В СССР понятия «Свободное предпринимательство» не существовало. В эпоху развитого социализма, подобная деятельность была запрещена не только на законодательном уровне, но и на идеологическом. Считалось, что рабочий класс должен получать товары практически по себестоимости и только от государства, а всяких ушлых барыг, нужно искоренять, т.к. такой класс признавался паразитирующим на обществе.
Но была одна проблема – качество и нехватка элементарных предметов быта. Мало было накопить несколько сотен рублей на холодильник или стиральную машину, за ними нужно было отстоять в очереди. Нет, не в живой и несколько часов, а по записи в магазине и иногда до полугода.
Лидеры Советской партии знали, как лучше жить простому рабочему классу, но никак не хотели признавать самый элементарный закон экономики, который будет существовать всегда: «Спрос рождает предложение».
Уже в конце 60-х, начали появляться подпольные производства, начиная от домашних шлепок, заканчивая предметами мебели. Поскольку на организаторов трудились люди, а помещение называли просто «цех», то владельцев подпольных производств в народе окрестили словом «Цеховики».
Челночный бизнес в 90-х. Как торговля ширпотребом стала криминальной индустрией с жестокими нравами
Подобные предприятия существовали вплоть до 1988, пока 26 мая того же года, Михаил Горбачев не подписал закон о кооперации.
С этого момента и начинается особая страница торговли в истории нашей страны, где официально открывается доступ к выезду за границу. «Железный занавес» был брошен на пол и затоптан теми, кого потом назовут «барыги» и «челноки».
Челноки. Источник фото – интернет
Начали появляться не только кооперативы со всякими иностранными товарами, но один за другим торговые рынки, где точки представляли собой либо раскладушку с вешалками по бокам, либо вообще прям на земле на покрывале. Самые отчаянные торговали стоя и держали все на своих руках.
Торговали вообще всем, начиная от вещей и обуви, заканчивая импортными инструментами для ремонта. Спрос у населения был на все.
Кто постарше, тот помнит это сладкое прилагательное другого государства, которое из простых каких-нибудь босоножек, делало нечто качественное и редкое.
Механизм новой профессии был прост: находишь начальный капитал, закупаешь клетчатых сумок штук 5 (баулы),
Тот самый баул. Источник фото – интернет
находишь таких же собратьев по опасному бизнесу, все вы нанимаете автобус (в 90% это был знаменитый красный Ikarus)
Ikarus – венгерская компания. Источник фото – интернет
и едите в ближайшее зарубежье покупать вообще все то, чего у нас в стране не было.
Основными направлениями были: Польша, Китай, Турция.
С последними двумя было сложнее, т.к. на транспортировку требовалось больше затрат, да и туда уже летали, а вот с Польшей было свое отдельное «веселье».
Во-первых, прохождение границы было целым испытанием для новых предпринимателей. Целая череда автобусов из таких же, как они, образовывали очередь длинною порой в целую неделю.
Сумасшедший бизнес 90-х. Кидалово, бандиты, вымогательство взяток
Естественно, спали, ели, пили и. прям на обочине, где уже через несколько месяцев объявляли санитарную зону. Ни о каком душе речи не шло, поэтому атмосфера предпринимательства внутри автобуса, начинала играть новыми красками.
Во-вторых, быстро нашлись те, кто посчитал, что челноки должны делиться своей прибылью и что это несправедливо, когда они зарабатывают, а «Вася» с одной извилиной и бритым затылком – нет.
Автобусы с челноками часто подвергались вооруженному нападению, т.к. все направлялись за товаром и естественно, все были при деньгах.
Но даже в самой Польше в самых дешевых гостиницах, где останавливались наши бизнесмены, их все равно находили наши соотечественники и требовали плату. Нет, не процент, у них отбирали вообще все, даже золото и дорогие вещи.
В ту пору никакой документации на такую деятельность не требовалось. На рынках становились со своим товаром там, где было место. Но это не было бесплатно и в середине торгового дня, по рынку начинали ходить те, кто брал плату за один день твоего нахождения там. Их называли «Контролеры».
Кто они, на каком основании и почему именно они, никто никогда не спрашивал, да и не нужно это было. Заплатил, тебя никто не трогает и на этом все. Реализовал товар и снова баулы, автобус, очередь.
С приходом Ельцина в начале 90-х, экономическая модель стала давать сбой и народ начинал понимать, что пора уже думать о себе самому и что государство может обеспечить лишь задержку зарплаты, безработицу и бедность.
