Что будет с нефтяным бизнесом

Изображение материала

С 5 февраля 2023 года Россия потеряет 57% экспорта нефтепродуктов. Это грандиозные объемы. Очередное эмбарго запускает цепочку событий в нефтяной отрасли, последствия от которых коснутся не только бюджета страны. Изменения почувствуют и рядовые граждане.

Екатерина Максимова

К чему готовиться не только Минфину и нефтяникам, но и российским автомобилистам — в интервью с одним из ведущих нефтегазовых экспертов России Михаилом Крутихиным.

-Дата вступления в силу эмбарго на нефтепродукты из России перенесена с марта на 5 февраля. Что через три недели начнет происходить на НПЗ страны?

-Все основные импортеры нефтепродуктов из России, то есть страны Европы и Северной Америки, отказались с этой даты покупать российские нефтепродукты. Это значит, что в России возникнет избыток мощности по производству экспортного полусырья. Это зимний и летний мазут, не самого высокого качества, кстати. И это прямогонный бензин.

Нефтяной кризис, валютные лимиты для бизнеса, сплит акций Amazon / Новости

Наш экспортируемый мазут, но в малой степени, использовался как топливо для электростанций. Например, Саудовская Аравия использует наш мазут для своих электростанций. Но, в основном, он перерабатывался на более технологичных установках зарубежных нефтеперерабатывающих заводов в высококачественные продукты — авиационное топливо, бензин и дизтопливо итд.

Прямогонный бензин, которого много в России (за границей он называется — нафта), использовался, в основном, как сырье для нефтехимической промышленности.

И эти продукты — мазут и нафта — были предназначены на экспорт, потому что в России для них достаточного рынка нет. Это означает, что некоторые нефтеперерабатывающие заводы, которые и выпускали такие объемы, начнут испытывать серьезные проблемы.

-Например?

-Например, три НПЗ Роснефти в Самарской области. Они очень плохо оснащены, компания провалила все планы по их модернизации, вот они и выпускали такую вот экспортно ориентированную… Давайте скажем так — мазутную жижу.

И что делать с 5 февраля этим предприятиям, которые ничего больше не умеют делать? Да, немного они там производят бензин, керосин, но главный их продукт — вот этот экспортный полуфабрикат.

И теперь им надо либо сворачивать свое производство, закрываться, потому что такие заводы становятся ненужными. Либо каким-то образом сокращать производство до минимума. А это значит, подавать сигнал поставщикам сырой нефти: все, стоп, нам столько нефти от вас больше не нужно.

И вот по всей России все эти предприятия — нефтеперерабатывающие заводы — будут посылать сигналы тем, кто им поставляет нефть. То есть, это сигналы «полетят» на промыслы.

А в России нет резервных хранилищ для стратегических запасов нефти. Поэтому неизбежно будет сокращаться число работающих скважин. Возможно, придется закрыть некоторые промыслы сразу. Самые неэффективные.

Будущее нефтяного бизнеса

-А с недавних пор наше экспортное «всё», то есть Азия, не поможет?

-Нет, отправить в Индию и Китай не получится, потому что они сами экспортеры нефтепродуктов. Нефть может и пристроим, а вот с нефтепродуктами — не получится. И это большой удар по добыче нефти.

-Вице-премьер Александр Новак прогнозировал, что падение нефтедобычи в России в 2023 году составит 5-7%.

Читайте также:  Как стать монополистом в своем бизнесе

-Никаких 5-7% не будет. И Новак сказал с оговоркой, про которую все забывают: сокращение на 5-7% в начале года. Именно — в начале. Дальше его прогнозы не заходили. И это было мудрое уточнение.

США не уследили: Иран взял под контроль главную нефтяную артерию мира

Танкеры с нефтью в Краснодарском крае

Нью-Йоркская фондовая биржа

МОСКВА, 29 мая — ПРАЙМ, Роман Серов. Иран важный, но далеко не определяющий игрок на нефтяном рынке. Однако в последнее время он ведет себя на грани фола, задерживая танкеры и демонстрируя, кто в Ормузском проливе хозяин. Почему так происходит и к чему приведет — в материале «Прайма».

Доставка нефти из стран Ближнего Востока на другие рынки в последние недели несколько осложнилась. Иран, контролирующий Ормузский пролив, через который танкеры попадают из Персидского залива в Аравийское море, перехватил подряд два танкера. Их судьба пока не ясна, однако обычно в таких случаях судно возвращают на определенных условиях.

