Еще недавно от убыточных компаний старались избавиться, нередко даже доплачивая покупателям,– лишь бы не возиться с ликвидацией. А сегодня это весьма ценный актив. Благодаря ему компания может почти на треть снизить налог на прибыль.
Для чего прибыльной компании могут понадобиться балансовые убытки, в принципе, не секрет. Любому начинающему финансисту известно такое понятие, как «налоговый щит» (tax shield), или «налоговый актив» (так называют щиты аудиторы). Щитом, по сути, являются любые затраты или льготы, позволяющие уменьшить облагаемую прибыль, а значит, снизить налог на прибыль. Номинально стоимость налогового щита равна потенциальной экономии на налоге. Фактическая же цена щита определяется еще и с учетом дисконтирования.
Одним из наиболее используемых в международной финансовой практике щитов является право на перенос убытков (компания, получившая убыток в прошлом году, при налогообложении может уменьшить на его сумму прибыль текущего года). Было такое положение и в России, в отмененном в прошлом году законе о налоге на прибыль. Его было удобно использовать, например, при структурировании денежных потоков внутри группы. Когда на собственную убыточную фирму в структуре холдинга переводили значительную часть доходного бизнеса, а значит, и прибыли всей группы, снижая тем самым корпоративный налог на прибыль. Например, один крупный холдинг поставил свой не оправдавший надежд убыточный проект в центр финансовых потоков группы, существенно сократив таким образом собственные потери.
Начали работать без бизнес-плана, получили убыток. Что делать, когда бизнес бывает убыточным? Пример
Для тех же целей можно было купить и чужую убыточную «оболочку». Однако перевод бизнеса из одной компании в другую не всегда прост и даже возможен, особенно если бизнес сопряжен с использованием недвижимости и иных дорогих активов и лицензий. Подчас такая переброска денежных потоков съедала значительную долю экономии. А потому спроса на убыточные компании практически не было.
Новые возможности
Все изменилось с нынешнего года. Теперь вместо дорогостоящего и трудоемкого процесса перевода активного бизнеса на коматозную оболочку можно использовать гораздо более простую процедуру реорганизации, а именно – присоединить оболочку к высокоприбыльной структуре.
Результат будет тем же – прямое приобретение убытков с возможностью их зачета. Один крупный российский производитель пива приобрел древний металлургический комбинат где-то на Урале. Предположение, что пивовары развивают таким образом свой бизнес, откровенно забавляет. О диверсификации речь тоже не идет.
Сделка совершена исключительно ради убытков в размере $200 млн, к которым завод привели проблемы с реализацией продукции и использование устаревшего оборудования. Этой суммы, по неофициальным данным, пивоварам хватит на несколько лет. Теоретически этот вариант использования налогового щита был возможен и до начала текущего года. Но это только теоретически. В законе на этот счет прямо ничего не говорилось, и финансовые последствия подобной операции были слишком рискованны.
Как заставить бизнес приносить прибыль? Свой бизнес | Бизнес конструктор
Введенная в действие с 2002 года 25-я глава Налогового кодекса (ст. 283, пункт 5) прямо предусматривает право организации после слияния или присоединения уменьшить налогооблагаемую прибыль на величину убытков, полученных обеими компаниями до реорганизации.
Правда, введены некоторые весьма существенные ограничения. Например, убытки теперь не могут уменьшать облагаемую прибыль более чем на 30% за один год (раньше можно было списать 50%, но по совокупности с большинством остальных льгот, включая знаменитые капиталовложения). Тем не менее возможность снизить эффективную ставку налога на прибыль почти на треть – с 24% до 16,8% – весьма привлекательна. И тем более привлекательна, чем больше прибыль компании. К тому же в зависимости от сумм прибыли и убытков это возможно делать теперь в течение десяти лет (раньше – только пяти).
Интересно, что «убыточная схема» работает в обе стороны. Не только прибыльная компания может быть заинтересована в приобретении убыточной оболочки для снижения налоговых выплат, но и убыточная фирма вполне может купить прибыльную компанию – чтобы войти в успешный бизнес с конкурентным преимуществом в виде существенной налоговой скидки на сумму своих убытков.
Таким образом, теперь делать деньги на собственных убытках можно вполне безопасно и совершенно законно. В пресс-службе Министерства России по налогам и сборам это прокомментировали так: «Если в законе написано, что реорганизованная компания имеет право списывать убытки, имевшиеся до слияния, то что мы можем возразить? Кодекс – закон прямого действия, и мы его исполняем.
