Что делать ИП с мусором

Мусор от магазина на первом этаже МКД: как бороться?

В майские праздники на канале Кота-юриста были каникулы, хотя на вопросы мы всё равно отвечали регулярно. Один из самых интересных вопросов прислала Наталья. Она живёт в семиэтажке. У дома нежилая пристройка, в которую заехали новые арендаторы и открыли хостел. Теперь постояльцы оставляют мусорные пакеты прямо на газоне, потому что контейнера у хостела нет.

Жители дома устали от бардака и спрашивают, как быть.

Что по закону?

В Правилах предоставления коммунальных услуг (пункт 148(1) постановления Правительства №354 от 06.05.11) сказано, что собственник нежилого помещения в МКД должен сам заключить договор на услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Заключается этот договор с региональным оператором по обращению с ТКО. Получается, что хозяева магазинов, хостелов, парикмахерских, кафе и прочих заведений в жилых домах обязаны иметь свой договор на вывоз мусора.

Почему я должен платить за вывоз мусора, если не заключал договор с региональным оператором?

Мусорный контейнер: отдельный или общий?

У предприятия, которое расположено в нежилом помещении в МКД, должны быть свои мусорные контейнеры. Вопрос с их установкой и графиком вывоза решается в рамках договора с региональным оператором на вывоз мусора. Выносить мусор магазин или хостел обязаны в то место, которое указано в договоре (пп.»а» п.13 постановления 1156 от 12.11.16).

К слову, жильцы дома тоже не могут выбрасывать мусор в чужой контейнер. Ещё есть санитарные нормы, которые требуют установки раздельных мусорных контейнеров для жильцов дома и для расположенного в нём предприятия. Для заведений общепита и продовольственных магазинов, например, такие требования прописаны в СП 2.3.6.107901 и СП 2.3.6.1066-01. Вот реальный случай из ХМАО, где алкогольный магазин, находящийся в жилом доме, оштрафовали за отсутствие своего контейнера.

Куда жаловаться на мусор от магазина?

Рычагов воздействия на собственника и арендатора нежилого помещения в МКД есть несколько.

  • Управляющая компания / ТСЖ.
    В пункте 148(1) постановления 354 также написано, что управляющие компании и товарищества должны направлять собственникам нежилых помещений в своём МКД уведомления о необходимости заключения договора на вывоз мусора напрямую с региональным оператором ТКО. А ещё УК и ТСЖ должны передавать данные о собственниках нежилых помещений региональному оператору. Если ваша УК ещё это не сделала, попросите их об этом.
  • Региональный оператор ТКО.
    Передайте сами региональному оператору ТКО информацию о собственнике нежилого помещения в вашем МКД и попросите решить вопрос с оформлением договора на обращение ТКО с хозяином магазина / хостела. Скорее всего, никаких коллективных заявлений не потребуется, т.к. регоператор и сам заинтересован в активном оформлении договоров на вывоз мусора.
  • Роспотребнадзор.
    Для тех, кто не соблюдает санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства или потребления и не реагирует на вежливые просьбы соседей, существует статья 8.2 КоАП. Наказание внушительное: 30-50 тысяч рублей на ИП, 100-250 тысяч рублей на организацию либо возможность административного приостановления деятельности максимум на 90 суток. Полномочия на составление протоколов по этой статье есть у Роспотребнадзора, но иногда они передают такие дела в суд. В ряде случаев эта статья комбинируется с 6.4 КоАП по нарушению санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений, что увеличивает размер штрафа.

Ещё про жизнь в многоквартирном доме:

  • Соседи устроили в квартире хостел или детский сад, что делать?
  • Парковка машин на газоне: куда жаловаться?
  • Тамбурные двери в подъезде — вне закона
  • Надо ли платить за домофон?
фото Glenn Beltz, CC BY 2.0

Источник: kotjurist.com

МАЛЫЙ БИЗНЕС С НУЛЯ НА ВЫВОЗЕ МУСОРА. КАК ЭТО РАБОТАЕТ? РАССКАЗАЛ О ДОХОДАХ И РАСХОДАХ.

