Каждая организация или ИП могут открыть расчетный счет в банке. Количество счетов и банков не ограничено. Как отражать в бухгалтерском учете безналичные операции? Сообщать об открытии счета никуда не нужно — со 2 мая 2014 это стало обязанностью только банка, но если счет открыт за границей, тогда необходимо сообщить в налоговую инспекцию.
Безналичные операции в бухгалтерском учете
Регламентирует безналичные расчеты Положение Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П.
Расчеты между физическими и юридическими лицами ведутся либо наличными либо в безналичной форме. Безналичные расчеты осуществляются через посредника — банк, и осуществляются на открытых счетах.
Основные формы безналичных расчетов:
- платежные поручения,
- платежные требования,
- аккредитив,
- инкассо,
- чеки,
- электронные переводы.
Самая распространенная форма расчетов между организациями и предпринимателями — платежное поручение, оформляется на бланке по форме №0401060.
как оплатить ИП личные покупки по расчетному счету
Выписка банка
Все операции, которые происходят на расчетном счете отражаются в выписке банка. Выписка — это основной первичный документ, на основании которого бухгалтер отражает в учете хозяйственные операции. Каждая банковская операция выполняется на основании расчетного документа.
Особенность выписки — банк отражает операции со своей позиции, поступление денег на расчетный счет организации отражается по кредиту, т.к. это увеличивает задолженность банка перед клиентом. Списание денег с расчетного счета отражается по дебету — задолженность банка уменьшилась.
В настоящее время большинство клиентов банка пользуется онлайн-кабинетами для управления своими счетами — это быстрее, дешевле и проще. Многие банки не предоставляют выписки в бумажном виде, но их можно распечатать из интернет-банка.
Налоговые органы за нарушения могут заблокировать счет организации и индивидуального предпринимателя. В таком случае предприятие не сможет расходовать денежные средства на своем расчетном счете до отмены решения о блокировке счета. Открывать новые счета, вклады и депозиты фирма или ИП тоже не смогут.
На что влияют поступления и списания на расчетном счете
Если организация плательщик НДС, то при полученных авансах от покупателей, нужно начислить НДС.
Если при расчете налога на прибыль применяется метод начисления, то поступления и списания по счету не влияют на налог на прибыль.
Если же, организации и ИП используют кассовый метод, то при поступлении выручки на расчетный счет возникает доход, а при списании со счета — расход.
Хранение банковских документов
Выписки и расчетные документы подшивают в хронологическом порядке. Хранят в специальных помещениях или в закрывающихся шкафах.
Бланки чеков (чековые книжки) надо хранить в сейфах или металлических шкафах или же в специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность.
Срок хранения — не менее 5 лет. Платежные поручения можно хранить в электронном виде.
Основы бухгалтерского учета понятно за 10 минут
Основные проводки по 51 счету
Для того, чтобы отражать все операции, происходящие на расчетном счете используется счет 51 «Расчетные счета». На этом счете отражаются только рублевые счета, для валютных предназначен счет 52.
Счет 51 активный, по дебету — поступление денег на расчетный счет, по кредиту — соответственно, списание. Аналитика ведется по каждому расчетному счету.
Касса
Дебет 51 Кредит 50 «Касса» — поступили денежные средства из кассы организации.
Дебет 50 «Касса» Кредит 51 — получены деньги в кассу с расчетного счета.
Перевод
Дебет 51 Кредит 51 — перевод денежных средств с расчетного счета на другой.
Поступления
Дебет 51 Кредит 57 — поступила на расчетный счет инкассированная выручка.
Дебет 51 Кредит 62 — поступили денежные средства от покупателя.
Дебет 51 Кредит 66, 67 — получен кредит банка.
Дебет 51 Кредит 76 — поступили деньги от разных дебиторов.
Дебет 51 Кредит 86 — поступили средства целевого финансирования.
Списания
Банк может списывать деньги по распоряжению владельца счета и в случаях, установленных законодательством, независимо от согласия организации (ИП).
Дебет 60 Кредит 51 — оплачен счет поставщика.
Дебет 76 Кредит 51 — перечислены денежные средства разным кредиторам.
Дебет 66, 67 Кредит 51 — перечислены проценты по кредиту.
Дебет 66, 67 Кредит 51 — возвращен кредит.
Проценты, начисленные на остаток по счету
Дебет 51 Кредит 91-1 «Прочие доходы» — начислен банком процент на остаток по расчетному счету.
Расчетно-кассовое обслуживание банка
Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 51 — отражены расходы на оплату услуг банка.
Ошибочное списание денег с расчетного счета
Дебет 76-2 «Расчеты по претензиям» Кредит 51 — отражено ошибочное списание денежных средств.
При возврате средств делается зеркальная проводка:
Дебет 51 Кредит 76-2 «Расчеты по претензиям».
