Благотворительность — добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительные пожертвования — форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций — получателей помощи и др.).
В российской практике под благотворительностью понимается любой факт выделения средств или передачи продукции, не связанный с коммерческой деятельностью предприятия. Сюда включаются и помощь пенсионерам предприятия, и материальная помощь обратившимся, и бесплатные услуги своим работникам. В этой роли благотворительность выполняет функцию компенсации социально незащищенным слоям населения, не является инструментом воздействия на будущее состояние общества.
Социальная ответственность бизнеса
В развитых странах, как правило, имеет место эффективное планирование благотворительной деятельности, осуществляется выделение приоритетов, критериев оценки. Корпорации в соответствии с данными приоритетами перечисляют средства некоммерческим организациям или специализированным благотворительным фондам. Это тот случай, когда благотворительность — уже не только акт удовлетворения чьих-то чувств в виде сопричастности к «благому делу», но и «эгоистическое» вложение капитала. Таким образом, благотворительная деятельность подпадает под определение социальных инвестиций, широко применяемое в западной экономической литературе.
В Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительность определяется как «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».
Следовательно, благотворительность:
• негосударственная форма обобществления и перераспределения ресурсов;
• бескорыстна и направлена на «общее благо»;
• безвозмездна и не связана с извлечением дохода;
• непрофильная для бизнеса деятельность.
В России работает большое количество благотворительных фондов, поддерживающих культуру, которые были созданы в основном по инициативе общественности. Последние годы очень активно крупные компании создают собственные благотворительные фонды.
Частные фонды — это благотворительные фонды, основанные по желанию и на средства частного лица, состоятельного человека, выделившего часть своего состояния. Большинство частных фондов в мире не занимаются осуществлением благотворительных программ самостоятельно. В основном частные фонды выделяют гранты — целевые средства другим общественным организациям, школам, университетам — на благотворительные проекты.
Как социальная ответственность бизнеса влияет на нашу жизнь, а мы влияем на нее? / Ольга Шаратута /
Семейный фонд — это фонд, созданные на средства не только одного состоятельного человека, но и членов его семьи. Устроен и действует такой фонд практически так же, как и частный фонд, с одним отличием: в состав управления фонда входят все основатели или же их представители.
Корпоративный фонд — создается на средства компании. В большинстве случаев (95 %) — это фонд одной компании, полностью ею финансируемый. Гораздо реже объединяются несколько компаний, например, работающих в одном регионе или одной стране.
В мире существуют две модели финансирования корпоративных фондов: ежегодные отчисления от прибыли компании, которые аккумулируются в корпоративном фонде, или же сочетание отчислений с созданием постоянного капитала.
В первой модели корпоративный фонд не очень отличается от ежегодных корпоративных социальных программ компании — он является управляющей структурой для благотворительной деятельности компании и расходует все средства в течение года. Как правило, такой фонд занимается только благотворительными проектами, спонсорская деятельность ведется отдельно. Но и благотворительные проекты могут быть различны: от программы корпоративных грантов до проведения благотворительных мероприятий.
Во второй модели корпоративных фондов компания выделяет часть прибыли для создания капитала, эти средства инвестируются, а процент расходуется на благотворительные программы компании. Иногда компании выделяют даже свои акции в капитал корпоративного фонда. Плюсы такой модели в том, что даже не в очень удачный для компании год за счет капитала корпоративного фонда компания может не снижать объемы своих социальных программ, что для многих компаний, особенно градообразующих, является очень важным.
Объединяет частные и корпоративные фонды стремление к созданию капитала, финансирование социальных программ, а не их непосредственное самостоятельное осуществление.
В РФ в последние годы ряд корпораций создали корпоративные фонды с целью формирования эффективного инструмента осуществления своей социальной политики.
В качестве бесспорно главной социальной проблемы современной России бизнес видит бедность населения (40 %), включая необеспеченность и беззащитность ветеранов; 11 % связывает главные социальные проблемы с детьми и молодежью; 10 % — с экологией. ЖКХ и наркомания, по мнению бизнеса, — проблемы производные, зависимые от решения главной. Исходя из этого, становится понятным и обоснованным восприятие бизнесом социальных инвестиций: 30 % понимает их как вложения в общество, 28 % — как социальную политику компании, 26 % еще продолжает понимать социальные инвестиции как благотворительность, но зато уже только 1 % связывает их с PR и никто — с давлением со стороны органов власти. Иначе говоря, отечественный бизнес понимает социальные инвестиции как собственный свободный и ответственный выбор.
Отечественная благотворительность имеет явный нравственный акцент, что обусловлено «родовой травмой» форсированной приватизации и традиционным нравственным максимализмом российского общественного мнения. В этой ситуации благотворительность свидетельствует о социальной надежности фирмы, созданной не с целью извлечения сверхприбыли с последующей самоликвидацией. В конце 2005 года более 70% отечественных фирм пожертвовали деньги на благотворительность.