Вывоз мусора для юридических лиц

Мусорная реформа для большинства регионов началась в 2019 году. Но некоторые вопросы остаются злободневными и сегодня. К переходу на новую систему обращения с мусором государство готовилось в течение почти 20 лет: разрабатывался регламент вывоза, рассчитывались нормы, проводились тестирования методов контроля, обсуждались виды отчетности. При разработке каждого пункта учитывались регион страны, вид деятельности юридического лица.

Сегодня мусорная реформа идет полным ходом. Она не привела пока к достижению поставленных перед ней глобальных целей – улучшить экологическую ситуацию (особенно в густозаселенных регионах) и ликвидировать несанкционированные свалки.

Однако некоторые улучшения наблюдаются: селективный сбор отходов, строительство новых мусороперерабатывающих комплексов, признанных сократить площади, занимаемые полигонами. Во многом процесс реформирования «пробуксовывает» из-за незнания основных законов и неправильного обращения с мусором. Согласно закону, часть ответственности (а именно сбор и хранение мусора) лежит на юрлицах, ИП. Региональный оператор отвечает только за перевозку, грамотную утилизацию.

Схему передвижения твердых коммунальных отходов и правила обращения с ними регулируют несколько нормативно-правовых документов.

ФЗ № 89, принятый 24 июня 1998 года

Это базовый закон, где разъясняются основные термины, прописываются требования к региональным операторам, эксплуатации зданий, к объектам размещения мусора. Он пережил несколько редакций, в ходе которых одни пункты исключались, другие – добавлялись. Самые последние изменения вступят в силу 1.03.2022 года. Они касаются информации о Федеральном операторе и заключении с ним договора всем компаниям, образующим опасные отходы – I и II класса.

ФЗ № 225 от 26 июля 2019 года

Закрепляет изменения, внесенные в базовый документ (ФЗ № 89). Речь идет о дополнениях, связанных с порядком рассмотрения разногласий, с разработкой, обсуждением, корректировкой федеральной схемы обращения с ТКО.

ФЗ № 483 от 25 декабря 2018 года

Сообщает о внесенных поправках в Федеральный закон № 89, которые касаются отсрочки старта мусорной реформы для 3 городов и закрытии до начала 2023 года старых полигонов, которые эксплуатировались до января 2019.

ПП РФ № 269 от 4 апреля 2016 года

Рассказывает о расчете норм накопления, о порядке действий, о факторах, которые при этом учитываются: код из каталога отходов, вид деятельности компании или индивидуального предпринимателя, региональная принадлежность. В 2018 году Постановление было дополнено уточняющей информацией.

ПП РФ № 255 от 3 марта 2017 года

Регламентирует расчет и взимание платы с юридических лиц, деятельность которых наносит вред окружающей среде (сокращенно – НВОС). Постановление каждый год дополняется новыми требованиями.

Письмо Роспотребнадзора от 2 апреля 2018 года

Документ содержит информацию о внесении изменений в Федеральный закон № 89, конкретизирует некоторые статьи.

Письмо Роспотребнадзора от 22 июля 2019 года

Не является нормативным актом, но содержит разъясняющую информацию, в частности – в каких случаях юридическое лицо может не заключать обязательный договор с регоператором.

Письмо Министерства природных ресурсов от 9 июля 2020 года

Регламентирует порядок заключения договора, рассматривает возможность заключения документа арендатором или арендодателем.

Приказ Росстата № 766 от 12 декабря 2019 г

Утверждает форму № 2-ТП (статистического наблюдения за отходами), дает рекомендации по ее заполнению.

В них задокументированы требования к хранению отходов. Причем они могут меняться в зависимости от рода деятельности. Для отдельных компаний есть собственные правила:

  • СП 2.1.2.3304-15 – регламентирует обращение с мусором в фитнес-клубах;
  • СП 2.3.6.1066-01 – содержит указания для продуктовых магазинов;
  • СП 2.3.6.1079-01 – регулирует сбор пищевых и непищевых отходов заведениями общепита;
  • СанПиН 2.1.2.2631-10 – перечисляет требования, установленные для парикмахерских салонов.

Основные поправки собраны в ФЗ № 503. Вся деятельность по обращению с мусором, регламентируемая ФЗ № 89, с января 2019 года осуществляется с учетом изменений, представленных в 503-ФЗ.