Конечно, сумма убытка, которая заявляется компанией, будет внимательно изучена. В частности, будет проверено соблюдение всех положенных ограничений и правил по переносу убытков, в том числе нормы о десятилетнем хранении документов. Даже если налогоплательщик уже исключен из реестра».
Остается лишь найти подходящего покупателя. Пока потенциальным сторонам сделки приходится заниматься поисками самостоятельно. Но это, похоже, временные трудности. Специалисты уже предрекают появление посреднических центров по продаже убыточных компаний.
Налоговики не придерутся
В арсенале налоговых органов стран с наиболее развитыми налоговыми системами имеются вполне действенные средства борьбы с охотниками за налоговыми щитами. Так, например, налоговая служба США (Internal Revenue Service), основываясь на принципе приоритета содержания над формой (substance over form principle), отказывает в зачете убытков присоединенных компаний, если те не могут доказать, что присоединение осуществлено с коммерчески оправданной целью, а не только ради получения налоговых преимуществ.
Российские налоговые органы пока отслеживать цели реорганизации не будут. С одной стороны, они просто не имеют на это права – формально налогоплательщики, задумавшие реорганизацию по убыточной схеме, действуют совершенно законно. Копать глубже, исследуя цели слияния, и наказывать за это действующее законодательство просто не позволяет.
Евгений Тимофеев, менеджер налогового отдела московского офиса компании Ernst При отсутствии специальных налоговых правил оценки действительности тех или иных сделок или иных действий налогоплательщиков, налоговые органы иногда пытаются применять соответствующие нормы гражданского законодательства».
Однако для противодействия законным и юридически оправданным действиям эти нормы не подходят. «Показательно в этой связи прецедентное решение Федерального окружного арбитражного суда Северо-Западного округа по делу Инкомбанка против Архангельской базы тралового флота и ЗАО «Севгеосинтез» от 25 декабря прошлого года,– говорит Евгений Тимофеев.– Суд указал: ‘Доказательство того, что воля сторон была направлена не на совершение сделок, а на освобождение от уплаты налогов, не может служить основанием для признания сделок недействительными'».
С другой стороны, налоговикам пока вообще не до этих тонкостей – им еще предстоит разобраться с куда более простыми налоговыми проблемами. На что реально можно рассчитывать при проведении налоговой проверки, так это на анализ структуры и реальности убытков присоединенных компаний.
Константин Мосякин, начальник отдела Главного оперативного управления ФСНП России: «До сих пор на практике со схемой минимизации налоговых платежей путем покупки убыточных компаний мы не сталкивались. Как лазейку для уменьшения уплачиваемых налогов нормы 25-й главы Налогового кодекса действительно можно использовать.
Но поскольку закон не нарушается, вопрос этот в общем-то не наш, а наших коллег из Министерства по налогам и сборам. Однако, учитывая, что кодекс только что введен и МНС его постоянно дорабатывает, реальные комментарии можно будет давать только по итогам года, к моменту реформации прибыли.
Хотя уже сейчас я могу сказать, что нас как правоохранительный орган в данной ситуации безусловно заинтересует, насколько убытки реальны. Чтобы понять мотивацию подбирания чужих долгов, следует скрупулезно проанализировать структуру убытков и активов приобретаемой компании. Если убытки дутые, это будет уже уклонение от налогообложения. Со всеми вытекающими отсюда последствиями».
Однако задолго до налоговой проверки убытки тщательно проверят и сами участники сделки.
Убыточные ценности
Поскольку на продажу выставляется компания, активно проработавшая какое-то время, покупатель захочет удостовериться в чистоте ее активов. Хотя бы для того, чтобы в будущем не получить неприятных сюрпризов вроде неожиданно нагрянувших кредиторов, среди которых может оказаться и государство. Как правило, заинтересован в подобной тщательной проверке и продавец: чем выше риск предлагаемого им товара, тем ниже на него цена. В международной практике перед такими операциями проводится процедура специальной проверки с помощью юридических или аудиторских фирм (due diligence).
Но все же для продавца лучше всего, если перед реорганизацией в умирающей компании кроме due diligence пройдет еще и налоговая проверка, которая подтвердит, что счеты этой компании с миром и государством сведены окончательно. Спровоцировать ее совсем несложно – инспекции охотно проверяют фирмы перед реорганизацией, поскольку наложить штрафы на правопреемника за старые налоговые грехи уже невозможно.
Продавцу же, пока не нашелся подходящий покупатель, важно сохранить свой товар, а именно сдавать текущую отчетность, не иметь задолженности и обеспечивать налоговым органам возможность контакта с компанией. Иначе мертвую душу ликвидируют в принудительном порядке по факту неоднократных нарушений закона (ст. 61 Гражданского кодекса) или в связи с отсутствием должника (ст.
