Частными называются музеи, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами. Как правило, коллекции (см. виды коллекций) частных музеев отражают эстетические, культурные или научные интересы своих создателей и являются доступными для посещения. Превращение частных коллекций в частные музеи связано со стремлением к демонстрации коллекций, с желанием их популяризировать и сделать доступными для изучения. Частные музеи могут передаваться по наследству, а также в дар какому-либо учреждению, ведомству, т.е. сохранять или менять свою принадлежность.
В действующем музейном законодательстве РФ понятие «частный музей» отсутствует. Хотя, начиная с 1990-х гг., частные музеи действуют во всех регионах страны. Во многих странах мира (в том числе и в России до 1917 г.) это старейшая и наиболее распространенная форма музейных учреждений.
История
Частные музеи являются старейшим и наиболее распространенным до 1917 г. типом музея (ок. 50). Берут свое начало в частном коллекционировании, которое распространяется в России с начала 18 в. Некоторые коллекционеры, осознавая важность своих коллекций для культуры страны, стремились сделать их доступными для обозрения и изучения. Например, «Русский музеум» П.П.
Как открыть музей за 40тысяч и получать оборот 12миллионов / Музей Чак-Чака
Свиньина (1816 г., Санкт-Петербург) и Русский музей П.Ф. Карабанова (1840-е гг., Москва) были созданы с целью представить отечественных художников публике и тем самым содействовать развитию русского искусства. Развитие частного коллекционирования, расширение социального состава коллекционеров и круга собираемых памятников приводит во 2-й пол.
19 в. к созданию целого ряда частных музеев в столицах и российской провинции. Музеи В.А. Плюшкина в Пскове, П.И. Щукина в Москве, М.К. Тенишевой в Смоленской губ. были посвящены русской старине, музеи В.П. Бирюкова в Екатеринбургской губ., Е.П. Шереметевой в Московской губ., М.А. Зензинова в Нерчинске, А.М.
Курбатова в Верхнеудинске представляли природу и историю края, музеи А.А. Бахрушина и С.И. Зимина в Москве, И.Ф. Горбунова в Петербурге представляли памятники русской театральной культуры. Созданы также первые частные художественные галереи: К.Т. Солдатенкова, братьев Третьяковых, В.А. Кокорева, И.Е.
Цветкова в Москве, Ф.И. Прянишникова в Петербурге, И.К. Айвазовского в Феодосии, В.П. Сукачева в Иркутске и др. Были изданы каталоги собраний частных музеев, построены специальные здания для размещения коллекций (галерея И.Е. Цветкова, музеи П.И. Щукина, М.К.
Тенишевой). В конце 19- начале 20 вв., в связи с осознанием важности собранных коллекций, желанием обеспечить им оптимальные условия существования, гарантию сохранности, ряд владельцев частных музеев передал свои собрания в дар государству (городу, обществу) — И.К. Айвазовский, Ф.М. Плюшкин, бр. Третьяковы, А.А.
Бахрушин, и др.
После 1917 г. частные музеи прекратили свое существование или были национализированы; коллекции вошли в состав Государственного музейного фонда страны. На протяжении 20 в. частные музеи в стране практически не создавались.
Частный музей: инструкция по применению
В начале 1990-х гг. частные музеи стали постепенно возвращаться в музейный мир России, причем не только в Москве и Петербурге, но и в российской провинции — в Иркутске, Ярославле, Ельце и др. В основном это музеи, созданные на основе частных коллекций их владельцами. Уже стали широко известными музей «Невьянская икона» в Екатеринбурге, Музей уникальных кукол Ю. Вишневской в Москве, палеонтологический музей И. Гребнева в Новосибирской области и др. Обширное собрание музея «Музыка и время», который представляет собой яркое явление в музейной жизни г. Ярославля, включает коллекцию музыкальных инструментов, часов, ярославских колоколов. Ряд частных музеев посвящены истории одного рода, народности и имеют этнографический характер (Музей крестьянского быта в Каргополе Архангельской обл.), другие — какому-либо историческому событию или личности (Музей Г. Распутина в Тюменской обл., Музей дипломатического корпуса в Вологде).
Литература
Овсянникова С.А. Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861-1917) // Очерки истории музейного дела в России. М., 1960. Вып.2;
Овсянникова С.А. Частное собирательство в России в 18-первой пол. 19 в. // Очерки истории музейного дела в России. М., 1960. Вып.3;
Источник: museum.ru
Как открыть частный музей
Многие люди увлекаются коллекционированием. У некоторых интерес к собирательству, возникший в детстве, не угасает с возрастом. Если вы можете похвастаться коллекцией предметов, которые могут быть интересны другим людям и у вас есть желание пополнять ее новыми предметами и рассказать о своем увлечении окружающим, открытие собственного музея поможет в этом, позволит найти единомышленников по интересам и даже заработать при помощи своего увлечения.
