Контроль — одно из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, его следует рассматривать как одну из форм реализации государственной власти.
Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.
Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на общий надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе в сфере хозяйственной деятельности, и административный надзор.
Согласно науке административного права, отличие контроля от надзора сводится к следующим наиболее характерным чертам:
а) органы надзора (в том числе прокурорского) выполняют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля — в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;
Налоговая служба вычисляет предпринимателей, не имеющих статус ИП | Новости бизнеса
б) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;
в) органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.
Виды контроля различаются в зависимости от оснований его классификации. Так, объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и специальный контроль. К специальному может быть отнесен, например, валютный контроль, налоговый контроль, бюджетный контроль и др.
В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль имеет своей целью предупреждение и профилактику соблюдения параметров предпринимательской деятельности. Текущий контроль преследует цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности. Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов.
В зависимости от того, кем осуществляется контроль и характера полномочий контролирующих органов, выделяются:
— контроль Президента РФ;
— контроль органов законодательной (представительной) власти;
— контроль органов исполнительной власти;
— контроль органов судебной власти.
Все виды контроля так или иначе влияют на предпринимательскую деятельность.
Например, на нее оказывает влияние деятельность Счетной палаты РФ, задачами которой являются, в частности:
— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
Топ 8 схем, на которых налоговая ловит предпринимателей. Ошибки ООО и ИП. Бизнес и налоги.
— определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (хотя напрямую она не связана с контролем за предпринимательской деятельностью, однако оказывает существенное влияние на деятельность предпринимателей).
Значение налогового контроля для предпринимательской деятельности огромно. Однако он не является контролем за собственно предпринимательской деятельностью. Основная его задача заключается в проверке выполнения предпринимателем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых платежей.
С точки зрения предмета предпринимательского права наибольший интерес представляет непосредственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.
К непосредственному контролю за предпринимательской деятельностью следует отнести, например, контроль лицензирующим органом соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующие органы в пределах компетенции вправе:
— проверять деятельность лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;
— запрашивать и получать от лицензиата объяснения и справки по вопросам, возникающим при проверках;
— составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
— выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
— выносить предупреждение лицензиату;
— осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.
Непосредственный государственный контроль за предпринимательской деятельностью предусмотрен при международных автомобильных перевозках.
Одним из характерных примеров непосредственного контроля за предпринимательской деятельностью является валютный контроль. Его цель — обеспечение соблюдения валютного законодательства при валютных операциях.
Основные направления валютного контроля:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;
в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
а) контролируют проводимые в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютные операции, соответствие этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение ими актов органов валютного контроля;
б) проверяют валютные операции резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Важнейшим этапом в развитии законодательства о государственном контроле (надзоре) явилось принятие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ.
Предмет действия названного Закона ограничен понятием государственного контроля (надзора), определение которого содержится в Законе и суть которого состоит в проведении проверки выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
К числу обязательных относятся, например, требования, установленные государственными стандартами, обеспечивающие безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей, техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость продукции, единство методов их контроля и маркировки; обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) устанавливаются также санитарными и ветеринарными правилами и нормами и др.
Положения рассматриваемого Закона не применяются к отношениям, связанным с проведением налогового, валютного, бюджетного контроля, банковского и страхового надзора, таможенного, иммиграционного, лицензионного и некоторых других видов специального контроля (п.1 ст.3 Закона).
Исходя из анализа норм Федерального закона можно назвать следующие органы федеральной исполнительной власти, которые должны руководствоваться указанным Законом при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к товарам (работам, услугам): Госстандарт России, Госстрой России, Минздрав России, Минэкономразвития России, МАП России, Минсельхоз России и некоторые другие.
Следует особо отметить закрепление в Законе принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), к числу которых относятся:
— презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
— открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
— установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
— соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
— ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства РФ и др.
К бесспорным достоинствам Закона следует отнести установление четких и детальных требований к организации и проведению мероприятий по контролю. К их числу относятся, в частности, требования о том, что продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц, а также то, что в отношении одного юридического лица, в том числе предпринимательской организации, или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
С учетом всевозрастающего числа саморегулируемых организаций установлено, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — членов саморегулируемой организации, солидарно несущих в соответствии с уставными документами субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный членами указанной организации вследствие несоблюдения обязательных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования, устанавливается порядок государственного контроля (надзора), предусматривающий проведение плановых мероприятий по контролю в отношении 10% от общего числа членов саморегулируемой организации, но не менее чем в отношении двух ее членов, определяемых по выбору органа государственного контроля (надзора).
