В каких случаях уголок потребителя не устанавливается?
Ответы на вопрос (1):
06.05.2016, 11:31,
Наличие «уголка потребителя» — это обязательное условие для ведения розничной купли-продажи или оказания услуг населению организацией или индивидуальным предпринимателем. Такая обязанность следует из ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 10 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.
Ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель — должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Зачем нужен и как правильно оформить уголок потребителя
Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).
П. 10 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.
Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.
Продавец — индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.
Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.
Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.
При осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца, с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце.
Уголок потребителя – это специальный стенд, содержащий наглядно оформленную информацию, которая обязательна для доведения до потребителя, а также иную полезную информация, и расположенный в удобном и доступном для ознакомления потребителем месте. Название «уголок потребителя» не является обязательным. Стенд может именоваться и как «Информация для потребителя» или «Информационный стенд».
Источник: www.9111.ru
Перечень документов для уголка потребителя в 2021 году
В уголке потребителя должен присутствовать обязательный перечень документов. Разберемся, что конкретно должно там быть по состоянию на 2021 год.
- Что такое уголок потребителя
- Перечень документов уголка потребителя для ИП в сфере торговле и услуг
- Уголок потребителя — что должно быть в нем
- Как оформлять уголок покупателя в магазине
- Правильное оформление уголка потребителя: фото, заказ, сравнение
Что такое уголок потребителя
Законы, регулирующие отношения между фирмами или ИП и их клиентами из числа обычных граждан, требуют, чтобы в каждом пункте, где осуществляется розничная торговля или оказываются услуги, был выставлен в общем доступе определенный набор документов. Хотя полный их перечень в законе нигде не зафиксирован, наличие или отсутствие некоторых документов в соответствующем уголке часто становится поводом для споров с контрольно-надзорными органами.
Что представляет собой уголок потребителя? На основании требований закона и практики можно лишь сказать, что это стенд, стеллаж или иная конструкция, позволяющая любому клиенту или покупателю ознакомиться с документами, на основании которых осуществляется деятельность организации или ИП, а также с нормами закона, защищающими права физических лиц — потребителей.
Перечень документов уголка потребителя для ИП в сфере торговле и услуг
Поскольку большая часть небольших магазинов или мастерских зарегистрирована на ИП, именно для них оформление уголка потребителя особенно актуально.
В случае с ИП главными документами (которые непременно должны присутствовать) будут:
- свидетельство о регистрации в налоговой инспекции в качестве ИП;
- свидетельство о присвоении ИНН.
Именно по ним любой потребитель при необходимости сможет как проверить статус магазина или мастерской, так и найти сведения, необходимые для подачи жалобы или искового заявления.
Все остальные документы будут такими же, как и для фирм.
Уголок потребителя — что должно быть в нем
Если не брать в расчет ИП, то в общем случае в уголке потребителя должны быть следующие документы:
- Копия закона о защите прав потребителя. Допускается помещение распечаток с сайтов справочно-правовых систем, но лучше во избежание нареканий со стороны контролирующих органов помещать там официально изданные брошюры. Купить их можно в любом книжном магазине.
- Ксерокопии лицензий, если деятельность лицензируется.
- Копия или скан документа о регистрации.
- Копия заключения Роспотребнадзора о соответствии товаров и услуг санитарным требованиям.
- Книга отзывов и предложений. Надо отметить, что ее-то как раз необязательно выставлять непосредственно на стенде, однако если она хранится у продавца или приемщика, в уголке потребителя должно быть об этом написано. Книга выдается любому желающему по первому требованию, мешать делать записи запрещено. Рекомендуется к самой книге прикреплять и ручку, маркер или иное пишущее приспособление. Это требование также необязательное, однако его соблюдение снимает многие вопросы со стороны проверяющих.
- Правила пожарной безопасности и план эвакуации при пожаре. Их можно оформлять в виде отдельного стенда, однако рекомендуется объединять с уголком потребителя.
- Телефоны и адреса организаций, осуществляющих контроль за деятельностью, осуществляемой ИП или фирмы. Эта информация важнее всего — не случайно ее размещают не только в магазинах, но даже в маршрутных такси.
- Информация о гражданах, которые обслуживаются вне очереди (ветераны Wow, инвалиды и т. д.).
- Если оказываются услуги — правила их оказания.
