Когда мешают развиваться своим капиталистам, то на голову сваливаются чужие.
Пока в официальных СМИ как России, так и Беларуси продолжается восхваление Единого экономического пространства, в белорусском бизнесе стали возникать проблемы.
Что русскому хорошо — белорусу разорение?
Малый бизнес Белоруссии подсчитывает убытки от интеграции в Таможенный союз. Экспансия российских коммерсантов начала понемногу разорять их местных конкурентов. Россиянам работать в РБ стало выгоднее, чем нам, утверждают они.
Типичная картина в Минске: небольшие магазины, рынки и парикмахерские один за одним закрываются, уступая место большим сетевым проектам. Поскольку Белоруссия никогда не была обласкана вниманием европейского бизнеса, в стране до сих пор не прижились крупные международные бренды. Политика по сдерживанию частного капитала, которую долгие годы применял Лукашенко, почти не позволила в стране родиться и влиятельным национальным торговым маркам. Поэтому после вступления Белоруссии в таможенный союз Минск и другие города без особых проблем стали «оккупировать» люди на джипах с российскими номерами.
Почему люди закрывают бизнес в Беларуси? Проблемы малого бизнеса в Беларуси.
Начнем с того, что бизнес-климат в Белоруссии, как бы ни ругали эту страну за отсутствие свобод комбатанты информационных войн, очень гостеприимный. Открывать бизнес в Белоруссии нерезиденты могут без каких-либо дополнительных сложностей в сравнении с резидентами. В республике можно открыть юридическое лицо с участием нерезидента, открыть представительство своей компании в Минске, или работать через зависимого агента. Нет никаких проблем и для тех, кто хочет устраивать в Белоруссии концертно-зрелищные мероприятия, платные зверинцы, демонстрировать цирковые программы.
Процедура открытия небольшого магазинчика в Белоруссии занимает немногим больше двух недель, а при желании можно уложиться и за три дня. Причем, ускорение процедур будет абсолютно легальным: плата за срочность производится в кассе всех регулирующих органов. Тут важно подчеркнуть, что речь идет только о регистрации всех необходимых документов. Как долго иностранец будет искать подходящее помещение и договариваться об аренде, как и повсюду, зависит от многих факторов. Однако в целом согласование всех необходимых процедур и условий со всеми заинтересованными ведомствами занимает не так много времени, как принято считать.
Согласно восьмому ежегодному отчету Doing Business-2012, опубликованному Всемирным банком 20 октября прошлого года, Беларусь заняла 69 место из 183 стран мира по легкости ведения предпринимательской деятельности, почти вдвое (!) обогнав Россию (120-е место) и Украину (157-е) и приблизившись к Польше.
Рейтинг DB учитывает несколько ключевых показателей, по которым Белоруссия очень крепка. Так, по легкости открытия бизнеса эта страна находится на девятом месте в мире, по процедуре регистрации собственности — на четвертом, по обеспечению контрактов — на 14-м, по получению разрешения на строительство — на 44-м.
Потерял $5000. Первый Бизнес. Даляры в Беларуси
Парадоксально, но стереотипы, что в Белоруссии сложно работать, во многом развеял кризис. Еще пару лет назад все было действительно забюрократизировано. Но после экономических потрясений власти значительно упростили правила ведения бизнеса, в том числе для иностранцев. И это подтвердило, что в отличие от РФ, ситуация в Белоруссии – управляемая: распоряжения власти выполняются, коррупция не блокирует работу административных механизимов.
Конечно, далеко не факт, что когда кризис закончится, условия инвестирования будут такими же мягкими, как сегодня. Главная проблема Белоруссии, о которой рассказывают европейские инвесторы — слишком частая и непредсказуемая смена законодательства… Т.е. вкладываешь ты деньги в производство или торговлю на одних условиях, а через два-три года они могут быть совершенно иными. Но россияне чувствуют себя в таких условиях как рыба в воде.
По сложности и запутанности налогообложения, по доступу к механизмам международной торговли и по развитости кредитования Белоруссия оказалась ближе к концу рейтинга. Но налоговая система в Белоруссии за последние два года также значительно упростилась. В целом в рейтинге Doing Business Белоруссия находится на третьем месте в списке стран-реформаторов по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса. (Вот что значит государственный подход к проблем повышения рейтинга!-L).
Здесь довольно легко приобретать недвижимость. В прошлом году власти усилили защиту прав миноритарных акционеров. Так, здесь ввели положение, которое позволяет миноритариям получать довольно широкий доступ к корпоративной информации от совета директоров — Навальный может о таком только мечтать.
Впрочем, инвесторам следует помнить простое правило: в этой стране лучше заниматься производственным бизнесом, а не торговым. Власти РБ любыми путями вот уже несколько лет стремятся сократить импорт и увеличить поставки экспорта.
Если вы планируете открыть бизнес по производству товара, который будет продаваться за рубежом или способен заменить какой-то импортный продукт, власти будут оказывать вам всяческую поддержку. Свое предприятие можно будет построить в зоне с пониженными ставками налогов. Государство готово будет оказать разного рода льготы по части аренды жилья и юридической помощи. По любому вопросу инвестор-производственник сможет напрямую обратиться к городским или региональным властям, и они обязательно помогут, поскольку каждый год отчитываются перед Президентом об объемах привлеченных прямых иностранных инвестиций. Строго говоря, за недостаточно хорошее отношение к бизнесу сегодня любой местный чиновник может лишиться своего кресла.
А вот открытие в Белоруссии компании, которая будет импортировать зарубежные товары — идея плохая. Здесь грозят и дополнительные внеплановые проверки, и повышение ставок по налогам, и «закошмаривание» со стороны силовых структур. Кроме того, лишиться лицензии на ведение бизнеса при невыполнении взятых на себя обязательств перед властью — более чем реально. Показательна ситуация с российской «Итерой», которую лишили права на застройку «Минск-Сити»: похожие ситуации в Белоруссии вообще возникают довольно часто.
Но что хорошо крупному российскому капиталу, то плохо сказалось на мелких белорусских предпринимателях-торговцах. Только в прошлом году Белоруссия недосчиталась 9 тыс. предпринимателей. И хотя традиционно все проблемы бизнес списывал на слишком забюрократизированный аппарат власти и высокие налоги, теперь, очевидно, что дело не в этом. В Белоруссии до недавнего времени было больше 200 тыс. частных предпринимателей — и это при том, что в стране менее 6 млн человек экономически активного населения. Такое большое количество частников породило и своеобразную проблему: в отличие от России и даже Украины, бизнес в стране вообще главным образом мелкий — даже средних предприятий и торговых сетей сравнительно немного.
Большинство белорусских индивидуальных предпринимателей — это обычные торговцы дешевой одеждой и обувью из Турции, Китая, Польши и России. Когда в свободной продаже в стране не было валюты, эти люди серьезно пострадали от невозможности оплачивать поставки товара.
Когда же доллар вернулся в обменники, стало очевидно, что импортный продукт для большинства местного населения оказался непомерно дорогим. Затем в Белоруссию стали активнее завозить товары из России, в том числе одежду российского производства. Чтобы активнее завоевывать новые рынки, многие из новых для Белоруссии брендов стали делать большие скидки. Это окончательно подорвало позиции простых челноков, закупавшихся в Одессе турецким импортом.
Власть поддерживать челноков не собирается: в последние года два все чиновники ведут разговоры исключительно о необходимости снижения объема импорта и об импортозамещении. В Белоруссии действительно неплохо развит собственный легпром, его продукция поставляется главным образом в Россию и на Украину. Так что защищать своих мелких предпринимателей белорусское государство не будет — ему нужны сейчас не столько рабочие места, сколько инвестиции в инфраструктуру. И в этом смысле Белоруссия ждет предложений со стороны российских бизнесменов.
Директор белорусского аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико отмечает, что вступление в ЕЭП серьезно упростило возможность инвестирования российскими предприятиями в Белоруссию. Для государства в целом это хорошо, но для местного бизнеса стало настоящей катастрофой. Ведь даже на внутреннем рынке многие белорусские товары и услуги оказываются неконкурентоспособными в сравнении с российскими. И если раньше это удавалось сдерживать за счет импортных пошлин, теперь этих барьеров нет.
Независимые эксперты говорят, что в самое ближайшее время страна лишится еще 10-15% собственных бизнесменов. Всем им придется стать наемными работниками. При этом около половины останется работать внутри страны, другая половина уедет за рубеж.
Максим Швейц ссылка
Источник: luchecon.livejournal.com
ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В работе уделено внимание актуальным проблемам экономики предприятий Республики Беларусь, в частности снижению конкурентоспособности, одной из наиболее остро стоящих на сегодняшний день проблем — проблеме наличия запасов готовой продукции. Предложены возможные пути решения данной проблемы.
The paper focus on the actual problems of the economy of enterprises of the Republic of Belarus, in particular loss of competitiveness, one of the most acute problems of today’s issues — the availability of stocks of finished products. Possible solutions of this problem were proposed.
Ключевые слова:
конкурентоспособность; запасы; готовая продукция; инновации; модернизация.
competitiveness; inventory; finished products; innovations; modernization.
УДК 658
Введение.
Рыночная система хозяйствования требует от предприятий постоянного повышения уровня своей конкурентоспособности. Процесс формирования и реализации стратегии укрепления конкурентной позиции организации на рынке в период мирового финансового кризиса имеет на данный момент решающее значение, поскольку рост компаний во всем мире замедлился, а поведение конкурентов на рынке говорит о том, что динамика конкуренции стала гораздо более острой.
Актуальность данной темы обеспечена тем, что развитие рыночных отношений в Республике Беларусь требует на сегодняшний день эффективного управления активами субъектов хозяйствования. Стратегия конкурентной борьбы и укрепления конкурентных позиций направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей организации противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу не только в отрасли, но и на мировом рынке. А на сегодняшний день белорусские предприятия столкнулись с рядом проблем, которые требуют решения для скорейшего выхода из кризиса и развития экономики страны в целом.
Объектом исследования являются предприятия Республики Беларусь.
Цель исследования: определить основные проблемы функционирования предприятий Республики Беларусь.
В соответствии с определенной целью были поставлены следующие задачи:
— определить основные проблемы и их влияние на деятельность предприятий Республики Беларусь;
— попытаться обозначить пути решения выявленных проблем.
Основная часть.
Наиболее острой проблемой предприятий является наличие значительного объема складских запасов готовой продукции, вызванное снижением конкурентоспособности продукции, данной проблеме в последнее время уделено большое внимание на различных уровнях, что подтверждает ее значимость. Это связано с тем, что наличие складских запасов готовой продукции оказывает большое влияние напроизводственные результаты и финансовое состояние предприятия и промышленности страны в целом. Кроме того, данная проблема окажет влияние на социальную стабильность и, как следствие, на благосостояние и доходы населения, так как предприятия будут простаивать, использовать сокращенную рабочую неделю, брать кредиты на выплату заработной платы работникам.
Высокие складские запасы являются традиционной проблемой белорусского реального сектора, которая обострилась в период кризиса и спада спроса на основных рынках сбыта. Так, запасы готовой продукции на складах промышленных предприятий за июль 2016 г. увеличились на 24,5 млн. рублей и составили 3,5 млрд. рублей. Соотношение запасов готовой промышленной продукции и среднемесячного объема промышленного производства в январе-июле 2016 г. составило 65,4% против 73,8% в январе-июле 2015 г.
Отметим, что наибольший размер запасов готовой продукции наблюдался в производстве текстильных изделий, одежды, изделий из кожи и меха. Так, здесь данный показатель в 2,8 раза превышает среднемесячный объем производства. Достаточно высокий уровень складских запасов приходится на производство транспортных средств и оборудования (в 2,2 раза), машин и оборудованияа также производство изделий, не включенных в другие группировки (в 2,1 раза).
Кроме того, что за первое полугодие 2016 года валовой внутренний продукт Беларуси снизился на и составил 441,98 трлн неденоминированных рублей, или в сопоставимых ценах 97,5% к уровню января-июня прошлого года. В первой половине 2016 года объем промышленного производства сократился на 1,6%, а инвестиции в основной — на 19,4%. В свою очередь производительность труда по ВВП упала на 0,7 %, хотя согласно годовому прогнозу должна вырасти на 1,5–2 % [1, c.5-6].
На потребительском рынке продолжается снижение спроса на товары и услуги в связи с уменьшением денежных доходов домашних хозяйств. Объем розничного товарооборота в январе-июле 2016 г. к уровню января-июля 2015 г. снизился на 2,2% , а оптовый товарооборот снизился на 8,2%. Внешнеторговое сальдо товарами и услугами в январе-июне 2016 г. сложилось отрицательным в размере 148,7 млн. долларов США [1].
Также наблюдалось уменьшение объема экспорта на 19,7%. Так, экспорт в ЕС сократился на 26,6% до 589,9 млн. долларов, импорт — на 13,7% до 286,2 млн. долларов. Положительное сальдо составило 303,7 млн. долларов [1].
Все вышеописанное говорит о том, что наличие проблемы запасов готовой продукции на складах свидетельствует о снижающемся спросе на отечественную продукцию, а значит, о проблеме со сбытом товаров, как в рамках нашей страны, так и за ее пределами. Это связано с тем, что в первую очередь на образование запасов готовой продукции влияет снижение конкурентоспособности продукции, что и приводит к снижению заинтересованности в приобретении товаров отечественного производства.
В общем, данная ситуация является результатом многих накопившихся проблем, как в экономике предприятий, так и экономики в целом. К основным таким проблемам можно отнести постепенно снижающуюся конкурентоспособность продукции, высокую себестоимость продукции вследствие высокой материалоемкости, использование устаревших технологий и устаревшего оборудования, упущение сроков модернизации или неэффективное ее проведение, слабую инновационную активность, негибкость производства, низкую диверсификацию рынков сбыта и др.
Для решения проблемы связанной с наличием большого объема складских запасов готовой продукции можно выделить возможные пути:
- модернизация производства, так как только замена оборудования, не позволит конкурировать с иностранными конкурентами;
- снижение материалоемкости и энергоемкости производства;
- повышение рентабельности производства для снижения цен на отечественную продукцию;
- стимулирование сбыта при помощи ценовых факторов;
- корректировка каналов сбыта продукции;
- трудовая мотивация работников;
- принятие мер по повышению уровня организационных работ на складах предприятий и др.
- повышение качества сервиса продажи в точках продажи отечественной продукции (высококвалифицированное, вежливое обслуживание, предоставление дополнительных услуг, консультаций и т.д.);
- включение застоявшейся продукции во вторичное производство и т.п.
Как было сказано, оптимальным решением вышеуказанных проблем может стать модернизация предприятий. Однако в рамках реализации плана по модернизации предприятия столкнулись трудностями, препятствующими получению ожидаемого экономического эффекта. Это связано с тем, что многие отечественные предприятия в процессе модернизации не уделяют должного внимания инновационной деятельности, стратегическому планированию, что приводит к тому, что предприятия не приобретают конкурентные преимущества на рынке.
В современных условиях организации могут завоевывать рынки путем внедрения инноваций. Хорошим решением в современных условиях является обмен опытом, привлечение молодых специалистов, большие инновации в НИОКР [2, c.73]. Однако в белорусских условиях государство не может обеспечить инвестирование во все проекты за счет бюджета. В данном случае решением может быть комплексная модернизация с привлечением частного и иностранного капитала.
Комплексная модернизация подразумевает не только проведение технических преобразований: внедрение новейших технологий, достижений науки, промышленности, новых видов товаров и изделий. Этот процесс также подразумевает экономическую модернизацию, внедрение самых совершенных систем управления, что будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции [2, c.48].
Инновационная деятельность является основой обеспечения производственной, информационной и экономической безопасности. Вследствие развития новых технических и организационных решений создаются условия для обновления производственных процессов на предприятиях [3, c.201]. Инновации способствуют производству продуктов с новыми или улучшенными характеристиками, предоставлению более качественных услуг, максимально соответствующих человеческим потребностям. Все это ведет к решению вышеизложенных проблем и получению более высокой прибыли.
Заключение
Таким образом, непрерывное повышение инновационного потенциала, внедрение новых и улучшение существующих технологий, модернизация производства, корректировка каналов сбыта продукции, и повышение качества продукции позволят предприятиям приобрести больше конкурентных преимуществ.
Результаты исследования
В результате исследования были выявлены основные проблемы деятельности предприятий Республики Беларусь, а также предложены некоторые мероприятия по их решению.
Библиографический список:
25.12.2016, 17:40 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Рекомендую статью к публикации
25.12.2016, 17:53 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: к сожалению в статье рассмотрены не все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий. это пожелание автору на будущее. тем не менее статью все же следует опубликовать со сноской «в порядке дискуссии».
26.12.2016 0:00 Ответ на рецензию автора Омрейчик Мария Николаевна:
в будущем учту.
25.12.2016, 22:09 Федоров Владимир Анатольевич
Рецензия: судя по тому что вы написали-ситуация патовая. Приведите обзор ,что предлагают делать местные светила.Инновации-это далеко и непосильно.К тому же в статье плохо отражен предмет и объект исследования.А так статья очень актуальна,но не хватает научности.Согласен,с предыдущим рецензентом-нельзя раскрыть такую тему на двух листах бумаги.Может имеет смысл сократить исследование до складских запасов?
Комментарии пользователей:
Источник: sci-article.ru
Белорусский бизнес недоволен Россией
Отношения России и Белоруссии — постоянно болезненная тема. 13 февраля в Сочи прошел очередной саммит. Но, как свидетельствует практика, даже частые встречи на высшем уровне если и сглаживают противоречия и улучшают отношения, то ненадолго.
Как искать компромиссы? Возможно ли разрешить накопившиеся разногласия? Об этом «Правде.Ру» с точки зрения бизнеса рассказал член Президентского совета по развитию предпринимательства Белоруссии Ярослав Романчук.
— Что можно сделать в нынешней ситуации? Как проблемы в наших отношениях видятся со стороны белорусского бизнеса?