В случае выявления нарушений обязательных требований членами саморегулируемой организации должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны при проведении плановых мероприятий по контролю сообщить саморегулируемой организации о выявленных нарушениях.
К числу дополнительных гарантий прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля следует отнести ряд ограничений, устанавливаемых Законом, при проведении соответствующих мероприятий, в соответствии с которыми должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:
— проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
— осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
— требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
— требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
— распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
— превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:
— непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
— получать информацию, предоставление которой предусмотрено рассматриваемым Законом и иными нормативными правовыми актами;
— знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
— обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении мероприятий по контролю.
Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством РФ, неправомерными, подлежит возмещению.
Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Заявления об обжаловании действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством РФ.
Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства РФ, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством РФ.
В настоящей главе в силу ограниченности объема учебника рассмотрены лишь отдельные средства государственного регулирования предпринимательства. Не меньшее значение имеют и иные инструменты регулирования, например такие, как бухгалтерский учет и отчетность, цена, государственный заказ и др.
Краткие выводы
1. Государственное регулирование — объективная необходимость развития рыночной экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений.
2. Четкое формулирование и закрепление в нормативных актах государственной экономической политики — необходимое условие эффективного применения средств и методов государственного регулирования экономики.
3. Правовое обеспечение рыночных отношений — средство государственного регулирования экономики. Применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах.
4. Необходимое условие эффективного государственного регулирования — учет интересов субъектов рыночных отношений.
5. Государственный сектор экономики — важная составная часть рынка и инструмент государственного регулирования.
6. При государственном регулировании сочетаются как прямые, так и косвенные методы.
7. Прогнозирование и планирование — инструменты не только командно-административной, но и рыночной экономики.
8. Государственный контроль и надзор — эффективное средство государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.
Источник: cyberpedia.su
Что проверяет Роспотребнадзор
Роспотребнадзор проверяет все, что связано с защитой прав потребителей, качеством товаров, санитарно-эпидемиологических правил. Как правило в поле зрения Роспотребнадзора розничные точки, кафе и рестораны, салоны красоты и парикмахерские
Деловая среда Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Telegram Деловой среды
Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале
Полное название этой организации говорит о ее функциях – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Деятельность Роспотребнадзора регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (в июле 2021 года в него были внесены изменения). Роспотребнадзор выполняет несколько задач:
- разрабатывает и утверждает государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормы;
- контролирует выполнение требований СанПиН, наличие санкнижек, допусков и т.п.;
- осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- защищает права потребителей – покупателей или получателей услуг;
- участвует в формировании политики государства в подведомственной области.
Какие виды бизнеса проверяет Роспотребнадзор
Чаще всего проверке Роспотребнадзором подвергаются следующие организации:
- Гостиницы, хостелы, кемпинги.
- Организации по оказанию бытовых услуг: например, ремонт обуви, ателье, автомастерские и т.п.
- Парикмахерские и салоны красоты.
- Организации общественного питания: рестораны, кафе, кондитерские.
- Торговые точки по продаже продуктов, косметики, игрушек, одежды, стройматериалов.
- Транспортные компании по перевозке пассажиров и грузов.
- Предприятия по пошиву одежды.
- Организации по производству обуви, изделий из кожи.
- Фирмы по изготовлению изделий из дерева, изготовлению мебели.
- Туристические агентства.
- Компании по ремонту и обслуживанию газового оборудования, лифтов.
Полный перечень бизнесов, подлежащих проверке Роспотребнадзором, указан в постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.
Telegram Деловой среды
Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале
Какие бывают проверки и контрольные мероприятия
Роспотребнадзор вправе проводить:
- документарные проверки,
- выездные плановые проверки,
- выездные внеплановые проверки,
- контрольные мероприятия.
