Борьба с нелегальной продукцией идет во всем мире. В России с этой целью разработана система маркировки товаров, она защищает изделия, которые подделывают чаще всего. Каждый, кто столкнется с сомнительной продукцией, может отправить жалобу в надзорные органы через мобильное приложение «Честный знак». Объясняем, как им пользоваться и что именно скрыто на этикетках.
Как только товар, подлежащий маркировке, сходит с конвейера, ему присваивают уникальный код, выданный системой «Честный ЗНАК». Код выглядит как небольшой черно-белый квадратик, нанесенный на упаковку. Это код системы data matrix, в нем зашифрована информация о товаре: наименование производителя и поставщика, срок годности, состав, а также разрешительная документация и другие данные. Если продукт должен быть маркирован, а кода на нем нет, то перед вами либо контрабанда, либо контрафакт.
Контрафакт изготавливают подпольно, часто без соблюдения правил безопасности и требований к качеству: вспомним, к примеру, кроссовки Abibas. Контрабанда же – это товары, ввезенные в Россию в обход таможенных правил. И то, и другое помимо рисков для здоровья вредит бюджету страны, ведь «серый» производитель или поставщик старается уйти от налогов.
Система Честный Знак,как он работает?
Чтобы защитить права потребителей, в 2017 году было решено ввести обязательную маркировку наиболее «уязвимых» товаров. И в 2019-м Минпромторг заключил соглашение о партнерстве с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ), который был выбран единым оператором системы «Честный ЗНАК».
Всюду знаки
Первыми начали «кодировать» шубы и табак. Сегодня маркировка обязательна также для лекарств, молочной продукции, минеральной и питьевой воды, жидкостей для вейпов, товаров легкой промышленности, обуви, духов, автомобильных шин и фотоаппаратов.
«Честный ЗНАК» позволяет проследить маршрут товара от завода до потребителя. Производитель наносит цифровой код на упаковку. Оптовики сканируют его при перепродаже розничным магазинам. В магазине тоже сканируют код товара, подтверждая его прием. А когда товар продали на кассе, система отмечает, что «код вышел из оборота».
Полные данные об операции с каждой единицей товара доступны только контролирующим органам. Производителю система подскажет, где и как продаются его изделия, велики ли остатки по ним – это поможет планировать следующие поставки. А продавец, который в итоге несет ответственность за реализацию некачественной вещи, проверит ее соответствие заявленным характеристикам еще на стадии предпродажной подготовки. Если что-то не так, товар следует вернуть поставщику.
«Система маркировки позволяет определить, кто именно и на каком этапе нарушение допустил. Добросовестному продавцу не составит труда доказать, что его вины в присутствии на полке нелегального товара нет», — отмечают в ЦРПТ.
Система «защиты от подделки» многоступенчата. Все современные онлайн-кассы подключены к системе маркировки. При этом кассу можно настроить так, чтобы товары с некорректными кодами не могли быть добавлены в чек. Код сканирует либо кассир, либо сам покупатель, если расплачивается через терминал самообслуживания.
Технологии рвутся в маркировку. «Честный ЗНАК» глазами интегратора
После оплаты товара уникальный код выводится из оборота, и его нельзя использовать дважды. Если уже проданный товар пытаются продать заново, то система автоматически уведомляет контролеров. Чтобы выставить на продажу вещь, возвращенную покупателем, продавец обязан запросить для нее новый код.
С широко открытыми глазами
Заранее узнать всю правду о товаре позволяет мобильное приложение «Честный ЗНАК». Скачать его можно бесплатно в любом магазине приложений или на сайте разработчика. После этого достаточно навести экран телефона на код, и приложение выдаст всю «зашитую» в нем информацию.
В первую очередь отобразится статус товара. Сообщение «Код не найден» означает, что сканируемый код маркировки является некорректным либо код отсутствует в системе; «Товар произведен до начала обязательной маркировки» – был выпущен в период эксперимента; «Товар продан» или ««Срок годности товара истек» говорят сами за себя.
Наименование производителя тоже высветится в обязательном порядке. Его можно сравнить с данными, указанными на этикетке, чтобы убедиться, что код не переклеен с другого товара.
Прочая информация может различаться в зависимости от категории изделий. Данные о сроке годности доступны лишь для товаров, у которых он ограничен: это лекарства, молочная продукция и вода. Предельную стоимость можно увидеть только для сигарет, потому что в других товарных группах нет законодательных ограничений по максимальной цене.