Ошибочное зачисление денег на расчетный счет
Дебет 51 Кредит 76-2 «Расчеты по претензиям» — отражено ошибочное зачисление денежных средств на расчетный счет.
При списании ошибочных средств со счета составляется обратная проводка:
Дебет 76-2 «Расчеты по претензиям» Кредит 51.
Источник: superbu.ru
Бухучет для «чайников»: изучаем понятие счета
Счета бухгалтерского учета – весьма важное понятие в рамках дисциплины. И если вам по долгу учебы приходится ее изучать, давайте вместе разбираться, что из себя представляют счета, зачем они нужны и как их использовать?
Определение бухгалтерского счета
Давайте попробуем научно-популярно объяснит, что такое счета бухгалтерского учета для чайников.
Счета – это метод совокупного взаимосвязанного отражения и группировки имущества по размещению и составу, по источникам его образования, а также метод хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в натуральных, трудовых и денежных измерителях.
Это официальное и весьма сложное определение. Давайте скажем более простыми словами: это таблицы из 2-х столбцов: левого (дебета) и правого (кредита). Такая таблица позволяет увидеть все произошедшие за месяц операции предприятия.
Слева отражаются поступления на счет предприятия, справа учитываются выбытия. Цифры, отображаемые в таблице, приравнены к денежным выражениям.
Внутри предприятия каждый день осуществляется много разных хозяйственных операций: поступление средств и их выбытие, выплаты з/п, уплата налогов и многое другое. Все эти операции принято группировать по общим признакам. Каждая группа относится к определенному счету.
Например, любые операции по учеты материальных ценностей относятся к счету 10 (материалы). Любые операции по наличным средствам относятся к счету 50 (касса) и т.д.
В общей сложности в бухучете выделено 99 счетов, ознакомиться с каждым из которых можно в документе «План счетов».
План счетов: учить или повеситься?
Студенты думают, что легче свести счеты с жизнью, чем с планом счетов. На самом же деле это весьма полезный документ.
Кроме того, его совершенно не нужно заучивать наизусть, что бы вам ни говорил ваш преподаватель. Дело в том, что любое предприятие использует лишь несколько наиболее часто используемых в своей деятельности счетов, так что многие счета вам даже не понадобятся.
Закрепляем знания на примерах
Давайте на примере рассмотрим, как предприятие ведет учет своей хоз. деятельности при помощи счетов.
В начале каждого месяца предприятие ведет новый бух. счет, открывая новую табличку. В самом начале каждой таблица переносится остаток (сальдо) с прошлого месяца. Если сальдо было дебетовым, его нужно заносить в столбец дебет, если кредитовым – то в столбец с кредитом.
Потом на протяжении всего месяца в таблице отражаются все проводящиеся хозяйственные операции.
В качестве примера возьмем организацию, которая ведет счет 51 Расчетный счет.
На конец прошлого месяца на счету организации оставалась сумма 1000 рублей (конечное сальдо). Эту 1000 рублей нужно занести в начало таблицы сч.51.
С течением времени предприятие проводило разные денежные операции, засчитывая и вычитая деньги со счета, и все они отражаются в таблице.
К концу месяца следует подсчитать денежные обороты в течение месяца – то есть просто сложить значения каждого столбца. А потом подсчитываем конечное сальдо – прибавляем к нему все числа столбца дебета и вычитаем от полученной суммы общее значение столбца кредита.
Если полученная цифра выходит положительной (со знаком +), оно считается дебетовым и на следующий месяц записывается в столбец с дебетом. При отрицательном значении конечного сальдо его следует записывать в таблицу в столбец с кредитом.
Сальдо подсчитали, счет закрыли, а в начале следующего месяца открыли новый и действуем по привычной схеме.
А вот здесь вы можете посмотреть
Источник: zaochnik.ru
План счетов бухгалтерского учета на 2023 год с пояснениями и проводками
Ведение бухучета в хозяйственном субъекте предполагает использование такого инструмента, как счета бухучета, используемых для группировки сведений по объектам, за которыми осуществляется наблюдение. Они бывают нескольких видов. Основанием для нумерации счетов является План счетов бухгалтерского учета на 2019 год с пояснениями и проводками. Следует различать план счетов коммерческих предприятий, а также предназначенный для кредитной и бюджетной сферы.
Кем утверждается план счетов бухгалтерского учета
В связи с важностью данных, которые предоставляет бухучет, его регулирование осуществляется на нескольких уровнях, в том числе и законодательно. Одним из регулирующих органов в данной сфере является Правительство РФ в лице Министерства финансов РФ.
Последний план счетов бухгалтерского учета был введен в действие Приказом Минфина в 2000 году в целях реформирования действующей системы бухучета и сближения ее со стандартами международного учета.