Документарная проверка
В этом случае Роспотребнадзор проводит проверку юридической основы работы компании: наличие устава, разрешительных бумаг, обязательных свидетельств, соответствующего оборудования и т.п.
❗ Внимание
Об открытии определенных видов деятельности нужно уведомлять Роспотребнадзор. Например, при открытии ресторана, пекарни, гостиницы. Полный перечень видов деятельности вы найдете в постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 584.
В течение 10 дней с момента получения уведомления о документарной проверке Роспотребнадзором нужно направить затребованные бумаги в региональное отделение Службы по охране прав потребителей. Нотариально заверять копии не требуется; достаточно подписи лица, ответственного за ревизию.
Проверка органами Роспотребнадзора происходит в течение 20 рабочих дней. Инспектирующие лица не имеют права требовать сведения, находящиеся в государственных реестрах. Они могут получить эти данные самостоятельно (см. статью 11 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Плановая выездная проверка
Периодичность проверок. Выездную плановую проверку Роспотребнадзор вправе проводить не чаще одного раза в года. При этом о проверке можно узнать заранее – список организаций, которых проверяет Роспотребнадзор в ближайшем периоде, находится на официальном сайте службы. Нужно зайти по этой ссылке и выбрать соответствующий год. Далее в открывшемся окне забить ОГРН или ИНН, вы увидите:
- месяц проверки,
- цель проверки,
- срок проверки,
- тип проверки.
❗ Внимание
Некоторые виды бизнеса проверяют чаще, чем один раз в 3 года. Например, это касается сферы образования и сферы здравоохранения – тут проверки возможно более двух раз за 3 года. В целом к бизнесу применяют риск-ориентированный подход. Те из них, к которым предъявляются более высокие санитарно-гигиенические требования, контролируются чаще.
Иными словами, чем выше риски, тем часе контролируют. Узнать периодичность проверок Роспотребнадзором в зависимости от вида деятельности можно в постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.
Руководителя проверяемой организации предупреждают за 3 рабочих дня до начала плановой проверки.
Анализ деятельности юридических лиц в части соблюдения требований Роспотребнадзора проводят в течение 20 дней. Ревизию представителей малого бизнеса допускается производить каждый год, но не более 50 часов в общей сложности. ИП и компании с численностью работников 15 человек и менее, проверяют не более 15 часов.
❗ Внимание
Роспотребнадзор вправе продлить проверку еще на 20 часов, а малых и микропредприятий – на 15 часов. Это требуется для выполнения экспертизы, замеров и т.п.
Если результатом документарной проверки Роспотребнадзора стала внеплановая выездная инспекция, то срок ее проведения тоже увеличивается на 20 суток.
Когда фирма имеет филиалы в других населенных пунктах, для ревизии каждого из них отводится 60 рабочих дней.
Для отдельных видов деятельности установлены свои сроки плановых проверок. Наиболее пристальное внимание оказывается организациям общественного питания, детским и оздоровительным учреждениям.
В связи с коронавирусом Федеральным законом № 480-ФЗ от 25.12.2018 объявлен мораторий на проведение плановых проверок Роспотребнадзора. Он распространяется на большинство категорий малых предприятий. Действие закона продлено до окончания 2021 года. Он не касается организаций, занимающихся особо опасной деятельностью, а также лиц, совершивших преступления. В тексте закона можно посмотреть полный список исключений.
Telegram Деловой среды
Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале
Внеплановая выездная проверка
Внеплановая проверка происходит, если поступила жалоба от потребителей, нанесен вреда здоровью людей, окружающей природе или безопасности государства. О проведении такой инспекции предупреждают не позднее чем за сутки.
В случаях, представляющих опасность населению, проверку осуществляют внезапно, не предупреждая заранее. Инспектирование согласуют с прокуратурой.
Часто Роспотребнадзор проверяет вне утвержденного плана ранее проинспектированные предприятия. Тогда основной задачей службы является анализ выполнения предыдущего предписания. В акте обследования указаны сроки для устранения обнаруженных недостатков. По истечении установленного промежутка времени выполнение предписания может быть проверено.
Иногда внеплановая проверка бывает обусловлена требованием прокуратуры. Чаще всего она вызвана ревизией деятельности предприятия правоохранительными органами.
