Когда разговор заходит об эффективности инвестиционных проектов, то априори за основу берется коммерческая логика, которая ищет выгоды от их реализации. Но при этом из поля зрения зачастую упускается возможная общественная польза. Как это исправить? Чтобы получить более полное представление о результате осуществленных проектов, было введено такое понятие, как бюджетная эффективность.
Общая информация
Не все инвестиционные проекты коммерчески выгодны для бизнеса. Часть из них при этом является общественно полезными. Показатели бюджетной эффективности используются для сравнения этих двух моментов и принятия решения, необходимо ли реализовывать проект. Самая лучшая ситуация – это когда он и полезен, и выгоден. Но так бывает не всегда.
И очень часто приходится иметь дело с полезными проектами, которые, тем не менее, не являются прибыльными. Что делать в таких случаях? На помощь приходит сопоставление. То есть оценивается, имеет ли смысл вкладываться во что-то, стоит ли общественный эффект потраченных средств?
3 1 Инвестиционный проект и его экономическая эффективность Общие принципы анализа
Для государства ответ на этот вопрос является важным, когда рассматривается обоснование для поддержки определенного проекта. Во внимание берутся факторы, что дают определенные косвенные и перераспределительные эффекты. Причем это относится как к положительным, так и к отрицательным моментам. Часто факторы не учитывают рынок, но имеют существенное общее влияние.
Давайте рассмотрим небольшие примеры для каждой группы. В качестве положительных эффектов можно привести результаты образовательных проектов (нужно убирать за собой после того, как побывал на природе; как делать массаж сердца; личная гигиена). К отрицательным можно причислить ухудшение состояния природы и экологической безопасности.
Косвенные эффекты – это те, что возникают за пределами осуществляемого проекта, пускай даже и с учетом рыночного взаимодействия. Например, искажение коммерческих оценок от общественной стоимости производимых продуктов и ресурсов. А это уже может привести к проблемам при формировании результирующего отчета (например, властью перед избирателями или другими инвесторами).
Как еще проводится оценка бюджетной эффективности?
Особенное внимание уделяется также перераспределительному эффекту. Они влияют на издержки и выгоды проекта. Все зависит от его направленности. В качестве примера можно привести:
- Дотации.
- Гарантии.
- Налоги, сборы, пошлины.
- Субсидии, трансферы, субвенции.
- Налоговые льготы.
- Социальные отчисления от зарплаты.
- Доходы от лицензирования и иных разрешительных мероприятий, конкурсов, тендеров.
Проекты, обладающие значительной общественной важностью, должны пребывать в центре внимания государства. Особенно необходимо отметить те из них, что соответствуют реализовываемой стратегии развития государственных институтов. Они должны обеспечиваться первостепенным вниманием. Но не следует забывать про эффективность бюджетных расходов.
3 5 Оценка экономической эффективности проектов
А как посмотреть на их результативность? Для этого необходимы показатели. Чему необходимо уделить внимание?
О показателях
В первую очередь необходимо определиться с тем, какой уровень бюджетной активности наблюдается для конкретного проекта. Выбор здесь небольшой. Может быть государственный, региональный и муниципальный бюджет. В первую очередь необходимо рассмотреть следующие факторы влияния:
- Без/с субъектом РФ.
- Какой эффект от средств, что направляются на компенсирование части купонного дохода по облигациям, что эмитируются компанией для привлечения инвестиций.
- Влияние бюджета от участия в проекте (как пример – в уставном капитале).
Следует отметить, что уровень бюджета и вид участия влияет на методические различия, как правило, не значительным образом. Хотя здесь есть определенные сложности. Например, вычленение данных про потоки денежных средств, поступающих из бюджетных расчетов. Чтобы не уходить в теоретические абстракции, давайте будем использовать имеющиеся и реально применяемые документы.
И в качестве таковых выберем Распоряжение ПМ от 29.04.2004 года № 838-РП. В этой методике рассматривается две формы расходов бюджета: кредиты и субсидии. Особенно рассматриваются в ней инвестиции, которые были совершены с использованием облигационных займов.
Чтобы рассчитать чистый дисконтированный доход рассматривалась весьма большая формула притоков денежных средств. А именно – сумма налога на прибыль, пошлин и сборов, арендной платы за землю и помещения, дивидендов (для тех лет, что подлежат перечислению согласно бизнес-плану), акцизов, а также платежи для погашения кредитов (но не всех). Хотя, следует отметить, что это в большем мере относится к локальной оценке поступлений. В общей практике распространена ситуация, когда состав несколько шире.
И это все?
