1. Проверить статус самозанятого
Компания может запросить справку у исполнителя при заключении договора. А также проверить статус самостоятельно на сайте ФНС или в сервисе «Мои самозанятые» по ИНН.
2. Прописать в договоре о действиях исполнителя, в случае утери статуса самозанятого
Если исполнитель теряет статус, он обязан сообщить об этом заказчику.
3. Указать в договоре о способе постановки задания и вознаграждении
Нельзя прописывать регулярную выплату, отпуска и больничные. Такие формулировки могут быть расценены ФНС как подмена трудовых отношений.
Лучше всего установить оплату после каждого выполненного задания.
4. Получить и проверить чек от самозанятого
Самозанятый должен предоставить чек до 9 числа месяца, следующего за тем, в котором произошли расчеты. Дата оказания услуги в чеке проставляется по факту выполнения работы, даже если заплатили за нее позже.
В сервисе «Мои самозанятые»компании получают чеки от исполнителей автоматически после выплаты. Удобно, когда самозаятых десятки и сотни — не нужно мониторить каждого исполнителя.
Чек лист при работе с самозанятыми для юридических лиц
Источник: tenchat.ru
Как выдать чек самозанятому
Чек для самозанятых граждан является единственным способом документального подтверждения осуществленной сделки. Его формирование необходимо для обеих сторон договора – самозанятый так фиксирует полученный доход, а его контрагент (ИП или фирма) получает возможность обосновать свой расход и принять его к учету. Рассмотрим, как выставить чек самозанятому, и что должен делать плательщик НПД в ситуации, когда ему перечисляет предоплату организация.
- Как сформировать чек самозанятому
- Чек самозанятого: образец
- Как сформировать чек по предоплате организации
- На что обратить отдельное внимание
Как сформировать чек самозанятому
Режим уплаты налога с профессионального дохода физическими лицами в разных сферах деятельности введен с 2019 года. Правом применения этой системы налогообложения наделены физические лица со статусом ИП и без него, главное условие – соблюдение годового лимита доходности (2,4 млн. руб.) и отсутствие наемных работников.
Согласно п. 2.2 ст. 2 ФЗ № 54 от 22.05.2003 (послед. ред. – 11.06.2021) по доходам, которые облагаются НПД, кассовая техника (ККТ) не применяется. Соответственно, плательщики НПД высвобождены от использования ККТ, но при этом каждый из них обязан формировать чеки и передавать их клиентам при получении доходов от реализации продукции (работ, услуг, имуществ. прав) одним из доступных способов. Причем, как клиенту–физлицу, так и клиенту–юрлицу.
В зависимости от того, кому выдается чек, выбирается ставка налогообложения. Если в платежном документе будет фигурировать ИНН частного предпринимателя или юридического лица в качестве контрагента, на доход по такой сделке самозанятому будет начислен налог в размере 6%. Если чек формируется по сделке с физическим лицом без статуса ИП, налог взимается по ставке 4%.
Самозанятость/Как ООО и ИП работать с самозанятыми? Инструкция
Правовая регламентация процесса оприходования выручки самозанятых граждан осуществляется нормами закона № 422-ФЗ от 27.11.2018 г. Обязательность формирования чеков предусмотрена ст. 14 закона № 422-ФЗ.
Самозанятый чек создает через мобильное приложение «Мой налог» после введения сведений о продаже. Оформление должно происходить сразу после получения денег от контрагента, если расчеты ведутся в наличной форме или оплата проведена банковской картой. В остальных случаях безналичной оплаты передача чека должна быть произведена не позже 9 числа месяца, следующего за месяцем, в котором фактически произведен расчет с покупателем.
При реализации через посредника, с которым заключен договор комиссии, поручения либо агентский договор, и который не передавал сведения о таких сделках налоговикам, сведения о продаже товаров, работ, услуг должны быть отражены самозанятым в программе до 9 числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором поступили деньги. Если же посредник передавал данные о сделках, налоговики сами отразят их в приложении «Мой налог». Обязанности по выдаче чека при реализации через посредников у самозанятого не возникает.