Контрольные мероприятия
1 июля 2021 года вступил в действие Закон о государственном и муниципальном контроле от 31.07.2020 № 248-ФЗ, который ввел такие виды контрольных мероприятий:
- контрольную или мониторинговую закупку;
- выборочный контроль;
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр.
Если контрольные закупки проводили и ранее, то три других вида являются новыми. В рамках выполнения этих действий представители Роспотребнадзора могут приобрести товар, не предупреждая продавца, отдать продукцию на экспертизу, провести внезапный осмотр, запросить документы.
Контрольная закупка. Суть в том, что инспектор под видом покупателя, что-то приобретает (онлайн или офлайн). Покупку совершают в присутствии двух свидетелей или записывают на видео. После покупки инспектор предъявляет удостоверение. Если контроль происходит через интернет, то решение по результатам закупки и акт нужно будет искать в Едином реестре контрольных мероприятий.
В обоих случаях после совершения покупки нужно будет вернуть деньги контроллеру.
Выборочный контроль. Цель – проверка условий хранения товара. В ходе такой проверки могут брать товары на экспертизу. Саму проверку должны проводить в присутствии представителя компании, также ведется запись видео.
Инспекционный визит. В ходе такого визита проводят осмотр, опрос, получают письменные объяснения.
Рейдовый осмотр. Цель – проверка соблюдения обязательных требований по использованию производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории.
Telegram Деловой среды
Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале
Как подготовиться
Чтобы быть готовым к проверке сотрудниками Роспотребнадзора, в первую очередь нужно иметь наготове все основные бумаги: уведомление Роспотребнадзора о создании бизнеса, устав, лицензии, допуски, санитарные книжки т.п.
Лучше всего воспользоваться проверочными листами, утвержденными приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860. Они находятся на сайте rospotrebnadzor.ru в разделе «Приказы». Там можно найти список контрольных вопросов и нормативные акты, которые требуют выполнения требований.
Чтобы в соответствии с законодательством удовлетворительно ответить на все вопросы, задаваемые Роспотребнадзором, нужно:
- направить уведомление о создании предприятия в органы Роспотребнадзора;
- расположить организацию согласно установленным нормам;
- решить вопросы водоснабжения и канализации;
- обеспечить соблюдение условий труда;
- удостовериться в наличии тары и оборудования;
- организовать правильные хранение, транспортировку и реализацию сырья;
- проверить наличие разрешительных бумаг как у фирмы, так и у сотрудников (лицензий, санкнижек, допусков) и сроки их действия.
Telegram Деловой среды
Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Telegram-канале
Как проходит проверка Роспотребнадзора
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами РПН. Руководителя проверяемой организации знакомят с приказом о проведении ревизии и полномочиями должностных лиц.
Представители Роспотребнадзора должны объяснить цели и задачи выездной проверки Роспотребнадзора, основания для ее проведения. Они определяют вид и объем мероприятий по контролю, состав экспертов, привлекаемых к выездной ревизии. Инспекторы сообщают о сроках и условиях анализа работы на предприятии. Если возникают сомнения в правомерности проводимого мероприятия, нужно обращаться на горячую линию Роспотребнадзора по телефону 8 (800) 555-49-43.
Представители инспектируемой организации предоставляют должностным лицам Роспотребнадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с бумагами.
Необходимо обеспечить доступ должностным лицам Роспотребнадзора и представителям экспертных организаций к предмету анализа: на территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, а также к оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам. Создание препятствий инспекторам для посещения каких-либо мест может повлечь за собой наложение взыскания.
При проведении ревизии учитывают режим работы лиц, подлежащих проверке.
По результатам анализа представители Роспотребнадзора составляют акт, в котором изложены выявленные факты и указано предписание для устранения замечаний. Его подписывают представители обеих сторон. Если предприниматель не согласен с актом проверки, при формировании предписания нужно это указать.
Для фиксации ревизий заводят отдельный журнал, в котором указывают, когда и каким органом осуществлялся анализ деятельности предприятия.
Информация о проверке Роспотребнадзором появляется на официальном сайте Службы по защите прав потребителей в течение 5 дней со дня подписания акта.
Чем может закончиться проверка
При обнаружении нарушений контролер вправе провести следующие действия:
1. Оштрафовать бизнес.
2. Приостановить работу бизнеса до устранения недостатков.