Далеко не так. Кроме уже перечисленного, имеется типовой перечень оттоков бюджетных средств. Он схож с только что рассмотренным. А как же оценка бюджетной эффективности? Для конкретных проектов осуществляется ее уточнение. Следует помнить, что от структуры этих двух списков будет зависеть и состав используемых показателей.
Например, если государство дало слово об обеспечении проекта, то будет применим индекс гарантийной доходности. Для расчетов показателей используются определенные, конкретные формулы.
Существенное влияние при этом оказывает закон № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. Следует отметить, что у него есть довольно много критиков. Например, если затрагивать повышение эффективности бюджетных средств, то часто можно услышать мнение, что не нужно перебирать вслепую разработки из других стран. Необходимо ориентироваться на те условия и ситуацию, что существует у нас.
Благо, сделать это не так уж и сложно, ведь в РФ с момента перестройки было выпущено миллионы юристов и экономистов, для которых оформить правильно все это не должно быть проблематичным. Имея такое множество кадров, несложно найти профессионалов своего дела, которые смогут выделить общественные акценты и улучшить эффективность бюджетных расходов посредством правовых и административных улучшений. Ведь если частный сектор с чем-то хорошо справляется, то зачем ему мешать?
О расходах и доходах
Бюджетная эффективность, если ее изучить более внимательно, не является чем-то целостным. При простейшем рассмотрении видно, что она формируется из доходов и расходов. Под первую категорию подпадают:
- Рента, направляемая в бюджет со стороны российских и иностранных предприятий, а также получаемые налоговые платежи.
- Поступления акцизов и пошлин, которые имеют отношение к ресурсам, используемым в инвестиционном проекте.
- Эмиссионный доход, полученный от выпуска ценных бумаг для реализации задуманного.
- Подоходный налог, направляемый в бюджет с заработных плат отечественных и иностранных работников, трудящихся над проектом.
Расходов, следует отметить, будет побольше. Список в данном случае выглядит таким образом:
- Средства, что идут на прямое финансирование осуществляемого проекта.
- Деньги, полученные в банковских учреждениях, которые будут компенсированы за счет бюджета.
- Выдача пособий для лиц, что потеряли работу из-за выполнения проекта.
- Бюджетная помощь на ценовые надбавки на топливо и энергоносители.
- Государственные и региональные гарантии рисков для отечественных и иностранных участников.
- Денежные средства, что выделяются на ликвидацию отрицательных последствий, что возникают из-за реализации проекта.
- Выплаты по ценным бумагам, которые являются государственными.
Это краткий перечень, который может меняться зависимо от определенных индивидуальных особенностей.
О бюджетных учреждениях
Когда разговор заходит о проектах, то на ум приходит реализация чего-то масштабного. Но это не всегда так. Может быть проект осовременивания родильного дома или создание отделения для недоношенных детишек. И в связи с этим становится актуальным эффективность бюджетного учреждения. Как оценивать результативность в сложных ситуациях, хотя бы с тем же родильным домом?
Ведь если просто было проведено обучение и/или повышение квалификации, то это не обязательно значит, что ситуация улучшилась. Ведь может сыграть свою роль халатное отношение со стороны персонала к своим обязанностям. И тут уж, сколько новейшего оборудования не закупай, сколько обучения не проводи, если недоношенных детишек сразу будут списывать со счетов и не дадут шанса на жизнь, подключив к спасительным машинам, ситуация не поменяется. И эффективность бюджетных средств, выделенных на их спасение, будет, как говорят математики, стремиться к нулю.
Поэтому, при отслеживании результата, необходимо брать во внимание не только коммерческий, но и общественный фактор. Необходимо помнить, что, согласно Конституции, человеческая жизнь является наивысшей ценностью. Причем под этим понимается не только возможность функционировать, но и чтобы это происходило в достойных условиях.
Комфорта никто не обещает, но относиться к человеку как отбросу никто не имеет права. Это одна из плоскостей для повышения эффективности бюджетных расходов. Хотя далеко не единая.
Как можно поспособствовать повышению бюджетной эффективности?
Этот вопрос особенно актуален в существующих кризисных условиях, когда российская экономика пребывает под давлением санкций и целого ряда иных негативных внешних факторов (например, невысокая цена на нефть). Из-за этого наблюдаются сложности с доходной частью бюджета, и приходится тратить сбережения двух последних десятилетий ужасающими темпами – всего за пару лет они просели в несколько раз. Поэтому данный вопрос актуален как никогда.
В первую очередь необходимо отметить потребность в создании условий и предпосылок для максимальной эффективности процесса управления государственными финансами. Но не следует забывать и о количественной стороне. То есть должна быть определенная совокупность результатов.