Как выдать чек самозанятому:
- в программе (мобильном приложении «Мой налог» или его веб-версии) добавляется новая продажа;
- вводится наименование проданного товара или оказанной услуги;
- указывается стоимость реализованной продукции (выполненной работы, услуг);
- вносится ИНН покупателя, если он – ИП или юрлицо;
- после подтверждения операции все данные автоматически направляются в ФНС и формируется чек.
Чек самозанятого может быть передан контрагенту как в бумажном виде, так и в форме электронного документа. В последнем варианте отправка чека возможна на электронный адрес покупателя или на его телефонный номер (смс-сообщением). Платежные документы самозанятый может распечатывать и передавать покупателю лично. Альтернативный вариант – считывание клиентом QR-кода на чеке мобильным телефоном или иным устройством, это должно быть сделано в момент завершения сделки и получения самозанятым денег.
Какой штраф предусмотрен за нарушение порядка и (или) сроков передачи в налоговый орган сведений о расчетах? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получите пробный демодоступ бесплатно.
Чек самозанятого: образец
В п. 6 ст. 14 закона № 422-ФЗ обозначен базовый набор реквизитов, которые обязательно должны присутствовать на чеках, формируемых самозанятыми гражданами. При этом законодательством предусмотрена возможность корректировки этого списка, добавления в него новых дополнительных элементов – на это уполномочен только федеральный орган исполнительной власти.
Как выглядит чек самозанятого:
- должно присутствовать наименование платежного документа «Чек» и номер чека, который присваивается документу в автоматическом режиме
- обязательно указывается дата проведения сделки и время расчета (то есть идентифицируется момент передачи денег);
- обозначается продавец — самозанятый гражданин, для этого вводится его фамилия и имя, если в паспорте указано отчество, оно должно присутствовать и на чеке; также отражается ИНН самозанятого физлица;
- образец чека самозанятого должен содержать информацию о применении продавцом специального налогового режима по уплате налога на профессиональный доход;
- далее следует перечисление реализованных товаров или оказанных услуг;
- отражается стоимость сделки, то есть сумма расчета;
- указывается плательщик средств – выбирается юридическое или физическое лицо, чек от самозанятого юридическому лицу выдается с обязательным отражением в документе ИНН, этот реквизит должен быть указан и в отношении контрагентов со статусом ИП;
- QR-код;
- реквизиты оператора электронной площадки или банка (наименование, ИНН), если самозанятый пользуется их услугами при проведении расчетов со своими клиентами.
Если чек сформирован ошибочно, его можно аннулировать. При этом программа будет хранить такой чек с пометкой «аннулирован», а налог будет пересчитан.
Как сформировать чек по предоплате организации
Надо отметить, что ч. 1 ст. 14 ФЗ № 422, которая обязывает плательщика НПД при расчетах формировать чеки и обеспечивать их передачу клиентам (см. выше), не затрагивает предоплату. То есть, в ней нет указания на то, что предоплату можно считать подобными расчетами.
Датой получения дохода от реализации товаров, услуг, имуществ. прав либо работ для самозанятого является:
- стандартно дата получения денег;
- дата поступления их на банковский счет плательщика либо на счета третьих лиц по его же поручению, если другое не определено законом.
Аванс, безусловно, признается доходом самозанятого для целей исчисления НПД, что следует из ч. 3 ст. 8 ФЗ № 422. Здесь сказано, что при возврате полученной ранее предоплаты уменьшается доход за период, в котором получен доход.
Далее, следуя логике, можно сделать вывод, что, так как аванс, который получил плательщик НПД, является его доходом по НПД, сам факт его получения самозанятым – это основание для передачи клиенту сформированного чека.
Вывод: в рассматриваемой ситуации по предоплате, которую внесла организация, самозанятый должен сформировать чек в «Моем налоге» и передать его организации с учетом установленных сроков (ч. 3 ст. 14 ФЗ № 422).
На что обратить отдельное внимание
Плательщик НПД может корректировать неверные данные с ошибочной суммой дохода. Для этого необходимо сначала аннулировать первичные данные, где есть ошибки, а затем сформировать новые, где будет указана правильная сумма и фактическая дата получения дохода. После этого можно передать верные данные в налоговую.
