Когда компания достигает финансовых успехов? Когда у руля грамотный руководитель, который правильно выбирает стратегии ведения бизнеса, умеет планировать и делегировать. Когда в компании есть сплоченная команда единомышленников, которые хорошо делают свою работу и способны реализовать даже самый амбициозный проект.
Есть еще один момент, без которого все это может однажды рухнуть. Это грамотно выстроенное ведение бухгалтерского учета. И здесь ключевую роль играет бухгалтер — человек, который отвечает за это направление жизни компании.
Зачем нужен бухучет и может ли гендиректор сам вести финансовые дела? Рассказываем обо всем по порядку.
Значение бухгалтерии в компании
В соответствии с федеральным законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый экономический субъект — будь то коммерческая или некоммерческая организация, внебюджетный фонд, госорган или, например, адвокат, ведущий частную практику, и т. д. — обязан организовать бухгалтерский учет и своевременно предоставлять финансовую отчетность в налоговую инспекцию и органы статистики. За нарушения законодательства предусмотрены серьезные санкции — детали прописаны в Налоговом и Уголовном кодексах, а также в КоАП.
Под бухучетом понимается формирование систематизированной задокументированной информации о доходах и расходах, обязательствах и активах, источниках финансирования и фактах хозяйственной жизни экономического субъекта и составление на основе этих данных финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Без такой отчетности компания не сможет, например,
- получить кредит в банке;
- выплатить акционерам дивиденды;
- привлечь инвесторов, которые необходимы для развития бизнеса.
Следовательно, бухгалтерия и грамотное ведение бухгалтерского учета важны и нужны самому бизнесу, чтобы
- иметь представление о реальном положении дел и возможность оптимизировать все внутренние процессы;
- получать достоверную информацию о любой сфере деятельности компании;
- автоматизировать выполнение рутинных задач;
- сфокусировать внимание на действительно важных моментах;
- не тратить впустую время и деньги, эффективно распределять ресурсы;
- поддерживать порядок в делах;
- и в результате — принимать продуманные бизнес-решения.
Возникает вопрос — каждой ли компании нужен собственный бухгалтер или бухгалтерия как полноценная финансовая служба с главным бухгалтером и его помощниками? Возможны следующие варианты:
- бухгалтер не нужен самозанятым, так как налог на профессиональную деятельность (НПД) начисляется автоматически в приложении и там же оплачивается;
- без бухгалтера могут обойтись индивидуальные предприниматели, работающие по УСН 6% (в крайнем случае ИП могут воспользоваться помощью приходящего специалиста);
- большинству микро- и малых предприятий из сферы общепита, торговли, услуг, строительства или производства иметь бухгалтера в штате нерентабельно и нецелесообразно, ведение бухучета можно отдать на аутсорс;
- без собственного штатного бухгалтера сложно обойтись компаниям с интенсивным документооборотом и без автоматизации внутренних процессов, где руководителю важен личный контакт со специалистом, где бухгалтеры делают не только свою работу, но и выполняют функциональные обязанности сотрудников других направлений (например, кассиров, архивариусов, кладовщиков и т. д.).
Основные обязанности бухгалтера на работе
Основные задачи, которые решает правильно организованный бухгалтерский учет на предприятии, — это сбор и обработка информации о хозяйственной деятельности компании, детальное отображение этой деятельности и ее результатов и формирование на основании полученных данных бухгалтерской и налоговой отчетности.
Что для этого должен делать бухгалтер? Как правило, работа специалиста состоит в следующем:
- ведет первичную документацию (которая сопровождает любую хозяйственную операцию, подтверждает ее реальность и необходима для того, чтобы все операции отражались на счетах бухгалтерского учета компании);
- проводит кассовые операции;
- участвует в разработке учетной политики организации;
- помогает в ведении управленческого учета;
- ведет работу с кредиторами, банками;
- бухгалтер может принимать участие в инвентаризации;
- рассчитывает заработную плату;
- начисляет больничные и отпускные, компенсации;
- составляет платежные ведомости;
- готовит прогнозы по ФОТ;
- формирует налоговую базу;
- рассчитывает страховые платежи, взносы;
- следит за перечислениями в фонды;
- отслеживает изменения в законодательстве, нормативных актах;
- готовит бухгалтерскую и налоговую отчетность, статистические отчеты, отвечает за своевременную передачу данных в контролирующие органы и взаимодействует с ними;
- формирует архив финансовых документов и т. д.
Это примерный перечень обязанностей бухгалтера, который меняется в зависимости от сферы деятельности и масштабов компании, численности персонала и т. д. Так в небольших организациях на плечи бухгалтеров нередко ложится ведение делопроизводства или кадрового учета.
Чтобы выполнять свою работу на должном уровне, бухгалтеры должны постоянно развиваться, совершенствовать свои профессиональные компетенции. Это может открыть перед специалистами неплохие перспективы.
Может ли руководитель вести бухгалтерский учет
Перед руководителем компании стоит задачи организовать ведение бухгалтерского учета и обеспечить сохранность документации (об этом говорится в ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Кому можно поручить ведение финансовых дел предприятия?
