ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. НПА в сфере закупок
ПРАВОВАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВЫ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК, ОБОСНОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА
ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, РАЗМЕЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ (ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ) (статья 14 Закона № 44-ФЗ)
НОРМИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК (статья 19 Закона № 44-ФЗ)
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (положения Закона № 44-ФЗ)
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ (часть 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ)
РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (часть 1.1. статьи 31, статья 104 Закона № 44-ФЗ)
ПРЕФЕРЕНЦИИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК (статьи 27-30 Закона № 44-ФЗ)
КОНКУРСЫ, АУКЦИОНЫ (параграф 2 главы 3 Закона № 44-ФЗ)
ЗАПРОСЫ КОТИРОВОК (параграф 3 главы 3 Закона № 44-ФЗ)
ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ) (статья 93 Закона № 44-ФЗ)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЯВОК, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА (статьи 44, 45, 96 Закона № 44-ФЗ)
КОНТРАКТЫ (статьи 34, 94, 95, 103 Закона № 44-ФЗ )
ЗАКУПКА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ТИПОВЫЕ КОНТРАКТЫ
КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК (статьи 99 – 102 Закона № 44-ФЗ)
ОТЧЕТНОСТЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК, РЕЕСТР КОНТРАКТОВ
Специальные инвестиционные контракты (СПИКи)
ПРОЧЕЕ
Вам будет интересно:
- НПА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
- ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
- Обзор основных изменений законодательства РФ о контрактной системе
- ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В 2020 ГОДУ
- ВНЕСЕНЫ ПОПРАВКИ В ЗАКОН О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ (ЗАКОН № 44-ФЗ)
- ПРАВИЛА ОБОСНОВАНИЯ ЗАКУПОК 44 ФЗ
- ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ЗАКУПОК
- Стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
- ПЕРЕЧЕНЬ СИСТЕМ, ПРОГРАММ И САЙТОВ ПО ПОИСКУ ТЕНДЕРОВ
- АУКЦИОННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
Комментарии закрыты
Сайдбар
Поддержи проект
Онлайн консультация юриста в области Государственных закупок. Помощь в сложных ситуациях. Участие в закупках. Конкурсы, аукционы, запросы котировок. Оперативно.
ВАША СПОСОБНОСТЬ ВЫБИРАТЬ
Навигация по сайту
- 135 ФЗ
- 1401 Постановление Правительства РФ
- 223 ФЗ
- 223 ФЗ Что и когда нужно размещать в ЕИС
- 223-ФЗ ЧТО МЕНЯЕТСЯ В ЗАКУПКАХ С 2020 ГОДА
- 223-ФЗ: КС РФ разъяснил, можно ли обязать организатора несостоявшихся торгов заключить договор
- 341 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
- 44 ФЗ ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ
- 44 ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
- 44-фз и 223-фз.
- 620 ПП
- 649 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
- B2B
- CПЕЦИАЛИСТ ПО ТЕНДЕРАМ УДАЛЁННО
- Cрок действия решения об одобрении крупной сделки
- galereya
- Абонентское юридическое обслуживание
- АВАНСИРОВАНИЕ ТЕНДЕРОВ
- АГРЕГАТОР ДЛЯ МАЛЫХ ЗАКУПОК
- АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ФАС ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ
- Адреса официального сайта и электронной почты ФАС России
- Аккредитация в ЕАИС
- АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
- АНАЛИЗ ТЕНДЕРА. ПРОВЕРКА ЗАКАЗЧИКА
- Арбитраж 44-ФЗ
- АУКЦИОН НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
- АУКЦИОННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
- Банковская гарантия в целях обеспечения заявки или на исполнение контракта по Закону № 44-ФЗ
- Банковская гарантия: чек-лист (44-ФЗ)
- Блокирование и разблокирование тендерных процедур ФАСом
- Больничный лист не является основанием для нарушения сроков при подписании контракта
- В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПРИЗНАТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН НЕСОСТОЯВШИМСЯ
- В каком виде предоставить гарантию
- ВАЖНОЕ В 44 ФЗ
- ВИДЫ ГОСЗАКУПОК
- Включение в РНП единственных поставщиков
- ВКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАГЕНТА В РНП
- ВКЛЮЧЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ УЧАСТНИКАХ ЗАКУПОК В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ
- ВКЛЮЧИЛИ В РНП
- ВНЕСЕНЫ ПОПРАВКИ В ЗАКОН О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ (ЗАКОН № 44-ФЗ)
- ВОЗВРАТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЯВКИ ПРИ НЕПОДПИСАНИИ КОНТРАКТА
- ВОЗРАЖЕНИЕ НА ЖАЛОБУ 44 ФЗ
- Вопросы по приказу №126н
- ВОСПОМИНАНИЯ ТЕНДЕРОЛОГА
- ВСЁ О ГОСЗАКУПКАХ
- ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАЯВКИ ПО 44-ФЗ
- Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком
- ВЫПИСКА ИЗ ЕГРЮЛ
- Выписка из реестра российской промышленной продукции
- ГАДАНИЕ НА РУНАХ
- ГАРАНТИЯ
- ГЛАВКОНТРОЛЬ г. МОСКВА
- Главные изменения 2022 года для поставщика
- ГОСЗАКАЗ
- ГОСЗАКАЗЧИКАМ
- ГОСЗАКУПКА ЛЕКАРСТВ
- ГОСЗАКУПКИ
- Закрытые торги
- Какие контракты расторгнуть при удаленной работе
- Конкурсы с ограниченным участием
- Приказ о наделении правом подписи при приемке
- Протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме
- Протокол рассмотрения единственной заявки
- Риски поставщика в госзакупках
- Сведения о поставщике внесены в РНП
- Торги с применением национального режима (44-ФЗ и 223-ФЗ)
Категории
Следите за нами в социальных сетях
Самое читаемое
Ограничение количества участников закупки
Видео
Самое комментируемое
Ограничение количества участников закупки
Подвал
Copyright
Кнопки социальных сетей
Счетчики посещаемости
Источник: 44fzrf.ru
За ДЕПОЗИТЫ в банках придется доплачивать, отразится ли это на рынке НЕДВИЖИМОСТИ
Что важно знать о нормативно-правовых актах
Понятие нормативно-правовой акт (НПА) очень часто встречается в разных неофициальных источниках или документации. Под этим подразумевают официальные документы, которые позволяют регулировать различные процессы.