3. Передать заключение в суд для принятия мер правоохранительными органами.
4. Выдать предписание об устранении нарушений.
Если инспекторы не нашли никаких недостатков, они указывают это в акте.
Какие возможны штрафы за нарушения
Перечень штрафов можно найти в главе 6 и главе 14 КоАП РФ. Для каждого нарушения предусмотрена своя статья. В таблице перечислены некоторые виды нарушений и штрафов.
Вид нарушения | Штраф для ИП | Штраф для компании | Статья КоАП РФ |
Несоблюдение санитарных правил и норм | 500 – 1000 руб. или приостановление деятельности на 90 дней | 10 000 – 20 000 руб. или приостановление деятельности на 90 дней | Часть 1 ст. 6.3 КоАП РФ |
Обман потребителей (обвешивание, обсчет и т.п.) | 10 000 – 30 000 руб. | 20 000 – 50 000 руб. | Часть 1 ст. 14.7 КоАП РФ |
Введение потребителей в заблуждение относительно качеств и свойств товара | 12 000 – 20 000 руб. | 100 000 – 500 000 руб. | Часть 2 ст. 14.7 КоАП РФ |
Что делать, если не согласен с результатами
Если вы не согласны с актом, составленным Роспотребнадзором, его можно обжаловать. Даже если штраф не отменят, то его могут значительно снизить. Всегда можно аппелировать к тому, что нарушение было совершено впервые или что нарушение не повлекло каких-либо серьезных последствий.
Жалобу на действия инспекторов или претензию к полученному предписанию подают в региональный орган Роспотребнадзора в течение 15 дней с момента получения акта проверки. К обращению прикладывают подтверждающие бумаги.
Претензию можно подать лично, по почте или дистанционно. В электронном виде возражения направляют на портале Госуслуг. На странице knd.gosuslugi.ru находятся формы заявления для жалоб по различным поводам.
Срок рассмотрения претензий в Роспотребнадзоре составляет 30 дней. Если проверка в отношении заявителя была проведена не по правилам, указанные факты не соответствуют действительности, может быть принято решение об отмене ее результатов.
Грубые нарушения в работе Роспотребнадзора могут служить основанием для обращения в прокуратуру. При этом обязательно нужно приложить свидетельства, подтверждающие указанные факты.
Если разногласия не разрешаются после обращения в территориальный орган РПН, можно обратиться в суд.
Источник: dasreda.ru
Самый «страшный» закон, или что делать юридическим, бухгалтерским и риелторским организациям с 115-ФЗ
Р. П. Ермаков
автор статьи, юрист-практик в сфере гражданского законодательства Хорошая поговорка «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится» иногда становится принципом деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных исполнять требования и нормы Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и по каким-либо причинам его не исполняющих или исполняющих с нарушениями. И дело здесь не только в каком-либо умысле или надежде на русский «авось», но и в элементарном незнании норм закона.
И да, это не освобождает от ответственности. Проверка уполномоченным органом вашей организации или конкретного индивидуального предпринимателя обязательно наступит. Рано или поздно «гром грянет». Инструментарий для исполнения требований законодателем предоставлен, инструкции написаны, практика проверок сформирована.
Теперь все зависит от самого субъекта правовых отношений: юриста, бухгалтера, риелтора. Жалобы проверяющим органам на «невозможность» исполнения в полном объеме норм закона из-за нехватки ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, временных) не возымеет действия. Выстраивать внутренний бизнес-процесс по организации работы в рамках исполнения 115-ФЗ все равно придется, привлекая соответствующие ресурсы: организовывать дополнительное рабочее место, обучать сотрудника на специализированных курсах, платить зарплату за исполнение обязанностей в рамках 115-ФЗ. В данной статье мы остановимся более подробно на обязанностях агентств недвижимости и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Но она будет касаться в общей части и юристов с бухгалтерами.
Контроль по 115-ФЗ: ответы на вопросы
- Если мы не являемся стороной в купле-продаже недвижимости – значит у нас нет и обязанностей по соблюдению 115-ФЗ в этой части?
Это ошибочное мнение. В посредническую деятельность на рынке недвижимого имущества Росфинмониторинг включает и деятельность по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организацию продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц, проведение проверки объекта недвижимости, присутствие при заключении такой сделки.