Как оформлять уголок покупателя в магазине
Конкретных требований к тому, как именно должен выглядеть и где должен располагаться уголок в предприятии розничной торговли, в законе нет. Однако на практике принято размещать такой стенд при входе (до торговой зоны в супермаркетах), причем контрольные весы в магазине лучше размещать поближе к уголку покупателя.
Со скольки лет продают алкоголь в России?
Кроме того, для покупателей в магазинах розничной торговли продуктами необходимо в уголке потребителя специально указывать, что продажа алкоголя и табачных изделий несовершеннолетним категорически запрещена. Отсутствие такой информации, равно как и сам факт продажи, может стать поводом для привлечения к административной ответственности владельцев магазина.
Как должен быть оформлен стенд, закон не устанавливает. Главное, чтобы информация была в любой момент доступна для покупателя, поэтому размещать стенд за прилавком или под стеклом не считается допустимым. У проверяющих в этом случае могут возникнуть серьезные и обоснованные претензии.
Правильное оформление уголка потребителя: фото, заказ, сравнение
Если вы сомневаетесь в том, правильно ли оформлен (или спланирован) уголок в вашем магазине, уточнить можно несколькими способами:
- Обратиться к специалистам — организациям, специализирующимся на таком виде деятельности (у них же можно заказать оформление уголка с нуля).
- Ознакомиться с оформлением уголков коллег, занимающихся таким же видом деятельности.
- Поискать в интернете примеры (фото, эскизы, проекты) правильно оформленных уголков.
Последний способ, пожалуй, самый простой и надежный. Кроме того, фотографии позволят вам подобрать дизайн стенда так, чтобы он наилучшим образом подходил к оформлению торгового зала. Ведь закон не закрепляет требований ни к цвету уголка, ни к расположению документов на нем, ни к шрифту заголовка, т. е. имеется большой простор для выбора.
Больше полезной информации — в рубрике «Защита прав потребителей».
Источник: xn--h1apee0d.xn--p1ai
Уголок потребителя: перечень документов
Обязательность «уголка потребителя» указана в законе, но полного перечня информации о том, что должно быть на стенде, нет. Вместе с тем, этот самый «уголок» может стать камнем преткновения при проверках контролирующих органов, основанием для привлечения к ответственности продавца или исполнителя за нарушение прав потребителей (ст. 14.15 КоАП).
Уголок потребителя можно назвать по разному — информационный стенд, информация для покупателей, стенд для покупателей — как душе угодно. Размещать данный стенд обязаны магазины, организации общественного питания, а также фирмы, оказывающие разные бытовые услуги населению.
Что необходимо размещать в уголке потребителя?
- Копию ОГРН (ОГРНИП) продавца;
- Санитарно-эпидемиологическое заключение на помещение (если оно выдавалось);
- Копия и номер лицензии, а также информация об органе, ее выдавшем (если лицензия выдавалась);
- Книга отзывов и предложений (ее можно не размещать на стенде, а выдавать по первому требованию);
- Закон №2300-1;
- Закон N 52-ФЗ (для общепита и торговли);
- Правила торговли для вашего вида деятельности (например, правила для общепита, правила реализации алкоголя и т.п.);
- КоАП;
- Телефоны контролирующих и вышестоящих органов (Управление Роспотребнадзора по региону);
- Телефоны экстренных служб (01, 02, 03);
- План эвакуации.
- Иная дополнительная информация, касающегося конкретного вида деятельности.
Уголок потребителя: какими способами можно представить информацию?
Закон не содержит требования размещать специальный стенд или «уголок», основное правило — документы должны быть доступны и видны потребителю. Это может быть даже обычная папка, находящаяся на видном месте. Тексты законов можно просто распечатать и не покупать брошюры в магазинах. Вы не обязаны приобретать книги, специальные законы и т.п., даже если настоятельно это будет предлагать сделать проверяющий (причем приобрести у его же дружественной конторы).
В идеале, конечно, лучше сделать стенд — дабы удовлетворить эстетический вкус проверяющих, так как потребителю уголок по факту не нужен и его он не читает.
Но! В ряде случаев информация, указанная на стенде, может освободить продавца от возможных проблем — это может быть публичная оферта, либо какое то предупреждение, важная информация по технике безопасности, правила и т.п.
Источник: urist-rostov.com