Многие нормы, применяющиеся современным правом, изложены и закреплены именно как НПА. Для поиска нужного нормативно-правового акта можно воспользоваться сайтом jurdocs.ru — это база правовых актов РФ.
Отличия нормативно-правовых актов от других документов
Классификация нормативно-правовых актов
На сегодняшний НПА классифицируют по таким типам критериев:
- инициатор принятия новой нормы (в качестве этого может выступать уполномоченный орган государства, какая-нибудь общественная организация либо народ в целом);
- зона функционирования акта (относительно нее НПА может быть региональным, федеральным, локальным либо муниципальным);
- срок действия акта (определенный период либо неопределенный длительный).
Разделение НПА по юридической силе
Указанные выше критерии классифицирования НПА – еще не все. Есть еще один, который ввиду огромного значения для законодательной системы выделяется отдельно – юридическая сила. На данный признак оказывает влияние орган, который издал НПА. По правилам, которые действуют в Российской Федерации, акты нижестоящих организаций имеют меньшую юридическую силу по сравнению с теми, что выпущены вышестоящими органами. Таким образом, все НПА можно разделить на законы и подзаконные акты.
Законы представляют собой официальные нормы, имеющие максимальную силу. Они принимаются исключительно Госдумой либо обществом при референдуме.
Внутри группы законов имеется своя градация относительно степени силы нормы:
- Конституция – высший НПА, которым определяются основные признаки государства;
- федеральные конституционные законы (ими в подробностях рассматривается каждое положение Конституции);
- федеральные законы – нормы для разных сфер жизни общества, которые адресованы каждому региону страны;
- законы субъектов Российской Федерации – нормы для конкретных регионов.
- общие;
- президентские указы;
- правительственные постановления;
- местные, ведомственные и корпоративные.
Источник: 66.ru
Статья 4 НК РФ. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления, исполнительно-распорядительного органа федеральной территории «Сириус» (действующая редакция)
1. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории «Сириус» в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов, сборов, страховых взносов.
3. Правительство Российской Федерации вправе в 2020, 2022 и 2023 годах издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в периоды соответственно с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) и с 1 января 2022 года до 31 декабря 2023 года (включительно):
1) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля;
2) продление установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов;
3) продление установленных законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;
4) продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);
5) продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
6) дополнительные основания предоставления в 2020, 2022 и 2023 годах отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;
7) основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;
8) основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).
3.1. Правительство Российской Федерации вправе до 31 декабря 2023 года (включительно) издавать нормативные правовые акты, предусматривающие особенности применения законодательства о налогах и сборах на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в 2023 году в части:
1) порядка постановки на учет в налоговых органах организаций и физических лиц;
2) порядка перехода налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на указанных территориях, на специальные налоговые режимы;
3) порядка учета расходов, понесенных налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность на указанных территориях, до 31 декабря 2022 года (включительно), для целей налогообложения;
4) установления оснований и условий неприменения ответственности к лицам, состоящим на учете в налоговых органах по месту нахождения (месту жительства) на указанных территориях, за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета), нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) и (или) за неуплату сумм налога (сбора, страховых взносов);
5) представления в налоговые органы сведений, предусмотренных статьей 85 настоящего Кодекса, органами, учреждениями, организациями и должностными лицами, осуществляющими соответствующие полномочия на указанных территориях.
4. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в 2020 и 2022 годах издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в периоды соответственно с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) и с 1 января до 31 декабря 2022 года (включительно) продление сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, указанными в подпунктах 1, 2 и 5 пункта 2 статьи 18 настоящего Кодекса, а также продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора в случае, если указанные сроки не продлены в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо если в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи предусмотрены более ранние сроки их уплаты.