Изменения, связанные с началом мусорной реформы

Для многих ИП и других предприятий нововведения оказались неожиданными и заставили изменить привычный порядок работ по сбору мусора. Среди значимых новшеств:

  1. Обязательное наличие лицензии, разрешающей деятельность по обращению с ТКО.
  2. Определение степени опасности мусора, его классификация. Это необходимо для выбора метода утилизации, соблюдения особенностей хранения.
  3. Новые правила обращения с мусором: постепенное введение селективного сбора.
  4. Расчет норм накопления, введение в практику методов учета и контроля.
  5. Ответственность юрлиц и штрафные санкции: сюда входит плата за НВОС, штрафы за нарушение требований – отказ от заключения договора, нарушение условий хранения.
Читайте также:  Как открыть ИП услуги электрика

Правительство считает: такой подход научит брать ответственность за свои действия, избавит от халатности и, как следствие, приведет к серьезным подвижкам в борьбе с мусором.

Обломки арматуры

от 7 500 руб

Спиленные деревья и ветки

от 7 100 руб

Старая сантехника

от 7 100 руб

для ИП

от 480 руб

Вывоз мусора из офиса

от 500 руб

Шины на утилизацию

от 7200 руб.

Как работают нововведения на практике

По сути, идет тотальное изменение действующей ранее схемы. Новая система продвигается постепенно, но целенаправленно. Она состоит из нескольких блоков, каждый из которых важен для достижения поставленного результата. Эти блоки включают как участников процесса, так и выполняемые ими действия.

Основные действующие лица новой программы

Закон не стал усложнять правила и определил 3 основных участника системы:

  • ИП или юридическое лицо – часто называются собственниками, отходообразователями. В результате их деятельности появляется мусор, который, если его не убрать вовремя, захламляет территорию;
  • региональный оператор – организация, которая выбирается на конкурсной основе. Обязательно имеет лицензию, автопарк спецтехники. Именно она решает вопросы с транспортировкой, обеззараживанием, переработкой или утилизацией ТКО;
  • Роспотребнадзор – надзорный орган, одновременно выполняет управляющие функции. Ведомство контролирует соблюдение законов, лицензирует деятельность регоператоров, нормирует размещение мусора (устанавливает лимиты), осуществляет учет ТКО, составляет реестры, списки, ведет кадастр.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется Положением о ФС, утвержденном ПП РФ № 401.

Алгоритм действий юрлиц и ИП

Предприятия, фирмы, компании в соответствии с действующими правовыми актами должны произвести ряд действий. Отказ от любого из них послужит основанием для возникновения административной ответственности.

Паспортизация отходов

Необходима для определения степени негативного воздействия на природу и контролирования уровня опасности в конкретном регионе. Содержит информацию не только об отходах, но и о компании, образующей их, ответственной за хранение. Паспортизация регулируется несколькими актами: ПП № 712, Приказами Минприроды (№ 792) и Росприроднадзора (№ 445). Для отходов V класса нужен не паспорт, а протокол биотестирования.

Если твердые коммунальные отходы не имеют аналогов в существующем ФККО, их или вносят в каталог с персональным кодом, или стандартизируют.

Заключение договора

Юридические лица, ИП обязаны заключать договор со специализированной компанией. Устная договоренность не удовлетворит представителей проверяющего органа. Им нужно знать, и кто вывозит ТКО, и куда их вывозят, и какова их дальнейшая судьба. При выборе компании обязательно надо обращать внимание на наличие лицензии. В первую очередь это касается предприятий, на которых образуется опасный мусор, принадлежащий к I-III классам.

В документе должны быть прописаны основные моменты:

  1. Информация о компании – ИНН, банковские реквизиты, адреса. Индивидуальные предприниматели указывают полностью фамилию, имя и отчество.
  2. Информация о мусоре – тип, состав, класс. Опасность утиля подтверждается полученным паспортом.
  3. Сроки – касается как сведений о периодичности освобождения контейнеров (ежедневно, еженедельно, по мере необходимости), так и сроков предоставления закрывающей документации (раз в месяц, раз в квартал, после каждого выезда спецтехники).
  4. Дополнительные услуги – необходимы для расчета стоимости.
  5. Информация о дальнейшей жизни отходов – указание полигона, пометки о необходимости других действий: сортировки, обеззараживании.
  6. Права и обязанности обеих сторон – помогут, если возник конфликт. Не помешало бы прописать и способ урегулирования столкновений.
  7. Стоимость услуг.

Если образовавшийся мусор (особенно часто это происходит со строительными отходами) не подлежит утилизации и переработке, компания оплачивает 2 услуги сразу: транспортировку и захоронение.

Когда можно не заключать договор

Закон предусматривает и такую возможность. Отказаться от услуг регоператора можно в 2 случаях:

  • если юрлицо имеет на законных основаниях сооружение, специально оборудованное для размещения утиля;
  • если такой объект расположен на территории организации, предприятия или на смежном участке.

Эти положения зафиксированы в ФЗ №89 (статья 24.7 части 6) и подтверждены в Письме Росприроднадзора от 22 июля 2019 года.

Деятельность, связанная с нормированием

Для компаний, организаций, предприятий устанавливаются нормативы по объемам утиля. Порядок определения, формулы для расчета среднеарифметических показателей регулируются ПП № 269 (информация представлена в пунктах 15-22).

Единых для всей страны нормативов нет. Они определяются по результатам измерений, которые учитывают разные факторы. Основными считаются:

  • географическое положение;
  • категория юридического лица – этот параметр устанавливает уполномоченная организация. Категория влияет на определение расчетной единицы;
  • объемы производства.

Иногда на расчет нормативов может влиять сезонность.

Нормы статичны. Их пересмотр возможен только раз в 5 лет.

Коротко об оплате

Расчет платы производится 2 способами:

  1. Исходя из собранного объема. Только в том случае, если у компании есть собственная площадка, где накапливается всякий хлам до его вывоза на полигон. Площадкой пользуется только одна организация.
  2. Согласно общим нормативам. Способ актуален для рынков, бизнес-центров, где в одном здании находится несколько компаний. В таких случаях оборудуется общая контейнерная площадка, которой пользуются разные субъекты. При расчете суммы, кроме установленных нормативов, учитывается занимаемая площадь, число сотрудников, входящих в штат, вид деятельности.

На конечную стоимость услуг влияют и другие факторы: удаленность от полигона (сказывается на топливных расходах), класс опасности, необходимость дополнительных манипуляций (например, особые условия захоронения). Цена обязательно должна быть указана в договоре, чтобы организация знала, за что платит, и имела финансовые гарантии безопасности.

Документы, необходимые для Роспотребнадзора

Система отчетности расширилась, но она позволяет наблюдать за проведением мусорной реформы, отслеживать недочеты, отмечать улучшения, тем самым получать представление о результативности разработанных мероприятий. Сегодня юридические лица должны предоставлять контролирующему органу несколько документов.

Документы, фиксирующие всю схему обращения с мусором: образование, размещение, обезвреживание, утилизация.

Ранее назывался отчет МСП и требовался от всех компаний. Но с 2019 года такой отчет предоставляют только организации, отнесенные к III категории ОНВ. Старую форму отменили 1 января 2021 года. Сегодня этот документ включают в отчет по Программе экологического контроля (ПЭК).

Отчет нужен, чтобы предотвратить чрезмерное загрязнение природы. В случае превышения норм с предприятий взимается компенсация. Подают все юрлица, на балансе которых числятся источники выбросов в атмосферу вредных веществ. Освобождены от составления документа субъекты хозяйственной деятельности, чьи объемы мусора не превышают 0,1 тонны.

Сроки – до 1-го февраля следующего за отчетным года. Предусматривает штрафы. При единичном нарушении предприятие заплатит штраф 20-70 тысяч рублей. Должностное лицо дополнительно – 3000-5000 рублей. При повторном нарушении: юридическое лицо заплатит 100-150 тысяч. Должностное — 30-50 тысяч. С января 2022 бумажный вид признан устаревшим.

Теперь предоставляется только цифровой документ с электронной подписью.

Законность декларации зафиксирована в ФЗ № 7 (статья 16.1). Плату за негативное воздействие на природу вносят организации I-III категории. Для субъектов IV категории не требуется ни подача декларации, ни внесение платы. Сроки оплаты – до 1 марта. Подача документов – до 10 марта.

Если была допущена ошибка, уточнения в документ можно внести в течение 3 лет.

Отчет о нормативах утилизации

Применяется для товаров, чья упаковка подлежит утилизации. Форма представлена в ПП № 1342. Подается до 1 апреля следующего года. Использование упаковок из вторсырья снижает коэффициент при расчете норматива.

Читайте также:  ИП 212 31 схема

Платят юридические лица, ИП, регоператоры. Исключение составляют субъекты IV категории. Документ включает лимит и сверхлимитные показатели, поквартальные и остаточные суммы взносов, а также оплату за превышение нормативов накопления.

Экологический сбор и соответствующая отчетность

Сдается до 15 апреля. Форма расчета представлена в Приказе №488 Росприроднадзора. Ошибку в документе можно исправить в течение 10 дней. Сейчас подается только электронный документ с усиленной квалифицированной подписью.

Нужен для учета всех действий. В нем указываются все проводимые манипуляции, способы обезвреживания, информация о полигонах. Подается в 20-х числах первого и третьего квартала, но точный период зависит от географии объекта. За срыв сроков для должностных лиц штраф составит 10-50 тысяч рублей. Для юридических – 50-200 тысяч.

Вместо заключения: о штрафах

Государство строго контролирует продвижение мусорной реформы, потому что от этого зависит будущее страны, ее экологии и экономики. Штрафные санкции предусмотрены не только за несоблюдение сроков сдачи документов, но и за нарушения требований законодательных актов. В случае отсутствия договора со специализированной компанией юридическое лицо заплатит до 200 тысяч рублей.

Руководитель – до 50 тысяч. Будет предоставлено время на устранение недочетов и исправления ситуации. Если меры не будут приняты, есть риск, что деятельности организации приостановят на 90 дней. А это простой в работе, потеря клиентов, снижение продаж и другие убытки.

Требования, возможно, строги, но направлены на достижение благих целей. Лучше придерживаться буквы закона и проявлять сознательность. Ведь именно от нас зависит, в какой стране мы будем жить через 5-10-15 лет.

Источник: teh-eco.com

«Мусорная» реформа в России в 2023 году

Ситуация с отходами в нашей стране близка к кризисной. В попытках не допустить мусорной катастрофы Правительство РФ разработало ряд мер в этой сфере. Вместе с экспертом разбираемся, в чем суть «мусорной» реформы в России в 2023 году, какие у нее есть проблемы и почему растут тарифы на вывоз твердых коммунальных отходов

«Мусорная» реформа в России в 2023 году

По данным на 2018 год, каждый житель России в среднем выбрасывает 400-500 кг мусора в год. Если бы из всех отходов нашей страны построили бы башню шириной в 1 метр, по ней можно было бы добраться до Луны. Всего лишь около 2% отходов сжигается и примерно 4% отправляется на вторичную переработку (1). А остальное гниет на свалках, выбрасывая в атмосферу опасные газы, а разлагающийся пластик отравляет воду и почву. К тому же мусорные полигоны привлекают крыс-разносчиков болезней.

Свалки в России в 2018 году занимали площадь примерно 4 миллиона гектар (1). Это территория нескольких государств. Если вдуматься, мы живем на настоящих мусорных островах. Осознавая масштаб катастрофы, Правительство просто не могло оставаться в стороне. И запустило в России «мусорную» реформу.

Расскажем, что она собой представляет, кого коснулась и каковы промежуточные итоги государственных мер в 2023 году.

Полезная информация о «мусорной» реформе

Когда началась• С 1 января 2019 года в регионах.
• С 1 января 2022 года в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.
Управление реформойКонцепцию разработало Правительство Российской Федерации. В апреле 2019 года появился Российский экологический оператор.
Цели• Ликвидация свалок.
• По плану к 2030 году должно перерабатываться 100% отходов.

Когда началась «мусорная» реформа

Президент России В. В. Путин в своем послании парламенту в 2018 году заявил о необходимости сократить количество свалок (2). В связи с чем Государственной Думой внесены изменения в закон «Об отходах производства и потребления». Новый порядок вступил в силу 1 января 2019 года. С этой даты принято считать начало современной «мусорной» реформы в России.

Кстати, официально она называется «Реформой обращения с отходами производства и потребления». И рассчитана вплоть до 2030 года.

К настоящему моменту все регионы определились с региональными экологическими операторами и разработали свой алгоритм перехода к раздельному сбору отходов.

Но есть и исключения. Для городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя законодатель предусмотрел отсрочку начала «мусорной» реформы на 3 года. Это связано с трудностями утилизации отходов в границах этих городов. Поэтому новые правила в полной мере заработали там с 1 января 2022 года.

В чем суть «мусорной» реформы

В рамках реформы запланирован переход на сбор отходов в отдельные контейнеры, последующая их сортировка и переработка. Отходы должны стать не мусором, а ценным вторсырьем. Все полномочия по сбору, вывозу, захоронению и переработке мусора переданы специализированным компаниям.

Вывоз отходов стал считаться отдельной услугой. А жильцы многоквартирных домов увидели в своих платежках новую строку — «Обращение с ТКО».

Какие еще мероприятия предусмотрены «мусорной» реформой:

  • лицензирование услуг по утилизации мусора;
  • строительство мусороперерабатывающих заводов;
  • ликвидация несанкционированных свалок;
  • сокращение числа мусорных полигонов;
  • запрет незаконного выброса отходов.

Основные положения «мусорной» реформы

1. Введение нового субъекта — экологического оператора

С 2019 года обязанности по вывозу, переработке и утилизации твердых бытовых отходов переданы от муниципальных ЖКХ региональным мусорным операторам. Это частные компании, работу которых координирует Российский Экологический Оператор (РЭО). Именно РЭО контролирует тарифы на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) в каждом субъекте страны, не допуская произвольного завышения стоимости.

2. Запрет несанкционированных свалок

С 1 октября 2018 года в России запущен федеральный проект «Чистая страна». Он направлен именно на ликвидацию свалок, не отвечающих требованиям законодательства. Причем в рамках проекта планируется не просто закрыть незаконные полигоны, но и восстановить занятые ими земли (3). А все места складирования мусора внесены в соответствующий реестр.

До конца 2023 года будет ликвидировано не менее 111 несанкционированных свалок в городах (4).

3. Раздельный сбор отходов

Для этой цели Правительство закупит более 65 тысяч новых мусорных контейнеров. Сортировка отходов имеет целью возвращение ресурсов в производственный цикл. Мусорные полигоны будут закрываться, а ценное вторсырье — отправляться на перерабатывающие заводы.

Опыт Danone: набор решений для достижения цели «ноль отходов»

Любое производство неизменно сопряжено с образованием большого количества отходов. В рамках политики 3R: «Предупреждение, повторное использование, переработка» — Danone реализует как простые решения, так и сложные программы. На производстве внедряют технологии, которые предотвращают большое количество брака (например, дуплексные системы очистки оборудования), находят способы для экологичной утилизации пищевых отходов, в т. ч. на фермах, совершенствуют упаковку за счет исключения неперерабатываемых материалов, нефункциональных деталей и увеличения доли вторсырья. В офисах перешли на экономичные светодиодные лампы, а поддоны в процессе транспортировки продукции стали использовать неоднократно.

Компания Danone

Также Danone инициирует обмен опытом и работает в области экопросвещения с помощью проекта «Ноль отходов». Компания проводит акции и экоконкурсы совместно с партнерами, анализирует нетривиальные инициативы, занимается обучением. Например, бесплатный образовательный курс «Одна планета. Одно здоровье» о защите окружающей среды охватил 32 тысячи человек.

Благодаря комплексу мер в 2021 году удалось вернуть в бизнес-процессы 58% отходов и на 4% сократить объем образования нового мусора.

4. Строительство мусороперерабатывающих заводов

По программе реформы на смену опасным полигонам должны прийти высокотехнологичные комплексы по переработке отходов. Ресурсы будут возвращаться в цикл. Для этого и строятся заводы по сортировке, обезвреживанию и переработке мусора. Из полученных в результате переработки полимеров строят покрытие для детских площадок, беседки, заборы, используют сырье в строительстве и т. д.

