Китай и Япония — страны Восточной Азии, у которых много общего и различного. В то время как Япония раньше была первой азиатской экономикой, которая быстро развивалась, Китай обогнал Японию по размеру ВВП в 2010 году, став второй по величине экономикой в мире после США.
Хотя Китай и Япония разделяют историю быстрого экономического развития в Восточной Азии, их нынешнее статус-кво сильно отличается.
В то время как Китай развивает технологии и быстро движется вперед, чтобы конкурировать с США в инновациях, которые стимулируют изменения, Япония более устойчива к изменениям и предпочитает статус-кво.
Например, Китай является одним из предшественников индустрии финансовых технологий, и большинство китайцев используют WeChat и Alipay для обработки платежей практически в каждой транзакции. Однако некоторые рестораны и магазины в Токио, столице Японии, по-прежнему принимают только наличные и отказываются от других способов оплаты, не говоря уже о кредитных картах.
Топ-15 бизнес идей из Китая и Японии
Другой пример — сервис райдшеринга. Хотя такие сервисы, как Uber в Японии, являются незаконными, как и в Южной Корее, в Китае есть много отечественных начинающих технологических компаний, предлагающих услуги совместного использования, например компания Didi Chuxing.
Какие факторы вызывают такую разницу между двумя крупнейшими экономиками мира? Воспользуемся двумя примерами — FinTech и сервисом совместного использования пассажиров — чтобы объяснить, что наличие инфраструктуры и корпоративных интересов не позволяет Японии вносить изменения, в то время как Китай скорее извлекает выгоду из их отсутствия.
Финтех-сервис
Китайские технологические компании имеют преимущества в FinTech, которых нет у их западных коллег, а именно:
- Огромное количество доступных качественных данных;
- Контроль и защита защита личных данных;
- Государственная поддержка китайского бизнеса проектом «Сделано в Китае 2025»;
- Рост расходов на НИОКР и количества патентов;
- Общество быстро меняется вместе с развитием технологий.
Китай смог стать полностью денежным обществом за короткий период времени. Страна смогла отказаться от кредитных карт, которые преобладают в других странах с развитой экономикой, таких как Япония и США.
Вместо этого, Китай перешел к сканированию QR-кодов просто потому, что у него не было инфраструктуры кредитных карт.
Другими словами, так как в Китае не было сети кредитных карт, не было и сопротивления со стороны заинтересованных сторон и корпоративных интересов, и, следовательно, Китай мог без особых проблем совершить рывок вперед к услугам FinTech.
С другой стороны, в США и Японии уже есть хорошо зарекомендовавшие себя компании по выпуску кредитных карт, которым есть что терять в инфраструктуре, в которую они инвестировали.
Хотя такие компании, как Master и Visa, вводят новшества, чтобы выжить в эпоху финансовых технологий, однако:
Топ-10 бизнес идей из Китая, Японии и Кореи
1 ) эти компании неизбежно замедлили процесс перехода к платежной системе QR, потому что они потеряли бы источник дохода;
2) люди уже привыкли использовать кредитные карты, и, следовательно, потребуется больше времени, чтобы переключиться на новые методы платежей.
Между тем, многих удивит тот факт, что Япония — была первой страной, которая предложила систему QR-кодов.
Как это возможно, что страна, которая первой изобрела QR-систему, не использует ее в индустрии финансовых технологий, а позволяет Китаю доминировать в этом вопросе?
Есть много причин, но одна из самых важных — это наличие в Японии карты под названием SUICA , перезаряжаемой бесконтактной смарт-карты, которая использовалась в транспорте, торговых автоматах и многих магазинах, выпущенных в 2001 году.
Система была разработана в Японии с большими начальными инвестициями, и многие компании присоединились к этой экосистеме, чтобы заработать больше денег. Хотя в то время это было инновационным и удобным, инфраструктура Suica стала настолько огромной, что заменить ее стало невозможно.
Таким образом, даже если QR-код был впервые разработан в Японии, использование QR-кода было ограничено несколькими областями, такими как отслеживание розничных продаж и производственного процесса.
Хотя японское общество недавно стало свидетелем появления новой платежной системы с помощью системы QR-кода, Китай стал доминирующим игроком в индустрии финансовых технологий с помощью системы QR-кода, в то время как Япония продолжала использовать свою консервативную инфраструктуру Suica в течение последних двух десятилетий.
Экономика совместного использования (совместное потребление)
В то время как США и Китай являются лидерами в сфере услуг совместного использования такси для пассажиров, в Японии по-прежнему доминируют традиционные такси, а услуги совместного использования поездок по-прежнему незаконны.
Это связано со следующими конкретными законами, регулирующими отрасль в Японии:
1) Более высокий барьер для входа в отрасль корпоративного такси с различными правилами и требованиями в каждой провинции Японии;
2) Более высокий барьер для того, чтобы стать водителем частного такси, поскольку закон требует, чтобы у водителей не было записей о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях за 10 лет.
Если появится Uber, каждый может стать водителем такси, а это означает, что нынешние таксисты несут несправедливое бремя отсутствия записей о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях за 10 лет. Зачем кому-то пытаться стать водителем такси через 10 лет, если с Uber можно сразу же начать оказывать перевозки пассажиров в такси за деньги?
Таким образом, Япония до сих пор не разрешила внедрение Uber из-за сопротивления водителей такси.
Таким образом, в то время как Китай пользуется всей поддержкой правительства и отсутствием заинтересованности в развитии своей технологии совместного использования для пассажиров, Япония не может открыть свой внутренний рынок из-за корпоративных интересов в индустрии такси, как в Южной Корее.
В итоге
Могут быть и другие культурные причины того, почему китайцы предпочитают быстро двигать вперед свою экономику, в то время как Япония предпочитает оставаться в консервативной экономике. В целом, Китай за последние годы вырос настолько быстро, что открыт для вызовов и может сохранить динамику роста. С другой стороны, Япония в целом стала консервативной, поскольку с 1990-х годов она пережила длительный экономический спад.
Хотя могут быть и другие факторы, объясняющие разницу, основная причина, по которой Япония остается консервативной, заключается в том, что страна связана хорошо организованными институтами и инфраструктурой, которые формировали Японию в прошлом, тогда как для Китая это скорее ее отсутствие, это ускоряет инновации и изменения.
Помимо двух примеров, упомянутых выше, есть многочисленные примеры, которые показывают, что Япония остается устойчива к изменениям (например, Япония по-прежнему продает самое большое количество музыкальных компакт-дисков в мире, когда все остальные в мире транслируют и загружают музыку из Интернета).
Что это значит для этих двух стран? Масаеши Сон, основатель SoftBank Group и куратор фонда SoftBank Vision Fund стоимостью около $100 млрд, сказал в своем заявлении: «Vision Fund инвестирует по всему миру, но не в Японии. К сожалению, реальность такова, что единорога ИИ здесь не существует, поэтому нет шанса инвестировать в Японию».
Если Япония не изменится в эпоху технологических перемен, все больше и больше инноваций будет происходить за пределами Японии.
Источник: b-mag.ru
Топ-10 бизнес идей из Китая, Японии и Кореи
Данная идея берет свое начало в Китае и уже распространилась по всему миру. Спиральные чипсы или ролл-чипсы – это натуральный продукт из картофеля на шпажках, который обжаривается в масле. Технология приготовления продукта проста – картофель среднего размера моется, нанизывается на шпажку и нарезается по спирали при помощи специального устройства. После этого продукт расправляется и помещается во фритюр, где обжаривается до полного приготовления. Для организации бизнеса нужно:
- купить оборудование (аппарат для спиральных чипсов -15000 руб., фритюрница – 25000 руб., контейнер для хранения – 10000 руб.);
- приобрести торговый инвентарь;
- закупить шпажки, масло, картофель;
- пройти процесс регистрации в государственных органах;
- арендовать место.
Окупается данный бизнес в течение первых месяцев работы, может быть использован как дополнение к действующей точке фаст-фуда.
2. Алкогольный секонд-хенд
Товары бывшего употребления актуальны не только в нашей стране. В Японии пошли куда дальше, открыв алкогольный секнод-хенд. Не нужно думать, что в нем продают недопитые напитки. Ассортимент включает ненужные спиртные напитки, которые после приобретения так и стоят на полках дома.
Ситуация, когда друзья дарят элитные напитки, но потреблять их нет желания, а выбросить жалко, знакома многим. Алкогольные секонд-хенды с удовольствием выкупают такую продукцию, не исключая и баночное пиво или напитки из баров отелей, самолетов. После этого продукция выставляется на полки и продается по акционным ценам. Главное – соблюдать сроки годности.
3. Капсульный отель, хостел
В Японии начали появляться отели, которые являют собой негабаритные спальные ячейки, которые размещаются друг над другом. Расположены они возле вокзалов, аэропортов, центров развлечений. Такая комната выглядит как капсула размером 2х1х1,25 м. В отведенном пространстве можно лежать, смотреть телевиденье, читать. Как правило, постояльцев просят не курить и не есть в номере.
«Комнаты» расположены друг над другом в несколько ярусов. Обеспечить приватность удается за счет занавеса перед дверью. Вещи клиентов хранятся в ячейках, которые находятся недалеко от капсулы. Туалеты также находятся отдельно и являются общими.
Постояльцами подобных хостелов и отелей являются уставшие офисные сотрудники, которые не желают тратить много время на поездку домой, командировочные или нетрезвые люди, которые опасаются садиться за руль и ехать домой.
4. Кафе с сюрпризом
В Японии открылось необычное кафе. По интерьеру и экстерьеру оно ни чем не отличается от стандартных заведений, но система заказов для посетителей немного другая. Каждый клиент не может заказать блюдо для себя. Но может сделать это для следующего гостя. Сам же он получает блюдо, которое заказал предыдущий человек.
Каждый посетитель не знает, что подадут ему, в чем и заключается сюрприз. В меню входят только хорошие блюда примерно одинакового ценового сегмента, чтобы не было подстав.
Основатели заведения считают такую концепцию оригинальной. Таким образом, они желают воспитывать в людях щедрость и искоренять жадность. Жители России с удовольствием бы оценили такую концепцию.
Каждый посетитель обязуется сделать заказ для следующего гостя. По правилам, он должен получать удовольствие от полученной еды, даже если она не пришлась ему по вкусу и обязательно сказать «Спасибо!» в конце.
5. Бар с уникальными коктейлями
Ресторанный бизнес, который на первый взгляд уже сформирован, продолжает удивлять. В этот раз в Японии начал работу бар-ресторан, в котором посетители могут сами формировать уникальные коктейли согласно своим вкусам и предпочтениям.
Перед посетителем установлен экран с приложением, в котором он должен выбрать, алкогольный или безалкогольный напиток, далее приступить к подбору ингредиентов, которые предложены. Согласно полученному списку, бармен выполнит заказ. Посетитель же должен дать название своему коктейлю, рецептура которого сохраняется в карте напитков заведения. Если другой клиент захочет заказать именно такой напиток, его создатель получит отчисление (в данном баре оно составляет 50 иен).
БИЗНЕСМЕНЫ ЯПОНИИ, КИТАЯ И КОРЕИ О ТОМ, КАК ИНОСТРАНЦУ ОТКРЫТЬ СВОЕ ДЕЛО В АЗИИ
О бизнесе
Я работала в нефтяной компании в Москве, когда встретила будущего мужа. На тот момент он жил в Японии и вел бизнес, связанный с оказанием посреднических услуг по продаже товаров из Японии. Роль посредника в продажах с Японией велика, так как у японцев низкий уровень доверия к иностранцам. Также мешает незнание законов и языковой барьер.
У нас есть два сайта — один по продаже японских товаров ( salejapan.shop ), второй по оказанию посреднических услуг в Японии для оптовых и розничных покупателей ( salejapan.jp ).