В новую профессию челнока, хлынули бывшие советские инженеры, учителя, доктора и вообще все те, кто был чуть проворнее и не питал иллюзий от обещаний новой власти. Многие думают, что в профессию шли только необразованные «дворники», но нет. Там были все слои общества. Даже бывшие директора совхозов и руководители отделений партии при СССР.
Количество таких предпринимателей резко росло и как раз в этом моменте, в Москве появляется Черкизовский рынок, «Черкизон».
Черкизовский рынок. Источник фото – интернет
Это был самый огромный и насыщенный рынок в новой России. Это даже был не рынок, а целый город, который стал новым домом для сотни тысяч мигрантов.
И если челноки привозили товар из-за границы, то эти трудились в цехах прям там. В итоге даже за «бугор» не нужно было ездить. Организаторы производств ставили свои точки прям там и торговали оптом с челноками, которые в свою очередь, сбывали уже конечному потребителю.
Черкизон считался не только розничным рынком, но и оптовым. Именно туда выдвигались челноки с остальной России из менее крупных городов на все тех же автобусах. Естественно свой товар они реализовывали уже не по тем ценам, что на Московском рынке.
Не все в народе поддерживали такой вид деятельности и очень часто челноков называли просто «Спекулянты». Считалось, что такой вид деятельности направлен на опустошение карманов простых граждан и что ушлые торгаши пользуются нестабильной ситуацией в стране.
Я тогда был школьником и помню в нашем небольшом городе на центральном рынке, мужик лет 50 закатил целую истерику одной женщине лишь за то, что джинсы та продавала с накруткой. В Москве столько, а вот у нее дороже. Несправедливость и все такое.
Ну, в свои 50, тот мужик видимо не мог знать, что на доставку любого товара в его город, нужны деньги и что никто не будет ему привозить весь востребованный им товар бесплатно. А если его не устраивает, то он может сам себе купить билет до Москвы за 10000, оплатить гостиницу за 8, купить обратный билет, купить поесть и все ради того, чтобы не переплачивать лишние 3000 тысячи за джинсы. Ну да ладно.
Время шло и уже в начале 2000-х, подобный вид деятельности становился невыгодным для простого физического лица. Простых челноков начал вытеснять большой бизнес и торговые павильоны. Да и простому покупателю было удобнее и приличнее мерить новые штаны не за шторкой на открытом небе и картонке, а в отдельном, теплом помещении, где кроме тебя никого нет.
Еще через пару тройку лет, такой бизнес заглох окончательно и лишь в маленьких городах люди могли зарабатывать подобным образом, но и это потом кануло в лету.
К челнокам и цеховикам можно относиться по-разному. Кто-то их ненавидит, кто-то наоборот считает, что именно благодаря им у потребителя появился такой выбор, хоть и не всегда была возможность купить желанное.
Просто, когда поколение СССР в следующий раз вспомнит свои первые джинсы, вкус сока из банки, первую игровую приставку, вязанный свитер с оленями, кроссовки, двухкассетник, в котором вечно нужно менять пасики, жвачку Турбо. не забывайте, что все это вам привезли именно эти люди на своей собственной спине.
Пишите, что думаете и как у вас проходило общение с челноками.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник: storyone.ru
Опрос показал, сколько россиян занялись бизнесом в 90-е годы
Как оказалось, лишь 5% опрошенных смогли на этом заработать и не прогореть, а 15% если не разорились полностью, то остались без прибыли и чуть не вылетели в трубу.
Для России 90-е годы стали всплеском торговли, когда граждане начали массово пробовать себя в бизнесе. Именно 29 января исполняется 30 лет со дня подписания указа «О свободе торговли». Тогда, в 1992 году, этот документ стал отправной точкой в развитии предпринимательства, которое получило легализацию. Впрочем, по данным опроса kp.ru, большинство россиян (а это 72%) так и остались в 90-е в стороне от бизнеса, не осмелившись пойти на риск.
А вот 28% респондентов рассказали, что им пришлось попробовать себя в роли бизнесменов из-за нехватки денег. Но лишь 5% из них смогли действительно на этом заработать и не прогореть, а 15% опрошенных если не разорились полностью, то остались без прибыли и чуть не вылетели в трубу.
У 4% респондентов бизнес с тех неспокойных 90-х годов сохранился и за 30 лет смог неплохо укрепиться. И наконец, ещё 4% поделились историями о том, как не только члены их семей, а они лично стали челночниками и зарабатывали перепродажей купленных за рубежом вещей. Издание провело опрос в соцсетях, и в нём участвовало почти 4,1 тыс. человек.