Кроме того, производители описывают товары самостоятельно, через национальный каталог. Есть обязательные для заполнения параметры (состав продукта, название, тот же срок годности), есть дополнительные, и чем подробнее опишет свой товар предприниматель, тем больше о нем узнает покупатель.
Некоторые данные «Честный ЗНАК» черпает из государственных систем и партнерских источников. Ветеринарные сертификаты для молочной продукции подтягиваются в приложение через систему «Меркурий». По отдельным позициям подключается рейтинг Роскачества. Система каждый день пополняется новой информацией, так что «визитные карточки» товаров постепенно становятся все более содержательными.
Особый вопрос – почему не на всех товарах отображается дата их покупки. Чаще всего это зависит от настройки кассовых систем в магазине. После того, как кассир сканирует код, данные о продаже маркированного товара «приходят» в фискальный накопитель, который является частью кассы. Оператор фискальных данных эти сведения передает в систему маркировки, откуда они поступают в сервис мобильного приложения. Обычно это происходит моментально (если в магазине все корректно настроено), но иногда сроки могут увеличиться.
Расширяем кругозор
«Умное» приложение имеет и дополнительные полезные опции. Например, при сканировании лекарства можно прочесть инструкцию по применению, а также воспользоваться сервисом по поиску препарата в аптеках.
Сканер распознает не только код маркировки, но и остальные значки на упаковке: если их сфотографировать, на экране появится подсказка по каждому. Так можно узнать, из чего сделана тара, экологична ли она, срок годности содержимого после вскрытия, способ утилизации, наличие вкладыша-инструкции, способы обращения с одеждой, сведения, спрятанные в штрихкоде и многое другое.
Сканировать можно еще и QR-код на кассовом чеке. Это позволяет сохранить в архиве историю покупок и историю проверок товаров. Также эта функция будет полезна при выполнении заданий по поиску магазинов, торгующих сомнительными товарами без маркировки. С помощью QR-кода из чека можно подтвердить факт нелегальной продажи товаров и получить приз за бдительность.
Судьба жалобы
По сути, пользователь «Честного ЗНАКА» выполняет роль общественного контролера. Через приложение легко подать жалобу в надзорные органы. Модераторы в течение суток проверяют заполнение необходимых данных, контактную информацию, качество прикрепленных фото, при необходимости запрашивают уточняющие сведения. Затем жалоба передается в Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росздравнадзор, Федеральную таможенную службу, Федеральную налоговую службу – выбор ведомства зависит от типа нарушения и товарной группы.
Официальный ответ придет на электронную почту, указанную потребителем. Уведомление о статусе проверки («подтверждено» или «не подтверждено») будет направлено через приложение.
«В среднем в месяц к нам поступает более 3,5 тыс. жалоб, от 60 до 70% из них подтверждаются, — поясняют в ЦРПТ. — Выявляется продукция с подменным брендом (фальсификат), просроченными сроками, неверно введенные в оборот товары, не выданные на кассе чеки, отсутствие кодов маркировки в чеках, отсутствие маркировки на различных товарах, нахождение лекарств, которые ранее были бесплатно отпущены в медицинских учреждениях и т.д.».
По итогам разбирательства выдается предписание с требованием устранить нарушение. Например, совсем недавно москвичка сообщила Роспотребнадзору о том, что бутылка воды, выпущенная в Санкт-Петербурге, не содержит сведений о введении товара в оборот. Выяснилось, что летом у ее производителя случились проблемы с интернетом, поэтому отправить в систему «Честный ЗНАК» отчет о вводе продукта в оборот было затруднительно. Стоит ли говорить, что после вмешательства контролеров все «сбои» были незамедлительно устранены.
Источник: xn--90aivcdt6dxbc.xn--p1ai
Выравнивание остатков сигарет в Честном знаке
Спустя несколько месяцев после начала работы с системой маркировки некоторые розничные продавцы обнаруживают, что фактическое количество товара в магазине не соответствует количеству товара в Честном знаке. Чаще всего расхождения находят при сверке количества табачных изделий.
Это далеко не единичная ситуация, и за значительные несоответствия организация или ИП может получить штраф. Поэтому мы настоятельно рекомендуем всем участникам оборота маркированных товаров проверить, совпадают ли фактические остатки с информацией в системе.
Почему появляются расхождения между итогами инвентаризации и данными системы маркировки?
Чаще всего нарушения в учете возникают по следующим причинам:
- неправильно настроена контрольно-кассовая техника, и при продаже информация о выбытии не передается в Честный знак;
- продавцы по незнанию, или специально нарушают порядок продажи маркированных товаров — например, забирают пачку сигарет, как бы “купив” для себя, но потом забывают отсканировать ее, либо продают как немаркированный товар;
- произошла кража или другая ситуация, из-за которой розничный продавец лишился маркированного товара в больших объемах не по своей вине, и не может вывести его из оборота при продаже.