Статьи по теме:
- Как открыть частный музей
- Как открыть свой театр
- Как организовать музей
Инструкция
Идея и экспонаты. Прежде всего необходимо определиться, по какой причине у вас возникло желание открыть музей: это стремление поделиться с окружающими своими интересами или желание заработать. В первом случае в качестве экспонатов будут выступать ваши собственные коллекции. Если же стоит цель — извлечь выгоду, имеет смысл просто приобрести несколько коллекций интересных предметов. Предметов в коллекции должно быть достаточно, чтобы выставить их на всеобщее обозрение.
Помещение. Если есть такая возможность, помещение для будущего музея лучше приобрести в собственность, чтобы не зависеть от постоянно повышающейся арендной платы. Другой вариант – попытаться найти спонсора: крупное учреждение, которое могло бы разрешить разместить музей в своем помещении или предложить льготные условия аренды.
Персонал. Необходимый минимум – это бухгалтер, хранитель, ответственный за экспонаты и организацию выставок, человек со знанием компьютерной техники и уборщица. Вполне возможно, может понадобиться реставратор и экскурсовод со знанием иностранных языков.
Деятельность. Помимо наличия постоянной экспозиции, имеет смысл организовывать временные выставки, используя для этого собственные фонды или сотрудничая с другими коллекционерами и деятелями искусств. Анонсы подобных мероприятий, публикующиеся в СМИ, увеличат посещаемость музея.
Источник: www.kakprosto.ru
Министерство культуры начало формирование реестра частных музеев России
Министерство культуры РФ совместно с Ассоциацией частных музеев России и Союзом музеев России приступило к формированию реестра частных музеев с целью развития государственного и частного партнерства в сфере сохранения культурных ценностей. Интеграция частных культурных инициатив с государственными проектами позволит повысить привлекательность частных музеев, увеличить эффективность их работы за счет повышения посещаемости и роста доходов.
Частный музей в селе Вятское Ярославской области
Фото: Михаил Брацило / Москультура
В настоящее время на территории России действуют свыше тысячи подобных учреждений. Главная задача Ассоциации частных музеев России – в осуществлении их отбора. В поле зрения государства должны попасть те музеи, которые имеют значимые коллекции, реализуют просветительские и выставочные проекты, а также содействуют реализации государственной культурной политики. В своей деятельности они могут и должны руководствоваться Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и другими законодательными актами в сфере культуры.
В августе 2020 года Минкультуры России и Ассоциация частных музеев России планируют провести онлайн конференцию для владельцев частных музеев и ознакомить их с нормативно-правовой базой в музейной сфере и с практикой ее применения, а также рассказать о государственной поддержке частных музеев, которые войдут в реестр.
Ассоциация частных музеев России уже предоставила свои предложения по поддержке негосударственных учреждений, а Министерство культуры РФ начало проведение масштабной информационной кампании по освещению деятельности частных музеев.
Москультура поговорила с директором «Ассоциации Содействия Деятельности Частных Музеев России» Алексеем Шабуровым о том, какие преимущества даёт формирование реестра и участие государства в деятельности частных музеев России.
Расскажите, пожалуйста, как государство собирается помогать частным музеям?
– Была создана экспертная группа, которую возглавила Алла Юрьевна Манилова. Сначала будет создаваться реестр, которого никогда не было. То есть сейчас будет существовать реальный реестр по регионам и реестр Министерства культуры Российской Федерации. И, исходя из реестра, будут вырабатываться или выбираться формы взаимодействия с музеями.
В чем заключается на сегодняшний день проблема оказания поддержки, и на какие меры поддержки смогут рассчитывать музеи, вошедшие в реестр?
- Многие музеи не соответствуют статье 30 Федерального закона №54-ФЗ, согласно которой негосударственные музеи создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера. На практике же большинство из них зарегистрированы как ИП, ООО или вовсе не имеют юридического лица. То есть с точки зрения закона являются не музеями, а коммерческими структурами, осуществляющими музейную деятельность.
- Несмотря на то, что реестр частных музеев пока еще не сформирован, Алла Юрьевна уже приняла решение направить губернаторам и в региональные департаменты культуры соответствующие бумаги о создании информационных программ, чтобы уже сейчас, прежде чем наступила вторая волна пандемии, переориентировать людей на посещение интересных, необычных частных музеев. Одну из таких программ будут создавать на федеральном телеканале «Культура». Во всяком случае, в плане это стоит.
- На выставке «Интермузей», которая состоится в мае 2021 года, будет большой стенд, посвященный частным музеям.
- Там же, в рамках «Интермузея», будет введена номинация «Лучший частный музей России». Мы сейчас разрабатываем критерии оценки участников номинации.
- Чтобы помощь музеям была адресной, нужна более полная информация из регионов, которую сейчас и пытается получить Министерство культуры от местных органов власти и департаментов культуры. К оценке частных учреждений также подключены государственные музеи.
- К началу следующего года планируется реализовать постановление Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления негосударственному музею статуса негосударственного музея федерального значения». Статусом музея федерального значения обладает, например, Третьяковка. То есть, если возникнут эти «айсберги», то это, конечно, дорогого стоит, потому что многие музеи будут стремиться дотянуться до их уровня. Наша внутренняя задача – дальше сегментировать частные музеи национального значения и частные музеи, например, регионального значения.