- Частнопрактикующие специалисты и индивидуальные предприниматели могут заниматься бухгалтерией сами.
- В кредитных организациях финансовая отчетность — это зона ответственности главного бухгалтера.
- Если предприятие является некоммерческой организацией, относится к малому или среднему бизнесу и не входит в число микрофинансовых компаний, потребительских кооперативов, предприятий бюджетной сферы и некоторых других категорий, у руководителя есть выбор:
- создать отдел бухгалтерии и назначить главного бухгалтера;
- воспользоваться услугами бухгалтера-внештатника;
- передать весь бухгалтерский и налоговый учет или отдельный участок работы на аутсорсинг;
- вести бухгалтерский учет самостоятельно.
В последнем случае предпринимателю стоит пройти профпереподготовку на бухгалтера или повышение квалификации. Это позволит восполнить возможные пробелы в знаниях, освоить актуальные методики и инструментарий и избежать многих ошибок.
Пройдите переподготовку на бухгалтера в НИПКЭФ
Хотите освоить востребованную профессию бухгалтера с нуля? Или ваша цель — прокачать имеющиеся компетенции и восполнить пробелы в знаниях, ознакомиться с реальными кейсами и усилить позиции компании, которой вы руководите? Приглашаем на обучение в наш Институт!
Весомое преимущество НИПКЭФ — это узкая специализация. Все наше внимание сфокусировано на сфере экономики и финансов. Это дает возможность обеспечить высокий уровень преподавания, глубокую теоретическую и практическую подготовку наших слушателей.
Записаться на курсы переподготовки бухгалтеров можно дистанционно. Просто оставьте заявку на сайте — и наши специалисты с вами свяжутся и проконсультируют по всем вопросам.
Источник: nipkef.ru
Каким образом индивидуальный предприниматель оказывает бухгалтерские услуги?
Оказание услуг бухгалтерского характера регулирует Закон «О бухучете» и прочие нормативные акты РФ. Согласно 7 статье ФЗ, индивидуальный предприниматель и организация самостоятельно организуют бухучет внутри субъекта хозяйствования. Руководитель ИП или организации может привлечь к этому процессу как штатного бухгалтера, так и заключить договор на оказание таких услуг. Согласно этой же статье Закона, штатный или привлечённый к ведению бухгалтерского учёта сотрудник, должен соответствовать определённым критериям:
-иметь диплом об оконченном высшем образовании;
-иметь опыт и стаж работы в сфере ведения бухучета или аудита, по меньшей мере, три года из последних пяти лет;
-если претендент на эту должность не имеет диплома вуза, то требование к сроку стажа увеличивается до пяти лет из семи последних;
-бухгалтер должен представить справку об отсутствии судимости как непогашенной, так и не снятой.
Иные нормативные акты или внутриорганизационные документы работодателя могут устанавливать дополнительные требования к кандидату на эту должность. Заключая договор на оказание бухуслуг, работодатель также должен соответствовать определённым требованиям: иметь регистрацию в ФНС, иметь не меньше одного работника, с которым предварительно заключён трудовой, а не гражданско-правовой договор.
Индивидуальный предприниматель оказывает бухгалтерские услуги с обязательным заключением договора на оказание подобного рода услуг. В его тексте обязательно указывается:
-дата и место его заключения;
-наименование сторон — ИП или организация в лице работодателя и предприниматель в лице бухгалтера;
-предметом договора выступает оказание услуг по ведению бухгалтерского учёта, составлению отчётности и прочему;
-обязанности и права ИП-исполнителя – осуществление бухобслуживания заказчика (составление отчётности, расчёт заработной платы, определение сумм налогов и сборов, представление составленной отчётности в ФНС), соблюдение норм действующего законодательства при составлении такой отчётности, несение ответственности за сохранность документов, за своевременную и в полном объёме обработку полученных от работодателя данных;
-работодатель несёт обязательство по предоставлению первичной документации ИП-бухгалтеру, подписывает и в случае наличия печати, скрепляет оттиском ту отчётность, которая была подготовлена бухгалтером, в полном объёме и указанные в данном договоре сроки производит оплату предоставленных предпринимателем услуг по бухгалтерскому обслуживанию;
-указываются сроки и существенные условия оплаты выполненных услуг;
-размер оплаты труда бухгалтера;
-стороны в обязательном порядке обязаны сохранять конфиденциальные сведения втайне, не передавать третьим лицам, кроме общедоступной информации, которая, например, указана в учредительных документах;
-в тексте прописывается также порядок внесения каких-либо изменений и возможность досрочного прекращения договора;
-договор скрепляется подписями сторон.
Индивидуальный предприниматель оказывает бухгалтерские услуги после получения всех необходимых первичных документов от заказчика. Ответственность за их достоверность и своевременность предоставления несёт именно заказчик. А за своевременную подачу отчётов в фонды и ФНС уже ИП-бухгалтер. Стоимость такого рода услуг оговаривается заранее и указывается в тексте договора.
Это может быть как фиксированная, так и почасовая или зависящая от количества обработанных документов сумма. Своевременная выплата заработной платы бухгалтеру также вменена в обязанность заказчику.
Источник: ipregistr.ru