Какой бы ни была причина, по которой образовались “расхождения” данных в Честном знаке, участнику оборота важно как можно быстрее выявить и устранить нарушения.
Как проверить остатки маркированных сигарет в Честном знаке
Несоответствие остатков можно выявить после того, как вы проведете инвентаризацию маркированного товара и сравните его с количеством марок, которые числятся за вашей организацией в Честном знаке.
Также вы можете заказать экспресс-аудит остатков в нашей компании. Для этого все равно придется провести инвентаризацию в магазине, но далее мы самостоятельно проведем оценку и сравнение с данными системы маркировки. Услуги оказываются удаленно, без выезда на торговую точку, в любом регионе и часовом поясе России!
Списание “в ноль” или выравнивание остатков маркированных товаров — в чем разница?
Списание в ноль подойдет, когда вы ликвидируете магазин, и на балансе в Честном знаке остались товары. Если поставщик не согласен принять его обратно, и продать нет возможности, нельзя просто оставить их на балансе и подать в ФНС заявление о ликвидации ООО или ИП. Это чревато тем, что через несколько месяцев вы можете получить штраф и требование устранить нарушения, так как по данным системы товар до сих пор в обороте, а фактически уже нет.
Поэтому лучше заранее подготовиться и перед ликвидацией бизнеса списать товар “в ноль”. В этом случае не понадобится предварительная инвентаризация, что значительно ускорит процесс.
Выравнивание остатков сигарет или других товаров в Честном знаке, наоборот, подходит бизнесу, который планирует и дальше продолжать работу. Поэтому так важно привести фактические остатки и информацию в системе маркировки в полное соответствие.
Где заказать услуги по выравниванию остатков в Честном знаке?
Вам не обязательно самостоятельно разбираться в технологии списания, особенно если на это нет времени, и вы мало знакомы с системой маркировки. Закажите услуги по выравниванию остатков в нашей компании — мы оперативно проведем аудит, исправим все несоответствия, настроим кассу для корректной работы и поможем вам избежать штрафов в будущем.
Стоимость услуг
*указанная стоимость актуальна на дату публикации lдля маркированного табака и может отличаться для других категорий маркированных товаров.
Как происходит оказание услуги по выравниванию остатков?
1. Перед началом работы убедитесь, что на кассе есть доступ к интернету, а ЭЦП для входа в Честный знак действительна.
2. Подключите сканер и скачайте программу AnyDesk для удаленного доступа.
3. Заполните заявку — мы свяжемся с вами, запросим данные для аудита и договоримся о времени удаленного подключения.
4. После проведения экспресс-аудита уточняем количество остатков и стоимость оказания услуги.
5. Проводим списание, при необходимости дополнительно настраиваем ККТ и ЭДО.
Чтобы заказать списание или выравнивание остатков в Честном знаке, позвоните нам по телефону 8(3852)226-023, напишите в WhatsApp или оставьте заявку в форме обратной связи.
Наши новости
Читай, вникай, советуй друзьям, будь в курсе событий!
МЧД для ЕГАИС и Честного знака с 1 сентября 2023 года
4 распространенные ошибки при продаже маркированных товаров
Отклонения в «Честном знаке» и предостережения от Роспотребнадзора
Как перевыпустить электронную подпись удаленно через ФНС?
Тандем — центр поддержки и развития бизнеса
Источник: ecp-tandem.ru
Честный ЗНАК РФ личный кабинет
Вход в личный кабинет Честный знак РФ осуществляется с помощью индивидуальной электронно-цифровой подписи (ЭЦП) и специального программного обеспечения.
После авторизации на официальном сайте пользователю системы маркировки доступны все необходимые сведения о товаре находящемся на складе и в обороте компании, включая проданную продукцию, а также:
- Дата изготовления.
- Уникальный номер кода товара.
- Подробная спецификация и описание товара.
- Адрес и производитель.
- Текущий владелец.
- МРЦ (минимальная розничная цена).
( 87 оценок, среднее 1.79 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
РЕГИСТРАЦИЯ В СИСТЕМЕ
Услуга включает в себя:
- Настройка рабочего места для работы с электронной подписью на портале честныйзнак.рф
- Помощь в правильном заполнении регистрационной формы
- Настройка Личного кабинета
- Помощь в правильном заполнении профиля пользователя в Личном кабинете после регистрации
Источник: sistemamarkirovki.ru