Увы, о благотворительных организациях в России знает лишь 10% населения. По данным Агентства социальной информации, ответы на вопрос «Вы слышали об организациях, занимающихся благотворительной деятельностью?» распределились так (2016 год):
• я ничего не знаю о таких организациях — 55%;
• я что-то слышал о таких организациях — 31%;
• я определенно знаю о таких организациях — 7%;
• я лично сталкивался с деятельностью таких организаций — 2%;
• затрудняюсь ответить — 5%.
Поэтому российские благотворители заинтересованы в гарантированном паблисити.
Вице-президент Альфа-банка А. Гафин даже подсчитал стоимость имиджевого эффекта, полученного от вложений в культуру. «Узнаваемость Альфа-банка уже достигла 97%. Эксперты оценивают стоимость нашего бренда в 400 млн долл. Я считаю, реклама и наши культурные акции обеспечили такую стоимость в равных долях.
Но рекламный бюджет при этом в разы больше того, что мы тратим на культуру, при этом культура является нашим приоритетным направлением как имиджевых проектов, так и благотворительных». Поэтому Альфа-банк готов поддерживать деятелей отечественного искусства и представлять в России достижения западной культуры. В частности, в 2006 году банк пригласил в Москву такие коллективы, как U-2 и Aerosmith.
Председатель совета директоров группы «Альянс», член Общественной палаты М. Бажаев заявляет о готовности давать деньги на возрождение музеев, на развитие библиотек и оборудование их компьютерной техникой, на строительство новых кинотеатров, на поддержку самодеятельных художественных коллективов, на пропаганду достижений человеческой культуры на телевидении.
Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛа» оказывает поддержку Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Московскому Кремлю, Государственному Русскому музею.
Среди подопечных компании — Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», Ухтинский краеведческий музей, Астраханский кремль, а с начала 1990-х — Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского под управлением В. Федосеева, хореографический ансамбль «Березка», Академический хор русской песни, детский ансамбль народного танца «Калинка».
Глава Bosco di Ciliegi М. Куснирович заявляет: «Мы даем деньги на то, что талантливо. Хотя это и субъективное понятие. Искусство должно быть открытым, волнующим, позитивным. Надо не спонсировать культуру, а быть меценатом. Средства надо вкладывать туда, где они будут востребованными, а не туда, где окупятся твои деньги.
Мы не просто так сделали фестиваль “Черешневый лес” — это наши культурные инвестиции. Я поддерживаю Спивакова, Башмета, “Ленком”, “Современник”, МХАТ им. А.П. Чехова».
Благотворительный фонд В. Потанина поддерживает инновационные социокультурные проекты российских музеев. Признанием заслуг В. Потанина со стороны культурного сообщества стало его избрание в 2003 году главой попечительского совета Эрмитажа, а позже он вошел в попечительский совет Фонда Соломона Р. Гуггенхайма, где представляет интересы российского музея. Стать членом попечительского совета Фонда Гуггенхайма можно лишь имея безупречную бизнес- и общественную репутацию.
Эффективность благотворительности связана с возможностями создания дополнительных факторов развития бизнеса:
• улучшением внешней деловой среды за счет усиления благожелательного отношения, укреплением социальных связей с клиента-ми, поставщиками, инвесторами, органами власти;
• моральной легитимизацией бизнеса и собственника;
• формированием и продвижением привлекательного имиджа, бренда;
• эффективной интеграцией маркетинговых коммуникаций;
• расширением потребительской, клиентской базы;
• развитием новых рынков;
• дополнительными возможностями сбыта;
• дополнительными конкурентными преимуществами;
• ростом лояльности персонала и снижением текучести кадров.
Для инвесторов благотворительность — важное средство придать компании более привлекательный имидж, а значит, повысить курс ее акций. Сотрудники заинтересованы в ней, поскольку растет престиж места их работы. Это облегчает наем, экономит зарплату, снижает текучесть кадров.
По данным многих опросов, в фирме с развитой благотворительной деятельностью хотели бы работать не менее 75% потенциальных работников, а в фирмах с неразвитой благотворительностью — не более 50%. Благотворительность создает и благоприятную среду в отношениях со СМИ, органами власти, населением, общественностью. Это как минимум уменьшает транзакционные издержки (разрешения, согласования, тендеры и т.д.), создает преимущества в распределении ресурсов. Благотворительность создает основы гражданского общества, способного к самоорганизации и саморазвитию.
Существуют две традиционные технологии корпоративной благотворительности:
1. Прямые инвестиции компании. Компания проводит конкурсызаявок, заключает договоры на благотворительную поддержку, оплачивает счета. Главный недостаток этой модели — опасность превращения компании в «дойную корову» власти, потребительское отношение к ней общественности, трудоемкость, проблемы с налогами и снижение эффективности финансового менеджмента. Эта модель характерна для ранних этапов КСО и типична для нынешней России: бизнес вынужден подхватывать «социалку», от которой отказывается государство.
2. Через специальные фонды. Здесь возможны два варианта: создание корпоративного фонда как самостоятельной НКО или участие (соучредительство) в системном фонде. Примеры первого — фонды «Алроса», «ЛУКОЙЛа», второго — фонды «Евразия», Pro-Arte, им. Д.С. Лихачева, фонд г. Тольятти и др.