Источник: life.ru
yarodom
~~~~~~~~~~~
Жители Мичуринска, которые занимались бизнесом в 1990-е годы, рассказали РП о нелегальном оружии, нарушении авторских прав, аукционах и частной инициативе.
Директор ООО «Максима» Сергей Кораблин:
– Самая первая частная палатка в Мичуринске появилась в 1989 году. Она была расположена прямо напротив администрации города. Моя была по счету лишь третьей. К этому времени я уже уволился из администрации города, где возглавлял отдел по международным связям.
Изначально эта торговая точка находилась в собственности у магазина «Игрушки», и мне, используя свои старые связи, удалось взять ее в аренду. Вскоре здесь стали продаваться продукты. Был, как известно, дефицит продуктов питания. Конечно, население не было избаловано заморскими деликатесами, поэтому «Сникерсы» и «Марсы» шли нарасхват как горячие пирожки.
За ними выстраивались реальные очереди, товар продавался упаковками. Неплохо шли сигареты и спиртные напитки. Примечателен такой факт: все первые палатки в Мичуринске работали круглосуточно. А где работа идет круглые сутки, там по ночам повышалась криминальная активность. Бывало всякое: били окна, напрашивались на разборки.
Однажды моему знакомому в открытое окно палатки ночью влетел пиротехнический пакет. От прогремевшего взрыва продавец на время оглох. Что сегодня об этом можно сказать — это был криминал или хулиганство?
О случавшихся в городе громких «разборках» знали практически все, но предпочитали обсуждать произошедшее на пониженных тонах, чуть ли не шепотом. Долго была на слуху криминальная разборка у «Варваринского моста», когда был застрелен местный авторитет по кличке Рогач. Спустя некоторое время у одного предпринимателя милиция обнаружила и изъяла армейский гранатомет.
Видно, как-то в компании он решил похвастаться крутым стволом, а кто-то из дружков сообщил об этом в органы. Словом, получил парень конкретный срок. Зачем он, чудак, его купил, до сих пор не понимаю.
Спустя некоторое время мне удалось существенно расширить свой торговый бизнес. Той прежней палатки больше нет. На ее месте вначале появился павильон с торговым залом площадью около шести метров, а потом и современный продуктовый магазин. Примерно то же можно сказать и о ситуации в целом.
Те из моих ровесников, кто успели раскрутиться, построили со временем на законных основаниях приличные торговые точки. Те же, кто этого сделать не смог, вскоре либо перепродали свое дело, либо разорились, а их палатки были снесены по решению суда как самострои.
Можно ли назвать меня успешным? Я всегда старался жить по принципу: «заработал рубль, половину оставь, а половину вложи в дело». Иногда было пусто, иногда — густо, но в целом на жизнь хватало.
Индивидуальный предприниматель Андрей Ледовской:
– После школы я окончил Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище. Несколько лет прослужил в рядах российской армии. И вдруг, как снег на голову, сокращение. Несколько раз я пытался поступить на службу в милицию, однако из-за отсутствия юридического образования эта затея окончилась ничем. Я был в отчаянии.
Тогда друзья уговорили меня заняться предпринимательской деятельностью. Решили организовать торговлю магнитофонными кассетами. Затем, с развитием видеорынка, к ним добавились и видеокассеты, потом бытовая техника, а далее компакт-диски и прочие электронные носители информации. Словом, рынок сам сформировал нашу мультимедийную сферу деятельности.
Первые годы я мотался в Москву на «Горбушку» по два раза в неделю. В год на машине наматывал по 100 тысяч километров. Кассетами, «болванками», футлярами забивал свою старенькую «шестерку» под завязку. Вскоре пришлось покупать прицеп. Но и его хватило ненадолго.
От сильной загруженности товаром амортизаторы проседали почти да земли. И вот однажды зимой в Москве при очередной такой погрузке от сильного ветра с крыши высотки сорвало сосульки, которые словно пулеметной очередью прошили лобовое стекло. К счастью, поблизости оказалась автомастерская, где мне это злополучное стекло быстро поменяли. Световой день в Москве зимой короткий.
Начинает смеркаться уже около 16 часов. Я сел в автомобиль и только тогда с ужасом обнаружил, что лобовое стекло мне поставили тонированное. Через него и днем-то толком ничего не видно, а тут ехать в ночь. Но ведь доехал!
