Российская шинная отрасль переживает не самые лучшие времена. Последствия ковидной рецессии усугубились экономическим кризисом, причиной которого стали внешнеполитические процессы и усиление санкционной политики стран Запада в отношении нашей страны.
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ за первые десять месяцев 2022 года шинная промышленность стала одной из отраслей, показавших наибольший спад. Так, в октябре на российских шинных заводах было произведено 3,3 миллиона покрышек. Это на 42,4 процента меньше, чем в октябре 2021 года. С января по октябрь текущего года российскими шинными предприятиями было выпущено в общей сложности 44,4 миллиона шин или на 18,5 процента меньше, чем за тот же период прошлого года.
Кто ушел и кто остался
Спад российского производства шин обусловлен, в первую очередь, остановкой производства на предприятиях Bridgestone в Ульяновске и Michelin в Подмосковье в марте этого года, а также временными перебоями в работе российских заводов таких глобальных брендов, как Continental, Yokohama, Pirelli и Nokian Tyres.
Леонид Шлепаков — шинный бизнес и семья | НА КОВРЕ | ПРОВОДИМ РОЗЫГРЫШ
Руководство компании Bridgestone объяснило закрытие ульяновского завода «серьезными проблемами, вызванными перебоями в цепочке поставок и логистике, волатильностью национальной и иностранной валют, которые серьезно сказываются на возможности обеспечить стабильное производство в России». В октябре японская корпорация запустила процесс поиска покупателя на российские активы среди локальных инвесторов, завершить который планирует в течение нескольких месяцев. Напомним, проектная производственная мощность завода ООО «Бриджстоун Тайер Мануфэкчуринг СНГ» составляет 12 тысяч шин в день, фактическая на начало 2022 года — 7 тысяч. По итогам прошлого года выручка предприятия составила 22 миллиарда рублей, чистая прибыль — 501,6 миллиона рублей.
В Мишлен причиной остановки завода в Давыдово назвали «отсутствие технических возможностей для возобновления своей производственной деятельности в России, в частности, логистических сложностей в текущем неустойчивом и неопределенном контексте». В июне французская компания сделала заявление о запуске проекта по передаче всей своей деятельности и активов в России локальному менеджменту. Проработку производственного, коммерческого и логистического аспектов этого проекта планировалось завершить до конца текущего года. Завод мощностью 1,5-2 миллиона шин в год производил в основном шины для легковых автомобилей, большинство из которых поставлялось на российский рынок. На Россию приходилось 2 процента глобальных продаж Michelin и 1 процент общего объема производства шин для легковых автомобилей.
Калужский завод Continental в августе возобновил работу после остановки в июле и в настоящий момент продолжает обеспечивать отгрузку продукции для российских покупателей. Более того, в декабре предприятие ООО «Континентал Калуга» было отмечено региональной премией «Калужский бизнес 2022» в номинации «Репутация и доверие». Производственная мощность завода в Калуге — 4 миллиона шин в год.
БИТВА ЗА КОНТЕЙНЕРЫ. Шинный Бизнес. 1000000р заработать не получилось?!?!? ФИНАЛ.
Шинный завод «Йокохама Р.П.З», расположенный в особой экономической зоне «Липецк», после приостановки производства в марте и последующего вмешательства губернатора Липецкой области, пообещавшего помочь компании с адаптацией к новым условиям логистики, также возобновил работу в августе. Производственные мощности предприятия позволяют выпускать до 1,6 миллиона шин ежегодно.
Номинальная совокупная мощность кировской и воронежской производственных площадок итальянской компании Пирелли составляет 8 миллионов шин в год, 85 процентов из которых составляют «стандартные» легковые шины. Примерно половина шин Pirelli, произведенных на российских мощностях, экспортировалась в прошлые годы на рынки Европы. Столкнувшись с международными санкциями в отношении продукции, произведенной в России, компания Пирелли приостановила инвестиции в свои заводы в Кирове и Воронеже и направила российское производство на внутренний рынок. Отметим, что в 2021 году на Россию приходилось около 3 процентов мировой выручки Пирелли и примерно 11 процентов производственных мощностей группы по производству легковых шин.