Эта модель СИ позволяет аккумулировать региональные ресурсы, участвовать в масштабных программах, развивать партнерство на региональном, федеральном и международном уровнях, наладить эффективный менеджмент СИ, обеспечить финансовую прозрачность СИ, повысить к ним общественное доверие.
Международный опыт свидетельствует в пользу второй модели — более прозрачной и понятной. Под нее, кстати, строится и российское законодательство по благотворительности. Другое дело, что эта модель плохо вписывается в наши реалии. Когда у отечественного производителя появятся средства для вложения в специальный фонд социальных проектов?
Где гарантии, что власти не «загоняют» этот фонд? А ремонтировать больницу или школу надо сейчас — она вот-вот рухнет. Сказываются и издержки взаимного недоверия в бизнес-сообществе, бизнеса и власти, бизнеса и общества, издержки некачественного законодательства, когда компания, делая взносы в благотворительные фонды, должна платить как свои налоги, так и налоги за «доход», полученный от этого фондом, — ситуация немыслимая за рубежом. Условия для развития отечественного грантового финансирования пока не созданы, а рынок НКО в РФ неразвит.
Будущее — за второй моделью. Более того, сама она может рассматриваться, с одной стороны, как переходная к наиболее эффективной технологии интегральных социальных бизнес-коммуникаций, а с другой — является ее частью и в определенном смысле — результатом.
В основном бизнес предпочитает именно жертвовать, а не систематически помогать нуждающимся: на храмы, памятники и искусство выделяется намного больше денег, чем, например, на лечение больных. Чаще всего речь идет об имиджевых или политических проектах.
Так, Благотворительный фонд святителя Николая Чудотворца под патронатом «Единой России» в 2014 году собрал с бизнесменов 2 млн долл. на создание и установку 10-метрового — самого большого в мире — памятника святому на Чукотке.
От простой раздачи средств бизнес переходит к более эффективной модели благотворительности — корпоративному гражданству, в которой бизнес рассматривается как часть гражданского общества, способного к самоорганизации и саморазвитию.
С недавнего времени благотворительная деятельность стала регламентироваться действующим законодательством. На сегодняшний момент начал действовать адекватный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», или об эндаументе. Принятие закона позволило сделать благотворительную деятельность более прозрачной для государства и удобной для бизнеса. Согласно разработанной схеме деньги от благотворителей поступают получателю, он передает их в управляющую компанию для инвестирования, прибыль налогами не облагается и идет на удовлетворение социальных потребностей получателя.
По некоторым оценкам, российские компании ежегодно тратят на благотворительность около 0,5 млрд долл. США (не включая спонсорские проекты), из которых 80 % передаются региональным и муниципальным властям, а оставшиеся 20 % тратятся непосредственно на целевые программы и адресную помощь. По данным действующего в России филиала британского Объединения благотворительных организаций, российский бизнес тратит на благотворительность до 17 % чистой прибыли, что выше, чем в среднем на Западе.
Но до сих пор благотворительная деятельность носит в основном спонтанный характер. Компании практически не контролируют то, как расходуются благотворительные средства. Мотивы благотворительной деятельности в основном не носят экономического характера.
По мнению опрошенных, благотворительность влияет скорее не на собственно экономические показатели, а на улучшение имиджа, взаимоотношений с партнерами, деловой средой, властями. Благотворительная деятельность в России зачастую выступает как источник дополнительных (добровольно-принудительных) сборов с предпринимателей, которые не нормируются и расходуются совершенно бесконтрольно, а в худшем случае могут использоваться в коррупционных сделках, маскируя цепочку передачи взятки чиновникам.
Меценатство – в широком его понимании – безвозмездное покровительство наук и искусства, связанное с финансированием каких-либо социально значимых проектов в этих областях деятельности. Меценатство, как правило, не предполагает получение какой-либо личной выгоды от финансирования данных проектов.
Эндаумент – целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры, формирующийся преимущественно за счет благотворительных пожертвований.
Патронаж – долгосрочное финансовое и организационное покровительство, оказываемое коммерческой структурой общественному объединению, организации социальной или культурной сферы. Патронаж предполагает неформальные, личностные обязательства представителей патронируемой организации (объявлять название фирмы-патрона на своих мероприятиях, сообщать о патронажной деятельности фирмы при общении с представителями власти или других общественных объединений).
Источник: infopedia.su
Благотворительная Деятельность как высший уровень социальной ответственности бизнеса
За рутиной в веренице дней часто ли мы вспоминаем такие категории и понятия, отличающие нас от животного мира и свойственные только людям, как «сострадание», «сочувствие», «доброта», «участие в чужой беде», «отзывчивость»? Эволюция развития привела человека к уровню «Homo sapiens», «Человек разумный». Но не менее важно для человека наличие чув ства любви к ближнему.
Одна из важнейших заповедей христианства гласит: «Люби ближнего своего как самого себя». Самые благородные и уважаемые в мире люди утверждали, что счастье человека заключено в том, чтобы сделать счастливыми как можно больше других людей, что давать приятнее, чем брать. Так что принцип «рука дающего да не оскудеет» есть высшее моральное правило, норма поведения.