177 Закона о банкротстве). Ну и, разумеется, чтобы не потерять свои «убыточные ценности», их надо до 1 января 2003 года перерегистрировать в налоговой инспекции (ст. 26 закона «О государственной регистрации юридических лиц»).
Так что не торопитесь выбрасывать старенькую компанию с убытками на балансе, которая ничего никому не должна. И неудавшийся бизнес теперь можно вполне выгодно продать.
Источник: www.kommersant.ru
Что можно сделать если бизнес несёт убытки из-за пандемии?
Какие меры поддержки от государства положены бизнесу, несущему убытки из-за пандемии? Мы расскажем вам, что положено, а что делать не стоит!
Что можно сделать если бизнес несёт убытки из-за пандемии?
Чего делать не стоит:
2. Брать микрозаймы
3. Ставить последние деньги на чёрное
1. Получить мрот на каждого сотрудника ( Подать заявление можно будет с 1 ноября по 15 декабря 2021 г. в ФНС через личный кабинет на nalog.ru. Выплаты начнутся с 15 ноября, в течение 8 дней после обращения. Возвращать деньги не придется, тратить их можно на свое усмотрение)
2. Взять кредит до 300 млн.рублей под 3 % годовых
3. Получить 50 тысяч за каждого трудоустроенного безработного в период пандемии. (Минтруд России уже разработал и опубликовал на своем официальном сайте правила предоставления субсидий. На портале «Работа в России» создан специальный сервис для подачи заявлений на предоставление субсидий. Взаимодействие с работодателями планируется дистанционное. Подача заявлений на бумаге не предусмотрена.)
Источник: zianzori.ru
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ БИЗНЕС В УБЫТКАХ? ПРОДОЛЖЕНИЕ
О том, чего нельзя делать, читайте в прошлой публикации. А здесь кратко расскажу, как же выбраться из убытков.
⠀
Во-первых, надо осознать, что у вас «плохой» продукт и низкое качество услуг. Было бы ок, были бы гости.
⠀
«Плохой» продукт – это значит, что не соответствует вашей реальной целевой аудитории и часто имеет нестабильное качество. Сегодня так, завтра так.
⠀
Почему не соответствует? Потому что вы в упор не видите Васю, который живёт с вами в одной квартире. А всё мечтаете о том, как встретите богатого, красивого, умного. Вот тогда и уйдёте от Васи.
⠀
Так и рестораторы: не умеют собирать данные о гостях и анализировать их, чтобы понимать, кто на самом деле кормит ресторан, и что эти люди любят. Все мечтают о 35-летних любителях мяса и виски.
Далее надо срочно начать работу по созданию правильного продукта. Запись нашего курса «Продающее меню ресторана» со всеми инструкциями, бланками и возможностью личной консультации поможет абсолютно любому ресторатору создать продающий продукт.
⠀
И не важно, что вы знали или не знали до этого. Смотрите бесплатные части занятий на нашем YouTube канале.
⠀Пока работаете над созданием продукта, надо как-то продержаться и не потерять оставшихся гостей. Надо на этот период ввести политику отмены с улыбкой, если гостю что-то не нравится. Убирать из счёта ласково и предлагать другое. Не оценивая, сколько уже он съел.
⠀На смену ставить самых милых и улыбчивых. Начать наливать воду в бокал из бутылки, а не просто ставить её на стол. Чай наливать в чашку с ручником. Пальто помогать надеть. Помогать со стулом, когда гость садится.
И т.д. Всякие мелочи сервиса внедрить, которые радуют гостей, а что-то покупать для этого не нужно.
⠀Ну и можно резать labor cost. Только не тупо «Было 3 человека на смене, а теперь вдвоем справитесь». А убрать 1/3 спорных позиций из меню, например. А остатки перепечатать на простой бумаге. Или закрыть 1 зал, и тогда оставшиеся 2 сотрудника смогут обслужить всех в одном.
Или открывать предприятие не в 10 утра, а в 12. Да и только с 17 тоже можно, если такая ситуация.
⠀
Некоторые управленцы сами начинают работать в зале. Но это путь в никуда. Если б командир полез в самое пекло боя? Кто будет рулить ситуацией? Кто придумает стратегию отступления?
⠀А путь «в куда» – создать правильный продукт. ТАКОЙ, как ОНИ хотят в ЭТОМ месте и по ЭТОЙ цене. Этим и должен быстро заняться управленец. Пока сотрудники прикроют его с тыла
Источник: sashashuman.livejournal.com