Самым крупным шинным предприятием на территории России является завод Nokian Tyres во Всеволожске Ленинградской области. Его номинальная производственная мощность составляет 17 миллионов шин в год. В июне совет директоров компании Nokian Tyres принял решение о контролируемом уходе с российского рынка, а в октябре финский шинопроизводитель сообщил о подписании соглашения о продаже своих российских активов ПАО «Татнефть» за 400 миллионов евро. По словам губернатора Ленинградской области Александр Дрозденко, предприятие должно выйти на проектную мощность ко второму кварталу 2023 года. Как сообщает пресс-служба предприятия, российский шинный завод во Всеволожске планирует продолжить производство шин такого же высокого уровня качества, как и раньше, но под другими торговыми марками.
Шинная империя в Татарстане
Покупка завода в Ленинградской области вернет «Татнефти» статус самого крупного российского производителя шин, который она утратила в мае 2022 года, продав свой шинный бизнес в России, выпускавший продукцию под брендом Kama Tyres, другой татарстанской компании АО «Татнефтехиминвест-Холдинг». Эксперты объяснили сделку желанием «Татнефти» расстаться с производителями, попавшими в санкционный список Евросоюза, — «Нижнекамским заводом грузовых шин» и «Нижнекамскшиной» поставляющими свою продукцию российской армии. Приобретение же российского подразделения Nokian Tyres минимизирует риск получения западных санкций, так как завод во Всеволожске выпускает сугубо гражданскую продукцию.
После завершения сделки с финнами на долю компаний из Татарстана будет приходиться 60 процентов от совокупного российского производства шин. Напомним, что еще одним шинным активом «Татнефти» является новый завод КamaTyresKZ в Казахстане мощностью 3,5 миллиона пассажирских и грузовых шин, торжественная церемония открытия которого прошла совсем недавно с участием президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.
Помимо «Татнефти» и нижнекамского комплекса Kama Tyres поставки своей продукции на российский шинный рынок осуществляет целый ряд отечественных производителей. В число лидеров входит компания АО «Кордиант». Холдинг включает в себя три производственные площадки — две в Омске и одну в Ярославле — с совокупным объемом производства 8 миллионов шин в год. Из числа лидеров российской шинной промышленности отметим также АО «Волтайр-Пром» из Волжского Волгоградской области и барнаульский завод «Нортек», где предстоит восстанавливать производство после недавнего сильного пожара.
Запасы растут, продажи падают
Снижение объемов производства шин из-за существенного дефицита сырья и компонентов, уход с российского рынка крупных зарубежных производителей и ограничения на экспорт шинной продукции в РФ со стороны Евросоюза, рост цен и снижение реальных доходов россиян, а также резкое падение продаж новых автомобилей на 60 процентов, осложнили ситуацию на отечественном рынке автомобильных покрышек. По данным различных источников падение рынка составило от 15 до 20 процентов по сравнению с 2021-2020 годами.
Интересно, что при активном росте запасов шин, их реализация снижается. Так, по данным Центра развития перспективных технологий, разработчика национальной системы маркировки и прослеживания продукции «Честный знак», в октябре-ноябре текущего года общий объем продаж шин снизился на 14 процентов при том, что их запасы, наоборот, выросли по сравнению с прошлым годом на 43 процента до 33 миллионов штук.
Одной из причин снижения показателей продаж является нехватка шин определенных брендов, моделей и типоразмеров, обусловленная запретом на поставки шинной продукции в нашу страну из стран Европы. Упрощение правил ввоза шин в РФ по так называемому параллельному импорту помогло продавцам в какой-то мере поддержать разнообразие ассортимента. Однако полноценно наладить логистические каналы участникам шинного рынка пока так и не удалось, а это значит, что необходимого для удовлетворения потребностей российского рынка количества и разнообразия шин по-прежнему будет не хватать.