К сожалению, в социалистические времена всеобщего атеизма в нашем обществе в течение многих лет отрицались религиозные ценности. Роль нравственной обители играло только государство. Государство само решало, кому оказывать помощь и в каком размере. Люди стали привыкать к патернализму со стороны государства.
Патернализм стал подменять такое понятие, как благотворительность. Зачем думать о людях, если государство об этом подумает? В итоге в обществе возникло стойкое убеждение, что забота о других людях — дело государства, а каждый должен заботиться только о себе, своей семье, близких и родных. Однако это не означает, что доброта, взаимопомощь были вообще изъяты из обихода.
Сердобольные люди всегда были и оставались в любом обществе, милосердие проявлялось во многих жизненных ситуациях. Но наблюдалось оно от случая к случаю и никоим образом не было государственно почитаемым образом и стилем поведения. Такова была социальная нравственность.
Следует понимать, что «никакое государство не в силах само, с помощью законов, выделения средств, оказания государственных форм социальной помощи справиться с проблемами социальной экономики» [1, с. 618]. Всегда за чертой, границей официальной, узаконенной, обязательной государственной помощи будут находиться тысячи людей, которым способен эффективно помочь только ближний, непосредственно видящий чужую беду, проявляющий сострадание к бедствующим, нуждающимся, способный глубже всего понять, что же им нужно.
Поэтому социальная благотворительность, проявляющаяся в том, что одни люди бескорыстно, по внутреннему душевному позыву помогают другим, чем могут: деньгами, вещами, услугами, советами, заботой, лечением, утешением, — самый яркий признак благородства, совести человека.
Отсюда вовсе не следует, что надо обязательно помогать вся и всем, подавать, образно говоря, каждому, кто протягивает руку. Это даже при желании просто невозможно. Каков же критерий разумных действий в этом отношении? Обращаться в подобных ситуациях надо не только к разуму, но и к сердцу. Зов души, совесть, внутреннее убеждение подскажут вам, когда нельзя пройти мимо, а следует проявить сочувствие, оказать помощь, если ваша душа не очерствела.
Полезными могут оказаться и советы людей, стремление следовать примеру других, но надо твердо усвоить мысль, согласно которой добро лишь в минимальной степени творится по повелению, указанию извне, оно должно проистекать из собственной воли, желания, внутреннего позыва. Отсутствие последних лишь подчеркивает, что данная личность лишена элементарных человеческих достоинств.
Что есть благотворительность? Благотворительность в узком смысле — это оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения; в широком смысле — это безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы, слоя, общества, попавших в трудную жизненную ситуацию [2, с. 20].
Почему для казахстанского общества с довольно стремительно развивающейся экономикой вопросы, связанные с благотворительной деятельностью, столь актуальны? Во-первых, это связано с тем, что обычно в переходный период вследствие перераспределения материальных ресурсов может возникнуть напряженная социальная ситуация, которая отразится на стабильности государства в целом и даже повлиять на его суверенитет. Во-вторых, благотворительность со стороны организаций и простых людей, происходящая от сердца, способствует формированию не только ответственного поколения, но и социально ответственного государства.
На самом деле, благотворительность — это самоорганизующаяся социальная система перераспределения материальных ресурсов, позволяющая сообществу избежать острых социальных потрясений [3]. Стабильность социальной системы все в большей мере определяет жизнеспособность общества и государства. Не секрет, что иные социальные инструменты и институты в условиях нарастающего дефицита ресурсов стремительно утрачивают свою эффективность.
В целях изучения благотворительности в Казахстане и уровня готовности граждан и бизнес-компаний РК к участию в благотворительной деятельности, Ассоциация Благотворительных Организаций и Центр Изучения Общественного Мнения провели социологический опрос в рамках совместного партнерского проекта, реализованного при спонсорской поддержке Фонда Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации [4]. В 16 регионах Казахстана методом личного стандартизированного интервью было опрошено 1200 респондентов среди населения в возрасте от 18 лет до 60 лет. В большинстве, респонденты понимают под благотворительностью помощь нуждающимся (50,8%), 18,9% считают, что благотворительность выражается в помощи инвалидам и малоимущим, 8,7% считают, что это безвозмездная помощь всем людям, 6,3% считают, что благотворительность — это давать людям благо, делиться с ним с людьми. Лишь 1,2% респондентов не смогли объяснить, как они понимают благотворительность.
По мнению большинства опрошенных респондентов (62,6%), понятия социальной ответственности бизнеса и благотворительности не совпадают. Не разделяют эти понятия 23,3% респондентов, 14,1% респондентов даже затруднились ответить на данный вопрос [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что в казахстанском обществе нет общего понимания, что такое благотворительность, социальная ответственность бизнеса. Кстати, появление закона о благотворительной деятельности могло бы улучшить понимание целей и задач благотворительной деятельности. Что касается понятия «социальная ответственность бизнеса», то население должно знать лучшие примеры социальной ответственности.
Термин социальная ответственность бизнеса (СОБ) вошел в употребление на постсоветском пространстве около 10-ти лет назад. В связи с этим некоторые исследователи считают, что «. далеко не все участники рынка до конца освоили принципы реализации социально ответственных инициатив, но еще хуже дело обстоит в сфере их использования в коммуникационной политике предприятий и организаций» [5].