- И самое основное, как я считаю, это проведение выставки «Частные музеи России. Самородки России». Если на «Интермузее» частные музеи будут представлены коллективным стендом, где для них будут проводиться соответствующие лекции, тематические встречи, номинации, то выставка «Частные музеи России. Самородки России» станет для частных музеев не только деловой, но и экспозиционной площадкой. В 2019 году на ней можно было увидеть экспонаты свыше ста частных музеев со всей страны от Калининграда до Камчатки. Следующая выставка должна стать еще более представительной, москвичи и гости столицы смогут познакомиться с еще большим числом настоящих подвижников и самородков – людей, чьими силами сохраняется наша самобытность и корневая культура.
- Министерство культуры довольно часто проводит выездные заседания и встречи экспертных групп в регионах для того, чтобы повысить музейную квалификацию местных музейных работников. Алла Юрьевна предложила включить в эти сессии частные музеи. То есть можно будет прийти и послушать экспертов относительно хранения, экспонирования, света, стекла и так далее. Много очень тонких вопросов, о которых частник даже не слышал.
– Не случится ли так, что государство сможет отобрать частный музей?
– Я готов с радостью поделиться с государством, но тогда ему придется и содержать музей. Если у человека есть внутренняя искра, и он видит свою миссию в том, что несет в себе музейная деятельность, – это поиск, экспонирование, и, соответственно, собирание, – то как у него могут ее отобрать? То есть твое дело будет жить в любом случае, если говорить с этой точки зрения.
Ну конечно не отберет. У государства хватает своих забот и своих государственных музеев. Есть региональные, муниципальные музеи, где еще предстоит много работы, чтобы их довести до нужного уровня. Я не говорю про все. Но мы все, приезжая в краеведческие муниципальные, региональные музеи, видим, в каком состоянии многие из них находятся: недофинансирование и так далее.
А тут еще взять на себя тысячи частных музеев.
– Допустим, если государство захочет, например, экспроприировать ценности музея, может такое быть?
– Мы, опять же, обращаемся к закону. В чем его специфика? Музей сам по себе, как юридическое лицо, не обладает правом собственности на культурные ценности. Это сделано для того, чтобы избежать исков и претензий, потому что музей тогда будет должен отвечать своим имуществом. Это значит, что культурное наследие попадает под какую-то отчуждаемую часть имущества.
Чтобы этого не происходило, есть собственник. У государственных музеев это государство в лице Министерства культуры, которое передает в оперативное управление культурные ценности. Так и в частных музеях – есть владелец музея, которому принадлежит частная собственность. Поэтому опасения, что государство может экспроприировать ценности, абсолютно беспочвенны.
Чтобы использовать этот механизм, нам тогда надо вообще пересмотреть понятие частной собственности в стране. Я владею своими картинами, они принадлежат Шабурову, государство говорит: «Вот нам нравится ваш музей». Вывеску, бренд можете взять, но все, что принадлежит мне и находится у меня в собственности, – нет. Здесь нет никаких страхов. Я думаю, что эти страхи муссируются людьми, которые не читали закон внимательно.
– Даст ли государство денег частным музеям?
– Не исключаю такой возможности. Главное, чтобы частные учреждения действительно были заняты музейной деятельностью. Иногда бывает вывеска «Музей», а музея там нет. Так вот, реестр как раз поможет правильно отобрать, отфильтровать настоящие музеи от квазимузеев, которые дискредитируют музейное сообщество.
Лицензирование отменено, это хорошо, но в то же время нет какой-то четкой системы градации. Она все-таки должна присутствовать, чтобы мы с вами как потребители были защищены. Если мы идем в галерею, где продаются товары, значит это галерея товаров, если мы идем в магазин под названием «Музей», то надо писать «Магазин-музей», там продается шоколад или водка, или еще что-то.
Но если это «Музей», то он должен все-таки соответствовать каким-то критериям, которые должны быть четко обозначены. Я думаю, что государство готово и будет финансировать частные музеи, но оно должно тоже понимать, что они из себя представляют. Оно не может выкинуть миллиард рублей и сказать: «Ребята, вот возьмите!» Это должна быть какая-то четкая система.
Какие предложения представила Ассоциация частных музеев России?
– А государство же может помочь в хранении экспонатов, которые частному владельцу зачастую хранить просто негде?
– Если встанет такой вопрос, то могут построить централизованное хранилище для частных музеев, ведь это тоже выход из положения. Если музей находится в непонятном статусе, например, умер владелец, идут какие-то судебные иски, но коллекция является частью музейного фонда, она может спокойно храниться до момента появления правообладателя.
То есть это гарантия, что культурные ценности не будут проданы с аукциона. Это великая вещь. Вы сейчас сказали, я даже об этом не думал. И сейчас родилась идея – централизованное хранилище для частных музеев, чтобы их отделить и сказать: «Ребята, это принадлежит вам. Вот реестр, вот база». А возможно, и мне стоит задуматься о хороших инвестициях.
Это хорошая идея о хранении культурных ценностей. Спасибо!
– Спасибо вам за интервью!
Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект
Источник: moscultura.livejournal.com