Поднебесная нам поможет
В этих условиях исправить ситуацию мог бы импорт шин из дружественных стран. Но хорошо знакомая россиянам белорусская «Белшина», поставившая в прошлом году на российский рынок порядка двух миллионов шин, просто физически не может увеличить объемы производства.
Индия и Турция традиционно поставляют в Россию шины для горнодобывающей, строительной, лесозаготовительной и сельскохозяйственной техники. Объемы поставок автомобильных шин из этих стран незначительны и постоянно сокращаются. Так, по данным «Честного знака» отгрузки автопокрышек из Турции за пять месяцев 2022 года сократились на 9,8 процента до 8,8 миллиона долларов. В качестве перспективных шинных партнеров упоминаются еще Иран и Узбекистан, но восток — дело тонкое, и дальше переговоров дело пока так и не идет. Тем более, что в России им придется выдержать конкуренцию со стороны китайских шинопроизводителей.
После начала проблем с логистикой и санкционных ограничений в марте этого года шинный рынок РФ начал перестраиваться на поставки из Китая. Только за пять первых месяцев года поставки китайских шин для автомобилей в Россию выросли на 9,6 процента до 58,4 миллиона долларов. По статистике, каждая четвертая шина, купленная в России в 2022 году, была произведена в КНР.
По данным аналитиков автомобильного сайта Дром, интерес к китайским автопокрышкам у российских автовладельцев увеличился на треть (33 процента). При этом в отличие от прошлых лет российских потребителей вполне удовлетворяет качество китайской продукции, которой достаточно как в эконом-сегменте, так и в премиальном. И, наконец, еще одной немаловажной причиной повышенного спроса на шины из Поднебесной является доступная цена. Поэтому нет никаких сомнений, что доля китайских брендов в ближайшей перспективе существенно увеличится.
Перечисляя самые популярные марки шин из Китая, эксперты называют Goodride, Sailun, Tracmax, Triangle и Hifly. Продукция этих брендов не только хорошо известна на внутреннем рынке, но уже успела зарекомендовать себя на рынках Европы, Америки, Азии и Ближнего Востока. Потребителей и дистрибьюторов привлекает как разнообразие предлагаемого ассортимента шин, в котором есть модели для легковых автомобилей, внедорожников и коммерческого транспорта, так и широкий размерный диапазон. А использование передовых шинных технологий и стильный современный дизайн шин вышеуказанных брендов привлекают к ним повышенное внимание со стороны ведущих мировых автопроизводителей.
Последние достижения китайских ученых в научных исследованиях ложатся в основу новейших моделей высокопроизводительных шин. В качестве примера можно привести флагманскую модель летних шин Goodride Solmax 1 от компании ZC Rubber получившую наивысшую оценку «A» за сцепление с мокрой дорогой в европейской системе маркировки покрышек, что свидетельствует о высочайшем уровне производительности, который «можно сравнить с лучшими международными брендами шин».
Шины Goodride были протестированы экспертами TÜV SÜD, ведущей немецкой испытательной компании с мировым именем, которая подтвердила их выдающиеся характеристики. Китайские покрышки показали замечательные характеристики, превысив все предельные критерии, установленные по результатам испытаний основных конкурентов, особенно с точки зрения характеристик на мокрой дороге и уровня шума, и получили знак качества TÜV SÜD.
Настоящий фурор на выставке шин The Tire Cologne в Германии произвела представленная компанией Sailun инновационная технология компаундирования EcoPoint³, позволяющая создавать шины, «которые могут служить дольше и лучше работать для более безопасного, энергоэффективного и комфортного вождения».