Положительным моментом является то, что дисциплина «Социальная ответственность бизнеса» внедрена в учебные планы Международной Академии Бизнеса.
Социальная ответственность бизнеса, по мнению некоторых авторов [6], носит многоуровневый характер, который представлен в виде иерархической пирамиды на рисунке 1:
Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).
Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван «корпоративной ответственностью».
Третий, высший уровень социальной ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность.
Социальная ответственность бизнеса может быть разграничена деятельностью как внутри компании, так и внешней деятельностью, т.е. различают внутреннюю социальную ответственность и внешнюю социальную ответственность. На рисунке 2 приведены составляющие внутренней социальной ответственности:
К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести: безопасность труда, стабильность заработной платы, поддержание социально значимой заработной платы, дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников, развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации, оказание помощи работникам в критических ситуациях.
На рисунке 3 приводятся составляющие внешней социальной ответственности:
К внешней социальной ответственности бизнеса относят спонсорство и корпоративную благотворительность, охрану окружающей среды, взаимодействие с местным сообществом и местной властью, готовность участвовать в кризисных ситуациях, ответственность перед потреби телями в производстве товаров и услуг (выпуск качественных товаров).
Каковы же истинные причины реализации социальной ответственности бизнеса? Например, когда компания развивает персонал, то это позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлечь лучших специалистов на рынке. Реализация социальных программ также приводит к росту производительности труда в компании, улучшению имиджа компании, росту репутации. А реклама товаров и услуг, освещение деятельности компании в СМИ приводит к стабильности и устойчивости развития компании в долгосрочной перспективе. Следующий важный мотив реализации СОБ — это возможность привлечения инвестиционного капитала, сохранение социальной стабильности в обществе в целом, а также получение налоговых льгот.
Социальная ответственность бизнеса компаний реализуется через следующие инструменты:
- — благотворительные пожертвования и спонсорская помощь;
- — корпоративное спонсорство;
- — корпоративный фонд;
- — денежные гранты;
- — социальные инвестиции;
- — социальный маркетинг.
Современные национальные компании Республики Казахстан, будучи локомотивом развития экономики и социально ответственными, занимаются решением социальных вопросов как внутри компании, так и вне. Обычно социальные проекты реализуются в соответствии с Кодексом корпоративной социальной ответственности. Ежегодно компаниями оказывается как спонсорская, так и благотворительная помощь. Оказывается материальная помощь ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам через специализированные ветеранские организации. Адресную помощь от компаний получают детские дома и интернаты, специализированные фонды социальной поддержки, инвалиды, пенсионеры и малоимущие граждане.
Также многие казахстанские компании спонсируют образовательные, издательские и телевизионные проекты, конкурсы, поддерживают талантливую молодежь, содействуют развитию государственного языка и продвижению культурного наследия.
Положительным примером отечественной социальной ответственности бизнеса является Национальная компания АО НК «КазМунай-Газ», которая является ведущим, системообразующим предприятием казахстанской нефтегазовой индустрии. Данная компания сумела занять определенную нишу на мировых рынках энергоносителей, закрепляя свою репутацию ответственного партнера, достойно представляя Республику Казахстан и отстаивая её интересы.
Например, АО НК «КазМунайГаз» за 3 года в рамках реализации собственной Программы строительства многофункциональных универсальных спортивных площадок по всему Казахстану возвело 50 таких объектов.
При этом АО НК «КазМунайГаз» — это социально-ответственная компания, которая вносит значительный вклад в развитие общества. В АО НК «КазМунайГаз» разработан и реализуется ряд социальных программ, направленных на материальное стимулирование труда, закрепление и профессиональный рост молодых специалистов, заботу о ветеранах и инвалидах, а также поддержку других сегментов социальной сферы регионов, не связанных напрямую с производственной деятельностью.
Например, в официальных документах АО НК «КазМунайГаз» прописано, что данная компания «впредь продолжит укреплять свои позиции, опираясь в решении своих задач на добрые традиции первых казахстанских нефтепромышленников, сохраняя динамизм и стремление обеспечить максимальные выгоды для всего казахстанского народа. » [7] .
Компания видит роль социальной ответственности, как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки, определенные законом минимума в соответствии с социальной политикой компании.
Социальный аспект для компании приобретает все большее значение и как показатель деловой репутации, и как инструмент, который позволяет:
- устанавливать эффективные и сбалансированные отношения со всеми сторонами — государством, акционерами, персоналом, потребителями и партнерами;
- обеспечивать поступательное развитие бизнеса, посредством всестороннего развития общества (повышение культуры производства, уровня образования и здравоохранения, созданием возможностей развития новых услуг и освоения выпуска новой продукции, улучшение качества жизни) [7].
Однако навязывание бизнес-сообществу социальной ответственности недопустимо. Государство должно своим примером, а также прозрачностью своих действий должно заинтересовывать представителей бизнеса вкладывать деньги в социальные проекты и заниматься благотворительностью. Компании ни в коей мере не должны преследоваться в том случае, если они не занимаются благотворительной деятельностью. Только общество может оценить социально ответственные действия той или иной компании.
Литература
- Курс экономики: учебник. — 2-е изд. / под ред. Б.А. Райзберга. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 716 с.
- Краткий словарь по социологии/ авт-сост. П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 272 с.
- Мукашева Ж. Актуальные проблемы развития благотворительной деятельности в Республике Казахстан/Сборник статей Международной конференции «Предпринимательство и бизнес-образование в развивающемся мире». — Алматы, МАБ — С. 368.
- Шабденова А., Калиев А. Состояние благотворительности в республике/Мысль. — № 08. — 2012.
- Булавкина Л.В. Социальная ответственность-инструмент бизнеса или инструмент/Маркетинговые коммуникации. -№06 (42). — 2007.
- Бляхман Л.С. Экономика фирмы. — СПб., 2000.
- /kmg.kz/ecology/corporate_social_responsibility/
Источник: articlekz.com
Благотворительность как один из ключевых элементов структуры корпоративной социальной ответственности росийского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ БИЗНЕС / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖСЕКТОРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РОССИЙСКОЕ БИЗНЕС – СООБЩЕСТВО / NON-PROFIT MAKING ORGANIZATION: CORPORATE CITIZENSHIP / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIALLY ORIENTED BUSINESS / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / RUSSIAN BUSINESS COMMUNITY / INTER-SECTORAL COMMUNICATION
Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галиева А. В.
В статье рассмотрена проблематика корпоративной социальной ответственности Российского бизнеса в реалиях современной экономической и политической обстановки. Даны определения КСО, рассмотрены различные подходы к изучению данной проблемы, а также выделено несколько путей развития благотворительности и корпоративной ответственности.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Галиева А. В.
Разрушение традиционных семейных ценностей
Континентальные модели корпоративной социальной ответственности: общее и особенное
Сравнительный анализ моделей корпоративной социальной ответственности
Ключевые тренды корпоративной социальной ответственности в международной практике
Корпоративная социальная ответственность в эпоху «сознательного капитализма»
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
CHARITY AS ONE OF THE KEY ELEMENTS OF THE STRUCTURE OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF RUSSIAN BUSINESS
The article considers the problems of corporate social responsibility of Russian business in the realities of the modern political and economic situation. Provides definitions of CSR, various approaches to the study of this problem and the multiple ways for the development of philanthropy and corporate responsibility.
Текст научной работы на тему «Благотворительность как один из ключевых элементов структуры корпоративной социальной ответственности росийского бизнеса»
1. Ахиезер, А.С. Как «открыть» закрытое общество / А.С. Ахиезер. — М.: Магистр, 1997.
2. Вишневский, Ю.Р. Молодой россиянин — становление семьянина / Ю.Р. Вишневский, С.Ю. Вишневский, В.Т. Шапко // Семья и семейные отношения: современное состояние и тенденции развития / Под общ. ред. З.Х.
Саралиевой. — Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2008.
3. Дубин, Б.В. Российская интеллигенция между классикой и массовой культурой / Слово-письмо-литература: Очерки по социологии современной культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2001. — С. 334.
4. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). М.: Медицина, 1990.
5. Чмаева, О.В. О современной семье и ее воспитательном потенциале / О.В. Чмаева // Социс. — 2010. — №7. — С. 49-56.
Аспирант, Санкт — Петербургский Государственный Экономический Университет БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОСИЙСКОГО БИЗНЕСА.
В статье рассмотрена проблематика корпоративной социальной ответственности Российского бизнеса в реалиях современной экономической и политической обстановки. Даны определения КСО, рассмотрены различные подходы к изучению данной проблемы, а также выделено несколько путей развития благотворительности и корпоративной ответственности.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, социально — ориентированный бизнес, некоммерческие организации, межсекторное взаимодействие, российское бизнес — сообщество
Postgraduate student, Saint — Petersburg State Economical University
CHARITY AS ONE OF THE KEY ELEMENTS OF THE STRUCTURE OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF
The article considers the problems of corporate social responsibility of Russian business in the realities of the modern political and economic situation. Provides definitions of CSR, various approaches to the study of this problem and the multiple ways for the development of philanthropy and corporate responsibility.
Keywords: corporate social responsibility, socially — oriented business, non-profit organizations, inter-sectoral communication, Nonprofit making organization: corporate citizenship, the Russian business community
Проблематика корпоративной социальной ответственности (КСО) не просто становится актуальной темой в российском бизнес-сообществе, но и занимает уже топовые позиции в академических кругах, связанных с исследованиями в области менеджмента, прикладной этике, экономики и права. В последние десятилетия (и особенно в пять лет, прошедших с экономического кризиса 2008 года) постепенно менялись стратегические задачи бизнеса в России и за рубежом. Однако при осмыслении темы КСО до сих пор не существует единого понимания сущности и идеи, ее структуры и границ. К примеру, несмотря на существование авторизированного русскоязычного варианта Международного стандарта ISO 26000:2010 [1,33], среди специалистов существует совершенно разное восприятие того, каким должны быть связаны между собой практики социальной ответственности и благотворительность (филантропия). Этот вопрос приобретает особое значение в России в силу того, что отечественные стандарты корпоративной социальной ответственности во многом были привнесены и навязаны таким «внешним» требованием как финансовая и нефинансовая годовая отчетность компаний, который претендуют пройти IPO, то есть выйти за пределы отечественных торговых площадок.
