Недавно я искал какую-нибудь статью или обзор, где подробно рассказывалось бы об актуальном состоянии малого (и не только) бизнеса в России. О его особенностях. О подводных камнях. О том, куда вообще идет предпринимательская среда и как развивается. Какие в ней есть писаные и неписанные правила.
Я искал статью, прочитав которую, можно было бы получить крупицу опыта тертых предпринимателей.
Увы, найти толковый материал не получилось. Пришлось написать его самому.
В Интернете есть целое море публикаций по бизнесу, а также разнообразных тренингов, отчетов и семинаров.
Но большая их часть — это просто перепетые на разные лады базовые понятия и концепции, ноги у статей о них явно растут из классических учебников по маркетингу и менеджменту. (Собственно, я и сам подобным занимаюсь, описывая теорию УТП или принципы оценки доходности. В оправдание скажу, что подобные статьи от Капитана Очевидность пишутся в первую очередь для себя, чтобы глубже разобраться с важными вещами).
💰Чичваркин о том, какой прибыльный бизнес можно открыть в России
Также, разумеется, хватает новостей и отчетов с разнообразных мероприятий, статистических исследований и так далее. Вот только на практике того и другого начинающему бизнесмену недостаточно. Не хватает некоторого моста между классикой и тем, что происходит сию минуту. Какого-то базового знания о том, что и как сейчас творится в РФ и в мире. Только тогда можно правильно использовать классические знания и правильно понимать новости.
Сложно ли сейчас заниматься бизнесом в РФ?
Свое дело — это всегда сложно. Но о предпринимательстве в России ходят самые страшные слухи: злые чиновники и бандиты, невозможность достучаться до ленивого потребителя и так далее.
Так вот, значительная часть этих слухов — действительно не более чем сплетни и стереотипы. Да, у нас до сих пор не цивилизованный рынок. Но с этим можно бороться. По поводу «кидалова» и обмана — не стоит думать, что за рубежом, во всем мире партнеры и клиенты честные и добрые.
При этом следует отметить отрадную тенденцию к повышению культуры деловых отношений. Дела постепенно налаживаются. И у отечественного рынка есть множество плюсов, наряду с минусами.
В РФ множество незанятых ниш
Это действительно так. Конкуренция в большинстве областей у нас еще не слишком высокая, что позволяет практически любому человеку основать свое дело и добиться в нем значительно больших успехов, нежели на работе по найму.
Может показаться, что конкуренция все равно огромная. Если смотреть с высоты птичьего полета — да, в любом более-мене хлебном секторе работает множество фирм. Но примите во внимание, что:
- До нашей страны с опозданием доходят мировые тенденции (яркий пример — интернет-стартапы: половина успешных start-up в рунете — просто калька с западных проектов).
- Упомянутая выше слабая культура деловых отношений — это не только грубость и срывы сроков. Это возможность приложив минимальные усилия для оказания качественного сервиса оказаться в фаворе у клиентов.
- Отъехав от столицы в глубинку можно быстро найти кучу возможностей для ведения бизнеса. В плане малых форм и доходов (например, до 10 миллионов оборота в месяц) — так точно.
Правда ли, что развивать свое дело невозможно из-за бюрократии и налогов?
Конечно, неправда. Да, бюрократический гнет (и маразм) ощущается весьма сильно. Но ведь люди как-то его преодолевают.
Миллиардер про мажоров | Игорь Рыбаков | Россия | Бизнес #Shorts
По поводу налогов. У нас не такая уж неподъемная система налогообложения. Будучи индивидуальным предпринимателем, можно платить всего 6% с доходов, при этом, не имея работников, можно 100% фиксированных платежей засчитывать в качестве налогов. Так что совсем начинающим — не так уж плохо вести дела.
Что интересно. Нельзя сказать, что ситуация в плане бюрократии ухудшается или улучшается. Иногда создается ощущение, что правительство специально поддерживает уровень маразма на одном стабильном уровне. Одной рукой дает, другой забирает.
Например. С недавних пор можно зарегистрироваться как ИП без обращения к нотариусу (достаточно лично подавать документы). Зато Центробанк догадался потребовать у ИП соблюдать кассовую дисциплину (см. об этом в статье про расчетный счет).
А какие есть проблемы?
Их тоже хватает.
- Крайняя сложность решения различных вопросов, связанных с объектами недвижимости и земельными участками.
- Трудовой кодекс с явным «перекосом» в сторону интересов работника. Если работник пойдет на принцип и начнет грамотно качать права — уволить его очень сложно; он может доставить массу неприятностей. Правда, законы у нас никто не читает, так что в целом наемные работники наоборот ведут себя очень покорно (поэтому исключения особо неприятны).