И говоря про эффективность использования бюджетных средств, в первую очередь необходимо уделить внимание социальным последствиям. Не лишним будет и дооформить правовое поле, в котором приходится действовать. Так, к примеру, существует ст. 34 Бюджетного кодекса, в которой рассматривается эффективность и закреплен принцип результативности.
Это хорошо, но часто встречаются жалобы на то, что понятия и определения прописаны недостаточно четко. Особенно это актуально для случаев, когда затрагивается бюджетная эффективность.
Что необходимо делать?
Предлагается сделать так, чтобы повышалась бюджетная эффективность программы, которая реализуется. Как этого сделать? В качестве одного из вариантов рекомендуют отказываться от сметного планирования.
А выбор делать в пользу системы управления государственными финансами, которая работает по критериям результативности, используя множество различных форм контроля и оценки, будучи ориентированным на получение определенного эффекта. Благо, определенные подвижки в этом направлении есть. Так, в последних изменениях, принятых к бюджетному законодательству, акцент делается не на расходы, а на выполнение функций, не на контроль за тратами, а за выполнением заявленных результатов.
Полезна также тенденция расширения горизонтов планирования, когда внимание уделяется не только краткосрочной, но и среднесрочной перспективе. Посильную помощь в этом случае оказывает новая методология, что называется БОР – бюджетирование, ориентированное на результат. Так, она предусматривает распределение средств между объектами зависимо от результата.
То есть сначала выделяются условно равные суммы. А затем, зависимо от полученного эффекта, происходит корректирование. Хотя на практике, конечно, внимание уделяется приоритетам и общественным ожиданиям.
Что есть сейчас?
Осуществляемая политика обеспечивает планомерный переход на более высокий качественный уровень. Бюджетные услуги сейчас финансируются по заранее определенным каналам, и все необходимые средства направляются получателям для удовлетворения существующих нужд и потребностей. Существенно облегчает ситуацию повальная компьютеризация. Использование информационных технологий позволяет иметь оперативное представление о положении дел, быстро реагировать на потребности и принимать взвешенные решения, базирующиеся на точных и свежих данных. Все это позитивно сказывается на бюджетной эффективности.
Кроме этого, продолжается реорганизация учреждений, оптимизация сети получателей средств, нормативно-целевое финансирование. Хотя есть и существенные недостатки. В первую очередь необходимо вспомнить о довольно невысоком качестве управленцев и принимаемых ими решениях. Сейчас ставка делается на то, чтобы предоставлять ответственным лицам большую свободу решений. Также осуществляется работа по тому, чтобы избежать ситуаций, когда направляет финансирование один человек, а ответственность за использование средств несет другой.
Заключение
В целом, тема бюджетной эффективности довольно интересная. И одновременно сложная. Изучить ее полностью только по теории – дело непростое. Ведь необходимо не только ознакомиться с цифрами и рассчитывать формулы, но и следить за фактическим исполнением проектов. Ибо на бумагах все может быть очень хорошо, тогда как в реальности вообще ничего не сделано.
Что делать? Казалось бы, следует ужесточать контроль. Но часто результатом этого является только усугубление проблем или их выход на новый уровень. Поэтому необходимо сделать так, чтобы злоупотребления пресекались на системном уровне. Чтобы вообще не было возможности для них.
А там, где это невозможно, следует обеспечить прозрачность выполнения всех операций, дабы каждый желающий мог зафиксировать злоупотребления и передать информацию о них в компетентные органы.
Источник: businessman.ru
Понятие и виды эффективности инвестиционных проектов
В современной экономической литературе можно встретиться с различными определениями понятия «эффективность инвестиционного проекта». Некоторые специалисты трактуют его как соотношение затрат и результатов, другие определяют эффективность инвестиционного проекта, как категорию отражающую степень соответствия инвестиционного проекта целям и интересам его участников. Осуществление эффективных проектов увеличивает поступающий в распоряжение общества валовой внутренний продукт, который затем делится между участвующими в проекте субъектами. Поступлениями и затратами этих субъектов определяются различные виды эффективности инвестиционных проектов.
Методическими Рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов выделены следующие виды эффективности проектов: эффективность проекта в целом и эффективность участия в проекте. Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Эффективность участия в проекте определяется для проверки его финансовой реализуемости, а также заинтересованности в нем всех его участников.
Существуют также и другие варианты классификации видов эффективности инвестиционного проекта. На наш взгляд, одной из самых интересных является классификация, предусматривающая деление эффективности проекта на коммерческую и бюджетную. Данная классификация основана на том, с позиций какого уровня оценивается инвестиционный проект: макроэкономического (эффективность участия государства в проекте с точки зрения доходов и расходов бюджетов всех уровней) – осуществляется оценка бюджетной эффективности или микроэкономического (при учете последствий проекта для участника, реализующего проект) – проводится оценка коммерческой эффективности.