С другой стороны, социальная ответственность, понимаемая в рамках нашей культурной традиции и истории, скорее склонна выражаться в виде благотворительности, помощи нуждающимся. Благотворительность (филантропия) и социальные инвестиции находятся на разных концах спектра. Филантропия, по определению, не может быть выгодной или взаимовыгодной. В ее основе лежит желание помочь ближнему без расчета на любое вознаграждение. Корпоративное гражданство, напротив, по сути является своего рода сделкой, договором между бизнесом и обществом/государством, в котором бизнес за ответственное отношение к потребностям общества рассчитывает на определенные преимущества для себя.
По мнению некоторых социологов, работающих в области изучения развития общественных процессов во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ), социальная ответственность бизнеса — это способность к социальному взаимодействию власти, бизнеса и общества, более того, потребность в их социальном взаимодействии, не предопределяется изначально.
Обращаясь к истории данного феномена, выяснить, кто первым придумал термин «корпоративная социальная ответственность», вряд ли возможно. Одним из авторов концепции CSR был основатель U. S. Steel Эндрю Карнеги, внедривший бизнес-подход в некоммерческом секторе и практически с нуля создавший сеть публичных библиотек.
В начале XX в. этот бизнесмен сформулировал принципы, обязательные для всякого уважающего себя капиталиста. По мнению Карнеги, богатые должны субсидировать бедных через благотворительность и рассматривать себя не как хозяев, а как управляющих капиталом, который работает на благо общества.[2,15-17] В конце 60-х — начале 70-х годов XX в. в США, Великобритании, Японии и Германии стала формироваться концепция социально ответственного бизнеса. В наиболее общем виде она раскрывается так: бизнес должен не только заботиться о прибыли и уплате налогов, которые распределяются государством на решение социально значимых проблем, но и разделить с обществом ответственность за социальную несправедливость, экономическое неравенство и экологические проблемы, участвуя в экономической адаптации социально незащищенных слоев населения, в охране окружающей среды. Тогда же возник широкий спектр подходов к трактовке и оценке концепции социально ответственного бизнеса. С одной стороны, это теория корпоративного альтруизма, которая гласит, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни людей, а с другой — теория корпоративного эгоизма (М. Фридман, Д. Хендерсон), утверждающая, что бизнес ответствен только за увеличение дохода своих акционеров. [3,382]
Социальная ответственность в широком понимании выступает как определенные ожидания общества по отношению к собственникам и менеджменту, производственным структурам, с одной стороны, и осознание ими своего долга перед обществом/коллективом/индивидом за свои действия и их социальные последствия — с другой.
Концепция социально ответственного бизнеса рассматривает взаимодействие бизнеса, общества и государства в общем и целом, тогда как понятие корпоративной социальной ответственности (КСО) можно трактовать как операционализацию общей концепции. Ассоциация менеджеров России дает следующее понимание социально ответственной компании: это компания, действующая по принципам социальной ответственности и осуществляющая комплекс социальных программ в приоритетных для нее направлениях.
Разница в понимании социальной ответственности бизнеса российскими и западными деловыми кругами заключается в том, что в России компании выносят на первый план в социальной ответственности и социальной отчетности, как правило, разовые проекты (как инструмент управления репутацией), западные компании рассматривают социальную ответственность и отчетность 88
как длительный и непрерывный процесс конструктивного, взаимовыгодного и устойчиво развивающегося взаимодействия работодателя со всеми участвующими сторонами: наемными работниками, клиентами, общественными организациями и органами власти региона.
Для России же всякая дискуссия о смысле и роли бизнеса является новой и актуальной в силу отсутствия единой и непрерывной истории развития бизнеса в стране вплоть до начала 1990- х годов. Зарождающееся сообщество некоммерческих негосударственных организаций, в какой- то мере компенсирует недостатки государственной системы — отсутствие необходимой для развития активности у граждан, однако НКО, как самостоятельный игрок вынужден апеллировать к бизнесу напрямую.
Более того, стоит заметить, что благотворительная ответственность призывает компании к добровольческому участию в реализации социальных программ, направленных на поддержание и развитие благосостояния общества. Но компании склонны приходить с благотворительными инициативами в рамках КСО в определенные и понятные им сферы: это образование, культура, поддержка молодежи или пожилых людей, спорт и досуг, реже — здравоохранение и правозащитная деятельность. Сюда также можно отнести спонсорство с донорством, которые в целом для бизнеса имеет единый смысл жертвования и помощи. Одной из мер, которая могла бы существенно повлиять на количественные и качественные параметры КСО в России, явилась бы разработка и принятие четкой законодательной базы, создающей правовые рамки социально ответственного поведения и нацеленной на его оптимизацию.
Конечно, стоит отметить, что сегодня филантропия (благотворительность) российского бизнеса становится все более статусной. Компании занимаются ею уже потому, что так принято. Различные региональные и национальные конкурсы на «лучшего благотворителя», появление номинаций типа «за социальную ответственность в бизнесе» является дополнительной мотивацией для компаний, подталкивающей их в сторону большей социальной активности.
Отметим, что так популярная «корпоративная благотворительность» напрямую связывается с продвижением на рынке, выработкой эффективной и сбалансированной системы управления, конкурентными преимуществами, ростом лояльности инвесторов и т.п. Кроме того, работая на социальный результат, компания, помимо положительного влияния на имидж и прочие выше указанные моменты, получает льготы от государства, в том числе рост уровня патриотизма и лояльности со стороны сотрудников и, рост производительности труда. Здесь благотворительность может иметь вполне прикладной характер и практичный результат. Другими словами, отечественная филантропическая традиция, формируясь, имеет все шансы превратиться из реального сегмента КСО в маркетинговый (или управленческий) инструмент. Эта тенденция особенно хорошо видна при анализе КСО — отчетов Санкт- Петербургских компаний. [4]
1. Гусев Д.А. Взаимодействие бизнеса и НКО в Санкт- Петербурге // Сборник информационно — аналитических материалов «Негосударственные некоммерческие организации в Санкт- Петербурге». — Санкт- Петербург, 2013г. — С.33 — 35.
2. Веревкина Л.П. Социальное прогнозирование и маркетинг в структуре социальной ответственности бизнеса.// Журнал «МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: экономические и социальные перемены». — 2012.,№18 — С. 15-18, 21-24
3. Туркин С. Как выгодно быть добрым: Сделайте свой бизнес социально ответственным / Сергей Туркин. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — С. 381 — 383.
4. Проекты направления «Развитие благотворительности и КСО» [Электронный ресурс] URL: http://www.cmo.ru/proektyi/UZ (дата обращения 12.11.2013).
Филатов В.А.,1 Денисова М.А.,2 Ковальчук С.С. 3
‘Профессор, кандидат философских наук, Омский государственный технический университет; 2Студентка, Омский государственный технический университет; 3Студент, Омский государственный технический университет
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
В статье рассматриваются актуальные проблемы социальной работы на современном этапе развития российского общества, показывается роль социальных работников в оказании поддержки социально не защищенным слоям населения, раскрываются некоторые пути совершенствования социозащитной деятельности. Материалы могут быть полезными студентам социальных специальностей и направлений подготовки, а также научным и практическим работникам социальной сферы.
Ключевые слова: Социальная работа, социальные работники, социальные проблемы, профессионализм социального работника, совершенствование социальной работы.
Filatov V.A.1, Denisova M.A.2, Kovalchuk S.S.3
1Professor; 2,3student Candidate of Philosophy, Omsk State Technical University
THE PROBLEMS OF SOCIAL WORK AND MEANS OF SOLVING THEM
The article deals with challenging problems of social work in the modern period of the development of the Russian Federation. The article considers the role of social workers in the support of the most vulnerable social strata of the population and some means of improvement of social security. The materials are useful for students of the specialty «Social work» as well as researchers in the field of social work and social service providers.
Keywords: social work, social workers, social problems, professionalism of the social worker, improvement of social work.
Рыночные реформы в России не только не улучшили прежнюю “плохую” жизнь при коммунистах, но и довольно таки успешно понизили и без того невысокий уровень жизни, причем речь идет и о социально незащищенных слоях населения, и о жизни среднего класса, который благодаря экономическому реформированию приблизился вплотную к черте бедности [1].
Задержки зарплат, выплат стипендий и пособий, порой лишь декларируемые обещания Правительства привели к сильной социальной напряженности. Возникла необходимость введения такой специальности, которая могла бы помочь сгладить существующую напряженность — социальной работы. Но возникла очень странная ситуация, уровень дохода самих социальных работников может быть идентифицирован с нищими слоями населения. В России данная профессия начинает развиваться относительно недавно, хотя отдельные ее виды существовали уже давно (такие, например, как социальное обеспечение, медико -социальная помощь и другие).
К сожалению, эта профессия не пользуется большой популярностью, хотя государство и пытается оказывать различную материальную и образовательную поддержку социальным работникам. После окончания высших учебных заведений далеко не все идут работать по специальности, отсюда возникает дефицит кадров в социальной сфере.
Следует отметить и слабую информированность населения о социальной работе и социальных работниках. Так, результаты исследования показывают, что большинство опрошенных (59%) не знают, что такое «социальная работа» и для чего она нужна. У 70% респондентов сложилось неадекватное представление о данной профессии.
Они полагают, что социальный работник выполняет лишь роль нянечки для лиц пожилого и старческого возраста, которые не в состоянии осуществлять уход за самими собой. А на вопрос «Хотели бы Вы стать социальным работником?», 81% ответили, что ни за что и ни при каких условиях. Отсюда можно сделать вывод о том, что граждане имеют довольно искаженное представление о роли и важности данной профессии. Государству в этом случае следовало бы повысить престиж социальных работников всех уровней и информированность населения об их деятельности. 89
Источник: cyberleninka.ru