- У нас код ОКВЭД 68.31 «Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе» не является основным. Значит мы не подлежим проверке контролирующим органом?
И это ошибка. Требования законодательства о ПОД/ФТ распространяются на субъектах Федерального закона N 115-ФЗ независимо от того, является ли предоставление посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества их основным видом деятельности или дополнительным. И самое «неприятное»: принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ определяется исходя из условий заключенных договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках реализации данных договоров, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД.
Например, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, бухгалтер, юрист, финансовый консультант изначально не является субъектом Федерального закона N 115-ФЗ и не имеет соответствующих кодов ОКВЭД, оказал разовую посредническую услугу при купле-продаже недвижимого имущества, то он становится субъектом Федерального закона N 115-ФЗ и на него распространяются требования законодательства о ПОД/ФТ.
- Я индивидуальный предприниматель, состою на учете в Росфинмониторинге, основной код ОКВЭД 68.31. Но фактически не оказываю посреднические услуги. Значит ли это, что я перестал быть субъектом 115-ФЗ и можно не исполнять требования этого закона?
Нет, ничего не делать не получится. Если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять посредническую деятельность при купле-продаже недвижимого имущества, то единственное правильное решение в данной ситуации – это исключить соответствующий код ОКВЭД группы 68.31 из ЕГРИП и представить в территориальный орган Росфинмониторинга заявление о снятии с учета. И в дальнейшем фактически не оказывать такие услуги. Иначе — смотрите ответ на предыдущий вопрос.
- Наше агентство недвижимости состоит на учете в Росфинмониторинге. С 10.01.2021 внесли изменения в 115-ФЗ, касающиеся отмены обязанности представлять сведения, если сумма, на которую совершается сделка, равна или превышает 3 000 000 рублей. Может ли наше юридическое лицо сняться с учета в Росфинмониторинге?
Нет, это не так. Обязанность по соблюдению требований субъектами Федерального закона N 115-ФЗ – это целый комплекс действий. И отмененное требование в предоставлении сведений по сделке равной или свыше 3 000 000 рублей – это лишь одно из целого перечня. Остался целый ряд обязанностей, например: проводить идентификацию и изучать своих клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), оценивать их риски, проводить проверки наличия среди своих клиентов лиц из Перечней и представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг, выявлять сомнительные операции (сделки) и информировать о них Росфинмониторинг.
Кроме того, риелторы, юристы, бухгалтеры обязаны:
Ответственность за несоблюдение требований 115-ФЗ: что важно знать
Несоблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ, возложенных на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а также юристов и бухгалтеров может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Ответственность может наступить в форме предупреждения, административного штрафа на должностное лицо (до 50 тыс. рублей) и юридическое лицо (до 1 млн. рублей) или приостановления деятельности на срок до 90 дней. Если деятельность субъекта Федерального закона N 115-ФЗ будет содержать уголовно наказуемой деяние, то наступит уголовная ответственность.
Исходя из вышеперечисленного становится понятно, что соблюдение требований 115-ФЗ предполагает тщательный анализ каждой сделки, каждой оказанной услуги. И даже при отсутствии фактической деятельности – работа по 115-ФЗ не должна прекращаться. Для правильной работы важно оперативно знакомиться с изменениями в Федеральный закон №115-ФЗ, с новыми подзаконными актами, инструкциями, письмами уполномоченных органов. В этом вам поможет правовая система «КонсультантПлюс».
В данной статье были использованы материалы Информационного письма Федеральной службы по финансовому мониторингу от 12 мая 2021г. № 62 «О разъяснении отдельных норм законодательства…», с которым нужно ознакомиться ответственному лицу в каждой организации как можно быстрее и при необходимости откорректировать внутренние документы и инструкции сотрудников.
115-ФЗ: все ответы на вопросы юристов и бухгалтеров
Не тратьте время на поиски решений в разных источниках, обезопасьте себя от ошибок и штрафов. Активируйте КонсультантПлюс на 3 дня бесплатно, чтобы получить доступ к актуальным инструкциям.
Р. П. Ермаков
автор статьи, юрист-практик в сфере гражданского законодательства
Источник: www.ascon-spb.ru