Чтобы снизить затраты, сами перезаписывали кассеты и диски, разбрасывали товар по Тамбовской и соседним областям. В то время мы даже не подозревали о существовании авторских прав. Это сегодня за подобное нарушение могут завести уголовное дело, а тогда законодательство было по отношению к предпринимателям куда лояльнее.
Во многом благодаря нам в Мичуринске сложился свой рынок аудио- и видео продукции. После нас многие тамбовские продавцы пытались открыть в городе аналогичный бизнес. Среди наших клиентов были даже меломаны, которые держали придорожные кафе вдоль федеральной автотрассы М-6 «Каспий». Однако этот бизнес оказался конечным.
С развитием интернета он фактически сошел на нет, ведь сегодня из глобальной сети можно бесплатно скачать практически любой ролик или фильм. Законно это или нет — другой вопрос. Так что сегодня свое дело приходится выстраивать практически заново. Занимаюсь в основном сдачей торговых площадей в аренду. Предприниматели ведь на то и предприниматели, чтобы постоянно что-то придумывать.
Ну а что до «разборок», конечно, бывало всякое. Однажды, угрожая ножом, два явно залетных парня заставили продавца отдать всю дневную выручку. Прыгнув в машину, они тут же скрылись. Как вскоре выяснилось, в тот день они накрыли не один магазин. Их вскоре нашли по горячим следам. Ребята действительно оказались гастролерами из Армении.
В основном проблемы возникали у тех, кто брал деньги в долг, кто занимал и не отдавал, кто постоянно лез на рожон. Мы же старались тихо договариваться.
Можно ли считать, что жизнь удалась? Решайте сами: передо мной больше не стоят квартирные проблемы, с супругой мы вырастили и дали высшее образование двум детям. У нас есть некая уверенность в завтрашнем дне. Многие мои ровесники сегодня уходят из бизнеса, предпочитают поступать на работу в бюджетные учреждения, где, по их мнению, гораздо спокойнее.
Я в нем остаюсь, поскольку не вижу альтернативы. Ушедшие 90-е я вспоминаю с легкой грустью, ведь мы были тогда значительно моложе и считали, что нам все по плечу.
Генеральный директор ООО «Радуга» Сергей Ершов:
– В конце 80-х годов прошлого века я работал в мичуринском производственном объединении «Мотордеталь». Главной продукцией этого известного на весь Советский Союз предприятия были автомобильные и мотоциклетные поршневые кольца, которые всегда пользовались спросом. А спрос, как известно, рождает предложение.
В это же время в стране начало разворачиваться кооперативное движение, власть разрешила частную инициативу, поэтому я, как и многие мои знакомые, уволился с предприятия и стал заниматься реализацией этих самых колец. Однако в ту пору частная продажа отдельных видов товаров была под запретом.
К ним относились и поршневые кольца, которые поставлялись министерству обороны и считались стратегическим ресурсом. А поскольку к тому времени я официально нигде не работал, меня могли попросту привлечь за тунеядство. Пришлось открыть видеосалон в доме культуры села Заворонежское. Он стал моим официальным местом работы.
Через некоторое время аналогичные видеосалоны появились у меня еще в нескольких селах Мичуринского района. Так продолжалось около двух лет.
В начале 90-х в Мичуринске появилось огромное число торговых палаток. Строились они без проектов — кто во что горазд. Не стал исключением и я. Мои палатки, торгующие универсальным на тот период ассортиментом, появились вскоре на Привокзальной площади и у здания городского суда. Я не стоял на месте.
В 1990 году мне довелось победить в городском аукционе и получить право выкупа первого частного павильона. Вскоре в нем разместился магазин автозапчастей. Через год на другом аукционе я приобрел еще одну торговую точку, где поместил магазин продуктов. Со временем у меня появилась база строительных и отделочных материалов «Радуга», мясокомбинат в Никифоровском районе, небольшая арендная зона.
Сейчас бизнесом в Мичуринске занимается мой сын Михаил, а я целиком сконцентрировался на ведении дел в Никифоровке, где недавно открылась еще одна база строительных материалов.
Что касается криминала, на мой взгляд, эта тема в основном затронула крупные города. В таких небольших населенных пунктах, как Мичуринск, местные авторитеты, конечно же, предлагали свое покровительство. Но через некоторое время они бесследно исчезли.
А свою первую палатку я не продал и не сдал в металлолом, а оставил на память о тех непростых, но интересных временах.
Источник: yarodom.livejournal.com