В последнее время в России все больше обсуждается сотрудничество вузов и бизнеса. Пока что наша страна находится в поиске эффективной модели, удовлетворяющей все стороны учебного и рабочего процесса. В статье мы расскажем о развитии партнерских отношений учебных заведений и компаний в России, а также в других странах. Поделитесь в комментариях своими примерами сотрудничества. Как в вашем вузе или ссузе происходит или происходило взаимодействие с частными или государственными компаниями?
Чтобы начать анализ, необходимо пояснить, зачем бизнесу сотрудничать с учебными заведениями и наоборот. В основном на это влияет высокая скорость развития технологий и рынков. Экономика находится в постоянном изменении, появляется и исчезает огромное количество профессий.
Поэтому теоретические знания, которые студент получает в вузе, зачастую становятся неактуальными уже при его выпуске, а возможно и раньше. Чтобы обеспечить занятость и не допускать спадов в экономической системе, учебным заведениям нужно знать, какие навыки требуются именно сейчас, а бизнесу говорить о них и финансировать программы обучения. Больше невозможно нанимать студентов с устаревшими знаниями, а потом доучивать их на работе. Важна синхронность.
MBA — ЗАЧЕМ ПОЛУЧАТЬ??
Приведем результаты исследования ВЦИОМ. 91% компаний считают уровень практических навыков у выпускников российских вузов недостаточным. Молодые специалисты также убеждены в этом, о низком уровне своих практических навыков по специальности заявили 56% респондентов. В стране существует сильный дисбаланс между профессиональной подготовкой и трудоустройством по специальности. Как мы видим по исследованию ВЦИОМ, это связано с несоответствием образовательных программ требованиям и спросу компаний.
На сегодняшний день в России часто финансируются отдельные приоритетные программы, а не вузы. Это связано с интересом бизнеса к определенным специальностям, чаще всего технического характера, особенно с учетом острой нехватки таких кадров в целом по стране. Долгосрочная стратегия компаний связана с созданием технологий и их адаптацией для рынка. Самыми распространенными способами являются выделение бюджетов на магистерские программы, создание новых специальностей, разработка и внедрение коротких курсов, оплачиваемые летние стажировки и стажировки для выпускников. Меньше партнерских программ у ссузов и заведений послевузовского образования, но они постепенно развиваются.
Как мы видим отдельные случаи реализации совместных программ существуют уже давно, но нет комплексного подхода, позволяющего учащимся получать практические знания по специальности, а преподавателям — тестировать собственные разработки и обмениваться знаниями с частными и государственными компаниями. Поэтому сейчас происходит активное изменение привычных подходов и выработка продуктивной стратегии взаимодействия. Теперь вузы стремятся перейти от заказной модели сотрудничества, когда компании простят вуз выполнить определенную задачу или провести исследование, к кооперационной модели, при которой происходит постоянный обмен знаниями.
БИЗНЕС ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Таким примером стала кооперация НИУ ВШЭ и Яндекса при открытии факультета компьютерных наук. Сначала сотрудники Яндекса просто занимались со студентами в собственной Школе анализа данных, начиная с 4 курса. Студенты приходили к ним, доучивались, а потом становились сотрудниками компании. Однако нужно было двигаться дальше, так как доучивание, как мы уже упоминали, не самый эффективный метод. Поэтому было решено открыть целый факультет на базе «вышки».
Кооперационный способ сотрудничества считает приоритетным Президент Российской академии наук Александр Михайлович Сергеев. Именно интеграция бизнеса и науки станет основой современной устойчивой экономики. В этом случае вузы дают компании важный исследовательский результат, влияющий на развитие бизнеса и прибыль. А бизнес после получения прибыли еще активнее начинает финансировать учебные заведения и получать еще более инновационные продукты или исследования.
Хорошим примером кооперации является и основание в 2014 году Сбербанком кафедры банковских информационных технологий на базе МФТИ (Московский физико-технический институт). Деятельность Сбербанка и дочерней компании Сбертех направлена на разработку собственных образовательных программ с конкретными примерами и взаимодействие с лучшими вузами страны. Студенты кафедры банковских информационных технологий совмещают обучение и работу в Сбертехе, максимально погружаясь в специфику деятельности компании.
Практика зарубежных вузов
Каждый вуз ориентирован на особенности страны, специфику образования и экономики в ней. Поэтому методы взаимодействия различны. Главное — добиться наибольшей эффективности.
США
Карьера в Соединенных Штатах Америки напрямую связана с уровнем и качеством образования. Частично из-за этого в стране существует направленность на получение практических навыков и сильная связь образования с бизнесом. В университетах лекции часто читают практикующие специалисты, они становятся разработчиками курсов.
Также компании формируют запросы на молодых специалистов, существуют ярмарки компаний и вакансий, постоянные стажировки на производстве. Менеджеры выступают и в качестве куратора, помогающего получать знания в определенном ключе. В вузах существуют представительства компаний.
Финансируются и университетские лаборатории для улучшений частных исследований. Иногда компании и университеты взаимодействуют для проведения конкретного исследования. Для компаний зачастую более эффективно и менее затратно профинансировать университетское исследование и заплатить сотрудникам вуза, чем содержать собственный штат. Например, коммерческая компания по производству метеорологических радиолокационных систем Enterprise Electronics Corporation поставило задачу усовершенствовать метеорологическое оборудование для прогнозирования торнадо. Для этого компания стала сотрудничать с государственным исследовательским университетом Оклахомы, сделав финансирование в размере полутора миллионов долларов.
Очевидно, что частные компании интересуют прикладные разработки, повышающие ее прибыль. Однако такой подход постепенно трансформируется. Развивается концепция социально ответственного бизнеса. Компании не только поддерживают определенные исследовательские проекты, но и финансируют внеучебную деятельность студенческих коллективов, оказывают поддержку малообеспеченным студентам и поощряют деятельность преподавателей.
Великобритания
В Великобритании стимулируется совместная работа университетских научных центров и бизнеса. В вузах финансируются научные исследования для частных компаний. А научный сотрудник вуза при наличии интереса может перейти в исследовательский центр уже в самой компании, стать консультантом или даже руководителем проекта. Кроме того, промышленные корпорации открывают специальные компании для вузовских исследователей, где тестируются инновационные идеи. Зачастую данные исследования доступны всем желающим и используются в дальнейших разработках.
Профессор Кембриджского университета Юинг Морис Энтони рассказал об этой модели на Петербургском экономическом форуме в 2019 году. Крупными заказчиками университета являются китайские компании. У них есть конкретные проблемы и задачи, которые они формулируют сотрудникам университета.
Специально под них разрабатывается программа или исследование, они приезжают, знакомятся с разработками, возвращаются и пытаются их внедрить. После этого они делятся уже своим опытом и практическими знаниями по внедрению. Такая модель не зациклена на фундаментальной науке, а направлена на реализацию практических задач.
Германия
В Германии происходит более серьезное взаимодействие бизнеса и вузов. Многие вузы имеют целый пакет целевых контрактов, заключенных с частными и государственными компаниями на подготовку специалистов. Обучающие программы согласуются с сотрудниками компаний, а HR специалисты наблюдают за развитием будущего профессионала.
Контроль за программой увеличивается в заведениях профессионального образования, аналогах учебных организаций СПО. Компания полностью определяет образовательный процесс учащегося. Сами компании имеют учебные центры, где готовят специалистов.
Источник: lala.lanbook.com
Учиться (не)поздно: нужно ли MBA топ-менеджеру или владельцу бизнеса?
MBA может помочь предпринимателю более эффективно управлять компанией, проектами, персоналом, разобраться с экономическими задачами. CEO Coca-Cola Мухтар Кент, бывший президент США Джордж Буш, бывший генеральный директор «Северстали» Алексей Мордашов, венчурный инвестор Юрий Мильнер — закончили британские или американские бизнес-школы. Чтобы обучение получилось продуктивным, нужно внимательно подойти к выбору программы и университета. Вот как это сделать.
Сколько времени потребует программа МВА
EMBA (Executive MBA) — ориентированное только на топ-менеджеров.
Full-time — дневная, очная учеба, невозможно совмещать с работой.
Part-time — очно-заочное обучение, с занятиями по вечерам или в выходные. Возможна модульная система, например, 4 дня в месяц.
По профилю
Учебные программы могут быть общими или отраслевыми. По ним готовят руководителей общего плана, но во втором случае дают больше материала по определенному профилю.
MBA (General Management) — «базовое» образование для менеджера любого уровня.
MBA Professional делится на:
— специализированные: маркетинг, управление персоналом, продажи;
— отраслевые программы: логистика, HoReCa, ретейл, производство, строительство и другое.