Корректировать сведения, переданные ранее в налоговую, можно при возврате оплаты (предоплаты) за товары (услуги, работы, имущ. права), а также при некорректном указании данных, указывая причину корректировки.
После аннулирования (отмены) чека вычет (10 тыс. р.), предусмотренный для плательщиков НПД, подлежит онлайн восстановлению. Налог при отмене пересчитывается автоматически с 9 по 12-е число следующего месяца (после месяца отмены, аннулирования чека).
Напомним также: за не представление чека и нарушение сроков по его передачи самозанятых штрафуют по ст. 129.13 НК. Размер штрафа – это 20% от суммы расчетов (как минимум 200 р.). При вторичном нарушении штраф равен всей сумме расчета.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: spmag.ru
Алгоритм работы с самозанятыми. Памятка для бухгалтера
Попытались в одной памятке собрать воедино все нюансы, касающиеся работы с самозанятыми. Разумеется, не хотим сказать, что весь объем работы должен лечь на плечи бухгалтера, в каких-то вопросах большим подспорьем станет помощь юриста, но бывает и так, что бухгалтер отвечает за всё. Для таких случаев, чтобы ничего не забыть, держите пошаговый план оформления сделок с самозанятыми:
1. Оформление сделки, заключение договора
1.1. Форма договора. Согласно ст. 161 ГК РФ сделки между юридическими и физическими лицами должны заключаться в письменной форме.
В случае, если стороны планируют обмениваться документами по электронной почте или в мессенджерах, то эти каналы необходимо прописать в договоре. При наличии обоюдных возможностей удобно использование сервисов ЭДО, в т.ч. платформ по работе с самозанятыми.
1.2. Правовые ограничения. Самозанятый не может оказывать услуги компании, в которой он работал по трудовому договору в пределах 2х предшествующих лет. Виды деятельности самозанятого не должны попадать в список исключений (ст. 4, 6 Федерального закона № 422-ФЗ от 27.11.2018г.)
1.3. Моменты, касающиеся НПД. Обязательно в договоре прописать следующие пункты: статус плательщика НПД, предоставление выписки о статусе, обязанность физического лица информировать о прекращении права применения режима НПД и ответственность за нарушение этого пункта, обязанность самозанятого сформировать и передать чек заказчику и сроки этой передачи (крайний срок – 9е число месяца, следующего за месяцем оплаты).
1.5. Работа с персональными данными. Хранение личных данных (копий паспорта) недопустимо. В случае, если личные данные самозанятого используются только в момент заключения и в рамках заключенного договора, не требуется дополнительное согласие на обработку персональных данных. Если же данные планируется передавать в какие-либо инстанции, то потребуется подписание дополнительного документа «согласие на обработку и распространение персональных данных».
2. Выплата
2.1 Проверка статуса. Перед каждой выплатой необходимо проверять статус самозанятого на сайте ИФНС.
2.2. Указание в платежном поручении статуса НПД. При проведении платежей в основании платежного поручения указываем статус исполнителя как плательщика НПД.
3. Чек
3.1. Уведомить самозанятого о правилах оформления чеков. Данный пункт поможет избежать дальнейших проблем при получении чеков. Удобно использование своеобразной памятки, шпаргалки или небольшого видео о работе в приложении «Мой налог»:
- Чек создается в день получения дохода, либо на следующий день.
- Обязательно указывается дата получения дохода.
- Чек создается на всю сумму поступившей оплаты, а не за минусом налога.
3.2. Проверка реквизитов. При получении необходимо проверить дату, сумму чека, ИНН заказчика, ИНН самозанятого.
4. Акт
4.1. Максимально конкретизируем наименование услуг и делаем отсылку к договору.
4.2. В случае отличия в датах чеков и актов для принятия расходов ключевым документом является чек (ст. 15 Федерального закона № 422-ФЗ от 27.11.18г.). Если акт выписан ранее чека, то расходы принимаем к учету не ранее даты чека.
Ставьте крыжики и ничего не забывайте.
Источник: buhpress.ru