Продукция компании Triangle хорошо известна российским автомобилистам и пользуется у них заслуженным признанием. Шины этого бренда прошли сертификацию качества более чем в 60 странах мира. Кроме того, продукция Triangle прошла строгие испытания такой авторитетной автомобилестроительной компании, как Volvo. Более 50 китайских автопроизводителей, включая FAW Group, Dongfeng Nissan, Sinotruk и другие, выбрали шины Triangle для заводской комплектации своих машин.
Отраслевые российские эксперты считают, что шины из Китая привлекают россиян не только низкой ценой, но и высокими эксплуатационными характеристиками, практически не уступая по уровню производительности европейским аналогам. По словам представителя ведущего российского дистрибьютора «Пауэр Интернэшнл-шины» Андрея Назарова, компания провела несколько тестов имеющихся в ассортименте шин китайского производства на твердость, состав резиновой смеси и реакции на различные температуры, и все они показали хорошие результаты. «Мы видим, что шины из Китая начали пользоваться повышенной популярностью у покупателей на фоне снижения экспорта из стран Европы, — отметил Назаров в интервью ТАСС. — Эта тенденция объяснима тем, что они не менее технологичны по сравнению с продукцией лидеров европейского рынка по составу, рисунку протектора и другим параметрам. При этом цена на них примерно в два раза ниже».
Остается добавить, что экспорт шин из Китая в страны Евросоюза, США, Турцию, Южную Африку, Бразилию и Индию по-прежнему сталкивается с торговыми барьерами. После ажиотажа в первой половине 2022 года экспорт шин в августе начал постепенно снижаться. С августа по октябрь объем китайского экспорта шин снижался три месяца подряд. Барьеры, с которыми сталкиваются китайские компании при экспорте шин в Европу и Америку, вряд ли исчезнут в ближайшее время. А это значит, что шинопроизводители из Поднебесной продолжат укреплять свои позиции на нашем рынке, и российским автовладельцам стоит внимательнее приглядеться к шинам китайских брендов.
Источник: dzen.ru
Производитель шин Michelin избавился от бизнеса в России
Второй по величине в мире производитель шин Michelin продал российский бизнес местной компании. Покупателем стал дистрибьютор шин этой и других марок в России ООО «Пауэр Интернэшнл-шины», сообщает французская компания в пресс-релизе на своем сайте.
Теперь российской фирме принадлежат активы производственной компании Michelin (шинный завод в подмосковном Давыдово) и Camso CIS, которая специализируется на торговле шинами и гусеницами для спецтехники. Michelin уточняет, что подписанное соглашение позволит сохранить 250 рабочих мест. «Вариант передачи деятельности местному управлению был невозможен из-за серьезных трудностей, которые не позволяли сделать эту деятельность автономной», — отмечает производитель.
Сумму сделки компания не раскрыла. В пресс-релизе сказано, что большая часть расходов в связи с уходом с российского рынка была учтена в прошлом году. В первом полугодии 2022 года компания списала 202 миллиона евро в связи с приостановкой локальных операций. Балансовые риски ухода с местного рынка французская компания оценивала в общей сложности в 250 миллионов евро.
Michelin, проработавшая в России с 1997 года, приняла решение избавиться от бизнеса в России в июне 2022 года. Компания сообщила, что не может возобновить производство по техническим причинам — из-за логистических сбоев и «общей неопределенности».
Источник: lenta.ru
Что ждет российский шинный рынок в 2023 году
Средняя стоимость автомобильных шин в России выросла на 23,5% по итогам 2022 года, говорится в отчете Росстата. Это вдвое выше официального уровня инфляции: общий индекс цен на товары и услуги за год вырос на 11,94%.
Как сообщили в Росстате, для этого специалисты изучили цены в автомагазинах, на авторынках, в шиномонтажных мастерских и в автосервисах, а также на официальных сайтах продавцов. Для исследований взяли наиболее популярные шины среднего ценового сегмента трех-пяти марок. При этом подорожание коснулось как импортных шин, так и отечественных, производство которых невозможно без использования импортного натурального каучука — вещества, получаемого из сока деревьев, которые в российском климате просто не растут. Портал Autonews.ru решил разобраться, что будет с ценами на покрышки в 2023 году.
Резкий рост цен на автомобили, запчасти и шин для легковых моделей начался в России в конце февраля 2022 года. Autonews.ru вместе с аналитиками портала «Дром» проследил, как за год изменилась стоимость самых ходовых моделей автомобильной резины, как зимней, так и летней. В частности, рост цен почти на все модели в процентах выражается двукратным числом. В наименьшей степени это касается отечественной марки Viatti, а из импортных брендов стоимость не так сильно выросла у шин у итальянских Pirelli. При этом абсолютным рекордсменом оказались 16-дюймовые шины Hankook Ventus S1 Evo2 K117 — их цена увеличилась сразу на 61%: с 4 607 до 7 425 руб.: таким образом комплект подорожал с 18 428 до 29 700 руб.
Если говорить о зимних шинах, то к середине зимы, когда спрос на них упал, цены снизились только у отечественных брендов. Так, например, одна шина Cordiant Snow Cross 2 диаметром 18 дюймов сейчас стоит 7 866 руб, что даже на 7% ниже, чем годом ранее. В марте 2022 года, когда наблюдался ажиотажный спрос, эта же шина стоила 11 413 руб. Таким образом комплект подешевел с 45 652 до 31 464 руб.
Сезон смены резины с зимней на летнюю в центральной полосе России наступит только через полтора-два месяца, однако спрос на летние шины есть уже сейчас, и здесь цены поднялись относительно прошлого года у всех марок, включая российские. Это говорит об изменении поведения покупателей, считает заместитель гендиректора компании «Автокомплекс ЕвроАвто» Илья Плисов: «Клиенты все более аккуратно подходят к трате средств и помимо смещения в бюджетный сегмент применяют другие способы экономии: покупка через Интернет, а также покупка в не сезон. Люди понимают, что к весне цена поднимется и начинают покупать летнюю резину уже сейчас».
В свою очередь руководитель категории запчасти в «Авито» Александр Куроптев предсказывает популяризацию еще одного способа сэкономить: «У владельцев автомобилей среднего ценового сегмента, которые раньше покупали исключительно новые шины, отношение к б/у шинам будет меняться, их покупка будет рассматриваться все чаще», — отмечает эксперт.
Куроптев подтверждает и тенденцию увеличения доли онлайн-продаж: количество объявлений о продаже новых шин за год выросло в 2,5 раза.
Впрочем, стоимость летних шин российских, а также китайских брендов относительно прошлого года увеличилась не так сильно, как у европейских, японских, корейских и американских марок. И это существенно отразилось на спросе.
По данным «Авито», за прошедший год продажи шин для легковых автомобилей выросли на 5%, но в первую очередь за счет бюджетного сегмента. Так, рекордсменами стали российские марки «Кама» (рост в 2,2 раза) и Viatti (+68%), а из иностранных брендов наибольшую положительную динамику показала Pirelli (+26%). То есть спрос увеличился как раз на продукцию тех марок, которая подорожала менее всего. Средняя стоимость одной шины в России сейчас составляет 10 490 руб., подсчитали в «Авито».
До начала 2022 года в России работали шинные заводы практически всех крупных марок. При этом часть продукции уходила на экспорт. К примеру, Nokian и вовсе выпускала 80% своих легковых шин в Ленинградской области, и эти шины не только продавались в России, но и шли на экспорт.
Весной 2022 года многие производства были приостановлены, как из-за санкций, которые не давали возможности работать в полную силу, так и по причине нарушения логистических цепочек. Однако к лету большинство заводов заработало вновь. При этом некоторые компании, включая европейские Nokian и Michelin, приняли решение уйти из России. Но это не означает, что сами заводы будут закрыты.