Сергей Мартынов,
предприниматель, управляющий партнер венчурного фонда NP Capital
Обучался: Executive MBA в Hult International Business School в Лондоне.
Длительность:
18 месяцев
Стоимость: ≈$85 тысяч
Моя программа обучения называлась Global Management: на один курс школа набирает не более 3-4 человек из одной страны. Возраст и профессии студентов также разные. Со мной учились психотерапевт из Лондона, художник из Македонии, строитель из Швейцарии и даже специалист по увеличению груди из Хорватии. Для меня результат обучения состоит из 3-х частей: множество знакомств с хорошими людьми, конкретные практические знания из разных областей и правильный «поворот мозгов» — привычка мыслить глобально.Обучение в формате full-time MBA требует минимум 1 года отрыва от работы, что предпринимателю сделать практически невозможно. Но и в формате executive MBA нагрузка очень высокая.
Разница между российским
и западным MBA
В зарубежных школах MBA основная часть работы делается дома самостоятельно. Занятия в группе необходимы для закрепления материала, углубления в тему. Персональных отношений с преподавателем, как обычно бывает в России, выстроить не получится. Но можно выделиться, принимая активное участие в обсуждениях в аудитории.
Учиться в России или уехать — зависит от того, где вы планируете строить карьеру. Если за рубежом, то обучение в иностранной школе бизнеса предпочтительнее. Согласно рейтингу Global MBA Ranking 2018 от Financial Times, американские MBA — лучшие в мире.
MBA за рубежом
Программы MBA появились в США в начале XX века. Задача такого обучения была в том, чтобы готовить управленцев высшего звена для бизнеса. До сих пор американские школы МВА занимают лидирующие позиции в общемировом рейтинге.
В начале 2018 года американский журнал U.S. News https://incrussia.ru/understand/uchitsya-ne-pozdno-nuzhno-li-mba-top-menedzheru-ili-vladeltsu-biznesa/» target=»_blank»]incrussia.ru[/mask_link]
Преимущества обучения в бизнес-школе
Многие молодые работающие профессионалы задаются вопросом, стоит ли обучаться в бизнес-школе? В то время как сильная экономика заставляет многих профессионалов придерживаться своих текущих ролей, перспектива занятия более прибыльных должностей или столкновения с периодом экономического застоя заставляет многих идти получать новые квалификации. Подать заявку на обучение можно здесь. Хотя обучение может быть сопряжено с определенным набором проблем, это может стать ценным активом на пути к лучшей карьере для молодых специалистов с четкими карьерными целями и реалистичными ожиданиями. В этой статье расскажем об основных преимуществах обучения в бизнес-школе.
Преимущества обучения в бизнес-школе
- Обучение в бизнес-школе может позволить работающим профессионалам занять более прибыльные должности или создать дополнительные преимущества в период экономического спада.
- Бизнес-школа может стать отличным средством для перехода от одной функциональной роли к другой, например, от финансов к стратегии и планированию или от продаж к программе обучения менеджменту.
- Получение степени должно быть сбалансировано с соображениями стоимости, такими как потеря заработной платы во время учебы, студенческие ссуды и дополнительное время, проведенное в классе.
- Проведя два-три года в школе, профессионал сможет снова пополнить ряды сотрудников, обладающих передовыми знаниями в области деловой практики, что может привести к значительному увеличению заработка. Также возможно, что это будет экономически благоприятное время, когда бизнес расширяется, компании выплачивают бонусы при найме на работу, а карьерный рост – реальная возможность.
Однако эти предполагаемые выгоды от обучения должны быть сбалансированы с соображениями затрат, такими как потеря заработной платы во время учебы, студенческие ссуды и дополнительное время, проведенное в классе, в отличие от практики своего ремесла в полевых условиях.
Тем, кто подумывает о бизнес-школе, следует тщательно оценить, будет ли работа в рамках программы соответствовать их профессиональным и личным интересам, а также предполагаемой траектории карьеры.
Некоторые важные вещи, которые следует учитывать, включают:
- чем я хочу заниматься в профессиональном плане?
- требуется ли эта степень в моей области, чтобы добиться успеха?
- есть ли другие способы узнать то, что мне нужно знать?
Бизнес-школа представляет собой расширение возможностей для работы, обеспечивая некоторую карьерную гибкость. Специалисты, которые работали в розничной торговле, страховании или продажах на местах, могут пожелать расширить свой бизнес и расширить свой опыт.
Источник: moluch.ru