Обычно к таким действиям прибегают в качестве ответной меры — по данным СМИ, за несколько дней до первого инцидента американские военные задержали судно с иранской нефтью для Китая. Однако наблюдатели говорят — Иран уже перестал сдерживаться и позволяет себе резкие выпады. Так, в конце апреля экипаж иранской подводной лодки Fateh вынудил всплыть американскую атомную субмарину Florida в Ормузском проливе. Подлодка США вынуждена была изменить курс и продолжить путь в надводном положении.

ПОСЛЕДНИЙ КОЗЫРЬ ИРАНА

Корабли, ждущие очереди на вход в Суэцкий канал

Чтобы понять, почему так происходит, нужно знать, чем важен Персидский залив для нефтяного рынка. Себестоимость добычи там невелика, а сам процесс не требует технически продвинутых и сложных решений. До сих пор нефть Залива лидирует в объеме мирового экспорта, невзирая на все сокращения ОПЕК+. Неудивительно, что там сконцентрированы интересы разных государств, которые периодически не совпадают.

«Сложившиеся союзы и давние раздоры обусловлены геополитическими и религиозными противоречиями, в которых у каждого участника есть сильные и слабые стороны. Козырь Саудовской Аравии и ОАЭ — базирующийся в Заливе Пятый флот ВМС США, Ирана — географическая возможность взять под контроль Ормузский пролив», — рассказал аналитик Центра экспертного сопровождения политических процессов Данила Гуреев.

Ормузский пролив — самая узкая и забитая нефтяная артерия мира. Через это «бутылочное горлышко» (чуть более 30 километров в самом узком месте) проходит почти треть мировой добычи нефти и четверть объемов СПГ. Среди поставщиков — Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак, Кувейт, Катар. Все они заинтересованы в безопасности судоходства и приняли бы меры для ликвидации любой опасности.

Однако маршрут проходит через иранские территориальные воды, поэтому ситуацию полностью контролируют военно-морские силы Исламской республики. И американский флот не в силах этому противостоять — ни один танкер и газовоз не пойдет с опасным грузом через зону потенциального вооруженного конфликта, а ни один страховщик такой риск не застрахует. Более того, при необходимости иранские военные могут заблокировать фарватер, взорвав там несколько судов.

МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ

Конечно, арест одного, двух или нескольких танкеров — не та мера, которая может повлиять на нефтяные цены. Они зависят от других факторов, например, решения ОПЕК+ о сокращении добычи. Но если конфликт будет обостряться, возникнут угрозы, которые могут значительно изменить ситуацию.

Читайте также:  Как сохранить контроль бизнесом

Иран достаточно активен на нефтяном рынке — по мере появления санкционных послаблений он увеличивает поставки, прежде всего, в Китай, который сейчас восстанавливается после пандемии. Китайцы активно покупают иранскую нефть со скидкой (как и российскую).

«Однако ограничения, наложенные на нефтяной экспорт Ирана, куда жестче, чем антироссийские санкции. Иранскую нефть запрещено перевозить по морю. Конечно, это обходят, однако время от времени отдельные танкеры попадают под раздачу», — констатировал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

В этой ситуации Ирану совсем ни к чему забирать себе чужие объемы. «У страны и так достаточно проблем с экспортом из-за санкций», — рассуждает главный аналитик «Открытие Инвестиции» по нефтегазовому сектору Алексей Кокин.

Гораздо действеннее намекнуть на перекрытие Ормузского пролива, которым Тегеран давно угрожает. Но это произойдет не по причинам, связанным с нефтяным экспортом, а по политическим основаниям. Одно из них — давнее противостояние с Израилем. Последний беспокоит развитие иранской ядерной программы. Дело уже не в самом факте появления оружия, а в сроках и объемах.

Иран всегда говорил, что, если на него нападут, перекрытие Ормузского пролива станет последней мерой обороны. Это является сдерживающим фактором для западных стран, ведь тогда прекратится весь экспорт ближневосточной нефти, считает Юшков. А вот это уже больно ударит по ценам.

США УПУСТИЛИ ШАНС

Китайский дракон

И помощи из Вашингтона не последует: он стремительно теряет роль мирового гегемона, и казавшиеся незыблемыми сферы влияния буквально уплывают у него из рук. Но это связано не с непокорным Ираном, а с Саудовской Аравией, до последнего времени являвшейся основным экспортером нефти в США.

В последние десять-пятнадцать лет американцы активно развивали сланцевые месторождения и становились более самодостаточными. Они по-прежнему импортируют определенный объем нефти, но в основном из Канады и Мексики. Ближневосточные же поставки существенно сократились. Из бывшего лидера Саудовская Аравия превратилась в одного из рядовых игроков — их объемы на рынке США не превышают 500 тысяч баррелей в сутки, что очень мало, сказал Юшков.

В этой ситуации ближневосточные страны осознают, что США больше не заинтересованы поддерживать стабильность в регионе, поэтому пытаются сами разрешить противоречия и разыгрывают новую политическую карту, предполагающую улучшение отношений с Ираном, Сирией и Россией. Одновременно саудиты и их соседи ищут новых покупателей, прежде всего, на азиатских рынках.

В этой ситуации Тегерану тоже невыгодно ссориться с соседями. Он может, конечно, создать проблемы для нефтяной торговли, но другие страны региона — более крупные поставщики — будут крайне недовольны. Их сближение с Ираном в этом случае быстро закончится, предположил Кокин.

Но и США не могут, как в период распада СССР, воспользоваться нестабильностью на нефтяном рынке. Конечно, они продолжают принимать участие в игре, но прежние союзники уже играют по своим правилам. «Не удивлюсь, если через десять лет американцы вынуждены будут покинуть Персидский залив, предоставив его самому себе», — заключил Гуреев.

Читайте также:  Яркий бизнес за 300 билайн описание

Источник: 1prime.ru

Нефтесервисные компании прекращают инвестиции в России: что будет с добычей нефти

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images

Четыре крупнейшие мировые нефтесервисные компании объявили о прекращении инвестиций в страну из-за «спецоперации» на Украине. При этом о полном сворачивании деятельности объявила только одна из них. Аналитики не ожидают немедленного воздействия приостановки на российскую нефтяную отрасль, уже пострадавшую от санкций, но полагают, что в долгосрочной перспективе прекращение работы компаний может привести к сокращению добычи

Швейцарская Weatherford International стала последней из четверки крупнейших иностранных нефтесервисных компаний, объявивших о прекращении инвестиций в России. До этого об аналогичных решениях объявили Halliburton, Schlumberger и Baker Hughes. Нефтесервисные компании производят оборудование для бурения скважин, занимаются обслуживанием трубопроводов и резервуарных парков, а также разработкой IT-решений для нефтегазовой отрасли.

«С момента начала кризиса мы продолжали оценивать нашу деятельность и приняли ряд ответных мер, — сказал президент и исполнительный директор Weatherford Гириш Салигрэм. — После введения санкций 24 февраля 2022 года [с момента начала «спецоперации» на Украине] мы приостановили поставки и немедленно приостановили любые новые инвестиции или развертывание новых технологий в России».

«Мы постоянно следили за ситуацией, и сегодняшнее объявление следует за внутренним решением, принятым нашим советом директоров и доведенным до сведения нашей руководящей группы ранее на этой неделе», — говорится в заявлении Baker Hughes. «Компания продолжает соблюдать применимые законы и санкции, выполняя текущие договорные обязательства», — отмечается в нем.

«Мы решили немедленно приостановить новые инвестиции и внедрение технологий для наших операций в России, — говорится в заявлении Schlumberger. — Мы продолжаем активно следить за развитием событий и будем осуществлять любую существующую деятельность в полном соответствии с применимыми международными законами и санкциями».

Компания Halliburton объявила о немедленной приостановке деятельности в России, «поскольку компания соблюдает санкции, запрещающие операции и работу, в том числе для некоторых российских государственных клиентов». Halliburton «будет уделять первостепенное внимание безопасности и надежности по мере свертывания оставшихся операций в России», говорится в заявлении компании. Несколько недель назад Halliburton полностью приостановила все поставки запасных частей и иной продукции в Россию.

Brent от TradingView

Скорого негатива не ожидается

Эксперты, опрошенные Forbes, полагают, что в краткосрочной перспективе приостановка работы западных нефтесервисных компаний серьезного негативного эффекта иметь не будет.

«Важно подчеркнуть, что компании использовали формулировки, оставляющие пространство для маневра в случае улучшения политической конъюнктуры», — сказал Forbes эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. По его словам, пока деятельность только приостановлена, хотя с инвестициями в новые проекты действительно будут проблемы, они напрямую запрещаются санкциями. «Но санкции не запрещают реализацию уже действующих проектов, и это плюс», — отмечает эксперт.

Пока речь идет только о приостановке операций, а не о полноценном уходе, соглашается директор направления рейтингов нефтегазового сектора региона EMEA Shttps://www.forbes.ru/biznes/459711-nefteservisnye-kompanii-prekrasaut-investicii-v-rossii-cto-budet-s-dobycej-nefti» target=»_blank»]www.forbes.ru[/mask_link]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин