Десятки иностранных компаний одна за другой уходят с российского рынка из-за спецоперации на Украине и введенных в связи с ней санкций Запада. Среди тех, кто объявил о решении прекратить или приостановить работу на территории страны, оказались и крупные алкогольные производители. Как это отразится на рынке – в материале RTVI.
Первой об уходе из России сообщил украинский производитель Nemiroff – компания аннулировала лицензию на производство своей продукции в стране. Представители алкогольного бренда объяснили, что пошли на этот шаг в ответ на действия российских военных на территории Украины.
Следом бойкот России объявили крупнейшие чешские пивоварни — Plzeňský Prazdroj, Pivovary Staropramen, Budějovický Budvar и Bernard. Они остановили прием заказов и прекратили поставки продукции. Таким образом, чешская пивоваренная промышленность отказалась от своего третьего по величине экспортного рынка. В 2021 году более 500 тысяч гектолитров пива, то есть десять процентов всего экспорта, было экспортировано в Россию или произведено по лицензии на местных пивоваренных заводах.
Алкоголь. Почему мы пьем? @posle_zavtra
По данным собеседника «Коммерсанта», поставки продукции в Россию приостановил один из крупнейших глобальных производителей спиртного Pernod Ricard. Компании принадлежат бренды Chivas Regal, Jameson, Ballantine’s, Beefeater и Absolut. Pernod Ricard прекратил отгрузку товаров из Латвии в Россию на прошлой неделе. Такая ситуация может продлиться до 9 марта.
Кроме того, 3 марта об остановке отгрузок в Россию сообщила британская алкогольная компания Diageo, которая владеет брендами виски Johnnie Walker и White Horse, рома Captain Morgan, пива Guinness и водки Smirnoff.
С аналогичным заявлением выступил датский пивоваренный концерн Carlsberg Group. Компания останавливает экспорт и инвестиции в Россию, а также экспортные отгрузки в адрес своей российской «дочки» – пивоваренной компании «Балтика».
Санкции вводят и на экспорт. Так, 28 февраля Финляндия остановила продажу алкоголя из России. Аналогичное решение 2 марта приняла Норвегия. К ограничениям присоединились также торговые сети в Австралии, Новой Зеландии, Дании, Швеции и Литве. Кроме того, в шести штатах США полностью запретили продажу российской водки и других товаров.
Мнение эксперта
Журналист, автор книги «Новейшая история России в 14 бутылках водки» Денис Пузырев в разговоре с RTVI обратил внимание на формулировки международных компаний.
«Те формулировки, которые используют крупные международные компании, такие как Diageo, говорят, что приостановили отгрузки до улучшения некой ситуации. То есть они не говорят, что «ушли и не вернемся никогда», но отгрузки приостановили. При том что определенный запас их продукции, если мы говорим про Diageo — виски масс-сегмента, как Johnnie Walker, White Horse, Bell’s и т. д., есть, на какое-то время их хватит», — отметил он.
БИЗНЕС-ПЛАН АЛКОГОЛЬНОГО МАГАЗИНА
Крепкий алкоголь
Если говорить про рынок крепкого алкоголя, то, по словам эксперта, проблем быть не должно.
Если не запретят всю продажу алкоголя, не введут сухой закон, о чем тоже слухи появляются время от времени, т. е. с точки зрения производства здесь проблем не будет, потому что водка — это единственный, один из немногих продовольственных товаров, где наличие иностранных компонентов сведено практически к нулю.
Пузырев пояснил, что отечественные компании производят не только водку, но и другие виды крепкого алкоголя. «Даже коньяки, собственные виски где-то выпускают, ГОСТы уже были приняты и можно производить, технологии соответствующие есть. Конечно, больших брендов не будет», — рассказал он.
Пиво и хмель
Что касается пива, то, по данным эксперта, большая часть рынка поделена между тремя глобальными пивоваренными компаниями. «Надо понимать, что эти компании зарегистрированы в странах, которые ввели санкции против Российской Федерации, это, соответственно, Anheuser Busch InBev, у которого две штаб-квартиры, в Соединенных Штатах и Бергене. Это Carlsberg, который в России известен как пивоваренная компания «Балтика», датская компания. И, соответственно, Heineken — голландская компания. На троих они производят более 70% пива на рынке», — пояснил Пузырев.
Фотография: Adobe Stock
В России, по его словам, также есть региональные производители.
Плюс есть небольшие производства, крафтовые т. н. пивоварни. С одной стороны, они вроде как получают рынок в свое распоряжение (конкурентное преимущество). С другой стороны, есть проблемы в сырье.
Пузырев подчеркнул, что современные сорта хмеля, которые активно используются в крафтовом пивоварении, — импортные.
«В России хмелевая промышленность крайне не развита. Есть в Чувашии, собственно, хозяйства, которые хмель производят, но, в общем, этого совершенно недостаточно для того, чтобы покрыть потребность индустрии в этом сырье, т. е. без которого, собственно, невозможно делать большинство тех сортов, которые они привыкли делать», — пояснил он.
Также Пузырев напомнил о производителях сидра: «Там хмель не нужен, яблоки у нас есть, растут в Российской Федерации».
Вино
По словам эксперта, Россия обеспечивает себя вином на 33%, все остальное — импорт.
Считается, что раньше где-то треть нашего, треть импорта, то есть, соответственно, розлито в России, но сделано из ввезенного виноматериала.
«Многие отправляют через государства Прибалтики, а дальше из Прибалтики они через Беларусь шли в Россию, сейчас с этим есть проблемы, границы закрыты. Соответственно, все силы брошены на то, чтобы разрешить эту ситуацию и каким-либо образом привезти партии вина в Россию», — пояснил Пузырев.
Фотография: Yuri Kochetkov / EPA / TASS
Эксперт также не ожидает, что европейские производители вина станут отказываться от поставок в Россию. На Западе виноделием зачастую занимаются фермерские хозяйства. «Ими владеют такие простые абсолютно люди, которым не нравится политика ни в каком виде, они считают, что все это наносное. И бойкот с их стороны ничего не решит, только навредит», — добавил Пузырев.
Что касается российских производителей вина, то, по словам эксперта, они находятся в дефиците и не смогут заместить огромный выпавший объем своими силами.
Просто физически нет столько сырья, сколько нужно, чтобы заместить Францию, Италию, Испанию, Германию и Новый Свет, если они вдруг выпадут. Плюс, остается, конечно же, Новый Совет, который не объявлял санкций, речь, в частности, о Чили, Аргентине, о таких странах.
Эксперт отметил и неожиданные проблемы с импортом вин. «Я читал, что некоторые производители корковой пробки (они закупаются в Испании и Португалии) заявили, что не будут ее поставлять, это уже более крупные корпорации. Ну, безусловно, пробка — штука важная, но не самая главная в вине, наверное, что-то возможно тут придумать, чем укупоривать», — пояснил Пузырев.
По его словам, цены, особенно на пиво и вино, повысятся, а на водку большого роста не ожидается.
Источник: rtvi.com
Станем больше пить вина: Аналитик алкогольного рынка о последствиях санкций для россиян
28 февраля Центральный банк России повысил ключевую ставку. Крупнейшие импортеры и дистрибуторы алкоголя в России — компании Simple и «Лудинг» — полностью останавливает отгрузки в связи с резким скачком евро. «Критическим» для своего бизнеса они ранее называли курс 90 рублей за евро. Есть опасение, что цены на алкогольную продукцию повысятся и в итоге приведут к дефициту алкогольную продукцию, которую привыкли видеть граждане на прилавках магазина.
Свое мнение Общественной службе новостей высказал эксперт постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного Собрания Санкт – Петербурга. Генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский.
«Если говорить о рынке алкогольной продукции, не Российской Федерации алкогольный рынок Российской Федерации почувствует. Высокая доля импорта у нас в сегменте «тихих» вин (название вин, которые не содержат углекислый газ, то есть не являются игристыми). Российский завод будет больше производить отечественную продукцию, если будет такая необходимость.
Полностью обеспечит наших граждан винодельческой продукцией. Если говорить о сырье, то просто поменяется структура потребления. Россиянам придётся больше пить винных напитков. Если брать в целом продажу. Алкогольных напитков, то в большинстве это отечественный производитель. Единственным проблемным сегментом является “тихие вина”.
Именно там доля импорт составляет 40%. За всю историю санкций, никаких ограничений в поставок импортной алкогольной продукции и сырья не было», -сообщил эксперт.
Генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» заявил, что повышение цен на алкогольную продукцию является логичным. Данный рынок зависит от курса иностранной волюты.
«Цены могут вырасти, это объективная реальность. Импорт жестко привязан к курсу евро и доллара. Любая девальвация рубля напрямую влияет на конечную цену импортной алкогольной продукции. Она может повыситься на 30%.
Касаемо отечественной продукции, цена будет не значительной. Потому что, часть комплектующей продукции (пробка, этикетка, краска) исторически покупают заграницей. Однако, структура затрат не высока. В среднем стоимость комплектующей составляет не более 10%. Если вырастет курс доллара и евро, то это повлияет всего на 2-4% от готовой продукции»,- объяснил эксперт.
О более крепкой импортной алкогольной продукции и ее исчезновения с Российского рынка эксперт считает не критичным. Так как санкции не касаются алкоголя.
«Я не считаю, что это дефицит. Более дорогой импортной продукции, кроме виски, спрос не высок. Вряд ли потребитель заметит исчезновение этой продукции на фоне всех проблем, которые у нас есть сейчас. Дефицит возможен, но он в последнюю очередь коснется алкогольного рынка. За 8 лет санкции к алкогольному рынку не имели никакого отношения.
Это не банковский сектор и не высокие технологии. Я уверен, что дефицита с импортной алкогольной продукцией не будет»,- рассказал Максим Черниговский.
Ранее, главный редактор отраслевого информагентства
“Русский табак” Максим Королев объяснил, как подорожают цены на табачные изделия и что стоит ожидать от цен на табачном рынке.
Описано будущее алкогольного рынка в России
Импортный алкоголь одномоментно не исчезнет с полок в России, но постепенно может произойти вымывание ассортимента, предположил председатель Национального союза защиты прав потребителей (НСЗПП), руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Возможное будущее рынка алкогольной продукции в России он описал в разговоре с «Лентой.ру».
Дело в том, что поставщики и торговые сети обговаривают в контрактах не только сроки оплаты и поставок, но и цены, а также какие-то форсмажорные обстоятельства, в том числе, риски изменения курса, объяснил Шапкин, и произвольно пересмотреть эти договоры нельзя.
Грозит вымывание ассортимента. Понятно, что алкоголь не может моментально пропасть с полок, то есть просто какие-то виды вин, например, или виски, или других зарубежных напитков будут постепенно вымываться с полок. Взамен вряд ли что-то будет поставляться. Хотя есть условия договоров с сетями, что поставщики обязаны поддерживать ассортимент, но тут, наверное, как-то будет дополнительно это урегулировано между поставщиками и сетями
Павел Шапкин Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики
Ценообразование
По мнению Шапкина, торговые сети вряд ли будут повышать цены на алкоголь из-за текущей ситуации, так как не захотят терять покупателей. «Люди будут покупать то, что будет более доступно по ценам — это пиво, водка, прежде всего. Российское вино будет вряд ли более доступно по ценам, оно дорожает, и в условиях снижения конкуренции, скорее всего, наши винопроизводители не пойдут на снижение цен, просто будет перераспределение спроса», — уточнил он.
С другой стороны, как отметил председатель НСЗПП, цены на алкоголь могут расти по другим причинам, а именно из-за подорожания зерна, акциза и дополнительных факторов регулирования, таких как счетчики и маркировка. Однако Шапкин не исключил, что цены на зерно стабилизируются.
У нас сырье дорожало, сейчас экспортных рынков станет меньше. У зерновиков останется Китай, еще несколько стран, но, скорее всего, это повлияет на то, что цены на внутреннем рынке на зерно стабилизируются. Соответственно, повышаться на алкоголь на пиво и водку, где зерно используется, не будут
Павел Шапкин Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики
Импортозамещение
Если будет спрос, российские производители всегда готовы увеличить ассортимент водки и ликеро-водочной продукции, рассказал Шапкин. За последние 10 лет, по его словам, спрос на эти напитки снизился примерно на 50 процентов.
«А что касается пивоваров, то у них тоже за последние 10 лет произошло существенное сокращение производства, где-то на 20 процентов, а самих пивоваров при этом стало в три раза больше, чем 10 лет назад, то есть, я думаю, что эта ниша тоже будет заполнена», — поделился он.
Ранее крупнейшие импортеры и дистрибуторы алкоголя в России — компании Simple и Luding
— остановили отгрузки на неопределенный срок в связи с изменением курса евро. Позже в компании Luding сообщили ТАСС, что возобновили поставки, скорректировав цены с учетом курса валют.
Источник: lenta.ru