В Nokian официально объявили о продаже российского бизнеса компании «Татнефть». Сейчас сделка находится в стадии согласования. В Michelin и Bridgestone также объявили, что ищут покупателей на свои предприятия. При этом как минимум завод Nokian продолжит выпуск шин, правда уже под собственными российскими брендами. К тому же налаживаются поставки по параллельному импорту.
«Из «премиума» фактически всю продукцию можно купить. Continental, Goodyear, Toyo», — констатирует Плисов.
Кроме того, продолжают работать и заводы российских шинных компаний. Источник Autonews.ru в одной из них высказал мысль, что здесь плюсом оказался опыт, приобретенный во время пандемии коронавируса, когда производителям пришлось искать альтернативные способы закупки сырья за рубежом. «Сейчас мы знаем, где взять все необходимые импортные компоненты для производства шин. Более того, на всякий случай у нас даже есть запасные поставщики», — рассказал он.
О том же заявил и исполнительный директор Торгового дома Kama Tyres Тимур Шарипов: «В сегменте легковых и легкогрузовых шин рост цен обусловлен, в первую очередь, вынужденной перестройкой логистических связей, которая началась еще в период пандемии. Также не стоит забывать, что шина — это сложный технологический продукт, в котором много разных составляющих, поэтому на стоимость влияют также и курсовые колебания. Не все импортные компоненты заменяемы — например, натуральный каучук в силу географического положения не производится в нашей стране».
Последствия от санкций и уход некоторых крупных игроков уже сказались на продажах шин в России и их ценах, так что в 2023 году будут наблюдаться те же тренды, что и в конце 2022 года, считают эксперты и участники рынка.
«В 2023 году рост цен замедлится, если и будет подорожание, то небольшое. Но дефицита не будет. В России довольно неплохо обстоит дело с производством шин массового сегмента, также китайские производители будут увеличивать долю на рынке России. При этом спрос автолюбителей будет смещаться в более демократический сегмент», — считают аналитики «Дрома».
По словам Плисова из «Автокомплекс ЕвроАвто», многие дилеры перед зимой и вовсе переоценили последствия от ухода некоторых марок, и сейчас у них на складах остались существенные нераспроданные запасы зимних шин китайского производства.
«Если все останется на прежнем уровне, при сегодняшнем наборе поставщиков, даже ввод резины в пакет санкций значимо не повлияет на отрасль. Будут ли клиенты экономить и дальше зависит от общей экономической ситуации. Впрочем, пока все указывает на хорошие перспективы для местного недорогого продукта», — говорит эксперт.
При этом эксперты признают, что шины редких размеров уже сейчас найти непросто, а цены на них выросли.
«Существенных проблем с популярными типоразмерами мы не прогнозируем, но можем предположить, что редкие размерности стало найти сложнее, и подорожали они более заметно», — признает Шарипов. То же отмечают и аналитики «Дрома».
Еще одна категория шин, спрос на которые может превышать предложение — это резина для машин китайских брендов. У этих автомобилей, порой, специфические размерности колес, для которых ранее в России резина не предлагалась.
«Взрыв китайского автопрома привел к росту потребности в “своих” размерах для автомобилей из Китая. Некоторым дефицитом стали размеры: 215/55 R18 [подходят для Chery Tiggo 4 и Geely Coolray], 215/55 R19 [подходят для Haval F7] и 225/55R19 [для Changan UNI-K]» — предупреждает Плисов.
С этим соглашается и Куроптев: «Стоит ожидать изменения популярных размеров шин в сторону увеличения ширины и диаметра, так как среди китайских авто преобладают кроссоверы, но это в перспективе 3-5 лет».
Впрочем, резкий рост продаж машин китайских марок среднего ценового сегмента (а именно они, а не бюджетные модели, комплектуются шинами диаметром 17 дюймов и выше) произошел только в 2022 году, а значит менять летние шины взамен изношенных им пока рано. К следующей зиме рынок адаптируется и предложение будет соответствовать спросу, сходятся во мнении эксперты.
Источник: www.exshin.ru