— И мы, и вы имеем полное суверенное право проводить свою политику. Белоруссия сохранила, к сожалению, многие элементы централизованной социалистической экономики, но должна понимать, что есть условия рынка.
В то же время как мы можем требовать равноправных отношений от российских компаний по газу, по нефти, если Белоруссию не пускают в режим добычи нефти в России? Ведь мы не можем купить ни одной из скважин — почему?
Если это могут делать российские граждане, почему такого нельзя сделать для белорусов? Просто если у нас есть рынок нефти и газа, тогда белорусские компании, государственные и частные, могут заниматься, собственно, не только тем, что «давайте мы купим у вас газ, нефть, сырье». Мы можем тоже добывать, сами выстраивать бизнес на российских условиях.
Сейчас же очень большую долю от выгоды нефтяных поставок в Белоруссию занимает российская доля. Наши российские коллеги, оценивая выгоды Белоруссии, делают большую методологическую ошибку, приписывая сто процентов маржи белорусам. На самом же деле 70 процентов — это маржа российских поставщиков нефти на белорусские НПЗ. Белоруссия не потянет 22 миллиона тонн, которые мы получаем, это совершенно очевидно.
Этот объем делится на не равных с Россией долях в пользу российских нефтяных компаний. Столько времени этот режим сохранялся только потому, что в этом были заинтересованы как раз российские нефтяные компании. Сегодня же у вас внутри рынка пошел передел в пользу нефти тех компаний, которые добывают, а не тех, которые торгуют и перерабатывают в России. Это очень важный момент.
То же самое в отношении другого камня преткновения, это так называемый санкцион. В России считают, что белорусы организовали схемы, завалили российский рынок «санкционкой». На самом деле, есть где-то компании, которые являются партнерами российских бизнесов. Эти все компании были недовольны. Полгода назад вышла статья с указанием названий учредителей, в том числе и белорусских.
Белорусский «Белтаможсервис» фигурировал там как структура, которая много всего сделала. Но, опять же, львиную долю прибыли получают российские оптовики, компании, которые все это дело организовали. И я в этом плане солидарен с Александром Лукашенко, который в конце прошедшего года сказал о том, что да, мы это поставляем, но львиная доля этих поставок так или иначе координируется московскими начальниками.
Какие к нам претензии, слушайте? Ваши же чиновники и бизнесмены сами организуют это на территории Белоруссии, а потом опять сваливают на нас. Приписывать весь этот торгово-товарный бандитизм белорусским компаниям и, тем более, руководству некорректно.
— Это такой коррупционный большой бизнес…
— Ваша и наша беда заключается в том, что у нас есть коррупция. И в Белоруссии, и в России есть куча способов документально обойти законодательство, чтобы таможня ничего не знала. Едет транзитный груз через Белоруссию и Россию, например, в Казахстан. Можно по пути переклеить этикетки и направить этот товар куда угодно. Понятно, что это незаконно.
Но такое часто бывает. Я подозреваю, что и во всех портах России, во всех пунктах ввоза на территорию России это происходит. А потом такой негатив почему-то выливается на Белоруссию. Хотя таможня Белоруссии работает гораздо более ответственно, чем таможенные посты других стран СНГ, в которых я был.
— Чтобы решать эти проблемы, чтобы Белоруссия могла влиять на нефтяные дела, нужно создавать политическое ядро Союзного государства. Но почему-то ваш президент категорически против. Он впадает каждый раз в истерику, говорит: «Нас Россия поглощает». Ему не понятно, почему Россия хочет политической настройки. Почему мы к этому не движемся?
С 1999 года уже 20 лет прошло.
— Я считаю, что многие вещи в наших отношениях были поставлены с ног на голову. В 2002 году я в Думе имел возможность представить свою модель интеграции Белоруссии и России, где мы бы пошагово двигались к общей целям, формируя доверие друг к другу, а не превращая отношения в разборки между олигархами и монополистами.
И здесь тоже важен вопрос конкретно таможенного оформления, вопрос таможенной политики. Россия, опять-таки, проявляет формальные признаки и самостоятельно вводит санкции на товары из европейских стран. В Таможенном союзе она должна была добиться согласия Казахстана, Белоруссии, Киргизии, Армении, для того чтобы это была единая позиция. Такого не было сделано.
— То есть Россия даже не добивалась этого, это и не обсуждала, просто ввела и все?
— Вы просыпаетесь, а у вас режим торговли поменялся. А как это так, слушайте? Мы же в каком-то режиме торговли находимся, и вы не можете внешний режим торговли менять, как вам захотелось или не захотелось, будь то политическое руководство либо какие-то лоббисты…
Источник: www.pravda.ru