Коммерческую эффективность ИП необходимо рассматривать с двух сторон: финансовая эффективность ИП и экономическая эффективность ИП.
В качестве основных показателей при экономической оценки эффективности проекта следует выделить:
— чистый дисконтированный доход;
— внутренняя норма доходности;
— потребность в дополнительном финансировании (другие названия — ПФ, стоимость проекта, капитал риска);
— индексы доходности затрат и инвестиций;
Расчет показателей коммерческой эффективности ИП основывается на следующих принципах:
— используются предусмотренные проектом (рыночные) текущие или прогнозные цены на продукты, услуги и материальные ресурсы;
— денежные потоки рассчитываются в тех же валютах, в которых проектом предусматриваются приобретение ресурсов и оплата продукции;
— заработная плата включается в состав операционных издержек в размерах, установленных проектом (с учетом отчислений);
— если проект предусматривает одновременно и производство и потребление некоторой продукции (например, производство и потребление комплектующих изделий или оборудования), в расчете учитываются только затраты на ее производство, но не расходы на ее приобретение;
— при расчете учитываются налоги, сборы, отчисления и т.п., предусмотренные законодательством, в частности, возмещение НДС за используемые ресурсы, установленные законом налоговые льготы и пр.;
— если проектом предусмотрено полное или частичное связывание денежных средств (депонирование, приобретение ценных бумаг и пр.), вложение соответствующих сумм учитывается (в виде оттока) в денежных потоках от инвестиционной деятельности, а получение (в виде притоков) — в денежных потоках от операционной деятельности;
— если проект предусматривает одновременное осуществление нескольких видов операционной деятельности, в расчете учитываются затраты по каждому из них.
В качестве выходных форм для расчета коммерческой эффективности проекта рекомендуются таблицы:
— отчета о прибылях и об убытках;
— прогнозный баланс активов и пассивов;
— денежных потоков с расчетом показателей эффективности.
Для построения отчета о прибылях и убытках следует привести сведения о налоговых выплатах по каждому виду налогов.
В качестве основных финансовых потоков при расчете показателей коммерческой эффективности, да и любого вида эффективности вообще следует выделить денежный поток от операционной, от финансовой и от инвестиционной деятельности
Основным притоком реальных денег от операционной деятельности является выручка от реализации продукции, определяемая по конечной (реализуемой на сторону) продукции, а также прочие и внереализационные доходы.
В денежный поток от инвестиционной деятельности входят:
притоки — доходы (за вычетом налогов) от реализации имущества и нематериальных активов (в частности, при прекращении проекта), а также от возврата (в конце проекта) оборотных активов, уменьшение оборотного капитала на всех шагах расчетного периода;
оттоки — вложения в основные средства на всех шагах расчетного периода, ликвидационные затраты, вложения средств на депозит и в ценные бумаги других хозяйствующих субъектов, в увеличение оборотного капитала, компенсации (в конце проекта) оборотных пассивов.
Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета.
Бюджетная эффективность учитывает социально-экономические последствия осуществления ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты.
С точки зрения бюджетной эффективности проект в первую очередь должен быть направлен не на получение прибыли, а на достижение максимально возможного социально-экономического результата. На пример при анализе ИП с вязанного с возведением объекта социально-культурного значения (примером может служить театр), первостепенное значение имеет тот социальный эффект, который будет достигнут. Однако не следует забывать, что наиболее предпочтительным является тот ИП, на реализацию которого потребуется как можно меньше затрат, с учетом социального эффекта который необходимо достигнуть.
Показатели бюджетной эффективности (с финансовой точки зрения) рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:
— комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
— дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.
К оттокам бюджетных средств относятся:
— предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
— предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
— предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
— бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Отдельно рекомендуется учитывать:
— налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;
— государственные гарантии займов и инвестиционных рисков. Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии. При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:
— прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации ИП;
— изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации ИП;
— выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
— выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.
По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий.
В качестве выходной формы рекомендуется таблица денежного потока бюджета с определением показателей бюджетной эффективности. Основным показателем бюджетной эффективности является ЧДД бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков возможно определение ВНД и ИД бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий наряду с ЧДДб существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) — отношение ЧДДб к величине гарантий (в случае необходимости — дисконтированной).
Основой для расчета показателей бюджетной эффективности являются суммы налоговых поступлений в бюджет и выплат для бюджетов различных уровней, определяемые с добавлением подоходного налога на заработную плату.
На основе полученных данных составляются денежные потоки для определения бюджетной эффективности и рассчитываются обобщающие показатели бюджетной эффективности проекта. Для каждого уровня бюджета расчеты проводятся раздельно.
Источник: megaobuchalka.ru