Читайте также:  Код для ИП для кафе

Кого касается «мусорная» реформа

Этот проект реализуется не на федеральном уровне, а в регионах. Органы власти субъектов определяют места захоронения отходов, строительства рециклинговых заводов и другие вопросы обращения с отходами.

В целом в «мусорной» реформе задействованы три стороны.

  1. Жильцы многоквартирных и частных домов, садоводческие товарищества, а также организации. Они производят мусор и, собственно, оплачивают услуги по его вывозу.
  2. Региональные операторы. По сути, это мусоровозы, доставляющие отходы с контейнерных площадок на полигоны, а не на несанкционированные свалки. В каждом регионе они выбираются по конкурсу сроком не более чем на 10 лет. И заключать договор на вывоз ТКО с другими организациями в нашей стране запрещено.
  3. Переработчики. Те компании, которые принимают вторсырье в свое производство.

Вторсырье как базовый компонент

Одна из стратегических задач Danone — переход на 100% перерабатываемую упаковку. Для этого компания сокращает количество «неудобных» ингредиентов, таких как полистирол, уже отказалась от использования поливинилхлорида и полилактида, которые очень сложно переработать.

Параллельно Danone увеличивает удельный вес вторсырья. Например, в 2021 году вторичный пластик составил почти половину от общей массы упаковки йогурта «Активия термостатная». В планах — довести этот показатель до 90%. Отдельное внимание уделяется ПЭТ-пластику, поскольку это самый популярный компонент различной тары.

Переработанные гранулы Danone включает и в состав упаковочной пленки, и в состав бутылок для молочной продукции. К 2025 году планируется увеличить долю «зеленых гранул» в упаковке до 30%.

Промежуточные итоги «мусорной» реформы

В 2020 году Счетная палата провела проверку и констатировала, что «мусорная» реформа в России так полноценно и не заработала. По данным контролирующего органа, к 2020 году перерабатывалось всего 7% отходов, остальное отправлялось на полигоны. Мощности которых, кстати, к 2024 году будут исчерпаны уже в 15 регионах страны (5).

Однако в 2023 году Российский экологический оператор отметил некие достижения «мусорной» реформы. Во-первых, введение расширенной ответственности производителей. Во-вторых, закрепление экологического сбора. В-третьих, 2022 году с помощью лазерного сканирования полигонов составлены 3D-модели мест хранения отходов. Доля отходов, направляемых на утилизацию, составляет, по данным РЭО, уже 11,9% (6).

Поскольку проведение «мусорной» реформы отдано «на откуп» регионам, то и промежуточные показатели везде свои. В небольших городах инфраструктура развита слабо, мусороперерабатывающие комплексы там только в планах. Гораздо больших успехов удалось добиться в мегаполисах. В 2022 году началось проектирование 8 экопромышленных парков в Краснодарском, Приморском, Ставропольском краях, а также в Московской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Челябинской областях.

Проблемы «мусорной» реформы

Несмотря на определенные достижения в сфере обращения с отходами, остаются проблемы, которые тормозят решение «мусорного» вопроса в нашей стране.

1. Плохо развитая инфраструктура

Мусороперерабатывающие комплексы, в большинстве случаев, только планируются к возведению или находятся в начальной стадии строительства. Но дело не только в этом. Во многих городах жители отмечают нехватку площадок для сбора мусора, самих контейнеров и специальной техники для транспортировки. Особенно остро этот вопрос стоит в небольших муниципалитетах.

Даже если дома организовать раздельный сбор отходов, то чтобы их сдать, придется куда-то ехать, ждать акций по сбору вторсырья. Все это сильно тормозит запуск переработки отходов.

Проблемы «мусорной» реформы

Обратимся к зарубежному опыту. Например, в Германии, одной из стран-лидеров по переработке отходов, в каждом дворе стоит по 5-6 разных контейнеров для сбора мусора.

2. Разные тарифы на вывоз ТКО

Поскольку формирование платы за вывоз ТКО отдано региональным властям, то и тарифы в разных субъектах различаются. А это, в свою очередь, вызывает определенную напряженность среди населения.