- Неэффективная работа госкорпораций (плохая инфраструктура для ведения дел). Я столкнулся с этим, разрабатывая проект доставки вещей постоянного использования по подписке. На Почту России в этом деле надежда плохая.
- Нестабильность во всех сферах жизни. Конечно, это создает возможности для входа на изменившийся рынок, но минусы тоже несомненны.
Особенности российского бизнеса
Предприниматели
России — кто они?
Каждый год Глобальная ассоциация исследований предпринимательства готовит большой отчет. Чтобы его сделать, опрашивают предпринимателей и экспертов из разных стран: за последние 23 года это 3 млн человек в 120 странах.
У этого отчета есть две части: общемировой анализ и национальный. В России за национальную часть отвечает Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета. К отчету 2021−2022 года они опросили две тысячи предпринимателей и экспертов. А мы изучили их отчет и выбрали самое интересное.
Легко ли в России открыть бизнес
В 2021 году треть опрошенных предпринимателей — начинающих и действующих — ответили, что открыть свой бизнес в России сравнительно легко.
Для сравнения: в 2020 году таких оптимистов было 24,5%. Исследователи думают, что причина в новых возможностях и меняющемся рынке 2021−2022 года. Но мы-то с вами помним, что в 2020 году была пандемия, подкосившая оптимизм.
Уверены ли предприниматели в своих знаниях
По навыкам всё осталось без изменений: в 2021 году, как и в 2020-м, больше трети опрошенных считают, что знают и умеют достаточно, чтобы вести предпринимательскую деятельность.
Исследователи отмечают, что с 2012 года этот показатель только растет. То ли люди становятся умнее, то ли — увереннее в себе.
Правда, если сравнивать с другими странами, то Россия занимает одно из самых низких мест среди всех стран проекта: 46-е из 47. В США, Великобритании, Италии, Канаде показатель прошаренности — больше 50%.
Скольким людям страх провала мешает открыть бизнес
В России в 2021 году стало еще больше людей, которые не открывают свой бизнес из-за страха провала. За последний год эта цифра выросла на 4%, а годом ранее — еще на 5%.
Возможно, причина этого страха — в высокой неопределенности. Именно страх провала удерживает 46% опрошенных от открытия бизнеса — даже тех, кто считает, что это несложно и что есть все возможности.
В целом Россия стабильно входит в двадцатку стран с самым высоким страхом провала. Похожая ситуация — в Италии, Хорватии, Франции и Уругвае.
От себя добавим: если вам страшно, знайте — вы не одни.
Правда ли, что у предпринимателей жизнь удалась
Последние шесть лет жители России высоко оценивают статус предпринимателя и считают такую карьеру привлекательной. Цифры впечатляют.
Чуть меньше, 69,8% опрошенных, думают, что у предпринимателей высокий статус в обществе. Правда, тут есть оговорка: 43% этих людей всё равно считают, что в регионе, где они живут, возможностей для предпринимательства нет.
Исследователи заметили один любопытный момент: высоко оценивают статус предпринимателя люди, которые считают, что СМИ часто транслируют истории успеха в бизнесе.
Россияне решили массово избавиться от бизнеса
Число объявлений о продаже готового бизнеса в российских городах-миллионниках выросло в среднем на 28 процентов после самоизоляции. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование компании «ЦИАН.Коммерческая».
Материалы по теме:
На базаре Нобелевскую премию по экономике дали за умение торговаться. Почему это так важно?
13 октября 2020
Наиболее тяжелая ситуация с бизнесом сложилась в Уфе, Самаре и Воронеже, где число желающих продать свой бизнес выросло в два раза. В 1,5 раза таких предпринимателей стало больше в Ростове-на-Дону, Казани и Нижнем Новгороде. Чаще всего бизнесмены решают избавиться от гостиниц (рост предложений на 49 процентов), а также от офисов (плюс 36 процентов).
В индустрии развлечений количество предложений выросло на четверть, чаще всего продают ночные клубы, выставочные залы и галереи, кальянные, квест-комнаты, боулинги, базы отдыха. Далее идут спортивные объекты и индустрия красоты.
Ранее сообщалось, что в случае повторного режима самоизоляции до декабря 2020-го выручка предприятий на юге России сократится на треть. По оценкам аналитиков банка «Точка», вслед за выручкой упадет количество регистраций новых бизнесов, возрастет число ликвидаций и слияний.
Источник: lenta.ru