в сторону приобретения новой профессии (или дополнительного источника дохода), но не уверен до конца или не готов потратить на обучение много времени. Данный курс длится[. ]
Онлайн-профессии уже не первый год называют профессиями будущего. Каждый хочет заниматься любимым делом, получать за это хороший доход и иметь время на себя, семью и хобби. Профессия коуча — одна из немногих, которая позволяет достичь[. ]
Источник: system-itc.ru