В случае, если в соответствии с настоящим пунктом сроки уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам), торгового сбора продлеваются для отдельных категорий налогоплательщиков, при принятии указанных в настоящем пункте нормативных правовых актов и установлении критериев определения этих категорий налогоплательщиков учитываются следующие показатели: основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2020 года (в отношении указанных актов и критериев, принятых в 2020 году), на 1 марта 2022 года (в отношении указанных актов и критериев, принятых в 2022 году); данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В случае определения указанных категорий на основе иных критериев уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует соответствующий перечень налогоплательщиков с указанием их идентификационных номеров, который направляется в налоговый орган по субъекту Российской Федерации в электронной форме.
5. Правоотношения, возникающие в период действия нормативных правовых актов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.
Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате
Комментарий к ст. 4 НК РФ
Как разъяснено в Определении КС РФ от 17.11.2011 N 1571-О-О, федеральный законодатель, обладая в сфере налогообложения достаточно широкой свободой усмотрения, вправе предусмотреть в целях обеспечения организации исполнения актов законодательства о налогах и сборах, что правовое регулирование по указанным вопросам будет осуществляться путем издания подзаконных актов, которые при этом не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Возможность принятия именно такого рода актов предусмотрена в пункте 1 статьи 4 НК РФ.
В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издавать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, вправе Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления.
Издаваемые данными органами власти нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Например, в письме Минфина России от 19.09.2012 N 03-07-14/92 указано, что Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» издано во исполнение пункта 8 статьи 169 НК РФ, устанавливающего, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, указанное Постановление Правительства Российской Федерации является нормативным правовым актом по вопросам, связанным с налогообложением, изданным на основании статьи 169 НК РФ.
В пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» закреплена правовая позиция о том, что при рассмотрении споров, касающихся обоснованности применения 10-процентной налоговой ставки по НДС, судам необходимо учитывать, что в силу пункта 1 статьи 4 НК РФ при осуществлении указанных полномочий Правительство Российской Федерации не вправе вводить дополнительные основания ограничений на ее применение, которые прямо не вытекают из положений пункта 2 статьи 164 НК РФ.
В частности, применение налоговой ставки 10 процентов в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации, поскольку из пункта 2 статьи 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия.
Учитывая изложенное, для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации, со ссылкой хотя бы на один из двух источников — Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.
Отдельно следует сказать о том, что нормативные правовые акты иных, не указанных в пункте 1 статьи 4 НК РФ, органов не могут затрагивать вопросы, связанные с исчислением и уплатой налогов.
Как отмечено в Кассационном определении Томского областного суда от 27.05.2011 N 33-1613/2011, поскольку постановление администрации субъекта РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков не содержит порядка определения основных элементов налогообложения, а его издание исполнительным органом субъекта РФ не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, оспариваемое постановление нельзя отнести к актам законодательства о налогах и сборах.
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Такими полномочиями наделены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов.
Таким органом является Минфин России, которому в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» переданы функции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах.
При этом под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, под правовой нормой — общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (см. Определение ВАС РФ от 25.10.2006 N 12547/06, письмо Минфина России от 01.12.2009 N 03-05-05-05/11).
Согласно пунктам 5.1 и 5.2 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, Министерство принимает нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности Министерства и федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Министерства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства.
Нормативные правовые акты издаются Министерством в форме приказа или ином установленном федеральным законодательством виде в соответствии с правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
На основании пунктов 7.7 и 7.8 Регламента Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению организации.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. В указанных случаях директора департаментов информируют об этом заявителей.
Письменные запросы организаций, являющихся налоговыми агентами, налогоплательщиками, ответственными участниками консолидированных групп налогоплательщиков, плательщиками сборов и налоговыми агентами, по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах рассматриваются в Министерстве в сроки, установленные НК РФ. По указанным запросам Министерство дает письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса в Министерство. По решению Министра (заместителя Министра) указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, с уведомлением заявителя, направившего обращение, о продлении срока его рассмотрения.
Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Как отмечено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 N 12547/06, поскольку письма Минфина России не отвечают критериям нормативного правового акта, они не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Соблюдения этих Правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов).
Подобные разъяснения были даны и Минфином России в письме от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138.
В Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.07.2015 N Ф07-3841/2015 указано, что поскольку разъяснения Министерства и Федеральной налоговой службы не порождали правовых норм, не были обязательными для исполнения налогоплательщиками, то они не могли препятствовать своевременному заявлению налогоплательщиком налогового вычета.
Важно учитывать, что наряду с этим Минфин России на основании пункта 1 статьи 34.2 НК РФ дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Письма Минфина России, изданные в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 НК РФ, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке, обязательной правовой экспертизе в Минюсте России и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Таким образом, указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер, в них выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.
Как указано в решении ВАС РФ от 19.03.2010 N ВАС-9507/09, ФНС России не вправе принимать нормативные правовые акты в области налогов и сборов.
Пунктом 1 Положения о ФНС России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, установлено, что ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Следовательно, Федеральная налоговая служба как орган, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в силу прямого указания, содержащегося в пункте 2 статьи 4 НК РФ, не имеет права издавать нормативные правовые акты.
Источник: www.zakonrf.info