3. Остаются незаконные свалки

Далеко не все незаконные свалки удалось ликвидировать. Власти предлагают вводить новые штрафы, в некоторых случаях даже приостанавливать деятельность организации, устроившей несакционированное хранение мусора. Если вы обнаружили незаконную свалку, отправьте сообщение в природоохранную прокуратуру.

4. Единый тариф

При переходе на раздельный сбор отходов плата за услугу по обращению с ТКО должна рассчитываться исходя из фактического объема произведенного мусора. Тем не менее, например, в Москве — лидере по разделению мусора в нашей стране — тариф до сих формируется исходя из количества проживающих лиц в жилом помещении.

На заметку

Отзыв эксперта о «мусорной» реформе

— Катастрофическая ситуация с переработкой отходов производства и потребления в России ни для кого не секрет, но разрешение ситуации пока происходит недостаточными темпами, — рассказывает наш эксперт, Екатерина Анисимова, юрист, кандидат юридических наук. — Позитивным образом в экспертном сообществе отмечается только сам факт старта «мусорной» реформы, тогда как начать ее государству следовало бы еще два десятка лет назад. Кроме «неповоротливого» государственного механизма в этой сфере, причиной сложного продвижения реформы являются также, на мой взгляд, низкий уровень экологической грамотности населения, попустительское отношение к природе и потреблению, отсутствие экологической философии общества.

К имеющимся направлениям реформы следовало бы добавить развитие информационной среды об экологических проблемах, мусорном следе, правильных способах сортировки отходов. Это помогло бы привлечь граждан к достижению целей реформы.

Екатерина Анисимова Юрист, кандидат юридических наук

Что касается достоинств нового «мусорного» законодательства, то государство попытается стимулировать производителей товаров, использующих вторичное сырье (в законе под ним понимаются отходы, которые могут быть полезны в производстве) налоговыми и иными льготами, а также бюджетными ассигнованиями. Это могла бы быть одна из самых действенных мер реформы, которая, к сожалению, пока еще не заработала в полном объеме.

Подписывайтесь на проект «Ноль отходов» в социальных сетях! Читайте больше ВКонтакте или в Telegram.

Популярные вопросы и ответы

«Комсомолка» вместе с экспертом отвечает на вопросы наших читателей о «мусорной» реформе.

Какой закон контролирует «мусорную» реформу в России?

— Основной нормативный правовой акт в этой сфере — Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (7), — отвечает Екатерина Анисимова. — Законом от 29.12.2014 №458-ФЗ в него внесены изменения, кардинально меняющие систему обращения с отходами (8). Обращение с твердыми отходами перенесено в разряд коммунальных услуг.

Есть ли региональные нюансы у выполнения «мусорной» реформы в России?

К началу реформы все регионы должны были определиться с экологическим оператором, отвечающим за сбор, транспортировку и утилизацию отходов. Поэтому успех мероприятий зависит от того, насколько эффективно операторы справляются со своей задачей.

Благодаря развитой инфраструктуре в крупных городах «мусорная» реформа проходит гораздо эффективнее, нежели в небольших населенных пунктах.

Как решают проблему мусора на законодательном уровне за рубежом?

Примеры разные. Например, в Германии могут выписать штраф до нескольких тысяч евро за оставленный на улице хлам. Но не все страны применяют такую «полицейскую» схему борьбы с мусором. К примеру, в США жители платят только за фактические отходы, не подлежащие переработке. А вторсырье принимают от населения бесплатно.

Источники

  1. Исследование «Что делать с мусором в России»
  2. Послание Президента Федеральному Собранию. 2018 год. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957
  3. Экология России. Проект «Чистая страна». URL: https://ecologyofrussia.ru/proekt/chistaya-strana/
  4. Перечень поручений Президента по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/67600
  5. Бюллетень Счетной Палаты № 9 (274) 2020 г. URL: https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoy-palaty-9-274-2020-g
  6. РЭО назвал ключевые достижения в сфере обращения с отходами ко Дню без отходов. URL: https://reo.ru/tpost/i5x3n8r7u1-reo-nazval-klyuchevie-dostizheniya-v-sfe
  7. Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=https://www.kp.ru/family/ecology/musornaya-reforma/» target=»_blank»]www.kp.ru[/mask_link]
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин